Перейти на главную страницу
3. Расскажите о словах категории состояния и о модальных словах.
4. Опишите случаи перехода слов из одной части речи в другую, дайте название процессов, приведите примеры.
Практическая часть:
1. а) Выполните упражнение 109 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 47;
б) Определите род существительных: сирокко, хлебушко, МИД, сирота, вуз, кули, колибри, ханум, роно, эсперанто, Эри, сутки, мостина, ЧГПУ, ножницы, иваси, чистюля, такси, кольраби, салями, сани, МВД, хинди, Сочи, бри, загс, хинди, часы, тюль, молодчина, мозоль, Ориноко;
в) Определите одушевленность-неодушевленность следующих существительных: валет, щенок, народ, дитя, автомат, толпа, труп, животное, табун, мертвец, учительство, овца, покойник, волк, образ, кукла;
г) Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных: абрикос, баклажан, гектар, грамм, комментарий, заморозки, клешня, зеркальце, партизан, кочерга, графиня, гренки, сумерки, ущелье, носки, свеча, чуваш, бланк, чулки, георгин.
2. а) Выполните упражнение 127, 133, 141 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 57, 60, 62;
б) Образуйте степени сравнения от следующих прилагательных: зеленый, красный, голубой, полосатый, хороший, темный, острый, умный, живой, клетчатый, плохой, красивый, богатый, тихий, ветхий, частый, низкий, высокий, вороной, желанный, красивенький, глазастый, бойкий;
в) Образуйте краткие формы от следующих прилагательных: пахучий, трескучий, горький, соленый, знойный, ясный, хороший, ясный, неуклюжий, сладкий, блестящий, пустынный, длинный, бесчувственный.
3. а) Выполните упражнение 153 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 66-67.
б) Образуйте словосочетания из числительных, стоящих в скобках, и существительных: (два, две, оба, обе, двое) девушка, юноша, сирота, дом, щенок, сутки; (три, трое, семеро) женщина, мужчина, люди, ребенок, сани, воз.
4. а) Выполните упражнения 158, 159 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 69-70;
б) Определите лексико-грамматический разряд местоимений: я, иной, тебе, некого, этот, никто, кто, всякий, кто-то, наш, себя, меня, тот, кое-кто, мой, который, каждый, ты, нечто, свой, весь, себе, какой, любой.
5. Выполните упражнение 211 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 91-92.
6. Выполните упражнения 224, 225 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 98-100.
Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 129-176.
Кодухов, В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1979. –С. 265-271.
Дополнительная литература:
Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М., 2001. – С. 320-324.
Мучник, И. П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке / И. П. Мучник. – М., 1971.
Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. – М., 1987. – С. 78-234.
Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч. 2. Морфология. Синтаксис / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 14-25, 32-182.
Супрун, Е. А. Части речи в русском языке / Е. А. Супрун. – М., 1971.
2. Образуйте, где возможно, форму 1 лица ед.ч. от следующих глаголов. Объясните причины отсутствия форм (фонетическое неблагозвучие, лексическое значение, омонимия, безличный глагол): класть, победить, колыхаться, мокнуть, ощутить, полоскать, опротиветь, дерзить, галдеть, махать, поласкать, пылесосить, уведомить, затмить, колоситься, быть, тузить, роптать, выздороветь, преградить.
3. Образуйте, где возможно, форму 3 лица ед.ч. от следующих глаголов. Укажите варианты и их значения: брызгать, двигать, капать, полоскать, метать, кликать, сыпать, мяукать, махать, плакать.
4. Определите спряжение и проспрягайте глаголы: есть, хотеть, бежать, зиждиться, стелить, гнать, терпеть, бороться, клеить, таять.
5. Образуйте формы 2 лица ед.ч. настоящего времени, 3 лица мн.ч. настоящего времени от следующих глаголов: дышать, бороться, задержаться, строить, ненавидеть, смотреть, двинуться, носить, проверять, проверить, молчать, кричать.
6. Выполните упражнения 170 (1), 171, 179, 183, 187 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 75-80.
Основная литература:
Богачев Ю. П. Русский язык с основами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 158-168.
Мучник И. П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке / И. П. Мучник. – М., 1971.
1. Охарактеризуйте причастие как особую форму глагола. Назовите его разряды и суффиксы.
2. Охарактеризуйте деепричастие как особую форму глагола. Назовите его разряды и суффиксы.
Практическая часть:
1. Заполните таблицу:
Глагол |
Вид |
Спр. |
Перех. |
ДПНВ |
ДППВ |
СПНВ |
СППВ |
Д |
Нести |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таять |
|
|
|
|
|
|
|
|
Клеить |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стелить |
|
|
|
|
|
|
|
|
Читать |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочесть |
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочитать |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расколоть |
|
|
|
|
|
|
|
|
Смотреть |
|
|
|
|
|
|
|
|
Побрить |
|
|
|
|
|
|
|
|
Увидеть |
|
|
|
|
|
|
|
|
Зависеть |
|
|
|
|
|
|
|
|
Слышать |
|
|
|
|
|
|
|
|
Бороться |
|
|
|
|
|
|
|
|
Лелеять |
|
|
|
|
|
|
|
|
Молоть |
|
|
|
|
|
|
|
|
Молиться |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Устраните ошибки в образовании и употреблении причастий.
3. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
4. Выполните упражнения 200, 201, 205, 206 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 75-80.
Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 168-171.
Мучник, И. П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке / И. П. Мучник. – М., 1971.
1. Перечислите служебные части речи. Назовите признаки, отличающие служебные части речи от знаменательных частей речи.
2. Охарактеризуйте предлог как служебную часть речи.
3. Охарактеризуйте союз как служебную часть речи.
4. Охарактеризуйте частицу как служебную часть речи.
Практическая часть:
1. Определите принадлежность к той или иной части речи у выделенных слов. Ответ прокомментируйте.
2. Заполните таблицу. За справками обращайтесь к толковому словарю.
Наименование предлога |
Какое обозначает отношение |
С каким падежом употр-ся |
Стилистичес- кие пометы |
Примеры |
благодаря вследствие ввиду из-за
по |
|
|
|
|
между среди
|
|
|
|
|
сквозь через
|
|
|
|
|
для за с целью в честь |
|
|
|
|
во время в течение в продолжение
|
|
|
|
|
3. Распределите союзы в группы в зависимости от их принадлежности к разговорным, книжным, устарелым, нейтральным: Ежели, а то, в силу того что, но, раз, кабы, благодаря тому что, а не то, ибо, правда, буде, в связи с тем что, пока, доколе, покамест, когда, поелику, так как.
4. Определите разряд частиц по значению (указательные, определительно-уточняющие, выделительно-ограничительные, усилительные):
Даже, лишь, только, именно, всего-навсего, просто, это, прямо, почти, вот, ведь, единственно, ну, как еще.
5. Выполните упражнения 228, 229, 233, 234, 237 (1), 238 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 102-108.
Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 176-181.
Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. – М., 1987. – С. 234-238.
Современный русский язык : теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч. 2. Морфология. Синтаксис / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 182-223.
Практические задания для студентов
заочного отделения 3 курса ФДиКПиП (Логопедия)
на пятый семестр
Практическое занятие № 1
Словосочетание
Активизируйте термины: синтагма, словосочетание, согласование, управление, примыкание, атрибутивные отношения, объектные отношения, релятивные отношения, комплетивные отношения.
Теоретические вопросы:
1. Что такое словосочетание? Чем оно отличается от предложения?
2. Какие типы словосочетаний вам известны (по структуре, по морфологической характеристике, по характеру смысловых отношений)?
Практическая часть:
1. Заполните таблицу:
|
согласование |
управление |
примыкание |
Характер главного слова |
|
|
|
Смысловые отношения |
|
|
|
Средства выражения связи слов |
|
|
|
1) главное слово – глагол, зависимое – существительное в творительном падеже без предлога; словосочетание выражает отношение действия ко времени;
2) главное слово – существительное, зависимое – существительное в родительном падеже с предлогом из; словосочетание выражает отношение предмета к материалу;
3) главное слово – глагол, зависимое – существительное в винительном падеже без предлога; словосочетание выражает отношение действия к прямому объекту;
4) главное слово – глагол, зависимое – существительное в предложном падеже с предлогом в; словосочетание выражает отношение действия к месту;
5) главное слово – прилагательное, зависимое – наречие; словосочетание выражает отношение признака к степени его проявления.
3. Выполните упражнения 248, 249 (2, 3) из следующей книги: Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 114.
4. В словосочетаниях определите тип связи и характер смысловых отношений: рассказы о подвигах, прозрачный воздух, любуюсь морем, пришить к пальто, прочитанные книги, читать газету, петь звонко, по лесным тропам, приближаться к цели, в сыром ущелье, очень тихий, получить письмо, в густом тумане, капли дождя, говорить образно.
5. Распределите словосочетания по грамматическим значениям: «предмет и его признак», «действие и объект, на который оно направлено», «опредмеченное действие и его состояние», «действие и время его протекания (и его темпоральная характеристика)», «действие и его признак», «признак и степень его проявления»: бежать быстро, читать книги, строить долго, очень красивый, веселая девочка, рассказывать интересно, ждать ребенка, пение солистки, приезжать летом, высокий дом, довольно неожиданный, строить красиво, старание мастера, ругать девочку, тяжелый предмет, читать на перемене, прыгать высоко.
6. Из нижеприведенных предложений выпишите все возможные словосочетания, определите способ связи и характер отношений между частями словосочетания: 1) От воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный, еле уловимый аромат недавно освободившейся из-под снега земли.2) Каждое малейшее движение вызывало в нем неприятное ощущение мокроты и холод. 3) Дальний берег давно утонул в тумане и сумерках приближавшегося вечера.4) В желтом свете фонаря лицо Степана резко и выпукло выделялось из ночного мрака.
Выполните анализ пяти словосочетаний по выбору.
Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы
08 10 2014
10 стр.
Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика
26 09 2014
17 стр.
Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика
25 12 2014
15 стр.
График промежуточной аттестации учащихся 1-8, 10 классов за 2010-2011 учебный год
17 12 2014
1 стр.
Контрольная работа №3 ( тема: простое предложение, члены простого предложения ))
18 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
Методическое пособие, программы и контрольная работа по курсу "фотограмметрия". –М.: МиигаиК, 2012, -74 с
11 10 2014
8 стр.
Данная контрольная работа имеет целью восстановить и закрепить основы органической химии, необходимые для усвоения всего цикла химических дисциплин. Некоторые задания вызывают затр
25 12 2014
1 стр.