ГБОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития России»
Кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии
Комплект учебно-методических материалов к
Учебно-методическому комплексу (фармакогнозия)
Методические указания
по подготовке к практическому занятию
(для студентов 3 курс, V семестр )
060108 «Фармация»
Утверждены
на методическом совещании кафедры
от 14.10. _ 2008_г.
Протокол № 18а__
Составитель:
Г.К. Кондратьева, зав. кафедрой, доцент, к.фарм.н.
Рецензент: Зав. кафедрой фармацевтической технологии и биотехнологии,
доцент, кандидат фарм.н. Степанов С.В.
Владивосток 2008
-
Тема: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И СЫРЬЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ ТЕРПЕНОИДЫ (ЭФИРНЫЕ МАСЛА)
1 занятие.
Ациклические монотерпены, моноциклические монотерпены, ароматические.
Анализ на подлинность и доброкачественность.
(кориандр, тмин обыкновенный, анис обыкновенный, фенхель обыкновенный, укроп пахучий (огородный), тимьян обыкновенный, чабрец, душица обыкновенная).
Время: 4 часа
2. Мотивация: Возрос ассортимент лекарственного растительного сырья и получаемых из него фитопрепаратов, но полноценным материалом они являются в том случае, если по всем параметрам соответствуют действующим НД. Это соответствие определяется путем проведения фармакогностического анализа, который включает в себя комплекс методов анализа сырья, позволяющих определить подлинность и доброкачественность. Подлинность сырья устанавливается провизором-аналитиком на каждом этапе поступления лекарственного сырья: в аптеку, на аптечный склад, на фармацевтическое предприятие.
3. Цель обучения, воспитания и развития: Сформировать и закрепить у студентов профессиональные знания по основным понятиям методам анализа эфирных масел, ЛРС и ЛР, содержащих эфирные масла, методам фармакогностического анализа и знания по значению их для практической деятельности провизора;
Знания Государственных реестров, НД, классификаторов и справочников.
4. Задачи обучения, воспитания и развития:
Научить работать с Государственными реестрами, классификаторами, научить обосновывать надежность и необходимость методов анализа, в том числе и микроскопического, для определения подлинности лекарственного растительного сырья; развивать стремление к познавательной активности, деятельности; способствовать углубленному изучению форм методов исследования способствовать формированию умений и навыков к научно-исследовательской деятельности. Развивать у студентов частичную поисковую деятельность, положительные мотивы учебно-познавательной деятельности. Научить определять подлинность лекарственных растений: плоды тмина, кориандра, аниса, фенхеля, укропа, тимьяна обыкновенного, тимьяна ползучего, душицы обыкновенной— по внешнему виду и микроскопическим признакам; виды розы — по внешним признакам; оценивать качество сырья по числовым показателям, согласно требованиям НД.
Научить теоретически обосновывать вопросы культивирования, заготовку, сушку сырья; закрепить методику проведения микрореакций на эфирные масла;
5. Этапы проведения практического занятия
№
п/п
|
Название этапа
|
Цель этапа
|
Время
|
1
|
2
|
3
|
4
|
I. Вводная часть занятия
|
5-10%
15 мин.
|
1.
|
Организация занятия
|
Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
|
|
2.
|
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
|
Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки провизора, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
|
|
II. Основная часть занятия
|
80-90%
150мин.
|
3.
|
Контроль исходных ЗУН
|
Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня ЗУН, обеспечение единого исходного уровня, написание входного тестового контроля, опрос по контрольным вопросам
|
|
4.
|
Общие и индивидуальные задания на СДС в учебное время
|
Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности – определение вариантов задач на изучаемый раздел
|
|
5.
|
Демонстрация методики
|
Показать ориентировочную основу действия (ООД) и унифицировать методику.
Решение задач по изучаемой теме
|
|
6.
|
Управляемая СДС в учебное время
|
Овладение необходимыми профессиональными У и Н, решение студентами задач по индивидуальным вариантам
|
|
7.
|
Итоговый контроль
|
Закрепление ЗУН, овладение алгоритмами, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка, решение задач выходного контроля
|
|
III. Заключительная часть занятия
|
5-10%
15 мин.
|
9.
|
Подведение итогов занятия
|
Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия
|
|
10.
|
Общие и индивидуальные задания на СДС во вне учебное время
|
Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
|
|
6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) или курсантов (СДК) в учебное время.
следующая страница>