Перейти на главную страницу
Утверждена на методическом совете
Протокол № от 2008 г.
Директор ЦДиЮТиЭ г. Брянска
_____________ Белов Б.В.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“ЮНЫЙ ТУРИСТ”
Основным звеном проведения массовой туристской работы в г. Брянске остается Центр детского и юношеского туризма, главная задача которого - массовое вовлечение учащейся молодежи в занятия всеми видами туризма, в туристско-краеведческое движение, воспитание в коллективах туристских объединений социально-активных, высоконравственных, физически и технически подготовленных воспитанников.
В соответствии с разработанными программами педагогами дополнительного образования ведутся занятия в туристских объединениях, созданных на базе школ, гимназий и других учебных заведений. Регулярные занятия туризмом, участие в походах формируют в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Нельзя недооценивать и того, что подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, к приключениям и романтике.
Программа “Юный турист” рассчитана на один год обучения, возраст учащихся от 12-15 лет, занимающихся в туристском объединении первый год. В него могут записаться все желающие. Они могут свободно входить и выходить из туристского объединения.
Предлагаемая программа “Юный турист” предназначена для педагогов дополнительного образования. Программа разработана в соответствии с “Современными требованиями к программам и учебным планам коллективов учреждений дополнительного образования детей”.
На освоение программы отводится 216 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся как в классах, спортзалах, так и на местности - 6 часов в неделю.
Основа классных занятий - изучение всего учебного материала согласно рекомендуемой тематике. Основу занятий на местности составляют способы и практические приемы по закреплению теоретических занятий и отработка практических навыков.
Прием детей в объединения ЦДЮТ осуществляется руководителем при отсутствии у них медицинских противопоказаний. Рекомендуемый минимальный состав группы - 15 человек. При наборе обучающихся следует комплектовать группу с превышением состава, т. к. существует естественный состав членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Допускается минимальный состав группы на занятиях - 12 человек. Перечень зачетных мероприятий приведен в тематическом учебном плане.
В связи со спецификой работы туристских объединений, время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности, экскурсий в пределах городской черты, установлено в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, туристского мероприятия - 8 часов, минимальный состав группы при этом должен быть не менее 6 человек.
У каждого участника объединения должна быть тетрадь и ручка, цветные карандаши, линейка. В тетрадь записываются сведения, услышанные на занятиях, заносятся домашние задания, впечатления о походах, экскурсиях и т. д.
В конце учебного года проводится аттестация туристского объединения. Количество аттестованных должно быть не менее 9 человек.
После каждого года обучения за рамками учебных часов проводится многодневное туристское мероприятие - поход, слёт, соревнования, туристский лагерь, сборы и т. д.
После выполнения программы «Юный турист» участники объединения продолжают заниматься туризмом, например по программе «пешеходный туризм» или «туристское многоборье».
II. Цели и задачи программы.
Предлагаемая в этой программе примерная тематика предусматривает ознакомление учащихся со своим краем, обучение воспитанников основам туризма, овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых юным путешественникам.
Основная цель программы: удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуально-личностных, социокультурных, духовных образовательных потребностей и запросов детей средствами туризма, выбора подростками и молодежью сферы применения своих сил.
На занятиях в объединениях решаются следующие основные задачи:
В первые месяцы работы объединения необходимо провести собрание родителей, подробно рассказать им о программе, планах занятий и походов, об условиях их проведения, о личном снаряжении юных туристов и т. д.
В начале первого и второго полугодий учебного года руководитель обязан провести с воспитанниками инструктаж по мерам безопасности при проведении занятий, массовых мероприятий, поход, соревнований, на дороге и в транспорте. Необходимо изучить медицинские карточки воспитанников в школе.
Занятия объединений юных туристов носят преимущественно практический характер. Лишь небольшая часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия, времени года. Особое внимание следует обратить на общефизическую и специальную подготовку. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. Необходимо также использовать такие формы, как рассказ, пояснения с примерами наглядного показа, встречи с интересными людьми, дискуссии, посещение музеев, театров, выставок, туристские игры, викторины и др.
План занятий необходимо строить так, чтобы перед воспитанниками всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия к интересному объекту, поход с ночевкой, участие в туристском соревновании и т. п. Одновременно следует добиваться того, чтобы воспитанники хорошо понимали, что ведущей целью занятия является предстоящие зимние многодневные походы.
Темы для занятий подбираются в зависимости от общей цели объединения, подготовленности группы, сложности и длительности маршрута. Часто в план одного занятия входят различные темы. Например, во время игры по ориентированию на местности можно показать, как выбраться на откос или преодолеть реку, овраг и т.д.
Содержание занятий следует постоянно усложнять. Например, от беседы о картах и топографических знаках переходить к решению топографических задач, участию в топографических играх, а затем и к самостоятельному движению с картой; от небольших прогулок к однодневным походам оздоровительно - развивающей направленности, которые необходимо использовать для расширения и углубления знаний воспитанников по пройденным темам, для формирования их мировоззрения, а также физического оздоровления.
Поход, протяженность в несколько километров явится хорошей тренировкой перед многодневными походами, а фиксация наблюдений, описание пути движения поможет в будущих степенных походах вести содержательные записи для отчета.
Распределение обязанностей в каждом походе следует вести так, чтобы к исполнению их привлекались каждый раз разные члены объединения. Это позволит к началу многодневных походов выявить наиболее способных к той или иной работе юных туристов.
После похода на занятии обсуждаются его итоги., а затем одни юные туристы обрабатывают дневник, другие делают фотомонтаж, некоторые участники занимаются выпуском информационного листка, обработкой записей бесед с интересными людьми и т. д. Конечно, это следует проводить так, чтобы не нарушать цельности занятия и не допускать перегрузки воспитанников.
Особое внимание руководители объединений должны уделять вопросам безопасности при проведении полигонов, походов и соревнований.
Занятия в объединении целесообразно организовать таким образом: 1-2 теоретических занятия, затем совмещенное или практическое занятие. Через 2 недели - 1 занятие на местности. Через 1 месяц - поход выходного дня. Занятия эффективно проводить 2 раза в неделю по 2 часа.
Для достижения поставленных целей и задач объединения необходимо правильно спланировать учебный материал. Прежде, чем начинать планирование, необходимо уточнить вашу нагрузку по тарификации; список обязательных мероприятий, где вы должны участвовать с воспитанниками и список планируемых мероприятий с объединениями вне школы; сколько часов еженедельно вы будете вырабатывать на базе школы; сколько занятий (2 или 3) и по каким дням недели будет проводиться на базе школы. Необходимо также учесть мероприятия в дни школьных каникул (походы, экскурсии и т. д.).
IV. Ожидаемый результат при реализации программы.
При реализации программы полученные знания позволяют воспитанникам лучше адаптироваться в условиях социальной среды города, а также в экстремальных условиях природной среды, значительно расширить кругозор и углубить знания и представления об окружающем мире.
На занятиях объединения, в походах, путешествиях, на экскурсиях юные туристы должны научиться:
Усвоение программы и участие в походах позволит учащимся выполнить требования на значки “Юный турист” и “Турист России”, а также юношеские разряды.
Полное выполнение учебной тематики и программы повысит престиж объединения у сотрудников ЦДЮТ и родителей.
После окончания курса воспитанники переходят в объединение “Походный туризм” 1 года обучения.
Опасности, обусловленные природой средней полосы: рельеф, реки, ураганы, грозы, метели. Ядовитые грибы, растения, насекомые, змеи, хищные звери. Опасности, связанные с действиями человека. Профилактика несчастных случаев - сбор информации о районе похода. Дисциплина в походах и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.
Понятие гигиены, её значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, значение водных процедур (умывание, обтирание, душ, купание, парная баня).
Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность туриста.
Знать: гигиенические требования при занятиях туризмом. Гигиена тела, одежды, обуви. Сущность закаливания и систематические занятия спортом.
Уметь: ухаживать за телом, одеждой и обувью; выполнить комплекс упражнений утренней зарядки.
2.3. Походная медицинская аптечка.
Практическое занятие.
Состав походной медицинской аптечки. Требования к упаковке. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов. Перечень и назначение, показания и противопоказания применения лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.
Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях.
Формирование походной медицинской аптечки.
Профилактика отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Подбор, хранение продуктов. Питьевая вода. Обеззараживание воды. Мытьё рук и посуды. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Ожоги. Отморожения. Первые признаки отморожения. Как избежать ожогов и отморожений. Первая доврачебная помощь при ожогах и отморожениях. Тепловые и солнечные удары. Профилактика солнечных ударов.
Знать: Правила оказания первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, отморожениях, тепловых и солнечных ударах. Способы обеззараживания воды. Профилактика пищевых отравлений. Как избежать ожогов и отморожений.
Уметь: оказать первую доврачебную помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, тепловых и солнечных ударах; произвести обеззараживание воды.
2.5. Порезы и раны. Нагноения.
Практические занятия.
Профилактика ранений от острых орудий. Первая доврачебная помощь при порезах, ранениях острыми предметами, при появлении гнойных ран. Порядок наложения жгута, ватно-марлевой повязки. Обработка ран.
Практическая отработка приёмов по оказанию первой доврачебной помощи.
Знать: правила оказания первой доврачебной помощи при порезах, ранениях, нагноениях. Как остановить кровотечение, обработать раны.
Уметь: оказать первую доврачебную помощь; обработать раны, наложить повязку, кровоостанавливающий жгут.
2.6. Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы.
Признаки ушибов, растяжений, вывихов, переломов. Правила оказания первой доврачебной помощи. Порядок наложения шин из подручных средств.
Причины возникновения потертостей, мозолей, наминов, опрелостей. Требования к одежде и обуви. Выбор одежды и обуви для тренировок и походов. Оказание первой помощи при потертостях, мозолях, опрелостях.
Зависимость способа транспортировки пострадавшего от характера и места повреждения, состояния, количества оказывающих помощь. Способы транспортировки: на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоём на поперечных палках, переноска вдвоём на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок из веревок, на шесте и др.
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных способов транспортировки пострадавшего.Знать: способы транспортировки; определение способа транспортировки пострадавшего.Уметь: изготовить транспортировочные средства и транспортировать пострадавшего.
III. Туристский быт и снаряжение.
3.1. Туристское снаряжение.
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для однодневных и многодневных походов, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. одежда и обувь для летних и зимних походов.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки.
Практическое занятие: ознакомление с имеющимся туристским снаряжением. Правила размещения предметов в рюкзаке. Укладка рюкзака. Подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за ним.
Знать: перечень личного и группового снаряжения и требования, предъявляемые к нему.
Уметь: составить перечень личного и группового снаряжения для похода с учетом погодных условий; укладывать рюкзак; подгонять снаряжение, ухаживать за ним.
3.2. Установка палаток. Размещение в них вещей.
Практическое занятие. Установка палаток, размещение в них вещей. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Разборка и упаковка палаток.
Знать: устройство и порядок установки палаток. Правила поведения в палатке.
Уметь: установить палатку и разместить в ней вещи.
3.3. Костры, их типы. Правила разведения костра.
Различные типы костров и их назначение. Отбор места для костра. Выбор и заготовка дров. Правила разведения костра. Меры безопасности при заготовке дров и при обращении с огнём. Требования по уборке места для костра перед уходом группы.
Костровые приспособления. Варочная посуда. Способы подвески котлов. Кухонные принадлежности. Походные топоры и пилы. Требования к топорам и пилам. Порядок их упаковки и транспортировки. Меры безопасности.
Выбор места для ночлега (бивуака). Основные требования к месту бивуака. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы). Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры безопасности при работе на бивуаке.
Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в походе: перекус (на бутербродах) и с приготовлением горячих блюд. Набор продуктов для похода. Нормы продуктов на человека. Организация питания в 2-3хдневном походе. Приготовление пищи на костре.
Определение топографии. Карты географические и их классификация. Понятие о топографической карте, её значение для народного хозяйства и обороны государства. Значение топокарт для туристов. Понятие о масштабе. Виды масштабов. Содержание топографической карты. Разграфка и номенклатура топокарт. Рамка и километровая сетка топографической карты.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Виды топографических условных знаков и их общие свойства. Характеристика масштабных и внемасштабных топознаков. Деление топознаков по группам. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Рельеф местности. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод. Гидрография. Растительность. Условные знаки, отображающие гидросеть и растительность.
Масштабы: численный, именованный, линейный. Стандарты численных масштабов. Работа с численным и линейным масштабами. Степень уменьшения.
Расстояния. Способы измерения расстояний на карте и на местности. Величина среднего шага, его измерение. Понятие о паре шагов. Таблица переводов шага в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояний по времени движения.
Знать: масштабы топокарт; способы измерения расстояний на карте и на местности.
Уметь: пользоваться масштабом численным и линейным.
4.5. Чтение карты. Измерение расстояний на карте.
Практическое занятие. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояний на карте. Чтение карты. Проверка усвоения условных топознаков.
Знать: группы условных топознаков.
Уметь: работать с картами различного масштаба; определять расстояния по карте; копировать участки маршрута на кальку. Читать топографическую карту.
4.6. Ориентирование по горизонту. Азимут.
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, З. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо (“Роза направлений”).
Понятие об азимуте. Азимут истинный (географический) и магнитный. Определение истинного азимута по карте, измерение и построение углов (направлений) на карте.
Знать: градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Понятие об азимуте и его определение.
Уметь: измерить и построить азимут.
4.7. Компас. Типы компасов и правила работы с ними.
Практическое занятие. Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова и спортивного жидкостного компаса. Правила обращения с ними. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.
Знать: устройство компасов; четыре действия с компасом; правила обращения с компасом.
Уметь: обращаться с компасом; находить стороны горизонта, ориентировать карту по компасу; выполнять прямую и обратную засечку (определить по заданному азимуту ориентир и определить азимут на видимый ориентир).
4.8. Ориентирование на местности.
Практическое занятие. Смысл и содержание туристского ориентирования. Средства и условия для ориентирования. Способы ориентирования: ориентирование с помощью карты и компаса; ориентирование с картой без компаса; ориентирование без карты и компаса (по часам, солнцу, луне, звездам); ориентирование по местным предметам; по туристской маркировке. Виды ориентирования: линейное, точечное, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк.
Занятие на местности. Определение азимута на предмет. Необходимость непрямого чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Движение по заданному азимуту, обход препятствий, выдерживание общего заданного направления, использование солнца и тени. Движение по легенде. Действия в случае потери ориентировки.
Знать: способы ориентирования; виды ориентирования; движение по азимуту в походе; порядок сохранения общего направления движения при обходе препятствий.
Уметь: ориентироваться на местности; определять ориентиры движения, точки стояния, сохранять направление движения; действовать в случае потери ориентировки.
4.9. Определение расстояний на местности.
Занятие на местности. Измерение расстояний различными способами: шагами, глазомерным способом (с тренировкой глазомера), по времени движения, по слышимости звуков, при помощи построения подобных треугольников (с помощью спички) и др.
Знать: способы измерения расстояний на местности.
Уметь: измерять расстояния на местности различными способами, в т. ч. и до недоступных предметов.
4.10. Понятие о соревнованиях по спортивному ориентированию, специфика судейства туристских соревнований.
Понятие о соревнованиях по спортивному ориентированию. Спортивные карты и их отличие от топокарт. Масштабы спортивных карт. Условные знаки спортивных карт. Принятые цвета при изготовлении спортивных карт. Виды соревнований по спортивному ориентированию, туризму. Специфика судейства.
Сан ПиН 4 1251. 03. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы учреждений дополнительного образования детей, Уставом учреждения
02 10 2014
3 стр.
Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государствен
02 09 2014
1 стр.
Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка
14 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Дистанционное обучение одаренных детей вокальному искусству в летний период средствами информационно-коммуникационных сетей
23 09 2014
1 стр.
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
10 09 2014
2 стр.
Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан»
25 12 2014
1 стр.
Туризм и краеведение в системе дополнительного образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания учащихся
14 10 2014
3 стр.