Перейти на главную страницу
Школа-интернат для детей с нарушениями зрения функционирует в г. Чебоксары с 1967 года. Впервые восьмилетняя школа для слепых детей была открыта в 1937 году в селе Чуварлеи Алатырского района ЧАССР. Указом Министерства просвещения ЧАССР в 1967 году Чувашская республиканская средняя школа – интернат слепых и слабовидящих детей переведена в г.Чебоксары. В 2007 году школа-интернат отметила свой 70-летний юбилей.
В трехэтажном здании школы созданы необходимые условия для организации обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Учебные классы, спальные комнаты, столовая на 100 посадочных мест, актовый зал, спортзал, кабинет ЛФК, музыкальный кабинет, библиотека, медицинский кабинет: процедурный кабинет, кабинет педиатра, вспомогательный, кабинет офтальмолога, медицинский изолятор размещены в одном здании. Школа-интернат имеет свою котельную, гараж, автотранспорт. Имеются пандусы, специальное тифлооборудование для незрячих и частичнозрячих детей. Функционирует 1 компьютерный класс, оборудованный компьютерами, мультимедийными проекторами, сканерами, принтерами.. Имеются технические средства обучения: видеомагнитофоны, видеокамеры, телевизоры, цифровые фотоаппараты, тифломагнитофоны.
С 1 сентября 2010 года в школе начали обучение 183 учащихся из городов и районов Чувашской Республики, из них детей-инвалидов - 126, незрячих – 35, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 10.
В школе-интернате 5-ти разовое питание. Режим дня, обеспечивающий сочетание обучения, труда и отдыха, предусматривает круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников в учреждении. В целях преодоления отклонений в психофизическом развитии в школе проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Специальные (коррекционные) занятия – охрана зрения и развитие зрительного восприятия, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики, развития мимики и пантомимики, ритмика, ЛФК - тесно связаны с общеобразовательными уроками, имеющими коррекционную направленность.
Обучение детей с нарушением зрения осуществляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения. Обучение незрячих детей базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения для незрячих и детей с остаточным зрением является система Брайля. Здоровье детей находится под постоянным контролем врача-офтальмолога, врача-педиатра, двух медицинских сестер различных профилей.
Все учащиеся обеспечиваются медицинским, психологическим и социально-педагогическим сопровождением.
Республиканское государственное общеобразовательное учреждение «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики имеет лицензию (№ 158 от 04 июня 2008 г.). Учреждение прошло государственную аккредитацию (АА 165933 от 02 февраля 2010 г.) в порядке, установленном Законом РФ «Об образовании», по результатам которой ему установлен государственный статус: по типу – специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, по виду – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III - IV вида.
В соответствии с установленным государственным статусом общеобразовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца: аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем (полном) общем образовании. Основные направления деятельности учреждения:
- обеспечение доступного качественного образования детей с нарушением зрения;
- создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей психофизическое социальное и нравственное здоровья обучающихся, воспитанников;
- формирование ключевых компетенций обучающихся через интеграцию основного и дополнительного образования.
Школа-интернат обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии учащихся с нарушением зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации и интеграции воспитанников в общество.
В основу проектирования Образовательной программы положены принципы гуманизации образования, индивидуально-личностного подхода к проблемам развития учащихся со зрительной депривацией с учётом состояния их соматического, психического здоровья, состояния органа зрения и зрительных функций..
В своей деятельности школа-интернат руководствуется нормативно-правовой базой:
Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждение самостоятельно.
Режим функционирования устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка и санитарно-техническими требованиями к общеобразовательному процессу:
дополнительные каникулы в первых классах – не менее 7 календарных дней.
Занятия по предметам коррекционно-компенсаторной области в основной школе проводятся по расписанию коррекционных дисциплин. Курсы ЛФК, Предметно-практической деятельности проводятся как по расписанию учебных занятий, так во второй половине дня по расписанию коррекционных дисциплин.
Кружки в школе проводятся во второй половине дня с 17.30 19.20 часов по расписанию 1 раз в 2 недели.
Продолжительность прогулки для учащихся, находящихся на режиме интерната в ГПД, составляет 2 часа в течение дня.
Самоподготовка начинается с 16.00 часов.
С 18 часов проводится I ужин, с 19.30 часов – II ужин.
В 2010-2011 г. в школе обучалось 183 воспитанника. Сформировано 18 классов. Начальная школа – 5 классов (1-4). Среднее звено - 10 классов (5-10). Старшее звено – 3 класса (11-12). Детей-инвалидов по зрению - 126 человек. Детей-сирот –10 человек. В школу могут быть приняты слепые и слабовидящие дети в течение всего учебного года.
Школа-интернат для слепых и слабовидящих детей осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уровнем трех ступеней:
1) начальное общее образование (срок обучения 4 года).
2) основное общее образование (срок обучения 6 лет).
3) среднее (полное) образование (срок обучения 2 года).
Прием в 1 класс осуществляется по решению Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии (далее РПМПК)
Основанием для приема в школу является поражение органа зрения различной этиологии и генеза. В коррекционное учреждение принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.
В коррекционное учреждение направляются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.
Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения. При отсутствии прогрессирования патологического процесса и астенопических жалоб дети с остротой зрения выше 0,2 могут обучаться в массовой школе.
Во всех случаях дети должны читать шрифт N 9 таблицы для определения остроты зрения для близи с переносимой коррекцией обычными оптическими стеклами с расстояния не ближе 15 см. При приеме в школу учитывается также наследственный фактор заболевания, прогностические данные.
К рассмотрению о приеме в школу принимаются документы детей, имеющих соответствующие направления из республиканской клинической глазной больницы, городских и районных поликлиник ЧР от врача-офтальмолога или специального детского учреждения дошкольного образования.
В школу-интернат принимаются дети с сочетанными дефектами (нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушения речи) при условии, что поражение зрительного анализатора является ведущим, сочетанный дефект не требует особой специальной коррекции.
В школе-интернате обучаются дети, имеющие различные группы здоровья. Все учащиеся обеспечиваются медицинским, психологическим и социально-педагогическим сопровождением.
Первая четверть первого года обучения отводится на комплексное обследование каждого ребенка. В диагностике принимают участие врачи (педиатр и окулист), психолог, учителя. Цель диагностических процедур - выявление особенностей развития и функционирования зрительного анализатора, сформированности психических процессов, необходимости проведения специальных коррекционных занятий по различным направлениям, выявление познавательных возможностей каждого учащегося.
Ориентировочный возраст учащихся 11-17 лет.
Уровень готовности ребенка к освоению программы определяется по следующим показателям:
медицинским и психологическим - отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в школы слабовидящих как общеобразовательной школе, соответствие уровня психического развития ребенка возрастным нормам; педагогическим - ЗУН не ниже требований программы.
Комплектование классов в основной школе осуществляется на основе уже имеющихся, возможна ротация по решению педагогического совета и по желанию родителей. По решению педагогического совета возможно разноуровневое комплектование классов с целью создания комфортных условий обучения для учащихся с низким уровнем развития ЗУН. В данных классах преподавание проводится также в объеме общеобразовательной программы.
Возможен дополнительный прием слабовидящих учащихся в классы основной школы по решению РПМПК и только при наличии вакантных мест в классах.
Порядок приема в 11 класс - заявительный.
Ориентировочный возраст учащихся - 17-19 лет.
Уровень готовности определяется качеством базовых знаний по предметам в объеме требований базового Федерального стандарта; определением уровня сформированности общеучебных умений, обеспечивающих самостоятельное решение познавательных и практических задач; выявлением желания и интереса к дальнейшему обучению.
Комплектование классов в средней школе осуществляется на основе уже имеющихся, возможна ротация по решению педагогического совета и по желанию родителей.
Школа работает по общеобразовательным программам, учебники соответствуют образовательному стандарту. Обучение ведется с опорой на коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, дифференцированные и здоровье сберегающие технологии и методики.
В РГОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии, кроме обучения детей с ОВЗ в специальных классах, представлены следующие организационные формы обучения:
- надомное обучение;
- дистанционное образование;
- индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися.
По окончании обучения ребенку выдается табель (дневник) общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
В школе дистанционное обучение, ориентированное на УМК «Школа России» проходят следующие учащиеся:
№ п/п |
ФИО ученика |
класс |
Дата рождения (число, месяц, год) |
Скорость сети Интернет в школе |
ФИО учителя-предметника, работающего с данным учеником |
1. |
Ильина Инесса Алексеевна |
1 |
22.12.2003 |
4 Мбит/с |
Никифорова Наталия Леонтьвна |
2. |
Иванов Никита Сергеевич |
3б |
06.12.2002 |
4 Мбит/с |
Михайлова Елена Иановна |
3. |
Петроградский Максим Владимирович |
4 |
26.04.2001 |
4 Мбит/с |
Александрова Нина Васильевна |
Начало 2006/2007 учебного года |
162 обучающихся |
Конец 2006/2007 учебного года |
163 обучающихся |
Начало 2007/2008 учебного года |
177 обучающихся |
Конец 2007/2008 учебного года |
177 обучающихся |
Начало 2008/2009 учебного года |
174 обучающихся |
Конец 2008/2009 учебного года |
174 обучающихся |
Начало 2009/2010 учебного года |
179 обучающихся |
Конец 2009/2010 учебного года |
181 обучающийся |
Начало 2010/2011 учебного года |
183 обучающихся |
Конец 2010/2011 учебного года |
183 обучающихся |
Учебный год |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Район |
Кол-во детей | |||
Алатырский р-н |
1 |
1 |
1 |
1 |
Аликовский р-н |
1 |
1 |
1 |
1 |
Батыревский р-н |
6 |
5 |
2 |
2 |
Вурнарский р-н |
4 |
4 |
6 |
7 |
Ибресинский р-н |
2 |
2 |
1 |
1 |
Канашский р-н |
11 |
10 |
8 |
8 |
Козловский р-н |
4 |
3 |
4 |
4 |
Комсомольский р-н |
1 |
1 |
1 |
1 |
Красноармейский р-н |
2 |
3 |
6 |
4 |
Красночетайский р-н |
2 |
3 |
3 |
4 |
Марспосадский р-н |
3 |
3 |
2 |
2 |
Моргаушский р-н |
9 |
9 |
7 |
7 |
г.Новочебоксарск |
9 |
10 |
16 |
16 |
Урмарский р-н |
1 |
2 |
2 |
2 |
Цивильский р-н |
5 |
2 |
1 |
1 |
Чебоксарский р-н |
11 |
9 |
6 |
8 |
п. Кугеси |
1 |
1 |
1 |
1 |
г. Чебоксары |
87 |
90 |
100 |
103 |
п. Лапсары |
3 |
3 |
2 |
1 |
Шемуршинский р-н |
1 |
- |
- |
- |
Шумерлинский р-н |
2 |
2 |
2 |
2 |
Ядринский р-н |
6 |
5 |
5 |
4 |
Яльчикский р-н |
2 |
2 |
2 |
1 |
Янтиковский р-н |
3 |
3 |
2 |
2 |
Итого |
177 |
174 |
181 |
183 |
11 10 2014
12 стр.
11 10 2014
4 стр.
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся
04 09 2014
1 стр.
02 10 2014
3 стр.
11 10 2014
4 стр.
15 12 2014
1 стр.
Школа №38 имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности, прошла аттестацию и аккредитацию в 2009 году
01 10 2014
5 стр.
Ведение тетрадей по русскому языку учащимися школы с 1-ого по 12–й класс является обязательным
13 10 2014
1 стр.