Перейти на главную страницу
2. Произнесите 2 звука, при артикуляции которых небная занавеска опущена, и 2 звука, при артикуляции которых небная занавеска поднята.
3. Определите, работой каких органов речи различаются звуки [п – б - м], [д – т - н], [ш – ж - р].
4. Назовите звуки русского и изучаемого иностранного языка, при произнесении которых: а) участвуют губы, б) работают кончик и передняя часть спинки языка.
5. Определите согласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:
а) губы сомкнуты, голосовые связки не дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева;
б) кончик языка смыкается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева, боковые края языка опущены;
в) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена;
г) кончик языка приподнимается и загибается назад, периодически соприкасаясь с твердым небом, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята;
д) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята.
6. Определите гласные звуки, образованные с помощью следующей артикуляции:
а) голосовые связки дрожат, губы вытянуты вперед, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу;
б) голосовые связки дрожат, губы растянуты в стороны, средняя часть спинки языка высоко поднята к твердому небу;
в) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, язык слегка приподнят средней частью спинки к средней части неба, рот широко раскрыт;
г) голосовые связки дрожат, губы нейтральны, кончик языка упирается в нижние зубы, рот широко раскрыт;
д) голосовые связки дрожат, губы округлены, но не вытянуты, задняя часть спинки языка поднимается к средней части неба.
7. Установите, какие звуки и слова получатся, если первый звук в названных ниже примерах произнести:
а) без напряжения голосовых связок: зову, бар, ваза, дело, жаль, густ;
б) с опущенной небной занавеской: бак, бал, боль, дог, доска, дочь;
в) с поднятой средней частью спинки языка: воз, ваза, суда, лот, мать, лук, саду.
8. Опишите артикуляцию при произнесении звуков, входящих в состав слов: день, лицо, верх, ночь.
Звуки речи
1. Охарактеризуйте все звуки в следующих словах: яма, ехать, чай, ошибка, еж, день, лист, фильм, цепь, ночь, штурм, друзья, взять, люблю, читаю, юный.
2. Определите слова русского языка, в состав которых последовательно входят следующие звуки:
А. 1) согласный, шумный, фрикативный, среднеязычный, палатализованный; 2) гласный полного образования, задний ряд, средний подъем, лабиализованный, ударный; 3) согласный, сонорный, боковой, переднеязычный, зубной, твердый; 4) согласный, шумный, взрывной, заднеязычный, глухой, твердый; 5) редуцированный гласный, средний ряд, средний подъем.
Б. 1) согласный, шумный, взрывной, губно-губной, глухой, палатализованный; 2) гласный (количественная редукция), передний ряд, верхний подъем, безударный; 3) согласный, сонорный, дрожащий, небно-зубной, твердый; 4) гласный полного образования, задний ряд, средний подъем, лабиализованный, ударный; 5) согласный, шумный, взрывной, заднеязычный, глухой, твердый;
В. 1) согласный, шумный, фрикативный, зубной, звонкий, палатализованный; 2) гласный (количественная редукция), передний ряд, верхний подъем, безударный; 3) согласный, сонорный, носовой, губно-губной, твердый; 4) гласный полного образования, задний ряд, средний подъем, лабиализованный, ударный; 5) согласный, шумный, фрикативный, губно-зубной, звонкий, палатализованный; 6) согласный, фрикативный, среднеязычный; 7) редуцированный гласный, передний ряд, верхне-средний подъем.
3. Определите, какие звуки различают следующие пары слов, с помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу.
4. Решите следующие звуковые пропорции: [д : т = б : ? = ? : х], [с : с’ = б : ? = ? : л’], [п : т = б : ? = ? : ш = м : ?], [п : ф = б : ?], [в : п = з : ? = ? : к], [д : з : б = т : ? : ?].
5. Какие получаются слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке: ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток, мог, ложь, лезь.
Фонетические процессы
1. Нижеследующие слова и словосочетания разделите на две группы: а) случаи с полной ассимиляцией, б) случаи с неполной (частичной) ассимиляцией. Укажите признаки полной ассимиляции (по месту образования, по способу образования): сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, умываться, иссякший, отбить, сбруя, изжога, учиться, сшитый, весь дом, рог коровы, отец Горио, воз песка, лепет девочки, каприз природы, голос жалости.
2. Определите, какие фонетические процессы происходят при произношении следующих слов, укажите их признаки: березка, барабанщик, расчет, листовка, есть, редкий, птенчик, отгладить, пусть, обезжиренный, переводчик, венчик, космонавт, вокзал, летчик, одуванчик, подписать, развязка, сжалиться, кончик, ведомость, докладчик, повозка, зубчатый, сдача, счастье, мягкий, извозчик, расширение, легкий, расчистить, все, лесть, мостик, резче, ягодка, бегство, бантик, последний.
3. Подумайте, в результате каких фонетических процессов возникло просторечное звучание слов: колидор, бонба, хто, хулюган, секлетарь, транвай, пролубь, дохтур, лесора.
4. Определите фонетические процессы, сопровождающие произношение следующих слов: что, чтобы, скучно, нарочно, конечно, поздно, бездна, солнце, сердце, радостный, честный, праздный, чувство, доблестный.
5. Определите, какой фонетический процесс обусловливает изменение произношения в следующих словах: играть – сыграть, искры – от искры, Виталию – в Италию, имя – безымянный, искать – изысканный, известие – с известием, июль – в июле, изба – к избе, жизнь, живой, сердце, дальше, шить, широкий, шелест, шепелявый, фонема.
6. Определите, какие фонетические процессы происходят при произношении следующих слов: подход, снег, пирог, повторив, код, много ответов, лошадь.
7. Подумайте, какие процессы обеспечивают одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов: частота – чистота, леса – лиса, паз – пас, милок – мелок, дров – дроф, кот – код, столб – столп.
8. Укажите случаи качественной и количественной редукции: волна, место, читал, разговор, весенний, увеличить, проигрыватель, одиннадцать, подписал, деревянный, дыхание, удивительно, известный, журналист.
9. Разделите слова на слоги, охарактеризуйте их (открытый – закрытый, прикрытый – неприкрытый, ударный – безударный). Назовите сонанты. Детство, исследование, зверье, станция, мужественный, яркий, ответственный, восемнадцать, отошел, радоваться, взволнованно, оса, братство, армия, столовая, краеугольный, учащийся, осторожнее, успокоить, отдыхаю, здание, улица, южный, город, ежик, каток, тетрадь, костюм, лампочка, пространство, солнечный, интересный, подводный, распространять, путешествовать, картина, шапка, лестница, тепло.
Тексты для фонетического анализа
Затранскрибируйте текст. Найдите происходящие в нем фонетические процессы:
1. Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было спокойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег… Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.
2. Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, - появился Гришка Челкаш. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом.
3. Он радовался, что завтра уедет туда, в большой город, где остались его друзья и дорогие его сердцу люди. Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев и криком сирен автомобилей.
4. А главное, тянуло в огромные каменные корпуса, закопченные цехи, к машинам, к тихому шороху шкивов. Тянуло туда, где в стремительном разбеге кружились великаны-маховики и пахло машинным маслом, к тому, с чем сроднился.
5. В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью.
6. Как будто от того, что траве не видно в потеках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты – все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить.
7. Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома.
8. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись, и, сомкнувшись, в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов.
9. Лёд трогается каждую весну, но тем не менее ледоход всегда составляет заметное событие. Заслышав крики, вы, если живёте в городе, бежите к мосту, причем на лице у вас такое серьезное выражение, как будто на мосту совершается убийство или дневной грабёж.
10. Захару было за пятьдесят лет. Он был уже не прямой потомок тех русских Калебов, рыцарей лакейской, без страха и упрёка, исполненных преданности к господам до самозабвения, которые отличались всеми добродетелями и не имели никаких пороков.
11. Птицы что-то склевывают с травинок, с лопушков, с поспевающих земляничинок, оказавшихся жертвою муравьиных нашествий, куда-то улетают, сейчас же возвращаются, и так будет до самой темноты, а с рассветом все начнется сызнова и будет продолжаться до тех пор, пока оперившиеся их питомцы не станут на собственное крыло.
12. Молодые колхозные быки, ставши волами, не утратили «индивидуальных» качеств, но вместе с тем в непостижимо малый срок обрели общие черты, пожалуй, единственно возможные и в высшей степени целесообразные в их положении, каковые с предельной точностью можно было бы выразить двумя словами: лень и упрямство.
13. Матерью рек русских издавна называли люди Волгу. Из-под сруба старинной часовенки близ деревеньки Волгино-Верховье вытекает неприметный ручеек, через который перекинут бревенчатый мостик. Проделав путь в три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров, Волга приходит к Каспийскому морю.
14. С крыш уже на солнце стаивали последние капели, в палисаднике на деревьях надувались почки, на дворе была сухая дорожка, и около крыльца между камнями зеленелась мшистая травка. Был тот особенный период весны, который сильнее всего действует на душу человека.
15. Вид был очень недурен. Равнодушно не мог выстоять на балконе никакой гость и посетитель. У него от волнения захватывало в груди, и он мог только произнести: «Господи, как здесь просторно!» Пространства открывались без конца.
16. За лесами, сквозь мглистый воздух, желтели пески. За песками лежали гребнем на отдаленном небосклоне меловые горы, блиставшие ослепительной белизной даже и в ненастное время. Кое-где дымились по ним легкие туманно-сизые пятна. Это были отдаленные деревни, но их уже не мог рассмотреть человеческий глаз.
17. Впоследствии, когда мне удалось видеть много таких и подобных хранителей старой веры, и в народе и в интеллигенции, я понял, что это упорство – пассивность людей, которым некуда идти с того места, где они стоят, да и не хотят они никуда идти, ибо, крепко связанные путами старых слов, они остолбенели в этих словах.
18. Наконец я перебрался через болото, взобрался на маленький пригорок и теперь мог хорошо рассмотреть выглядывавшую из-за деревьев хату. Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Она не касалась полом земли, а была построена на сваях, вероятно, ввиду половодья, затопляющего весною весь Ириновский лес.
19. Что оперы, что романсы? Разве передадут они этот аромат вечно молодой весны и нежной тоски о проносящихся веках? Разве передадут они эту песнь народа, две тысячи лет сквозь всю ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни. Разве можно выдумать такую песню?
20. Он увидел Зину в бланжевом жоржетовом платье и белой шапочке, взбегающую по ступеням. Она взбегала, прижав к бокам розовые локти, зажав сумку, – и когда он ее полуобнял, догнав, она обернулась с той нежной, матовой улыбкой, с той счастливой грустью в глазах, с которыми она встречала его наедине.
21. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?.. Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? Вспомнилось, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих, всегда давал медяк и говорил: «Пойди, подай». И я, преодолевая страх, – нищенство нередко выглядело страшновато, – подавал.
22. Самые щедрые рассветы – в начале осени. Всем они раздают свои цвета, всех окрашивают в теплую утреннюю радость, одаривают остатками летнего тепла. Незвонкую медь – полям и лесам, раскаленное серебро – облакам, синь-хрусталь – рекам, алость – стае лебедей. Лебеди летят медленно. Может, им нравится, когда их перья окрашены в алый цвет восходящего солнца? А может, прощаются с Россией до весны?
23. На иных березках, обращенных к солнцу, появились сережки, золотые, чудесные, нерукотворные. На других только наклюнулись почки, на третьих раскрылись и уселись, как удивленные всему на свете, маленькие зеленые птички. И все это нам, людям, не просто почки, а мгновенья: пропусти – не вернутся. И только из множества множеств кто-то один счастливец, стоящий на очереди, осмелеет, протянет руку и успеет схватить.
24. Живым духом полнилась округа, леса, кусты, травы, листья. Залетали мухи, снова защелкали о стволы дерев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряжине и беззаботно деранул куда-то; закричали всюду кедровики, костер наш, едва верескавший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, и сам собою занялся огнем.
Фонема
1. Определите, какими фонемами различаются следующие слова. Выявите дифференциальные признаки, противопоставляющие эти фонемы как смыслоразличительные единицы:
Борт – порт, ваза – фаза, быль – пыль, коза – коса, долг – толк, жить – шить, грот – крот, сдал – стал.
Вол – вел, поток – потек, брат – брать, мел – мель, ложа – лежа, ваз – вяз, нов – новь, в зал – взял, раб – рябь, пуст – пусть.
Быть – бить, лыс – лис, мыл – мил, рысь – рис, сыт – сито, мышка – мишка, высок – висок, дыня – Дина, рады – ради, темы – теми, возы – вози.
Бор – гор, блина – длина, вал – зал, вол – зол, навожу – на возу, сом – сон, дом – Дон, сами – сани, кол – пол, куст – пуст, как – так, пост – тост.
2. Какие из следующих слов содержат одинаковые а) гласные и б) согласные фонемы:
3. Укажите, какими признаками (отдельными фонемами, количеством фонем, порядком следования фонем) различаются пары слов:
4. Выявите сильные и слабые позиции гласных и согласных фонем:
2. Выделите в следующих далее словах окончания и определите, чем они отличаются друг от друга:
1) Ста, оба, города, дитя, вёсла, весла, (острая) пила, пила (воду).
2) Черти, земли, сени, радости, несли.
3. Определите, отличаются ли по морфемному составу и если отличаются, то чем, приводимые ниже слова:
1) Окно, танго, пальто.
2) Маша, Александра, Саша.
4 Определите (если оно есть) окончание в словах: стол, сани, верно, ружье, линия, верхом, сел, три, лекций, перьев, брось, бросив, мы.
5. Выделите окончания в словах лисий, дам, ест, себя, колоколен, щей, щец.
6. Определите, чем разнятся окончания в словах вода — кума — плакса, портной — молодой — часовой.
7. Укажите окончание в словах пламя и пламень (ср. у Пушкина: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой»).
8. Определите, отличаются ли, если отличаются, то чем, окончания в следующих парах слов: земля — соня, весной — весною, чая — чаю, сыны — сыновья, на дубу — на дубе, учители — учителя, костями — костьми?
9. Определите, какое окончание содержится в словах тот, сунь, нес (от сунуть и нести). Какие морфемы, кроме корня и окончания, в них выделяются?
10. Выделите окончания в словах триста, шестьсот, потусторонний, сумасшедший, повсеместный, пятиэтажка.
2. Определите, какие суффиксы выделяются в перечисленных далее словах, какое значение они имеют:
1) Шиповник, церковник, тутовник, словник.
2) Бочка, звездочка, трубочка, юбочка, дочка, одиночка, заточка.
3) Замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток, уголок, носок, голосок.
3. Назовите, какие приставки содержатся в словах слетать — сформировать — стесать; одурачить — окутать — одеть.
4. Определите, в каких словах, из данных ниже, выделяется непроизводная основа, а в каких — производная. Укажите, из каких морфем состоит производная основа: провести, врач, сотоварищ, наклейка, шило, бронхит, засуха, нельзя, эгоизм, диктант, поддакивать, золото.
5. Определите корень в данных словах: разуть, заснуть, начнут, разъехаться, ушла, переел, мной, ихний, никто, сожжение, безработный, навсегда.
6. Разбейте данные слова на морфемы и укажите последовательность их присоединения к корню с помощью словообразовательной формулы: очаровательность, недовыполнить, сладкоречивый, возгордиться, немотивированный, переподготовка, кровопролитие.
7. Определите, чем в структурном отношении отличаются данные слова:
1) Бодрый — мокрый, опешить — обожать, богатый — рогатый.
2) Жена — супруга, терка — порка — шторка — утка — пешка — теплушка — пастушка.
8. Выделите корень в словах: перегнуть — перегибать, измятый — изомнешь, пришла — ушедший – приходил – пришел, присел — сидел — усаживаться — сесть — сяду, беру — добрать — сборище.
9. Определите морфемный состав следующих слов: осточертеть, выносливость, идемте, вековечный, соловей, славяноведение, паводок, бахвалиться, зелень, женитьба, кофейник, грязеводолечебница, трижды, разглагольствовать, загорала, наладчик, пришкольный, выпрашивать, учительствовать, рассеявшийся, крылечко, украшений, переправляясь, разросся, подьячий, расплавленном, дождливый, лживый, доверчивый.
10. Сделайте морфемный анализ следующих слов, охарактеризуйте основу (производная - непроизводная) и укажите тип корня (связанный – свободный). Последовательно запишите все слова, привлекаемые для анализа.
Вариант 1. Соловей, дороговизна, вбивать, капля, подосланный, тучный, явлюсь, пастуший, пастушья, редко, вылейте, привлекательность, прелестнее, рылась, (при) нагревании, издали, начавшиеся, скрипочка, одетый, князей, организую.
Вариант 2. Стремлюсь, учительская, воробей, смело, укрывать, булочка, боролись, гребля, сжавшись, сознавшись, прекраснее, (при) обезболивании, забытый, вправо, торгую, судей, пишите, кошачий, кошачья, познавательность, разорванный, хищный.
Вариант 3. Крупный, подняв, копировальщик, выспалась, говяжий, говяжье, кормлю, кухня, легко, выливать, сыновей, богаче, увиденный, подозрительность, чествуя, невдалеке, стерегите, (в) изумлении, обутый, платочек, ловля.
Вариант 4. Зарывать, смятый, колечко, высоко, медвежий, медвежья, связанный, палец, учительствуя, издалека, пожатие, вешалка, терплю, переодевание, травля, (при) вливании, укладывающийся, требовательность, важнее, встретились, берегите.
Вариант 5. Смешно, спичка, старушечий, старушечья, воробьишка, (в) озлоблении, зданий, раздевалка, дешевле, обуйте, откуплюсь, торговля, размывать, копируя, свергнутый, убедительность, учились, разжиревший, сердечко, внизу, избранный.
Вариант 6. Трагедия, спаситель, рыбачий, рыбачья, солнечный, тепло, смелее, свержение, свиней, запивать, наденьте, упорствуя, вопли, дыбом, распевавшие, (в) углублении, пленительность, отозванный, свержение, поднятый, сжалось.
Вариант 7. Жизненный, пешком, готовлю, отвыкни, крепко, медлительность, отвергались, прачечная, подвывать, комедия, просмотренный, поросячий, поросячья, агитируя, разлитый, семей, насмешив, (при) одевании, курильщик, отступление, веселее.
Вариант 8. Спичечка, лодырничать, начатый, зло, муравей, рассмотрев, изредка, ловлю, бурильщик, подобранный, охотничий, охотничья, друзей, прикрепление, усердствуя, озлобились, смешнее, умолкните, изумительный, военный, (при) синонимии.
Вариант 9. Приготовление, убедительный, слегка, быстро, мудрствовать, согнулась, статей, молотилка, долблю, изучаемые, (в) истории, слабее, отвергни, потерянный, богатей, зимуя, линеечка, закрытый, гладильная, свинячий, свинячья.
Вариант 10. Свой, тихо, заболевать, закрылась, птичий, птичья, томлюсь, хитрее, согнутый, горюя, (в) эмиграции, вывезите, отопление, линий, вмешательство, хозяйничать, впятеро, задержанный, огуречный, отправляемые, принудительный.
11. Укажите тип морфонологических изменений на стыке морфем (явления морфемного шва):
Вариант 1. Отправка, кофейный, одесский, вьюжный, спеться.
Вариант 2. Читинский, посылка, кисловодский, волчий, созвониться.
Вариант 3. Гродненский, омский, рижский, сработаться, закупорка.
Вариант 4. Покупка, шоссейный, свердловский, сдружиться, рыбацкий.
Вариант 5. Воркутинский, уборка, норильский, драчливый, спеться.
Вариант 6. Орловский, бийский, поставка, вражеский, уехать.
Вариант 7. Подборка, грузинский, пародий, супружеский, побежать.
Вариант 8. Доминошник, нагрузка, полемист, чешский, разгрузить.
Вариант 9. Погрузка, копиист, киношник, вьюжливый, услышать.
Вариант 10. Гаишник, пальтовый, надбавка, пастушеский, надумать.
12. Подберите слова, соответствующие следующим морфемным структурам:
- приставка, корень, один суффикс, окончание;
- корень, суффикс, окончание;
- корень;
- приставка, корень;
- корень, окончание, корень, окончание;
- две приставки, корень, два суффикса;
- приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс;
- приставка, корень, три суффикса, окончание;
- корень, соединительная гласная, корень, суффикс, окончание;
- корень, суффикс, соединительная гласная, корень, суффикс, окончание.
13. Подберите слова, морфемная структура которых соответствует предложенным схемам:
2. Определите, в результате какого типа словопроизводства — прямого или обратного — появились слова дояр, доярка, вдохновение, вдохновить, пускать, фляжка, приземлить.
3. Поясните, как были образованы слова каша, винегрет, окрошка — в значении «путаница, мешанина»; страшно, жутко, ужасно — в значении «очень»; море, река, потоки (слез)— в значении «очень много».
4. Укажите, каким морфологическим способом словопроизводства образованы следующие слова: белочка, лампочка, понаговорить, запуск, разливать, БСЭ, телешоу, плащ-палатка, садовод, половодье, треволнение, суглинок, досрочный, солнцезащитный, распад, подстаканник, шапка-ушанка, взрыв, спец, неуд, литературоведение, водопроводчик, головокружение, путь-дорога, аморально, распродажа, выпускница, тошнотворный, РАН, ваучеризация, забытый.
5. Определите, какие слова образованы с помощью циркумфикса, а какие — суффикса или приставки. Пришкольный, непромокаемый, выдвиженец, обеспокоить, обессилеть, сокамерник, соразмерность, соискательница, по-человечески, срезаться, сработаться, выработка, выбросить, вжиться, повернуться, непроходимый, переоформить, прикарманить, прилечь, побережье.
6. Установите, к какой разновидности слов, образованных сложением, относятся следующие лексические единицы: снегопад, ГОСТ, СНГ, космовидение, диван-кровать, собес, зоосад, железнодорожный, ЧП, загс, вуз, руки-ноги, отец-мать, самбо, завуч, медсестра, вода-снабжение, корпункт, сельскохозяйственный.
7. Определите, с помощью какого способа словопроизводства образованы данные слова: атомоход, головокружение, черноморец, редколесье, квартплата, лермонтовед, шагомер, орденоносец, кожимит, ТЭЦ, рация, игротека, космонавт, Каспий, блинная, волнообразный, обезболить, удаль, контра, боеголовка, обнадеживать, заинтересовать, многонациональный, зарубежье, НИИ, повзводно.
8. Определите, посредством суффикса или приставки образованы следующие слова: разбрасывать, рассердиться, аполитичный, пригород, приморье, вооружаться, безграмотный, неграмотный, поинтересоваться, погрузиться, безотказно.
9. Определите, на базе какого фразеологического оборота и как образованы данные ниже слова: заполярье, осадки, смотаться «убежать», неформал, демисезон, песок, электричка, осточертеть, взбелениться, перегибать, насобачиться.
10. Определите, по какой модели, как и на базе чего образованы приведенные ниже индивидуально-авторские неологизмы: Я опьянен, я очарован. Короче — я огончарован (Пушкин), толкастика (Чехов), полуподлец, полуневежда (Пушкин), бездарь (Северянин), громокипящий (Тютчев), тарел (Вознесенский), русал (Нагибин), головотяп (Салтыков-Щедрин), нимф (Илъф и Петров), спаха (А. Белый).
11. Определите, каким способом словопроизводства созданы приведенные ниже неологизмы Маяковского: пошляпно, щен, бегня, бредь, калекши, косоного, провитязь, раздождитъся, нянь, щекопузье, юбилеить, боксеровидный, вкресленный, гора-вулкан, жизнестроение, заграничник, зыч «сильный крик», легендарь «все легендарное» (собир.), ор «крик», плоскокрыший, работца, рай-страна, словопады, стихозы, стрезветь, фыркож, экспрессионер.
12. Постройте словообразовательное гнездо данных слов:
Вариант 1. Красный, плыть.
Вариант 2. Черный, мороз.
Вариант 3. Теплый, бить.
Вариант 4. Старый, рвать.
Вариант 5. Низкий, дом.
Вариант 6. Высокий, рука.
Вариант 7. Глухой, скорый.
Вариант 8. Тихий, думать.
Вариант 9. Дуб, писать.
Вариант 10. Варить, молодой.
13. Определите способ словообразования, укажите производящую основу следующих слов:
Вариант 1. Замена, больной, ложь, ушко, язык, осенью, хваленый, жнец, незаметный, шестьсот, выбор, вдалеке, золотой, невозвратимый, кума, внутриатомный, проседь, быстродействующий, пулеметчик, пушкиновед, выспаться, белоручка, хлопкоуборочный, терпение, сногсшибательный, чиновничий, активничать, по-хозяйски, безногий, пригород.
Вариант 2. Пузырек, ясли, отлив, ссыльный, капеллан, сушеный, запись, привкус, оплата, неприметный, семьсот, супруга, летом, прохожий, вглубь, подследственный, скоропортящиеся, просинь, безрукий, невыносимый, вкратце, водопроводчик, научно-технический, правобережный, хромоножка, музыковед, властвовать, по-сибирски, усыновление.
Вариант 3. Всмотреться, себялюбец, разбойничий, утомление, по-русски, бодрствовать, отмена, ванная, отпуск, кашка, титан, надпись, обвиняемая, весной, собес, соавтор, ученый, невозможный, шестьдесят, пятый, сверхплановый, вдали, безбородый, вполне, незабываемый, близлежащий, глухонемой, прозелень, односложный, водопроводный, черногрудка, мерзлотовед.
Вариант 4. Втайне, шестой, недотрога, сверхштатный, безголовый, неизгладимый, вскоре, малозаметный, советско-монгольский, всенародный, пароходство, сороконожка, искусствовед, подмена, подпись, выход, гостиная, стрелка, ударный, отдыхающая, рысью, пиленый, ФСБ, предыстория, безграмотный, пятьдесят, вслушаться, себялюбие, невольничий, омертвение, благоприятствовать, по-дружески.
Вариант 5. Потеря, насыпь, подход, приемная, мех, пострадавшая, утром, груженый, ГИТИС, несчастье, безопасный, пятьсот, дождаться, незнайка, собачий, осуществление, усердствовать, по-собачьи, сразу, восьмой, межнациональный, непоседа, беззубый, неиссякаемый, наготове, малоубедительный, немецко-русский, прошлогодний, паровозный.
Вариант 6. Овладение, бродяжничать, по-братски, тюлений, переговариваться, трехкилограммовый, вслед, патриарший, антинародный, неуч, безвольный, несгибаемый, вручную, труднодоступный, засухоустойчивый, новогодний, языковедческий, пустословие, охотовед, капля, переход, прошлое, носок, маркиза, зимой, крученый, эсер, подпункт, восемьсот, бездеятельный.
Вариант 7. Ловля, прорезь, приток, сладкое, куколка, перо, рыба, днем, точеный, МХАТ, неправда, ненаучный, девятьсот, поутру, десятый, антирелигиозный, неслух, бесхвостый, несмолкаемый, попусту, обратно-пропорциональный, морозостойкий, первоочередной, минометчик, редколесье, свекловод, по-немецки, кокетничать, предвидение, олений, четырехэтажный, перестреливаться.
Вариант 8. Учительствовать, по-детски, омертвление, обезьяний, пятикопеечный, сжиться, отчасти, двенадцатый, антипартийный, изморось, безрогий, неутомимый, впустую, слаборазвитый, душераздирающий, тонкостенный, растрата, пулеметный, ветошь, полнолуние, напев, нефтепровод, учительская, чижик, дежурная, ночью, топленый, ИНН, неурожай, семьдесят, неискренний.
Вариант 9. Наудачу, однополчанин, сумерничать, по-французски, изморозь, густонаселенный, шестиметровый, двадцатый, добрососедский, шагом, ЖЭК, свинка, новорожденный, сгоряча, минометный, неподражаемый, спеться, бычий, госпожа, дубленый, булочная, затвердение, подгруппа, триста, привязь, ячмень, тепловоз, убой, безлистый, прескверный, бесклассовый.
Вариант 10. Доплата, слепая, конькобежец, наледь, легкораненый, худой, омерзение, коротковолновый, безголосый, вслед, сыграться, юго-восточный, невредимый, вкруговую, дореволюционный, самодовольный, монарший, шепотом, подсознание, табаковод, жульничество, по-медвежьи, обувь, шампанское, галочка, МАЗ, моченый, четыреста, прескучный, пятидесятирублевый, соболий.
Лексикология
Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы
08 10 2014
10 стр.
Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика
26 09 2014
17 стр.
Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика
25 12 2014
15 стр.
График промежуточной аттестации учащихся 1-8, 10 классов за 2010-2011 учебный год
17 12 2014
1 стр.
Контрольная работа №3 ( тема: простое предложение, члены простого предложения ))
18 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
Методическое пособие, программы и контрольная работа по курсу "фотограмметрия". –М.: МиигаиК, 2012, -74 с
11 10 2014
8 стр.
Данная контрольная работа имеет целью восстановить и закрепить основы органической химии, необходимые для усвоения всего цикла химических дисциплин. Некоторые задания вызывают затр
25 12 2014
1 стр.