Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра гражданского права
Е.А. Ходырева
НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
Учебно-методическое пособие
Ижевск 2013
УДК 34
ББК 67.99
Х 69
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ИПСУБ
Ходырева Е.А.
Х 69 Наследственное право: учебно-методическое пособие Ижевск: JUS EST, 2013. _с.
Пособие включает учебные материалы, необходимые для подготовки и проведения практических занятий по наследственному праву: общие методические указания, задачи для решения, контрольные вопросы, задания, формы самостоятельной работы, список литературы, нормативные акты и материалы судебной практики к каждой теме.
Настоящее издание предназначено для студентов очной и заочной формы обучения, изучающих наследственное право.
УДК 34
ББК 67.99
© Е.А. Ходырева, 2013
© Институт права, социального
управления и безопасности, 2013
Общие методические указания по подготовке
к практическим занятиям
Настоящее пособие разработано на основе рабочей программы по дисциплине «Наследственное право» для специальности и направления «Юриспруденция».
На практических занятиях должен закрепляться лекционный материал по дисциплине «Наследственное право». Именно практические занятия должны привить студентам навыки решения конкретных жизненных проблем с помощью применения гражданско-правовых норм.
Основной формой работы студентов на практических занятиях является решение задач. Решение каждой задачи студент должен изложить письменно. Для решения задач по каждой теме приводятся перечни необходимых правовых актов и материалов правоприменительной практики.
Перед решением задач студентам предлагается ответить на теоретические вопросы, что позволит более полно усвоить основные положения темы. Простое изложение теоретических вопросов по выбору преподавателя может быть на устный или письменный опрос, проводимый в начале занятия, или иную форму проверки знаний студентов (продолжительность – 20-30 мин.). Преподаватель вправе проводить на занятиях контрольные работы, предложив студентам ответить на вопросы для самоконтроля письменно.
Помимо задач по каждой теме предусмотрены задания. В отличие от задач, которые, как правило, направлены на решение конкретных споров, задания представляют собой поручения студентам подготовить различные документы, провести сравнительный анализ определенных положений закона, составить схему по конкретному вопросу темы и т.д. Выполнение указанных заданий должно способствовать развитию у студентов практических навыков, умения применять свои познания в области теории наследственного права на практике. Задания должны выполняться письменно в соответствии со сформулированными в них указаниями.
Для усвоения материалов темы и решения задач предлагается обязательная литература:
-
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Ч. III. ФЗ: учеб.-практ. комментарий (постатейный) / под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2011.
-
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный). / 3-е изд., испр. и доп. /под ред. Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2010.
-
Российское гражданское право /под ред. Е.А.Суханова. М., 2011. Т.1.
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Бюлл. Верховного Суда РФ. 2012. № 7.
-
Обобщение Верховного суда Удмуртской Республики "Справка о результатах изучения судебной практики разрешения судами Удмуртской Республики споров, вытекающих из наследственных правоотношений" //СПС «КонсультантПлюс».
При изучении некоторых тем необходимо обращаться не только к указанным источникам, но и к иным рекомендованным в пособии нормативным актам или материалам практики. Нормативные акты, перечисленные в пособии, следует использовать в актуальном состоянии, то есть со всеми изменениями и дополнениями на время подготовки к занятию.
После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен уметь использовать полученные знания и методы науки наследственного права в профессиональной деятельности, толковать нормы гражданского права, грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать цивилистическими понятиями и категориями, применять нормативные акты в профессиональной деятельности, составлять гражданско-правовые документы, анализировать и решать юридические проблемы в сфере наследственных правоотношений.
Успешно работавшим на практических занятиях студентам зачет выставляется без применения специальных форм контроля знаний. Для этого студент должен присутствовать на всех занятиях, готовиться к занятиям и активно на них работать (отвечать на вопросы, дополнять ответы других студентов, решать задачи, выполнять задания и формы самостоятельной работы). Студент, который не получил зачет в указанном порядке, должен готовиться к сдаче зачета. Для подготовки к зачету необходимо использовать данный практикум. При этом студент должен отработать все пропущенные темы, а также темы, по которым он получил неудовлетворительные оценки. На зачете студент должен быть готов ответить устно или письменно на предложенные преподавателем вопросы к зачету и правильно решить задачи (устно или письменно) по соответствующей теме.
Методические рекомендации по решению задач
Практические занятия предназначены в первую очередь для того, чтобы научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах-казусах, некоторые из них имеют в своей основе рассмотренные судебные дела.
В ходе подготовки к практическим занятиям студентам следует тщательно изучить соответствующий материал в учебниках, специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику.
Непременным условием правильного решения казусов является умение четко сформулировать к основному вопросу дополнительные вопросы, охватывающие содержание задачи. Правильный ответ на дополнительные вопросы позволит сделать верный окончательный вывод.
Решение казусов должно быть полным и развернутым. В решении должен быть виден ход рассуждений студента.
1. Анализ ситуации. На данном этапе необходимо, прежде всего, уяснить содержание задачи, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела.
2. Оценка ситуации (доводов сторон) с точки зрения действующего законодательства. Для этого студент должен определить юридическое значение фактических обстоятельств, упомянутых в задаче, и квалифицировать указанное в условии задачи правоотношение.
3. Формулировка выводов, в том числе об обоснованности требований или возражений сторон спора, а если дело уже решено судом – то и об обоснованности изложенного в казусе решения.
Юридическая квалификация фактов и отношений должна основываться на нормах права. Рассуждения и выводы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы. При этом указываются абзацы, части, пункты, статьи нормативного акта. Текст этих норм необходимо в соответствующей части процитировать. Однако решение не должно состоять лишь из дословного изложения или пересказа текста статей нормативных актов.
Тематика практических занятий
Тема 1. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ. ОТКРЫТИЕ НАСЛЕДСТВА.
следующая страница>