Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ГБОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития России»

Кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии

Комплект учебно-методических материалов к

Учебно-методическому комплексу (фармакогнозия)
Методические указания

по подготовке к практическому занятию

ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ. Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный лес (смешанный)» 6 занятие

(для студентов 1 курс, II семестр)

Специальность 060108 «Фармация»

Утверждены

на методическом совещании кафедры

от _г.


Протокол № __

Составитель:

Г.К. Кондратьева, зав. кафедрой, доцент, к.фарм.н.

Рецензент: Зав. кафедрой фармацевтической технологии и биотехнологии,

доцент, кандидат фарм.н. Степанов С.В.
Владивосток 2012
1. ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ. Леса Приморского края: Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный лес (смешанный) 3-й ярус. 6занятие

Время: 4 часа


2. Мотивация:

Дальний Восток — родина многих редких диких растений, имеющих большое лекарственное значение и не встречающихся в других регио­нах России. На одном гектаре южноприморского леса можно насчитать более шести де­сятков видов деревьев и кустарников.

Леса являются преобладающим типом растительности Дальнего Востока. Они покрывают более 60 % его территории.

Здесь произрастает много рас­тений, уже применяющихся в меди­цине, но гораздо больше — еще не изученных фармакологически.

Разрешены к при­менению в медицинской практике ряд растений, встречающихся только на Дальнем Востоке (элеутерококк, заманиха, барбарис амурский др.).

В результате исследований, проводи­мых научно-исследовательскими и учебными институтами, арсенал ле­карственных средств, пополняется новыми высокоэффектив­ными препаратами из дальневосточ­ных растений.


3. Цель обучения, воспитания и развития: Сформировать и закрепить у студентов профессиональные знания по основным понятиям различных типов расти­тельных сообществ, знания по выявлению приуроченности лекарственных растений к тому или иному растительному сообществу, знания экологических факторов, оказы­вающих влияние на развитие видов в отдельности и на все сообщество в це­лом; сформировать и закрепить у студентов профессиональные знания по лекарственным растениям, входящим в со­став различных фитоценозов.

4. Задачи обучения, воспитания и развития:

Научить узнавать виды де­ревьев и кустарников в растительном сообществе по характерным признакам, научить узнавать все признаки отдельных видов растений: деревьев и кустарников, которые имеют значение для будущих специалистов; развивать у студентов поисковую деятельность, положительные моти­вы учебно-познавательной деятельности. Развивать стремление к познавательной активности, деятельности; способствовать углубленному изучению форм методов исследования, способствовать формированию умений и навыков к научно-исследовательской деятельности.


5. Этапы проведения практического занятия




п/п

Название этапа

Цель этапа

Время

180 мин.


1

2

3

4

I. Вводная часть занятия

5-10%

15 мин.


1.

Организация занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие




2.

Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки провизора, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов




II. Основная часть занятия

80-90%

150 мин.


3.

Контроль исходных ЗУН

Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня ЗУН, обеспечение единого исходного уровня, написание входного тестового контроля, опрос по контрольным вопросам




4.

Общие и индивидуальные задания на СДС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности – определение вариантов задач на изучаемый раздел




5.

Демонстрация методики

Показать ориентировочную основу действия (ООД) и унифицировать методику.

Решение задач по изучаемой теме






6.

Управляемая СДС в учебное время


Овладение необходимыми профессиональными У и Н, решение студентами задач по индивидуальным вариантам




7.

Итоговый контроль

Закрепление ЗУН, овладение алгоритмами, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка, решение задач выходного контроля




III. Заключительная часть занятия

5-10%

15 мин.


9.

Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия




10.

Общие и индивидуальные задания на СДС во вне учебное время

Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер




6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) или курсантов (СДК) в учебное время.

  • Благоприятны условия для произрастания многочисленных лекарственных и технических растений, в том числе таких эндемичных, как

  • женьшень,

  • аралия маньчжурская,

  • элеутерококк колючий,

  • лимонник китайский и др.




  • Под густым и темным пологом ели или пихты встречаются лишь теневыносливые кустарники, такие как

  • жимолость,

  • виноград,

  • актинидии,

  • заманиха,

  • элеутерококк.

А на более осветленных местах по опушкам, на месте вырубок:

  • осина,

  • береза,

  • ольха.


Третий ярус – кустарники – Объекты для исследования:

Третий ярус представлен кустарниками и лианами:

  • жимолость съедобная,

  • шиповник (Максимовича, морщинистый, иглистый, даурский),

  • виноград амурский,

  • виды актинидий,

  • лимонник китайский,

  • леспедеца двуцветная и копеечниковая,

  • секуринега полукустарниковая,

  • малина сахалинская и боярышниковолистная и др.

  • актинидия коломикта, актинидия полигамная

Изучить растения третьего яруса смешанного леса и внести данные по исследуемым растениям в таблицы:



Задание 1.

ПЛОДЫ АКТИНИДИИ КОЛОМИКТА СВЕЖИЕ –

FRUCTUS ACTINIDIAE KOLOMIKTAE RECENS

Актинидия коломикта - Actinidia kolomikta Maxim

Сем. актинидиевые - Actinidiaceae

Другие названия: амурский крыжовник, дальневосточный изюм (кишмиш)

Юг Приморья - актинидия полигамная (A. РOLYGAMA)
Задание 2.

ВИНОГРАД АМУРСКИЙ – Vitis amurensis

Семейство. Виноградовые Vitaceae
Задание 3.

ШИПОВНИК ДАУРСКИЙ – Rosa davurica

ШИПОВНИК МАКСИМОВИЧА – Rosa maximowicziana

ШИПОВНИК ИГЛИСТЫЙ – Rosa acicularis

ШИПОВНИК МОРЩИНИСТЫЙ – Rosa rugosa

Семейство. Розовые - Rosaceae
Задание 4.

ЖИМОЛОСТЬ СЪЕДОБНАЯ Lonicera edulis

Семейство. Жимолостевые - Caprifoliaceae
Задание 5.

ПЛОДЫ ЛИМОННИКА - FRUCTUS SCHIZANDRAE

СЕМЕНА ЛИМОНННИКА - SEMINA SCHIZANDRAE

Лимонник китайский - Schizandra chinensis (Turkz.) Baill.

Сем. схизандровые - Schizandreceae
Задание 6.

ЛИСТЬЯ БАРБАРИСА - FOLIA BERBERIDIS

КОРНИ БАРБАРИСА - RADICES BERBERIDIS

КОРА КОРНЕЙ БАРБАРИСА - CORTEX RADICES BERBERIDIS

Барбарис обыкновенный - Berberis vulgaris L.

Барбарис амурский - Berberis amurensis Rupr.

Сем. барбарисовые - Berberidaceae

Другие названия: берберис, кислянка, кислый терн
Задание 7.

ПОБЕГИ СЕКУРИНЕГИ ПОЛУКУСТАРНИКОВОЙ - CORMUS SECURINEGAE SUFFRUTICOSI

Секуринега полукустарниковая - Securinega suffruticosa (Pall) Rehd.

Сем. молочайные - Euphorbiaceae
Задание 8.

ЛЕСПЕДЕЦА ДВУЦВЕТНАЯ - LESPEDEZA BICOLOR

ЛЕСПЕДЕЦА КОПЕЕЧНИКОВАЯ - LESPEDEZA HEDYSAROIDES

(от rp. hedysсладкий и oides — подобный)

Семейство. Бобовые - Fabaceae (Leguminosae)
Задание 9.

МАЛИНА САХАЛИНСКАЯ - RUBUS SACHALINENSIS

МАЛИНА БОЯРЫШНИКОЛИСТНАЯ (R. CRATAEGIFOLIUS)

МАЛИНА КОМАРОВА - R. KOMAROVII

Семейство. Розовые - Rosaceae

Таблица №1

Название растения, семейство

(русское и латинское)



Жизненная форма

Название растительного

сообщества, ярус



Ареал распространения

Местообитание,

Условия произрастания

































Таблица №2

Морфология растения, химический состав

Листья

Кора

Крона

Химический состав

















































Таблица №3

Пути использования и применение

Морфологическая группа сырья

Применение














Список рекомендуемой литературы

Список основной литературы

1. Деревья и кустарники юга Дальнего Востока России. М.Н.Чипизубова, Л.М.Пшенникова. Дальнаука, 2004.

2. Древесная флора Дальнего Востока /А.С.Агеенко, Н.Г. Васильев и др./ - М.; Лесная промышленность, 1982.

3. Дальневосточные растения – наш доктор. Ю.Г.Тагильцев, Р.Д.Колесникова, А.А.Нечаев. Хабаровск, 2004.



4. Шретер А.И. Целебные растения Дальнего Востока и их применение. – Дальневосточное книжное издательство ИПК «Дальпресс», 2000.

Список дополнительной литературы

  1. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. М.: Медицина, 1977.

  2. Государственная Фармакопея СССР, Х. – М.: Медицина, 1968.

  3. Государственная Фармакопея СССР, Х1, т. 1 и 2. – М.: Медицина, 1989, 1990.

4. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М:. Медицина. 2002.

5. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного.происхождения. Учебное пособие. Под редакцией Г.П. Яковлева и К.Ф. Блиновой. Санкт-Петербург. СпецЛит. Изд-во СПХФА 2002.

Методические указания по подготовке к практическому занятию тема: «лекарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный лес (смешанный)»
102.87kb.

09 10 2014
1 стр.


«лекарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный лес (смешанный)»

Вопросы к коллоквиуму по вариативному курсу «лекарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный лес (смешанный)»

19.61kb.

14 12 2014
1 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию
418.07kb.

13 10 2014
3 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию
260.17kb.

13 09 2014
1 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию
717.62kb.

10 10 2014
4 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию
532.33kb.

10 10 2014
2 стр.


Методические указания по подготовке к практическим занятиям по фармакогнозии специальности 060108 «Фармация» «лекарственные растения и сырье, содержащие алкалоиды (3 занятие)»

Научиться определять подлинность и доброкачественность лекарственных растений, содержащих алкалоиды,производные индола

387.76kb.

06 10 2014
2 стр.


Методические указания по подготовке к практическим занятиям по фармакогнозии специальности 060108 «Фармация» «лекарственные растения и сырье, содержащие алкалоиды (2 занятие)»

Подлинность сырья устанавливается провизором-аналитиком на каждом этапе поступления лекарственного сырья: в аптеку, на аптечный склад

589.46kb.

11 10 2014
3 стр.