Николай Андреевич Римский-
Корсаков
1844-1908
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье. Первоначальное общее и музыкальное образование получил дома. С детства его влекло к музыке. Мама композитора научила маленького Нику любить всё прекрасное.
По семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. Так Николай стал кадетом. Там он изучал не только военные науки, но и продолжал обучаться игре на фортепиано.
Получив звание офицера, он отправляется в трехгодичное плавание на клипере «Алмаз». Много ярких образов природы, особенно картин моря, осталось в его памяти за время путешествия. За время этого долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, испытал океанские штормы и штили. Это послужило композитору источником вдохновения. С большим мастерством композитор живописал средствами музыки разные явления природы. Писать музыку в каютных условиях было не так легко, ведь не было рояля. Как только корабль заходил в порт, Римский-Корсаков бежал в близлежащий ресторан, где был инструмент, чтобы сыграть то, что сочинилось в пути.
Красочные музыкальные картины морской стихии есть в его операх "Садко", "Сказка о царе Салтане", в сюите для симфонического оркестра "Шехеразада" и в некоторых других произведениях.
В 1861г он познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, M. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи, позднее - с А. П. Бородиным, вместе с ними он стал
членом музыкального кружка "Могучая кучка", под воздействием которого сформировались его эстетические взгляды, определились национальная основа и направленность творчества. Творческую индивидуальность
Римского-Корсакова выявляют, прежде всего, программные произведения этих лет — симфоническая музыкальная картина "Садко" и опера «Псковитянка». Именно тогда он решает прочно связать свою жизнь не с морем, а музыкой.
В 70-е годы музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась. Он стал профессором Петербургской консерватории, инспектором Музыкантских хоров (духовых оркестров) Морского ведомства, директором Бесплатной музыкальной школы, дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, интенсивно работал над совершенствованием своей композиторской техники,
Поняв, что ему не хватает теоретических знаний, Римский-Корсаков углублённо изучал музыкальные дисциплины и творения мастеров прошлого.
В 1972 году Римский-Корсаков связывает судьбу с пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд, которая активно участвовала в музыкальных собраниях «Могучей кучки». Она была и музой, и соратником мужа, впоследствии издала музыкальные воспоминания композитора.
Творчество Римского-Корсакова 80-х годов связано, главным образом, с
симфоническими жанрами. В эти годы созданы "Сказка" для оркестра, ряд сочинений на подлинные русские народные темы, в том числе, концерт для
фортепиано с оркестром, фантазия для скрипки с оркестром, а также вершинные творения Римского-Корсакова в области симфонической музыки -
"Испанское каприччио" и "Шехеразада".
Новый подъём творчества связан с обращением Римского-Корсакова к народной песне. Он составил сборники "100 русских народных песен", "40 песен" Увлечение фольклором, древне-славянскими мифологическими представлениями, поэзией языческого поклонения солнцу, красотой народных обрядов и картин патриархального быта нашло отражение в опере «Снегурочка».
В начале 90-х годов в творческой деятельности Римского-Корсакова наступил перерыв, вызванный, с одной стороны, тяжёлыми переживаниями (смерть матери и двоих детей), с другой — стремлением осмыслить новые пути своего творчества. В это время он редактировал старые свои сочинения, много читал, писал статьи. С середины 90-х годов вновь начался подъём творчества. Ведущим жанром этого периода становится опера. Им были созданы такие произведения: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста»
В начале 1900-х годов творчество Римского-Корсакова обогатилось новыми чертами – любованием красотой и отточенным совершенством формы. Всё это отчётливо проявилось в опере «Сказка о царе Салтане» .
Широкую популярность получил музыкальный эпизод «Полет шмеля».
Творческий путь Римского-Корсакова завершает опера «Золотой Петушок», в которой дана острая, беспощадная критика царского самодержавия.
Перечень основных произведений:
Наследие Николая Андреевича велико:
15 опер («Псковитянка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Царская невеста», «Ночь перед рождеством» и др.),
12 произведений для симфонического оркестра,
80 романсов,
6 концертов для инструментов с оркестром, несколько камерных инструментальных ансамблей, сочинения для хора, в том числе и духовная музыка.