Перейти на главную страницу
б) тип синтаксических отношений;
в) способ связи компонентов;
г) средство связи.
3. Грамматическое значение.
4. Структурные особенности: простое или сложное, свободное или несвободное.
б) релятивные;
в) примыкание;
г) средств связи нет.
3. «действие и его локативная характеристика».
4. простое, свободное.
7. Выполните упражнение 249 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 114-115.
Основная литература:
Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 184-189.
Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка / Н. С. Валгина. – М., 1991.
Гвоздев, А. Н. Современный русский литературный язык / А. Н. Гвоздев. Ч. 2. – М., 1973.
Кодухов, В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1979. – С. 271-275.
Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 2000.
Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения / Е. С. Скобликова. – М., 1979.
Дополнительная литература:
Виноградов, В. В. Вопросы изучения словосочетания / В. В. Виноградов // Исследования по русской грамматике. – М., 1975. – С. 231-236, 238-240.
Крылова, О. А., Максимов Л. Ю., Ширяев Е. Н. Современный русский язык : теоретический курс. Ч. 4. Синтаксис и пунктуация / О. А. Крылова, Л. Ю. Максимов, Е. Н. Ширяев. – М., 1997.
Лекант, П. А. О форме словосочетания / П. А. Лекант // Русский язык в национальной школе. – 1967. – № 2.
Скобликова, Е. С. Согласование и управление в русском языке / Е. С. Скобликова. – М., 1971.
Современный русский язык : теория. Анализ языковых единиц : В 2 ч. – Ч. 2. Морфология. Синтаксис / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 263-292.
Сухотин, В. П. К изучению словосочетаний в школе / В. П. Сухотин // Русский язык в школе. – 1956. – № 2.
Практическое занятие № 2
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения
Активизируйте термины: простое предложение, полное предложение, неполное предложение, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, приложение.
Теоретические вопросы:
1. Укажите, как выражена предикативность в следующих предложениях: 1) Ярко загорелась утренняя зорька. 2) Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые не раздавались давно! 3) Человек – кузнец своему счастью. 4) Уметь слушать – великое искусство. 5) Мороз. В лесу звенят сосульки. 6) Пусть встала б горная страна, взяла б любой подъем! 7) Не будем говорить ни о пьесах, ни об атомах. 8) Кто любит вас, тот очень глуп, конечно; Но кто не любит вас, тот во сто раз глупей.
2. Разберите предложение по членам.
Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз; одна упала на крутой лобик собачки, другая во щи.
3. Сформулируйте определение неполного предложения. Докажите, что приведенные ниже предложения являются неполными.
4. Выделите синтаксически однотипные предложения. Сгруппируйте их по моделям.
О б р а з е ц: Пионеры выпускают стенгазету. Художник рисует натюрморт. Учитель ведет урок. Студенты сдают экзамены.
5. Составьте предложения по тем моделям, которые приведены ниже.
1) Зимний день. 2) В комнате жарко. 3) Встать! 4) Брат решает задачу. 5) Откройте окно! 6) Школу отремонтировали к сентябрю. 7) Повесть написана учителем. 8) Необходимо срочно приступить к весеннему севу. 9) Дорогу занесло снегом. 10) Он будет писателем.
О б р а з е ц: Зимний день. – Декабрь. Солнечное, морозное утро; В комнате жарко. – В лесу прохладно. В поле было ветрено и морозно.
6. Выполните упражнения 260, 264 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 121-123.
Основная литература:
Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 191-209, 216-225.
Кодухов, В. И. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М., 1979. – С. 275-282.
Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения / Е. С. Скобликова. – М., 1979.
Бабайцева, В. В. Односоставные предложения в современном русском языке / В. В. Бабайцева. – М., 1968.
Лекант, П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке / П. А. Лекант. – М., 1971.
Лекант, П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке / П. А. Лекант. – М., 1976.
Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении / А. М. Пешковский. – М., 1956.
Современный русский язык : теория. Анализ языковых единиц : В 2 ч. – Ч. 2. Морфология. Синтаксис / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 292-378, 447-475.
Обобщите сведения об односоставных предложениях в виде таблицы:
Вид односоставного предложения |
Значение |
Способ выражения главного члена |
Пример |
Номинативное |
|
|
|
Генитивное |
|
|
|
Вокативное |
|
|
|
Определенно-личное |
|
|
|
Неопределенно-личное |
|
|
|
Обобщенно-личное |
|
|
|
Безличное |
|
|
|
1. Определите разновидности односоставных предложений. Найдите главный член и назовите способ его выражения:
2. В стихотворении К. Симонова найдите все простые предложения, у односоставных предложений определите их разновидность:
3. Выполните упражнения 290, 291 из книги Богачев, Ю П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 137-138.
Основная литература:
Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 209-215.
Бабайцева, В. В. Односоставные предложения в современном русском языке / В. В. Бабайцева. – М., 1968.
Современный русский язык : теория. Анализ языковых единиц : В 2 ч. – Ч. 2. Морфология. Синтаксис / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 292-378.
Практическое занятие № 4
Осложненное предложение
Активизируйте термины: осложненное предложение, сочинительные отношения, полупредикативные отношения, парентеза, однородность, обособление.
Теоретические вопросы:
1. Дайте характеристику осложненного предложения.
2. Расскажите об однородных членах предложения. Какова пунктуация при однородных членах предложения?
3. Какие члены предложения называются обособленными? Назовите основные условия обособления.
4. Охарактеризуйте вводные и вставные конструкции. В чем их отличие друг от друга?
5. Охарактеризуйте обращение как осложняющий компонент предложения.
1. Выполните упражнения 298, 302, 304, 313, 314,316 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 141-155.
2. Найдите однородные члены предложения и расставьте необходимые знаки препинания:
В каждой скале зияют пещеры и гроты расселины и уступы трещины и карнизы. Собаки лошади куры все мокро уныло робко. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета но был еще и очень тонким психологом. Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет фонарей все казалось значительным. Аллеи засаженные сиренями и липами вязами и тополями вели к деревянной эстраде. Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне. Пшеница просо овес подсолнух кукуруза бахчи картофель словом на что только ни взгляни все уже созрело все требовало хозяйских хлопот и заботливых старательных рук. Язык Пришвина точен прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности. Всюду вверху и внизу раздавался шум не прекращающейся ни днем ни ночью работы. На сотни верст ни дымка ни юрты ни человеческого жилья. Ваня узнавал старые места лесные заброшенные дороги уводившие в заросли осинника просеки заросшие вереском бессмертником и колосистой травой и муравьиные тропы в рыжем зернистом песке. Долго шли они лесом и горами и быстрыми речками. На заре ли днем ли вечером ли подъезжали к правлению грузовики шли подводы. Две девушки студентка Маша и медсестра Настя вели беседу.
3. Найдите обособленные члены предложения. Расставьте знаки препинания:
4. Найдите в предложениях вводные и вставные конструкции, определите их значение, расставьте знаки препинания:
5. Распространите данные предложения так, чтобы они стали осложненными:
Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 226-238, 240-269.
Скобликова, Е. С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения / Е. С. Скобликова. – М., 1979.
Дополнительная литература:
Современный русский язык : теория. Анализ языковых единиц : В 2 ч. – Ч. 2. Морфология. Синтаксис / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 379-422.
Чиркина, И. П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч. 5. Простое осложненное предложение. Сложное предложение / И. П. Чиркина. – М., 1986. – 159 с.
Практическое занятие № 5
Пунктуационный анализ сложного предложения
Активизируйте термины: сложное предложение, сочинение, подчинение, бессоюзие, придаточное предложение, союзное слово.
Теоретические вопросы:
1. Дайте характеристику сложного предложения. Чем сложное предложение отличается от простого предложения?
2. Охарактеризуйте основные виды сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).
3. Заполните таблицу по сложным предложениям:
Сложносочиненное предложение
Вид сочинительного союза |
Союзы |
Пример ССП |
Соединительный |
|
|
Разделительный |
|
|
Противительный |
|
|
Присоединительный |
|
|
Сопоставительный |
|
|
Пояснительный |
|
|
Бессоюзное предложения:
Смысловые отношения |
Пример |
Синонимичное СП |
Перечислительные |
|
|
Сопоставительные |
|
|
Обусловленности |
|
|
Пояснительные |
|
|
Присоединительные |
|
|
Сложноподчиненное предложение
Тип придаточного предложения |
На какой вопрос отвечает |
К чему относится |
Средство связи |
Пример | |
Союз |
Союзное слово | ||||
|
|
|
|
|
|
4. Ознакомьтесь с правилами расстановки знаков препинания в сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном предложениях по книге Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – М., 1997. – С. 142-145, 145-151, 159-162 или по любому другому справочному пособию.
1. Найти грамматические основы.
2. Обозначить границы между простыми предложениями (если сложное предложение).
3. Определить вид синтаксической связи между простыми предложениями (сочинение, подчинение, бессоюзие). В соответствии с правилами пунктуации в ССП, СПП, БСП поставить необходимый знак.
4. Определить, есть ли структурные осложнения внутри простых предложений (однородные члены, обособленные члены, вводные и вставные компоненты, обращения).
Практическая часть:
1. Определите разновидности сложного предложения и количество простых предложений в них. Расставьте необходимые знаки препинания.
2. Расставьте знаки препинания в отрывке из текста К. Симонова. Определите разновидность сложного предложения:
3. Выполните упражнения 319, 322, 331, 350 из книги Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания : практикум : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – 208 с.
Богачев, Ю. П. Русский язык с основами языкознания: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. П. Богачев. – М., 2006. – С. 248, 259-260, 264-268.
Чиркина, И. П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч. 5. Простое осложненное предложение. Сложное предложение / И. П. Чиркина. – М., 1986. – 159 с.
Шапиро, А. Б. Современный русский язык. Пунктуация / А. Б. Шапиро. – М., 1974.
Шварцкопф, Б. С. Современная русская пунктуация: Система и ее функционирование / Б. С. Шварцкопф. – М., 1988.
Дополнительная литература:
Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М., 2001. – С. 338-343.
Современный русский язык : теория. Анализ языковых единиц : В 2 ч. – Ч. 2. Морфология. Синтаксис / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткина, Н. А. Николина, И. И. Щеболева; под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2001. – С. 478-600.
Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы
08 10 2014
10 стр.
Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика
26 09 2014
17 стр.
Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика
25 12 2014
15 стр.
График промежуточной аттестации учащихся 1-8, 10 классов за 2010-2011 учебный год
17 12 2014
1 стр.
Контрольная работа №3 ( тема: простое предложение, члены простого предложения ))
18 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
Методическое пособие, программы и контрольная работа по курсу "фотограмметрия". –М.: МиигаиК, 2012, -74 с
11 10 2014
8 стр.
Данная контрольная работа имеет целью восстановить и закрепить основы органической химии, необходимые для усвоения всего цикла химических дисциплин. Некоторые задания вызывают затр
25 12 2014
1 стр.