Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ГБОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития России»
Кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии
Комплект учебно-методических материалов к

Учебно-методическому комплексу (фармакогнозия)
Методические указания

по подготовке к практическому занятию

(для студентов 3 курс, V семестр )

060108 «Фармация»
Утверждены

на методическом совещании кафедры

от _ 2008_г.

Протокол № ____


Составитель:

Г.К. Кондратьева, зав. кафедрой, доцент, к.фарм.н.


Рецензент: _____________________

Владивосток 2008




Тема: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И СЫРЬЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ ПОЛИСАХАРИДЫ

Часть 2.

Лекарственные растения и сырье, содержащие слизи.

Виды крахмала.

Время: 4 часа


2. Мотивация: Возрос ассортимент лекарственного растительного сырья и получаемых из него фитопрепаратов, но полноценным материалом они являются в том случае, если по всем параметрам соответствуют действующим НД. Это соответствие определяется путем проведения фармакогностического анализа, который включает в себя комплекс методов анализа сырья, позволяющих определить подлинность и доброкачественность.

3. Цель обучения, воспитания и развития: Сформировать и закрепить у студентов профессиональные знания по основным понятиям методам анализа полисахаридов, ЛРС и ЛР, содержащих полисахариды, методам фармакогностического анализа и знания по значению их для практической деятельности провизора; знания Государственных реестров, НД, классификаторов и справочников.

4. Задачи обучения, воспитания и развития:

Научить работать с Государственными реестрами, классификаторами, научить обосновывать надежность и необходимость методов анализа, в том числе и микроскопического, для определения подлинности лекарственного растительного сырья; развивать стремление к познавательной активности, деятельности; способствовать углубленному изучению форм методов исследования способствовать формированию умений и навыков к научно-исследовательской деятельности. Развивать у студентов частичную поисковую деятельность, положительные моти­вы учебно-познавательной деятельности. Научить определять подлинность и доброкачественность лекарственных растений: алтея лекарственного, алтея армянского, льна обыкновенного, пшеницы, картофеля, кукурузы, риса; определять подлинность корней алтея, семян льна посевного, видов крахмала, применяемых в медицине — по внешнему виду и микроскопическим признакам, травы алтея лекарственного — по внешним признакам; оценивать качество сырья по числовым показателям, согласно требованиям НД.


5. Этапы проведения практического занятия




п/п

Название этапа

Цель этапа

Время

1

2

3

4

I. Вводная часть занятия

5-10%

15 мин.


1.

Организация занятия

Мобилизовать внимание студентов на данное занятие




2.

Определение темы, мотивации, цели, задач занятия

Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки провизора, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов




II. Основная часть занятия

80-90%

150мин.


3.

Контроль исходных ЗУН

Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня ЗУН, обеспечение единого исходного уровня, написание входного тестового контроля, опрос по контрольным вопросам




4.

Общие и индивидуальные задания на СДС в учебное время

Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности – определение вариантов задач на изучаемый раздел




5.

Демонстрация методики

Показать ориентировочную основу действия (ООД) и унифицировать методику.

Решение задач по изучаемой теме






6.

Управляемая СДС в учебное время


Овладение необходимыми профессиональными У и Н, решение студентами задач по индивидуальным вариантам




7.

Итоговый контроль

Закрепление ЗУН, овладение алгоритмами, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка, решение задач выходного контроля




III. Заключительная часть занятия

5-10%

15 мин.


9.

Подведение итогов занятия

Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия




10.

Общие и индивидуальные задания на СДС во вне учебное время

Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер





6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) или курсантов (СДК) в учебное время.
Самоподготовка.

Требования к исходному уровню знаний


На основании знаний по ботанике, органической и аналитической химии уметь объяснять физико-химические свойства полисахаридов;

Определять подлинность сырья по совокупности морфологических и анатомических признаков;

Выполнять качественные реакции на наличие биологически активных веществ в сырье согласно требованиям НТД;

Знать характеристику семейств Linaceae, Malvaceae.


Вопросы для самоподготовки.

1. Характерные морфологические признаки растений семейства мальвовых, льновых.

2. Растительные источники крахмала (пшеница, кукуруза, рис, картофель); инулина (одуванчик, топинамбур, цикорий, девясил); слизей (алтей, лен); камедей (абрикос, персик, слива, вишня, черешня, акация, лиственница); пектиновых веществ.

3. Охарактеризуйте состояние сырьевой базы и особенности заготовки сырья следующих ЛР: алтея, льна.

4. Охарактеризуйте особенности сушки и хранения сырья алтея, льна.

8. Назовите возможные примеси к алтею лекарственному.

9. Для лекарственных растений и сырья, изучаемых на занятии, необходимо знать:

— латинские и русские названия сырья, производящих растений и их семейств;

— географическое распространение, условия местообитания, рай­оны культивирования лекарственных растений;

— сроки, приемы сбора, первичной обработки, сушки и хранения ле­карственного сырья;

—действующие и балластные вещества корня алтея;


  • препараты и их применение;

  • виды крахмала, применяемые в медицине, структуру крахмальных зерен и химические компоненты.


Объекты для лабораторного изучения: корни алтея, семена льна.

Растительные источники крахмала (пшеница, кукуруза, рис, картофель).



Объекты для самостоятельного изучения: Растительные источники инулина (одуванчик, топинамбур, цикорий, девясил); камедей (абрикос, персик, слива, вишня, черешня, акация, лиственница); пектиновых веществ.

Задание №1. Анализ сырья «Корни алтея»


Н.с. Radices Althaeae — корни алтея

Radices Althaeae mundata – корни алтея очищенные от пробки

Radices Althaeae naturalis — корни алтея неочищенные

Производящее растение: Althaea officinales — алтей лекарствен­ный (аптечный),

Althaea armeniaca — алтей армянский

Сем. Ма1vасеае — мальвовые
Охарактеризуйте алтей лекарственный по внешним признакам (по гербарным образцам), выделив диагностические особенности для его распознавания.

Охарактеризуйте алтей армянский по внешним признакам (по гербарным образцам), выделив диагностические особенности, отли­чающие его от алтея лекарственного.

Алтей армянский отличается более плотным сероволосистым опушением стебля и листьев (сверху и снизу) и более рассеченными пятилопастными средними листьями.

Изучите отличие видов алтея от возможных примесей — мальвы лесной и хатьмы тюрингской.

Примеси:

Мальва лесная (Malva sylvestris) и хатьма тюрингская (Lavatera thuringiaca) отличается от видов алтея окраской венчика (у хатьмы он ярко-розовый, у мальвы – розовый с темными полосками), а также числом листочков подчашия (у алтея оно состоит из 8-12, а у мальвы и хатьмы – из 3 листочков) и формой листьев (у мальвы они сердцевидно-округлые, пяти- и семилопастные, у хатьмы – угловато-пятилопастные).

Запишите в дневник.



Дайте определение и проведите анализ цельных корней алтея двух видов сырья в соответствии со статьей 64 ГФ XI, вып. 2, с. 343 (корни алтея очищенные от пробки) и ФС 42-812-73 (корни алтея неочищенные от пробки).

По ГФ ХI, в.2; ст. 64 «Корни алтея»

Собранные осенью или весной, тщательно очищенные от земли и

пробкового слоя и высушенные боковые и неодревесневшие стержневые

корни дикорастущих и культивируемых многолетних травянистых

растений алтея лекарственного - Althaea officinalis L. и алтея

армянского - Althaea armeniaca Ten., сем. мальвовых - Malvaceae.



Внешние признаки. Цельное сырье.

Корни очищенные от пробки, почти ци­линдрической формы или расщепленные вдоль на 2—4 части, слегка сужива­ющиеся к концу, длиной 10—35 см и толщиной до 2 см. Поверхность корня продольно-бороздчатая с отслаивающимися длинными, мягкими лубяными волокнами и темными точками — следами отпавших или отрезанных тонких корней.

Излом в центре зернисто-шероховатый, снаружи волокнистый.

Цвет корня снаружи и в изломе белый, желтовато-белый (алтей лекарственный) или сероватый (алтей армянский). Запах слабый, своеобразный. Вкус сладковатый с ощущением слизистости.

«Корни алтея не­очищенные», ФС 42-812-73.

Внешние признаки. Цельное сырье. Корни, неочищенные от пробки, почти цилиндрической формы или расщепленные вдоль на 2—4 части, к концу сужи­вающиеся, ветвистые, различной длины, до 2 см толщины. Поверхность про-

дольно-морщинистая. Излом шероховатый, снаружи волокнистый.

Цвет сна­ружи серовато-бурый, в изломе желтовато-белый или серовато-белый. Запах слабый, своеобразный. Вкус сладковатый, с ощущением слизи.

Измельченное сырье. Кусочки корней различной формы, проходящие сквозь сито с диаметром отверстий 7 мм. Цвет беловато-серый. Запах слабый, своеоб­разный. Вкус сладковатый, с ощущением слизи.

Проведите качественные реакции на подлинность сырья «Корни алтея».

А - Смочите срез или порошок корня раствором аммиака или гидроксида натрия. Должно наблюдаться желтое окрашивание (слизь).

Б - микрореакцию на крахмал с раствором Люголя

Реакции на слизь:



Опыт 1. К 1—2 мл 10 %-ного настоя корня алтея, приготовленного на холодной воде, прибавляют 2 капли раствора натрия гидроксида (или амми­ака). Смесь приобретает лимонно-желтую окраску.

Опыт 2. В пробирку наливают 1 мл 10 %-ного настоя корня алтея и прибавляют 2—3 капли кислоты хлористоводородной концентрированной. Образуется желтовато-зеленое окрашивание. К смеси приливают 2 мл спирта. Слизь коагулирует в пористый сгусток.

Запишите результаты опытов в лабораторный журнал.

Изучите анатомические диагностические признаки корня алтея на микропрепаратах поперечного среза и порошка корня, для чего приго­товьте следующие препараты по правилам ГФ XI, вып. 1, с. 282:

а) микропрепарат из грубых поперечных срезов корня. Проведите реак­цию на одревеснение. Для этого срез поместите в 1 %-ый спиртовой раствор флороглюцина с концентрированной кислотой хлористоводородной, через 1—2 мин уберите фильтровальной бумагой избыток реактива, прибавьте каплю раствора глицерина. Наблюдаемый результат реакции — одре­весневшие оболочки клеток приобретают красное окрашивание.

Рассмотри­те микропрепарат под лупой. Обратите внимание на непучковое (лучистое) строение корня алтея;

зарисуйте схему строения, обозначив на рисунке перидерму, флоэму, камбий, первичную и вторичную ксилему, сердцевинные лучи;

б) микропрепарат из тонких поперечных срезов корня. Проведите реакцию на одревеснение и рассмотрите микропрепарат при слабом и сильном увеличении микроскопа.

Зарисуйте участок флоэмы и ксилемы вблизи камбия, обозначив анатомические диагностические признаки корня алтея

Выполните микрохимические реакции на слизь на микропрепаратах тонких срезов:

а) с метиленовым синим. Срезы поместите в реактив на несколько ми­нут, затем перенесите в глицерин или хлоралгидрат. Слизь окрашивается в голубой цвет;

б) реакция двойного окрашивания (ГФ X, ст. 571, с. 579). Срезы помес­тите на 20 мин в раствор хлорида железа (III), после чего реактив удалите фильтровальной бумагой, срезы перенесите в раствор метиленового синего, выдержите в течение 2—3 мин, а затем поместите в глицерин или раствор хлоралгидрата.

Рассматривайте при слабом увеличении микроскопа.

Клетки со слизью окрашиваются в желтый цвет,

механические волокна в голубой,

сосуды древесины — в зеленый.



Результаты запишите в лабораторный журнал.

в) проба на слизь с водно-спиртовым раствором туши.

В капле туши размешайте небольшое количество порошка алтея и рассмотрите при слабом увеличении микроскопа.

Светлые глыбки слизи видны на черном фоне.

При легком надавливании на покровное стекло препаровальной иглой они расплываются.



Результат запишите.

г) обнаружение крахмала. Приготовьте препарат порошка алтейно­го корня в воде, рассмотрите и зарисуйте крахмальные зерна при силь­ном увеличении микроскопа. Затем проведите реакцию окрашивания с раствором Люголя и запишите наблюдаемый результат.



Проведите микроскопический анализ порошка корня алтея:

а) определение анатомических диагностических признаков. Поро­шок алтейного корня размешайте на предметном стекле в капле раство­ра глицерина, накройте покровным стеклом, подогрейте над пламенем спиртовки в течение 1 минуты, рассмотрите при слабом и сильном увеличении микроскопа и зарисуйте анатомические диагности­ческие признаки



Микроскопия ГФ ХI, в.2. На поперечном срезе видно характерное для корня преобладание тонкостенной паренхимной ткани.

В коре находятся многочи­сленные тангентально вытянутые группы лубяных волокон, расположенные прерывистыми концентрическими поясами. Более мелкие группы волокон раз­бросаны в древесине.

Волокна толщиной 10—35 мкм со слабоутолщенными, не одревесневшими или слабоодревесневшими стенками и большим просветом. Со­суды и трахеиды расположены небольшими группами. Сердцевинные лучи одно-, реже двухрядные. В паренхиме видны многочисленные крупные клетки со сли­зью, находящиеся как в коре, так и в древесине. В воде слизь растворяется, клетки становятся бесцветными и кажутся пустыми. Клетки паренхимы заполнены крах­мальными зернами, местами встречаются мелкие друзы оксалата кальция.

Порошок. Под микроскопом видны обрывки паренхимы с крахмалом, отде­льно зерна крахмала округлой, овальной или яйцевидной формы, величиной 3— 27 мкм, друзы оксалата кальция, обрывки сосудов, обрывки волокон; нередко встречаются их вилообразно разветвленные окончания. Слизь обнаруживают при рассмотрении в туши.

Препарат корня алтея; поперечный срез (х 280): 1 — лубяные волокна;

2 — клетки со сли­зью; 3 — друза оксалата кальция; 4 — крахмал;

5 — сердцевинный луч; 6 — камбий; 7 — сосуды;

8 — трахеиды
Микроскопия. ФС 64 «Корни алтея» и ФС 42-812-73 «Корень алтея неочищенный». На поперечном срезе корня виден тонкий слой пробки.

Под пробкой находится паренхима первичной коры, за которой следует вто­ричная кора, отделенная от древесины полоской камбия.

В коре находятся многочисленные тангентально вытянутые группы лубяных волокон, распо­ложенные прерывистыми концентрическими поясами.

Более мелкие груп­пы волокон разбросаны в древесине. Волокна толщиной 10—35 мкм со слабо утолщенными неодревесневшими стенками и большим просветом.

Сосуды и трахеиды расположены небольшими группами. Сердцевинные лучи одно-, реже двухрядные. В паренхиме видны многочисленные крупные клетки со слизью, находящиеся как в коре, так и в древесине. В воде слизь растворяет­ся, клетки становятся бесцветными и кажутся пустыми.

Клетки паренхимы заполнены крахмальными зернами, местами встречаются мелкие друзы оксалата кальция.



Изучите ГФ ХI, в.2; ФС 64 «Корни алтея» и ФС 42-812-73 «Корень алтея неочищенный». Сравните все полученные Вами результаты с требованиями НД.

Запишите в лабораторный журнал.

Изучите числовые показатели качества сырья.

Числовые показатели. ГФ ХI, в.2; ФС 64 «Корни алтея» Цельное сырье. Влажность не более 14%; золы общей не более 8%; золы, нерастворимой в 10% растворе хлористоводородной кисло­ты, не более 0,5%; деревянистых корней не более 3%; корней, плохо очищен­ных от пробки, не более 3%; органической примеси не более 0,5%; минеральной примеси не более 0,5%.

Упаковка. Цельное сырье упаковывают в тюки из ткани не более 30 кг нетто или в мешки тканевые или льно-джуто-кенафные не более 20 кг нетто; измель­ченное — в мешки тканевые или льно-джуто-кенафные не более 30 кг нетто;

порошок — в мешки бумажные с последующей укладкой в мешки тканевые или льно-джуто-кенафные не более 20 кг нетто.



Срок годности 3 года.

Числовые показатели. ФС 42-812-73 «Корень алтея неочищенный». Цельное сырье. Влажность не более 14%; золы общей не более 8%; деревянистых корней не более 3%; органической примеси не более 0,5%; минеральной примеси не более 1%.

Упаковка. Цельное сырье упаковывают в тюки из ткани не более 50 кг нетто, Измельченное сырье — в мешки тканевые не более 25 кг нетто, или в мешки полиэтиленовые не более 20 кг нетто.

Срок годности 3 года.

Применение. Ознакомьтесь с препаратами и применением в медицине, запишите в лабораторный журнал.

Задание №2. Анализ различных видов крахмала

Н.с. Amylum Solani — крахмал картофельный

Пр.р. Solanum tuberosum — картофель

Семейство Sо1апасеае — пасленовые

Н.с.Amylum Tritici — крахмал пшеничный

Производящее растение Triticum vulgare — пшеница обыкновенная

Н.с.Amylum Maydis — крахмал кукурузный

Производящее растение —Zea mays — кукуруза обыкновенная

Н.с. Amylum Oryzae — крахмал рисовый

Производящее растение Oryza sativa — рис посевной

Семейство Роасеае (Grаminеае) — мятликовые (злаковые)
Рассмотрите внешний вид растений по гербарию и таблицам, обратите внимание на диагностические особенности (без записи в дневнике).

Проведите микроскопический анализ четырех видов крахмала, для чего приготовьте микропрепараты для каждого вида.

На предметное стекло поместите каплю воды и кончиком препаровальной иглы внесите небольшое количество крахмала, размешайте, закройте покровным стеклом.

Рас­смотрите под микроскопом при слабом и сильном увеличении.

Обратите внимание на особенности строения крахмальных зерен.

Зарисуйте форму крахмальных зерен при сильном увеличении.

Выполните микрохимическую реакцию на крахмал.

Для этого воспользуйтесь имеющимся препаратом картофельного крахмала. Не снимая покровное стекло, у одного его края нанесите каплю раствора Люголя, к противоположному краю приложите полоску фильтровальной бумаги. При слабом увеличении микроскопа наблюдается постепенное окрашивание крахмальных зерен в бледно-синий, темно-синий и черный цвета. Запишите результаты в лабораторный журнал.



Проведите качественные реакции с гомо- и гетерополисахаридами. Запишите ваши наблюдения в лабораторный журнал и проанализируйте полученные результаты.

Крахмал — Атуlит

Опыт 1. Образование клейстера. В колбу вместимостью 100 мл помещают 1,0 г крахмала и прибавляют 50 мл воды. Смесь нагревают в течение 5—7 мин на электроплитке при постоянном перемешивании до образования прозрач­ного клейстера беловатого цвета.

Реакция среды должна быть нейтральной или слабокислой.



Проверьте рН среды по лакмусу.

Запишите результаты в рабочий журнал, прокомментируйте их.

Опыт 2. Реакция с раствором йода. К 2 мл охлажденного крахмального клейстера добавляют одну каплю раствора Люголя. Крахмал окрашивается в синий цвет. Реакция очень чувствительна. Йод открывает крахмал даже в растворе 1:500 000. Реакции мешает присутствие спирта, таннина, щелочи, кислоты азотной, хлора.

Нагрейте колбу и наблюдайте, как окраска слабеет, а при 1000С совсем исчезает. Охладите клейстер. Окраска восстанавливается.

Запишите в лабораторный журнал свои наблюдения и сделайте вывод.

Опыт 3. Реакция с реактивом Фелинга. К 2 мл крахмального клейстера прибавляют 2 капли водного раствора меди (II) сульфата (раствор А) и 2 капли щелочного раствора сегнетовой соли — калиево-натриевой соли кислоты винной (раствор Б). Наблюдают выпадение голубого осадка меди (II) гидроксида, который с сегнетовой солью образует водорастворимый медно-виннокислый комп­лекс синего цвета. Смесь нагревают на водяной бане. Почему при взаимодействии крахмала с реактивом Фелинга не происходит окисли­тельно-восстановительная реакция? Запишите объяснение в лабораторный журнал.

Укажите правила хранения крахмала.

Применение. Крахмал входит в смеси с другими веществами в присыпках и мазях в детской практике и при кожных болезнях. Внутрь и в клизмах в качестве обволакивающих средств применяется отвар (клейстер) - Decoctum (Mucilago) Amyli. В хирургической практике крахмал использовался для неподвижных повязок в виде крахмальных бинтов. Декстрин в растворах обладает хорошими клеящими свойствами.

Задание № 3. Анализ сырья «Семена льна»

Н.с. Semina Lini (Semina Lini usitatissimi) – семена льна посевного

Пр.р. Linum usitatissimum – лен посевной (обыкновенный)

Сем. Linaceae - льновые


Охарактеризуйте лен посевной по внешним признакам (по гербарным образцам и таблицам), выделив диагностические особенности для его распознавания.

Известны две главные типичные культурные формы льна: лен – долгунец с маловетвистым стеблем, разводимый главным образом на волокно, и лен – кудряш, сильно ветвистый от основания, дающий большой урожай семян.



Дайте определение сырья в соответствии со ст. 79 ГФ XI, вып. 2, с. 372.

Сырье - Зрелые и высушенные семена культивируемого травянистого

растения льна посевного (обыкновенного) - Linum usitatissimum L.,

сем. льновых - Linaceae.



Внешние признаки. Семена сплюснутые, яйцевидной формы, заостренные с одного конца и округлые с другого, неравнобокие, длиной до 6 мм, толщиной до 3 мм. Поверхность семян гладкая, блестящая, со светло-желтым, ясно заметным семенным рубчи­ком (лупа 10Х).

Цвет семян от светло-желтого до темно-коричневого. Запах отсутствует. Вкус слизисто-маслянистый.

Укажите диагностические признаки сырья.

Изучите анатомические диагностические признаки семени льна, для чего приготовьте препарат поперечного среза.

Для приготовления микропрепарата используйте семена, размоченные в спирто-глицериновой смеси.



Зарисуйте: - общую схему поперечного среза (х56);

  • подробное анатомическое строение семени (х280).

Изу­чите строение семе­ни льна. Отметьте локализа­цию слизи.

Исходя из строения семени, объясните, как полу­чить слизь льна.





Семя льна

А-схема поперечного среза семени; Б- часть поперечного среза семени;

В-элементы семенной кожуры:

1-эпидермис; 2-паренхимный слой кожуры; 3-механический слой;

4-клетки поперечного слоя; 5-пигментный слой; 6-эндосперм семени;

7-семядоли зародыша.



Проведите гистохимическую реакцию с порошком семени льна.

Гистохимические реакции по ГФ Х1, вып.2.

Семена льна измельчают в порошок, проходящий сквозь сито с отверстиями размером 0,5 мм, и помещают на предметное стекло в каплю туши (разведенную водой 1:10), тщательно размешивают и накрывают покровным стеклом.

На темно - сером (почти черном) фоне выделяются белыми пятнами клетки со слизью.

Результат запишите в лабораторный журнал.

Изучите числовые показатели.

Числовые показатели. Влажность не более 13%; золы общей не

более 6%; других частей растения (части коробочек, плодоножек,

битых семян) не более 1%; органической примеси не более 2%;

минеральной примеси не более 0,5%.



Упаковка. В мешки тканевые или льно - джуто - кенафные не

более 50 кг нетто.

Семена льна фасуют по 200 г в пачки картонные или в

пакеты полиэтиленовые.



Срок годности 3 года.

Применение. Ознакомьтесь с препаратами и применением в медицине.

Известно, что семена льна содержат полисахариды, а в эндо­сперме и семядолях накапливается большое количество жирного масла. Запи­шите в лабораторном журнале препараты и применение семян льна.


Контрольные вопросы для определения итогового уровня знаний

1. По каким внешним признакам можно определить подлинность сырья корня алтея лекарственного, корня алтея армянского?

2. Чем отличается сырье алтея лекарственного от алтея армянского?

3. Какие качественные реакции на подлинность корня алтея вклю­чены в ГФ XI и ФС 42-821-73?

4. Чем характеризуется излом корня алтея?

5. Какими микрохимическими реакциями можно доказать наличие слизи в лекарственном растительном сырье?

6. Где в корне алтея располагаются клетки со слизью?

7. Чем характеризуются волокна в корне алтея?

8. Какие анатомические диагностические признаки характерны для корня алтея?

9. Чем отличается род алтея от рода мальвы?

10. Чем отличаются между собой зерна различных видов крахмала?

11. Укажите реактив на крахмал. Как проводить с ним микрохими­ческую реакцию?

12. Какие части алтея используются в качестве сырья для производства препаратов. Назовите эти препараты.

Тестовые задания для самоконтроля готовности к занятию


Задание #26

Вопрос:

Присутствие слизи в семенах льна можно доказать реакцией


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) с раствором хлорида алюминия, в настое

2) с раствором туши, в микропрепарате

3) с реактивом Судан III, в микропрепарате

4) с раствором железоаммониевых квасцов, в настое

5) с раствором желатина, в настое


Задание #27

Вопрос:

Мать-и-мачеха имеет морфологически сходное растение


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) копытень

2) яснотка

3) лопух


4) ярутка

5) клоповник


Задание #28

Вопрос:

После цветения заготавливают сырье лекарственного растения


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) пижма обыкновенная

2) горец птичий

3) мать-и-мачеха

4) подорожник большой

5) крапива двудомная


Задание #29

Вопрос:

Во время цветения заготавливают сырье лекарственного растения


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) калина обыкновенная

2) рябина черноплодная

3) боярышник даурский

4) липа сердцелистная

5) вахта трехлистная


Задание #30

Вопрос:

Для листьев мать-и-мачехи характерны макропризнаки


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) голые, в месте обрыва черешка нитевидные жилки

2) продолговато-яйцевидные с густой сетью жилок, сильно выступающих снизу, край неравномерно-городчатый

3) округлосердцевидные, выямчатые, снизу беловойлочные

4) широкоэлиптические, цельнокрайние, с продольными дугообразными жилками

5) широкояйцевидные, крупнопильчатые, снизу беловойлочные


Задание #31

Вопрос:

В молекуле полисахаридов мономерные остатки сахаров соединены гликозидными связями через атом


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) углерод

2) кислород

3) азот


4) сера

5) водород


Задание #32

Вопрос:

Траву подорожника блошного заготавливают


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) скашивая во время цветения и в течение 24 часов отправляют на завод

2) скашивая во время плодоношения, сушат при 400С и обмолачивают

3) скашивая во время бутонизации и сушат при 50-600С

4) срезают с начала цветения до конца плодоношения и сушат при 40-600С

5) срезают верхушку цветущего растения и обрывают нижние стеблевые листья, сушат при 35-400С


Задание #33

Вопрос:

Листья мать-и-мачехи обладают основным фармакологическим действием


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) отхаркивающее

2) гипотензивное

3) противокашлевое

4) седативное

5) общеукрепляющее


Задание #34

Вопрос:

Лекарственное растение Tussilago farfara относится к семейству


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Asteraceae

2) Rosaceae

3) Lamiaceae

4) Saxifragaceae

5) Elaeagnaceae


Задание #35

Вопрос:

Аптечным сырьем подорожника большого является часть растения


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) корни


2) цветки

3) корневища с корнями

4) листья

5) плоды
Задание #36



Вопрос:

Аптечным сырьем мать-и-мачехи является часть растения


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) трава


2) корни

3) семена

4) цветки

5) листья


Задание #37

Вопрос:

Укажите название ЛРС, приведенного далее: листья широкояйцевидные, цельнокрайние, голые, с 3-9 продольными дугообразными жилками, в месте обрыва черешка жилки нитевидные


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) крапива двудомная

2) подорожник большой

3) мать-и-мачеха

4) эвкалипт серый

5) дурман обыкновенный


Задание #38

Вопрос:

Стандартизацию сырья подорожника проводят по содержанию


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) витаминов

2) сапонинов

3) флавоноидов

4) полисахаридов

5) дубильных веществ


Задание #39

Вопрос:

Препарат «Плантаглюцид» получают из сырья


Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) алтея лекарственного

2) подорожника большого

3) морской капусты

4) мать-и-мачехи
Задание #40

Вопрос:

На ДВ произрастает викарный вид подорожника


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) маньчжурский

2) даурский

3) средний

4) азиатский

5) ланцетовидный


Задание #41

Вопрос:

Траву подорожника блошного свежую используют для получения:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) «плантаглюцида»

2) сиропа

3) сока


4) настоя

5) спиртовой настойки


Задание #42

Вопрос:

Препарат «Ламинарид» применяют как средство:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) кровоостанавливающее

2) слабительное

3) мочегонное

4) отхаркивающее

5) спазмолитическое


Задание #43

Вопрос:

В медицине разрешено использовать сырье, заготовляемое от растения Рlаntаgо:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) соrnuti

2) lanceolata

3) maritima

4) media

5) major
Задание #44



Вопрос:

Сырье «Folia» заготавливают от растения:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Tilia cordata

2) Althaea officinalis

3) Tussilago farfara

4) Linum usitatissimum

5) Plantago psyllium


Задание #45

Вопрос:

Arctium lарра - это латинское название растения:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) мать-и-мачеха

2) подорожник большой

3) ламинария сахаристая

4) лопух большой

5) подорожник блошный


Задание #46

Вопрос:

Содержание полисахаридов в листьях подорожника большого по ГФ XI определяют методом:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) спектрофотометрическим

2) гравиметрическим

3) титрометрическим

4) денситометрическим

5) перегонкой с водой


Задание #47

Вопрос:

Извлечение полисахаридного комплекса из растительного сырья производят:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) этиловым спиртом

2) водой

3) соляной кислотой

4) хлороформом

5) петролейным эфиром


Задание #48

Вопрос:

Для обнаружения сахаров используют цветную реакцию с:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 10% серной кислотой

2) карбазолом

3) ацетатом свинца

4) фосфорно-молибденовой кислотой

5) тимолом


Задание #49

Вопрос:

Положительная реакция на инулин наблюдается в сырье:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) алтея лекарственного

2) подорожника большого

3) лопуха большого

4) льна обыкновенного

5) ламинарии японской


Задание #50

Вопрос:

Сырье алтея лекарственного хранится:


Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) не более 3 ч, т.к. используется в свежем виде

2) отдельно, как эфирно-масличное

3) по общей группе хранения

4) отдельно, как сильнодействующее

5) отдельно, как плоды и семена


Список литературы

Основная:



  1. Муравьева Д.А. Фармакогнозия. М.: Медицина, 2002.

  2. Лекарственное растительное сырье. Фармакогнозия. Учебное пособие. Под ред. Г.П.Яковлева и К.Ф.Блиновой. Санкт-Петербург, СпецЛит, 2004.

3. Государственная Фармакопея СССР, Х1 изд., том 1,2. – М.: Медицина,1988,1990.

Дополнительная:

1. Фармакогнозия. Атлас.под.ред. Гринкевич Н.И., Ладыгиной Е.Я. – М.: Медицина, 1989.

2. Руководство к практическим занятиям по фармакогнозии. – М.: Медицина, 1977.



3. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения. Учебное пособие. Под редакцией Г.П. Яковлева, К.Ф.Блиновой. Санкт-Петербург. СпецЛит. Изд-во СПХФА. 2002.

4.Лекарственные растения. Чиков П.С. 2002.

Методические указания по подготовке к практическому занятию
532.33kb.

10 10 2014
2 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию
717.62kb.

10 10 2014
4 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию
260.17kb.

13 09 2014
1 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию
418.07kb.

13 10 2014
3 стр.


Методические указания по подготовке к практическому занятию тема: «лекарственные растения приморского края. Хвойно-широколиственный лес или кедрово-широколиственный лес (смешанный)»
102.87kb.

09 10 2014
1 стр.


Самостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная работа по подготовке студента к практическому занятию

Охватывает философские объяснения и идеологические положения римских юристов о государстве и праве, что не является предметом изучения настоящего курса

1948.76kb.

10 10 2014
8 стр.


Методические указания для аспирантов и соискателей по подготовке к кандидатскому экзамену по английскому языку

Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык (английский)»

306.87kb.

26 09 2014
2 стр.


Методические рекомендации для студентов для подготовки к практическому занятию №9 по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения»

Основы управления медицинской эвакуацией из госпитальных баз фронта в тыловые госпитали Министерства здравоохранения РФ

373.23kb.

13 09 2014
1 стр.