ГБОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития России»
Кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии
Комплект учебно-методических материалов к
Учебно-методическому комплексу (фармакогнозия)
Методические указания
по подготовке к практическому занятию
ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ. Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный лес (смешанный)» 6 занятие
(для студентов 1 курс, II семестр)
Специальность 060108 «Фармация»
Утверждены
на методическом совещании кафедры
от _г.
Протокол № __
Составитель:
Г.К. Кондратьева, зав. кафедрой, доцент, к.фарм.н.
Рецензент: Зав. кафедрой фармацевтической технологии и биотехнологии,
доцент, кандидат фарм.н. Степанов С.В.
Владивосток 2012
1. ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ. Леса Приморского края: Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный лес (смешанный) 3-й ярус. 6занятие
Время: 4 часа
2. Мотивация:
Дальний Восток — родина многих редких диких растений, имеющих большое лекарственное значение и не встречающихся в других регионах России. На одном гектаре южноприморского леса можно насчитать более шести десятков видов деревьев и кустарников.
Леса являются преобладающим типом растительности Дальнего Востока. Они покрывают более 60 % его территории.
Здесь произрастает много растений, уже применяющихся в медицине, но гораздо больше — еще не изученных фармакологически.
Разрешены к применению в медицинской практике ряд растений, встречающихся только на Дальнем Востоке (элеутерококк, заманиха, барбарис амурский др.).
В результате исследований, проводимых научно-исследовательскими и учебными институтами, арсенал лекарственных средств, пополняется новыми высокоэффективными препаратами из дальневосточных растений.
3. Цель обучения, воспитания и развития: Сформировать и закрепить у студентов профессиональные знания по основным понятиям различных типов растительных сообществ, знания по выявлению приуроченности лекарственных растений к тому или иному растительному сообществу, знания экологических факторов, оказывающих влияние на развитие видов в отдельности и на все сообщество в целом; сформировать и закрепить у студентов профессиональные знания по лекарственным растениям, входящим в состав различных фитоценозов.
4. Задачи обучения, воспитания и развития:
Научить узнавать виды деревьев и кустарников в растительном сообществе по характерным признакам, научить узнавать все признаки отдельных видов растений: деревьев и кустарников, которые имеют значение для будущих специалистов; развивать у студентов поисковую деятельность, положительные мотивы учебно-познавательной деятельности. Развивать стремление к познавательной активности, деятельности; способствовать углубленному изучению форм методов исследования, способствовать формированию умений и навыков к научно-исследовательской деятельности.
5. Этапы проведения практического занятия
№
п/п
|
Название этапа
|
Цель этапа
|
Время
180 мин.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. Вводная часть занятия
|
5-10%
15 мин.
|
1.
|
Организация занятия
|
Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
|
|
2.
|
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
|
Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки провизора, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
|
|
II. Основная часть занятия
|
80-90%
150 мин.
|
3.
|
Контроль исходных ЗУН
|
Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня ЗУН, обеспечение единого исходного уровня, написание входного тестового контроля, опрос по контрольным вопросам
|
|
4.
|
Общие и индивидуальные задания на СДС в учебное время
|
Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности – определение вариантов задач на изучаемый раздел
|
|
5.
|
Демонстрация методики
|
Показать ориентировочную основу действия (ООД) и унифицировать методику.
Решение задач по изучаемой теме
|
|
6.
|
Управляемая СДС в учебное время
|
Овладение необходимыми профессиональными У и Н, решение студентами задач по индивидуальным вариантам
|
|
7.
|
Итоговый контроль
|
Закрепление ЗУН, овладение алгоритмами, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка, решение задач выходного контроля
|
|
III. Заключительная часть занятия
|
5-10%
15 мин.
|
9.
|
Подведение итогов занятия
|
Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
|
|
10.
|
Общие и индивидуальные задания на СДС во вне учебное время
|
Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
|
|
6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) или курсантов (СДК) в учебное время.
-
Благоприятны условия для произрастания многочисленных лекарственных и технических растений, в том числе таких эндемичных, как
-
женьшень,
-
аралия маньчжурская,
-
элеутерококк колючий,
-
лимонник китайский и др.
-
Под густым и темным пологом ели или пихты встречаются лишь теневыносливые кустарники, такие как
-
жимолость,
-
виноград,
-
актинидии,
-
заманиха,
-
элеутерококк.
А на более осветленных местах по опушкам, на месте вырубок:
Третий ярус – кустарники – Объекты для исследования:
Третий ярус представлен кустарниками и лианами:
-
жимолость съедобная,
-
шиповник (Максимовича, морщинистый, иглистый, даурский),
-
виноград амурский,
-
виды актинидий,
-
лимонник китайский,
-
леспедеца двуцветная и копеечниковая,
-
секуринега полукустарниковая,
-
малина сахалинская и боярышниковолистная и др.
-
актинидия коломикта, актинидия полигамная
Изучить растения третьего яруса смешанного леса и внести данные по исследуемым растениям в таблицы:
Задание 1.
ПЛОДЫ АКТИНИДИИ КОЛОМИКТА СВЕЖИЕ –
FRUCTUS ACTINIDIAE KOLOMIKTAE RECENS
Актинидия коломикта - Actinidia kolomikta Maxim
Сем. актинидиевые - Actinidiaceae
Другие названия: амурский крыжовник, дальневосточный изюм (кишмиш)
Юг Приморья - актинидия полигамная (A. РOLYGAMA)
Задание 2.
ВИНОГРАД АМУРСКИЙ – Vitis amurensis
Семейство. Виноградовые Vitaceae
Задание 3.
ШИПОВНИК ДАУРСКИЙ – Rosa davurica
ШИПОВНИК МАКСИМОВИЧА – Rosa maximowicziana
ШИПОВНИК ИГЛИСТЫЙ – Rosa acicularis
ШИПОВНИК МОРЩИНИСТЫЙ – Rosa rugosa
Семейство. Розовые -
Rosaceae
Задание 4.
ЖИМОЛОСТЬ СЪЕДОБНАЯ Lonicera edulis
Семейство. Жимолостевые - Caprifoliaceae
Задание 5.
ПЛОДЫ ЛИМОННИКА - FRUCTUS SCHIZANDRAE
СЕМЕНА ЛИМОНННИКА - SEMINA SCHIZANDRAE
Лимонник китайский - Schizandra chinensis (Turkz.) Baill.
Сем. схизандровые - Schizandreceae
Задание 6.
ЛИСТЬЯ БАРБАРИСА - FOLIA BERBERIDIS
КОРНИ БАРБАРИСА - RADICES BERBERIDIS
КОРА КОРНЕЙ БАРБАРИСА - CORTEX RADICES BERBERIDIS
Барбарис обыкновенный - Berberis vulgaris L.
Барбарис амурский - Berberis amurensis Rupr.
Сем. барбарисовые - Berberidaceae
Другие названия: берберис, кислянка, кислый терн
Задание 7.
ПОБЕГИ СЕКУРИНЕГИ ПОЛУКУСТАРНИКОВОЙ - CORMUS SECURINEGAE SUFFRUTICOSI
Секуринега полукустарниковая - Securinega suffruticosa (Pall) Rehd.
Сем. молочайные - Euphorbiaceae
Задание 8.
ЛЕСПЕДЕЦА ДВУЦВЕТНАЯ - LESPEDEZA BICOLOR
ЛЕСПЕДЕЦА КОПЕЕЧНИКОВАЯ - LESPEDEZA HEDYSAROIDES
(от rp. hedys — сладкий и oides — подобный)
Семейство. Бобовые - Fabaceae (Leguminosae)
Задание 9.
МАЛИНА САХАЛИНСКАЯ - RUBUS SACHALINENSIS
МАЛИНА БОЯРЫШНИКОЛИСТНАЯ (R. CRATAEGIFOLIUS)
МАЛИНА КОМАРОВА - R. KOMAROVII
Семейство. Розовые -
Rosaceae
Таблица №1
Название растения, семейство
(русское и латинское)
|
Жизненная форма
|
Название растительного
сообщества, ярус
|
Ареал распространения
|
Местообитание,
Условия произрастания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №2
Морфология растения, химический состав
Листья
|
Кора
|
Крона
|
Химический состав
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №3
Пути использования и применение
Морфологическая группа сырья
|
Применение
|
|
|
|
|
Список рекомендуемой литературы
Список основной литературы
1. Деревья и кустарники юга Дальнего Востока России. М.Н.Чипизубова, Л.М.Пшенникова. Дальнаука, 2004.
2. Древесная флора Дальнего Востока /А.С.Агеенко, Н.Г. Васильев и др./ - М.; Лесная промышленность, 1982.
3. Дальневосточные растения – наш доктор. Ю.Г.Тагильцев, Р.Д.Колесникова, А.А.Нечаев. Хабаровск, 2004.
4. Шретер А.И. Целебные растения Дальнего Востока и их применение. – Дальневосточное книжное издательство ИПК «Дальпресс», 2000.
Список дополнительной литературы
-
Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. М.: Медицина, 1977.
-
Государственная Фармакопея СССР, Х. – М.: Медицина, 1968.
-
Государственная Фармакопея СССР, Х1, т. 1 и 2. – М.: Медицина, 1989, 1990.
4. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М:. Медицина. 2002.
5. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного.происхождения. Учебное пособие. Под редакцией Г.П. Яковлева и К.Ф. Блиновой. Санкт-Петербург. СпецЛит. Изд-во СПХФА 2002.