Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3


УДК 371.12:[373.2+373.1 На правах рукописи

ИЛЬЯШЕВА КУЛЬСУН СЕЙТКЕРИМОВНА
Взаимодействие педагогических коллективов

в целостном педагогическом процессе

учебно-воспитательного комплекса «детский сад – школа»
13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и

образования, этнопедагогика


Автореферат
диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2009

Работа выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая


Научный руководитель кандидат педагогических наук

Тригубова Н.Н.


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Байсерке Л.А.


кандидат педагогических наук

Арзанбаева Б.О.


Ведущая организация: Жетысуский государственный

университет имени И. Жансугурова

Защита состоится 11 февраля 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, проспект Достык, 13, 2-ой этаж, конференц-зал

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Казыбек би, 30, 3 этаж

Автореферат разослан 8 января 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Н. Кошербаева




ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Процесс развития современной системы образования Республики Казахстан направлен на формирование преемственности, системности, целостности и непрерывности её структурных звеньев и ступеней образования. И главным условием для реализации требований современной системы образования в деятельности педагогических коллективов учебно-воспитательного комплекса «детский сад – школа» (УВК) является процесс интеграции усилий педагогических коллективов в целях обеспечения непрерывности и целостности образовательного пространства. УВК «детский сад – школа» имеет большие возможности в формировании единого педагогического пространства как главного условия в обеспечении гармоничного и всестороннего развития личности ребёнка. Отсюда вытекает необходимость формирования готовности педагогических коллективов УВК «детский сад – школа» к взаимодействию в целостном педагогическом процессе (ЦПП) как основного средства решения проблемы.

В современной философской литературе «взаимодействие» рассматривается как категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одного объектом другим. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности. В философии вопросы взаимодействия


нашли отражение в работах ученых: И.И. Жбанковой, Р.Т. Сарсенова, В.В. Орлова, Б.С. Украинцева, А.Г. Чусовитина, и других.

Взаимодействие в психологии рассматривается как процесс согласованных и активных действий субъектов, на что обратили внимание ученые: Н.Н. Обозов, В.А. Старовойт, Д.Н. Узнадзе, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.Б. Ольшанский и др.

В педагогике взаимодействие рассматривается как универсальная характеристика педагогического процесса. Взаимодействие разных ступеней системы образования представлено в работах ученых: А.М. Муханбетжановой, Р.Н. Наурызбаевой, Э.Е. Третьяковой, С.З. Тайбогарова, Л.Н. Ерохиной, Н.И. Малыгиной, Н.Д. Хмель, Н.Н. Тригубовой, Г.Б. Омаровой и других. Роль педагогического коллектива в организации и управлении ЦПП школы рассматривается в работах М.А. Данилова, Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, Л.Ю. Гордина, И.А. Лернер и других. Разные аспекты совершенствования теории и практики в реализации ЦПП системы непрерывного образования исследованы учеными-педагогами РК: Н.Д. Хмель, Г.Т. Хайруллиным, Г.К. Байдельдиновой, К.А. Жукеновой, Л.П. Илларионовой, Н.Н. Тригубовой и другими.

Проблема ЦПП продолжает своё развитие в науке и сегодня, подтверждением того являются работы ученых: С.Т. Каргина, Н.Н. Хан, В.Г. Александровой, А. Дюсуповой, Н.А. Завалко, С.М. Усманова, Ю.П. Правдина и других.

Проектирование и конструирование непрерывного образовательного пространства становится одним из приоритетов современной педагогической науки и практики. Пути повышения эффективности создания непрерывного образовательного пространства ищут педагоги всех стран мира, свидетельством чего являются работы: Т.Н. Дороновой, Л.А. Парамоновой, Е.Ю. Протасовой, М.Г. Сороковой, А. Калиевой, Ж.В. Малонга, Чжун Хуа, Я.М. Нейматова и других.

В соответствии с основными тенденциями развития современной образовательной политики в РК главной особенностью взаимодействия педагогических коллективов УВК «детский сад – школа» должно стать взаимодействие, направленное на достижение таких целей, как обучение, воспитание и развитие личности. В реалиях практической деятельности педагогами проблема «развития» зачастую как задача вообще не ставится, а подменяется вопросом о передаче знаний детям. О результатах такого подхода к проблеме подготовки детей в дошкольном звене и развивающегося при поступлении в школу процесса дезадаптации заявлено в исследованиях педагогов: В.Т. Кудрявцева, Г.Н. Кумариной;


психологов: С.Х. Бектенгалиевой и Н.К. Ядгаровой, Л.М. Костиной, Ш.Н. Закарьяновой, Д.К. Журавлёва и других. Влияние школьных проблем на здоровье ребёнка сегодня отражено в работах ученых: Р.А. Сулейменова, Г.Д. Хакимжанова, О.Ю. Хрипунова, И.А. Солецкая, М.Е. Зеленова, Е.Э. Петрова, Д.И. Дуйсенгалиев, В.Г. Васильев, Ж.К. Рысбекова и другие. Всё это отражает существование в современной системе образования дидактической доминанты, которая реализуется на практике и имеет свои психологические корни в индивидуальном и коллективном профессиональном сознании педагогов обеих ступеней, которые можно было изменить в процессе их взаимодействия.

Проведённые исследования ученых по организации взаимодействия педагогов в УВК «детский сад – школа» раскрывают лишь отдельные стороны совместной деятельности коллективов. А.М. Муханбетжанова исследует проблемы организации системы воспитательной работы в условиях сельского комплекса, Е.Е. Лунина рассматривает взаимодействие педагогических коллективов УВК «детский сад – школа» на основе валеологической направленности их совместной деятельности. Работа Р.А. Арыновой, Б.А. Каштековой, Т.М. Шепило решает физиологические аспекты вопроса в формировании здорового образа жизни детей в УВК «детский сад – школа». Научная работа И.В. Чупахи, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой направлена на разработку системы деятельности коллективов по реализации здоровье сберегающих технологий в УВК «начальная школа – детский сад».

Таким образом, несмотря на определенные достижения в системе «детский сад – школа», в настоящее время не разработаны теоретические, научно обоснованные методы организации взаимодействия педагогических коллективов смежных ступеней в ЦПП УВК «детский сад – школа». Поэтому возникла необходимость в проведении исследования, которое будет направлено на разрешение противоречия между объективной необходимостью формирования готовности педагогических коллективов УВК «детский сад – школа» к взаимодействию и организации их совместной деятельности в ЦПП как средству обеспечения преемственности и непрерывности ступеней системы образования и отсутствием теоретических, научно обоснованных методов его организации. Данное противоречие явилось основой к постановке проблемы нашего исследования: выявление условий, обеспечивающих взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа».

Актуальность проблемы, недостаточная разработанность в теории и практике, отсутствие научно обоснованных методов ее формирования и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Взаимодействие педагогических коллективов в целостном педагогическом процессе учебно-воспитательного комплекса «детский сад – школа».



Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка модели взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» как средства, обеспечивающего преемственность в педагогической деятельности структурных звеньев и процесса, формирующего единое педагогическое пространство для гармоничного развития ребенка.

Объектом исследования является целостный педагогический процесс УВК «детский сад – школа».

Предметом исследования является готовность педагогических коллективов УВК к взаимодействию в целостном педагогическом процессе УВК «детский сад – школа».

Гипотеза исследования. Если в процессе взаимодействия педагогических коллективов УВК «детский сад – школа» педагоги обеих подсистем будут подготовлены и включены в совместную деятельность, то это будет способствовать формированию единого педагогического пространства, в котором каждое звено сможет реализовать свою социальную роль, так как будут созданы условия для обеспечения преемственности и непрерывности ЦПП образовательного учреждения, что в свою очередь обеспечит гармоничное развитие личности ребёнка в период его пребывания.

Задачи исследования:

  • уточнить сущность и дать определения понятиям: «взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа», «единое педагогическое пространство (ЕПП) УВК «детский сад – школа», «готовность педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа»;

  • обосновать и разработать схему ЕПП УВК «детский сад – школа», модель готовности педагогических коллективов к взаимодействию, её критерии, показатели и возможные уровни, методику диагностики качества реализации взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа»;

  • выявить возможности УВК «детский сад – школа» и влияние ЕПП, сформированного в процессе взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП на гармоничное развитие ребенка;

  • разработать методику формирования готовности педагогических коллективов к взаимодействию, организации их совместной деятельности в ЦПП УВК «детский сад – школа» и проверить её эффективность в опытно-педагогической работе.

Ведущая идея исследования. Взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» есть процесс интеграции воспитательных сил, объединяющий преемственно структурные звенья образовательной системы в ЕПП и зависит от качественной и целенаправленной ее организации.

Теоретическая и методологическая основа исследования: положения философии о роли среды в развитии личности ребёнка, теория личности, теория ЦПП, теории деятельности, теория готовности, теория коллектива, идеи педагогики сотрудничества в педагогической практике.

Источники исследования: 1) труды философов, социологов, психологов, педагогов по проблеме исследования; 2) нормативно-правовые документы по развитию системы образования, программы, пособия по реализации непрерывности и преемственности в организации педагогического процесса ступеней системы образования.

Методы исследования: изучение, анализ и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме, мысленный эксперимент, моделирование, анализ педагогического опыта, наблюдение, беседа, ранжирование, тестирование, анкетирование, изучение результатов деятельности воспитанников УВК, изучение документации УВК «детский сад – школа», статистико-математические методы обработки данных исследования.

Процедура и этапы исследования:

1 этап (1997–1998 гг.) – определение теоретической базы исследования, изучение научной литературы с целью выявления современного состояния разработанности исследуемой проблемы. Разработка понятийного, научного аппарата исследования, теоретическое обоснование и формулировка понятий «взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа», «ЕПП УВК «детский сад – школа», «готовность педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа», разработка комплекса методов диагностики.

2 этап (1998–2004 гг.) – разработка схемы ЕПП УВК «детский сад – школа»; теоретической модели готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа», критериев, показателей, уровней. Разработка методики диагностирования взаимодействия коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа»; диагностика исходного состояния исследуемой готовности коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа».

3 этап (1998–2006 гг.) – определение педагогических условий для реализации разработанной модели формирования готовности коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа»; проведение опытно-педагогической работы (формирующий, корректирующий этапы), обработка полученных данных, анализа результатов исследования, формулирование выводов, разработка рекомендаций.

База исследования. Проведение опытно-педагогической работы осуществлялось в негосударственной школе «Руханият», в частной школе «Ақниет», в детском образовательном центре «Эрудит», государственном учреждении (ГУ) начальная гимназия – детский сад № 17 «Арман» (г. Семей), учебно-воспитательном центре (УВЦ) «Гаухар». Всего участников: 510 воспитанников УВК «детский сад – школа» (старшие, подготовительные группы, начальные классы), 95 педагогов, 715 родителей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  • Даны определения понятий «взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа», «ЕПП УВК «детский сад – школа», «готовность педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа», определены интегративные компоненты личности воспитанника УВК «детский сад – школа».

  • Обоснованы и разработаны: схема ЕПП УВК «детский сад – школа»,
    модель готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад.

  • Выявлены педагогические условия организации взаимодействия педагогических коллективов в ЕПП УВК «детский сад – школа».

  • Разработана методика пошагового формирования готовности педагогических коллективов к взаимодействию, выработана целостная система совместной их деятельности в ЦПП УВК «детский сад – школа».

Практическая значимость исследования: разработанные в ходе исследования схема единого педагогического пространства УВК, теоретическая модель готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа», методика пошагового формирования готовности коллективов к взаимодействию в ЦПП могут быть использованы в практике систем образования. Семинар-практикум «Научно-теоретическая подготовка педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа» и социально-психологический тренинг «Формирование психологической готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа» могут быть использованы в лекционных курсах, а также на семинарах, секциях, курсах переподготовки педагогических работников многоступенчатой системы образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  • понятие «взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» – процесс, формирующий ЕПП УВК и включающий в себя последовательные этапы развития: 1) формирование готовности педагогов к взаимодействию; 2) организацию целенаправленной совместной деятельности для формирования ЕПП УВК «детский сад – школа»; 3) определение результативности организованного процесса взаимодействия коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа»;

  • понятие «единое педагогическое пространство УВК «детский сад – школа» – главное условие для гармоничного развития ребёнка и обеспечения его безболезненного перехода из дошкольной ступени в начальное звено системы непрерывного образования»; схема ЕПП УВК «детский сад – школа»;

  • модель готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа» в совокупности мотивационного, содержательного, операционного и итогового компонентов, критерии, показатели и возможные уровни исследуемой готовности;

  • совокупность педагогических условий организации взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа»;

  • методика диагностики и формирования готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена исходными методологическими и теоретическими позициями. Также обеспечены адекватностью содержания опытно-педагогической работы научному аппарату исследования, применением комплекса методов, который адекватен предмету, цели, задачам исследования для решения исследовательских задач, подтверждением теоретических выводов, положений результатами опытно-педагогической работы и позитивными изменениями в гармоничном развитии личности детей в период пребывания в УВК «детский сад – школа».

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлены в ходе опытно-педагогической работы и представлены на педагогических советах, внутришкольных научно-практических конференциях, на заседаниях секции «Педагогика высшей школы» кафедры педагогики КазНПУ имени Абая; в сообщениях по основным аспектам исследования на международных научно-практических конференциях: «Психолого-педагогическое образование на современном этапе: реалии и перспективы» (Актобе, 2006); «ВУЗ XXI века: миссия, стратегия и тактика развития в новых экономических условиях» (Актобе, 2006); «Научное обеспечение функционирования 12-летнего образования» (Алматы, 2007); «Ауезовские чтения – 6»: «М. Ауезов – гений нового времени» (Шымкент, 2007); «Проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов в условиях перехода к 12-летнему образованию» (Семей, 2008); на Республиканской научно-практической конференции «Проблемы подготовки учителей 12-летней школы» (Алматы, 2008).

Внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялось также через публикации статей в периодических изданиях: «Вестник


КазНПУ имени Абая» (2004, № 3; 2005, № 2); «Вестник КазНУ имени аль-Фараби» (2006, № 2); «Вестник Семипалатинского государственного университета им. К. Шакарима» (2008, № 4).

Публикации. Основные результаты исследования получили отражение в 10 статьях, в том числе в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, содержащего 212 наименований. Работа иллюстрирована 32 таблицами, 43 рисунками и дополнена 28 приложениями.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, её актуальность. Здесь же формулируются противоречие и проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методологическая основа, новизна и практическая значимость, характеризуются этапы, база и методы исследования.

В первом разделе «Теоретические основы взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» раскрываются базовые понятия, которые определяют сущность, содержание, структуру взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа». Представлен анализ состояния исследуемой проблемы в научной литературе, который позволил уточнить ведущие понятия. Также обосновано и дано определение понятию: «ЕПП УВК «детский сад – школа», определены интегративные компоненты личности воспитанника УВК. Разработаны и представлены: схема ЕПП УВК «детский сад – школа», модель готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа». На основе разработанной модели выявляется исходное состояние исследуемой готовности.

Во втором разделе «Педагогические условия формирования готовности коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа» анализируются возможности структурных элементов управления как основных педагогических условий формирования готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа». Представлена разработанная методика пошагового формирования готовности педагогических коллективов к взаимодействию и целостная система совместной их деятельности в ЦПП УВК «детский сад – школа». Представлены результаты формирующего и корректирующего этапов исследуемой готовности педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа».

В заключение формируются выводы, рекомендации, определяются перспективы дальнейшего изучения проблемы по итогам теоретического исследования и результатам опытно-педагогической работы.

В приложении представлены материалы констатирующего, формирующего и корректирующего этапов исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Взаимодействие в философии характеризуется: а) как свойство всякой материальной системы; б) как специфическая форма связи материальных систем; в) как закономерный процесс, реализующийся между ними; г) как необходимый элемент всякой качественно отличной от него связи и всякого движения; д) как всеобщее и существенное свойство бытия. Взаимодействие обусловливает развитие объектов. Взаимодействие может выступать как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.



Социально-психологический аспект проблемы взаимодействия рассматривается в науке учеными в разных направлениях:1) вопросы развития личности в процессе взаимодействия с окружающими изучены Б.Г. Ананьевым, А.А. Бодалевым, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Э. Берном, Г.М. Андреевой, А.В. Петровским, А.В. Батаршевым, Е.И. Роговым и другими; 2) поиск и решение проблем человека в процессе взаимодействия с людьми посредством общения изучали: А.А. Леонтьев, С.В. Кондратьева, А.Б. Добрович, В.С. Грехнев, Б.Д. Парыгин, Л.В. Анпилова и другие; 3) вопросы взаимодействия людей в процессе совместной деятельности рассматривали: Н.В. Клюева, А.Л. Журавлёв, К.А. Абульханова-Славская, Я. Яноушек и Г.М. Андреева, В.А. Родионов и М.А. Ступницкая и другие; 4) взаимоотношения людей в коллективе исследователи: В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, В.В. Платонов, П.Г. Аникеева, Р.С. Немов, Ю.А. Фомин, Я.Л. Коломинский и другие. Основными характеристиками взаимодействия Н.Н. Обозов определяет: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Проблемы межличностных отношений, психологического климата в коллективе и вопросы эффективности групповой деятельности рассматриваются: Н.Н. Обозовым, К.К. Платоновым, В.Б. Ольшанским, Л.В. Анпиловой, Р.С. Немовым и другими.

В педагогической науке взаимодействие представлено очень широко и многогранно: от взаимодействия систем, различных институтов воспитания до межличностного взаимодействия. Взаимодействие в педагогической науке определено как личностный контакт воспитателя и воспитанников, имеющим следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Особое место в педагогической науке отводится проблеме взаимодействия в ЦПП. Роль взаимодействия в ЦПП определена в трудах ученых: П.Ф. Каптерева, Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина и И.Ф. Исаенко, Н.Д. Хмель, В.В. Краевского, Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко и других. В Казахстане ведутся активные исследования различных аспектов взаимодействия: Б.И. Муканова, А.А. Бейсенбаева, Н.Н. Хан, С.Т. Каргин и другие.

Анализ исследований по проблеме выявил отсутствие в научной литературе определения понятия «взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа». На основе проведённого теоретического анализа разработанности понятия «взаимодействие» в науке и прогнозирования процесса взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» мы предлагаем своё определение для раскрытия сущности базового понятия: «Взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» – это процесс их совместной деятельности, направленный на управление педагогическим процессом для формирования единого педагогического пространства как основного условия для гармоничного развития ребёнка в возрасте от одного года до десяти лет, основанного на принципах непрерывности и преемственности».

Основной целью взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» является создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка.

В нашем исследовании одним из базовых понятий, являющимся основным условием реализации поставленной выше цели, выступает понятие «единое педагогическое пространство». В педагогической науке разработаны такие категории как: 1) образовательное пространство (Н.Н. Шаховская, З.И. Береснёва, Г.П. Новикова; 2) воспитательное пространство (И.Д. Демакова, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко). В результате проведённого теоретического анализа нами разработано следующее определение, раскрывающее сущностную характеристику понятия: «Единое педагогическое пространство УВК «детский сад – школа» – это сложное интегративное образование, включающее в себя компоненты (методическое пространство, образовательное пространство, воспитательное пространство), очерченное территориальными и временными границами, имеющее определённое стратегическое направление развития, тактику достижения цели, которой является формирование благоприятных условий для гармоничного развития детей от одного года до десяти лет, построенное на принципах непрерывности и преемственности. Также нами разработана схема ЕПП УВК «детский сад – школа», включающая в себя методическое, образовательное и педагогическое пространства. На основе данной схемы ЕПП УВК «детский сад – школа» нами определены интегративные компоненты гармонично развивающейся личности в условиях ЕПП УВК «детский сад – школа» и разработано определение данного понятия: «Воспитанник УВК «детский сад – школа» – это физически здоровый, психологически благополучный, открытый для общения, устремлённый к познанию нового, социально активный, увлеченный творческой деятельностью участник ЦПП образовательного учреждения».

Наш теоретический анализ и практическая деятельность показали, что для успешной реализации взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК, необходимо обеспечить выполнение следующих педагогических условий:


  • Выработанная единая стратегия развития организации образования – УВК.

  • Целенаправленно организованная деятельность всех структурных элементов управления УВК «детский сад – школа» (административных, органов коллегиального самоуправления).

  • Сформированное единое ценностно-нормативное пространство УВК «детский сад – школа».

  • Распределение обязанностей и роли каждого звена образования УВК «детский сад – школа» с учетом возрастных особенностей воспитанников, основанных на принципах непрерывности и преемственности.

  • Выработка единых подходов к проблеме организации ЦПП УВК «детский сад – школа».

На основе теоретического анализа базового понятия «готовность» (А.Г. Асмолов, Ю.К. Васильев, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский, Н.Д. Хмель, Н.Н. Тригубова, Н.Д. Иванова, Н.Н. Хан, С.Т. Каргин и др.) нами разработано определение, раскрывающее сущность данного понятия, ориентированного на проблему исследования: «Готовность педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа» – это сложное интегративное образование, основанное на их совместной деятельности, включающее знания, умения и навыки, личностные и профессиональные качества педагогов, обеспечивающее непрерывность и преемственность в организации педагогического пространства для гармоничного развития ребёнка в возрасте от одного года до десяти лет». На основе сущностного содержания данного понятия нами разработана теоретическая модель готовности педагогических коллективов к взаимодействию (таблица 1), представляющая собой совокупность мотивационного, содержательного и операционного компонентов, с соответствующими им критериями и показателями с указанием комплекса методов диагностики.

Таблица 1 – Теоретическая модель готовности педагогических коллективов к взаимодействию в целостном педагогическом процессе учебно-воспитательного комплекса «детский сад – школа»




Компоненты

Критерии

Показатель

Метод

Уровень

высокий

достаточный

средний

низкий

Мотивационный

1.1. Целе-направленность

совместной деятельности педагогических коллективов УВК «детский сад – школа»



1.1.1. Единое понимание цели деятельности коллективами УВК «детский сад – школа»;

анкетирование,

ранжирование,

наблюдение,

изучение и анализ документации педагогов и администрации, индивидуальные и

групповые

беседы


+

+

-

-

1.1.2. Обеспеченность высокого уровня управления взаимодействием коллективов в организации единого педагогического пространства УВК «детский сад – школа»;

+

+

-

-

1.1.3. Взаимодействие всех уровней организационных структур при принятии и выполнении решений, совместная выработка стратегии развития деятельности УВК «детский сад – школа».

+

+

-

-

1.2. Мотиви-рованность

1.2.1. Личностная направленность педагогов УВК «детский сад – школа» на деловое сотрудничество;

тестовая методика (Р. Римская, С. Римский),

анкетирование (Т.В. Морозова, В.Г. Казанская)



+

+

-

-

1.2.2. Степень удовлетворённости педагогов участием в совместной деятельности.

+

+

+

-

1.3. Уровень сформированных систем отношений, существующих в коллективе УВК «детский сад – школа»

1.3.1. Психологический климат коллектива УВК «детский сад – школа»;

Опросник

экспресс-методики М.Ю. Шейнис,

тестирование,

методика

социально-психологической

самоаттестации коллектива (Р.С. Немов)



+

+

+

+

1.3.2. Организованность коллективов УВК «детский сад – школа»;

+

+

+

+

1.3.3. Информированность коллективов;

+

+

+

+

1.3.4. Сплоченность педагогического коллектива УВК «детский сад – школа»;

+

-

+

-

1.3.5. Открытость педагогических коллективов.

+

-

+

+

Продолжение таблицы 1


Компоненты

Критерии

Показатель

Метод

Уровень

высокий

достаточный

средний

низкий

Содержательный

2.1. Знание нормативно-правовой базы и путей совершенствования современной системы непрерывного образования в РК

2.1.1. Знание Закона «Об образовании» РК, Типовых Правил организации деятельности организаций образования, санитарно-гигиенических требований организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования.

тестирование на определение уровня знаний документов: о защите прав ребёнка, Закона «Об образовании» РК, Государственные

общеобязательные стандарты дошколь-ного воспитания и обучения, начального образования.



+

+

+

+

2.1.2. Знание Государственных стандартов, Программ воспитания и обучения дошкольной и начальной ступеней системы непрерывного образования РК;

+

+

-

-

2.2. Научно-теоретическая подготовка в общепедагогическом и конкретном плане

2.2.1. Знание возрастной и

педагогической психологии;



тестирование «Знаете ли вы теорию?» Г.М. Коджаспи-ровой, тестирование «Психологическая компетентность учителя» Л.Г. Федоренко, О.Б. Дарвиш, метод самооценки «Диагностика научно-теоретической подготовленности пед. коллективов»

+

+

-

-

2.2.2. Знание теории и технологии реализации ЦПП УВК «детский сад – школа».

+

+

-

-

Операционный

3.1. Умения и навыки педагогических коллективов в реализации основных функций

по управлению ЦПП УВК



3.1.1. Умение педагогов диагностировать (изучать, оценивать), состояние педагогического процесса как целостной системы во взаимосвязи всех компонентов;

посещение и анализ уроков (занятий), картограмма оценок умений учителя и ученика (П.И. Третьяков),

опрос-анкетирование (Ю.В. Атемаскина), анкетирование

(Т.В. Морозова).


+

+

+

-

3.1.2. Умение педагогов осуществлять корректировку педагогического процесса УВК «детский сад – школа»;

+

-

+

-

3.1.3. Умение педагогических коллективов координировать совместную деятельность в управлении ЦПП УВК (умение использовать педагогами различных форм и методов совместной деятельности в процессе непрерывного взаимодействия);

+

-

-

-

Продолжение таблицы 1


Компоненты

Критерии

Показатель

Метод

Уровень

высокий

достаточный

средний

низкий







3.1.4. Умение педагогических коллективов прогнозировать, моделировать развитие ЦПП УВК «детский сад – школа» (планирование перспективных задач, содержания, программы предстоящей работы, нацеленной на конкретный педагогический результат, опережающего характера в процессе совместной деятельности).




+

-

+

-

Итоговый

4.1. Обеспеченность высокого уровня эффективного взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа»

4.1.1. Высокий уровень взаимодействия педагогических коллективов в условиях единого методического пространства УВК «детский сад – школа»:

- согласованность, гармоничное сочетание членов коллектива УВК;

- организация оптимальной системы самоуправления: результативность работы МО по управлению ЦПП УВК как одного из ведущих элементов коллегиального управления ЦПП

(информационно-аналитическая,

мотивационно-целевая,

планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая,

регулятивно-коррекционная

деятельность);



анкетирование, ранжирование;

изучение и анализ документации педагогов, протоколов заседаний МО, анкетирование родителей (И.А. Колесникова, Н.М. Борытко), индивидуальные и групповые беседы с детьми, педагогами, психологами, медработниками, изучение и анализ продуктов деятельности детей.



+

+

-

-

4.1.2. Высокий уровень взаимодействия коллективов в условиях единого образовательного и воспитательного пространства:

- гармоничное развитие ребёнка в период пребывания его в УВК «детский сад – школа» и благоприятная адаптация при переходе из дошкольной ступени в начальное звено системы непрерывного образования.



+

+

-

-

Определены возможные уровни формирования искомой готовности: высокий, достаточный, средний и низкий.

Высокий уровень формирования готовности коллективов к взаимодействию характеризуется наличием всех признаков и показателей по критериям готовности.

Достаточный уровень готовности педагогических коллективов к взаимодействию характеризуется наличием в своей совместной деятельности до 65 % показателей, определённых в теоретической модели готовности.

Средний уровень готовности характеризуется наличием до 48 % показателей, определённых в теоретической модели. Положительными сторонами в жизни и деятельности педагогических коллективов здесь являются лишь социально-психологические аспекты.

Низкий уровень – взаимодействие  педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» почти отсутствует, за исключением отдельных контактов в общих организационных вопросах.

На основе разработанной нами модели была проведена диагностика по определению исходного уровня готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа». Результаты констатирующего этапа исследования показали, что преобладает низкий уровень готовности коллективов к взаимодействию.

На основании нашего теоретического анализа проблемы изучения возможностей структурных элементов управления УВК «детский сад – школа» нами разработана пошаговая методика формирования готовности коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа». Все этапы методики строго последовательны по своему содержанию и тесно взаимосвязаны между собой. Опытно-педагогическая работа, проведённая на основании пошаговой методики формирования готовности коллективов к взаимодействию в ЦПП, реализована в соответствии с поставленной целью и решением конкретных задач, при последовательном решении которых происходит непрерывный процесс формирования мотивационных, содержательных и операционных компонентов их готовности. Материалы констатирующего этапа легли в основу разработки формирования готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа».


следующая страница>


Взаимодействие педагогических коллективов в целостном педагогическом процессе учебно-воспитательного комплекса «детский сад школа» 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алм

478.27kb.

18 12 2014
3 стр.


Педагогические условия формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Педагогические условия формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы

448.93kb.

18 12 2014
3 стр.


Научно-теоретические основы эстетики педагогической деятельности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

«27» января 2010 г в 10-00 часов на заседании диссертационного совета д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национа

731.64kb.

25 12 2014
2 стр.


Формирование гражданского самосознания старшеклассников средствами гуманитарных предметов 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алм

401.6kb.

25 12 2014
3 стр.


Научно-педагогические основы формирования ответственности подростков в воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Павлодарского государственного педагогического института

394.45kb.

25 12 2014
2 стр.


Формирование мотивации к успешному учению как условие развития одарённости учащихся 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алм

493.34kb.

23 09 2014
3 стр.


Особенности системы высшего образования США 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

465.82kb.

17 12 2014
3 стр.


Психолого-педагогические основы воспитательной работы с осужденными 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

701.41kb.

25 12 2014
4 стр.