Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Обучение общению. Формы и методы ведения дискуссии в классах с углубленным изучением английского языка.

Научить школьников общаться в условиях учебного процесса – задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. а научить вести дискуссию на определённую тему невозможно, если учащиеся не овладели более простыми формами устной речи: монологической (т. е. они должны уметь строить своё высказывание, соблюдая следующую логическую линию своего выступления: тезис, аргумент, ссылка-поддержка), диалогической ( т. е. они должны научиться взаимодействию в процессе беседы: уметь начать, закончить и поддержать беседу, т.е. объяснить ситуацию, предложить варианты к обсуждению, самостоятельно принять решение, реагировать на реплики собеседника ( выразить согласие, удивление, сожаление и т. д., а также восстановить беседу в случае сбоя и соблюдения очерёдности в обмене репликами.

Более того , общеизвестно, что изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке достаточно сложный процесс как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Знаем по собственному опыту, что во время выступления даже на родном языке сложно правильно структурировать речь, чётко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства, человек испытывает скованность, чувство неуверенности и сильно волнуется, что сказывается даже на его физическом состоянии. Не зря, наверное, появилась такая наука, как риторика.

Для формирования основных навыков ведения живой дискуссии на уроках иностранного языка мне кажется целесообразным использование особенно в старших классах такой педагогической технологии, как «Дебаты».

Прежде всего, дебаты развивают все четыре основных языковых коммуникативных навыка: аудирование, чтение, письмо и, конечно, говорение. На этапе подготовки ребята анализируют литературу, создавая опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные навыки. Непосредственно во время дебатов совершенствуются умения аудирования и говорения.

Я организую этот вид деятельности следующим образом. Тема дебатов объявляется заранее за два – три урока до игры. Деление на команды происходит непосредственно перед игрой. Способы разделения на команды:

1. Добровольный: в этом случае дети сами выбирают команду, учитель корректирует наличие равного количественного и качественного состава.

2. Авторитарный: учитель делит детей, исходя из формальных признаков – команда девочек/ мальчиков, ученики, занимающие первые и вторые ряды, или деление происходит по указанию учителя, но исходя из уровня знаний учащихся, психологических взаимоотношений детей.

3.Случайный: я обычно использую в этом случае жеребьёвку. Ребята вытягивают карточки со знаками (+) или (-), складывают две части разрезанных картинок, те, у кого картинки совпали оказываются в разных командах.

На начальном этапе организации данного вида деятельности учёт участия каждой команды и каждого игрока в отдельности можно вести, вручая жетон за каждую произнесенную реплику. В дальнейшем организуем судейскую коллегию. Она ведёт протокол игры, подсчитывает баллы, следит за регламентом, объявляет результат. На первом этапе эти функции может выполнять учитель или ученики более старшего класса. В оценке учитывается логика высказываний, полнота доказательств, убедительность ссылок – поддержек, точное соблюдение регламента.

В дальнейшей работе в роли судей (три человека) выступают ученики этого класса. Первый судья отслеживает правильность схемы выступления: тезис, аргумент, ссылка – поддержка, второй оценивает непосредственно парирование соперника и вопросы, третий судья – итоговое выступление третьего спикера команды.

Итак, тема объявлена, команды разделены. ( В каждой команде должно быть 3 спикера). Дебаты начинаются.

Первой выступает утверждающая команда. Спикер 1 начинает своё выступление с оглашения темы, проводит тезис, аргумент, поддерживающий данный тезис, и украшает речь подготовленными ссылками – поддержками, которые иллюстрируют его доказательства. На выступление спикера отводится две минуты, по истечении времени судьи прерывают спикера. За каждый проиллюстрированный аргумент выступающий получает два балла.

Затем слово переходит к соперникам – команде отрицания. Им даётся две минуты на парирование, критику реплик команды утверждения. За удачное парирование добавляется одно очко. Если парировать и реагировать спонтанно команда отрицания не хочет или не может, она получает две минуты для выступления по той же схеме, как и команда утверждения.

Через две минуты смена очерёдности команд. Уже команда утверждения может в течение двух минут критиковать соперника. Общее время для оглашения своих позиций – десять минут на каждую команду.

Затем каждой команде даётся пять минут для корректировки своих позиций. Цель – выявить слабые места в позиции противника и задать вопросы, требующие разъяснения и доказательств.

Далее каждая команда «атакует» вопросами команду соперника. Заданный объективный вопрос оценивается в один балл, доказательный ответ – один балл. Выступают с вопросами и ответами спикеры 2. Заключительный этап представляют спикеры 3 . В течение одной минуты с заключительной речью, в которой используются домашние заготовки ( схемы, таблицы, поговорки, изречения) – это речь – воззвание, речь – финальный аккорд, где подводится итог сказанному и ещё раз озвучиваются позиции. Баллы за выступление – от одного до трёх каждому спикеру. Команды благодарят друг друга и ждут решения судейства.

Завершение игры – выступление судей. Задача судейства – оценить полноту и ценность аргументации, быстроту и качество языкового реагирования в парировании. Количество и глубину вопросов, а также в последнем выступлении третьих спикеров оценить красоту и действенность публичного выступления, содержательность и манеру исполнения. Судьи ведут подробный протокол, фиксируют все выступления, делают качественный анализ, исключая повторяемость в аргументах и ответах, объявляют результаты. Споры с решением судей, переигрывание не допускаются.

Примерные темы дебатов:

1. Чтобы хорошо отдохнуть, нужно ехать за границу.

2. Быть знаменитым – это всегда прекрасно.

3. Спорт меняет человека и делает его лучше.

4. Моя школа – самая лучшая школа в городе.

5.Лето лучшее время для каникул.

6.Окружающая среда важнее наследственности.

7.Сегодня на телевидении слишком много насилия.

8.Экзамены не нужны, и их надо отменить.

9. Перенаселение – не такая серьёзная проблема, как мы думаем.

10. Детство – самое счастливое время жизни.

ХОД ИГРЫ.

Первый раунд.

Команда утверждения (+)

Команда отрицания (-)

Чтобы хорошо отдохнуть, следует ехать за границу.

Чтобы хорошо отдохнуть, не следует ехать за границу.

Спикер У-1.

-We say: Go abroad if you want to have a good rest. When you go abroad, you can see new places, new sights. For example, in Russia you can`t find pyramids or go hunting in the jungle.



Спикер О-1

  • Нет реплики парирования на данное высказывание.

-Travelling abroad is a way to get new knowledge and information, because the guide will tell you many interesting things on the excursions.

-You can knowledge and information if you stay in Russia. You can read books, watch TV, work with the Internet.

-You can speak English or some other foreign languages and you will make much progress because in Russia it is impossible to speak to native speakers, or it seldom happens.

-On the contrary. If you don`t know languages well, it will be difficult for you to make new friends, you will misunderstand people and they will deceive you.

-Travelling abroad you`ll see wonderful palaces, new places, museums, cathedrals. According to the statistics a lot of people visit Rome, Paris, Delhi because all these countries are famous for their sights and tourists go there again and again.

-Нет реплики парирования на данный аргумент.

-You can try exotic food and it`s a good way to enlarge your tastes. Each country is rich in it`s dishes, and when we speak about spaghetti, we think of Italy, the eastern dishes are spicy and so on.

-You will communicate with different people and make new friends. The more friends you have, the better.




-But you can get sick, because this food is unusual for your stomach. In Russia you can go to any restaurant where the national of some country is served. By the way, do you remember that A. Malakhov got ill when he was on tour in Africa?

Было высказано 6 аргументов. Аргумент второй и четвёртый идентичны. Тождественные аргументы не принимаются. Итого 5 высказываний по 2 балла за каждое.

Было высказано 3 реплики парирования на аргументы соперника. Итого 3 реплики по одному баллу за каждое.

Команда утверждения – 10 баллов.

Команда отрицания – 3 балла.

Второй раунд.

Команда утверждения

Команда отрицания

Спикер У-1

Нет реплики парирования



Спикер О-1

- Stay in your country, because in foreign countries they have no respect for you. Tourist agents cheat our tourists. You can see on TV that our tourists have to pay much money when they stay in dirty cheap hotels.

-Travelling abroad is rather expensive. Here is an advertisement from the local newspaper. For example, France is 1500 euro a week.

-Some places are polluted, they are overcrowded.

-In our country you try usual food, speak your own language, meet your close people. Nothing shocking. Doctors say that a sudden or an extreme change of surroundings is dangerous for health.

-Our country is rich in sights. Go to Moscow, St Petersburg, the Black Sea, the Caucases. Each place is unique.

-It`s dangerous to go abroad. We are afraid of terrorists.




Третий раунд. Раунд перекрёстных вопросов.

Команда утверждения

Команда отрицания

Спикер У-2

-say that travelling abroad is very expensive. Do you know the price of the tourist tour in Russia? Compare it with the foreign one.



Спикер О-2

-We know that the prices in Russia are rather high. But in Russia you can complain, you are not short of time.



-Ecological situation in Russia isn`t nice. The Volga is very polluted. What places would you recommend to visit?

-Living in Russia you get used to the air you breathe and to the water you drink. In my region you can go fishing and boating everywhere.

-Is it difficult to have friends from abroad if you stay in your own country?

-It isn`t difficult, but if you have a friend from another country, you can letters to each other.


Четвёртый раунд. Выступление спикеров команд – финальная речь.

Команда утверждения

Команда отрицания

Спикер У-3

- Don`t miss an opportunity to visit different countries. Travelling changes your life. Per aspera ad astra! Explore the world and make your life interesting.



Спикер О-3

-Stay in your country and remember “East or West home is best”. There are people who you can rely on. Discover your own country. There is no place like home.



Выступление судей: анализ результатов.

Команда утверждения.

Утверждения (аргумент+ссылка). Спикер 1

5 x 2 =10

Реплики в парировании. Спикер 1

0

Вопросы и ответы. Спикер 2

3 x 1 =3

Финальная речь. Спикер3

2

Итого

15 баллов

Команда отрицания.

Утверждения (аргумент+ссылка). Спикер 1

6 x 2 = 12

Реплики в парировании. Спикер 2

3 x1 = 3

Вопросы и ответы. Спикер 2

1

Финальная речь. Спикер 3

2

Итого

18 баллов

У команды отрицания слабым местом оказался раунд перекрёстных вопросов. У команды утверждения отсутствовала спонтанная реакция на высказывания соперника в первом раунде. Победитель – команда отрицания.

В процессе обучения иностранному языку продуктивны и другие формы дебатов: экспресс – дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, «скоростные» дебаты, мини – дебаты и т. д.



Экспресс- дебаты - это дебаты, подготовка к которым сведена к минимуму. Они проводятся на основе материала учебника или раздаточного материала.

«Скоростные» дебаты или мини – дебаты «один – на - один», где каждый участник имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема. которая делится на составляющие. При каждой мини – проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров ( по две минуты каждый) и их вопросы друг другу, выводы каждого спикера фиксируются письменно и затем обсуждаются группой.

Главное значение данной формы работы заключается в том, что дебаты являются средством формализации дискуссии. Это особо важно в процессе изучения иностранного языка, т. к. разговорные темы чаще, чем на других предметах затрагивают личность ученика. Учащиеся часто испытывают затруднения перед ситуацией или просто не хотят высказывать мысли, касающиеся своей личной жизни. Средством преодоления такой ситуации становится формализация дискуссии, т.е. перевод её в русло дебатов. Кроме того дебаты приучают школьников к адекватному употреблению языковых клише в публичных выступлениях. В итоге, дебаты – это эффективный подход к подготовке учащихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку и хорошая мотивация учеников к самостоятельному изучению иностранного языка и применению его в коммуникативных ситуациях.

Литература:

1. Единый государственный экзамен по английскому языку: технология подготовки. Материалы курсов повышения квалификации преподавателей английского языка в Коломенском педагогическом институте в декабре 2007 года. Преподаватель Елена Клековкина.

2. Попова О. Ю. Психологический аспект обучения публичным выступлениям на иностранном языке. / / Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. – Волгоград, 2005г., стр. 257 – 262

3. Щеколдина А. В. Интерактивность как неотъемлемый компонент дискуссии и результат сформированности дискуссионных умений. – Вогоград, 2005, стр. 333 -337



4. Advanced Discussions from A to Z. CUP? 2001.

Обучение общению. Формы и методы ведения дискуссии в классах с углубленным изучением английского языка
79.31kb.

11 10 2014
1 стр.


Сценарий подготовили: учитель английского языка, учитель методист В. А. Вересока, библиотекарь дсш №11 Л. В. Шаврова

Донцкая специализованная школа І – ІІІ ступеней №11 с углубленным изучением английского языка

147.78kb.

18 12 2014
1 стр.


Разработка урока биологии «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

Учитель биологии гоу сош №35 с углубленным изучением английского языка Василеостровского административного района Санкт-Петербурга

75.95kb.

16 12 2014
1 стр.


Аналитическая справка по итогам государственной итоговой аттестации в формате егэ и гиа учащимися мбоу «сош №33 с углубленным изучением английского языка»

Цель написания справки: определение уровня подготовленности учащихся и профессионального уровня педагогов, работающих в выпускных классах

210.21kb.

08 10 2014
1 стр.


Сборник упражнений по всем разделам английской грамматики. Упражнения основаны на несложной лексике. Они содержат достаточно материала для запоминания основных грамматических форм и выработки навыков их применения

Предназначен для учащихся V—ix классов школ с базовым уровнем изучения английского языка и школ с углубленным изучением английского языка

4565.3kb.

07 10 2014
40 стр.


Программа развития гоу сош с углубленным изучением английского языка

Создание в школе образовательного пространства, способствующего здоровьесбережению и формированию личной успешности обучающихся в обществе на основе интеллектуальной и духовно – нр

776.79kb.

12 09 2014
5 стр.


3. Учебно-методический комплекс «Мозаика» для 8 класса школ с углубленным изучением немецкого языка тема: Freunde, Freundschaft und Einsamkeit, Freundschaftszeichen Сроки изучения темы ноябрь

Учебно-методический комплекс «Мозаика» для 8 класса школ с углубленным изучением немецкого языка

274.64kb.

14 12 2014
1 стр.


Правила поведения для учащихся моу сош №1 с углублённым изучением английского языка I. Общие положения

Правила для обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1

125.86kb.

27 09 2014
1 стр.