Петров Андрей Валерьевич к.п.н, доцент, кафедра педагогики НовГУ
Лекция: Современная система специальных образовательных услуг.
В1. Медико-социально-педагогический патронаж.
В2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.
В3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
В1. Медико-социально-педагогический патронаж.
Патронаж – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, со становлением подрастающего человека как личности.
МСПП предполагает широкий спектр долгосрочным мер комплексной реабилитационной помощи семье ребенка при согласованной работе специалистов разного профиля: диагностика, информационный поиск в выборе образовательного маршрута, проектирование индивидуальных образовательных программ, помощь в реализации планов. МСПП может создаваться как в структуре государственных учреждений, так и вне ее. Базовой основой МСПП являются:
-
Психолого-медико-педагогические комиссии;
-
Психолого-медико-социальные центры;
-
Диагностические, реабилитационные центры;
-
Логопедические пункты;
-
Службы раннего и надомного обучения.
Направления деятельности МСПП:
-
Помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута.
-
Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ.
-
Реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс.
-
Обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка.
-
Содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов.
-
Реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования.
-
Поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий.
-
Привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования.
Основные
критерии деятельности учреждений МСПП:
-
Рост востребованности услуг службы патронажа со стороны родителей, педагогов, детей.
-
Увеличение перечня проблем.
-
Качественный рост показателей развития ребенка.
-
Нормализация внутрисемейных отношений.
-
Качественный рост компетентности педагогов, родителей.
Становление в нашей стране системы МСПП является одним из признаков развития системы специального образования, формирование новой модели комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи, с активным участием всех членов семьи (S-S) в реабилитационном процессе.
2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.
Важнейшей составляющей процесса МСПП являются
ранняя диагностика и
ранняя комплексная помощь, от эффективности организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность.
Теоретическую базу программ ранней диагностики и ранней педагогической помощи составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической деятельности для активизации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о профилактике вторичных дефектов – «социального вывиха» – оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей.
Программы ранней помощи. В России имеется ряд методологических разработок отечественных ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практического применения в ПМПК. В то время как в нашей стране система ранней диагностики и коррекции находится на этапе формирования, то за рубежом имеется достаточно богатый научно-практический опыт применения различных программ «раннего вмешательства», который позволяет сделать вывод об их высокой эффективности.
Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад.
Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребенком в повседневной жизни. Таким образом в семье создается специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МППцентров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.
3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:
-
Ясли-сады,
-
Детские сады,
-
Дошкольные детские дома,
-
Дошкольные группы при садах и детск.домах как общего, так и специального назначения.
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы спец.дошкольного образования.
Принципы построения спец.дошкольного образования:
-
Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата).
-
Меньшая наполняемость групп (до 15 человек).
-
Введение в штат специалистов-дефектологов, а также мед.персонала.
-
Разработка специальных комплексных программ.
-
Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.
-
Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрит.-слух- восприятия).
-
Бесплатность.
Долгое время основным признаком советской системы спец.образования были закрытость, изолированность, искусственная отчужденность воспитанников от сверстников и общества в целом, в спец.учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приему дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медиц.сопровождением.
Принятые в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений…» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, изменили ряд организационно-правовых аспектов в специальном образовании.
ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти.
Группы кратковременного пребывания детей – создаются для той категории детей, которые не могут посещать д-с в обычном режиме. Задачи этих групп – оказание своевременной психолого-педагогич. помощи, консультативно-методическая поддержка и формирование готовности к обучению. Продолжительность занятий до 5 час в неделю. Форма занятий индивидуальная или малыми группами (3-5 чел) в присутствии родителей.