Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


УДК 371. 71. 76 : 378 На правах рукописи

САТТАРОВА АЛЬФИЯ ФАРИТОВНА

Педагогические условия формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования,

этнопедагогика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Республика Казахстан

Караганды, 2009

Работа выполнена в Актюбинском государственном университете им. К.Жубанова



Научный руководитель: доктор педагогических и

психологических наук, профессор



Калюжный А.А.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Аганина К.Ж.

кандидат педагогических наук, доцент



Омаров С.К.
Ведущая организация: Атырауский государственный

университет им. Х.Досмухамедова

Защита состоится «____»_________2009 г. в ____часов на заседании объединенного диссертационного совета ОД 14.50.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Карагандинском государственном университете им. Е.А.Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, Университетская, 28, главный корпус, поточная аудитория №1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова по адресу: 100028, г. Караганды, ул. Университетская, 28.


Автореферат разослан «__» ________________ 2009 г.



Ученый секретарь

объединенного

диссертационного совета Н.А.Минжанов



Введение
Актуальность исследования. Происходящие в Республике Казахстан политические, экономические, социальные радикальные преобразования воздействуют на сферу образования, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят перед необходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров.

В Законе РК «Об образовании» подчеркивается необходимость формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики, воспитания патриотов, с активной гражданской позицией, имеющих потребность участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознающих свои права и обязанности, нетерпимо относящихся к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям. Одной из важнейших составляющих педагогического процесса воспитания личности является формирование ее правовой культуры.

Изучению различных аспектов феномена «правовая культура» (сущности, содержания, функций, структуры и др.) посвящены исследования философов (С.А.Арыстамбаева, М.Т.Баймаханов, И.А.Ильин, Д.А.Керимов, Т.В.Мусулумова и др.), правоведов (А.У.Абдигалиев, Е.В.Аграновская, С.С.Алексеев, А.С.Ибраева, В.И.Каминская, В.В.Лазарев, Е.А.Лукашева, В.С.Нерсесянц, А.Р.Ратинов, В.П.Сальников, Н.Я.Соколов, З.Ч.Чикеева и др.), социологов (С.В.Боботов, А.Н.Булатова, Ю.И.Гревцев, З.Н.Исмагамбетова, В.П.Казимирчук, В.Н.Кудрявцев, Л.И.Спиридонов, Ф.Э.Шерега, В.А.Щегорцов и др.), психологов (И.Аминов, В.Л.Васильев, М.И.Еникеев, В.Я.Кикоть, Г.К.Пралиева, А.М.Столяренко, Ю.В.Чуфаровский, Г.Г.Шиханцов и др.).

Анализ исторических источников, труды А.Кунанбаева, Ч.Валиханова, Ш.Кудайбердиева, Ж.Аймаутова, А.Байтурсынова, М.Жумабаева, С.Садвакасова, С.Сейфуллина, а также исследования С.Б.Беликовой, Е.А.Певцовой, В.А.Рыбина, В.Е.Семенова, И.В.Суколенова свидетельствуют, что проблемам правового воспитания подрастающего поколения всегда придавалось большое значение.

По мнению ученых, правокультурная личность должна обладать глубокими знаниями правовых норм и принципов, уважать законы, уметь применять право в общественно полезных целях, быть готовой активно участвовать в укреплении законности и правопорядка. Однако реалии таковы, что уровень правовой культуры большинства граждан и, в первую очередь, молодежи, является чрезвычайно низким, что подтверждается правовой безграмотностью, неумением защитить свои права, отсутствием веры в торжество закона, неуважением к органам власти и правопорядка, ростом количества правонарушений и преступлений.

Поэтому вопрос о формировании личности с развитой правовой культурой считается одной из самых актуальных педагогических проблем. В этой области ведутся исследования по следующим направлениям: теоретико-методологические основы правового образования (Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Никитин, С.Б.Омарова, Е.А.Певцова, Е.А.Рассолова, Г.С.Сапаргалиев, Я.В.Соколов, Н.Г.Суворова, З.А.Шнекендорф и др.), формирование и развитие правосознания, правовой культуры молодежи в различных типах образовательных учреждений (О.Н.Богатикова, С.Н.Головин, Л.Б.Доржиева, С.Я.Ермолич, М.В.Кускова, Л.М.Матвиенко, Р.Н.Нариманов, О.А.Никитина, С.К.Омаров, А.К.Тогайбаева, И.Г.Федоренко, И.Д.Фрумин, С.И.Хмелевский, Н.И.Элиасберг, А.В.Якушин и др.); взаимосвязь правового воспитания с другими сторонами воспитания (Л.А.Байсеркеев, Т.К.Болеев, Г.Я.Гревцева, К.М.Жукешев, Л.Ю.Мастыкина, А.К.Мухтарова, А.К.Нургалиева, М.Б.Тленбаева, О.Г.Шапиева и др.), правовые аспекты педагогической запущенности, профилактики девиантного поведения несовершеннолетних (В.Г.Баженов, С.Н.Байжуминов, К.М.Бейсенбаев, С.Б.Беликова, В.В.Берман, М.М.Галимов, У.С.Джекабаев, А.И.Долгова, Б.А.Жетписбаев, Л.М.Зюбин, Л.К.Керимов, Г.М.Кожахметова, А.И.Кочетов, М.Г.Тайчинов, А.Н.Тесленко, В.В.Трифонов, Г.А.Уманов и др.).

Особый вклад в разработку теоретических идей и реализацию практического опыта в воспитательной деятельности учителя внесли отечественные ученые Б.А.Абдикаримов, Ш.А.Абдраман, Е.А.Абенова, А.Б.Абибуллаева, К.Ж.Аганина, Г.З.Адильгазинов, Е.В.Артыкбаева, К.М.Арынгазин, Г.К.Ахметова, Е.И.Бурдина, К.К.Жампеисова, Н.А.Завалко, З.А.Исаева, А.А.Калюжный, С.Т.Каргин, К.М.Кертаева, К.Ж.Кожахметова, Е.Ш.Козыбаев, С.З.Коканбаев, Г.М.Кусаинов, М.С.Малибекова, Н.А.Минжанов, Р.Б.Мухитова, Ж.Ж.Наурызбай, А.К.Нургалиева, Н.Э.Пфейфер, Б.Г.Сарсембаева, М.Н.Сарыбеков, А.П.Сейтешев, Ш.Т.Таубаева, Г.Тажигулова, К.С.Успанов, Н.Д.Хмель, Н.Н.Хан, Л.А.Шкутина и другие.

Большинство специалистов подчеркивает, что основное формирование правовой культуры личности происходит во время обучения в средней общеобразовательной школе.

Для нашего исследования особое значение имеют работы, рассматривающие различные аспекты правового воспитания школьников. Это исследования Е.А.Андреевой, Л.А.Байсеркеева, В.Г.Баженова, С.Н.Байжуминова, Е.В.Белоглазовой, О.Н.Богатиковой, Л.Н.Боголюбова, Т.К.Болеева, К.М.Жукешева, О.В.Заславской, М.В.Кусковой, Л.М.Матвиенко, А.К.Мухтаровой, А.Ф.Никитина, С.К.Омарова, Е.А.Певцовой, Е.А.Рассоловой, Г.С.Сапаргалиева, Я.В.Соколова, Н.Г.Суворовой и других.

Анализ научных работ показывает, что вопросы правового воспитания учащихся средних общеобразовательных школ достаточно широко и всесторонне исследованы. Вместе с тем, проблема формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы не была предметом специального изучения.

Актуальность обращения к проблеме формирования правовой культуры учащихся обусловлена также целым рядом социальных, экономических и педагогических факторов.

Поэтому возникла необходимость в разработке и применении целенаправленной, комплексной системы мер, ориентированной на решение объективно сложившегося противоречия между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и низкой результативностью процесса правового воспитания, между развитой нормативно-правовой базой по правовому воспитанию и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.

Данное противоречие и определило выбор темы настоящего исследования «Педагогические условия формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы», проблема которого заключается в определении педагогических условий формирования развитой правовой культуры учащихся.

Объект исследования: целостный педагогический процесс школы.

Предмет исследования: процесс формирования правовой культуры учащихся.

Целью исследования является теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий эффективного формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.

Гипотеза исследования: Если правовое воспитание осуществлять по разработанной модели в целостном педагогическом процессе школы, то это создаст эффективные условия для успешного формирования правовой культуры учащихся, так как школьники будут включены в правовоспитательные виды деятельности и отношений.

Основные задачи исследования:


  1. Раскрыть теоретическую сущность понятий «правовая культура личности учащегося», «правовое воспитание учащихся в целостном педагогическом процессе школы».

  2. Разработать теоретическую модель целостного педагогического процесса школы по формированию правовой культуры учащихся.

  3. Определить педагогические условия формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.

  4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.

  5. Обобщить и проанализировать результативность опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.

Ведущая идея исследования заключается в том, что формирование правовой культуры учащихся наиболее эффективно осуществляется в целостном педагогическом процессе школы.

Методологическая база исследования: философская теория познания, философско-педагогические идеи о социальной детерминированности педагогических явлений, теория личности, теория деятельности, теория целостного педагогического процесса, положения системного, гуманистического, аксиологического, акмеологического, личностно-ориентированного, деятельностного, отношенческого подходов.

В ходе исследования использован комплекс методов психолого-педагогических научных исследований: анализ философской, социологической, юридической, педагогической, психологической и методической литературы; изучение нормативных, методических и учебно-программных документов; проектирование, моделирование, прогнозирование систем и процессов образования; обобщение, систематизация, сравнение, типология различных моделей педагогических процессов; сопоставительный историко-методологический анализ; рейтинг; лонгитюдные методы обследования школ; педагогический эксперимент; наблюдение; анкетирование, интервьюирование, педагогическая экспертиза; математические методы статистической обработки данных исследования.



Источники исследования: законодательные акты, правительственные и нормативные документы, регламентирующие деятельность средних общих учебных заведений (Закон РК «Об образовании», Закон РК «О науке», Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», Государственная программа развития образования на 2005 –2010 годы», Концепция образования РК до 2015 года, Концепция 12-летнего среднего общего образования в РК, Концепция правовой политики РК, ГОСО, типовые учебные программы); монографии, концепции и материалы деятельности педагогов по исследуемой проблеме, опыт научно-педагогической работы соискателя.

Процедура и этапы исследования:

Первый этап (2004-2005 гг.) – поисково-теоретический, включал в себя анализ философской, педагогической, психологической, юридической, социологической литературы, диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме, изучение практического опыта общеобразовательных учреждений по правовому образованию и воспитанию. Проведенный анализ послужил основой для определения исходных позиций, формирования понятийного аппарата, гипотезы, задач, методологии и методов исследования.

Второй этап (2005-2007гг.) – опытно-экспериментальный, включал определение критериев, показателей и уровней сформированности правовой культуры личности учащегося; разработку теоретической модели целостного педагогического процесса по формированию правовой культуры учащихся; определение и экспериментальную проверку педагогических условий, позволяющих добиться эффективного формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.

Третий этап (2007-2008 гг.) – обобщающий, состоял в систематизации и интерпретации полученных материалов, обобщении теоретических и практических результатов исследования, оформлении диссертационной работы.

База исследования: средние общеобразовательные школы № 11, 17, 23, 26 г.Актобе. Работой было охвачено 963 учащихся и 78 учителей школ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

– раскрыта теоретическая сущность понятий «правовая культура личности учащегося», «правовое воспитание учащихся в целостном педагогическом процессе школы»;

– разработана теоретическая модель целостного педагогического процесса школы по формированию правовой культуры учащихся;

– определены педагогические условия формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы;

– экспериментально проверена эффективность педагогических условий формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы;

– обобщена и проанализирована результативность опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.



Практическая значимость исследования состоит в том, что научно обоснованные и экспериментально проверенные рекомендации по формированию правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы могут быть использованы в практике работы педагогических коллективов общеобразовательных школ:

    • программа специального курса «Основы правоведения» для учащихся 9 классов средних общеобразовательных школ;

    • учебное пособие «Рабочая тетрадь по предмету «Основы правоведения» для учащихся 9 классов средних общеобразовательных школ»;

    • программа специального курса «Проблемы формирования правовой культуры школьников» для учителей средних общеобразовательных школ;

    • программа специального курса «Проблемы формирования правовой культуры школьников» для родителей учащихся;

    • рекомендации по формированию нравственно-правового воспитывающего пространства школы.

Достоверность научных результатов исследования обеспечена теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позиций; соответствием применяемых теоретических, эмпирических и математических методов исследования, адекватных его предмету и задачам; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; позитивными изменениями в уровнях сформированности правовой культуры участников эксперимента.

На защиту выносятся:

1. Определение понятий «правовая культура личности учащегося», «правовое воспитание учащихся в целостном педагогическом процессе школы»;

2. Теоретическая модель целостного педагогического процесса школы по формированию правовой культуры учащихся;

3. Педагогические условия формирования правовой культуры учащихся и методика их реализации в целостном педагогическом процессе школы;

4. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.

5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.



Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены в практике воспитательной деятельности средних общеобразовательных школ № 11, 17, 23, 26 г.Актобе. Основные положения и выводы исследования освещались в статьях, тезисах и выступлениях на научно-практических международных (Алматы, 2005, 2008; Актобе, 2006, 2007, 2008; Кокшетау, 2006; Усть-Каменогорск, 2006; Караганды, 2007) и республиканских (Актобе, 2006, 2007; Алматы, 2007, 2008; Семипалатинск, 2007) конференциях, опубликованы в журнале «Білім», в Вестнике Карагандинского государственного университета им.Е.Букетова, серия «Педагогика», рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства оборазования и науки Республики Казахстан; обсуждались на заседаниях педагогических советов школ, участвующих в опытно-экспериментальной работе.

Структура диссертации определена логикой последовательного решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.

Во введении представлен научный аппарат исследования: обоснован выбор темы исследования, ее актуальность, определены цели и задачи исследования, сформулирована гипотеза исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выделены этапы проведения исследовательской работы, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первом разделе «Правовая культура учащихся как социально-педагогическая проблема» рассмотрены современные подходы к сущности понятий «правовая культура» и «правовое воспитание»; определяются понятия «правовая культура личности учащегося», «правовое воспитание учащихся в целостном педагогическом процессе школы»; определены структурные компоненты правовой культуры личности учащегося, критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры личности учащегося; разработана теоретическая модель целостного педагогического процесса школы по формированию правовой культуры учащихся.

Во втором разделе «Содержание специальной работы по формированию правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы» подробно изложены результаты изучения и анализ опыта работы школ по формированию правовой культуры учащихся; определены и апробированы педагогические условия целостного педагогического процесса школы по формированию правовой культуры учащихся; обобщены и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.

В заключении в обобщенном виде изложены основные результаты проведенного диссертационного исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу; намечены перспективы дальнейших научных изысканий по проблеме исследования.

В приложении представлены практические материалы исследования.

Основная часть
Правовая культура является одной из основных составляющих культуры общества. Ей свойственны качества, характеризующие культуру как общественное явление.

В исследованиях правоведов правовая культура рассматривается как интегративное понятие, включающее в себя правовую культуру общества и правовую культуру отдельной личности. Правовая культура общества характеризует качественное состояние правовой жизни социума: уровень развития законодательной базы; наличие системы законодательных, исполнительных и правоохранительных органов; степень исполнения требований правовых норм во всех сферах жизнедеятельности общества; отношение общества к законам, к их соблюдению, к поддержанию правопорядка и т.д. Правовая культура личности представлена совокупностью правовых знаний, взглядов, убеждений, установок, которые определяют отношение к правовой жизни общества, правовое поведение личности. Составными элементами правовой культуры выделяются правовое сознание и поведение.

В работах философов права объясняется процесс становления правового сознания, причины и условия его деформирования.

Представители правовой социологии характеризуют общий уровень правовой культуры общества, правокультурность отдельных слоев общества; настроения по отношению к праву, к органам правопорядка, к соблюдению правовых норм в повседневной жизни.

Рассмотрение психологических механизмов формирования и функционирования правосознания, влияния деформаций правосознания на поведение личности представлено в работах по юридической психологии.

В педагогических исследованиях конкретизируется содержание структурных компонентов правовой культуры личности, определяются цели, задачи, содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности по правовому воспитанию, методы оценки и критерии правовой воспитанности.

На основе изучения и анализа научной литературы нами были сделаны следующие выводы. Полагаем, что правовая культура личности учащегося – это правовая позиция, формирующаяся на основе имеющихся правовых знаний, представлений, взглядов, убеждений, интересов и идеалов, потребностей, мотивов, морально-волевых качеств, правовых умений, навыков и привычек, и выражающаяся в правовых отношениях учащегося к обществу, к коллективу, к другому человеку, к себе самому. Правовые отношения личности могут быть: полярными (позитивными и негативными) или индифферентными; направленными на общество и коллектив или эгоистичными; устойчивыми и неустойчивыми; активными и пассивными.

В структуре правовой культуры личности учащегося нами выделены находящиеся в тесном взаимодействии когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный компоненты. Целостность правовой культуры личности учащегося как единства правового сознания и поведения обеспечивается благодаря развитой морально-волевой саморегуляции.

Формирование правовой культуры личности происходит в процессе правовой социализации, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. На данный процесс оказывают влияние внутренние (биологические – наследственность, темперамент, характер, соматические заболевания) и внешние (социальные – государственный строй, политические, экономические и социальные отношения, правовая культура общества, ближайшее окружение и др.) факторы, а также потребности самой личности. Правовая социализация может быть стихийной и организованной. Специально организованный систематический процесс формирования правовой культуры личности называется правовым воспитанием. Одна из ведущих ролей в правовом воспитании личности принадлежит общеобразовательной школе.

Необходимо отметить большое количество педагогических исследований по изучению различных аспектов правового воспитания учащихся, разработанных авторских концепций правового обучения и правового воспитания школьников, учебников, учебных и методических пособий. Однако, по нашему мнению, недостаточно исследованной является проблема формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы.

Особое место в нашем исследовании нашли работы, посвященные изучению сущности и закономерностей организации целостного педагогического процесса (С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, М.А.Данилов, Б.Т.Лихачев, Ю.К.Бабанский, В.М.Коротов, Н.Д.Хмель, Н.Н.Хан, С.Т.Каргин); противоречий как движущей силы педагогического процесса (М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, М.Н.Алексеев, Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, Н.В.Кузьмина); компонентов целостного педагогического процесса (В.Е.Гмурман, В.С.Ильин, Б.Т.Лихачев, А.М.Столяренко, Н.Д.Хмель).

Полагаем, что правовое воспитание в целостном педагогическом процессе школы есть специально организованный, систематический, целенаправленный процесс, в котором при взаимодействии субъектов в различных видах правовоспитательной деятельности и правовых отношений осуществляется формирование правовой культуры учащихся. Целостность педагогического процесса школы по формированию правовой культуры учащихся обеспечивается благодаря тесному взаимодействию его структурных компонентов: субъектного, ценностно-ориентационного, организационно-деятельностного, отношенческого, диагностико-результативного. Каждый из данных компонентов, выполняя специфические функции, служит достижению общей цели.

Вышеизложенное позволило нам разработать теоретическую модель целостного педагогического процесса школы по формированию правовой культуры учащихся (рисунок 1).

К субъектам процесса правового воспитания учащихся относятся педагогический коллектив школы (администрация, учителя, работники вспомогательных служб), учащиеся, их родители, представители государственных и общественных организаций и учреждений.

Под целью правового воспитания понимается формирование устойчивых, позитивных, общественно направленных правовых отношений учащегося к


следующая страница>


Педагогические условия формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Педагогические условия формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы

448.93kb.

18 12 2014
3 стр.


Научно-педагогические основы формирования ответственности подростков в воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Павлодарского государственного педагогического института

394.45kb.

25 12 2014
2 стр.


Взаимодействие педагогических коллективов в целостном педагогическом процессе учебно-воспитательного комплекса «детский сад школа» 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алм

478.27kb.

18 12 2014
3 стр.


Психолого-педагогические основы воспитательной работы с осужденными 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

701.41kb.

25 12 2014
4 стр.


Педагогические взгляды А. А. Диваева 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. О. Ауезова

421.16kb.

25 12 2014
2 стр.


Развитие способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова

455.56kb.

25 12 2014
3 стр.


Формирование мотивации к успешному учению как условие развития одарённости учащихся 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алм

493.34kb.

23 09 2014
3 стр.


Особенности системы высшего образования США 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

465.82kb.

17 12 2014
3 стр.