Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Автор: Цветкова Л.К.- учитель русского и литературы

Тема урока: Обобщение знаний по теме: « Синтаксис и пунктуация».

Цели:

  • развивать орфографические навыки

  • повторить разбор словосочетаний

  • знать основные признаки предложения; что составляет грамматическую основу предложения

  • уметь распознавать предложения по цели высказывания

  • Повторить различия простых и сложных предложений

  • Воспитывать любовь к родному краю

Методические приемы :

  • Слово учителя

  • Беседа с учащимися

  • Устная работа

  • Конструирование предложений

  • Развитие речи

  • Аналитическая работа

  • Анализ выводов

  • Обобщение

Развитие умений и навыков :

  • Находить морфемы в слове

  • Подбирать однокоренные слова

  • Строить текст

  • Находить главную и зависимую части слова

  • Находить основу предложения

  • Находить однородные члены предложения

  • Различать простые и сложные предложения

Оборудование :

  • Карта – схема путешествия по родному краю

  • Стенды о родном крае

Форма урока:

  • Путешествие

  • Экскурсия

Ход урока

Учитель: наш урок пройдет в форме путешествия и экскурсии по родному краю.

Самая главная наша задача –получить в школе знания. В школу мы сможем поехать только в том случае, если выполним задание, написанное на доске. Ваша задача: вставить пропущенные буквы в слова.

Д…лина, уд…вительное село, р…дная з…мля, пам…тник, сел…ские труж…ники,в…ют гн…зда,

Просл…влять трудом, ч…десные ж…тели, выр…щивать рож… .

Вопрос:


Как вы думаете, о каком уголке нашей местности мы могли бы рассказать, употребив эти слова?

Вопрос:


А что вы знаете о тех деревнях. В которых живете?

Вопрос:


Вместе с вами проживает много славных тружеников, которыми гордится родная земля, мы гордимся их трудом. Назовите пословицы и поговорки о труде.

Учитель:

Молодцы, автобус начинает свое движение, и мы прибываем в нашу школу.

2 задание: работаем с карточками: ( учитель показывает карточки, на которых слова с пропущенными буквами. Дети называют, какую букву нужно вставить и называют проверочное слово.

Р…дная школа, учас…вовать в конкурсах, ше…ствовать над м…лышами, х…р…шо учит…ся, ран…ее утро, учебный го…, похо…, СП…шат в школу, СП…ртивные д…стиженя.

Вопрос: на какую тему даны эти словосочетания? У каждого из вас есть по карточке с заданиями:



  1. Разобрать словосочетания на доске.

  2. Разобрать слова по составу.

3 задание: работа в группах:

а ) дан рисунок, составить по рисунку рассказ, найти существительные и определить в них род, число, падеж и склонение.

б ) перед вами рисунок, составьте рассказ « В походе « ,найдите глаголы, определите время и число глаголов.

Вопрос: как нужно правильно вести себя в походе?

4 задание: Мы отправляемся дальше в путь, в районный центр Красное – на –Волге .Посмотрите на карту- на ней конверты с заданиями. Необходимо их выполнить.

Задания для коллективной работы:

Ответьте на вопросы. Каждое предложение составляйте по указанной схеме.

1 ) Как называется район , в котором вы живете?

______ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

2 ) Чем славится наш район ?

( сложноподчиненное предложение )

3 ) Какие памятники архитектуры в нашем районе вы знаете ? ( сложное предложение с союзом «и».

Данные предложения дети записывают в тетради , а затем устно эти предложения разбираем )

Один ученик рассказывает о поселке и его достопримечательностях.

5 задание: Мы отправляемся с вами дальше, но автобус закрыт. Дверцы автобуса откроются, если вы ответите на вопросы.

А ) В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения?

Б ) Что такое основа предложения?

В ) Какими бывают предложения по цели высказывания?

Г ) Назовите второстепенные члены предложения?

Д ) Что такое обращение?

Е ) Что называется прямой речью?

Ж ) Что такое диалог?

З ) Назовите слова для вежливой формы обращения.

6 задание: молодцы, проходите в автобус и едем дальше, в конечный пункт назначения, в город Кострому. Представьте, что вы являетесь экскурсоводом. Расскажите о том, что вы видите за окном автобуса, но предложения должны быть с однородными членами.

( работа выполняется и у доски, и в тетрадях)

7 задание: ы прибыли в город Кострому. Этому городу 850 лет, а наш район отмечает в этом году свой юбилей. ( Один ученик рассказывает детям о Костроме )

Выводы по уроку учитель делает с участием ребят:

1-Ребята, урок прошел хорошо, вы много и хорошо работали, успешно выполнили много заданий.

Вопрос: А что же мы успели сделать полезного на уроке?

2- Какая основная тема звучала на уроке?

3- Как вы оцениваете свою работу?

Над чем каждому из вас нужно поработать?

Домашнее задание: повторить по учебнику те правила, в которых вы еще затрудняетесь.

Выполнила: учитель русского языка Цветкова Л.К.

Конспект урока

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Цели урока:


  1. показать особенности С П П с придаточными сравнительными, их сходство с другими придаточными, со сравнительными оборотами, отличия от них.

  2. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

  3. Урок посвящен 65-летию Победы нашего народа в В.О.в. Я хочу, чтобы вы прониклись чувством гордости за подвиг великого русского народа во имя жизни и счастья поколений.

Методические приемы:

  • Лингвистическая разминка

  • Словарно-орфографическая работа

  • Конструирование предложений

  • Работа с текстом, развитие речи

  • Работа в группах

  • Беседа, наблюдения, выводы

Развитие навыков и умений:

  • Умение наблюдать, делать выводы

  • Навык работы с текстом

  • Умение анализировать предложения

  • Навык грамотного письма

Ход урока

  1. Лингвистическая разминка в форме словарного диктанта с заданием.

Объединить усилия, антитеррористический, патриотизм, безымянный, неизвестный солдат, бессмертная слава, фронтовой китель, лесные трущобы, партизанская тропа, мировоззрение, агрессивный, гуманный, преданность, прогрессивный, преследовать врага, участник войны, артиллерист, бескорыстный, искусство боя, антигуманное заявление, бессердечный.

Задание:


  1. Сличительная проверка (учащиеся проверяют написанное на доске и у себя в тетради)

  2. Подобрать в тексте , найти антонимы

  3. Работа с « Толковым словарем» - найдите лексическое значение слов:

1 группа- париотизм

2 группа- олтимизм

Вопрос: Как можно связать воедино два этих понятия, какой смысл можно в них заложить

(Мы- патриоты и с оптимизмом смотрим в будущее )

2. Словарно-орфографическая работа в форме устных ответов

Вам в каждой группе на карточках выданы задания: подобрать синонимы к фразеологизмам.



  1. Группа: одержать победу, остались ни с чем, лечь костьми.

  2. Группа: не щадя живота своего, быть начеку, стоять насмерть..

3.Проверка или реализация домашнего задания.

На дом вам было дано творческое задание-написать сочинение-миниатюру на одну из тем, перед вами было право выбора:



  • Города- герои

  • Вечная память героям-землякам

  • Боевой путь Костромской дивизии

  • Герои-костромичи

  • Могила Неизвестного солдата

  • Солдатские вдовы

Определите стиль речи составленных текстов.

4.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Мы продолжаем изучать С С П ,сегодня мы познакомимся еще с одним видом придаточных обстоятельственных-с придаточными сравнительными.

Беседа:


  • Какие придаточные ,уже изученные нами, могли иметь дополнительное значение сравнения?

  • Какие общие средства прикрепления к главному предложению имеют придаточные сравнения, степени и образа действия?

  • А здесь на таблице новые простые и составные союзы, которые используются в придаточных сравнительных. (как будто, чем; подобно тому, как; как если бы; как все равно; чем-тем)

  • На доске записаны два предложения. Ваша задача- охарактеризовать данные предложения, найти С П П с придаточными сравнительными и предложения со сравнительным оборотом.

1.Шарахался по полю, метался в стороны и смертельно ревел гул затянувшегося боя, словно гигантский зверь рвался из огненного круга.

2Пусть ярость благородная вскипает ,как волна, идет война народная, священная война

5. ЗАКРЕПЛЕНРИЕ.

Работа в группах. Задание: на карточках, которые вам выданы, дан текст « В лесу прифронтовом»

1 группа- выписывает С П П с придаточными сравнительными

2 группа- выписывает предложения со сравнительными оборотами.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ: на небе мелькали и скрещивались лучи прожекторов, будто огненные языки. Деревья шумели верхушками, словно добрые друзья тихонько передавали фронтовые вести по кругу. Бездонное чистое небо висело над головой, словно опрокинутое озеро. Лес стоял молча, неподвижно, как будто он прислушивался к приближающемуся бою.

Индивидуальная работа по развитию речи:У вас на руках карточки, это стихи поэтов военной поры. Найдите сравнительные обороты и проанализируйте, какую они выполняют роль в тексте.

1 Пусть ярость благородная вскипает , как волна,-

Идет война народная, священная война (В. Лебедев- Кумач)

2 Как я выжил, будем знать только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать, как никто другой. ( К. Симонов )

3 Вздыхают, жалуясь, басы, и, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы-товарищи мои. (М . Исаковский )

4 Чтоб стать мужчиной- мало им родиться,

Чтоб стать железом- мало быть рудой;

Ты должен переплавиться, разбиться,

И, как руда, пожертвовать собой. (М. Львов )

5 Ракет зеленые огни по бледным лицам полоснули.

Пониже голову пригни и, как шальной , не лезь под пули. ( Н. Старшинов)

6 Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша и с перемазанной губою

Писал, как думал, -не спеша ( Глеб Горбовский)

7 Забыть тот горький год неблизкий мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски, как души, рвутся из земли.

3)КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Задание: составить по опорным схемам предложения с придаточными сравнительными и со сравнительными оборотами.

1 группа: на тему « С любовью к Родине»

а ) Мы любим свою Родину так ...

гл.+ ук.сл. так, (как… )

б) … , она защищает и бережет нас от всяких врагов.

В) Мы вырастем и будем защищать нашу страну…

Гл. …, ( словно … )

2 группа: на тему « Зачем я живу на земле»

а) Скоро мы вырастем и разлетимся, … .

б) Мы будем учиться, работать и защищать мир так, …

гл. + так, ( как … ).

в) Я хочу прожить на Земле так …

гл. + так, ( словно… ).

ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ ПО УРОКУ.


  1. С каким видом придаточных вы сегодня познакомились?

  2. Какой вид связи придаточных сравнительных с главным предложением?

  3. Для какого стиля речи характерны СПП с придаточными сравнительными?

  4. От каких предложений их нужно отличать, несмотря на их общее значение сравнения?

  5. Какой общей темой была объединена вся работа на уроке?

Домашнее задание: параграф ; № 8 ,упражнения № 106, 107.

Закончим урок прекрасными стихами:

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо- ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: « Вставайте на помощь…»- Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Самое лучшее и дорогое- Родина.

Горе твое- это наше горе, Родина.

Правда твоя- это наша правда, Родина.



Слава твоя- это наша слава, Родина.

Урок подготовила учитель русского языка Цветкова Л.К.

Обобщение знаний по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Самая главная наша задача –получить в школе знания. В школу мы сможем поехать только в том случае, если выполним задание, написанное на доске. Ваша задача: вставить пропущенные бук

74.44kb.

01 10 2014
1 стр.


Синтаксис и пунктуация Цели

Сегодня мы начинаем изучение важного раздела, который называется “Синтаксис и пунктуация”

39.94kb.

01 10 2014
1 стр.


Обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»

Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения». На данном уроке происходит повторение и обобщение изученного материала

50.3kb.

13 09 2014
1 стр.


«Свойства степени с натуральным показателем»

Общеобразовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме; создать условия контроля (взаимоконтроля) усвоения знаний и умений

71.88kb.

01 09 2014
1 стр.


Систематизация и обобщение знаний учащихся по данной теме
42.25kb.

09 10 2014
1 стр.


Занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Форма урока : интенсивная подготовка к контрольной работе по следующим вопросам

Обобщение и систематизация знаний по теме: «классификация неорганических веществ. Типы химических реакций»

53.35kb.

13 10 2014
1 стр.


Урок №4. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные геометрические фигуры»
34.23kb.

14 10 2014
1 стр.


Лабораторная работа №1 Словосочетание Литература

В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Ч. III. М.: Просвещение, 1987, с. 34-55

71.76kb.

14 12 2014
1 стр.