Перейти на главную страницу
А. Энергичный, способный, активный, вежливый, правдивый, одарённый, корректный, честный, деятельный, догадливый, деликатный, сметливый, талантливый, обходительный.
Б. Высокомерный, надоедливый, надменный, равнодушный, бесчувственный, докучный, робкий, бесстрастный, гордый, боязливый, безучастный, трусливый, назойливый, несмелый, навязчивый, заносчивый.
В. Извещение, щедрый, состоятельный, мыслить, сообщение, размышлять, информация, богатый, кумекать, обеспеченный, оповещение, помышлять, раздумывать, думать, денежный, зажиточный, имущий, уведомление.
2. Все ли сгруппированные слова находятся в синонимических отношениях?
1. Бусы, колье, ожерелье. 2. Бедствие, наводнение, ураган. 3. Друг, товарищ, приятель. 4. Кольцо, перстень. 5. Арбитр, судья, посредник. 6. Выпускник, абитуриент. 7. Сладкое, десерт, пирожное. 8. Синий, васильковый. 9. Нужно, надо, необходимо. 10. Врач, доктор. 11. Путешествие, круиз. 12. Пафос, восторг. 13. Букварь, азбука. 14. Теплица, оранжерея. 15. Груз, багаж. 16. Враг, неприятель, противник. 17. Съезд, конференция, симпозиум.
3. Выясните различия в значении и употреблении синонимов, укажите их тип: мокрый – влажный, есть – кушать, быстро – стремительно, высокий – рослый, губы – уста, веселый – радостный, искренний – прямой, грустить – унывать, девчонка – девица, повар – кок, платформа – перрон, лицо – персона, подарок – дар, неудачник – горемыка, молодой – юный, ударить – влепить, интересный – занятный, специальный – особый, бой – брань – битва – сеча – сражение – баталия, лобзание – поцелуй, красота – краса – красотища, мученик – страдалец, мрак – тьма – темнота, миг – мгновение, безмолвный – молчаливый, тягостный – тяжёлый – тяжкий.
4. С каждым словом из приведенных ниже синонимических рядов составьте предложение таким образом, чтобы другие синонимы в нем были неуместны: друг, приятель, товарищ, дружок; работа, труд; лицо, личность, особа, персона; личный, индивидуальный, персональный.
5. Составьте синонимические ряды, в которых опорными словами будут следующие: лицо, дорога, большой, маленький, смеяться, бежать, петь, драка, автор, радость, смелость, дом, говорить, препятствие, ошибка, печаль, пища, спор, мокрый, родной, роскошный, скупой, слабый, способный, хвалить, хотеть, найти, пренебрегать, слушаться, спасти, сторожить, кратко, навсегда, вероятно, много, медленно.
6. Учитывая многозначность следующих слов, подберите к ним синонимы: глаз, голова, бросать, глубокий, думать, путь, большой, лаять, свобода, быть, важный, пустить, любовь, полный, дорогой, яркий.
7. Подберите синонимы к следующим устаревшим словам: лобзанье, веление, знамение, отмщение, деяние, лукавство, козни, стезя, наитие, глагол, возмездие, судилище, бренный, зреть, внимать, глаголати, чаять, уповать, лицедействовать, гласить, сущий, днесь, зело, издревле, доколе.
8. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам: абстрактный, абсурд, авангардный, архитектор, дидактический, игнорировать, идентичный, имитация, инцидент, легальный, легитимный, индифферентный, пассивный, презентовать, рафинированный, фатальный.
9. Выпишите из поэтических или прозаических текстов контекстуальные синонимы.
2. Подберите антонимы к следующим словам: чистый, входить, здоровый, богатство, красивый, старый, смелый, строить, грусть, покупать, длинный, друг, победа, активный, передовой, постоянный, разрешать, искусственный, прогресс, радоваться, рентабельный, увеличить, полезный, правдивый, прибыль, потерять, новосёлы, говорить, зажечь, отрицательный, вооружение, война, начало.
3. Учитывая многозначность слов, подберите к ним антонимы: близкий, легкий, тупой, краткий, чистый, полный, тёплый, грубый, свежий, тихий, защита.
4. Выпишите из поэтических или прозаических текстов контекстуальные антонимы.
А. Удачный – удачливый, понятный – понятливый, соседский – соседний, хозяйский – хозяйственный, обидный – обидчивый, бережный – бережливый, абонент – абонемент, адресат – адресант, экономный – экономичный, мнительный – мнимый.
Б. Бережный – бережливый, боязливо – боязно, ветровой – ветреный, вправить – выправить, встать – стать, гнездовье – гнездо, горделивый – гордый, деловой – деловитый, значимый – значительный, командированный – командировочный.
В. Терпимый – терпеливый, объёмный – объёмистый, почтительный – почтенный, практический – практичный, поступок – проступок, рекомендательный – рекомендованный, убеждённо – убедительно, финал – финиш, величавый – величественный, действенный – действительный.
Г. Духовный – душевный, индиец – индеец, факт – фактор, добротный – добрый, доверие – доверчивость, встряхнуть – стряхнуть, сигнализировать – сигналить, гоночный – гончий, невежа – невежда, желанный – желательный.
Омонимия и полисемия
1. Объясните значения следующих омонимов и составьте с ними предложения: среда, акция, гриф, некогда, несколько, горн, газ, муфта, испанка, лезгинка, голландка, лама, брак.
2. Опираясь на семантический критерий, разграничьте случаи омонимии и полисемии:
3. К данным словам подберите омонимы и определите их тип: атлас, видение, запах, орган, хаос, хлопок, безобразный, лавровый, запахнуть, парить, пахнуть, промокнуть, засыпать, верхом, лечу, три, тем, бор, знать, полки, винт, гранат, мой, дорогой, майка, кот, ладья, стекло, компания, тур, берегу, печь, дороги, ласка, жила, шпик.
4. Составьте предложения, в которых следующие многозначные слова употреблялись бы в разных значениях. Земля, затвор, гнездо, головка, линия, стена, вид, добро, имя, краска.
5. Определите, в каких из приведённых ниже словосочетаний слова употреблены в прямом значении, в каких – в переносном. Определите тип переноса: луч прожектора – луч надежды, меткое сравнение – меткий стрелок, открытое море – море слов, разбить чашку – разбить надежды, копна сена – копна волос, обручальное кольцо – кольцо блокады, тень сомнения – тень от дерева, теплота плавления – душевная теплота, твёрдый шаг – твёрдый грунт, персидский ковёр – снежный ковёр, блеснула молния – молния сломалась – выпустили молнию – телеграмма-молния, светлая аудитория – доброжелательная аудитория; подать руку помощи – правая рука – рука устала – рука в министерстве; меховая шапка – дать несколько статей под одной шапкой, рукав реки – засучить рукав – пожарный рукав.
6. Из поэтических текстов выпишите примеры (10) переносного употребления слов, определите тип полисемии.
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения
1. С помощью «Краткого этимологического словаря русского языка» Н. М. Шанского установите, какие из перечисленных слов являются общеславянскими, какие – восточнославянскими и какие – собственно русскими: брусника, бравурный, бондарь, внук, вилка, ветла, гагара, гнедой, дрова, дремучий, дрозд, дрожки, запястье, затеять, земляника, квас, клюшка, коверкать, майка, лапоть, леденец, льгота, мясо, мусор, морщина, отец, отряд, обыденный, обыкновенный, парень, перепел, перила, сирота, скатерть, скряга, сутки, тесто, тряпка, тужурка, туша, утро, упругий, четверг, чересчур, шило, шаг, яблоко, ягнёнок.
2. Используя словари («Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского и «Словарь иностранных слов» И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова), определите, из каких языков заимствованы следующие слова. Объясните значение неизвестных вам слов: авария, арбитраж, аргамак, аренда, аспирантура, аул, аут, базис, балерина, балласт, бас, баскак, басма, басмач, бурдюк, буржуа, бутафория, буфер, бутсы, бюро, диктор, казна, конвейер, лидер, ликёр, лингвист, лирика, литератор, литраж, мандолина, манеж, мантилья, митинг, плед, ревматизм, табун, тезис, туннель, фрейлина, фронт, штанга, штат, штатив, штепсель, штиль, штольня, штопор, штраф, эбонит, эвкалипт, эволюция, эвфемизм, эгоист, эгоцентризм, экватор, эквивалент, экзотика, экономика, ярлык, ясак, ятаган.
3. Установите, по какому признаку получили название следующие предметы: букварь, азбука, защита, петух, сливки, грабли, пир, мыло, наперсток, крыша, свеча, мельница, качели, ледокол, вертолет, водомет, электровоз.
4. Объясните, от каких слов образовались следующие прилагательные: розовый, зеленый, сиреневый, фиолетовый, голубой, коричневый, вороной.
5. Восстановите по этимологическому словарю внутреннюю форму следующих слов: художник, прачка, стол, говядина, рубль, перчатка.
6. Подумайте, соответствует ли внутренняя форма выделенных слов их современному значению: столяр, стрелять из пулемета, голубое белье, красные чернила, бутерброд с сыром.
2. Определите значение следующих историзмов: алтын, атаман, сговор, поклёп, вельможа, верста, барщина, нещадный, кара, поместье, вотчина, забава, схитить, стрелец, посадский, писарь, лук, пика, мушкет, гусли, корчма, парча, сафьян, опочивальня.
3. Распределите данные слова на три группы: историзмы, архаизмы и неологизмы: имиджмейкер, вотще, ди-джей, синод, гость (приезжий торговец), файл, смерд, выя, видеодвойка, зерцало, армяк, конка, ликбез, рейлинг, острог, палица, припарковываться, живот (жизнь), видеоклип, виндсерфинг, понеже, отверзнуть, боярин, металлист (член неформальной молодежной группировки), панк, фортуна, экипаж, пиццерия, спонсор, стезя, слайд, денница, телемост, рабфак, ток-шоу, стрельцы, князь, престолонаследник, канделябр, ночлежка, дьяк, приют, перст, скипетр, держава, универсам, байкер, лик, лицедей (актер), язык (народ), аршин.
3. Из произведений художественной литературы или газетных публикаций выпишите неологизмы.
2. Укажите, в каких значениях приведённые слова являются нейтральными, в каких – приобретают стилистическую окраску; употребите их в контекстах, отражающих эти значения: мариновать, сухарь, свистнуть, лопух, липа, обмыть, голосовать, переваривать, клюнуть, фонарь, продёргивать, загорать, шпилька, дойти, капать, салют, сообразить, жучок.
3. Определите грамматические средства выражения экспрессивно-эмоциональной окраски в словах: бедняжка, голубушка, городишко, дешевка, дождинка, зевака, котик, ледышка, лисонька, мальчонка, очкарик, пальчик, папочка, парнишка, показуха, рубашонка, соня, тихоня.
Фразеология
1. Разделите следующие словосочетания на свободные и устойчивые: толочь воду в ступе, хранить тайну, морской волк, морской воздух, попасть в переплет, северный олень, начало века, хранить зерно, пирог с изюмом, дать по шапке, белая бумага, девушка с изюминкой, любимый поэт, чувство локтя, втирать очки, лезть на рожон, гулять по лесу, медвежий угол, навострить лыжи, строить дорогу, лезть в окно, волчья яма, строить воздушные замки, крепкий орешек, водой не разольешь.
2. Употребите следующие словосочетания в предложениях как свободные и устойчивые: брать на буксир, вылететь в трубу, лезть на стену, пустить корни, рыльце в пушку, смотреть сквозь пальцы, синий чулок, руки чешутся, зеленая улица.
3. Распределите приведенные ниже фразеологические обороты на три группы (сращения, единства, сочетания): камень с души свалился, тянуть канитель, свет клином сошелся, филькина грамота, вырвать с корнем, держать в черном теле, пустить красного петуха, расквасить нос, сбиться с панталыку, трескучий мороз, тянуть волынку, сесть в лужу, опустить глаза, водить за нос, втереть очки, смотреть сквозь пальцы, скалить зубы, как пить дать, ломать шапку, точить лясы, съесть собаку, хмурить брови, повесить нос, ни в зуб ногой, строить глазки, никаких гвоздей, делать из мухи слона, попасть впросак, воскурить фимиам, поднять глаза.
4. К следующим фразеологическим единицам подберите синонимичные им фразеологизмы, укажите, какими они являются: нейтральными, книжными, разговорными: лодыря гонять, звонить во все колокола, чесать язык, будь что будет, остаться на бобах, ни во что не ставить, нести околесицу, мое дело сторона, хоть отбавляй, середина на половину, минута в минуту, во все лопатки, приказать долго жить, ни то ни се.
5. Вспомните фразеологические единицы со следующими словами: голова, сердце, рука, плечо, глаз, нос, палец, дело, вода, край, первый, красный, живой, знать, играть.
Морфология
Имя существительное
1. Определите лексико-грамматический разряд имен существительных, свой ответ аргументируйте:
I вариант. Луна, горошина, дрожжи, толкование, керосин, стая, аристократия, постоянство, вороньё, красота, красотка, зернистость, отряд, отгадка, кофе, итальянец, высокомерие, лак, осинник, диплом.
II вариант. Зверь, шелк, сливки, толпа, полотенце, антенна, смех, шум, картофель, ножницы, гурьба, ночь, бельё, степлер, звук, грифель, перчатка, сознание, тормоз, колокольчик.
III вариант. Такси, ожерелье, салат, крестьянство, газ, мебель, звезда, фамилия, клон, артистизм, доброта, блеск, привидение, язык, чернила, хрусталь, вежливость, мясо, тишина, принтер.
IV вариант. Кольцо, слякоть, брюки, сонливость, песчинка, песок, сияние, ватага, хрипота, гнев, типография, обновление, преступление, наказание, смелость, пение, громадина, мелюзга, голос, гармония.
2. Определите род имен существительных, свой ответ аргументируйте:
I вариант. Овца, морозина, Калахари, леди, комсорг, очки, рикша, картофель, салями, Иванов, каменщик, бегунья, милосердие, жизнь, Паша, чек, гнездо, пульт, звонок, парнишка.
II вариант. Бабушка, звонарь, душа, ребёнок, мистер, каникулы, туфель, Сорокина, врач, Валя, мешок, блюдце, шар, Гоби, ИНН, число, реклама, возня, связь, зерно.
III вариант. Люди, денди, привет, полет, слоган, Женя, лагерь, Баку, резинка, тюль, директор, скряга, рожь, певец, актриса, счастье, колготки, МВД, турок, лезгинка.
IV вариант. Шимпанзе, судья, Шура, Иваненко, радость, совершенство, йогурт, замазка, нежность, линия, аромат, кофе, авеню, Торонто, ФСБ, решение, дыхание, хлопоты, мечта, свадьба.
3. Охарактеризуйте следующие слова с точки зрения одушевленности / неодушевленности, учитывая многозначность некоторых слов. Свой ответ аргументируйте:
I вариант. Врач, волна, эмбрион, робот, забор, личинка, народ, рыба, друг, существо, береза, пчела, воробьишка, Меркурий, львица, пень, месье, язык, ханжа.
II вариант. Малыш, улица, труп, отряд, килька, зверь, диван, микроб, туз, ведьма, воробышек, дом, сердце, крокодил, атлет, красавица, поступок, аппетит.
III вариант. Ваза, день, утопленник, кукла, Марс, шимпанзе, стоматолог, шурин, голодранец, дерево, любовник, задира, строитель, радуга, чудо, молодежь, эмбрион, муравей, зараза, трансвестит.
IV вариант. Землянин, дрова, валет, шпроты, леший, матрешка, сорока, дембель, заря, бродяга, заяц, подушка, парковка, облако, гармонь, подруга, егоза, патрон, яблоко, сирень.
4. Определите грамматическое число следующих имен существительных, свой ответ аргументируйте:
I вариант. Господа, люди, жеребята, желтое такси, мрамор, молодежь, хороводы, небеса, сумерки, двери, прутья, колёса, журналы, верность, деревья.
II вариант. Воздух, несколько кашне, чудеса, отруби, слышатся голоса, театры, часы, лица людей, яркие лампочки, каникулы, очки, рука, дети, озеро, мужчина.
III вариант. Тетради, брюки, дельфинята, автобус, вкусный кофе, глаза матери, фильмы, дебри, паспорта, ботва, Лондон, смотрины, около парты, лось, звонок.
IV вариант. Брови, ворота, дрова, счастье, хирурги, варианты, сахар, дискотека, небо, танцы, кожаные портмоне, скакали кенгуру, врачи, носы, ревность.
5. Определите падеж имен существительных, уточните его значение:
I вариант. Платье сестры, приезд сестры, бежит по дороге, восхищаться другом, скромность девушки, ехал целый час, уставать по вечерам, жить для сына, ребенок засмеялся, старуха-процентщица, укрощение тигра, шел в грозу, реставрируется специалистами, глаза матери, молчать из вежливости.
II вариант. Любовь матери, заниматься по учебнику, плясать до упаду, писать ручкой, человек с ружьём, пить стаканами, жить на юге, автор пишет, стоить рубль, любоваться морем, убить шакала, погружение в бездну, билет на концерт, смеяться до слез, есть банан.
III вариант. Письмо другу, письмо друга, бегать по пляжу, лиса хитрит, признание в любви, спасти жизнь, сдать в набор, гулять вечерами, любить за доброту, произошло в октябре, кольцо с бриллиантом, звонок телефона, сделать подарок, сиять от счастья, решиться на признание.
IV вариант. Жить в роскоши, достичь цели, стоять у магазина, беседа об урожае, окна дома, носиться по траве, река течет, человек из толпы, просмотр фильма, бронзовый от загара, запах духов, свинья-копилка, смех ребенка, ехать лесом, есть ложкой.
6. Определите тип склонения имен существительных, свой ответ аргументируйте:
I вариант. Абрикос, следствие, время, радость, солнце, росток, степлер, год, ваза, золото.
II вариант. Сон, мечта, пение, кенгуру, имя, антенна, рейтинг, анонс, фотографии, фото.
III вариант. Пальто, десна, племя, любовь, дочь, брат, гость, гостья, вино, салат.
IV вариант. Разрешение, пол, заря, платок, песня, красота, праздник, ягода, чудо, страсть.
I вариант. Здоровый, далекий, зимний, женский, рыбий, дочерин, серебряный кубок, идеальный, музыкальный, тяжелый, волосатый, превосходный, зеленоватый, снежный, гладильная, деревенский, лайковый, мальчиковый, собачья, оконный блок.
II вариант. Апрельский, дневной, фиолетовый, скрипучий, соблазнительный, пластиковый, певческий, двойной, океанский, медвежий клык, медвежья услуга, московский, ночной, детский, учительский дом, летний, бледный, кривой, синеватый, отличный.
III вариант. Жаркий, добрый, плохонький, предрассветный, модный, зрелый возраст, спелый, талантливый, стеклянный, рубильный станок, новый, пунктуальный, мужской, гордый, новогодний, блестящий ответ, мышкин, докторский халат, обезьяний, зрительский
IV вариант. Телефонный мастер, колючий, верный, сыпучий, металлический, мартовский, сыновий, реальный, атласный, завтрашний, близкий, звериный, скупой, глуховатый, ровный, громкий, вечный, письменный, чудесный, кухонный.
2. Образуйте (если возможно) краткие формы и формы степеней сравнения, определите тип склонения:
I вариант. Лысый, глупый, мамин, великолепный.
II вариант. Женский, добрый, лисий, опрятный.
III вариант. Кудрявый, молодой, медвежий, спокойный.
IV вариант. Голубой, светлый, белый, отцовский.
1. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд. Укажите, с какими частями речи соотносятся местоимения по своим грамматическим признакам:
2. Вместо точек поставьте местоимения свой, его, мой, сам, самый. Там, где можно употребить два местоимения, объясните смысловое различие между предложениями:
Приложение. Задания для практических занятий и самостоятельной работы
08 10 2014
10 стр.
Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика
26 09 2014
17 стр.
Курса: он ос семинары: он ос зн зс зсв литература Вопросы: к зачету к экзамену темы курсовых темы дипломных контрольная работа практика
25 12 2014
15 стр.
График промежуточной аттестации учащихся 1-8, 10 классов за 2010-2011 учебный год
17 12 2014
1 стр.
Контрольная работа №3 ( тема: простое предложение, члены простого предложения ))
18 12 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
Методическое пособие, программы и контрольная работа по курсу "фотограмметрия". –М.: МиигаиК, 2012, -74 с
11 10 2014
8 стр.
Данная контрольная работа имеет целью восстановить и закрепить основы органической химии, необходимые для усвоения всего цикла химических дисциплин. Некоторые задания вызывают затр
25 12 2014
1 стр.