Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Разработала Попова М.П.

канд. пед. наук, доцент


Контрольные вопросы по дисциплине «Теория и методика воспитания»
1. Почему категорию «воспитание» необходимо рассматривать одновременно и в социальном, и в педагогическом, и в методическом аспектах?

2. Каким подходам соответствуют приведенные ниже определения понятия «воспитание»:

а. - Воспитание – это целенаправленное воздействие воспитателя на сознание и поведение детей и молодежи, на их мировоззрение и поступки.

б. - Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современности, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

в. - Воспитание – это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

1. антропологический подход; 2. технократический подход; 3. социологический подход.

3. Почему отдельную воспитательную ситуацию можно принять за структурный компонент процесса воспитания?

4. Перечислите условия и обстоятельства, которые определяют характер действий педагога и учащихся в отдельной воспитательной ситуации, и определяются ими.

5. Выделите компонент воспитательной ситуации, благодаря которому одна ситуация переходит в другую воспитательную ситуацию.

6. Перечислите основные свойства процесса воспитания как само развивающейся системы. Раскройте сущность одного (на выбор).

7. Соотнесите характеристики моделей воспитания и философские системы, на основе которых они построены.

А. - В рамках данной теории воспитание ориентировано на развитие у детей устремленности к достижению нравственного совершенства, чувства религиозности, на формирование убежденности в том, что универсальные ценности и идеалы должны быть определяющими и в повседневной жизни.

Б. -В рамках данной теории воспитание ориентировано на достижение научной компетентности, на формирование знаний конкретных фактов. Повышенное внимание уделяется поиску практически значимых решений, повышению социальной и профессиональной ответственности.

В. -В рамках данной теории абсолютизируется социальная практика эксперимента, сервисная активность. Основная задача – подготовка к повседневной жизни в соответствии с индивидуальными возможностями, способностями, запросами.

Г. -С позиции данной теории сущностью воспитания является сосредоточенность на развитии у воспитанника индивидуальности, на достижении им аутентичности. Доминантное значение отводится рефлексии, самопознанию.

1.прагматизм; 2. материализм; 3. идеализм; 4. экзистенциализм.

8. В рамках какой модели воспитания возможна реализация идеи свободного воспитания?

9. Перечислите методологические подходы, на основе которых выстраивается воспитательный процесс.

10. В рамках какого подхода рассматривается вопрос о соотнесенности целей воспитания системе ценностей?

а) антропологического;

б) культурологического;

в) аксиологического;

г) системно-структурного

11. На какие группы ценностей Вы бы стали ориентироваться при создании собственной модели воспитания? Обоснуйте свою позицию. Какому принципу познания Вы при этом будете следовать?

12. Перечислите антропологи чески обоснованные позиции педагогической деятельности.

13. Почему понятия «закономерность» и «принцип» взаимосвязаны?

14. На основе каких закономерностей процесса воспитания были сформулированы принципы:


  • комплексного, разностороннего влияния;

  • связи с жизнью;

  • успеха в деятельности, значимости выполняемой деятельности;

  • гуманистических отношений.

15. Почему постановка цели воспитания является важной методологической операцией?

16. На что ориентированы цели воспитания в социальном аспекте?

17. Приведите примеры формулировок целей воспитания в социальном аспекте.

18. Какую направленность имеет цель воспитания в психолого-педагогическом аспекте?

19. Сформулируйте цель воспитания в педагогическом аспекте. Раскройте ее сущность.

20. Приведите примеры частных целей воспитания.

21. Что формируется у человека на основе сложившихся ценностных отношений к каким-либо явлениям окружающей действительности?

22. Дайте определение категории «содержание воспитания».

23. Перечислите внутренние структурные компоненты содержания воспитания.

24. Что является основаниями для постановки воспитательных задач? Приведите примеры воспитательных задач.

25. Перечислите виды воспитательных влияний.

26. Каким образом связаны методы и приемы воспитания? Приведите примеры этой взаимосвязи.

27. Перечислите средства воспитания:

-в широком смысле,

-в узком смысле.

28. Назовите основную характеристику методов воспитания.

29. Определите основания, по которым группируются следующие методы воспитания:

- целеполагания; информационно-прсвететельный; ориентационно-деятельностный; общения; оценки.

- формирования взглядов; организации деятельности; стимулирования поведения и деятельности.

30. Какую функцию выполняют следующие методы воспитания: информирование, комментирование, внушение, убеждение?

а) формирование опыта поведения;

б) стимулирование деятельности и поведения;

в) формирование взглядов, суждений, идеалов;

г) организация деятельности.


31. Какую функцию выполняют следующие методы воспитания: поощрение, наказание, соревнование, общественное мнение?

а) формирование опыта поведения;

б) стимулирование деятельности и поведения;

в) формирование взглядов, суждений, идеалов;

г) организация деятельности.

32. Какую функцию выполняют следующие методы воспитания: целеполагание, поручение, требование?

а) формирование опыта поведения;

б) стимулирование деятельности и поведения;

в) формирование взглядов, суждений, идеалов;

г) организация деятельности

33. В каких формах воспитательной работы реализуются следующие методы воспитания: - убеждение;

- целеполагание, поручение, требование.

34. Какие методы используются при такой форме воспитательной работы, как воспитательная ситуация?

35. Каким качественным характеристикам должна отвечать информация о результативности воспитательного процесса?

36. Назовите показатели, по которым можно определять результативность воспитательного процесса?

37. Дайте краткую характеристику одного из показателей результативности воспитательного процесса (по выбору).

38. При сформированности какой позиции личности можно говорить о низкой результативности воспитательной деятельности?

39. По каким особенностям ответных действий школьников на воспитательное влияние можно говорить о низкой результативности воспитательной деятельности?

40. Приведите примеры ответных действий школьников на воспитательное влияние, по которым можно судить о высокой результативности воспитательной деятельности.

41. Дополните недостающий признак группы, как коллектива: общность цели; организация органов самоуправления: отношения взаимной ответственности; направленность деятельности на общую пользу.

а) единая форма;

б) наличие лидера;

в) отсутствие конфликтов;

г) совместная деятельность;

д) знание детьми друг друга.

42. Кому принадлежит идея перспективных линий коллектива?

а) Сорока-Росинскому В.Н.

б) Конниковой Т.Е.

в) Иванову И.П.

г) Макаренко А.С.

43. На каком этапе своего развития находится коллектив, если ему присущи следующие характеристики: интенсивная практическая деятельность; проявление самостоятельности при планировании, организации и проведении дел; деловые отношения переходят на уровень творческого сотрудничества и взаимопомощи; наличие общественного мнения?

а) начальный этап;

б) второй этап;

в) третий этап;

г) четвертый этап

44. Дополните недостающий структурный элемент воспитательной системы школы: комплекс воспитательных целей; общность людей, их реализующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности; управленческая деятельность

а) коллективное творческое дело;

б) освоенная школой окружающая среда;

в) распорядок дня.

Ответы на вопросы.




  1. Все грани педагогического понятия «воспитание» тесно взаимосвязаны. Воспитательная работа любого учителя существует в рамках педагогического процесса, как система воспитательных взаимодействий и отношений, которые, в свою очередь, подчинены ходу социально-исторических событий, развивающихся в обществе и отражающих их противоречивость.

  2. а. – 2; б. – 1; в. – 3.

  3. Если процесс воспитания представить как цепь ситуаций взаимодействия между педагогом и школьниками, где каждая последующая ситуация строится на основе результатов предыдущей, то воспитательная ситуация и будет структурным компонентом процесса воспитания.

  4. Особенности личности педагога и школьников, педагогический опыт педагога, уровень воспитанности школьников, особенности педагогической центрации воспитателя, время и место, при которых осуществляется взаимодействие, психологическое состояние педагога и школьников на момент взаимодействия.

  5. Анализ и коррекция результатов предыдущей ситуации взаимодействия.

  6. Информационный характер воспитания, иерархический характер, многомерный характер, непрерывно-дискретный характер, статистический характер.

  7. а. –3; б. – 2; в. – 1;.г – 4.

  8. Атропоцентрической модели.

  9. Культурологический, антропологический, аксиологический, системный.

  10. В. – аксиологического.

  11. Следуя принципу дополнительности (комплиментарности), на все – трансцендентные, социоцентрические (общечеловеческие, национальные, религиозные, профессиональные), индивидуальные.

  12. а. – принимать ребенка как ценность;

б.– при организации видов деятельности ориентироваться на различные формы духовной активности детей;

в. - рассматривать ребенка с позиции его непонятности, постоянной изменчивости;

г. - рассматривать ребенка как целостность (био-социо- психо- духовное существо).


  1. На основе закономерностей вырабатываются принципы.

  2. а. – Чем целенаправленней в воспитании осуществляется комплексное влияние на все сферы личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, поведенческую), тем гармоничнее протекает ее развитие.

Б. -Чем в большей степени воспитательный процесс одновременно ориентирован на возможности и потребности общественного и индивидуального развития, тем выше его эффективность.

В. – Чем целесообразней организована деятельность воспитанников, тем воспитательный процесс имеет большую эффективность.

Г. – Чем разумнее строится общение между детьми, тем эффективнее воспитательный процесс в целом.


  1. Постановка цели позволяет определиться с выбором методов, форм, средств воспитательной деятельности.

  2. На представление об идеальном воспитаннике как воплощении ведущих социальных идей, отражающих ценность для общественного развития определенный явлений и процессов.

  3. Человек – красивый умом, телом и душой. Человек – мудрый. Счастливый добродетельный джентльмен. Человек – в его естественном, свободном состоянии. Активный строитель коммунизма. Всесторонне развитая личность. Человек культуры.

  4. На принятии (или не принятии) воспитанниками тех или иных социальный идей, отражающих значимость (ценность) определенных явлений и процессов окружающей действительности.

  5. Формирование позиции личности как системы ценностных отношений к явлениям и процессам окружающей действительности.

  6. Формирование гражданской позиции личности, формирование нравственной позиции личности, формирование деловой позиции личности, формирование эстетической позиции личности.

  7. Качества личности.

  8. Содержание воспитания – это сконцентрированное выражение системы социальных идей о значимости (ценности) явление и процессов окружающей действительности, овладение которыми позволяет воспитанникам включаться в освоение и преобразование мира человеческой культуры.

  9. а. – система знаний о явления, процессах и объектах окружающей действительности;

б. – опыт эмоционально ценностной оценки явлений, процессов, объектов окружающей действительности;

в. – опыт осуществления известных способов практической и духовной деятельности;

г. – опыт творческого преобразования действительности.


  1. Внутренние структурные компоненты содержания воспитания. (Познакомить…; Убедить в необходимости…; Создать условия для проявления чувства гордости, радости, негодования и др.; Показать возможности выполнения…; Помочь организовать…; Создать условия для проявления самостоятельности при …).

  2. Организованное – неорганизованное; прямое – косвенное; вербальное – невербальное.

  3. Методы воспитания – теоретическое понятие, прем – практическое. Методы воспитания проявляются через приемы воспитания. Метод поощрения – приемы: похвала, награждение и т.д.

  4. а. – деятельность воспитанников;

б. – слово воспитателя, печатное слово, средства ТСО, наглядные средства.

  1. Нацеленность.

  2. а. – организация совместной деятельности;

б. – выполняемые функции.

  1. – в.

  2. – б.

  3. – г.

  4. Воспитательное мероприятие, КТД, соревнование, смотр, конкурс.

  5. Поощрение, наказание, пример, упражнение, общественное мнение.

  6. Достаточность, объективность, адекватность.

  7. Уровень воспитанности школьников (особенности позиции личности);

Характер ответных действий школьников на воспитательное действие.

  1. При неустойчивой позиции личности и при негативной позиции личности.

  2. При ответных действиях конформистского характера; индифферентного характера; конфликтного характера.

  3. Конструктивного характера, реконструктивного характера.

41. – г.

42. – г.



43. –б.

44. – б.

Контрольные вопросы по дисциплине «Теория и методика воспитания»

Почему категорию «воспитание» необходимо рассматривать одновременно и в социальном, и в педагогическом, и в методическом аспектах?

115.68kb.

13 10 2014
1 стр.


I. контрольные вопросы 6 по дисциплине «Теория рабочих процессов двс» 6 >II. Контрольные вопросы 12 по дисциплине «Конструирование двс» 12

Условия решения именно нетиповых задач вытекает из особенностей принятой на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» угату технологии подготовки специалистов

365.49kb.

15 12 2014
1 стр.


Научно-методические основы изучения математики технических специальностей вузов в условиях кредитной технологии обучения 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания

Теория и методика обучения и воспитания

620.82kb.

18 12 2014
3 стр.


Комплексное развитие и контроль скоростно-силовых способностей у юношей-учащихся средних специальных учебных заведений 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

291.79kb.

30 09 2014
1 стр.


Методика соизучения языков и культур в основной школе в условиях мегаполиса

Специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания

477.91kb.

08 10 2014
4 стр.


Методика осуществления межпредметных связей при изучении курса геометрии основной школы 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания (математика)
344.81kb.

07 10 2014
1 стр.


Модели функционирования организма спортсменов в экстремальных условиях спортивной деятельности 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

749.21kb.

18 12 2014
5 стр.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 05303 «Иностранный язык»

… опд. Ф. 04 Теория и методика обучения иностранному языку и

529.99kb.

15 09 2014
3 стр.