Перейти на главную страницу
Термин онтология введен в оборот греческим ученым Р. Гокленусом, первоначально этот термин означал раздел метафизики, которая занималась определением сущего, как такового. Проблемы же бытия на самом деле были поставлены значительно раньше
.
Наиболее древним вопросом бытия был вопрос о устройстве нашего мира. Впервые его постановку можно заметить в священных книгах разных народов, в частности – Ведов (Индия).
Школа атомистов (Левкип и Демокрит) считала что мир состоит из подобных себе мельчайших частиц – атомов (атомы - это субстанция всего сущего). Интересную картину мира нарисовал Платон. Он считал, что наш мир - бледная копия лучшего из миров - мира идей. Платон считал, что тела имеют геометрическую основу, а душа числовую.
Аристотель, как и Платон, считал, что начало мира - высший разум, но сущность вещи не может быть вне самой вещи. Аристотель выделял первую и вторую сущность (индивидуум и род). Аристотель считал, что в основе устройства мира лежит принцип строгого детерминизма (это направление в научном познании, согласно которому все явления имеют свою причину. (Индотерменизм - противоположное направление). Теория Именации говорит о том, что само присутствие бога рождает бытие. Материя - сама низшая форма бытия.
Средние века
В Европе и Азии господствовали религиозные теории. Согласно Мусульманским и Христианским воззрениям бог является творцом мира, но сам является вне этого мира. В эпоху Возрождения появились пантеистические взгляды на мир, согласно которым бог активно присутствует в нашем мире, бог есть во всем.
На рубеже эпохи возрождения и нового времени, Бобс высказывал идею, что онтология - это естествознание. В новое время Декарт выделил 2 мира - это мир действующих причин, и мир разумных субстанций. Под первым он понимал материальный мир, под вторым - "царство целей". По его мнению субстанции почти равноправны (материальная и духовная), но организующая роль принадлежит разумной субстанции. Человек - соединение двух субстанций.
Немецкий ученый нового времени Лейбниц, считал, что материя не может быть субстанцией, потому, что она протяженна, и не делима, субстанция же должна быть простой. Поэтому в качестве субстанций он выделял монады - духовную основу вещей. Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием стремлением. Физически монады друг с другом не взаимодействуют, но образуют наш мир. Кант называл носителем бытия вещь в себе. Трансцендентальный – внеопытный (внеопытная форма познания).
У Фихте бытие - условие действия, наш мир - разделяется на «Я», и «Не я». «Я» противопоставляет себе «Не я», бог - это мировой моральный порядок. «Я» обозначает познающего субъекта, а «Не я» - окружающий мир. «Я» имеет непосредственную связь с богом, с абсолютом. Вещи в себе по мнению Фихте не существует, так как человек посредством сознания может проникать в сущность вещей.
Шеленг - считал, что система природы - это вместе с тем система нашего духа. Природа - это «застывший разум в бытии». Соответственно материя – «оцепеневший дух». Объективный мир - это поэзия примитивная, и пока не осознающая свое духовное начало. У мира есть два начала - бессознательное, и сознательное. Бог - это реальная сущность не имеющая ничего до, и вне себя.
Гегель считал что реальное и действительно - это не субстанция, а субъект, мысль и дух. Дух в самопорождении создает и преодолевает собственную определенность становясь бесконечным. Дух как процесс последовательно создает нечто определенное, а значит и отрицательное. Дух воплощается в вечно меняющихся формах.
Первая форма - бытие в себе. Вторая - инобытие или бытие для другого. Третье - возвратное бытие в себе и для себя.
Шопенгауэр - это последний представитель немецкой классической философии. Он считал, что наш мир выступает в двух видах - как представление, или как независимая реальность, или воля. Воля - это то, что Кант называл вещью в себе, это всеединое, тождественное во всех явлениях первосущность. Воля - слепое бессознательное стремление. Волю нельзя рассматривать ни как божество, ни как мировую душу. Сама воля не имеет никакой причины, закон причинности на нее не действует, в то время как каждый волевой акт субъекта имеет свою причину. Материя, по мнению Шепенгауэра - это причинность, сущность материи это причина и действие. Бытие материи это и есть ее действие. Само существование материи предполагает существование пространства и времени.
Ницше - считал, что основное заблуждение человечества в том, что оно ищет сущее, а не исследует его изменение, и его причины. Кроме данных теорий в конце 19 века, под влиянием Канта, Шопенгауэра, и Ницше возникли новые школы, по иному формировавшие идею мироздания.
Коган отказался от Кантовского понятия "вещи в себе", заменив его принципом самоограничения опыта: "мы всегда ищем целое, а находим лишь частное". Пространство и время - это форма чувственности. Пространство - это условие внешне рядоположности феноменов. Время - это условие множественности феноменов.
2.Этические оценки.
3.Эстетические оценки.
Совокупность абсолютных оценок составляет нормальное, или всеобщее познание. Т.е. идеальный предел, к которому должно стремиться индивидуальное сознание. Совершенным был бы тот человек, чья деятельность соответствовала бы высшем оценкам. Этот человек был бы абсолютно свободной личностью, потому, что его поведение всегда определялось бы должным.
Свобода, согласно его воззрениям - это господство совести, и повиновение разуму. Основной принцип морали - выполняй свой долг. К высшим ценностям Виндельбанд относил истину, добро, благо, красоту, и святость. Высшие ценности имеют вне исторический характер. Ценности - это норма безусловного долженствования. В отличии от Маркса он считал, что ценности носят априорный характер. Религия возникает на почве противоречия между должным, и необходимым. Последней представитель данной школы - Генрих Риккерд.
Генрих Риккерд (теория неокантианства) был учеником Виндельбанда. Его теория - то, что происходит в сознании при переходе от чувственных знаний к понятиям, совершается в сфере знания, и осуществляется средствам самого сознания. Наука имеет дело с вторичным материалом познания, т.е. со знанием обработанным разумом. Познавать - значит судить, принимать, или отвергать, одобрять или упрекать.
Вывод: это подразумевает наличие у нас определенных ценностей, которые даны априорно (вне опыта). Науки Риккерд подразделял на науки о природе, и науки о культуре.
Основная проблема философии - отношение ценностей к действительности. Ценности не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов, они образуют совершенно самостоятельное царство, лежащие по ту сторону субъекта и объекта. "Ценности трансцендентальны (не зависят от чувств)".
Блага и оценки представляют собой соединение ценностей с действительностью. Философия должна начинать свое исследование с культурных благ, характерных для общества. В конце философского исследования мы должны понять систему ценностей, лежащую в основе культуры. Таким образом, философия будет истолковывать смысл жизни. Понятие о мире складываются из трех компонентов: действительности, ценности и смысла жизни. Риккерд выделял шесть сфер ценностей:
1.Логика - сфера ценностей истины
2.Эстетика - это сфера ценностей прекрасного.
3.Этика -это сфера морали.
4.Мистика - это сфера безличностной святости.
5.Мир любви - это сфера счастья и эротики.
6.Религия - сфера личностной святости.
В современно англоязычной, и особенно американской мысли господствуют такие философские теории как прагматизм, и инструментализм.
Прагматизм
Чарльз Пирс (1839-1914) - называл себя прагматистом. По его мнению, познание не интуитивно по природе, в нем нет априорных суждений, и заимствования, и здравого смысла. Познание - всегда исследование. Поиск истины начинается с сомнения. Сомнение раздражает и подталкивает человека к борьбе. В борьбе мы стремимся приобрести определенные верования, поскольку они определяют наши действия. Существует четыре метода фиксации верований:
1. Метод слепой приверженности.
2. Метод авторитета.
3. Априорный метод.
4. Научный метод.
2.Знак, взятый по отношению к предмету - это знак образ, индекс, символ.
3.Знак, взятый по отношению к интерпретатору - это любое категорическое суждение.
По мнению Пирса, существует три типа категории, которые он называет также модусы бытия:
2.Вторичность - это царство отношений.
Маркс рассматривал сознание, как деятельность центральной нервной системы, опосредованную общественно историческим развитием.
2. (Э) Имперический уровень познания, он предполагает моделирование жизненных ситуаций, с целью более глубокого изучения.
3. Теоретический уровень или мышления. Мышления складывается и двух составляющих: Рассудка и Разума. Непосредственный контакт с объектов не обязателен. Рассудок - врожденная способность к непосредственному интуитивному познанию, причинной связи между явлениями. Рассудком обладают все высокоорганизованные животные и люди. Разум - это врожденная способность к абстрактному познаю посредствам общих понятий. Наличие разума способствует появлению речи. Из всех живых существ разумом обладает только человек.
Способы познания:
1. Обыденное опознание. Это познание на личном опыте в течении жизни
2. Мифологическое познание - позволяет личностно растолковать систему мироздания, такое познание обыкновенно основано на интуиции.
3. Художественный способ, он подразумевает познание мира в процессе творчества.
4. Религиозный способ познания, основан на откровении, сверхчувственном знании, медитации.
5. Философский способ, он основан на научном знании. На интерпретации фактов и знаний.
Методы исследования
Методы исследования бывают общенаучными и честно научными.
Общенаучным теоретическим методам относится:
- сравнение (сопоставляет образы)
- анализ
- синтез (все существенное в единое)
- обобщение (к единому классу)
К общенаучным Эмпирическим методам, относится наблюдение, эксперимент и мониторинг.
Формами развития знания являются проблемы, гипотезы и теории.
Проблема - это сложный вопрос, для решения которого в надлежащее время нет достаточных условий. Прибавление необходимого условия ведет к сужению проблемы, удаление - к расширению.
Решить проблемы можно...
Проблемы нужно ставить своевременно. Проблема должна быть принципиально разрешимой.
Гипотеза это научно обоснованное предположение, о сущности или причинах определенных явлений процессов, объектов.
Гипотезы различаются по качеству и по количеству, по качеству гипотезы подразделяются на объяснительные и описательные; по количеству на единичные, частные и общие.
Объяснительная гипотеза высказывает обоснованное предположение о причинах возникновения явлений, процессов, объектов.
Описательные гипотезы высказывают обоснованное предположение об неизвестных свойствах объекта, явления, процесса.
Единичные гипотезы имеют своим предметом только один объект, процесс или явление.
Частные гипотезы говорят об определенных классах, явлений, процессов или объектов.
Общие гипотезы это предположение об закономерных связях в природе и в обществе.
Гипотезы нуждаются в доказывании и в экспериментальном подтверждении. Теория это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе объектов о сущности законов бытия. Проблема это наиболее простейшая форма развития знаний, а теория наиболее сложная.
Знание это внутренняя дифференцированная совокупность представлений, внутредифференцированная совокупность представлений о действительности. Знание может быть персептивны, и рациональным; Перцептивы - называются знание, которое мы получаем в своей практической деятельности. Основу персептивного знания составляет чувственное познание. Рациональное изменение это знание, закрепленное в понятиях мышления, оно может быть как научным, так и не научным. В ходе развития теории познания, выявилось три подхода. Которые формируют теории познаваемости мира.
1. Онтологическая эпистемология
Суть данного подхода в том, чтобы поняв устройства мира, мы могли бы его правильно познать. К онтологической эпистемологии относятся теории Платонов, Каран, Марксистская теория.
Переход к этой теории, заметен в трудах Декарта. Суть данного подхода в том, что знание должно стоится на твердых достоверных и безошибочных основаниях.
Воззрения Декарта свидетельствуют о его рационализме. Но существует не только рационалистический, но и эмпирический. К эмпирическому фундаментализму стоит отнести инструментализм и прагматизм.
Переход к 3 обозначился с Кантом, который считал что мысли без содержания пусты, созерцания без понятия слепы. Чувственное и рациональное знание дополняют друг друга. Перцептивное знание формирует первичное впечатление. Повседневное знание благодаря здравому смыслу позволяет нам формулировать концепции, это наивный реализм. Научные знания позволяют нам найти основу бытия. Таким образом, начиная с Канта, возник критический или научный реализм. К данному подходу из современных школ можно отнести феноменологию.
а) эстетические. (красиво, не красиво). - Артисты -
б) этико-юридические ценности (правильно, не правильно) - Законодатели -
в) спекулятивными ценности (истина, ложь) - Мудрец -
Шеллер считал, что в каждую эпоху сосуществует три формы знания.
2) Метафизическое знание. Отношение человека с истиной и миром ценностей. Метафизическое знание это формирующее знание. Строит мировоззрение человека.
3) Техническое знание. Позволяет человеку использовать природу и господствовать над ней.
Критерии истины
Критерии это то, что позволяет найти истины. Еще в древнее время существовали различные точки зрения относительно критериев истинны. Сенсуалисты отдавали приоритет чувственным критериям. Это были Эпикур, Локк. Все проверяется на практике - эмпиризм. К ним можно отнести францеских просветителей, таких как Гельвеций, Вольба. Рационализм - в древней Греции это Истоии, в новое время это Деггат. Кант покритиковал эту теорию.
Можно выделить различные теории фиксации истины.
Первая теория восходит к Аристотелю. Она получила название корреспондентной теории истины, от корреспонденции с латыни - соответствие.
По мнение Аристотеля - истина это адекватное отражение действительности. Отражение действительности без существенных искажений. Если это соответствует действительности - то это истина. Вторая теория истины носит название - когерентная теория истины. Согласно данной теории знание отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знания о мире в целом. Истина одна, все частные истины - ее составные элементы. (Когерентность - согласованность).
Сторонником данной теории был: Гегель Маркс.
Прагматическая теория истины - истинным является то знание, которое имеет благие последствия, для человеческой жизни, и которая может успешно применяться на практике. Сторонниками данной теории являются прагматисты, универсалисты (Пирс, Джемс, Дьюи).
Российская философия
Главные особенности Российской мировоззренческой мысли было то что научное мировоззрение в России сформировалось философия, в киевской и московской Руси формируется только лишь предфилософия (зачатки).
Правитель должен отвечать за своих подданных. Церковь должна играть в государстве социальную роль. Со всеми этими юридическими учениями нужно бороться.
В 17 веке было введено преподавание философии было введено в духовных училищах.
Постпетровскую эпоху и наука, и философия стали развиваться быстрыми темпами. Первым философом строго в смысле этого слова называют Григория Савичева Сковороду (1722-1794).
Сковороду называют «русским Сократом». В конце жизни он вел аскетический образ жизни. Занимался анализом научной работы и системным анализом. Он говорил - мир ловил меня, но не поймал. Все произведения сковороды написаны в форме диалога. Он был народником, сторонником исторического истолкования. Истину можно обрести только в боге, но нельзя отрицать и другие религии кроме христианства. Язычество является предверием истины. Познает человек мир 2мя способами. Во-первых, он познает поверхностного бытия.
Каждый человек является отражение своего сердца. В каждом человеке есть дух божий. Мир состоит из двух начал: видимого и не видимого. Видимое это материально начало. Бог есть во всем. Он является тайной пружиной всего происходящего. В нравственном плане человек должен бороться с собой, развивать духовное начало. Не мешать премудрости жившие в нас.
Сила познания едина и неразделима. Познание происходит постепенно по закону лестницы. Каждое новое поколение поднимается на каждый новый уровень познания. В тоже время познание не может проникнуть в сущность вещей. Мы не можем понять, что такое сила сама по себе, мы не знаем как действие следует из причины. Человек является родственником всего существующего, не только живой, но и не живой природы. Но человек является единственным существом на земле, которое понимает что такое добро и что такое зло.
Человек это существо сочувствующее и подражающее.
РОССИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 ВЕКА
Провиденциализм, представитель, Петр Яковлевич Чаадаев(1794-1856).
Сам Чаадаев считал себя крестьянским философом, но при этом указывал, что его религия не совпадает с религией священников, по его мнению, истина одна, на земле должно быть царство божие, вся история человечества, это построение царства божия на земле. Управляет всем в мире проведение, т.е. божья воля, благодаря божьей воле человечество движется к своей цели, но человек обладает свободой выбора, он может сам двигаться по дороге которую ему предначертал бог. В человеческом духе нет никакой истины, кроме той какую вложил в него бог. Если бы человек мог довести свою подчиненность божьей воле до полного упразднения своей свободы, то тогда бы человек слился с природой, в нем проснулось бы чувство мировой воли, глубокое сознание действительной причастности ко всему мирозданию.
Пророком православной культуры Зеньковский называл В.Н.Гоголя (1809-1852). По мнению Гоголя необходимо перестроить всю культуру России в духе православия, красоту и добро может соединить только религия.
По мнению Гоголя, воспитание молодежи должно происходить беспристрастном размышлении о долге, молодежи нужно больше читать, и должна знать свою религию. Человек должен любить ближних, Истина, сказанная в гневе – раздражает, а не примиряет.
Российское общество было расколото на 2 лагеря, по идеологическому принципу:
Также они считали, что любое общество проходит в своем развитии 3 стадии. Россия повторит те этапы развития, которые прошел запад.
Одним из старейших славянофилов считали Хомяков (1804-1860), он кончил МГУ физико-математический факультет. Он одним из первых высказал идею соборности.
По его мнению, это должно означать, что все граждане должны были объедены на одной идеологической почве. Такой почвой могла бы стать церковь. Церковь это не авторитет, церковь это истина. Истина не доступна для отдельного мышления, доступно только совокупности мышления, связанные любовь.
Несчастья людей происходят из-за потери «внутренней устроенности», когда человек не доверят своему разуму и не имеет цельности в духе. Разумом все управляется, но все в мире живет страсть.
Западное мышление чересчур рассудочно. Западные теоретики видят только одну сторону жизни. В католической церкви есть единство, но нет свободы. В протестантизме есть свобода, но нет единства.
Человек по своему духовному началу относится к одному из двух личностных типов.
Получил философское образование за границей. Слушал лекции Шеленга и Гейгеля.
По его мнению, человек это социальное существо, а добрые силы в одиночестве не растут. Рожь заглохнет меж сорных трав. Если человек будет предоставлен самому себе то он пойдет по духовной деградации. Индивидуализм ведет к рационализму, а затем к безбожию и материализму, а это духовная гибель человека. Нам необходима философия для развития нашего интеллекта, но при этом мышление должно быть верующим. Приобщение реальности происходит на личностном уровне в целом. Западная культура, по его мнению, предполагает просвещение, основанное на развитие распавшихся сил разума, и поэтому нравственно не воспитывает человека.
Источником нравственных начал для современного общества должна быть древняя Русь.
К важнейшим понятиям антологии следует отнести также движение. Общее определение движению логически дать невозможно, но можно дать определение каждому из видов движения. Наиболее т
30 09 2014
5 стр.
Закон Республики Молдова №407-xvi от 21 декабря 2006 года
14 12 2014
3 стр.
Также описывается структура модульной онтологии и ее модели. Приводятся три модуля онтологии и ее модели, описывающие электронное строение и элементный состав органических соединен
01 09 2014
1 стр.
Основные понятия – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой
13 10 2014
1 стр.
«Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 22. 11. 1995 №171-фз «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта
01 10 2014
1 стр.
Основные понятия и определения транспорта и его видов. Дорога и её основные элементы
14 10 2014
1 стр.
Рассмотрим основные понятия и термины, используемые в системе Oracle системе управления распределенными базами данных, разработанной фирмой Oracle Corporation
11 09 2014
1 стр.
Они исходили из убежденности в том, что этот труд жизненно необходим для российских историков-практиков, причем работающих как в русле социальной истории, так и в других направлени
17 12 2014
1 стр.