Министерство ТРУДА, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ЕЛАБУЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Тема: Права человека
Методическая разработка
учебного занятия
Дисциплина:«Обществознание»
Преподаватель ОГСЭ: Назипова Р.Ш.,
1 квалификационной категории.
г. Елабуга,
2009г.
Введение.
10 декабря 2008 года исполняется 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее – ООН) Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.
Предполагается, что в этот день во всех школах Российской Федерации будут организованы и проведены уроки «Права человека» и внеклассные мероприятия по этой тематике.
Основная цель организаций уроков: продвижение идей Всеобщей декларации прав человека в общеобразовательные учреждения.
Задачи:
- организация работы по подготовке школьников к восприятию основ прав человека;
- ознакомление школьников с содержанием Всеобщей декларации прав человека, ее основными принципами и задачами;
- формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав человека.
Как показывает практика, содержание Всеобщей декларации прав человека (далее – Декларация) является достаточно сложным для восприятия школьниками.
Практика преподавания и изучения прав человека в школе и в учреждениях среднего профессионального образования показывает, что его усвоение молодёжью достигает наибольшей эффективности там, где широко используются активные формы и интерактивные методы проведения занятий, ведущее место среди которых занимает творчески-поисковый метод обучения, обращённый к эмоциональной сфере человека, а также такие методы и приёмы работы, как диалоги, дискуссии, дебаты, деловые и ролевые игры.
Предлагаю для использования в работе методическую разработку урока по теме «Права человека» в старших классах средней школы или в средних профессиональных образовательных учреждениях при изучении соответствующих тем раздела «Закон и право» курса « Обществознание».
Цели урока:
-объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
-сформировать уважительное отношение студентов к правам и свободам человека, международным документам, обеспечивающим их;
-закрепить знания о правовом статусе в РФ и сформировать правовую компетентность старшеклассников и студентов в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.
Ожидаемые результаты
Студенты должны:
-понимать значимость Всеобщей декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира;
-уметь характеризовать указанный документ с точки зрения закрепленных в нем прав человека;
-иметь представление об истории создания документа;
-уметь характеризовать основные этапы развития концепции прав человека;
-уметь объяснить политические, социально-экономические, личные права человека и механизм их защиты;
-знать основные права и обязанности лиц подросткового возраста, свой правовой статус;
-уметь характеризовать способы и средства правовой защиты основных прав человека в государстве;
-уметь анализировать состояние дел с правами личности в РФ, возникающие проблемы и пути их решения. Оборудование урока:
- текст Всеобщей Декларации прав человека;
- учебники: Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека (10-11 кл.), М.: ТИД «Русское слово», 2008;
-Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (10-11 кл.), М.: ТИД «Русское слово», 2008;
-листы бумаги, ватман, ручки;
-компьютерная презентация «Права человека».
Основные понятия: права человека; принципы прав человека; поколения прав человека; толерантность; декларация; Всеобщая декларация прав человека; механизм защиты прав человека; правовой статус личности.
Ход урока
1.Вступительный рассказ учителя
Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек. Недаром говорят, что источник прав человека - в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.
Вопрос:
О каких принципах прав человека я упомянула?, что означает слово «принципы»?
Принципы прав человека:
- права естественны, неотъемлемы;
- взаимосвязаны;
- универсальны.
Вскоре после окончания Второй Мировой войны в 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.
В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс-президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, который должен иметь каждый человек в мире – Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.
Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли: ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассен (Франция), Чарльз Малик (Ливан), Пенг Чан Ченг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (СССР), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Англия), Уильям Ходгсон (Австралия).
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблее ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека. Она содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально - экономических и культурных прав.
К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положение виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.
Среди новшеств декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и права на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в декларации появилось право на свободное участие профсоюзов в жизни трудовых коллективов, право на отдых и право на равную оплату труда.
Декларация – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушение указанных прав и свобод.
Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.
На основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.
В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.
2. Мини-беседа
1. Почему на третьей сессии Генеральной Ассамблее ООН была принята Всеобщая Декларация прав человека. Факт принятия этого документа необходимо вписать в исторический контекст.
2. Каковы причины актуализации принципов Декларации в современном мире в связи с угрозами международного терроризма, кризисом норм международного права, необходимостью реформирования ООН, а также актуализации этих принципов для России в связи с социокультурным кризисом, а также незрелостью гражданского общества и проблемами социально-экономического развития.
3. Что означают два подхода к изучению прав человека: мировоззренческий, который рассматривает права человека как убеждения, систему ценностей, философскую концепцию, и правовой, который определяет правовые нормы и эффективно работающие механизмы.
3. Работа в группах.
Работа в группах проводиться по тексту Декларации.
Класс делится на 4 группы по 6-7 человек. Каждая группа размещается за отдельным столом и снабжается текстом документа. Всем студентам предлагается текст Преамбулы Всеобщей Декларации человека.
Установочные вопросы:
Какие цели выдвигает Декларация перед мировым сообществом?
К кому обращена Декларация?
Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашенных в ней прав и свобод?
4. Задания для самостоятельной работы в группах:
1группа:
1. Ознакомиться с текстом Декларации.
2. Определить сущность и значимость правовой защиты гражданских прав человека.
3. Выделить, выписать и систематизировать гражданские права человека, обозначить основания систематизации.
4. Защитить мини-проект.
2группа:
1. Ознакомиться с текстом Декларации о политических правах.
2. Определить сущность этих прав.
3. Выделить, выписать и систематизировать политические права человека, обозначить основания систематизации.
4. Защитить мини-проект.
3 группа:
1. Ознакомиться с текстом Декларации о социально-экономических правах.
2. Определить их сущность.
3. Выделить, выписать и систематизировать социально- экономические права человека, обозначить основания систематизации.
4. Защитить мини-проект.
4 группа:
1. Ознакомиться с текстом Декларации об ограничениях прав и обязанностях человека.
2. Выписать и систематизировать отмеченные ограничения прав и обязанности человека.
3. Защитить мини-проект.
Защита мини-проектов. Для презентации каждой группе отводиться 2 минуты. Участники других групп слушают объяснение и переносят данные себе в тетрадь.
5. Дискуссия «Защита прав человека»
Проводиться в стиле ток-шоу с целью проверки усвоения знаний.
Все группы получают задание определить, в каких из перечисленных ситуаций имеет место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права:
-хулиганы отобрали на улице мобильный телефон у ребенка;
-учитель на уроке обозвал ученика;
-два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
-неизвестные ограбили квартиру;
-милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
-вас не приняли на работу без объяснения причины;
-в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;
-вас не включили в избирательный список по выборам депутатов в Государственную Думу Российской Федерации.
6. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока и формулирует выводы:
Права человека- это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.
Всеобщая декларация прав человека - важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле.
Процесс становления зрелого гражданского общества не может быть завершен без просвещения и образования в области прав человека, без осознания каждым основных идей и принципов Декларации.