Методические указания к выполнению и оформлению контрольной работы
Контрольные работы являются основной формой межсессионного контроля студенческих знаний. Основная цель работы – получить навыки самостоятельного изучения учебной дисциплины и научиться достаточно обоснованно высказывать свою точку зрения по рассмотренным вопросам.
Дисциплина «Деловое общение» является одним из учебных предметов, введенных в планы НФ РГТЭУ. Исходя из того, что большая по времени учебная деятельность студентов заочного отделения носит самостоятельный характер, можно выделить 3 этапа в изучении данной дисциплины:
-
Изучение обязательной литературы по данной дисциплине;
-
Написание контрольной работы;
-
Сдача зачета.
В методических указаниях приводятся учебники и учебные пособия, которыми рекомендуется пользоваться студенту, чтобы успешно овладеть предметом. Но в процессе изучения курса студенты должны не только прочитать учебники, но и самостоятельно ознакомиться с определенным минимумом работ по конкретным проблемам делового общения. Этой цели служит написание контрольной работы.
При подготовке и выполнении контрольной работы следует иметь в виду и соблюдать следующие требования и рекомендации.
Работа по подготовке контрольной работы начинается с определения своего варианта и подбора литературы. В помощь студентам данное методическое пособие предлагает перечень тем по основным разделам изучаемого курса и список литературы, из которого можно подобрать соответствующие теме публикации. Это не исключает права студентов самостоятельно подбирать необходимую литературу.
Представленные задания обеспечивают проблемный характер обучения, его поисковую и экспериментально-исследовательскую направленность, реализуют индивидуальный подход к студенту в рамках коллективной формы учебного процесса. Основное назначение заданий - формирование у студентов навыков и умений научного осмысления теоретического материала и его соотнесения с внеучебными материалами и ситуациями.
Объем работы. Текст контрольной работы, написанной от руки, по объему должен быть в пределах стандартной ученической тетради (12 – 18 страниц). Машинописный текст желателен объемом в среднем от 7 до 12-15 страниц стандартного формата (А 4). Работы, превышающие указанное количество страниц, качественно выполненные и должным образом оформленные, рассматриваются уже не просто как контрольные, а как полноценные студенческие рефераты, что будет учитываться преподавателем на итоговом зачете.
Оформление работы. Контрольная работа должна быть написана аккуратно, разборчиво, с соблюдением элементарных требований по оформлению материала. В ней должны присутствовать
-
титульный лист;
-
план работы;
-
содержательная часть;
-
ссылки на использованную литературу;
-
список использованной литературы (библиография).
План работы включает 4 –6 пунктов, среди которых «Введение», 2-4 пункта, озаглавливающие основные разделы содержательной части, «Заключение»
Введение начинается с обоснования выбора и актуальности темы. В нем же ставятся цели, определяется логика работы и методы исследования.
Содержательная часть включает в себя логичное, доказательное изложение содержания темы на основе изученной литературы, разбиваемое на несколько больших смысловых частей в соответствии с заранее предложенным планом. Текст содержательной части представляет собой прежде всего логически упорядоченную подборку отрывков, цитат из книг, статей и других публикаций с небольшим количеством собственных комментариев, разного рода связующих вставок. Поэтому при цитировании в ходе работы обязательны ссылки на используемую литературу. Наиболее удачным представляется вариант, когда после изложения соответствующего фрагмента текста используемой статьи (книги) открывается скобка и в скобках указывается источник.
Например: «Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели». ( Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – М., 2003, с. 17.)
Завершает контрольную работу заключение. В нем даются некоторые общие выводы по теме и может быть изложено собственное мнение автора контрольной работы относительно всей темы или тех или иных ее аспектов.
Задание 2 выполняются студентом самостоятельно после изучения соответствующих тем курса. Все примеры должны быть представлены в работе.
Задание 3 представляет собой тезисное раскрытие выбранной студентом темы, оформленное в виде связного текста со стандартной структурой (содержание, вступление, основная часть, заключение, список литературы) в соответствии с требованиями научного стиля. Работу должен отличать самостоятельный, творческий подход к раскрытию темы.
В конце работы в разделе «Литература» приводится список использованной литературы по алфавиту авторов.
Сроки представления работы. Контрольная работа должна быть представлена студентом в деканат заочного отделения не позднее чем за две недели до начала зачетно-экзаменационной сессии с тем, чтобы преподаватель вовремя сумел ее проверить и оценить.
Без зачета по контрольной работе студент к сессии и сдаче зачета по соответствующему предмету не допускается.
Вариант XII.
Задание 1. Управление деловым общением. Социально-психологические методы управления общением.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель отчета начальника отдела кадров после беседы с пятью претендентами на вакансию руководителя проекта. Смоделируйте различные психологические и поведенческие типажи.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Глоссарий по теме «Деловое общение»
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
-
Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.
-
Кукушин В.С. Психология делового общения: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 364 с.
-
Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006.
Дополнительная литература:
-
Айви А. Лицом к лицу.- Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения.- Новосибирск, 1995.
-
Андреев В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М., 1995.
-
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Мн., 2001.
-
Батаршев А.В. Личность делового человека: Социально-психологический аспект / А.В. Батаршев. – М.: Дело, 2003. – 384 с.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб., 1995.
-
Василика, М. А. Основы теории коммуникации: Учебник / М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.
-
Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.А.Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
-
Конфликты и переговоры/Практическое руководство для менеджеров. - Ростов-н/Д, 1997.
-
Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов-н/Д, 1986.
-
Ллойд К. Ф. Телефонный разговор с клиентом: как добиться успеха. - М, 1994.
-
Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1987.
-
Мокшанцев, Р.И. Психология коммуникаций на переговорах: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 367 с.
-
Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие/ А.В Морозов., Д.В. Чернилевский– М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
-
ПанасюкА. Ю. Как победить в споре или искусство убеждать. – М., 1998.
-
Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие / А. П. Панфилова. – СПб., 2005.
-
Пиз А. Язык телодвижений.- М., 1995.
-
Романов А. А. Грамматика деловых бесед. - Тверь, 1995.
-
Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера. - М., 1997.
-
Сабат Э.М. Бизнес-этикет. – М., 2000.
-
Самоукин А. И. и др. Психология бизнеса. - М., 1997.
-
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В.Самоукина . - СПб.: Питер, 2003. – 224 с.
-
Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. / Е.И. Середа. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
-
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
-
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
-
Снетков, В. М. Психология коммуникаций в организации: Учеб. пособие / В. М. Снетков. – СПб., 2000.
-
Соснин В. А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. - М., 1993.
-
Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом / В. А. Спивак. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 416 с.
-
Спивак, В.А. Современные бизнес-коммуникации. – СПб.: «Питер», 2002. – 448 с.
-
Сухарев В. А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996.
-
Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
-
Холопова Т. И., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. - М., 1994.
-
Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996.
-
Шейнов В. П. Психология и этика делового контакта. - Минск, 1997.
-
Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М., 2007.
-
Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. - М., 1992.
-
Энкелъман Н. Путь к успеху. - М., 1992.
-
Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. - М., 1988.
-
Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры / Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 339 с.
-
Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. – СПб., «Авалон», «Азбука-классика», 2006. – 240 с.
-
Якокка Л. Карьера менеджера. - М., 1992.