Перейти на главную страницу
Предмет «Литературное чтение включает четыре этапа:
1) подготовительный -11ч.
2) основной – 30ч.
3) послебукварный – 6ч.
4) работа по учебнику «Литературное чтение» - 19ч.
Для реализации программного содержания используются:
1. Климанова Л.Ф.,Макеева С.Г.Азбука. Учебник . 1 класс. В 2 ч.
2. .Ф.Климанова,Л.А. Виноградская,В.Г.Горецкий,М.В. Голованова.Литературное чтение. Учебник по чтению. 1 класс. В 2 ч.
3. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Творческая тетрадь по чтению.1 класс.
4. КлимановаЛ.Ф.,КотиТ.Ю. Волшебная сила слов.
5. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс.
Программа является авторской.
Содержание:
литературное чтение является органической частью «Обучение грамоте» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;
— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;
— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценносте
— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Литературное чтение в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.
Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.
Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего
слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.
Цели:
1. Коммуникативная направленность курса позволяет:
— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;
— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;
— осознать язык как средство общения;
— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.
2. Познавательная ориентация курса позволяет:
— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;
— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;
— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;
— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);
— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.
— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);
— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;
— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);
— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
№ урока |
Тема урока |
Универсальные учебные действия |
Планируемые результаты |
Примечание |
Дата план. |
Дата факт. | |
Подготовительный этап - 11 ч. Азбука | |||||||
|
«Давайте знакомиться!» «Мы — хорошие друзья». Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство. С. 3-9
|
Практическое введение понятия «общение»; знакомство детей с персонажами учебной книги и друг с другом; способствовать развитию навыков устного общения – умения говорить и слушать; различать цель и результат общения; привлечь внимание к слову и его номинативной (назывной) функции. |
Знание понятия «общение»; умение общаться; умение различать цель и результат общения; умение ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; умение штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов; классифицировать предметы. |
|
|
| |
|
«Слово в общении». «Жест и его значение». Культура общения. Слова-названия конкретных предметов и слова обобщающего характера (юла — игрушка). «Страшный зверь». «В мире природы». «Понимаем ли мы язык животных?». С. 10-15
|
Ввести понятие «жест», объяснить его значение; научить различать многозначность жеста, воспитывать привычку уместного использования жестов в речевом общении; стимулировать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью. |
Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение высказывать своё мнение; умение сравнивать; |
|
|
| |
|
«Мы пришли в театр». «Кто разговаривает в сказках?». Мимика и её роль в общении. Устные рассказы по мотивам известных сказок. Наблюдение над жестами и мимикой героев сказок. Словесное рисование. «О чем рассказал Гулливер?». «Слова или предметы?». Вн.чт. «Авторские сказки» с.16-19 |
Развивать умение читать выражение лица героев сказок; формировать умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; ввести понятие «бордюр». |
Умение читать выражение лица героев сказок; умение рассказывать сказки, истории, сопровождаемые уместными жестами, соответствующей мимикой и интонацией; знание понятия «бордюр |
|
|
| |
|
«Как понять животных» Подготовка к осмыслению письменной речи: использование посредников (предметов, меток, символов, знаков С. 20-25
|
Переключить внимание детей с общения непосредственного, конкретного на общение опосредованное; познакомить с возможными посредниками общения. |
Знание способов общения; возможных посредников общения; умение общаться; |
|
|
| |
|
«Слова и предметы»,«Знаки на дорогах». Практическое представление о знаке и его значении; подготовка к осмыслению слова как двусторонней единице языка (звучание и значение). «Условные знаки в городе и дома». Кому адресованы знаки? «Чтение» знаков (извлечение смысла значения знаков). С.26-29 |
Ввести понятие «знак»; ознакомить с элементарными правилами дорожного движения; учить читать знаки; провести подготовку к звуковому анализу слов. |
Знание понятия «знак»; знание элементарных правил дорожного движения; умение читать знаки; |
|
|
| |
|
«Путешествие по цветочному городу». Условные знаки в городе. Составление сообщений с использованием знаков. «Чтение» знаков. «Не быть равнодушным». «Знаки в лесу и в парке». Знаки по охране природы. «Чтение» знаков, т. е. осмысление их значения. Логические упражнения. Устные рассказы. Вн.чт. «Произведения Н.Носова». с.30-36
|
Расширить представление об использовании условных знаков в повседневной жизни; учить читать их; упражнять в классификации слов с обобщающим названием предметов; учить составлять рассказы; учить делать простейший звуковой анализ слов. |
Знание условных знаков; умение использовать условные знаки в повседневной жизни; умение классифицировать; умение читать знаки; составлять рассказы; умение придумывать знаки; |
|
|
| |
|
«Удивительная встреча». Общение с использованием рисунков. Подготовка к усвоению письменной речи: рисование как способ записи сообщения. «Загадочное письмо». «Письмо в рисунках». Закрепление представлений о слове. Составление из слов предложений, их запись с помощью рисунков (пиктограмм). С.38-41
|
Научить детей выделять из речи высказывание и записывать его с помощью условных знаков и рисунков; читать написанное; учить выделять звуки в словах. |
Умение выделять из речи высказывание и записывать его с помощью условных знаков и рисунков; умение читать написанное; |
|
|
| |
|
«Мир полный звуков». Подготовка к усвоению звукобуквенного письма. Различение звуков речи и звуков окружающего мира. Формирование действия звукового анализа, как последовательности звуков в слове. Бусинки на нитке — наглядно-образное представление о последовательности звуков в слове. С. 42-45 |
Обобщить сведения о способах записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; упражнять детей в записи предложения с помощью пиктограмм; показать необходимость введения звукобуквенного письма. |
Знание способов записи устного высказывания с помощью рисунков и символов; умение записывать предложения с помощью пиктограмм; умение составлять и читать письма; ориентироваться в звуковой структуре слова; |
|
|
| |
|
«Слушаем звуки речи». «Различение звуков речи». Звуки гласные и согласные. Коммуникативно-речевые ситуации. Введение символов гласных [ ] и согласных [ ] звуков. Обозначение последовательности звуков в слове с помощью схем (звуковой анализ). Наглядно-образный акрофонический способ записи звуков в слове Твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками. Работа с моделями слов. Различение звучания и значения слова. Вн.чт. «Книги Б.Заходера». с. 46-51 |
Учить сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; дать представление о речевом аппарате и органах речи; сформировать у учащихся представление о звуках речи, опираясь на их обыденное представление о значении этого понятия; развивать фонематический слух детей и умение слышать последовательность звуков в слове, записывать их с помощью условных и игровых схем. |
Умение сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; знание о речевом аппарате и органах речи; о звуках речи; умение слышать последовательность звуков в слове, записывать их с помощью условных и игровых схем; |
|
|
| |
|
«Звучание слова и его значение». Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов «Слог. Деление слов на слоги». Сопоставление понятий: слово — слог. Умение произносить слово по слогам. С. 52-55
|
Развивать умение определять количество звуков в слове, их последовательность; учить определять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; различать звуковую форму слова и его значение; |
Умение определять количество звуков в слове, их последовательность; опреде -лять гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие; различать звуковую форму слова и его значение; умение делать звуковой анализ слов; |
|
|
|
Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как «русская речь», «русский язык», «художественная литература». Далее этот курс перерастает в программу «Русски
15 12 2014
17 стр.
26 09 2014
5 стр.
Данная программа разработана для учащихся 2 класса в рамках модели 2 11 общеобразовательной школы
15 12 2014
3 стр.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе фгос и с учетом умк «Перспектива»
16 12 2014
18 стр.
Литературный редактор редакции “Перспектива” принимается на работу в зао "Перспектива" на конкурсной основе
26 09 2014
1 стр.
Климанова Л. Ф.,Макеева С. Г. «Русский язык» 1 класс. Издательство «Просвещение» 2012
14 12 2014
1 стр.
Экзаменационные вопросы по литературе для промежуточной аттестации за 8 класс по умк под редакцией Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В
06 10 2014
1 стр.
10 10 2014
6 стр.