ГОУ ВПО
«Владивостокский Государственный медицинский университет Минздравсоцразвития РФ»
Кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии
Комплект учебно-методических материалов к
Учебно-методическому комплексу (фармакогнозия)
Методические указания
по подготовке к практическим занятиям
по фармакогнозии
специальности 060108 «Фармация»
«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И СЫРЬЕ,
СОДЕРЖАЩИЕ АЛКАЛОИДЫ (3 занятие)»
для студентов
3 курса фармацевтического факультета 5 семестр
и 2 курса ВВ и ДО 3 семестр
Утверждены
на методическом совещании кафедры
от______________200_г.
Протокол №
Владивосток 2011 г.
Тема: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И СЫРЬЕ, СОДЕРЖАЩИЕ АЛКАЛОИДЫ. 3 занятие.
Провести анализ на подлинность и доброкачественность:
Научиться определять подлинность и доброкачественность лекарственных растений, содержащих алкалоиды,производные индола (пассифлора инкарнатная, спорынья, раувольфия змеиная, чилибуха, катарантус розовый, барвинок малый, гармала, физостигма); дитерпеновые алкалоиды (виды живокости и аконита);
производные имидазола (пилокарпус); производные пурина (чай китайский, кофейное дерево, шоколадное дерево);
оценивать качество сырья по числовым показателям, согласно требованиям НД.
2. Мотивация: В связи с возросшим ассортиментом медицинских и фармацевтических товаров сформировать профессиональные знания и умения по выбору и использованию необходимой нормативной документации и справочной литературы на медицинские и фармацевтические товары при проведении товароведческого анализа.
Необходимо для формирования профессиональных знаний фармацевта высшей квалификации – провизора.
Цели обучения, воспитания и развития:
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Студент должен знать:
-
научиться распознавать лекарственные растения по внешним признакам и отличать их от примесей;
-
систему классификации лекарственного растительного сырья, содержащего алкалоиды;
-
основные сведения о распространении и местообитании лекарственных растений, применяемых в научной медицине;
-
уметь теоретически обосновать заготовку и сушку сырья, содержащего алкалоиды;
5) научиться определять подлинность лекарственного растительного сырья содержащего алкалоиды по морфологическим и анатомическим признакам;
6) научиться проводить фитохимический анализ;
7) изучить различные виды сырья (сырье цельное, резаное и порошок), ознакомиться с требованиями ГФ Х1, ГФ Х;
8) изучить недопустимые примеси других растений к лекарственным;
9) научиться оценивать качество сырья согласно требованиям НТД;
10) знать лекарственные препараты и применение сырья в медицине;
11) правила техники безопасности при работе с лекарственными растениями и лекарственным сырьем.
Способствовать воспитанию таких качеств личности,
как ответственность за полученный результат, дисциплинированность, добросовестное и вдумчивое отношение к порученной работе; аккуратность, точность выполнения методов анализа.
Способствовать развитию профессионального мышления, творческой инициативы, заинтересованности в своей работе, к стремлению овладения профессиональными навыками.
ПРАКТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
Студент должен уметь:
- научиться пользоваться нормативной документацией (НД) на лекарственное сырье;
- уметь применять знания методов фармакогностического анализа на практике, например, при приемке и работе с лекарственными растениями в аптеке;
- научиться анализировать необычные ситуации и находить способы решения возникших проблем;
- определять лекарственные растения, применяемые в научной медицине, в гербаризованном виде по морфологическим признакам;
- уметь использовать технику макроскопического анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья;
- уметь использовать технику микроскопического анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья;
- уметь определять ЛРС в цельном, резанном, порошкованном, с помощью определителей;
- уметь распознавать примеси посторонних растений при приемке и анализе сырья, а также его определения в цельном, резаном виде;
- проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье;
- уметь оформлять протоколы анализов.
Задачи воспитания.
- научить обосновывать надежность и необходимость методов анализа, в том числе и микроскопического, для определения подлинности лекарственного растительного сырья;
-
развивать стремление к познавательной активности, деятельности;
-
способствовать углубленному изучению форм методов исследования лекарственного сырья, содержащего алкалоиды;
-
формировать потребность к познавательной активности и необходимости к самообразованию в области фармакогнозии, как одной из составляющих будущей профессии;
-
способствовать формированию профессионального сознания, памяти;
-
способствовать формированию умений и навыков к научно-исследовательской деятельности.
Задачи развития.
-
Развивать у студентов частичную поисковую деятельность, положительные мотивы учебно-познавательной деятельности;
-
обращать внимание на качество предложенных образцов сырья при опросе для решения вопроса о соответствии их требованиям НТД и возможности использования данного сырья для медицинских целей;
-
развивать стремление к творческой инициативе и активности и к самостоятельному решению вопроса о подлинности каждого образца лекарственного сырья по совокупности анатомо-диагностических признаков;
- развивать стремление к максимальной честности и принятия ответственности за свои действия
Задание для самоподготовки.
Задание 1.
Повторите материал предыдущего занятия. Изучите рекомендуемую литературу и ответьте на вопросы:
-
По каким признакам и на какие группы классифицируются алкалоиды.
-
Строение и источники дитерпеновых алкалоидов.
-
Строение и источники алкалоидов, производных индола.
-
Строение и источники алкалоидов, производных имидазола.
-
Биологический цикл развития спорыньи.
-
Объясните формулы кофеина, теобромина, теофиллина, пеганина, катарантина, виндалина, стрихнина, бруцина, резерпина, эрготамина, гиндарина, хелидонина.
-
Знать все частные объекты, их полную характеристику.
-
Назовите качественные реакции, используемые для обнаружения алкалоидов в сырье.
-
Перечислить стадии количественного определения алкалоидов.
Задание 2.
Составьте таблицу «Химические группы алкалоидов и растительные источники», по объектам занятия.
Задание 3.
Составьте таблицу (по объектам занятия):
«Применение в медицине алкалоидосодержащего сырья.»
Пр. растение (на латинском и русском языах)
|
ЛРС
(на латинском и русском языах)
|
Препараты, названия, формы выпуска
|
Применение
|
|
|
|
|
следующая страница>