Перейти на главную страницу
Материалы в помощь
духовно-просветительской
и краеведческой работе
Благочестивый читатель!
Помяни в своих молитвах о здравии рабов Божиих, которые приняли участие или способствовали подготовке и оформлению предлагаемого материала:
Тамару, Татьяну, Марину, Валерия, Евгения, Ларису, Олега, Александра, Нику, Иоанну, Ивана, Екатерину, Зинаиду, Анну, Людмилу, Олега, Ираиду.
Помяни об упокоении протоиерея Николая Гурьянова, положившего начало этому труду.
Царственные страстотерпцы и Беларусь : материалы в помощь духовно-просветительской и краеведческой работе / сост. И. В. Уржинская ; Свято-Покровский приход, Библиотека. – Минск, 2012. – 29 с.
© Кандидат педагогических наук И. В. Уржинская, составитель, 2012.
© Набор, верстка В.О. Клиш, И.О. Клиш, Т. Самойлюк.
1. |
Из истории пребывания Царственных страстотерпцев в Беларуси и почитания в Беларуси их памяти Сост. Ираида Уржинская |
4
|
Приложение 1: Календарь Царских дней. Приложение 2: О Милосердии Царя Николая Второго. Как мужик-белорус к Царю Николаю на поклон ходил, Стихи. Сост. матушка Нина Ветошкина |
18 20 | |
2. |
Православные Святыни Белорусского народа Сост. Ираида Уржинская |
22
|
|
Почитание образа Божией Матери «Державная» на Беларуси. Устроение храмов |
22
|
Приложение 3: Стихи. Державной иконе Божией Матери. С.С. Бехтеев, Обращение к Богоматери. Митрофорный протоиерей Николай Гурьянов. |
26
| |
|
Святыни Беларуси в честь Царственных Страстотерпцев:
|
27 |
Приложение 4: В помощь развитию взаимодействия приходов и храмов, устроенных во имя одноименных Святынь. |
29
|
«Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века…
Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 г., был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонения за Христа в ХХ веке…
Службу Собору новомучеников и исповедников Российских составить особую. Благословить составление отдельных служб каждому из прославленных святых, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минее, каждому по его чину.
Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины, или в иной день, связанный с жизнью святого (Приложение 1).
Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.
Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников Российских для назидания в благочестии чад церковных».
Общеизвестно, что последние четыре года правления Императора Николая II судьбы Царственных страстотерпцев теснейшим образом были связаны с Белоруссией. Многие факты свидетельствуют о большом внимании Императора Николая II к состоянию и нуждам Православной Церкви в Беларуси. О почитании Царственными страстотерпцами православных святынь Беларуси свидетельствуют дневники Императора Николая II [1]. 3 июля 1909 года Государь Император Николай II подписал резолюцию, в которой выразил согласие на возвращение мощей преподобной Евфросинии, благочестивой ветви из потомства равноапостольного Князя Владимира, Крестителя Руси, в Полоцк. 29 января 1910 года был издан Указ Его Императорского Величества, утверждавший порядок торжественного перенесения Святыни. Святые мощи по Высочайше утвержденному чину должны были следовать от Киева до Орши по Днепру, с остановкой в больших городах по пути следования их, а из Орши – через Витебск в Полоцк на руках верующих. В торжествах перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой принимали участие представители Царствующего Дома Романовых: Великий Князь Константин Константинович, его сыновья Игорь и Олег, а также Елисавета Феодоровна [2]. Великий Князь Константин Константинович (10 августа 1858г. – 2 июня 1915г.) внук Императора Николая I, двоюродный дядя Императора Николая II, командующий Преображенского гвардейского полка, президент Императорской Академии Наук, начальник военно-учебных заведений всей России, известный поэт «К. Р.» и глава семейства, в котором было 6 сыновей и 3 дочери. 5 братьев участвовали в Первой мировой войне со своими полками. Великий Князь Олег Константинович, (в 1910 году он блестяще закончил 7-й класс Полоцкого кадетского корпуса) тяжело раненый, скончался 29 сентября 1914г. после приобщения Святых Христовых Таин, лишь успев поцеловать дарованный ему Георгиевский Крест. Великий Князь Олег был похоронен в Осташеве под Оптиной. Над могилой построен храм. Разрушенный храм-усыпальница сейчас восстанавливается. Великие Князья Иоанн, Константин, Игорь погибли от безбожников, приняв мученическую смерть в Алапаевской шахте вместе с Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной. Сестра Великих Князей Татьяна была игуменьей женского православного монастыря на Елеонской горе близ Ерусалима. В 1920 году сюда были доставлены святые мощи преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары [3].
В правление Царя Николая II на средства из Царской казны в Беларуси устроялись храмы, в том числе каменные взамен ветхих деревянных. Например, на территории современной Новогрудской епархии. И сейчас в Новогрудке в кафедральном Соборе Святителя Николая Чудотворца освещён предел в честь святой мученицы Царицы Александры. В селе Солы Новогрудской епархии храм святых Царственных страстотерпцев устроен в кирпичном здании, постройки конца XIX – начала XX вв., переданном Православной Церкви (освящен в 2005 г.) [4]. Заметим, что в Полоцке была устроена прекрасная монастырская часовня в честь восшествия на престол Государя Императора Николая II, впоследствии разрушенная (не восстановлена) [2].
Многим православным людям известна Глубокская икона Божией Матери «Достойно есть». Это дар (1911 г.) русских Святогорских иноков–патриотов настоятелю церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Глубоком (сейчас Полоцкая епархия) «… в благодатную … помощь от всяких бед, зол и напастей от всех видимых и невидимых, явных и тайных, внешних и внутренних врагов России и Царя, Православия и Христианства». В свое время был рапорт Царю Николаю II о торжествах перенесения этой иконы в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Император надписал на нём: «Прочел с удовольствием. Николай» [5]. Икона – точная копия чудотворного образа из Карейского храма на Афоне – прославилась исцелениями, а также мироточениями в 1999–2000 гг. – в канун прославления Новомучеников Русской Православной Церкви. В публикациях упоминается благодарственная телеграмма Императора Николая II в ответ на телеграмму с торжества освящения в Минске храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского – памятника в честь победы в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. за освобождение Болгарии [6].
В книге Анны Александровны Танеевой, фрейлины Государыни Александры, имеются свидетельства о молитвах Царственных страстотерпцев в Ставке в Могилеве, в Братском монастыре, особенно перед иконой Могилевской Божией Матери. Дар Танеевой иконе Божией Матери – бриллиантовые серьги – упоминает в дневнике Царь Николай II, молившийся перед этим образом. Маленькая икона Божией Матери Могилевской была утешением для Танеевой, заточенной в Петропавловскую крепость. И такая же – присланная из Могилева – первым приветствием при освобождении [7]. Подробные сведения о молитвах Царственных страстотерпцев перед иконами Божией Матери в Могилеве и Царском Селе, основанные на сопоставлении различных источников, приведены известным православным исследователем С.Ф. Фоминым [8].
О посещении Минска Государем Императором Николаем II и поклонении иконе Минской Божией Матери 22 октября 1914 г. имеется информация в книге, посвященной 500-летию явления этой иконы. Копия иконы Минской Божией Матери была поднесена Его Величеству при отбытии из храма [9]. Самовидцем событий в Минске, в Соборе, где служилась обедня, и после нее Государь прикладывался к иконам, был писатель И.Л. Солоневич [10].
До дней канонизации в 2000 г. Царственных страстотерпцев Господь благословил дожить самовидцу Императора Николая II в период пребывания его в Могилеве в 1916–1917 г. «Я был совсем маленьким мальчиком и прислуживал в Свято-Никольском храме, – рассказывал почитателям Царственных мучеников 90 летний Семен Антонович Халипов, который во времена Великой войны жил не далеко от Ставки…, – помню всех как сейчас, я зажигал свечи в монастыре и видел, как Царская семья молилась в левом клиросе. Все молились о выздоровлении Алёши …». Семен Антонович сохранял пятачок и вспоминает: «А вот они всей семьёй спускаются по многоступенчатой лестнице прямо к монастырю, никому особенно не оповещая об этом, но люди стоят и приветствуют своего монарха, могилевчан очень много. Царица Александра Федоровна достает из белой сумочки золотые монетки и подает их всем…». Во время паломничества в Могилевский монастырь минчанке Галине Бойко тоже дано было сфотографировать этого верного Богу, Царю и Отечеству православного христианина. 29 декабря 2002 г. в Никольском соборе Могилевского женского монастыря освящен Престол в левом приделе во имя Царственных мучеников [11].
Во многих изданиях рассказывается об истории явления в Могилеве иконы – парадного портрета Императора Николая II в день его канонизации. Эта икона воспроизведена во многих источниках [11-13]. Найденный чудесный образ-портрет Царя Николая II перенесен в монастырь по просьбе владыки Максима, где он и пребывает как почитаемая народом икона в Свято-Никольском храме. В свое время по велению императора Николая II отделывался иконостас Свято-Никольского храма и сейчас иконостас вновь сияет, восстановленный лучшими мастерами. Архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим (Кроха), который много способствовал прославлению Царственных мучеников, похоронен в Свято-Никольском монастыре, где часто бывала Семья Святого Императора. По благословению архиепископа Максима над Днепром был заложен храм святых Царственных мучеников и всех Новомучеников и Исповедников ХХ века, основан приход в их честь. Настоятель этого прихода священник Сергий Белоус с большой теплотой вспоминает и об игумении Свято-Никольского женского монастыря матушке Евгении, верной почитательнице Царственных страстотерпцев, отошедшей ко Господу в июле 2009 г. [14].
Имеются свидетельства о помощи Царственных мучеников в наши дни православным Беларуси [15–18]. При дивной помощи святой Царской Семьи были восстановлены храмы в Крайском приходе Логойского благочиния Минской епархии и освящен Престол Святых Царственных страстотерпцев в главном старом (1874) храме прихода во имя Святителя Николая Чудотворца. Подробную историю этих событий хранят дневниковые записи священника Сергея Подольского [19].
После канонизации Царственных страстотерпцев в Беларуси была напечатана посвященная им служба и акафист [20, 21]. В Крайске возле храма Святителя Николая и Царственных мученников установлен бюст Святого Царя Николая II [22]. В Могилеве бюст Святого Царя Николая II, подаренный префектурой города Москвы, установлен в краеведческом музее. В деревне Юзефово (90 км. от Минска), под Борисовом, был установлен и освящен 9-метровый Поклонный крест в честь Царственных мучеников. Во главе с иконами Царственных страстотерпцев на Поклонном Кресте устроены иконы Святителя Кирилла епископа Туровского, Святителя Георгия, архиепископа Могилевского и Белорусского, преподобномученника Афанасия, игумена Брестского, мученика-младенчика Гавриила Белостокского, святой праведной Софии княгини Слуцкой, преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Царский Поклонный Крест освещал епископ Вениамин Борисовский, Викарий Минской епархии. Здесь совершаются крестные ходы, водосвятные молебны, читаются акафисты. Во время крестного хода Москва – Минск – Киев у Поклонного Креста побывала мироточивая икона Царя-мученика Николая из Московского храма Святителя Николая в Пыжах. Крест находится около храма-часовни устроенной во имя Святых Царственных страстотерпцев, в котором служат литургии. Сейчас рядом с храмом возводится колокольня и купальня в честь Царевича Алексия. Под это строительство был пожертвован частный дом с участком земли [23].
5 февраля 2012 г. на окраине деревни Пески, на границе двух приходов, Песковского и Белоозерского, в Беларуси был освящен еще один подобный Поклонный Крест.
* * *
Промыслом Божиим Беларусь является местом, на духовном и физическом пространстве которого, разворачивались судьбоносные для мира битвы богоборческих сил зла, стремящихся к мировому господству с удерживающими мировое зло странами – носителями православного духа, в том числе и в 1941 и в 1812 [56].
В период Великой войны 1914–1918 гг. в эпицентре этой явной военной и духовной битвы дано было именно на территории Беларуси, на Апостольском Днепровском рубеже оказаться православному Императору Николаю II и членам его Семьи [57]. Они стали ключевыми фигурами в событиях, которые определи их личные судьбы перед Богом и отделили малое стадо верных Богу, Царю и Отечеству от носителей революционно-демократического, иудиного и откровенно богоборческого духа. И если Екатеринбург Царственных страстотерпцев – это Голгофа, Воскресение и победа Царственных страстотерпцев благодатию Духа Божия над духом зла, то Беларусь – Гефсимания, место скорбной молитвы, жестокого духовного борения Царя, преданного подданными [26-35]. Не потому ли нам так не просто дается осознание сути и духовного значения нашего греха по отношению к Пресвятой Троице, Господу Иисусу Христу, Царственным страстотерпцам, всем Новомученикам и Исповедникам Русской Православной Церкви [36, 37, 56].
О глобальности событий в Беларуси, связанных с Царственными страстотерпцами свидетельствует и материал об участии Матери Божией в битве против мирового зла на её территории. Во время Великой войны в 1914 г. было явление самой Божией Матери в Августовских лесах. Царская семья знала об этом, и Царь бывал на месте этих сражений [38, 39]. В настоящее время в Беларуси действует приход во имя Августовской иконы Божией Матери (г. Гродно, настоятель Евгений Павельчук).
Кроме упоминавшихся случаев имеются и другие материалы о молитвенном обращении к Богородице Императора Николая II, членов его Семьи и ближайшего окружения. Император молился перед многими иконами Богородицы в белорусских храмах, перед Остробрамской иконой Божией Матери в Вильно [1, 40, 58]. Главная икона России – Владимирская, была доставлена в Ставку. На территории Беларуси пребывала Песчанская икона Божией Матери [41], которую, однако, без ведома Императора, не позволили пронести по линии фронта, вопреки указанию Богородицы.
В самый сложный для Царя Николая II момент, когда он был предан подданными, Богородица откликнулась своим явлением в образе Державной Божией Матери в селе Коломенском под Москвой. Трудно считать случайностью появление в наше время в Минске прославившейся мироточивой иконы Державной Божией Матери [42, 43]. Богородица подготовила прибытие в Беларусь чудотворного образа Царя-мученика, в то время прославленного в РПЦ За рубежом и ряде епархий РПЦ. Подробные сведения о пребывании в Беларуси мироточивой иконы Царя-Мученика Николая II до общей канонизации Его РПЦ имеются в ряде статей [44–46]. Личными впечатлениями о мироточении иконы в Киевце, в храме настоятелем которого, был иерей Валерий Гомель, отошедший ко Господу весной 2012 года, и через десятилетие с радостью делится минчанка Валерия Левитская. Приснопоминаемый отец Валерий Гомель очень радел о почитании Святого Царя в Беларуси и много этому способствовал.
Особого внимания заслуживает явление весной 1983г., во время строительства Олимпийской дороги (прорубалось новое окно в Европу), но и в период перед принесением в Минск Благодатного огня от Гроба Господня; Покровской Загорье-Столовицкой иконы Богородицы на Святом Поле под Барановичами [47, 48]. Это место, где в разные века проходили жестокие битвы с иноземцами, которые устремлялись покорять Русь православную. 21 мая 1992г., в Минском кафедральном соборе Святого Духа в момент пребывания Благодатного огня были обе эти иконы, принесенные их хранителями: Минская Державная и Покровская Загорье-Столовицкая.
В упоминавшейся книге об Августовской иконе [39] опубликованы фотографии икон XVII в., которые помещались на знаменах царских войск. Они идентичны явленной на Святом Поле под Барановичами, Покровской Загорье-Столовицкой иконе Богородицы. На Святом Поле установлен Крест и сооружена часовня во имя Иоанна Предтечи. Покровская Загорье-Столовицкая икона прославлена как чудотворная Синодом БПЦ 8 августа 2000г. и стала путеводительницей экспедиций с Благодатным огнем от Гроба Господня в дни празднования Белорусской письменности и культуры. Знаменательно, что Покровская Загорье-Столовицкая икона Божиим Промыслом пришла в семью православного деятеля белорусской культуры Нины Семеновны Загорской. Ее отец дважды, в том числе, среди четырех тысяч мальчиков, встречал в Барановичах Императора Николая II, а мать, которая пасла с другими пастушками стадо коров, была среди крестьян, приветствовавших в своей местности вблизи Святого Поля будущих Царственных страстотерпцев. Царица одаривала детей монетками, крестьяне устрояли во влажных местах дорогу, устилали их путь срезанными ветвями вербы!!! Это выявившееся сейчас обстоятельство позволяет считать Барановичские события в судьбе Царя-страстотерпца прообразом Входа Христа в Иерусалим. Затем у Царя был путь в Могилев, где звучали уже об Императоре Николае II призывы: «Распни его!». Как и о преданном Христе.
Для православной Беларуси внимание к царской теме вопрос не только прошлого, но и будущего. Общеизвестно, что в Белой Веже находился Царский дворец [26, 32, 49]. Исходя из мистического смысла названия местности, именно Белая Вежа в Беларуси была избрана местом для подписания документа о разрушении Советского Союза, о чем есть соответствующая информация [50]. В настоящее время в Минске вблизи военного госпиталя и военного кладбища периода войны 1914 г., которые посещал Император Николай II и Царица Александра высится сверкающими коронами ресторан и казино «Белая Вежа».
Последние 2–3 года Государь Император Николай II находился в Беларуси, лишь периодически выезжая по линии фронта на юг, на север и в Царское село. Фактически Ставка в Могилеве была местом управления Государством. В Могилеве часто пребывала вся Царская Семья [30, 32, 49, 51, 52].
Вероятно, мало кто так, как Император Николай II, в прифронтовой полосе много ходил (свита уставала) и ездил по белорусским дорогам, селениям, лесам, болотам и рекам. В его скупых дневниковых записях можно найти около 50 географических наименований местностей, где пришлось бывать будущему страстотерпцу. В дневниках Царя и Царевича Алексия часто упоминаются посещения богослужений [1, 3]. На месте боев 1812г. на Могилёвщине, в Салтановке Царем была построена часовня. Здесь часто бывали, а Цесаревич даже занимался раскопками, члены Царской семьи. Учитель Царевича Алексия Пьер Жильяр в книге «Император Николай II и его семья» (Вена 1921г.) вспоминает: «Одно из любимых целей наших поездок был красивый сосновый лес, окружающий деревушку Салтановку, где 29 июля 1812 года произошло столкновение маршала Даву с войсками генерала Раевского. Часовня, построенная на берегу пруда неподалеку от старой мельницы, указывает место, где был центр сопротивления русских». В советские времена в связи с годовщиной войны 1812г. здесь был установлен памятный знак. Об этом событии и о вкладе белорусских полков в победу над Наполеоном рассказывается в книге Б.А.Костина «Мосты памяти» [56].
Удивительно светлое восприятие было у Царя Николая II белорусской природы, даже болот. По дневникам видно жаление Императором и солдат, и тварей меньших – лошадок, которые в сложных погодных условиях участвовали в боях и в смотрах войск. Показательно восприятие Царем встреч с крестьянами, несущими ущерб в зоне боевых действий: «И даже не жалуются!».
Приобщение людей к информации о Царственных страстотерпцах выявляет свидетельства о доброй памяти, о народном почитании Царя, сохранившемся в родах православных людей до сего дня, несмотря на десятилетия его очернения. Раба Божия Галина Бойко (Минск, родом из Барановичей): «Мама часто вспоминала о встрече Царя. Крестьяне угощали Царя грибным супом. Такой суп я и сейчас варю» [59]. Раба Божия Алла Корчигина (Минск) рассказывает, что в семье хранилась золотая ложка, которой очень дорожил дед. Это был царский подарок (наряду с другими благодеяниями семье) ему, участнику войны с Японией. В этой семье хранится предание о царском награждении, угощении офицеров и рядовых на большом Царском приеме. Раба Божия Татьяна Демьянович (Минск) бережно хранит открытку, подаренную Великой княжной Татианой в госпитале раненому в Великую войну дедушке Татьяны. В священническом роде, к которому принадлежит Нина Ветошкина, матушка священника Димитрия, хранится чудное предание о милосердии Царя Николая II. Матушка Нина записала его и даже посвятила этому трогательные стихи [53, 54, Приложение 2]. В их приходе, в честь Вознесения Господня, под Минском, устроена часовня во имя Святого Царевича Алексия.
Удивительные духовные связи открываются между Царственными страстотерпцами и святыми, прославленными в период царствования Николая II: святитель Феодосий Черниговский (1896), преподобный Серафим Саровский (1903), святая Княгиня Анна Кашинская (1909 восстановлено почитание), святитель Иосаф Белгородский (1911), святитель Ермоген Московский (1913), святитель Питирим Тамбовский (1914), святитель Иоанн Тобольский (1916), подвижниками благочестия наших времен.
В роду блаженной матушки Валентины Минской и среди крестьян, где жила её семья, очень чтили Царей-помазанников Божиих. Святая блаженная Валентина, ее родные бывали у святого праведного Иоанна Кронштадтского, прославление которого было предопределено Императором Николаем II. В келье святой блаженной матушки Валентины Минской бережно хранился портрет, отца Царя Николая II, Императора Александра III, последние минуты земной жизни которого сопровождались молитвами святого Иоанна Кронштадтского. Матушка Валентина благословляла людей этим портретом.
Пониманию в Беларуси духовного подвига Царя Николая II много способствовал, через белорусских паломников старец протоиерей Николай Гурьянов. Священник Андрей Лемешонок упоминал о его благоговейном отношении к Царю задолго до официального прославления. Промыслом Божиим по благословению и молитвам старца Николая протоиерею Андрею Лемешонку и сестрам Свято-Елисаветинского сестричества дано было устроить в Минске, на территории Республиканской психиатрической больницы (переименована в Центр психического здоровья), монастырь и храм в честь преподобномученицы Елисаветы, сестры Царицы Александры, и храм во имя Державной иконы Божией Матери, в крипте которого действует крестильный храм Царственных страстотерпцев. Старец Николай на своем Псковском острове Талабск (Залита) молился на улице лицом в сторону Свято-Елизариевского монастыря, на Псковщине, когда еще не шло речи о его возрождении. В этом монастыре, в свое время подвизался духовный отец преподобномученицы Елисаветы Федоровны.
Через судьбы отдельных подвижников благочестия, жителей Беларуси проявляются невидимые духовные нити, которые связывают Семью Царственных страстотерпцев с родом канонизированных РПЦ святителей: Иоасафа Белгородского (им обретён образ Песчанской Богородицы), Иоанна Тобольского, Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (много способствовал прославлению Царя-мученника) и Иоасафа Могилёвского. Сейчас в одном из белорусских храмов служит священник из этого благочестивого рода. Недавно отошел ко Господу, служивший в Беларуси китаец, самовидец Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, дьякон Георгий Хмелев. «В юности, – вспоминал отец Георгий, – нас, в кадетском училище имени Царевича Алексия в Харбине, воспитывали правильно: мы становились лицом на восток и молились на портрет Царевича Алексия».
* * *
Обращение к этой теме в библиотеке Свято-Покровского прихода города Минска (настоятель Свято-Покровского прихода – Виктор Беляков) обусловлено традиционной задачей церковного краеведения – накапливать материалы о местных святынях. Нижний храм главной Покровской церкви освещён в честь новомучеников и исповедников земли Белорусской. И храмовую икону возглавляет седмерица Царственных страстотерпцев. Как и икону Собора Могилёвских Святых [55]. В оформлении, использовании в духовно-просветительской работе выявленных материалов большую помощь оказали библиотеке Свято-Покровского прихода сотрудники отдела редкой книги библиотеки Белорусского государственного университета культуры и искусств и читатели приходской библиотеки. На основе собранных материалов были сделаны сообщения на конференциях «Духовное возрождение и православная книга» Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, на Свято-Михайловских чтениях (Минск). По благословению священноначалия успешно прошли две духовные встречи на Православной выставке в Минске. Уже на первоначальном этапе обращения к теме, стало очевидной её значимость, выходящая за рамки частного церковно-краеведческого изыскания. Ясно что, необходимо дальнейшее активное изучение в региональных аспектах темы о Царственных страстотерпцах, её источниковедческой, историографической основы о почитании их памяти в разных уголках Святой Руси. К тексту прилагается и список использованных источников. Он может быть полезен краеведам, журналистам, историкам, педагогам, студентам и учащимся, особенно духовных школ.
33. Климов Г. Божий народ. – Харьков : Свитовид, 2003. О ритуальных убийствах: с. 110–113 ; О секте "Любавические хасиды" (село Любавичи, Могилевской губернии, Оршанского уезда). Основатель (1698–1760). Шестой раввин (1880–1950). Глава хасидизма – Менахим Мендель Шнеерсон, глава мирового иудейства: с. 320–321.
34. Разумов Андрей. Отречение Николая II – фальшивка : несколько замечаний по «Манифесту об отречении Николая II» // Русский Вестник. – 2008. – № 20. – С. 8–9. Графический анализ трех документов «отречения» и связанных с ним событий.
35. Мультатули П. В. Свидетельствуя о Христе до смерти… Екатеринбургское злодеяние 1918 г.: новое расследование / по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Москва : Форум, 2006. – 800 с. : Библиогр.: с. 786–796, рус., иностр. яз., список архивов. Псковская Гефсимания, с. 27–77. Автор – юрист и историк, правнук повара И. М. Харитонова, убитого вместе с Царской Семьей. Анализ всех версий убийства подтверждает его ритуальность. Личность Императора Николая II – ключевая для понимания новейшей русской истории;
31 октября 1930 |
Царь Николай II и его Семья канонизированы Сербской Православной Церковью. |
19 октября / 1 ноября 1981 |
Архиерейский Собор РПЦЗ в Нью-Йорке канонизировал новых мучеников и исповедников РПЦ, среди них – Царскую семью. |
4 / 17 июля 1993 |
75 лет со дня гибели Царственных мучеников. ЮНЕСКО объявило 1993 год – годом Государя Императора Николая II. |
4 / 17 июля 1998 |
80 лет со дня убиения Царской семьи. |
13 – 16 августа 2000 |
Архиерейский юбилейный Собор РПЦ причислил к лику святых в чине страстотерпцев Государя Императора Николая II Александровича и членов его Семьи. |
4 / 17 июля 2008 |
90 лет со дня убиения Царской семьи. |
13 – 16 августа 2010 |
10 лет со дня прославления Царственных страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников РПЦ. |
4 / 17 июля 2013 |
95 лет со дня убиения Царской семьи. |
13 – 16 августа 2015 |
15 лет со дня прославления Царственных страстотерпцев. |
Помяни в своих молитвах о здравии рабов Божиих, которые приняли участие или способствовали подготовке и оформлению предлагаемого материала
10 09 2014
3 стр.
По этой причине Он и остался весь на земле — в Церкви Своей, которой Он — Глава, а она — Его Тело. Она — Истинная Церковь Христова, Церковь Православная
18 12 2014
9 стр.
Богородичный Центр Централизованная религиозная организация Православная Церковь Божией Матери Державная1
13 10 2014
1 стр.
Ской битвой на поле Куликовом. Так было в годы Смутного времени, когда Церковь и её лучшие представители вдохновляли православный народ на изгнание в 1612 году польских и шведских
10 10 2014
1 стр.
Белорусская медицинская академия последипломного образования, Республика Беларусь, г. Минск
15 12 2014
1 стр.
Собор 1945 года и Восточные патриархаты Московская Патриархия и страны Восточной Европы
07 10 2014
1 стр.
Белорусская медицинская академия последипломного образования, ул П. Бровки, 3, 220013 Минск, Беларусь
16 12 2014
1 стр.
Белорусская медицинская академия последипломного образования, кафедра акушерства и гинекологии, Минск, рб
12 10 2014
1 стр.