Перейти на главную страницу
на методическом совещании кафедры
от _ 2008_г.
Протокол № ____
Г.К. Кондратьева, зав. кафедрой, доцент, к.фарм.н.
Владивосток 2008
Научить работать с Государственными реестрами, классификаторами, научить обосновывать надежность и необходимость методов анализа, в том числе и микроскопического, для определения подлинности лекарственного растительного сырья; развивать стремление к познавательной активности, деятельности; способствовать углубленному изучению форм методов исследования способствовать формированию умений и навыков к научно-исследовательской деятельности. Развивать у студентов частичную поисковую деятельность, положительные мотивы учебно-познавательной деятельности. Научить определять подлинность и доброкачественность лекарственных растений: алтея лекарственного, алтея армянского, льна обыкновенного, пшеницы, картофеля, кукурузы, риса; определять подлинность корней алтея, семян льна посевного, видов крахмала, применяемых в медицине — по внешнему виду и микроскопическим признакам, травы алтея лекарственного — по внешним признакам; оценивать качество сырья по числовым показателям, согласно требованиям НД.
№ п/п |
Название этапа |
Цель этапа |
Время | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
I. Вводная часть занятия |
5-10% 15 мин.
| |||
1. |
Организация занятия |
Мобилизовать внимание студентов на данное занятие |
| |
2. |
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия |
Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки провизора, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов |
| |
II. Основная часть занятия |
80-90% 150мин.
| |||
3. |
Контроль исходных ЗУН |
Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня ЗУН, обеспечение единого исходного уровня, написание входного тестового контроля, опрос по контрольным вопросам |
| |
4. |
Общие и индивидуальные задания на СДС в учебное время |
Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности – определение вариантов задач на изучаемый раздел |
| |
5. |
Демонстрация методики |
Показать ориентировочную основу действия (ООД) и унифицировать методику. Решение задач по изучаемой теме |
| |
6. |
Управляемая СДС в учебное время |
Овладение необходимыми профессиональными У и Н, решение студентами задач по индивидуальным вариантам |
| |
7. |
Итоговый контроль |
Закрепление ЗУН, овладение алгоритмами, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка, решение задач выходного контроля |
| |
III. Заключительная часть занятия |
5-10% 15 мин.
| |||
9. |
Подведение итогов занятия |
Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия |
| |
10. |
Общие и индивидуальные задания на СДС во вне учебное время |
Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер |
|
Определять подлинность сырья по совокупности морфологических и анатомических признаков;
Выполнять качественные реакции на наличие биологически активных веществ в сырье согласно требованиям НТД;
Знать характеристику семейств Linaceae, Malvaceae.
1. Характерные морфологические признаки растений семейства мальвовых, льновых.
2. Растительные источники крахмала (пшеница, кукуруза, рис, картофель); инулина (одуванчик, топинамбур, цикорий, девясил); слизей (алтей, лен); камедей (абрикос, персик, слива, вишня, черешня, акация, лиственница); пектиновых веществ.
3. Охарактеризуйте состояние сырьевой базы и особенности заготовки сырья следующих ЛР: алтея, льна.
4. Охарактеризуйте особенности сушки и хранения сырья алтея, льна.
8. Назовите возможные примеси к алтею лекарственному.
9. Для лекарственных растений и сырья, изучаемых на занятии, необходимо знать:
— латинские и русские названия сырья, производящих растений и их семейств;
— географическое распространение, условия местообитания, районы культивирования лекарственных растений;
— сроки, приемы сбора, первичной обработки, сушки и хранения лекарственного сырья;
—действующие и балластные вещества корня алтея;
Растительные источники крахмала (пшеница, кукуруза, рис, картофель).
Radices Althaeae mundata – корни алтея очищенные от пробки
Radices Althaeae naturalis — корни алтея неочищенные
Производящее растение: Althaea officinales — алтей лекарственный (аптечный),
Althaea armeniaca — алтей армянский
Сем. Ма1vасеае — мальвовые
Охарактеризуйте алтей лекарственный по внешним признакам (по гербарным образцам), выделив диагностические особенности для его распознавания.
Охарактеризуйте алтей армянский по внешним признакам (по гербарным образцам), выделив диагностические особенности, отличающие его от алтея лекарственного.
Алтей армянский отличается более плотным сероволосистым опушением стебля и листьев (сверху и снизу) и более рассеченными пятилопастными средними листьями.
Изучите отличие видов алтея от возможных примесей — мальвы лесной и хатьмы тюрингской.
Примеси:
Мальва лесная (Malva sylvestris) и хатьма тюрингская (Lavatera thuringiaca) отличается от видов алтея окраской венчика (у хатьмы он ярко-розовый, у мальвы – розовый с темными полосками), а также числом листочков подчашия (у алтея оно состоит из 8-12, а у мальвы и хатьмы – из 3 листочков) и формой листьев (у мальвы они сердцевидно-округлые, пяти- и семилопастные, у хатьмы – угловато-пятилопастные).
Запишите в дневник.
Собранные осенью или весной, тщательно очищенные от земли и
пробкового слоя и высушенные боковые и неодревесневшие стержневые
корни дикорастущих и культивируемых многолетних травянистых
растений алтея лекарственного - Althaea officinalis L. и алтея
армянского - Althaea armeniaca Ten., сем. мальвовых - Malvaceae.
Излом в центре зернисто-шероховатый, снаружи волокнистый.
Цвет корня снаружи и в изломе белый, желтовато-белый (алтей лекарственный) или сероватый (алтей армянский). Запах слабый, своеобразный. Вкус сладковатый с ощущением слизистости.
«Корни алтея неочищенные», ФС 42-812-73.
Внешние признаки. Цельное сырье. Корни, неочищенные от пробки, почти цилиндрической формы или расщепленные вдоль на 2—4 части, к концу суживающиеся, ветвистые, различной длины, до 2 см толщины. Поверхность про-
дольно-морщинистая. Излом шероховатый, снаружи волокнистый.
Цвет снаружи серовато-бурый, в изломе желтовато-белый или серовато-белый. Запах слабый, своеобразный. Вкус сладковатый, с ощущением слизи.
Измельченное сырье. Кусочки корней различной формы, проходящие сквозь сито с диаметром отверстий 7 мм. Цвет беловато-серый. Запах слабый, своеобразный. Вкус сладковатый, с ощущением слизи.
Проведите качественные реакции на подлинность сырья «Корни алтея».
А - Смочите срез или порошок корня раствором аммиака или гидроксида натрия. Должно наблюдаться желтое окрашивание (слизь).
Б - микрореакцию на крахмал с раствором Люголя
Реакции на слизь:
а) микропрепарат из грубых поперечных срезов корня. Проведите реакцию на одревеснение. Для этого срез поместите в 1 %-ый спиртовой раствор флороглюцина с концентрированной кислотой хлористоводородной, через 1—2 мин уберите фильтровальной бумагой избыток реактива, прибавьте каплю раствора глицерина. Наблюдаемый результат реакции — одревесневшие оболочки клеток приобретают красное окрашивание.
Рассмотрите микропрепарат под лупой. Обратите внимание на непучковое (лучистое) строение корня алтея;
зарисуйте схему строения, обозначив на рисунке перидерму, флоэму, камбий, первичную и вторичную ксилему, сердцевинные лучи;
б) микропрепарат из тонких поперечных срезов корня. Проведите реакцию на одревеснение и рассмотрите микропрепарат при слабом и сильном увеличении микроскопа.
Зарисуйте участок флоэмы и ксилемы вблизи камбия, обозначив анатомические диагностические признаки корня алтея
Выполните микрохимические реакции на слизь на микропрепаратах тонких срезов:
а) с метиленовым синим. Срезы поместите в реактив на несколько минут, затем перенесите в глицерин или хлоралгидрат. Слизь окрашивается в голубой цвет;
б) реакция двойного окрашивания (ГФ X, ст. 571, с. 579). Срезы поместите на 20 мин в раствор хлорида железа (III), после чего реактив удалите фильтровальной бумагой, срезы перенесите в раствор метиленового синего, выдержите в течение 2—3 мин, а затем поместите в глицерин или раствор хлоралгидрата.
Рассматривайте при слабом увеличении микроскопа.
Клетки со слизью окрашиваются в желтый цвет,
механические волокна в голубой,
сосуды древесины — в зеленый.
В капле туши размешайте небольшое количество порошка алтея и рассмотрите при слабом увеличении микроскопа.
Светлые глыбки слизи видны на черном фоне.
При легком надавливании на покровное стекло препаровальной иглой они расплываются.
г) обнаружение крахмала. Приготовьте препарат порошка алтейного корня в воде, рассмотрите и зарисуйте крахмальные зерна при сильном увеличении микроскопа. Затем проведите реакцию окрашивания с раствором Люголя и запишите наблюдаемый результат.
а) определение анатомических диагностических признаков. Порошок алтейного корня размешайте на предметном стекле в капле раствора глицерина, накройте покровным стеклом, подогрейте над пламенем спиртовки в течение 1 минуты, рассмотрите при слабом и сильном увеличении микроскопа и зарисуйте анатомические диагностические признаки
В коре находятся многочисленные тангентально вытянутые группы лубяных волокон, расположенные прерывистыми концентрическими поясами. Более мелкие группы волокон разбросаны в древесине.
Волокна толщиной 10—35 мкм со слабоутолщенными, не одревесневшими или слабоодревесневшими стенками и большим просветом. Сосуды и трахеиды расположены небольшими группами. Сердцевинные лучи одно-, реже двухрядные. В паренхиме видны многочисленные крупные клетки со слизью, находящиеся как в коре, так и в древесине. В воде слизь растворяется, клетки становятся бесцветными и кажутся пустыми. Клетки паренхимы заполнены крахмальными зернами, местами встречаются мелкие друзы оксалата кальция.
Порошок. Под микроскопом видны обрывки паренхимы с крахмалом, отдельно зерна крахмала округлой, овальной или яйцевидной формы, величиной 3— 27 мкм, друзы оксалата кальция, обрывки сосудов, обрывки волокон; нередко встречаются их вилообразно разветвленные окончания. Слизь обнаруживают при рассмотрении в туши.
Препарат корня алтея; поперечный срез (х 280): 1 — лубяные волокна;
2 — клетки со слизью; 3 — друза оксалата кальция; 4 — крахмал;
5 — сердцевинный луч; 6 — камбий; 7 — сосуды;
8 — трахеиды
Микроскопия. ФС 64 «Корни алтея» и ФС 42-812-73 «Корень алтея неочищенный». На поперечном срезе корня виден тонкий слой пробки.
Под пробкой находится паренхима первичной коры, за которой следует вторичная кора, отделенная от древесины полоской камбия.
В коре находятся многочисленные тангентально вытянутые группы лубяных волокон, расположенные прерывистыми концентрическими поясами.
Более мелкие группы волокон разбросаны в древесине. Волокна толщиной 10—35 мкм со слабо утолщенными неодревесневшими стенками и большим просветом.
Сосуды и трахеиды расположены небольшими группами. Сердцевинные лучи одно-, реже двухрядные. В паренхиме видны многочисленные крупные клетки со слизью, находящиеся как в коре, так и в древесине. В воде слизь растворяется, клетки становятся бесцветными и кажутся пустыми.
Клетки паренхимы заполнены крахмальными зернами, местами встречаются мелкие друзы оксалата кальция.
порошок — в мешки бумажные с последующей укладкой в мешки тканевые или льно-джуто-кенафные не более 20 кг нетто.
Н.с. Amylum Solani — крахмал картофельный
Пр.р. Solanum tuberosum — картофель
Семейство Sо1апасеае — пасленовые
Н.с.Amylum Tritici — крахмал пшеничный
Производящее растение Triticum vulgare — пшеница обыкновенная
Н.с.Amylum Maydis — крахмал кукурузный
Производящее растение —Zea mays — кукуруза обыкновенная
Н.с. Amylum Oryzae — крахмал рисовый
Производящее растение Oryza sativa — рис посевной
Семейство Роасеае (Grаminеае) — мятликовые (злаковые)
Рассмотрите внешний вид растений по гербарию и таблицам, обратите внимание на диагностические особенности (без записи в дневнике).
Проведите микроскопический анализ четырех видов крахмала, для чего приготовьте микропрепараты для каждого вида.
На предметное стекло поместите каплю воды и кончиком препаровальной иглы внесите небольшое количество крахмала, размешайте, закройте покровным стеклом.
Рассмотрите под микроскопом при слабом и сильном увеличении.
Обратите внимание на особенности строения крахмальных зерен.
Зарисуйте форму крахмальных зерен при сильном увеличении.
Выполните микрохимическую реакцию на крахмал.
Для этого воспользуйтесь имеющимся препаратом картофельного крахмала. Не снимая покровное стекло, у одного его края нанесите каплю раствора Люголя, к противоположному краю приложите полоску фильтровальной бумаги. При слабом увеличении микроскопа наблюдается постепенное окрашивание крахмальных зерен в бледно-синий, темно-синий и черный цвета. Запишите результаты в лабораторный журнал.
Реакция среды должна быть нейтральной или слабокислой.
Нагрейте колбу и наблюдайте, как окраска слабеет, а при 1000С совсем исчезает. Охладите клейстер. Окраска восстанавливается.
Запишите в лабораторный журнал свои наблюдения и сделайте вывод.
Опыт 3. Реакция с реактивом Фелинга. К 2 мл крахмального клейстера прибавляют 2 капли водного раствора меди (II) сульфата (раствор А) и 2 капли щелочного раствора сегнетовой соли — калиево-натриевой соли кислоты винной (раствор Б). Наблюдают выпадение голубого осадка меди (II) гидроксида, который с сегнетовой солью образует водорастворимый медно-виннокислый комплекс синего цвета. Смесь нагревают на водяной бане. Почему при взаимодействии крахмала с реактивом Фелинга не происходит окислительно-восстановительная реакция? Запишите объяснение в лабораторный журнал.
Укажите правила хранения крахмала.
Применение. Крахмал входит в смеси с другими веществами в присыпках и мазях в детской практике и при кожных болезнях. Внутрь и в клизмах в качестве обволакивающих средств применяется отвар (клейстер) - Decoctum (Mucilago) Amyli. В хирургической практике крахмал использовался для неподвижных повязок в виде крахмальных бинтов. Декстрин в растворах обладает хорошими клеящими свойствами.
Задание № 3. Анализ сырья «Семена льна»
Н.с. Semina Lini (Semina Lini usitatissimi) – семена льна посевного
Пр.р. Linum usitatissimum – лен посевной (обыкновенный)
Сем. Linaceae - льновые
Известны две главные типичные культурные формы льна: лен – долгунец с маловетвистым стеблем, разводимый главным образом на волокно, и лен – кудряш, сильно ветвистый от основания, дающий большой урожай семян.
Сырье - Зрелые и высушенные семена культивируемого травянистого
растения льна посевного (обыкновенного) - Linum usitatissimum L.,
сем. льновых - Linaceae.
Цвет семян от светло-желтого до темно-коричневого. Запах отсутствует. Вкус слизисто-маслянистый.
Укажите диагностические признаки сырья.
Изучите анатомические диагностические признаки семени льна, для чего приготовьте препарат поперечного среза.
Для приготовления микропрепарата используйте семена, размоченные в спирто-глицериновой смеси.
Исходя из строения семени, объясните, как получить слизь льна.
А-схема поперечного среза семени; Б- часть поперечного среза семени;
В-элементы семенной кожуры:
1-эпидермис; 2-паренхимный слой кожуры; 3-механический слой;
4-клетки поперечного слоя; 5-пигментный слой; 6-эндосперм семени;
7-семядоли зародыша.
Семена льна измельчают в порошок, проходящий сквозь сито с отверстиями размером 0,5 мм, и помещают на предметное стекло в каплю туши (разведенную водой 1:10), тщательно размешивают и накрывают покровным стеклом.
На темно - сером (почти черном) фоне выделяются белыми пятнами клетки со слизью.
Результат запишите в лабораторный журнал.
Изучите числовые показатели.
Числовые показатели. Влажность не более 13%; золы общей не
более 6%; других частей растения (части коробочек, плодоножек,
битых семян) не более 1%; органической примеси не более 2%;
минеральной примеси не более 0,5%.
более 50 кг нетто.
Семена льна фасуют по 200 г в пачки картонные или в
пакеты полиэтиленовые.
Известно, что семена льна содержат полисахариды, а в эндосперме и семядолях накапливается большое количество жирного масла. Запишите в лабораторном журнале препараты и применение семян льна.
1. По каким внешним признакам можно определить подлинность сырья корня алтея лекарственного, корня алтея армянского?
2. Чем отличается сырье алтея лекарственного от алтея армянского?
3. Какие качественные реакции на подлинность корня алтея включены в ГФ XI и ФС 42-821-73?
4. Чем характеризуется излом корня алтея?
5. Какими микрохимическими реакциями можно доказать наличие слизи в лекарственном растительном сырье?
6. Где в корне алтея располагаются клетки со слизью?
7. Чем характеризуются волокна в корне алтея?
8. Какие анатомические диагностические признаки характерны для корня алтея?
9. Чем отличается род алтея от рода мальвы?
10. Чем отличаются между собой зерна различных видов крахмала?
11. Укажите реактив на крахмал. Как проводить с ним микрохимическую реакцию?
12. Какие части алтея используются в качестве сырья для производства препаратов. Назовите эти препараты.
Присутствие слизи в семенах льна можно доказать реакцией
1) с раствором хлорида алюминия, в настое
2) с раствором туши, в микропрепарате
3) с реактивом Судан III, в микропрепарате
4) с раствором железоаммониевых квасцов, в настое
5) с раствором желатина, в настое
Мать-и-мачеха имеет морфологически сходное растение
1) копытень
2) яснотка
3) лопух
5) клоповник
После цветения заготавливают сырье лекарственного растения
1) пижма обыкновенная
2) горец птичий
3) мать-и-мачеха
4) подорожник большой
5) крапива двудомная
Во время цветения заготавливают сырье лекарственного растения
1) калина обыкновенная
2) рябина черноплодная
3) боярышник даурский
4) липа сердцелистная
5) вахта трехлистная
Для листьев мать-и-мачехи характерны макропризнаки
1) голые, в месте обрыва черешка нитевидные жилки
2) продолговато-яйцевидные с густой сетью жилок, сильно выступающих снизу, край неравномерно-городчатый
3) округлосердцевидные, выямчатые, снизу беловойлочные
4) широкоэлиптические, цельнокрайние, с продольными дугообразными жилками
5) широкояйцевидные, крупнопильчатые, снизу беловойлочные
В молекуле полисахаридов мономерные остатки сахаров соединены гликозидными связями через атом
1) углерод
2) кислород
3) азот
5) водород
Траву подорожника блошного заготавливают
1) скашивая во время цветения и в течение 24 часов отправляют на завод
2) скашивая во время плодоношения, сушат при 400С и обмолачивают
3) скашивая во время бутонизации и сушат при 50-600С
4) срезают с начала цветения до конца плодоношения и сушат при 40-600С
5) срезают верхушку цветущего растения и обрывают нижние стеблевые листья, сушат при 35-400С
Листья мать-и-мачехи обладают основным фармакологическим действием
1) отхаркивающее
2) гипотензивное
3) противокашлевое
4) седативное
5) общеукрепляющее
Лекарственное растение Tussilago farfara относится к семейству
1) Asteraceae
2) Rosaceae
3) Lamiaceae
4) Saxifragaceae
5) Elaeagnaceae
Аптечным сырьем подорожника большого является часть растения
1) корни
3) корневища с корнями
4) листья
5) плоды
Задание #36
Аптечным сырьем мать-и-мачехи является часть растения
1) трава
3) семена
4) цветки
5) листья
Укажите название ЛРС, приведенного далее: листья широкояйцевидные, цельнокрайние, голые, с 3-9 продольными дугообразными жилками, в месте обрыва черешка жилки нитевидные
1) крапива двудомная
2) подорожник большой
3) мать-и-мачеха
4) эвкалипт серый
5) дурман обыкновенный
Стандартизацию сырья подорожника проводят по содержанию
1) витаминов
2) сапонинов
3) флавоноидов
4) полисахаридов
5) дубильных веществ
Препарат «Плантаглюцид» получают из сырья
1) алтея лекарственного
2) подорожника большого
3) морской капусты
4) мать-и-мачехи
Задание #40
Вопрос:
На ДВ произрастает викарный вид подорожника
1) маньчжурский
2) даурский
3) средний
4) азиатский
5) ланцетовидный
Траву подорожника блошного свежую используют для получения:
1) «плантаглюцида»
2) сиропа
3) сока
5) спиртовой настойки
Препарат «Ламинарид» применяют как средство:
1) кровоостанавливающее
2) слабительное
3) мочегонное
4) отхаркивающее
5) спазмолитическое
В медицине разрешено использовать сырье, заготовляемое от растения Рlаntаgо:
1) соrnuti
2) lanceolata
3) maritima
4) media
5) major
Задание #44
Сырье «Folia» заготавливают от растения:
1) Tilia cordata
2) Althaea officinalis
3) Tussilago farfara
4) Linum usitatissimum
5) Plantago psyllium
Arctium lарра - это латинское название растения:
1) мать-и-мачеха
2) подорожник большой
3) ламинария сахаристая
4) лопух большой
5) подорожник блошный
Содержание полисахаридов в листьях подорожника большого по ГФ XI определяют методом:
1) спектрофотометрическим
2) гравиметрическим
3) титрометрическим
4) денситометрическим
5) перегонкой с водой
Извлечение полисахаридного комплекса из растительного сырья производят:
1) этиловым спиртом
2) водой
3) соляной кислотой
4) хлороформом
5) петролейным эфиром
Для обнаружения сахаров используют цветную реакцию с:
1) 10% серной кислотой
2) карбазолом
3) ацетатом свинца
4) фосфорно-молибденовой кислотой
5) тимолом
Положительная реакция на инулин наблюдается в сырье:
1) алтея лекарственного
2) подорожника большого
3) лопуха большого
4) льна обыкновенного
5) ламинарии японской
Сырье алтея лекарственного хранится:
1) не более 3 ч, т.к. используется в свежем виде
2) отдельно, как эфирно-масличное
3) по общей группе хранения
4) отдельно, как сильнодействующее
5) отдельно, как плоды и семена
Основная:
Дополнительная:
1. Фармакогнозия. Атлас.под.ред. Гринкевич Н.И., Ладыгиной Е.Я. – М.: Медицина, 1989.
2. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии. – М.: Медицина, 1977.
10 10 2014
2 стр.
10 10 2014
4 стр.
13 09 2014
1 стр.
13 10 2014
3 стр.
09 10 2014
1 стр.
Охватывает философские объяснения и идеологические положения римских юристов о государстве и праве, что не является предметом изучения настоящего курса
10 10 2014
8 стр.
Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык (английский)»
26 09 2014
2 стр.
Основы управления медицинской эвакуацией из госпитальных баз фронта в тыловые госпитали Министерства здравоохранения РФ
13 09 2014
1 стр.