Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 8страница 9страница 10страница 11
45] не признается добродетелью, потому что хотя относится к предмету существующему и абсолютно достойному, но относится к нему недостойным образом (вместо радости – с ужасом, вместо влечения – с отвращением). Итак, добродетелью может почитаться только та вера в высшее существо, которая относится к нему достойным образом, именно – с свободным сыновним благочестием. А такая вера вполне совпадает с тем религиозным чувством, которое найдено нами как одна из трех первичных основ нравственности.

К тому же в сущности сводится и вторая богословская добродетель – надежда. О ней нет речи, когда кто-нибудь надеется на свою силу или мудрость, или "на князи и сыны человечестии", или хотя и на Бога, но лишь в ожидании от него материальных благ. За добродетель считается только надежда, относящаяся к Богу как источнику истинного грядущего блага; а это есть то же самое основное религиозное отношение, видоизмененное представлением о будущем и чувством ожидания». В. Соловьев. Оправдание добра, гл. 5. IV.



2 Цит.соч..

1 См. LG 39-42; ККЦ 2013.

2 См. 1 Кор 12-13.

1 См. Тит 2, 11.

2 См. 1 Кор 3, 1-3; Еф 4, 13.

1 GS 17, см. VS 34.

2 См. Быт 1, 28-29; 2, 15, 19, 23; 4, 9.

3 См. Быт 2, 9-10. 17.

1 Mounier E., Personnalisme et christianisme, 5: «Non estis sub lege», Paris: Editions du Seuil, 1961.

1 Lévi-Strauss C., La pensée sauvage. Paris: Plon, 1962, p. 326-327.

2 См. Ф. Ницше, Веселая наука, 125, Сочинения, Москва: «Мысль», 1990, т.1, C. 592-593.

3 Foucault M., Les motes et les choses. Paris: Gallimard, 1966, p. 398. Под «предположениями знания» Фуко имеет в виду антропоцентризм Нового времени.

1 Kolakowski L., «Die Moderne auf der Anklagebank», в Michalski K. (Hrgr), Über die Krise, Stuttgart: Kletta, 1986, S. 84.

1 См. Ин 8, 17-18; Лк 22, 27.

2 См. Лк 1, 38.

3 См. VS 40-41 и вообще первую главу второй части, «Свобода и закон».

4 См. FR 64-78.

5 Для пунктов 2.1. – 2.3. см. Melina L., «Conciencia y verdad en la Encíclica “Veritatis splendor”», в del Pozo Abejón G. (ed.), Comentarios a la «Veritatis splendor», pp. 619-640.

6 «И первые начала созерцаемого, по природе данные нам, относятся не к некоему особой способности, но к некоему особому хабитусу, который называется постижением начал... Поэтому и начала исполнимого, по природе данные нам, относятся не к особой способности, но к особому естественному хабитусу, который мы называем синдересом. Поэтому и говорится, что синдересис побуждает к благому и ропщет на дурное, поскольку мы достигаем нахождения при помощи первых начал и посредством них же выносим суждение о найденном. Итак, ясно, что синдересис есть не способность, но естественный хабитус». Фома Аквинский, Сумма теологии I q. 79, a. 12. Москва: Издатель Савин С.А., 2007.

1 См. Фома Аквинский, Сумма теологии I q. 79, a. 13, ad Resp. См. Palacios J. M., El pensamiento en la acción. Estudios sobre Kant, p. 97.

1 «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Матф.6:22-23).

2 Гильдебранд Д. фон, Этика. Санкт-Петербург: «Алетейя», 2001, С. 137.

3 Шпеман Р., Основные понятия морали. Москва: Московский философский фонд, 1993, С. 53-56.

4 См. De Finance J., Etica generale, Bari: Tipografica Meridionale, 1989, pp. 355-385.

1 См. GS 16; VS 62.

2 См. GS 16; VS 63.

1 «Жизнь духа вовсе не имеет остановок и перерыва (по сути, не имеет и состояния, все происходит сейчас), стало быть, если некий человек в то самое мгновение, когда узнает правое, не совершает его, происходит вот что: вначале осознание иссушается. Затем остается лишь узнать, что думает об остатке воля. Воля ведь – деятель диалектический, который, в свою очередь, распоряжается всей низшей природой человека. Если она не дает согласия на итог осознания, она, однако же, вовсе не принимает с необходимостью решение делать противоположное тому, что схвачено осознанием, – подобные разногласия весьма редки; однако она позволяет пройти некоторому времени, тем самым открывается возможность замещения, а она говорит: поглядим завтра. Между тем осознание все больше затемняется, и все больше побеждают низкие стороны нашей природы; увы! ибо добро надобно творить сразу же, как только оно узнано (вот почему в чистой спекуляции переход от мышления к бытию столь легок – все ведь дано заранее, с самого начала), тогда как в случае низших инстинктов важно как раз медлить – это те замедления, которые по душе воле, наполовину закрывающей на это глаза. Когда же осознание достаточно затемнилось, оно лучше может договориться с волей; в конце концов наступает полное согласие, ибо оно перешло в другой лагерь и прекрасным образом одобряет все то, что само же и подготовило.» Кьеркегор С., Страх и трепет, Москва: «Республика», 1993, С. 318-319.

1 См. Flecha J. R., Teología moral fundamental, pp. 297-305.

2 Cм. Папа Пий XII, Послание Конгрессу катехизаторов в Бостоне, 1946; Папа Иоанн Павел II, Reconciliacio et Paenitencia, 18, далее – RP.

1 Ricoeur P., Amor y justicia, Madrid: Caparrós Editores, 1993, p. 100.

1 См. Фома Аквинский, Contra gentiles III, 107; De Veritate q. 24, a 7, ad 6.

2 См. Гильдебранд Д. ф., Этика, С. 528-553.

1 См. Быт 3, 1-22.

1 См. Прем 2, 24.

2 Cм. св. Августин, De libero arbitrio I, 6; II, 19; Исповедь, IX 4, 10; Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, 71, q. 6, ad 5.

3 Фома Аквинский, Contra gentiles III, 122.

1 См. Ис 1, 11-17; Ос 6, 6; 8, 13; Ам 5, 22; Зах 7, 10 и др.

2 См. Lafranconi D., «Pecado», Nuevo diccionario de teología moral, pp. 1350-1351.

3 См. Быт 4, 23-24.

4 См. Быт 6, 5-6.

5 См. Быт 18, 22-32.

6 См. Ис 42, 1-9; 49, 1-6; 50, 4-11; 52, 13 – 53, 12.

7 Ср. Мф 9,10; 11,19.

8 Ср. Мф 9,6.

9 Ср. Мф 19,13.

10 См. Мк 3, 29; Лк 12, 10.

11 См. Мк 8, 38; Ин 8, 24; 9, 41.

12 См. Мф 15, 10-12.

1 См. Мф 5, 21-22: 27-28.

2 См. Ин 16, 9.

3 См. Мф 25, 31-46.

4 См. Лк 13, 1-5; Ин 9, 31.

5 См. Flecha J. R., Teología moral fundamental, pp. 322-324.

1 Contra Faustum, 22, 27.

2 De libero arbitrio, 2, 19, 53.

3 Исповедь, 8, 5.

4 In Ep. ad Rom., 13-18.

5 Cм. Мф 7, 1-3.

6 De spir. et litt. 31, 54.

7 Шелер М., Ресентимент в структуре моралей, Санкт-Петербург: «Наука», 1999, С. 13.

1 См. Мф 23, 24; 25, 41-46; 1 Кор 6, 9-10; 1 Ин 5, 16.

2 См. Мф 6, 12; 1 Кор 3, 10-15; Иак 3, 2.

3 См. ККЦ 1855.

4 Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, 88, 2.

5 См. ККЦ 1859.

1 См. ККЦ 1861.

2 См. Мк 3, 29.

3 См. ККЦ 1862.

4 См. Enchiridion, 78; см. ККЦ 1861; RP 17.

5 См. López Azpitarte E., Fundamentación de la ética cristiana, pp. 390-391.

6 См. RP 17.

7 см. ККЦ 1861.

1 Цитата из ККЦ 1863.

2 См. Flecha J. R., Teología moral fundamental, pp. 334-336.

3 См. ККЦ 1867-1869.

4 См. GS 30; RP 16.

1 См. 1 Ин 1, 8. 10.

2 См. Ин 8, 3-9.

1 См. для всего этого параграфа: Мариано Креспо, El perdon, una investigacion filosofica, encuentro, Madrid, 2004.

2 Это может быть из-за дружбы или из-за любви к обидчику, или из-за страха, из-за лени, из-за отсутствия нравственной чувствительности, и т.д.

3 Это утверждение имеет несомненную важность для частых случаев, в которых говориться о необходимости прощения некоторых преступлений социальной важности. Прощение жертвой не подразумевает помилование наказания, ни это последнее не несет само по себе прошение прощения ни его получения.

1 Д.ф.Гильдебранд, Этика, стр. 63.

2 “Считается само собой, что бить человека это большее зло, чем плевать на него. Но плевать кому-либо в лицо это особенная обида и оскорбление человека. Например, удары по голове или удар ножом отражают злость, ненависть и т.д.; но не имеют особенного характера оскорбления, как плевок в лицо. В случае с плевком прибавляется другой вред, например, это мерзко”. Д.ф.Гильдебранд, Moralia, стр.85, цит. Мариано Креспо, стр. 81.

1 Там же, стр. 109-110.

2 Там же, стр. 111.

3 Макс Шелер, “Reue und Wiedergeburt”, цит. по Mariano Crespo, там же, стр. 101.

1 См. Vegas J. M., «La ética de la opción fundamental», в Martínez Camino J. A., Libertad de verdad. Sobre la “Veritatis splendor”. Madrid: San Pablo, 1995, pp. 183-202.

1 См. главу 1, пункт 5.1. этого текста.

1 См. Шпеман Р., Основные понятия морали, С. 43-51; Rodríguez Duplá L., Ética de la vida buena, Bilbao: Desclée De Brouwer, 2006, pp. 143-162.

2 См. Ross W. D., The right and the good. Oxford: Oxford University Press, 1930.

1 Scheler M., Ordo amoris, в Gesammelte Werke, Francke/Bern und München-Bouvier/Bonn, 1954-1993, 14 Bände, Band 10: Schriften aus dem Nachlaß. Band I: Zur Ethik und Erkenntnislehre, (Bonn 1986, 3.ª ed.), S. 345.

2 Само понятие принадлежит св. Августину, De doctrina cristiana, L. I, c. XXVII, 28.

3 Scheler M., Ordo amoris, там же.

1 Scheler M., Ordo amoris, там же, S. 347.

2 См. Scheler M., Zur Rehabilitierung der Tugend, в Gesammelte Werke, Band 3: Vom Umsturz der Werte, (Bern 1972, 5.ª ed.), S. 13-31; Гильдебранд Д. ф., Этика, С. 301-303; Rodríguez Duplá L., Ética de la vida buena, pp. 63-77.

1 «Добродетель есть сознательно избираемый склад души, соответствующий серединному по отношению к нам состоянию, причем определенному таким суждением, каким определит его рассудительный человек. Середина находится между двумя типами порочности, один из них – от избытка, другой – от недостатка. А еще и потому добродетель означает пребывание в середине, что как в страстях, так и в поступках (пороки) преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает». Аристотель, Никомахова этика 2,6; 1106б 35-1107а 5, в Сочинениях в четырех томах, Москва: «Мысль», 1983, Том 4.

1 Фома Аквинский, Сумма теологии I – II, 55, a. 2, ad. 3.

1 См. Кол 1, 15.

2 См. Ин 1, 12; Рим 8, 14-16; Гал 3, 26; Фил 2, 15; 1 Ин 3, 1 и др.

3 См. Buber M., Ich und Du (1923); испанская версия Yo y Tú, Madrid: Caparrós Editores, 1995.

1 См. Гал 5, 6.

2 См. 1 Кор 15, 9.

3 См. 1 Кор 13, 3.

1 См. Scheler M., Wesen und Formen der Sympathie, в Gesammelte Werke, Band 7.

2 См. Шелер М., Ресентимент в структуре моралей, С. 75-114; Бенедикт XVI, Энциклика «Бог есть любовь» (Deus Charitas est).

3 Cм. 1 Кор 13, 4-7.

4 Фома Аквинский, Сумма теологии II – II, 47, 2.

1 Св. Августин, О нравах Католической Церкви 1, 25, 46. Цит. по ККЦ 1809.

1 См. Hildebrand D. v., Die Idee der sittlichen Handlung, Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgasellschaft, 1969; Rodríguez Duplá L., Deber y valor, pp. 201-210.

1 См. Рим 8.

2 См. Rodríguez Duplá L., «Verdad y moral», в Martínez Camino J. A., Libertad de verdad. Sobre la “Veritatis splendor”, pp. 255-258; Шпеман Р., Основные понятия морали, С. 43-51; VS 71-83.

1 См. Мф 26, 24.

2 См. VS 90-94.

1 См. 1 Кор 12, 3-6.

2 См. Рим 5, 5; 8, 9; 1 Кор 2, 12; 3, 16; 6, 19 и др.

3 См. Иак 2, 17-18.

4 См. Деян 2, 44-47.

1 См. Кол 3, 2.

2 См. Мф 25, 31-46.

3 См. Мф 5, 48; Лк 6, 36.


<предыдущая страница


Нравственность, христианская этика и нравственное богословие

Автономия жизни человека в мире и исключительно пастырская и призывающая роль Учительства Церкви в нравственных вопросах

2508.77kb.

08 10 2014
11 стр.


General ciПарламентская этика и нравственность законов

Главный редакторДоктор юридических наук, профессор. Академик раен, Международной академии наук Информации, информационных процессов и

143.17kb.

09 10 2014
1 стр.


Матвеев П. Е., д ф. н., профессор

Несомненно, что при этом на долю гуманитарных дисциплин приходится особая роль. А среди гуманитарных курсов наиболее ответственными за духовность и нравственность предстают философ

66.78kb.

13 09 2014
1 стр.


Лекции «Искажения христианства»

Мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти вещи совсем разные нравственность и духовность, они взаимосвязаны между собой, да, конечно. Что они, да, час

138.51kb.

15 12 2014
1 стр.


Головин Игорь 203 Этическая философия по Сократу: мораль и нравственность

Мораль (лат moralis — нравственный, от mos, мн ч mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции дейст­вий человека в обществе; о

347.3kb.

02 09 2014
1 стр.


Джеймс Рэйчелс Утилитаризм и дебаты вокруг него1

С современной точки зрения, удивительно, что христианская этика на протяжении веков принимает почти единодушно сентенциозную доктрину о том, что “цель не оправдывает средства”. Теп

307.9kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа курса «Сравнительное богословие»

Программа курса «Сравнительное богословие» составлена в соответствии с образовательными требованиями для православных духовных семинарий Русской Православной Церкви с использование

69.99kb.

01 10 2014
1 стр.


Архиеп. Макарий (Догм. Богословие) Понятие догматического богословия

Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понима­ют сущность

5340.16kb.

11 09 2014
34 стр.