Перейти на главную страницу
Одной из важнейших составных частей технологического процесса магазина является приемка поступивших товаров по количеству и качеству.
Порядок и сроки проведения приемки, а также правила ее документального оформления определены в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».' Данные инструкции применяются только в случаях, когда это предусмотрено договором купли-продажи (поставки) и когда иной порядок приемки не установлен стандартами, техническими условиями или другими обязательными правилами.
Осуществляют приемку товаров работники магазина, на которых возложена материальная ответственность. Они должны хорошо знать правила, в соответствии с которыми производится приемка, и сроки ее проведения, уметь составлять все необходимые документы, быть компетентными в вопросах определения количества и качества товаров.
Руководство магазина обязано систематически контролировать выполнение правил приемки и своевременность ее документального оформления.
При нарушении правил и сроков проведения приемки торговые организации в случае недостачи или снижения качества товаров лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям.
Приемка товаров в магазине включает в себя:
• проверку количества поступивших товаров, их качества и комплектности;
• оформление приемки соответствующими документами;
• принятие товаров на учет.
Принимая товар, работники магазина должны убедиться в соответствии его характеристик (наименования, количества, цены и др.) данным транспортных и сопроводительных документов. Транспортными документами являются транспортная железнодорожная накладная, товарно-транспортная накладная и другие, в зависимости от вида транспорта, которым доставляется груз. К сопроводительным документам относятся товарная накладная, счет, счет-фактура, а также некоторые другие документы, перечень которых зависит как от особенностей поступившего товара, так и от способа его доставки.
Товарно-транспортная накладная используется при доставке товаров автомобильным транспортом. Она выписывается поставщиком в четырех оригинальных копиях и состоит из двух разделов — товарного и транспортного.
Товарная накладная применяется для оформления продажи товаров. Она составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у поставщика. Второй экземпляр служит основанием для оприходования товаров получателем.
Счет является для предприятия розничной торговли документом, на основании которого производится оплата поставленного товара. Он выдается поставщиком и удостоверяет поставку товара и его стоимость.
Счет-фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгружаемых магазину товаров велик. Этот документ содержит подробное описание и цену товара, номер транспортного документа, сумму счета и иные реквизиты.
В ходе приемки необходимо проконтролировать наличие на упаковке товаров и в сопроводительных документах информации о сертификации (для товаров, подлежащих обязательной сертификации) и сроках годности (для товаров, у которых срок годности должен быть установлен обязательно).
Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в сопроводительных документах, то это подтверждается наложением на них штампа магазина. Материально ответственное лицо, производившее приемку товара, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от места приемки, ее характера (по количеству, качеству, комплектности), от наличия или отсутствия сопроводительных документов и т. д.
Так, порядок приемки товаров, поступивших в таре-оборудовании, регулируется инструкцией «Об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании».
Условия приемки импортных товаров устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров специально оговорены не были, то руководствуются инструкцией «О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов».
Далее вопросы приемки товаров изложены в соответствии с правилами действующих инструкций «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
Приемка товаров по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества данным сопроводительных документов.
Если товары поступили без сопроводительных документов или части из них, то приемка оформляется специальным «Актом о приемке товара, поступившего без счета поставщика» (форма №ТОРГ-4)!. В акте указывается фактическое количество поступивших товаров. Он составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица. Поступивший товар принимается на ответственное хранение до прибытия сопроводительных документов.
В зависимости от способа доставки товаров приемка может проводиться в магазине (при централизованной доставке) или на складе поставщика (при вывозе товара транспортом магазина). Место проведения приемки товаров по количеству зависит и от того, находятся ли товары в таре, а также от вида и состояния тары.
Товары, поставленные без тары, в поврежденной или открытой таре, принимаются по массе нетто и количеству единиц в том месте, где происходит фактическая сдача их поставщиком получателю.
В магазине приемка товаров, поступивших в закрытой таре, не имеющей повреждений, обычно проводится в два этапа.
Предварительно товары принимают на месте получения их от поставщика или от органов транспорта. Такая приемка заключается в проверке маркировки, пересчете тарных мест, определении массы брутто. При этом содержимое тарных мест по количеству единиц и массе нетто не проверяется. Товары, поступившие в стандартной исправной таре (например, сахар, мука в мешках) принимают без перевешивания по числу тарных мест.
Окончательную приемку товаров по количеству проводят, проверяя количество единиц товара в каждом тарном месте и массу нетто.
На складе поставщика приемка производится с участием материально ответственного работника магазина, имеющего доверенность на право получения товаров. При этом товары, находящиеся в исправной таре, принимают по количеству тарных мест и массе брутто, а окончательную их приемку производят в магазине. Если на складе поставщика проверка фактического наличия товара в таре не проводится, то об этом делается отметка в сопроводительном документе.
Приемка товаров по количеству производится в установленные сроки.
Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, должны быть приняты в момент получения их от поставщика. В эти же сроки принимают по массе брутто и количеству мест товары, поступившие в исправной таре.
Окончательная приемка товаров по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам не позднее 24 ч с момента получения товаров.
В районах Крайнего Севера и других районах досрочного завоза непродовольственные товары принимают по количеству не позднее 60 дней, продовольственные (за исключением скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящиеся товары — не позднее 48 ч с момента поступления их в магазин.
Проверка количества товаров производится в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Например, если поставщик указал в них массу товаров и количество мест, то работники магазина должны убедиться в правильности и того, и другого.
Масса нетто проверяется в порядке, установленном стандартами, техническими условиями. Масса тары определяется одновременно с массой нетто.
Если в момент поступления товары невозможно взвесить без тары, то определять массу нетто путем вычитания массы тары из массы брутто по данным, указанным в сопроводительных и транспортных документах (без проверки их фактической массы), не допускается. В этом случае сначала проверяют массу брутто, а массу тары — после освобождения ее из-под товара. Массу нетто рассчитывают, вычитая из массы брутто фактическую массу тары.
Если масса тары превышает указанную в сопроводительных документах или на трафарете, то такая разница называется завесом тары.
Все товары, по которым может быть завес тары, заносятся в «Журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары» Записи в нем производятся бухгалтером в соответствии с данными сопроводительных документов и акта о завесе тары.
«Акт о завесе тары» составляется в одном экземпляре членами комиссии с участием представителя заинтересованной организации. Если масса тары превышает массу, указанную в сопроводительных документах поставщика или на трафарете, то акт составляется в двух экземплярах.
Акт о завесе тары должен быть составлен в срок, предусмотренный договором с поставщиком. Если срок в договоре не указан, его составляют не позднее 10 дней после освобождения тары, а по таре из-под влажных продуктов (повидло, варенье и т. д.) немедленно после ее освобождения.
На таре делается четкая отметка несмываемой краской об актировании завеса с указанием даты и номера акта.
Завес тары списывают в зависимости от условий договора с поставщиком. При списании за счет поставщика ему направляют претензионное письмо (вместе с экземпляром акта о завесе тары) для возмещения потерь товаров.
Если предъявить претензию поставщику невозможно (например, из-за несвоевременно или неправильно составленного акта), потери товаров от завеса тары относят на счет виновных лиц, а если выявить их невозможно — списывают за счет торговой организации.
Следует иметь в виду, что по некоторым товарам, например, рыбе, рыбопродуктам (кроме икры), поставщики могут предоставлять магазинам специальную скидку, за счет которой списывают фактический завес тары.
В случае обнаружения недостачи товаров дальнейшая приемка приостанавливается, обеспечивается их сохранность и принимаются меры по предотвращению смешения с другими однородными товарами. О выявленной недостаче товаров составляется односторонний «Акт о приемке товаров» за подписями лиц, производивших приемку.
Если при приемке товаров будет выявлено несоответствие массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, то вскрытие тары и упаковки в таких случаях производиться не должно.
Одновременно с приостановлением лриемки получатель обязан вызвать для участия в ее продолжении и составлении двустороннего акта представителя поставщика. При этом вызов представителя одногороднего поставщика является обязательным, а иногороднего, — если это предусмотрено в договоре.
Уведомление о вызове представителя должно быть направлено или передано (по телефону, телеграфу и т. п.)
не позднее 24 ч, а в отношении скоропортящейся продукции — немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены договором.
Представитель одногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся товарам — в течение 4 ч после получения вызова.
Представитель иногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в договоре.
Представитель поставщика может принимать участие в приемке только при наличии у него удостоверения, дающего на это право.
Поставщик может уполномочить на участие в приемке товаров предприятие, находящееся в месте их получения. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке товаров.
Если представитель поставщика не явился по вызову получателя, а также в случаях, когда его вызов не является обязательным, в приемке товаров по количеству и составлении акта о недостаче может участвовать представитель общественности предприятия-получателя, также действующий на основании разового, выданного на приемку конкретной партии товара, удостоверения.
В обязанности созданной для проведения двусторонней приемки комиссии входит достоверное определение того, по чьей вине произошла недостача или образовались излишки, установление их размеров.
Результаты приемки товаров оформляются двусторонним «Актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» .Он составляется в четырех экземплярах в день окончания приемки. В случае, когда работа по приемке прерывалась, в акте делается соответствующая запись с указанием вызвавших это причин и условий хранения товаров во время перерыва.
При заполнении акта следует иметь в виду, что в нем перечисляются только товары, по которым установлены расхождения. В конце акта делается отметка следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке. При этом они вправе удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием.
Члены комиссии, не согласные с содержанием акта, обязаны подписать его с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.
За подписание акта, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке товаров, несут установленную законом ответственность. Запись о предупреждении об этом участвующих в приемке должна быть сделана перед их подписями.
Составление акта в одностороннем порядке допускается только с согласия поставщика.
Не позднее чем на следующий день после составления акта он утверждается руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.
Составленные по всем правилам акты с приложенными товаросопроводительными и другими документами, свидетельствующими о причинах возникновения недостачи, являются основанием для направления претензионного письма поставщику товаров или транспортной организации, их доставившей.
Срок предъявления претензии поставщику устанавливается договором. В нем также оговариваются сроки рассмотрения претензии и ответа на нее.
Порядок и сроки предъявления претензий к автотранспортной организации определены в Уставе автомобильного транспорта.
Приемка товаров по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества.
Одновременно с приемкой товаров по качеству производится проверка их комплектности, а также тары, упаковки, маркировки.
Принимают товары по органолептическим показателям (проверяют внешний вид, вкус, запах, консистенцию) предварительно на месте получения и окончательно в магазине.
Сроки приемки товаров по качеству могут быть предусмотрены договором поставки либо установлены для отдельных видов товаров стандартами или техническими условиями. Во всех остальных случаях приемка товаров по качеству и комплектности проводится в следующие сроки:
при иногородней поставке — не позднее 20 дней, а скоропортящихся товаров — не позднее 24 ч после выдачи их органом транспорта или поступления в магазин;
при одногородней поставке — не позднее 10 дней, а скоропортящихся товаров — 24 ч после поступления в магазин.
В районах Крайнего Севера и других местностях досрочного завоза непродовольственные товары принимают по качеству не позднее 60 дней, продовольственные (за исключением скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящиеся товары — не позднее 48 ч после поступления их в магазин.
Приемка считается произведенной своевременно, если проверка качества и комплектности товаров завершена в установленные сроки.
Приемка товаров производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, счет-фактура, спецификация и т. п.).
Если сопроводительные документы или часть из них отсутствуют, то в этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступивших товаров и в нем указывается, какие документы отсутствуют.
При приемке товаров производится сплошная проверка их качества и комплектности. Выборочная проверка с распространением результатов проверки качества какой-либо части товаров на всю партию допускается в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или договором.
При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, работники магазина приостанавливают дальнейшую приемку и составляют односторонний «Акт о приемке товаров» . В нем указывают количество осмотренных товаров, характер выявленных при приемке дефектов.
До продолжения приемки обеспечивается хранение товаров ненадлежащего качества в условиях, предотвращающих ухудшение их качества и смешение с другими однородными товарами.
Для участия в продолжении приемки и в составлении двустороннего акта вызывается представитель поставщика. При одногородней поставке вызов представителя и его явка для участия в приемке и составлении акта обязательны. Уведомление иногороднего поставщика обязательно только в том случае, когда его участие в дальнейшей приемке и составлении акта предусмотрено договором.
Представитель одногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, а по скоропортящимся товарам — в течение 4 ч после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки.
Представитель иногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в договоре.
Представитель поставщика может участвовать в приемке только при наличии у него соответствующего удостоверения.
Поставщик может уполномочить на участие в приемке товаров предприятие, находящееся в месте их получения. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть ссылка на документ, которым поставщик уполномочил данное предприятие участвовать в приемке товаров.
При неявке представителя поставщика по вызову получателя в установленный срок и в случаях, когда его вызов не является обязательным, проверка качества товаров производится экспертом бюро товарных экспертиз либо представителем соответствующей инспекции по качеству.
Если в месте нахождения получателя нет бюро товарных экспертиз или инспекции по качеству, а также в случае их отказа выделить представителя или неявке его по вызову получателя, проверка производится с участием представителя общественности предприятия-получателя. Право на его участие в приемке оформляется разовым удостоверением.
В случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или договором, для определения качества товаров производится отбор образцов (проб). Отобранные в строгом соответствии с требованиями указанных документов образцы (пробы) опечатываются либо пломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвующими в отборе.
Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвующими в этом лицами.
Торговые организации имеют право независимо от результатов проверки качества товаров, произведенной ими в сроки, указанные выше, актировать производственные недостатки, если они будут обнаружены при подготовке
товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров.
Если на товары установлены гарантийные сроки службы или хранения, то акт о скрытых недостатках составляется также в течение 5 дней после их обнаружения, но в пределах установленного гарантийного срока.
В случае вызова представителя поставщика для участия в составлении акта к установленному пятидневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.
Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.
2. В каких случаях при приемке товаров следует руководствоваться правилами, изложенными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству»?
3. Каков порядок приемки товаров по количеству в магазине и ее документального оформления?
4. Каков порядок приемки товаров работниками магазина на складе поставщика?
5. Что такое завес тары? Каков порядок составления акта о завесе тары?
6. Каков порядок приемки товаров по качеству и комплектности в магазине и ее документального оформления?
7. В каких случаях для определения качества товаров производится отбор образцов (проб)? Каким документом он оформляется?
8. Каким должно быть содержание акта о фактическом качестве и комплектности полученных товаров?
9. В каких случаях и в какие сроки составляются акты о скрытых недостатках товаров?
Одним из обязательных условий обеспечения бесперебойного технологического процесса в магазине является наличие достаточных запасов товаров. В магазине их размещают непосредственно в торговом зале (рабочий запас) и в помещениях для хранения товаров (резервный запас). При этом следят за перемещением товаров в кладовых, укладкой их на хранение, соблюдением сроков хранения отдельных товаров и режима хранения, нормальной работой холодильных установок, поддержанием в помещениях чистоты.
Порядок и способы размещения и укладки товаров на хранение должны соответствовать рациональному использованию помещений магазина, системе материальной ответственности, способствовать созданию удобств для работы.
Размещение товаров
При размещении товаров на хранение рекомендуется закреплять за каждым из них постоянное место, что упрощает процесс учета и контроля состояния товарных запасов, обеспечивает оптимальные условия и режим хранения.
Товары, запасы которых пополняют и реализуют сравнительно медленно, размещают в глубине кладовых. Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, громоздкие, тяжелые, а на верхних полках — легкие.
Размещение товаров может быть и произвольным. В этом случае на площадях, освободившихся от хранения одних товаров, размещают товары других групп. Такой способ позволяет максимально использовать площади кладовых, но затрудняет учет из-за расположения однородных товаров в нескольких местах.
При хранении товаров необходимо строго соблюдать установленные противопожарные правила. Расстояние от товаров, размещенных на стеллажах и в штабелях, до приборов отопления должно быть 20-50 см (это расстояние должно быть увеличено, если этого требуют условия хранения товара), до пола — 15-30 см, до источников освещения — 50 см, до стен помещения — 70 см. Опасные в пожарном отношении товары следует хранить в изолированных, специально приспособленных для этого помещениях.
Обязательно также соблюдение требований техники безопасности. В частности, при отсутствии механизмов высота укладки товаров в штабеля не должна превышать 2 м.
Товары в магазине хранят в упакованном или распакованном виде. Способы их хранения зависят от свойств товаров, вида складских помещений, продолжительности хранения (сезонное, краткосрочное, длительное).
Наиболее часто применяют следующие способы хранения товаров: штабельное, стеллажное и в подвешенном виде.
С помощью специальных приспособлений (вешал, кронштейнов, крючьев) некоторые товары хранят в подвешенном виде.
При хранении товаров применяют различные приемы укладки. Их выбор зависит от свойств товара, вида упаковки.
Товары в таре (ящиках, мешках) укладывают несколькими ярусами в высоту, используя при этом прямой, перекрестный и обратный способы укладки.
Прямую укладку применяют для товаров, упакованных в ящики одного размера, ставя их один на другой маркировкой наружу. При этом способе каждый верхний ряд должен совпадать с нижним.
Перекрестным способом укладывают товары в ящиках удлиненной формы, помещая верхние ящики поперек нижних, что обеспечивает устойчивость штабеля.
Обратная укладка применяется при штабелировании товаров в мешках. Первый ярус при такой укладке образуется из групп, состоящих из трех, пяти и более мешков, а последующие ярусы — из таких же групп, мешки в которых уложены в обратном порядке.
Различают сроки хранения, сроки годности и сроки реализации товара.
Срок хранения — период, в течение которого свойства товара, указанные в нормативной или технической документации, не изменяются (при соблюдении установленных условий его хранения). По истечении этого срока товар пригоден для потребления, однако его потребительские характеристики могут быть снижены.
Срок годности — устанавливаемый изготовителем период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Устанавливая срок годности, изготовитель обязан гарантировать при соблюдении условий хранения соответствие товара требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.
Срок реализации — дата, до которой товар может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских свойств. Срок реализации устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения товаров в домашних условиях.
Режимы хранения товаров
Затруднения в размещении товаров на хранение часто вызваны тем, что на ограниченной площади кладовых и торгового зала магазина приходится хранить товары, требующие для этого различных режимов. В частности, следует строго соблюдать температуру и относительную влажность воздуха.
Относительная влажность — отношение количества водяного пара, содержащегося в воздухе, к наибольшему количеству пара, насыщающего воздух при данной температуре, выраженное в процентах. Температуру и относительную плажность воздуха в помещениях контролируют специальными приборами — термометрами и психрометрами.
В процессе хранения товаров влажность воздуха регулируют. При ее повышении помещения магазина проветривают, отапливают, используют влагопоглощающие средства, при понижении — воздух увлажняют (моют полы, разбрызгивают воду пульверизатором, применяют специальные увлажнители).
Хранение товаров в магазине производят с учетом их физико-химических свойств, соблюдения правильного товарного соседства, исключающего возможность вредного воздействия товаров друг на друга (передача запахов, влаги). Учитываются сроки хранения и реализации, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь продают ранее завезенные товары.
При хранении большинства непродовольственных, а также продовольственных нескоропортящихся товаров оптимальными считаются температура 12-18°С и относительная влажность 60-70%.
Хранение многих продовольственных товаров требует создания условий, способных затормозить биохимические и микробиологические процессы в продуктах, предохранить их от испарения и увлажнения.
Скоропортящиеся продовольственные товары хранят при пониженных температурах в холодильных емкостях. Например, мороженое мясо хранят при температуре не выше -9°С, а мороженую рыбу — не выше -18°С. При положительных температурах близких к нулю хранят колбасные изделия и копчености, сливочное масло, сыры, некоторые молочнокислые товары и др. Применение холода позволяет сохранить потребительские свойства продуктов, товарный вид, сократить товарные потери.
На качество товаров при хранении оказывает влияние освещенность помещений, в которых они размещены.
Одним из условий правильного хранения товаров является строгое соблюдение санитарного режима: вентиляция помещения для хранения товаров, мытье полов с применением дезинфицирующих растворов, своевременное устранение трещин на стенах и потолках, борьба с грызунами и другими вредителями.
Особенно внимательно следует относиться к хранению в магазине сезонных товаров, нереализованных в предыдущем сезоне или завезенных до наступления сезона, поскольку длительное их хранение без соблюдения соответствующих условий приводит к ухудшению качества.
Требования к хранению отдельных видов товаров
Информация о требованиях, предъявляемых к условиям хранения различных товаров, а также о сроках хранения содержится в нормативных документах (стандартах, технических условиях и др.). В качестве примера ниже приведены сведения об условиях и сроках хранения некоторых групп продовольственных и непродовольственных товаров.
В кладовых обязательно должны быть термометры и психрометры. С их помощью обеспечивается контроль температуры и относительной влажности воздуха, необходимых для хранения плодоовощных товаров (табл. 1).
Наименование товаров |
Температура воздуха, °С |
Относительная влажность воздуха, % |
Картофель |
От +2 до +3 |
85-95 |
Морковь, петрушка, сельдерей, |
|
|
репа, хрен, свекла, редька, |
|
|
брюква |
От -1 до +1 |
90-95 |
Капуста |
От-1 до +1 |
90-95 |
Лук репчатый, чеснок |
ОтОдо-1 |
Не выше 85 |
Помидоры зрелые, перец |
От +1 до +2 |
85-90 |
Огурцы, кабачки, тыква, па- |
|
|
тиссоны, баклажаны |
От +6 до +8 |
85-90 |
Салат, шпинат, лук зеленый, ре- |
|
|
дис пучковый и другая зелень |
0 |
90-95 |
Дыни |
От 0 до +1 |
80-85 |
Арбузы |
От +3 до +4 |
80-85 |
Яблоки, груши . |
ОтОдо-1 |
85-95 |
Виноград |
От 0 до -1 |
90-95 |
Мандарины, апельсины |
От +1 до +2 |
85-90 |
Лимоны |
От +2 до +3 |
85-90 |
Ананасы зрелые |
От +8 до +9 |
85-90 |
Бананы зрелые |
От+12 до +14 |
85-90 |
Мешки и ящики с этими товарами размещают на подтоварниках штабелями или на поддонах в ячейках стеллажей. Расстояние между подтоварниками и полом должно быть не меньше 15 см, а между подтоварниками и стенами не меньше 50 см.
Температура в помещении, где хранятся крупа и мука, должна быть ниже 15°С, а относительная влажность воздуха не превышать 70%. Макаронные изделия можно хранить при более высокой относительной влажности воздуха (до 80%).
Поваренную соль в упаковке хранят только в закрытых складах изолированно от других продуктов. Поскольку соль является гигроскопичным товаром, относительная влажность воздуха в помещении не должна превышать 75%.
Следует иметь в виду, что для йодированной соли установлен гарантийный срок хранения равный б месяцам. По истечении этого срока соль реализуется как обычная.
Торты и пирожные с разнообразными кремами хранят при температуре не выше б°С. Для остальных кондитерских изделий она должна быть не выше 18°С без резких колебаний (не более ±3°С).
Наименование товаров |
Относитель- |
Сроки хранения |
ная влаж- |
со дня изготовле- | |
|
ность, % |
ния |
1 |
2 |
3 |
Мармелад: |
|
|
фруктово-ягодный формовой, |
|
|
резной и пат |
75-80 |
2 месяца |
желейный формовой и резной |
|
|
на агаре и пектине |
75-80 |
3 месяца |
Пастила: |
|
|
клеевая |
75-80 |
1,5 месяца |
заварная |
75-80 |
3 месяца |
Халва: |
|
|
кунжутная и глазированная шо- |
|
|
коладом |
Не более 70 |
2 месяца |
ореховая, арахисовая, подсол- |
|
|
нечная и комбинированная |
Не более 70 |
1,5 месяца |
Печенье сдобное с содержа- |
|
|
нием жира: |
|
|
до 10% |
65-70 |
45 дней |
от 10 до 20% |
65-75 |
30 дней |
более 20% |
65-75 |
15 дней |
Пряники: |
|
|
сырцовые неглазированные, кро- |
65-75 |
Не более 20 дней |
ме мятных | ||
сырцовые типа мятных в лет- |
|
|
нее время |
65-75 |
Не более 10 дней |
в зимнее время |
65-75 |
Не более 15 дней |
сырцовые глазированные |
65-75 |
Не более 30 дней |
заварные |
65-75 |
Не более 45 дней |
1 |
2 |
3 |
Вафли: |
|
|
с жировой, кремовой, прали- |
|
|
новой начинками |
65-70 |
2 месяца |
с фруктовыми начинками |
65-70 |
1 месяц |
с помадными начинками |
65-70 |
25 дней |
без начинки |
65-70 |
3 месяца |
Торты и пирожные: |
|
|
с белковосбивным кремом и |
|
|
фруктовой отделкой |
70-75 |
72 ч |
со сливочным кремом |
70-75 |
36 ч при наличии |
|
|
холода и 12 ч без |
|
|
холода |
с заварным кремом |
70-75 |
6 ч |
со взбитыми сливками |
70-75 |
7 ч |
без отделки |
70-75 |
72 ч |
шоколадно-вафельные |
70-75 |
15 суток |
вафельные с пралиновыми и жи- |
|
|
ровыми начинками |
70-75 |
30 суток |
Температура хранения консервов не должна превышать 10°С.
При подготовке товаров к продаже также производятся следующие операции:
• проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке;
• облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, утюжка, протирка верхнего слоя некоторых продовольственных товаров);
• фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал;
• комплектование подарочных наборов;
• оформление и прикрепление ярлыков цен.
Предварительная фасовка и подготовка товаров способствуют повышению производительности труда продавца, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь.
Подготовка товаров к продаже в небольших магазинах производится продавцами, а в крупных — специальными работниками. Готовят товары к продаже в предназначенных для этого помещениях, используя необходимое оборудование и инвентарь.
Рассмотрим вкратце, из каких операций состоит подготовка к продаже некоторых видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Продовольственные товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи необходимо освободить от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических зажимов. После этого удаляют загрязненные поверхности или части товаров.
В магазинах самообслуживания производится фасовка и упаковка развесных товаров в бумажные или полимерные пакеты, термоусадочную пленку, капроновые сетки и т. п. Дозы фасуемых товаров определяются с учетом покупательского спроса. Если товары имеют небольшие сроки годности, то их фасуют в объеме, не превышающем объема реализации в течение одного дня торговли.
На упаковке расфасованного товара указывается его наименование, масса, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер или фамилия фасовщика.
Картофель и плодоовощные товары перед подачей в торговый зал сортируют, отделяя нестандартную продукцию. Без предварительной переборки могут подаваться ящики с вишней, черешней, виноградом и другими ягодами.
Масло животное и маргарин освобождают от тары и пергамента и зачищают со всех сторон от пожелтевшего слоя (штаффа). Монолит масла и маргарина предварительно нарезают специальными разметчиками.
Молоко и молочные продукты подают в торговый зал в ящиках, кассетах, корзинах, лотках. Молоко разливное в бочках и флягах должно быть предварительно охлаждено. Сыры сычужные протирают чистыми увлажненными, а затем сухими полотенцами. Крупные сыры разрезают на несколько частей.
Молочные продукты фасуют в количестве, необходимом на один день торговли. Если в торговом зале магазина отсутствует холодильное оборудование, то выносимый в торговый зал запас молока и молочных продуктов должен быть рассчитан на двух-трехчасовой, сыра — на трех-четырехчасо-ной срок реализации.
У колбасных изделий и копченостей удаляют увязочный шпагат, их протирают, заветренные срезы зачищают. Допускается предварительная нарезка копченостей и расфасовка мяса и мясопродуктов в количествах, не превышающих потребности на 2-3 ч торговли.
Предпродажная подготовка непродовольственных товаров тоже имеет свои особенности.
Естественная убыль продовольственных товаров возникает вследствие:
• усушки и выветривания;
• распыла;
• раскрошки, образующейся при продаже товаров, за исключением карамели обсыпной и сахара-рафинада;
• утечки (в результате таяния, просачивания);
• розлива при перекачке и продаже жидких товаров;
• расхода веществ на дыхание (мука, крупа).
На многие продовольственные товары должны утверждаться нормы естественной убыли. Они устанавливаются на стандартные товары, реализуемые вразвес (в процентах к их розничному обороту).
Установлено, что нормы естественной убыли товаров разрабатываются с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет.
С помощью норм естественной убыли происходит возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в кладовых и торговом зале магазина.
Списание товаров в пределах норм естественной убыли производится только в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров (инвентаризации) обнаружена недостача по сравнению с данными учета. Нормы естественной убыли применяются лишь к товарам, проданным за отчетный период, независимо от срока хранения их в магазине.
Фактические размеры естественной убыли определяются после инвентаризации на основе соответствующего расчета. Расчет составляется бухгалтерией при участии материально ответственного лица.
Кроме естественной убыли в магазине могут возникнуть и другие потери, образующиеся вследствие порчи, боя, лома товаров. Их оформляют «Актом о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей». В нем указывают наименование, артикул, сорт, цену, количество и стоимость товаров, причину и виновников потерь. Кроме того, в акте делается запись о возможности дальнейшего использования товаров (например, продажи по сниженным ценам) либо об их уничтожении или вывозе на свалку.
Акт составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, в которую в определенных случаях должен быть включен представитель санитарного надзора. После этого акт утверждается руководителем торгового предприятия, который принимает решение о списании потерь товаров.
Как правило, такие потери взыскиваются с виновных лиц, а в исключительных случаях, когда виновных нельзя установить, списываются за счет предприятия.
Если дальнейшее использование товаров связано со сдачей их в утиль, на переработку или на откормочные предприятия, то она оформляется товарно-транспортной накладной.
Товары, пришедшие в полную негодность, должны быть уничтожены в присутствии комиссии, составившей акт, или вывезены на свалку по накладной. Это необходимо во избежание повторного представления товаров для актирования и списания.
В магазине должна постоянно вестись работа по снижению потерь товаров. Она заключается в соблюдении температурного и светового режимов, поддержании определенной относительной влажности воздуха, организации предварительной фасовки товаров, применении соответствующего инвентаря и оборудования.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие способы размещения товаров на хранение применяют в магазине?
2. Какие приемы используют при укладке товаров на хранение?
3. Перечислите основные условия, обеспечивающие рациональное хранение отдельных видбв продовольственных и непродовольственных товаров.
4. Назовите оптимальные режимы хранения отдельных видов товаров.
5. Каковы особенности подготовки -отдельных видов товаров к продаже?
6. В результате чего в магазине образуются товарные потери?
7. Как и в каких случаях производится списание товаров в пределах норм естественной убыли?
Тема: организация и технология приемки,хранения и подготовки товаров к продаже
30 09 2014
1 стр.
Настоящая Инструкция устанавливает особенности приемки товаров народного потребления
12 10 2014
1 стр.
В 75 Технология и организация перевозок. Часть I. Организация продажи перевозок, коммерческого обслуживания в аэропорту и взаиморасчетов: Учебное пособие. М.: Мгту га, 2007. –88 с.
13 10 2014
9 стр.
«Документоведение», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Информационное обеспечение управления», а также дисциплин специализации – «Организационное
10 10 2014
19 стр.
В этапы проектирования организационной технологии. Проектирование процесса подготовки и утверждения решения
13 10 2014
1 стр.
Туризм с учетом профиля «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»
14 10 2014
1 стр.
Если на нем превалирует скука, равнодушие, говорильня, ожидание его окончания, эффективность такого педсовета минимальная! Выбранная тема педсовета должна быть актуальна, иметь пра
29 09 2014
3 стр.
Знать: сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской
12 10 2014
3 стр.