Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
ГБОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития России»

Кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии

Комплект учебно-методических материалов к

Учебно-методическому комплексу (фармакогнозия)

Методические указания

по подготовке к практическому занятию

(для студентов 3 курс, V семестр )

060108 «Фармация»

Утверждены

на методическом совещании кафедры

от _ 2008_г.

Протокол № ____

Составитель:

Г.К. Кондратьева, зав. кафедрой, доцент, к.фарм.н.

Рецензент: _____________________

Владивосток 2008

1. ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И СЫРЬЕ, СОДЕРЖАЩИЕ АНТРАЦЕНПРОИЗВОДНЫЕ»

Время: 4 часа


2. Мотивация: Возрос ассортимент лекарственного растительного сырья и получаемых из него фитопрепаратов, но полноценным материалом они являются в том случае, если по всем параметрам соответствуют действующим НД. Это соответствие определяется путем проведения фармакогностического анализа, который включает в себя комплекс методов анализа сырья, позволяющих определить подлинность и доброкачественность.

3. Цель обучения, воспитания и развития: Сформировать и закрепить у студентов профессиональные знания по основным понятиям методам анализа антрагликозидов, ЛРС и ЛР, содержащих антрагликозиды, методам фармакогностического анализа и знания по значению их для практической деятельности провизора; знания Государственных реестров, НД, классификаторов и справочников.

4. Задачи обучения, воспитания и развития:

Научить работать с Государственными реестрами, классификаторами, научить обосновывать надежность и необходимость методов анализа, в том числе и микроскопического, для определения подлинности лекарственного растительного сырья; развивать стремление к познавательной активности, деятельности; способствовать углубленному изучению форм методов исследования способствовать формированию умений и навыков к научно-исследовательской деятельности. Развивать у студентов частичную поисковую деятельность, положительные моти­вы учебно-познавательной деятельности. Научить определять подлинность и доброкачественность лекарственных растений: крушина ломкая, жостер слабительный, ревеня тунгутский, щавель конский, алоэ древовидное, сена остролистная, марена красильная— по внешним признакам; оценивать качество сырья по числовым показателям, согласно требованиям НД.

Уметь теоретически обосновывать вопросы культивирования, заготовку, сушку сырья.

5. Этапы проведения практического занятия




п/п

Название этапа

Цель этапа

Время

1

2

3

4

I. Вводная часть занятия

5-10%

15 мин.


1.

Организация занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие




2.

Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки провизора, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов




II. Основная часть занятия

80-90%

150мин.


3.

Контроль исходных ЗУН

Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня ЗУН, обеспечение единого исходного уровня, написание входного тестового контроля, опрос по контрольным вопросам




4.

Общие и индивидуальные задания на СДС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности – определение вариантов задач на изучаемый раздел




5.

Демонстрация методики

Показать ориентировочную основу действия (ООД) и унифицировать методику.

Решение задач по изучаемой теме






6.

Управляемая СДС в учебное время


Овладение необходимыми профессиональными У и Н, решение студентами задач по индивидуальным вариантам




7.

Итоговый контроль

Закрепление ЗУН, овладение алгоритмами, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка, решение задач выходного контроля




III. Заключительная часть занятия

5-10%

15 мин.


9.

Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия




10.

Общие и индивидуальные задания на СДС во вне учебное время

Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер




6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) или курсантов (СДК) в учебное время.

Все растения данной темы включены в Государственный реестр лекарственных средств, разрешенных к применению.

Алоэ, ревень тангутский, кассия остролистная, марена красильная – растения культивируемые. Алоэ широко распространено, в том числе и на Дальнем Востоке, как комнатная культура.

Жостер слабительный, крушина ольховидная и щавель конский встречаются на территории России в диком виде. Щавель конский встречается на Дальнем Востоке как заносное, в Приморье отмечены местонахождения этого вида.



Задание №1. Анализ сырья «Кора крушины»

Н.с. Cortex Frangulae — кора крушины

Пр. р. Frangula alnus (syn. Rhamnus frangula) - крушина ольховидная (крушина ломкая)

Сем. Rhamnaceae крушиновые

Собранная весной в период сокодвижения кора стволов и ветвей дикорас­тущего кустарника или небольшого дерева крушины ольховидной (кру­шины ломкой) — Frangula alnus Mill. (Rhamnus frangula L.), сем. кру­шиновыхRhamnaceae

  1. Сравните по гербарным образцам и описанию, приве­денному в табл., крушину ольховидную и возможные примеси.

Обратите вни­мание, что жостер имеет колючки на концах ветвей. Запишите в лабораторный журнал название сырья, лекарственного растения и семейства на русском и ла­тинском языках.

Выделите диагностические признаки, отличающие крушину ольховидную от крушины слабительной. Опишите, зарисуйте.

Обратите внимание на характер излома, чечевички и цвет наружной поверхности после соскабли­вания верхнего слоя пробки

Напишите русские и ла­тинские названия возможных примесей.

А) Слегка поскоблите наружную поверхность пробки крушины ольховидной, примесей к ней (Черемуха, калина, рябина, ольха, дуб, ива, осина) и отметьте окраску обнаруживающего при этом слоя.

Б) Результаты исследования впишите в таблицу:



Диагностические признаки коры крушины и отличие от примесей

-

а _ часть побега; б_ внешний вид коры



Название

коры


Наличие малинового слоя или другой цвет

Результаты смачивания внутренней

поверхности коры растворами





5 % щелочи


Железоаммониевых

квасцов


Результат

микровозгонки
















В). Проведите качественные реакции:

А - поскоблите внутреннюю поверхность коры крушины и кор примесей (кора дуба, ольхи клейкой, калины, черемухи, рябины, ивы, осины), смочите их реактивами:

а) 0,5 % раствором щелочи; раствором железоаммониевых квасцов; через 2—3 минуты отметьте окраску.

Б - Микровозгонка: порошок коры крушины в сухой пробирке нагрейте на слабом пламени спиртовки. В верхней части пробирки образуется налет возгона оксиметилантрахинонов. После остывания пробирки смочите возгон в верхней части щелочью, нанося реактив на стенку палочкой.



Результаты запишите в таблицу.

Отличительные признаки крушины ольховидной и сходных видов


  1. Название растения

    Кора

    Листья

    Крушина ольховидная — Frangula alnus

    На старых стволах бурая, поч­ти черная, в верхних частях стволов и на молодых ветках красно-бурая, с белыми лан­цетными чечевичками

    Простые, овальные, цельно-крайние, очередные; вторич­ные жилки (6—8 пар) под уг­лом к краю листа

    Жостер

    слабительный — Rhamnus cathartica

    На стволе черноватая, блестя­щая, почти без чечевичек, на ветках красновато-серая или бурая. Веточки с колючками

    Яйцевидные или эллиптичес­кие, супротивные, мелкозубча­тые; вторичные жилки (3—4 па­ры) почти параллельны краю л иста

    Рябина

    обыкновенная — Sorbus aucuparia

    Серая, без чечевичек

    Сложные, с 9—15 удлинен­ными зубчатыми листочками

    Калина

    обыкновенная — Viburnum opulus

    Зеленовато-серая, с бурыми чечевичками

    Простые, 35-лопастные, с округлыми зубцами

    Ольха серая — Alnus incami

    Серая, со светлыми округлыми чечевичками

    Простые, овальные, опушенные, двоякопильчатые, остроконечные

    Ольха клейкая — Alnus glutinosa

    Черно-бурая, с белыми округлыми чечевичками

    Простые, овальные, голые, зубчатые, с притуплённой или вырезанной верхушкой; имеют 3 пары вторичных жилок
    Проведите анализ коры крушины в сравнении со стандартным образцом сырья. Запишите основные внешние признаки сырья в соответствии со ст. 2 ГФ XI, вып. 2, с.230

Внешние признаки по ст. 2 ГФ XI. Трубчатые или же­лобоватые куски коры раз­личной длины, толщиной 0,5—2 мм. Наружная повер­хность коры более или ме­нее гладкая, темно-бурая, серо-бурая, темно-серая или серая, часто с беловатыми поперечно вытянутыми че­чевичками или серыми пят­нами; при легком соскаблики обнаруживается красный слой. Внутренняя поверхность гладкая, желтова­то-оранжевого или красновато-бурого цвета. Излом светло-желтый, равно­мерно-мелкощетинистый (лупа х 10). Запах слабый. Вкус горьковатый.

  1. Проведите микроскопический анализ коры крушины, пригото­вив тонкие поперечный и продольный срезы или «давленый» препарат по правилам ГФ XI, вып. 1, с. 280.

Обратите внимание на диагностиче­ские признаки:

а) поперечный срез — красная пробка, группы лубяных волокон во флоэме, сердцевинные лучи, друзы;

б) «давленый» препарат — группы лубяных волокон с кристаллоносной паренхимой (обкладкой), красная пробка, друзы.

Зарисуйте поперечный срез, обозначьте наружную и внутреннюю кору, диагностические признаки поперечного среза и «давленого» препарата.



. Кора крушины.

1-пробка; 2-коленхима; 3-первичная кора ; 4-вторичная кора (луб);

5-механические волокна первичной коры; 6-друзы оксалата кальция; 7-группы лубяных волокон с кристаллоносной обкладкой; 8-сердцевинные лучи.


  1. Изучите числовые показатели, характеризующие доброкачествен­ность коры крушины. Обратите внимание на дефекты коры, снижающие качество сырья.

Сравните числовые показатели с требованиями PhEur.

Числовые показатели. Производных антрацена в пересчете на истизин — не менее 4,5 %; влажность — не более 15 %; золы общей — не более 5 %; золы, нерастворимой в 10 %-ном растворе кислоты хлористоводородной,— не бо­лее 0,6 %; кусков коры, покрытых кустистыми лишайниками,— не более 1 %; кусков коры с остатками древесины — не более 1 %; кусков коры толще 2 мм — не более 3 %; органической примеси — не более 0,5 %; минеральной примеси — не более 0,5 %.

Числовые показатели по PhEur. Суммы глюкофрангулинов в пересчете на глюкофрангулин А — не менее 7 %; влажность — не более 10 %; золы общей — не более 6 %; посторонних примесей — не более 1 %.

  1. Известно, что кору крушины применяют как слабительное сред­ство. Запишите в лабораторном журнале препараты крушины ольховидной.

NB. Обратите внимание, что кора крушины ольховидной применяется после хранения в течение одного года или после нагрева при температуре 100 °С в течение часа для окисления восстановленных форм антраценпроизводных в гидроксиантрахиноны.

Свежесобранная кора оказывает побочное действие: вызывает тошноту, рвоту, раздражает слизистую оболочку желудка вследствие присутствия в свежем сырье гликозида франгуларозида.

При хранении коры крушины франгуларозид окисляется ферментами в производное антрахинона – гликофрангулин, агликоном которого является франгулаэмодин.

Поэтому использовать кору крушины ГФ Х1 рекомендует только через год после заготовки.



6. Запишите химизм реакции окисления восстановленных соединений в окисленные.

Хранение в течение года может быть заменено прогреванием сырья при температуре 1000С в течение часа.

Основные диагностические признаки и отличия:

от всех видов этих растений кора крушины ольховидной отличается тем, что при легком соскабливании наружной части пробки у нее обнаруживается слой малиново-красного цвета; у остальных растений виден зеленый или бурый слой.



  1. Жостер слабительный (Rhamnus cathartica).

Кора почти без чечевичек, кора серого или красно-бурого цвета, блестящая. При смачивании внутренней поверхности 0,5% раствором щелочи приобретает кроваво-красное окрашивание, от раствора железоаммонийных квасцов не изменяется.

  1. Ольха черная (Alnus glutinosa). Кора черно-бурая или серая с редкими круглыми чечевичками, с внутренней поверхности оранжево-желтая, при смачивании 0,5% раствором щелочи окрашивается в кирпично-красный цвет, а от раствора железоаммонийных квасцов – в черный.

  2. Черемуха (Padus racemosa). Кора снаружи черно-бурая; чечевички круглые, серовато-желтые; внутренняя поверхность желтоватая или беловатая; при смачивании 0,5% раствором щелочи – не краснеет, от раствора железоаммонийных квасцов приобретает черно-зеленое окрашивание.

  3. Калина (Viburnum opulus). Наружная поверхность коры обычно морщинистая, зеленовато-сероватая, с пятнами и буроватыми чечевичками; внутренняя поверхность желтая с красноватыми полосками. При смачивании 0,5% раствором щелочи отмечается слабое буроватое окрашивание, от раствора железоаммонийных квасцов – черно-зеленое.

  4. Ива (Salix – разные виды). Внешний вид различен, но у всех видов излом сильно волокнистый. При смачивании 0,5% раствором щелочи не краснеет, от раствора железоаммонийных квасцов – черно-синее или черно-зеленое окрашивание.

  5. Осина (Populus tremula). Наружная поверхность серая, внутренняя беловатая, излом не волокнистый. При смачивании раствором щелочи не краснеет, от раствора железоаммонийных квасцов – зеленоватое окрашивание.

  6. Рябина (Sorbus aucuparia). Наружная поверхность серая, внутренняя темно-розовая; излом волокнистый. От раствора железоаммонийных квасцов сине-зеленое окрашивание; от раствора щелочи не краснеет.




  • Реакции с раствором щелочи и квасцов можно также делать с водным отваром коры в фарфоровых чашечках.

  • Кора всех этих видов при легком соскабливании пробкового слоя красного окрашивания не обнаруживает.

Надежнее различать кору по микроскопической картине.

  • Кора ольхи, осины, калины, жостера слабительного содержит, кроме волокон, каменистые клетки (в жостере слабительном некоторые клетки сердцевинных лучей превращены в каменистые клетки).

  • Кора черемухи и рябины содержат только волокна, но без кристаллоносной обкладки; волокна черемухи и рябины крючковато изогнуты и в поперечном срезе направлены зачастую наискось;

  • Кора ивы, также как крушины, имеет, кристаллоносную обкладку на волокнах, но в мацерированном препарате видно, что волокна оканчиваются в виде крючков и извилин, в отличие от крушины, где концы волокон прямые и заостренные.

Задание №2. Анализ сырья «Плоды жостера слабительного»

Н.с. Fructus Rhamni catharticae – плоды жостера слабительного

Пр.р. Rhamnus cathartica - жостер слабительный (крушина слабительная)

Сем. Rhamnaceae – крушиновые


Собранные осенью зрелые и высушенные плоды дико­растущего кустарника жосте­ра слабительного (крушины слабительной) — Rhamnus cathartica L., сем. крушино­вых — Rhamnaceae

  1. Сравните по гербарным образцам и описанию, при­веденному в табл., жостер слабительный и возможные примеси. Посчитайте, сколько пар жилок имеют листья крушины ольховидной и жостера слабительно­го. Запишите в лабораторный журнал название сырья, лекарственного растения и семейства на русском и латинском языках.

Жостер слабительный: а - цветущий побег; плоды с семенами: б жостера слабительного; в — крушины ольховидной

Недопустима примесь плодов крушины ольховидной, которая распознается по наличию в плоде 2 сплюснутых косточек овальной формы с клювовидным хрящеватым выростом.

В отличие от плодов жостера они имеют матовую поверхность.

Изучите отличительные осо­бенности плодов жостера и сравните их с плодами крушины ольхо­видной — возможной недопустимой примеси к плодам жостера.



Зарисуйте внешний вид косточек плодов жостера и крушины ольховидной.

Напишите названия возможных примесей.

Отличительные признаки жостера слабительного и сходных видов


Название растения

Цвет коры стволов и веток

Листья

Плоды (костянки)

Жостер слабитель­ный Rhamnus cathartica

На стволе кора чернова­тая, блестящая, почти без чечевичек, на ветках красновато-серая или бурая. Ветви супротив­ные, с колючками

Супротивные, яйце­видные или эллипти­ческие, мелкозубча­тые; вторичные жил­ки почти параллель­ны краю листа

Черные, блестя­щие, шаровидные, 6—8 мм в диамет­ре, с 3—4 яйцевид­ными косточками

Крушина ольховид-ная — Frangula alnus

На стволе кора бурая, почти черная, в верхних частях стволов и на мо­лодых ветках красно-бурая с белыми ланцет­ными чечевичками. Ветви очередные, без колючек

Очередные, оваль­ные, цельнокрайние; вторичные жилки под углом к краю листа

Черные, блестя­щие, шаровидные, 8—10 мм в диамет­ре, с 2—3 плоско­выпуклыми косточ­ками, с клювовид­ным хрящеватым носиком

Черемуха обыкновен­ная Padus racemosa

На стволе кора черно-бурая с серовато-желто­ватыми чечевичками. Ветви очередные, без колючек

Очередные, эллипти­ческие; мелкопиль­чатые, вторичные жилки под углом к краю листа

Черные, шаровид­ные, 7—9 мм в диа­метре, с одной округло-яйцевид­ной косточкой




  1. Проведите анализ плодов жостера в сравнении со стандартным образцом сырья. Запишите основные внешние признаки ис­следуемого сырья.

Внешние признаки по ст. 37 ГФ XI, вып. 2, с.293.

Плоды — округлые костянки с блестя­щей морщинистой поверхностью, диаметром 5—8 мм, с небольшим малоза­метным остатком столбика и с сохранившейся плодоножкой или углублени­ем на месте ее отрыва. Мякоть бурая, с 3—4 (реже 2) темно-бурыми косточ­ками с твердой кожурой, 3-гранной или яйцевидной формы. Цвет плодов почти черный. Запах слабый, неприятный. Вкус сладковато-горький.



  1. Изучите числовые показатели, характеризующие доброкачествен­ность плодов жостера. Какие дефекты плодов снижают качество сырья? Обрати­те внимание, что примесь плодов крушины ольховидной не допускается.

Числовые показатели. Влажность — не более 14 %; золы общей — не более 4 %; недозрелых плодов — не более 4 %; подгоревших плодов — не более 5 %; органической примеси — не более 2 %; минеральной примеси — не более 0,5 %.

  1. Проведите фармакопейную качественную реакцию на плоды жостера. Кратко опишите методику и результат в протокол.

5. Известно, что плоды жостера применяют как слабительное сред­ство. Запишите в лабораторном журнале препараты жостера.

Задание №3. Анализ сырья «Корни ревеня»

Н.с. Radices Rhei — корни ревеня

Пр.р. Rheum palmatum var. tanguticum — ревень дланевидный (тангутский)

Сем. Polygonaceae гречишные
Собранные осенью или ранней весной в возрасте не менее 3 лет, очищенные от гнилых частей, отмытые от земли, разре­занные на части и высушенные корни и корневища культивируемого растения ревеня дланевидного тангутского — Rheum palmatum L. var tanguticum Maxim., сем. гречишных — Polygonaceae

  1. Изучите по гербарным образцам и рис. ревень дланевидный и близкий вид — ревень огородный (Rheum rhaponticum).

Запишите в лаборатор­ный журнал название сырья, лекарственного растения и семейства на русском и латинском языках.

Обратите внимание, что монография PhEur распространяет­ся на два вида ревеня: ревень тангутский и ревень лекарственный, их гибриды или смесь двух видов.

  1. Проведите анализ корней ревеня в сравнении со стандартным образцом сырья.

Запишите основные внешние признаки исследуемого сырья.

Обратите внимание на цвет излома (характер излома «мраморный». Напишите русские и латинские названия возможных примесей.

Внешние признаки по ст. 68 ГФ XI, вып. 2, с.352.. Куски корней и корневищ различной формы, длиной до 25 см, толщиной до 3 см. Крупные куски корней цилинд­рические или конусовидные, слегка изогнутые, с продольно-морщинистой поверхностью. Куски корневищ встречаются редко, поверхность их попереч­но-морщинистая. Цвет снаружи темно-бурый, на изломе — желто-бурый или оранжево-бурый; свежий излом зернистый, сероватый, с оранжевыми или розоватыми прожилками. Запах своеобразный. Вкус горьковатый, вяжущий.

  1. Проведите качественные реакции:

А - смочите порошок корня ревеня: а) 0,5 % раствором щелочи; б) раствором жеяезоаммониевых квасцов; в) рас­твором Люголя.

Результаты реакций запишите и укажите, о присутст­вии каких веществ они свидетельствуют.

Результаты запишите в лабораторный журнал.


  1. Приготовьте микропрепарат порошка кор­ня ревеня, рассмотрите его при м/у и б/у и зарисуйте в лабораторном журнале основные диагностические признаки


Элементы порошка.

1-обрывки пробки; 2-паренхима; 3-друзы оксалата кальция; 4-обрывки сосудов;

5-крахмальные зерна.



  1. Изучите числовые показатели, характеризующие доброкачествен­ность корней ревеня. Обратите внимание на количество антрахинонов в сырье. Сравните показатели качества с требованиями PhEur.

Числовые показатели. Производных антрацена в пересчете на истизин — не менее 2 %; влажность — не более 12 %; золы общей — не более 8 %; золы, нерастворимой в 10%-ном растворе кислоты хлористоводородной,— не бо­лее 1 %; корней, почерневших в изломе,— не более 5 %; органической при­меси — не более 0,5 %; минеральной примеси — не более 0,5 %.

Числовые показатели по PhEur. Суммы гидроксиантраценпроизводных в пересчете на реин — не менее 2,2 %; влажность — не более 12 %; золы об­шей—не более 12%; золы, нерастворимой в 10%-ном растворе кислоты хлористоводородной,— не более 2 %; посторонней примеси — не более 2,0 %.

  1. Известно, что корни ревеня применяют как слабительное сред­ство. Запишите в лабораторном журнале препараты ревеня. Обратите внимание на дозировку, т. к. корни ревеня содержат более 10 % дубильных веществ.


Задание №4. Анализ сырья «Корни щавеля конского»

Н.с. Radices Rumicis conferti – Корни щавеля конского

Пр.р. Rumex confertus – щавель конский

Сем. Polygonaceae - гречишные

Собранные осенью или ранней весной в пе­риод отрастания растения, тщательно отмы­тые, разрезанные на куски и высушенные корни дикорастущего многолетнего растения щавеля конского — Rumex confertus Willd., сем. гречишных — Polygonaceae



  1. Изучите по гербарному образцу и рис. щавель конский. Запишите в лабораторный журнал название сырья, лекарственного растения и семейства на русском и латинском языках.

  2. Проведите ана­лиз корней щавеля конского в сравнении со стандартным об­разцом сырья. Запишите основные вне­шние признаки исследуемого сырья. Обратите внимание на цвет излома.

  3. Внешние признаки по ВФС 42-1077—81. Цельные или про­дольно разрезанные корни, твердые, продольно-морщи­нистые, прямые или слегка изогнутые, длиной 3—10 см, толщиной 2—10 см. Цвет сна­ружи темно- бурый, на изло­ме — желтовато-бурый или серовато-бурый, внутри желто-оранжевого цвета. Из­лом неровный. Запах слабый, своеобразный. Вкус горькова­тый, вяжущий.

  4. Изучите число­вые показатели, характеризую­щие доброкачественность кор­ней щавеля конского.

Числовые показатели. Влаж­ность — не более 13 %; корневищ с остатками неотделенных стеблей не более 5 %; измельченных частей ме­нее 2 см не более 3%; посторонних примесей: органической не более 1 %, минеральной — не более 0,5%.
5. Опишите недопустимые примеси к щавелю конскому. Они отличаются ниж­ними листьями,соцветиями и количе­ством желвачков на листочках около­цветника.

Не допускается заготовка видов щавеля:



Щавель курчавый (Rumex crisrus) имеет листья клиновидные при основа­нии, по краю волнистые; соцветие не­густое, облиственное; желвачков 1-3.

Щавель пирамидальный (R. thyrsiflorus) имеет листья стрело­видные при основании; соцветие пи­рамидальное; желвачков нет.

Щавель длиннолистный (R. longifolius) имеет листья продолгова­то-яйцевидные, при основании округ­лые или слабо сердцевидные. Соцве­тие густое узкометельчатое с немно­гими листьями при основании; жел­вачков нет.

Щавель водный (R. aquaticus) имеет листья продолговато-яйцевид­ные, при основании слабосердцевидные, снизу голые. Соцветие узкоме­тельчатое, с несколькими листьями при основании; желвачков нет.

Щавель воднощавелевый (прибрежноводный) — (R. hydrolapathum) имеет широколанцетные клино­видные при основании листья; соцве­тие раскидистое облиственное; жел­вачков 3.



6. Известно, что корни щавеля конского применяют как вяжущее и слабительное средство. Запишите в лабораторном журнале препараты щавеля конского. Вспомните дозы, в которых проявляется активность двух классов БАВ, являющихся антагонистами по действию.
Задание №5. Анализ сырья «Листья сенны» и «Плоды сенны»

Н.с. Folia Cassiae (Folia Sennae) — листья сенны (кассии)

Fructus Cassiae (Sennae) — плоды сенны (плоды кассии)

Пр. Р. Сassia acutifolia — кассия остролист­ная (syn.: Senna alexandrina) — сенна александрийская

Сем. Fabaceae (Leguminosae) бобовые

Подсемейство Caesalpinioideae— цезальпиниевые
Собранные в фазу цветения и плодоношения, высушен­ные и обмолоченные листья культивируемого кустарни­ка кассии (сенны) остро­листной — Cassia acutifolia Del., сем. бобовых — Fabaceae

NB! PhEur допускает использование листьев сенны узколистной — Cassia angustifolia или смесь листьев двух видов.

  1. Изучите по гербарным образцам и рис. сенну остролист­ную, сенну узколистную и сенну туполистную.

Запишите в лабораторный журнал название сырья, лекарственных растений и семейства на русском и латинском языках.

Обратите внимание, что сенна остролистная известна как александрийс­кая сенна (англ. Alexandrian или Khartoum senna), сенна узколистная — как индий­ская сенна (англ. Tinnavelly senna), а сенна туполистная (Cassia obovata) — как итальянская сенна.

А б в


Листья сенны:

А — остролистной; б — узколистной; в — туполистной


  1. Проведите анализ листьев сенны в сравнении со стандартным образцом сырья.

Запишите основные внеш­ние признаки исследуемого сырья.

Обратите внимание на основание листа, тол­щину и цвет листовой пластинки.

Зарисуйте внешний вид листа сенны.

Внешние признаки по ст. 23 ГФ XI, вып. 2, с. 269.

Отдельные листочки и черешки слож­ного парноперистого листа, цельные или частично измельченные кусочки тонких травянистых стеблей, бутоны, цветки и незрелые плоды. Листочки удлиненно-ланцетные или ланцето-овальные, заостренные к верхушке, наи­более широкие в средней части, у основания неравнобокие, тонкие, лом­кие, цельнокрайние с очень коротким черешком. Вторичные жилки, ясно заметные с обеих сторон, отходят под острым углом от главной жилки и соединяются между собой дугами, идущими параллельно краю листочка. Длина листочка 1—3 см, ширина 0,4—1,2 см. Плод — боб, плоский, кожис­тый, слабоизогнутый, длиной 3—5 см, шириной 1,5—2 см. Цвет листочков с обеих сторон серовато-зеленый или с верхней стороны желтовато-зеле­ный, матовый; плодов — зеленовато-коричневый с темными очертаниями семенных камер; бутонов и цветков — желтый. Запах слабый. Вкус слегка горь­коватый, с ощущением слизистости.



  1. Приготовьте микропрепарат листа сенны с поверхности, рас­смотрите его при м/у и б/у и зарисуйте в лабораторном журнале основные диагностические признаки.

Приготовьте препарат листа с поверхности по правилам ГФ XI, вып. 1, с. 278.

Обратите внимание на следующие признаки:

а) клетки эпидермиса верхней и нижней стороны с многоугольны­ми прямыми стенками;

б) устьица с обеих сторон, окружены 2—3, реже 4, клетками эпи­дермиса (аномоцитный тип);

в) одноклеточные, часто согнутые, толстостенные волоски с грубо-бородавчатой поверхностью;

г) на месте опавших волосков в центре розетки виден округлый валик;

д) мезофилл с друзами, жилки с кристаллоносной обкладкой.



Микроскопия листа сенны: 1 - многоугольные клетки эпидермы с прямыми стенками; 2— розетка эпидермальных клеток в месте при­крепления полоска; 3 —прижатые к поверхности простые, одноклеточные, короткие волоски с толстыми стенками и грубобородавчатой кутикулой; 4— устьица, окруженные 2—3, реже 4 клетками эпидермы (аномоцитный тип): 5 —друзы кальция оксалата в мезофилле; 6 — жилка с кристаллоносной обкладкой

Зарисуйте и обозначьте на рисунке анатомические диагностиче­ские признаки листа сенны.



  1. Ознакомьтесь с числовыми показателями качества сырья.

Сравните числовые показатели, характеризующие доброкаче­ственность листьев сенны по ГФ XI и PhEur.

Числовые показатели по ГФ XI. Суммы агликонов антраценового ряда в пересчете на хризофаповую кислоту — №. менее 1,35 %; влажность — не бо­лее 12%; золы общей — не более 12%; кусочков стеблей толще 2 мм — не более 3%; листочков и плодов — не менее 60%, в том числе побуревших, почерневших листочков — не более 3%; органической примеси — не более 3 %; минеральной примеси — не более 1 %.

Числовые показатели по PhEur, Суммы гликозидов гидрооксипроизводных антрацена в пересчете на сеннозид В - не менее 2,5 %; около 2/3 части сырья должны составлять листочки и плоды; золы, нерастворимой в кислоте хлористоводородной,— не более 2,5 %; посторонних примесей — не более 1 %.

6. Известно, что листья сенны применяют как слабительное сред­ство. Запишите в лабораторном журнале препараты сенны.



Задание №6. Анализ сырья «Корневища и корни марены»

Н.с. Rhizomata et radices Rubiae – корневища и корни марены

Пр.р. Rubia tinctorum – марена красильная

R. iberica - марена грузинская

Сем. Rubiaceae – мареновые

Собранные весной в начале вегетации или осенью в период плодоношения, тщательно очищенные от земли и высушенные корневища и корни многолетних травянистых растений марены красильной - Rubia tinctorum L. и марены грузинской - Rubia iberica (Fish. ex DC). С. Koch, сем. мареновых - Rubiaceae.



  1. Изучите по гербарным образцам и рис. Марену красильную. Запишите в лабораторный журнал название сырья, лекарственных растений и семейства на русском и латинском языках.

Отличительные признаки марены красильной и близких видов


Назва-ние растения

Длина стебля см

Листья

Соцветия

Плоды

Марена красильния —-Rubia tinctorum

30-120

Вмутовках . по 4—6, сидячие, голые

Пазушные и верху­шечные полузонти­ки, которые длиннее покровных листьев

Сочные, чер­ные, длиной 4—6 мм

Марена грузинская — Rubia iberica

30- 100

В мутовках по

4 -6, черешок в 4—7 раз короче пластинки, рассеянно- опушенные



То же

Сочные, длиной 3,5— 4,5 мм




  1. Проведите анализ корневищ и корней марены в сравнении со стандартным образцом сырья. Запишите основные внешние признаки исследуемого сырья. Обратите внимание на цвет коры и древесины, зарисуйте.

Напишите русские и латинские название возможных примесей.

Внешние признаки. Цельное сырье. Корневища и корни продольно - морщинистые, цилиндрические, различной длины, толщиной 2-18 мм, обычно с отслаивающейся шелушащейся пробкой. У корневищ в центре обычно имеется полость. Цвет корневищ и корней снаружи красновато - коричневый, на изломе видна красновато - коричневая кора и оранжево - красная древесина. Запах слабый, специфический. Вкус сладковатый, затем слегка вяжущий и горький.

Измельченное сырье. Кусочки корневищ и корней различной формы, проходящие сквозь сито с отверстиями диаметром 7 мм. Цвет красновато - коричневый, оранжево - красный. Запах слабый, специфический. Вкус сладковатый Изучите числовые показатели, характеризующие доброкачествен­ность корневищ и корней марены. Объясните, что имеется в виду под связанны­ми производными антрацена. Для этого ознакомьтесь с методикой количествен­ного определения, изложенной в ст. 76 ГФ XI.

Оба вида - марена грузинская и марена красильная - разрешены к применению.


  1. Изучите числовые показатели, характеризующие доброкачествен­ность корневищ и корней марены. Объясните, что имеется в виду под связанны­ми производными антрацена. Для этого ознакомьтесь с методикой количествен­ного определения, изложенной в ст. 76 ГФ XI.

Числовые показатели. Цельное сырье. Связанных производных антрацена не менее 3%; влажность не более 13%; золы общей не более 10%; других частей марены (стеблей, листьев и др.) не более 1,5%, органической примеси не более 1%; минеральной примеси не более 1%.

Измельченное сырье. Связанных производных антрацена не менее 3%; влажность не более 13%; золы общей не более 10%; частиц, не проходящих сквозь сито с отверстиями диаметром 7 мм, не более 10%; частиц, проходящих сквозь сито с отверстиями размером 0,25 мм, не более 5%; органической примеси не более 1%; минеральной примеси не более 1%.



Заготовка. Заготавливают дикорастущие и культивируемые растения, выкапывая корни ранней весной (с февраля) или осенью до заморозков.

Сушка. С заготовленного сырья стряхивают землю, отделяют надземные части и не промывая корни, быстро раскладывают тонким слоем на чердаках или в сушилках. В последнем случае сушат при температуре около 45°С.

4. Известно, что корневища и корни марены красильной применя­ются как литолитическое средство. Запишите в лабораторном журнале препара­ты марены красильной.

5.Запишите дальневосточные виды марены (не используемые в медицине).

Задание №7. Анализ сырья «Листья алоэ»

Н.с. Folia Aloes arborescentis recentia – листья алоэ древовидного свежие

Cormi laterals Aloes arborescentis – побеги боковые алоэ древовидного свежие

Folia Aloes arborescentis sicca – листья алоэ древовидного сухие

Пр.р. Aloe arborescens - алоэ древовидное

Сем. Asphodelaceae - асфоделовые


Собранные с 2—4-летнего растения и высушенные листья алоэ древовид­ного — Aloe arborescens Mill., сем. асфоделовых — Asphodelaceae, (нередко относят к лилейным — Liliaceae)

  1. Изучите в комнатной культуре алоэ древовидное. Запишите в лабораторный журнал название сырья, лекарственного растения и семейства на русском и латинском языках.

  2. Проведите анализ листьев алоэ древовидного в сравнении со стандартным образцом сырья. Запишите основные внешние признаки исследуемого сырья, зарисуйте.

  3. Внешние признаки по ФС

42-454—72. Листья цельные мечевидные длиной 15-45 см или изломанные на куски, шириной у основания 2-5,5 см, толщиной 0,7-1,5, морщинистые, на изломе яче­истые, с пленчатым серовато-желтым влагалищем, шипова­тыми зубцами по краю, очень хрупкие, с верхней стороны вогнутые, с нижней - выпуклые, голые, толстые, мясистые, покрытые восковым налетом. Цвет от зеленовато-желтого до серовато-коричне­вого. Листья имеют слабый своеобразный запах и очень горький вкус. Допускается потеря в массе при высушивании не менее 92%, сухого остатка в соке, взятом из свежих листьев, до консервирования - не менее 2%

Заготовка. В течение лета периодически срезают наиболее развитые листья и используют по назначению.

Охранные мероприятия. Не разрешается срезать плохо развитые листья с небольшой массой.

  1. Изучите число­вые показатели, характеризую­щие доброкачественность листьев алоэ древовидного.

Числовые показатели. Влаж­ность—не более 10%; золы общей — не более 17 %; золы, нерастворимой в 10%-ном растворе кислоты хлористоводородной,— не бо­лее 4 %; посторонних примесей: органической — не допускается, минераль­ной — не более 0,5 %; листьев, пораженных вредителями,— не допускается.

Опишите качественные фармакопейные реакции.



Качественные реакции. Согласно ФС, сырье - свежие сочные листья. Для обнаружения антраценопроизводных используют следующие реакции:

  1. При разбавлении нескольких капель сока равным количеством воды раствор мутнеет.

  2. После добавления к этому раствору нескольких капель 5% раствора NaOH наблюдаются посветление и появление зеленовато-желтой окраски (производные антрона);

3. При выдерживании среза листа в парах брома в течение 1 мин поверхность его покрывается желтым налетом (производные антрахинона).

  1. Известно, что листья алоэ применяют как противовоспалитель­ное, бактерицидное и иммуностимулирующее средство. Запишите в лаборатор­ном журнале препараты алоэ древовидного.

Примечание. PhEur и другие, например British Pharmacopoeia, содержат ста­тьи на высушенный сок алоэ — сабур, который применяется в качестве слабительно­го средства.

Торговые сорта «барбадос-алоэ, или кюрасао-алоэ» — Barbados Aloes (Curacao Aloes) получают из листьев барбадосского алоэ (Aloe barbadensis Miller), родина которого Северная Америка. Cape Aloes (торговый сорт «кап-алоэ») получают из различных видов алоэ, но главным образом — из Aloe ferrox Miller и его гибридов, произрастающих на юге Африки. Сокотра-алоэ производят из видов Aloe perryi и Aloe soccotrina. Растения культивируются в разных странах.

NB! Обрати­те внимание, что есть на существенные отличия химического состава листьев алоэ в зависи­мости от места произрастания.
Задание №8.

Решите ситуационные практические задачи (по заданию преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (ситуационные задачи)


  1. При анализе коры крушины было обнаружено: 1% кусков коры, покрытых лишайниками; 3% кусков коры толще 2 мм. Других примесей не обнаружено. Сделайте заключение о качестве сырья.

  2. При анализе корней ревеня было установлено содержание корней, почерневших в изломе – 50%. Других примесей не обнаружено. Сделайте заключение о качестве сырья.

  3. Проводя информационное сообщение для врачей, Вы сказали, что в настоящее время в аптеках нет новогаленовых препаратов сенны, но имеются листья. Врачи заметили, что листья не являются равноценными по действию с препаратами, выпускаемыми промышленностью, и больные их не любят из-за нежелательных побочных действий. Какие рекомендации Вы сможете дать, чтобы избежать побочного действия настоя.

  4. При анализе листьев сенны установлено содержание стеблевых частей – 30%; золы общей – 10%; действующих веществ – 2%; влажность – 10%. Сделайте заключение о качестве сырья.

  5. Какой препарат, повышающий защитные функции организма, Вы можете предложить для приготовления в домашних условиях (используя сырье изучаемой темы).

  6. После лекции по лекарственным растениям Вам задали вопрос: как Вы прокомментируете применение в быту народного средства, приготовленного из измельченных листьев алоэ, меда, красного вина хранящегося на холоду. Обоснуйте и противопоказания к применению средства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Какие морфологические признаки позволяют отличить крушину ольховидную от жостера слабительного.



  1. Назовите основные диагностические признаки корня ревеня и корня щавеля.

  2. По каким диагностическим признакам можно определить кору крушины в сборах.

  3. Почему при взбалтывании эфирного извлечения (коры крушины, корня ревеня, плодов жостера, листьев сенны) с раствором аммиака, последний окрашивается в вишнево-красный цвет, а эфирный слой остается окрашенным в желтый цвет.

  4. С помощью какого химического приема можно определить сырье, содержащее антраценпроизводные.

  5. Запишите химизм реакции антраценпроизводных со щелочью и раствором аммиака на примере хризофанола и эмодина.

  6. Опишите условия заготовки, сушки, использования коры крушины. Запишите химизм протекающих реакций, происходящий в процессе сушки.

следующая страница>


Методические указания по подготовке к практическому занятию
532.33kb.

10 10 2014
2 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию
717.62kb.

10 10 2014
4 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию
260.17kb.

13 09 2014
1 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию
418.07kb.

13 10 2014
3 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию тема: «лекарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный лес (смешанный)»
102.87kb.

09 10 2014
1 стр.


Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная работа по подготовке студента к практическому занятию

Охватывает философские объяснения и идеологические положения римских юристов о государстве и праве, что не является предметом изучения настоящего курса

1948.76kb.

10 10 2014
8 стр.


Методические указания для аспирантов и соискателей по подготовке к кандидатскому экзамену по английскому языку

Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык (английский)»

306.87kb.

26 09 2014
2 стр.


Методические рекомендации для студентов для подготовки к практическому занятию №9 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения»

Основы управления медицинской эвакуацией из госпитальных баз фронта в тыловые госпитали Министерства здравоохранения РФ

373.23kb.

13 09 2014
1 стр.