Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11

3.2. Следствия нравственного поступка. Теория консеквенциализма2
3.2.1. Принцип двойного эффекта
Помимо всех рассмотренных нами элементов существует еще один аспект человеческого поступка, который может сказаться на его оценке. Речь идет о следствиях поступка. Очень часто поступки влекут за собой определенные следствия, которые можно до какой-то степени предвидеть. Вместе с тем они находятся как-то вне самого поступка и поэтому отличаются от его цели (объективной и субъективной).

Классическое нравственное богословие разработало следующие принципы оценки:

— Человек ответствен за последствия своего действия, если они предсказуемы и желаемы субъектом. Значит, если следствие плохое, оно влечет за собой вину, а если хорошее – то заслугу.

— Если следствие предсказуемое, но не намеренно желаемое субъектом, следует различать:

- случаи, когда следствие хорошее, но не является заслугой субъекта, т.к. добро должно быть не только предсказуемым, но и намеренно желаемым;

- случаи, когда следствие плохое и его можно было бы избежать, тогда субъект, совершающий поступок, становится виновным в содеянном зле.


Однако бывают случаи, когда поступок порождает два следствия, причем одно из них хорошее, а другое – плохое. Как тут быть? Для подобных случаев классическое нравственное богословие предлагает так называемый «принцип двойного эффекта», определяющий условия нравственности действия:

— Само действие должно быть либо хорошим (т.е. правильным), либо нейтральным, но никогда – неправильным.

— Оба следствия должны быть прямыми эффектами одного действия; недопустимо, чтобы хорошее следствие стало результатом плохого.

— Намерение действующего должно предполагать исключительно хорошее следствие. Значит, плохое следствие возможно только как побочное и вторичное.

— Между хорошим и плохим следствиями должна существовать соразмерность.
Типичным случаем такого действия является удаление пораженной раком матки беременной женщины, приводящее к гибели плода. Задача врача в этой ситуации – спасти женщину, разумеется, при условии отсутствия других средств ее излечения.

Если быть точными, то больше, чем о «принципе двойного эффекта», нужно говорить о хорошем действии с плохим следствием, т.к. то, что мы назвали «хорошим» следствием, является объектом и целью.



3.2.2. Консеквенциализм в моральном богословии
В некоторых течениях современного нравственного богословия условие «принципа двойного эффекта» принимается в качестве главного и почти единственного критерия моральной оценки поступка без учета остальных. Следовательно, для нравственной оценки любого поступка главное – не сосредоточиться на его материи, но определить соразмерность хороших и плохих следствий данного поступка.

Такие богословы, как А. Ауэр, Ф. Бëкль, К. Курран, Д. Фукс, Ф. Шольц и Б. Шюллер, придерживаются данной точки зрения, получившей название «телеологизм», «пропорционализм», или «консеквенциализм».

Эти авторы используют богословскую версию консеквенциализма, опираясь на уже известные различия между трансцендентальным и категориальным уровнями христианской этики. Первый уровень – единственный, где, по их мнению, можно найти моральную специфику христианства, – относится к мотивациям веры, к основному выбору Бога и Христа. В свою очередь, категориальный уровень «предморальных благ» полностью подчиняется общим философским критериям, которые, как они считают, находятся в консеквенциальном расчете возможных следствий. Консеквенциализм якобы представляет собой этику ответственности, в отличие от деонтологизма, который, по их мнению, предписывает исполнять материальный долг без учета возможных негативных следствий.

Вопреки сильному распространению – и в философии, и в современном богословии – консеквенциализм по ряду причин неприемлем для нас как учение.

— Во-первых, его противостояние деонтологизму не обосновано. Нет никакой теории, которая оправдала бы нежелание давать себе отчет о последствиях поступка. Уже один здравый смысл способен определить их нравственное значение. Но здравый смысл свидетельствует таким же образом о принципиальной важности материи, намерения и всех обстоятельств поступка.

— Во-вторых, предварительный расчет возможных следствий любого поступка просто невозможен. Даже такие представители утилитаризма, как Дж. Мур, признали, что их позиция приводит к скептицизму относительно долга, и это тоже противоречит здравому смыслу: человек обычно знает, что он должен и чего не должен делать.

— В-третьих, если принимать консеквенциализм последовательно, придется сделать вывод, что цель оправдывает средства. Любой поступок (наказать невиновного, принудить кого-то действовать против его совести или унизить его) становится законным, если он имеет полезные для человечества следствия. Все позволено, если на это указывает расчет следствий. Значит, из теории консеквенциализма вытекает, что действительность всех объективных норм относительна, т.к. все они могут быть проигнорированы в случае необходимости получения наилучших следствий. Единственная универсальная норма – та, что предписывает стремиться к наилучшим следствиям.

Против такого вывода вновь восстает здравый смысл, который убежден в недопустимости определенных поступков вне зависимости от того, какие следствия они будут иметь. Более того, существуют запреты абсолютные, которые не допускают никаких исключений, поскольку представляют собой «actus intrinsice malus», т.е. действие, плохое по своей сути, – например, наказание невиновного человека, пытка и др., выше перечисленные. В противном случае надо было бы прийти к выводу, что предательство Иуды весьма похвально, поскольку его следствие – спасение всего человечества – прекрасно. Но Иисус говорит, что лучше было бы ему не родиться.1

Но если существуют абсолютные запреты, значит, должны существовать и другие крайние состояния – когда человек должен жертвовать даже собственной жизнью, лишь бы не совершить зла и устоять в добре. О возможности мученичества по религиозным (а также нравственным) мотивам свидетельствует вся традиция Церкви.2 Можно найти и чисто моральные примеры, говорящие о том, что человек должен предпочесть смерть беззаконию. На самом деле, отношение человека к справедливости безусловно, т.к. вне ее хорошо быть не может. Но ни в коем случае справедливость (и тем более любовь) не является неким «предморальным благом», чья весомость зависит от расчета следствий.

3.3. Христианские измерения нравственности поступка
Помимо всех естественных измерений нравственности поступка для всякого верующего, живущего по Евангелию, она включает в себя иные принципиально важные аспекты. В христианине действует Дух Святой, Дух Иисуса Христа1, так что он может произнести вслед за апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2, 20).

Дела верующего – проявление действия в нем Святого Духа.2 Дар Духа Святого и благодати Божией направляет поведение христианина и вдохновляет его на поступки.

И человек отвечает на этот дар своими делами, проистекающими от веры. Поэтому, если первое измерение христианской нравственности – присутствие дара благодати и Духа Святого, то второе – ответ человека на этот призыв, который охватывает всю его жизнь, ее смысл и миссию.

Ответ Марии в момент Благовещения («се, я раба Господня, да будет мне по слову твоему» – Лк 1, 38) и Петра Иисусу в Кесарии Филипповой («“Ты – Христос, Сын Бога Живого”. Тогда Иисус сказал ему в ответ: “... ты – Петр, и на сем камне я создал Церковь Мою”» – Мф 16, 16-17) совершенно отражает эту динамику благодатного призыва и ответа на него.

Значит, своими поступками в качестве ответа Богу христианин выражает Ему свою открытость, вступает в постоянный диалог с Ним, который приводит его к жизни в молитве, а молитва, в свою очередь, ведет к исполнению воли Божией: «Самый лучший из Твоих служителей не тот, кто хочет услышать желанное, но тот, кто хочет желать только то, что слышит от Тебя» (св. Августин).

Когда человек вдохновляется Духом Святым, его поступки -больше, чем просто правильные и хорошие (отражение собственной доброты), они являются свидетельством веры в Иисуса Христа:


«Вы – свет миру. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет вам пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф 5, 14-16).

Свидетельство веры делами3 делает ее живой и экзистенциальной истиной, поскольку означает, что христианин подражает Иисусу: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит» (Ин 14, 12). А главное дело Иисуса – Смерть и Воскресение. Поэтому христианское свидетельство – это не просто свидетельство о религиозных ценностях, но о Самом Иисусе, умершем и воскресшем, и о новой жизни во Христе.

Греческое слово martyrion (свидетельство) прямо соотносится с мученичеством. И действительно, дела любви отражают новое творение – верующего, участвующего в Смерти и Воскресении Иисуса Христа. И если физическое мученичество от христианина требуется не так уж часто, то жизнь по заповедям любви всегда влечет за собой отказ от себя, от своих эгоистических интересов, чтобы жить для Бога и других людей всей полнотой открытого сердца.

Свидетельство верующего делает из его жизни таинство Христово (сакраментальное и христианское измерения). И поскольку Христос постоянно присутствует в Церкви, христианин свидетельствует собственным поведением о своем членстве в Церкви. Следовательно, такое свидетельство, будучи личным, тем не менее касается всей христианской общины и ее внутренних отношений.4

Действуя согласно Евангелию, христианин, в конце концов, реализует эсхатологическое измерение своей веры и соприкасается с вечностью уже на земле, указывая своими поступками на горние блага1 и конечное состояние человека в его отношениях с Богом. Тем самым дела любви уже воплощают грядущий суд Божий, который со стороны Бога уже свершился во Христе, и Его приговором стало милосердие. После Пасхального события результат этого суда зависит уже от самого человека, принимающего или отвергающего Христа в Его меньших братьях и сестрах, в которых Он живет.2

Иисус говорит об очень простых действиях: накормить, напоить, принять, одеть, посетить, утешить. Эти чужие нужды не позволяют человеку эгоистически замкнуться в себе; именно они, будучи первой необходимостью для каждого и обладая способностью склонять человека думать прежде всего о себе, позволяют увидеть, обрел ли человек новое сердце или нет. Грядущий суд – это не конкурс заслуг, но проверка человеческого сердца. Этот суд окончателен, т.к. он устанавливает то, чем наполнено сердце человека. И только любовь безгранична и вечна: «любовь никогда не перестает» (1 Кор 13, 8), потому что «Бог есть любовь» (1 Ин 4, 8).



В способности к любви и милосердию заключен идеал христианина, отражающий совершенство самого Бога.3 В конце концов, христианская нравственность состоит в том, чтобы у нас были «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил 2, 5). И тогда человек может избежать Последнего суда, так сказать, «сдав зачет»: «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк 6, 37-38).

1 См. Вегас Х. М., Ценности и воспитание. С.-Петербург: Издательство С.-Петербургского Университета, 2007. Введение.

1 См. ККЦ 2070.

2 См. 2 Кор 5, 17.

3 См. Flecha J. R., Teología moral fundamental. Madrid: BAC, 1994, pp. 24-27.

4 См. ККЦ 307, 341.

1 См. Толкование Библии в Церкви. Рим: Папская библейская комиссия, 1993; русский перевод: С.-Петербугр: Католическая Высшая Духовная Семинария «Мария – Царица Апостолв» (издание неофициальное), С. 43-46.

1 См. 1Ин 3, 18.

1 Для всего этого параграфа см. Carrasco Rouco A., «Iglesia, magisterio y moral», в del Pozo Abejón G. (ed.), Comentarios a la «Veritatis splendor». Madrid: BAC, 1994, pp. 429-474.

2 См. LG 25.

3 Carrasco Rouco A.: «Iglesia, magisterio y moral», там же, p. 431.

1 См. DH 14.

2 См. GS 33.

3 См. GS 51.

4 См. GS 76.

5 См. GS 36.

1 См. VS 19-21.

2 См. VS 85

1 См. VS 30; GS 43-44.

2 См. Флп 4.8; VS 94.

1 См. López Azpitarte E., Fundamentación de la ética cristiana. Madrid: Ediciones Paulinas, 1990, pp. 36-37; 76-81.

1 См. Carrasco Rouco A.: «Iglesia, magisterio y moral», там же, pp. 448-451.

1 См. Ин 1,1.

2 См. св. Фома Аквинский, Сумма теологии, I, 1, 1.

3 Torres Queiruga A., El diálogo de las religiones. Madrid, 1992, p. 5.

4 См. Palacios J. M., El pensamiento en la acción. Estudios sobre Kant. Madrid: Caparrós Editores, 2003, pp. 61-95; Rodríguez R., Hermenéutica y subjetividad. Madrid: Trotta, 1993.

1 Кант И., Метафизика нравов, Введение VI. Собрание сочинений в 8 томах, том 6, Москва: «Чоро», 1994, С. 248.

2 См. Palacios J. M., El pensamiento en la acción. Estudios sobre Kant, p. 65.

1 Rodríguez R., Hermenéutica y subjetividad, pp. 61-62.

1 «(Многие католические богословы) правильно сознают, что надо всегда искать более убедительные рациональные аргументы для оправдания требований и обоснований норм моральной жизни. Этот поиск законен и необходим, так как моральный порядок в принципе доступен человеческому разуму. Такой поиск соответствует также потребностям диалога и сотрудничества с не католиками и неверующими, прежде всего в плюралистических обществах». VS 74.

2 Cм. 1 Ин 1,1 и Ин 4, 42.

3 «Некоторые стали добиваться того, чтобы считать разум полностью независимым в определении релятивных моральных норм, служащих упорядочению жизни в этом мире. Эти нормы должны оставаться в области чисто “человеческой” морали, т.е. выражать закон, который человек дает себе и который имеет свой источник лишь в человеческом разуме. Бог ни в коем случае не должен признаваться автором такого закона, только разве в том смысле, что человеческий разум пользуется своей законной автономией на основе первичного и неограниченного полномочия, данного Богом человеку. Именно такие течения мысли противоречат Священному Писанию и традиционному Учению Церкви и отрицают истину, что автором естественного закона является Бог, а человек участвует своим разумом в вечном законе, который установил не он». VS 36. См. как пример такого понимания «теономной автономии»: Böckle F., Fundamentalmoral. München, 1977, S. 86-91. Систематическую критику этой позиции можно найти в Rhonheimer M., «Autonomía y teonomía moral según la Encíclica “Veritatis Splendor”», в del Pozo Abejón G. (ed.), Comentarios a la «Veritatis splendor», pp. 543-578.

1 Во всем этом пункте мы прямо опираемся на статью Rodríguez Duplá L., «Ética cristiana y ética racional», в Murillo I. (ed.), Dios, hombre, praxis. Filosofía contemporánea y cristianismo. Madrid: Diálogo Filosófico, 1998, pp. 191-211.

2 См. Fuchs J., Für eine menschliche Moral. Grundfragen der teologischen Ethik, Friburg, 1988. Цит. по Rodríguez Duplá L., «Ética cristiana y ética racional», p. 193.

1 «Такие действия, как помощь нуждающемуся, исполнение своего обещания, правдивость или благодарность благодетелям имеют нечто общее, причем большее, чем просто факт действия. В свою очередь, предательство друга, кража или обида, нанесенная другому человеку, тоже имеют нечто общее — и тоже большее, чем всего лишь действие. Это “нечто” столь очевидно, что, несмотря на различие их содержания, вряд ли кто-нибудь разумно сгруппировал бы их по-другому, — например, отнеся предательство естественным образом к первой группе. Итак, мы утверждаем, что общее в действиях первой группы — правильность, исполнение долга или обязательность, тогда как общее в действиях второй группы — неправильность, непозволительность или запретность.» Rodríguez Duplá L., Deber y Valor. Madrid: Tecnos, 1992, pp. 29-30. Говоря о человеческих действиях, следует избегать обычной ошибки отождествления правильности действия с его моральной ценностью. Чтобы определить моральную ценность какого-то действия, необходимо учесть стечение всех обстоятельств, в которых оно произошло (кто, когда, зачем, как, почему). Самое важное — это намерение субъекта действия.

2 Cм. Рим 12. 2; Фил 4, 8 и др.

1 J. Ratzinger, Prinzipien christlicher Moral, Einsiedeln, 1975, S. 48. Цит. по Rodríguez Duplá L., «Ética cristiana y ética racional», p. 207.

1 См. Главу 7, пункт 3 настоящего издания.

1 См. Flecha J. R., «Presencia de la Biblia en la “Veritatis Splendor”», в del Pozo Abejón G. (ed.), Comentarios a la «Veritatis splendor», pp. 367-368.

1 Изложение библейских основ христианской этики опирается прежде всего на Flecha J.R., Teología moral fundamental, pp. 81-113.

1 См. Ос 11, 9.

2 См. Ис 6, 3.

3 См. Иер 50, 29.

4 См. Ис 5, 1-7; Ос 11; Иер 2, 1-9; Иез 16; 23; 34.

5 См. Ис 1, 11-17; Ос 6, 6; Ос 8, 13; Ам 5, 22; Зах 7, 10 и др.

6 См. Иер 31, 29-30; Иез 18.

7 См. Иез 22; Иер 9, 1-8.

8 См. Иез 36, 24; Иер 31, 31-33.

1 См. Сир 14, 20 – 15, 10; Прем 7, 8-12.

2 См. Прем. 4, 8-8; 4; 6.15; 9, 6; 13; 16.

1 См. Мф 5, 17.

2 См. Мф. 23, 16-31.

3 См. Мф 22, 36-40.

4 См. Мф 5, 17.

5 См. Мф 5, 21-48.

1 См. Мф 6, 33.

2 См. Мф 5, 45-48; Лк 6, 36.

3 См. Мк 10, 15.

4 См. Мф 5, 16.

5 См. Мф 5, 1 – 7, 29.

6 См. ККЦ 1718-1719.

7 См. Мк 9, 43-48, Лк 14-26; Мф 19, 12.

1 См. Мф 4, 22 и др.; см. VS, первую часть.

2 См. Мф 10, 38 и др.

3 См. Мф 19, 18-19.

4 См. Мк 3, 13.

5 См. Лк 11, 13; 12, 12.

6 См. Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, 106, 1 ad 2m.; см. VS 24.

1 См. Флп 3, 7; Деян 9, 5.

2 См. Гал 2, 20

3 См. Рим 2, 17-24.

4 См. Гал 3, 28; 6, 15; 1 Кор 5, 17; Рим 2, 25-29

5 См. Рим 6, 15-23

6 См. Гал 5, 1.

7 См. Рим 8, 2, 12-13.

1 См. Рим 1, 16-17.

2 См. Рим 10, 17.

3 См. Рим 10, 9-10.

4 См. 1 Фес 1, 9-10.

5 См. 1 Фес 5, 1-11.

6 См. Рим 8, 18-25.

7 См. 1 Кор 12, 31-13, 1-13.

8 См. Рим 5, 8.

9 См. Рим 13, 8-10; Гал 5, 14; Флп 2, 2-3; Еф 1, 15.

10 См. Флп 1, 9-11.

11 См. Рим 7, 15.

12 См. Рим 8, 12-13.

13 См. Еф 4, 1.

14 См. Рим 12, 2.

1 См. Ин 3, 5.

2 См. Ин 3, 16.

3 См. Ин 3, 20-21.

4 См. 2 Ин 6.

5 См. Ин 12, 49-50

6 См. Ин 10, 17-18; 14, 31.

7 См. Ин 15, 10.

8 См. Ин 14, 6.

9 См. Ин 6, 63-68.

10 См. Ин 15, 1-8; 1 Ин 2, 27-28.

11 См. 1 Ин 2, 24; 4, 15.

12 См. Ин 14, 23.

13 См. 1 Ин 2, 4-6; Ин 13, 14-15.

1 См. Ин 14, 15; 15, 10.

2 См. Ин 15, 12; 13, 34-35.

3 См. Ин 13, 34.

4 См. Ин 15, 2-13.

1 См. Мф 28, 20.

2 См. Ин 16, 13.

3 См. Flecha J.R., Teología moral fundamental, pp. 33-74; Vereecke L., «Historia de la teología moral», в Compagnoni F. – Piana G. – Privitera S. – Vidal M., Nuevo diccionario de teología moral, Madrid, Ediciones Paulinas, 1992, pp. 816-843.

4 Cм. Втор 30, 15-20; Иер 21Ю 8; 1 Цар 8, 28; Мал 2, 8.

1 De libero arbitrio, II, 9, 26.

1 О граде Божием, VIII, 8.

2 Послание, 155, 4.13.

3 De spiritu et littera, 14, 26.

1 Сумма теологии I-II, предисловие.

2 Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, 90, 2.

1 См. Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, 65, 2.

2 См. Pinckaers S., «La ley nueva, en la cima de la moral cristiana», в del Pozo Abejón G. (ed.), Comentarios a la «Veritatis splendor», p. 484.

3 См. Vereecke L., «Historia de la teología moral», там же, p. 826.

4 См. Шмонин Д. В., В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. С.-Петербург: Издательство С.-Петербургского Университета, 2006.

1 См. Макинтайр А., После добродетель: исследования теории морали. Екатеринбург: Деловая Книга, 2000.

2 См. DS 1707.

3 См. Vico Peinado J., Éticas teológicas de ayer y de hoy, Madrid: San Pablo, 1993, pp. 54-66.

1 См. DS 2021-2065 (о лаксизме); 2101-2167 (о пробабилизме).

2 См. DS, 2301-2332.

1 См. Blázquez N., «Ley natural», в del Pozo Abejón G. (ed.), Comentarios a la «Veritatis splendor», pp. 593-618.

2 Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, 94, 2.

1 См. там же, I-II, 94, 4.

2 См. там же, I-II, 94, 5.

1 См. Pinckaers S., «La ley nueva, en la cima de la moral cristiana», pp. 481-483.

2 См. Рим 1, 24-32; 2, 13-14, 16; 7, 22-23 и пр.

3 In Iohannis Evangelium tractatus 82, 3; см.VS 12 и 22.

1 См. Pinckaers S., «La ley nueva, en la cima de la moral cristiana», pp. 475-498.

2 См. О.Т. 16.

3 См. Мф 19, 16-21.

1 Иез 36, 24-27; см. также Иер 31, 31-33; $32, 39; Иез 11, 19; Пс 50, 12-14.

2 См. Мф 19, 3-10; Мк 10, 2-12.

3 См. Иер 31, 31; Рим 8; св. Августин, De Spiritu et littera ; св. Фома, Сумма теологии I-II, 106-108.

4 См. Мф 5, 1-7, 29; Ин 13, 14; Рим 12-15; 1 Кор 12-13; Кол 3, 4; Еф 4, 5 и др.; см. также ККЦ 1971.

5 См. Ин 15, 14.

1 См. Мф 5, 48.

2 См. Лк 6, 36.

1 «Не всякая вера есть добродетель и для богословов. Не признается таковою вера, или имеющая для себя предмет несуществующий или предмет недостойный, или недостойно относящаяся к достойному. Так, в первом случае если кто твердо верит в философский камень, т.е. в порошок, жидкость или газ, превращающий все металлы в золото, то такая вера, относясь к предмету несуществующему в природе вещей, почитается не добродетелью, а самообольщением. Во втором случае если кто-либо, не ограничиваясь основательным признанием существования злой силы как факта, делает эту силу предметом веры в смысле доверия и преданности, так что вступает с нею в договор, продает нечистому душу и т.п., то такая вера, как относящаяся к предмету хотя и существующему, но недостойному и зловредному, справедливо почитается за крайнее нравственное падение. Наконец, в третьем случае вера самих бесов, про которых апостол говорит, что они веруют (в Бога) и трепещут,[

<предыдущая страница | следующая страница>


Нравственность, христианская этика и нравственное богословие

Автономия жизни человека в мире и исключительно пастырская и призывающая роль Учительства Церкви в нравственных вопросах

2508.77kb.

08 10 2014
11 стр.


General ciПарламентская этика и нравственность законов

Главный редакторДоктор юридических наук, профессор. Академик раен, Международной академии наук Информации, информационных процессов и

143.17kb.

09 10 2014
1 стр.


Матвеев П. Е., д ф. н., профессор

Несомненно, что при этом на долю гуманитарных дисциплин приходится особая роль. А среди гуманитарных курсов наиболее ответственными за духовность и нравственность предстают философ

66.78kb.

13 09 2014
1 стр.


Лекции «Искажения христианства»

Мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти вещи совсем разные нравственность и духовность, они взаимосвязаны между собой, да, конечно. Что они, да, час

138.51kb.

15 12 2014
1 стр.


Головин Игорь 203 Этическая философия по Сократу: мораль и нравственность

Мораль (лат moralis — нравственный, от mos, мн ч mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции дейст­вий человека в обществе; о

347.3kb.

02 09 2014
1 стр.


Джеймс Рэйчелс Утилитаризм и дебаты вокруг него1

С современной точки зрения, удивительно, что христианская этика на протяжении веков принимает почти единодушно сентенциозную доктрину о том, что “цель не оправдывает средства”. Теп

307.9kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа курса «Сравнительное богословие»

Программа курса «Сравнительное богословие» составлена в соответствии с образовательными требованиями для православных духовных семинарий Русской Православной Церкви с использование

69.99kb.

01 10 2014
1 стр.


Архиеп. Макарий (Догм. Богословие) Понятие догматического богословия

Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понима­ют сущность

5340.16kb.

11 09 2014
34 стр.