Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Занятие 4-5.

Тема: «Омонимы в каламбурах. Омофония и омофоны»
Если связь между значениями слов утрачивается, образуются новые слова, обозначающие разные понятия, т. е. о м о н и м ы.

Омоним – от гр. оmо – одинаковый и оnоma/onyma – имя.

Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Например: жать хлеб серпом. Вспомните примеры со словом жать. Жать серпом – значит срезать колосья, стебли, а не сжимать, давить. Смысл слова совершенно изменился. Здесь звуковое совпадение слов. Значит, это омонимы.

Иногда омонимы появляются в результате заимствования слов из других языков. Например: балка (брус) – заимствовано из немецкого языка и балка (овраг) – исконно русское слово.

Различают омонимы полные и частичные. Полные лексические омонимы (о них речь шла выше) представляют слова одной и той же части речи и совпадают во всех основных грамматических формах.

Частичная (или неполная) омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах.

Признаками омонимии обладают также:

омоформы – совпадение только отдельной формы слов: лечу (от лечить) – лечу (от летать); мой ( притяжат. местоимение) – мой (повелит. наклонение глагола от мыть);

омографы – графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения; иногда в связи с тем, что не всегда употребляются точки на ё: поем – поём; полет – полёт; а´тлас – атла´с.

омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису (С. Маршак.);
Если слово или группа слов звучит одинаково с другим словом, другой группой слов или с частью такой группы, то такое явление называется омофонией, а созвучные фрагменты текста омофонами.

Каламбур – от фр. сalembour – игра слов, основанная на сходстве при различном смысле.

Каламбурная рифма – один из видов составной рифмы, образованной сочетанием слов.

Омонимы, омофоны, омоформы нередко используются в загадках, скороговорках, каламбурах, стихах для создания яркого образа.



Задание 1.

Придумайте предложение с омонимичными значениями указанных слов: лавки, брак, рысь.


Задание 2.

Определите, какие явления омонимии присутствуют в данных отрывках:

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл; сошлись кормила;

Закатный луч был странно кос.



(В. Брюсов)

Найдется пусть управа.

Он делал злонамеренно.

А значит злонамеренно,

И на него у права

Найдется пусть управа.


Порочный взлет.

Взлетел высоко парень

И стал высокопарен.

Взлетел высоко мерин

И стал высокомерен.

(Я. Козловский)

Задание 3.

Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов.





  1. Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,-

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

(А. Шибаев.)
2. Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были? – У лисички!

- Что вы ели там? –

Лисички!

(А. Шибаев.)



3. Поэт издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.



(М. Цветаева.)

4. Защитник вольности и прав

В сем случае совсем не прав.

(А. Пушкин.)

5. Вы, щенки, за мной ступайте!

Будет вам по калачу.

Да смотрите ж, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. Пушкин.)

6. Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть!-

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

(Я. Козловский.)

7. «Все перемелется – будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?



Нет, лучше мукой!

(М. Цветаева.)

Домашнее задание:

  1. Попытайтесь подобрать из художественной литературы подобные примеры (не менее трех).

  2. Попытайтесь сочинить подобные примеры.

Омонимы в каламбурах. Омофония и омофоны

Если связь между значениями слов утрачивается, образуются новые слова, обозначающие разные понятия, т е о м о н и м ы

30.54kb.

15 09 2014
1 стр.


Цель: познакомить учащихся с понятием омонимы

Здравствуйте! Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием омонимы. Цель урока-знать, что такое омонимы, научиться отличать омонимы от многозначных слов, ознакомиться с понятиями ом

55.29kb.

15 09 2014
1 стр.


Вопрос Межъязыковые омонимы и паронимы

Омонимы — слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению

14.56kb.

15 09 2014
1 стр.


Некоторые омографы и омонимы русского языка
94.08kb.

15 09 2014
1 стр.


Двойники, но не братья. Омонимы Слайд 1

Оборудование: компьютер с мультимедиапроектором и экраном¸ индивидуальные опорные таблицы¸ карточки с разноуровневыми заданиями, толковые словари, рисунки

150.43kb.

15 09 2014
1 стр.


Лексика. Культура речи

Повторить с учащимися лексические понятия: синонимы, антонимы, омонимы, многозначные, однозначные слова, переносное значение слова

70.42kb.

14 10 2014
1 стр.


Задания отборочного тура игры «Самый умный» Укажите омонимы

Образное определение, выраженное преимущественно прилагательным, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения – это

36.39kb.

27 09 2014
1 стр.


Конспект урока русского языка в 5 классе «Омонимы». Учитель русского языка и литературы Климанова Е. А. 2008-2009 уч год

Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем «переносными»

65.5kb.

16 12 2014
1 стр.