ГБОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития»
Кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии
Комплект учебно-методических материалов к
Учебно-методическому комплексу (фармакогнозия)
Методические указания
по подготовке к практическому занятию
(для студентов 3 курс, V семестр )
060108 «Фармация»
Утверждены
на методическом совещании кафедры
от _ 2008_г.
Протокол № ____
Составитель:
Г.К. Кондратьева, зав. кафедрой, доцент, к.фарм.н.
Рецензент: _____________________
Владивосток 2008
1. ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И СЫРЬЕ, СОДЕРЖАЩИЕ ДУБИЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА»
Время: 4 часа
2. Мотивация: Возрос ассортимент лекарственного растительного сырья и получаемых из него фитопрепаратов, но полноценным материалом они являются в том случае, если по всем параметрам соответствуют действующим НД. Это соответствие определяется путем проведения фармакогностического анализа, который включает в себя комплекс методов анализа сырья, позволяющих определить подлинность и доброкачественность.
3. Цель обучения, воспитания и развития: Сформировать и закрепить у студентов профессиональные знания по основным понятиям методам анализа антрагликозидов, ЛРС и ЛР, содержащих антрагликозиды, методам фармакогностического анализа и знания по значению их для практической деятельности провизора; знания Государственных реестров, НД, классификаторов и справочников.
4. Задачи обучения, воспитания и развития:
Научить работать с Государственными реестрами, классификаторами, научить обосновывать надежность и необходимость методов анализа, в том числе и микроскопического, для определения подлинности лекарственного растительного сырья; развивать стремление к познавательной активности, деятельности; способствовать углубленному изучению форм методов исследования способствовать формированию умений и навыков к научно-исследовательской деятельности. Развивать у студентов частичную поисковую деятельность, положительные мотивы учебно-познавательной деятельности. Научить определять подлинность и доброкачественность лекарственных растений: определять подлинность и доброкачественность — по внешнему виду и микроскопическим признакам: кровохлебка лекарственная, бадан толстолистный, дуб обыкновенный, лапчатка прямостоячая;
Научить определять подлинность и доброкачественность лекарственных растений, содержащих дубильные вещества: ольха – виды, черемуха обыкновенная, черника обыкновенная, горец змеиный, сумах дубильный, скумпия кожевенная, чай китайский;
Научить оценивать качество сырья по числовым показателям, согласно требованиям НД.
5. Этапы проведения практического занятия
№
п/п
|
Название этапа
|
Цель этапа
|
Время
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. Вводная часть занятия
|
5-10%
15 мин.
|
1.
|
Организация занятия
|
Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
|
|
2.
|
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
|
Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки провизора, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
|
|
II. Основная часть занятия
|
80-90%
150мин.
|
3.
|
Контроль исходных ЗУН
|
Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня ЗУН, обеспечение единого исходного уровня, написание входного тестового контроля, опрос по контрольным вопросам
|
|
4.
|
Общие и индивидуальные задания на СДС в учебное время
|
Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности – определение вариантов задач на изучаемый раздел
|
|
5.
|
Демонстрация методики
|
Показать ориентировочную основу действия (ООД) и унифицировать методику.
Решение задач по изучаемой теме
|
|
6.
|
Управляемая СДС в учебное время
|
Овладение необходимыми профессиональными У и Н, решение студентами задач по индивидуальным вариантам
|
|
7.
|
Итоговый контроль
|
Закрепление ЗУН, овладение алгоритмами, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка, решение задач выходного контроля
|
|
III. Заключительная часть занятия
|
5-10%
15 мин.
|
9.
|
Подведение итогов занятия
|
Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
|
|
10.
|
Общие и индивидуальные задания на СДС во вне учебное время
|
Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
|
|
6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) или курсантов (СДК) в учебное время.
Растения, относящиеся к данной теме, за исключением чая китайского, включены в Государственный реестр лекарственных средств, разрешенных к применению.
На Дальнем Востоке произрастают кровохлебка лекарственная, черника обыкновенная и черемуха обыкновенная (некоторые систематики выделяют черемуху дальневосточную, в самостоятельный вид – черемуху азиатскую).
Официнальные виды могут быть замещены, в частности, виды ольхи - ольхой пушистой, дуб обыкновенный – дубом монгольским, бадан толстолистный – баданом тихоокеанским. Все названные виды, в том числе и викарианты, кроме дуба монгольского, фактически заготавливаются в дальневосточном регионе.
Содержание дубильных веществ в коре дуба монгольского ниже установленного НТД.
следующая страница>