Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

19 век. Развитие понятий культуры и понятий.

Кант считал, что культура тесно связано с понятием место в человека в этом мире, а также с понятием … Культура это смысловое измерение человеческой деятельности. Человеческая история начинается тогда, когда человек выходит из естественного состояния и становится нравственным существом. Конец человеческой истории это когда все люди будут жить согласно категорическому императиву.



Категорический императив.

  1. Поступай по отношению к каждому человеку так, как ты хотел бы это видеть в качестве всеобщего закона поведения.

  2. Относись к человечеству и в своем лице и в лице другого человека только как к цели и никогда не относись к нему как к средству.

Кант подразделяет культура на два вида это культура умения и культура воспитания. Культура воспитания способствует выработать у человека цели деятельности, выбрать эти цели. Культура умения позволяет выработать средства для достижения этих целей.

По мнению Канта, искусства и науки делают человека более цивилизованным, но не культурным. Цивилизация, по мнению Канта, основывается не на свободе, а на формальной дисциплине, которая регламентирует жизнь индивидов в обществе.

И. Шеленг исходил из того, что мир природы и мир культуры, по своей сути два различных мира. Мир культуры это мир человека, в котором божественное проявляется по мерам законодательства, вероисповеданием, науки и искусства.

Мир культуры это мир философских, религиозных и эстетических ценностей. Наиболее точную картину действительности для человека дает искусство, потому что в произведениях искусства соединяется объективное и субъективное.

Искусство, по мнению Шеленга, это чудо которое должно нас уверить в абсолютной реальности высшего бытия. Наука не обладает теми возможностями проникновения в сущность вещей, которые есть у искусства.

Искусство это не просто отражение природы, искусство отражает то, что неподвержено изменениям, оно отражает неделимую сущность абсолюта.

Природа в своих отдельных проявлениях может быть безобразна, произведение же искусства отмечено же гениальностью автора.

По мнению Шеленга – Миф это наиболее всеобщая универсальная форма мыли, теснейшим образом связанная с жизнедеятельностью человека. В мифе соединены импульс и поступок, вера и знания, реальность и вымысел. Мифология возникает вместе с народом в качестве сознания народа индивида. Миф предвосхищает религию.

По мнению Гегеля, культура это внутренний присущий момент абсолютного, который обладает своей бесконечной ценностью. Погружение в мир культуры, означает для Гегеля приобщение к абсолюту. Гегель подразделяет культуру на высокую и низкую. Высокая культура связана, прежде всего, с переходом народа от морали к нравственности. Переход к высокой культуре Гегель также связывал к переходу к гражданскому обществу и политическому государству.

В религиозном аспекте, высокая культура характеризуется монотеизмом.

Низкая культура свойственна, прежде всего, кочевым народам. Которые еще не дошли до понимания политического государства. В религиозном аспекте нижняя культура, чаще всего встречается у народов, у которых политеизм. Также подразделяет культуру на практическую и теоретическую.


  1. Теоретическая Культура подразумевает, что у человека есть широкий кругозор. Человек привык жить согласно предписанию разума. Его представления и знания способны постоянно меняться.

  2. Практическая культура приобретается в процессе трудовой деятельности, она состоит в привычки к занятиям вообще.

Гегель также выдвинул учения о расовых различиях и национальном характере. По его мнению существует два рода факторов которые обусловливают психологические и ментальные различия народов и рас.

Первому роду факторов Гегель относил место развития этноса: климатические условия и ландшафт. Для северных народов обстановка зимы обусловливает самовлюбленность, сосредоточение сил, предрасположенность к семейной жизни, к почитанию родного дома. Климат определяет также и внешний облик, у Кавказской расы (европейской) – есть своеобразие в строении головы и психики.

Северные народы уравновешены, не проявляют своих эмоций, в то время как южным народам свойственна импульсивность, чувственность, эмоциональность.

Южные народы легко привыкают к перемене мест. Легко переходят от состояния в состояние.

Гегель приходит к выводу, что различие человеческих рас, это, прежде всего, природное различие. Ко второй группе факторов Гегель относил факторы социо-культурного порядка, это тип религии, систему моральных норм, правовую систему общества, а так же представления о прекрасном и безобразном.

Принципом европейского духа, по мнению Гегеля, является разум, достигший своего самосознания.

Во второй половине 19 века сложились три основных понятия культуры и цивилизации, которые оказали большое влияние на последующий период развития. Это, прежде всего, марксизм, это неокантианство и психоаналитическая концепция (основоположником её был Фрейд).

В домарксистской традиции, культура трактовалась как духовное творчество людей. Согласно теории Маркса и Энгельса, культура охватывает всю область общественной деятельности людей. К фактам культуры можно отнести не только произведения изобразительного искусства, литературы и музыки, но и орудия труда, вещи, предметы повседневного обихода, а также систему связей и отношений, которая складывается в условиях конкретного общества. Культура это область развития человека, область, где разворачивается его полное существование. Таким образом, марксизм трактует культуру в наиболее широком смысле слова. Мир культуры, это мир самого человека.

Марксистская концепция культуры может быть названа трудовой или деятельностной. Культура создаётся в процессе трудовой деятельности, она подразделяется на материальную и духовную. Материальная имеет первостепенную важность, духовная появляется в обществе в тот период, когда появляются излишки продуктов.

Труд также подразделяется на умственный и физический. В первобытном обществе, как считал Маркс, разделения труда нет. По мере развития человеческого общества, разница между умственным и физическим трудом увеличивается. Когда возникнет материально-физическая база, эта разница исчезнет (при коммунизме).

Производство также подразделяется на материальное и духовное. Духовное осуществляется в сфере политики, в законах, морали, религии, науках. Духовное производство отличается от материального прежде всего тем, что продукты духовного производства определяются их уникальностью. Культура создаётся в рамках обеих типов производства, правда не всегда материальное благополучие общества ведёт к созданию выдающихся произведений духовного производства.

Культура рассматривалась Марксом, как результат общественного производства.



Неокантианство.

Проблемами культуры больше занималась Баденская школа, это, прежде всего, Виндельбанд и Риккерт.

Виндельбанд выводит понятие культуры из понятия ценности. Ценность это трансцендентальная сущность (не познаваемая на опыте), совокупность которых образует особый мир, существующий на ряду с бытием и сознанием. В основе культуры как процесса лежит деятельность обусловленная ценностями. Такие понятия как истина, добро, красота, святость это универсальные исторические абсолюты.

Философия должна проследить, как развертывается культура в пространстве и времени.

Риккерт считал, что культура это совокупность объектов связанных общезначимыми ценностями, и хранимых ради этих ценностей. По мнению Риккерта, природа и культура это два непохожих мира. Природа это совокупность всего того, что возникло само собой, имеет свои законы развития. Культура это то, что непосредственно создано человеком. Культура развивается в зависимости от ценностей, которые вкладываются в творчество.

Принципиально по методу отличаются естественные науки и науки об обществе. Если для естественных наук главное описание явления, и объяснение причинно-следственных связей, то для общественных наук важнее оценка их с позиции определённой ценности.

По мнению Риккерта, сфера культуры это сфера смыслов и значений, где цепь исторических фактов представлена как череда взаимосвязей, не в силу их причинно-следственной обусловленности, а в силу того, что они ценности, отобранные на основе одного подхода.

Риккерт разводил понятие ценности и оценки. Оценивать, по его мнению, это высказывать похвалу или порицание. Оценка производится на основе понимания определённой ценности.

В неокантианстве мир ценностей это, по сути, мир культуры, ибо культура не может существовать вне ценностных смыслов и значений.

Российское понимание «культуры» и «цивилизации»

Н.Я. Данилевский «О культуре и цивилизации».

По мнению Данилевского, сам смысл слова «Европа» не географический, а культурно-исторический. Европа это – германо-романская цивилизация. Если рассматривать в этом аспекте, то Россия к Европе не принадлежит. Таким образом, цивилизация, согласно Данилевскому, это культурно-исторический тип развития. Всего, по мнению Данилевского, существовало 10 или 12 цивилизаций.


  1. Египетская

  2. Китайская

  3. Оссирийско-Вавилоно-Финикийская или Древнесеметическая

  4. Индийская

  5. Иранская (Персидская)

  6. Еврейская

  7. Греческая

  8. Римская

  9. Аравийская или Новосеметический

  10. Германо-Романская

Он считал, что к этим 10 можно добавить 2 американских, но плохо знал их.

Россия собственной цивилизации не создала, но со временем такой тип может возникнуть (Славянская цивилизация).

Данилевский сформулировал закон развития цивилизаций:


  1. Цивилизацию может сформировать семейство народов, с близким, или одним языком общения.

  2. Для возникновения цивилизации необходим политический суверенитет народа.

  3. Начала цивилизации одного типа, не передаются народам другого типа. Возможно только определённое влияние чуждых цивилизаций.

  4. Цивилизация достигает полноты и богатства, если разнообразны этнографические элементы её составляющие.

  5. Ход развития цивилизации можно сравнить с многолетним одноплодным растением, с неопределённо продолжительным периодом роста, и относительно коротким периодом цветения и плодоношения. Данный период навсегда истощает жизненную силу цивилизации.

Таким образом, по Данилевскому, цивилизация это раскрытие начал лежащих в особенностях духовной природы народов, под влиянием своеобразных внешних условий. Деятельность культурная в узком значении слова, это отношение человека к внешнему миру она включает в себя научную деятельность, эстетическую, техническую, политическую и общественно-экономическую. Прогресс это не привилегия Запада, застой это не прерогатива Востока.

Психоаналитическая концепция

Основоположником был психотерапевт Зигмунд Фрейд.

Его концепция культуры связана с понятием бессознательного. На начальном периоде развития человечества, люди не понимали где добро, а где зло. Культура зарождается тогда, когда в обществе появляются запреты.

У человечества на первом этапе господствовал принцип наслаждения, но реалии жизни вытеснили его также в сферу бессознательного. У каждого человека изначально присутствует влечение к наслаждению и жизни (Эрос). И влечение к смерти и страданиям (Танатос).

Культуру Фрейд понимал как сумму человеческих достижений и социальных институций, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков, и служащих 2 целям: защите человека от природы, регулированию взаимоотношений между людьми.

Первыми культурными деяниями человечества было использование огня, постройка жилища, изобретение орудий труда. В ряду требований, которые предъявляет культура, особое место занимают чистоплотность, красота и порядок.

Другие основополагающие основы культуры это уважительное отношение к высшим формам психической деятельности, к интеллекту, к достижениям науки и искусства. В стране с высокой культурой необходимо должна быть развита философия, должна существовать интенсивная религиозная жизнь. Ещё одним важнейшим требованием культуры, является требование справедливости, это требование помогает обуздывать первичные инстинкты.

Фрейд считал, что развитие культуры не приводит к увеличению индивидуальной свободы. Индивидуальная свобода это не достижение культуры, более того, свобода моет быть враждебна основам культуры, особенно когда требует для себя свободы неукрощенная личность. Развитие культуры не ведёт и к совершенствованию человека, не ведёт к счастливой жизни. Счастливая жизнь, по пониманию огромного большинства людей, это удовлетворение своих потребностей, удовлетворение принципа наслаждения. И в этом смысле культура не помогает наслаждению воцариться в умах человечества.

Карл Густав Юнг долгое время был последователем Фрейда.

Юнг считал, что не у каждого человека есть комплексы и неврозы, соответственно не каждый человек живёт индивидуальным бессознательным. Также считал что Эрос и Танатос не определяющие инстинкты жизнедеятельности человека.



Культура понималась Юнгом более иррационально. Базисом культуры, по его мнению, являются архетипы родового бессознательного. Культура зарождается из мифа, по мнению Юнга, культуры можно разделить по психологическому типу. Западная культура это экстравертивная культура. Культура Востока интровертивная культура.

Западную культуру Юнг называет «Фаустовской цивилизацией» нельзя, чтобы её ценности навязывались другим народам потому, что у других народов другой менталитет, другое восприятие жизни. В западной культуре нет ярко выраженного духовного начала, и в этом смысле она значительно уступает культуре востока. Западная культура менее обращена к душе потому, что душа западного человека не очень чиста.

<предыдущая страница


Основные понятия онтологии

К важнейшим понятиям антологии следует отнести также движение. Общее определение движению логически дать невозможно, но можно дать определение каждому из видов движения. Наиболее т

604.55kb.

30 09 2014
5 стр.


Статья Основные понятия в настоящем законе используются следующие основные понятия

Закон Республики Молдова №407-xvi от 21 декабря 2006 года

731kb.

14 12 2014
3 стр.


Артемьева И. Л., Высоцкий В. Н., Рештаненко Н. В. Модель онтологии предметной области

Также описывается структура модульной онтологии и ее модели. Приводятся три модуля онтологии и ее модели, описывающие электронное строение и элементный состав органических соединен

307.93kb.

01 09 2014
1 стр.


Лекция №2, Знания и умения профессионального археолога. Общие сведения об археологии: основные понятия. Методы

Основные понятия – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой

311.08kb.

13 10 2014
1 стр.


С 01. 07. 2012 вступают в силу изменения статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»

«Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 22. 11. 1995 №171-фз «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта

23.35kb.

01 10 2014
1 стр.


Программа вступительного экзамена в магистратуру направление 250400

Основные понятия и определения транспорта и его видов. Дорога и её основные элементы

41.62kb.

14 10 2014
1 стр.


1 управление удаленными базами данных в системе oracle 1 Основные понятия и термины 1 Типы пользователей 3

Рассмотрим основные понятия и термины, используемые в системе Oracle системе управления распределенными базами данных, разработанной фирмой Oracle Corporation

344.24kb.

11 09 2014
1 стр.


«Основные исторические понятия» Райнхарта Козеллека для российской историографии Работа по переводу избранных статей фундаментального труда «Основные исторические понятия. Исторический словарь социально-политического языка в Германии»

Они исходили из убежденности в том, что этот труд жизненно необходим для российских историков-практиков, причем работающих как в русле социальной истории, так и в других направлени

27.6kb.

17 12 2014
1 стр.