Перейти на главную страницу
образования, этнопедагогика
кандидата педагогических наук
Республика Казахстан
Алматы, 2009
Работа выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая
Тригубова Н.Н.
Байсерке Л.А.
Арзанбаева Б.О.
университет имени И. Жансугурова
Защита состоится 11 февраля 2009 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, проспект Достык, 13, 2-ой этаж, конференц-зал
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г. Алматы, ул. Казыбек би, 30, 3 этаж
Автореферат разослан 8 января 2009 года
Ученый секретарь
диссертационного совета А.Н. Кошербаева
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Процесс развития современной системы образования Республики Казахстан направлен на формирование преемственности, системности, целостности и непрерывности её структурных звеньев и ступеней образования. И главным условием для реализации требований современной системы образования в деятельности педагогических коллективов учебно-воспитательного комплекса «детский сад – школа» (УВК) является процесс интеграции усилий педагогических коллективов в целях обеспечения непрерывности и целостности образовательного пространства. УВК «детский сад – школа» имеет большие возможности в формировании единого педагогического пространства как главного условия в обеспечении гармоничного и всестороннего развития личности ребёнка. Отсюда вытекает необходимость формирования готовности педагогических коллективов УВК «детский сад – школа» к взаимодействию в целостном педагогическом процессе (ЦПП) как основного средства решения проблемы.
В современной философской литературе «взаимодействие» рассматривается как категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одного объектом другим. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности. В философии вопросы взаимодействия
Взаимодействие в психологии рассматривается как процесс согласованных и активных действий субъектов, на что обратили внимание ученые: Н.Н. Обозов, В.А. Старовойт, Д.Н. Узнадзе, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.Б. Ольшанский и др.
В педагогике взаимодействие рассматривается как универсальная характеристика педагогического процесса. Взаимодействие разных ступеней системы образования представлено в работах ученых: А.М. Муханбетжановой, Р.Н. Наурызбаевой, Э.Е. Третьяковой, С.З. Тайбогарова, Л.Н. Ерохиной, Н.И. Малыгиной, Н.Д. Хмель, Н.Н. Тригубовой, Г.Б. Омаровой и других. Роль педагогического коллектива в организации и управлении ЦПП школы рассматривается в работах М.А. Данилова, Ю.К. Бабанского, В.В. Краевского, Л.Ю. Гордина, И.А. Лернер и других. Разные аспекты совершенствования теории и практики в реализации ЦПП системы непрерывного образования исследованы учеными-педагогами РК: Н.Д. Хмель, Г.Т. Хайруллиным, Г.К. Байдельдиновой, К.А. Жукеновой, Л.П. Илларионовой, Н.Н. Тригубовой и другими.
Проблема ЦПП продолжает своё развитие в науке и сегодня, подтверждением того являются работы ученых: С.Т. Каргина, Н.Н. Хан, В.Г. Александровой, А. Дюсуповой, Н.А. Завалко, С.М. Усманова, Ю.П. Правдина и других.
Проектирование и конструирование непрерывного образовательного пространства становится одним из приоритетов современной педагогической науки и практики. Пути повышения эффективности создания непрерывного образовательного пространства ищут педагоги всех стран мира, свидетельством чего являются работы: Т.Н. Дороновой, Л.А. Парамоновой, Е.Ю. Протасовой, М.Г. Сороковой, А. Калиевой, Ж.В. Малонга, Чжун Хуа, Я.М. Нейматова и других.
В соответствии с основными тенденциями развития современной образовательной политики в РК главной особенностью взаимодействия педагогических коллективов УВК «детский сад – школа» должно стать взаимодействие, направленное на достижение таких целей, как обучение, воспитание и развитие личности. В реалиях практической деятельности педагогами проблема «развития» зачастую как задача вообще не ставится, а подменяется вопросом о передаче знаний детям. О результатах такого подхода к проблеме подготовки детей в дошкольном звене и развивающегося при поступлении в школу процесса дезадаптации заявлено в исследованиях педагогов: В.Т. Кудрявцева, Г.Н. Кумариной;
Проведённые исследования ученых по организации взаимодействия педагогов в УВК «детский сад – школа» раскрывают лишь отдельные стороны совместной деятельности коллективов. А.М. Муханбетжанова исследует проблемы организации системы воспитательной работы в условиях сельского комплекса, Е.Е. Лунина рассматривает взаимодействие педагогических коллективов УВК «детский сад – школа» на основе валеологической направленности их совместной деятельности. Работа Р.А. Арыновой, Б.А. Каштековой, Т.М. Шепило решает физиологические аспекты вопроса в формировании здорового образа жизни детей в УВК «детский сад – школа». Научная работа И.В. Чупахи, Е.З. Пужаевой, И.Ю. Соколовой направлена на разработку системы деятельности коллективов по реализации здоровье сберегающих технологий в УВК «начальная школа – детский сад».
Таким образом, несмотря на определенные достижения в системе «детский сад – школа», в настоящее время не разработаны теоретические, научно обоснованные методы организации взаимодействия педагогических коллективов смежных ступеней в ЦПП УВК «детский сад – школа». Поэтому возникла необходимость в проведении исследования, которое будет направлено на разрешение противоречия между объективной необходимостью формирования готовности педагогических коллективов УВК «детский сад – школа» к взаимодействию и организации их совместной деятельности в ЦПП как средству обеспечения преемственности и непрерывности ступеней системы образования и отсутствием теоретических, научно обоснованных методов его организации. Данное противоречие явилось основой к постановке проблемы нашего исследования: выявление условий, обеспечивающих взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа».
Актуальность проблемы, недостаточная разработанность в теории и практике, отсутствие научно обоснованных методов ее формирования и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Взаимодействие педагогических коллективов в целостном педагогическом процессе учебно-воспитательного комплекса «детский сад – школа».
Внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялось также через публикации статей в периодических изданиях: «Вестник
Взаимодействие в философии характеризуется: а) как свойство всякой материальной системы; б) как специфическая форма связи материальных систем; в) как закономерный процесс, реализующийся между ними; г) как необходимый элемент всякой качественно отличной от него связи и всякого движения; д) как всеобщее и существенное свойство бытия. Взаимодействие обусловливает развитие объектов. Взаимодействие может выступать как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности.
Анализ исследований по проблеме выявил отсутствие в научной литературе определения понятия «взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа». На основе проведённого теоретического анализа разработанности понятия «взаимодействие» в науке и прогнозирования процесса взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» мы предлагаем своё определение для раскрытия сущности базового понятия: «Взаимодействие педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» – это процесс их совместной деятельности, направленный на управление педагогическим процессом для формирования единого педагогического пространства как основного условия для гармоничного развития ребёнка в возрасте от одного года до десяти лет, основанного на принципах непрерывности и преемственности».
Основной целью взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» является создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка.
В нашем исследовании одним из базовых понятий, являющимся основным условием реализации поставленной выше цели, выступает понятие «единое педагогическое пространство». В педагогической науке разработаны такие категории как: 1) образовательное пространство (Н.Н. Шаховская, З.И. Береснёва, Г.П. Новикова; 2) воспитательное пространство (И.Д. Демакова, И.А. Колесникова, Н.М. Борытко). В результате проведённого теоретического анализа нами разработано следующее определение, раскрывающее сущностную характеристику понятия: «Единое педагогическое пространство УВК «детский сад – школа» – это сложное интегративное образование, включающее в себя компоненты (методическое пространство, образовательное пространство, воспитательное пространство), очерченное территориальными и временными границами, имеющее определённое стратегическое направление развития, тактику достижения цели, которой является формирование благоприятных условий для гармоничного развития детей от одного года до десяти лет, построенное на принципах непрерывности и преемственности. Также нами разработана схема ЕПП УВК «детский сад – школа», включающая в себя методическое, образовательное и педагогическое пространства. На основе данной схемы ЕПП УВК «детский сад – школа» нами определены интегративные компоненты гармонично развивающейся личности в условиях ЕПП УВК «детский сад – школа» и разработано определение данного понятия: «Воспитанник УВК «детский сад – школа» – это физически здоровый, психологически благополучный, открытый для общения, устремлённый к познанию нового, социально активный, увлеченный творческой деятельностью участник ЦПП образовательного учреждения».
Наш теоретический анализ и практическая деятельность показали, что для успешной реализации взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК, необходимо обеспечить выполнение следующих педагогических условий:
Таблица 1 – Теоретическая модель готовности педагогических коллективов к взаимодействию в целостном педагогическом процессе учебно-воспитательного комплекса «детский сад – школа»
Компоненты |
Критерии |
Показатель |
Метод |
Уровень | |||
высокий |
достаточный |
средний |
низкий | ||||
Мотивационный |
1.1. Целе-направленность совместной деятельности педагогических коллективов УВК «детский сад – школа» |
1.1.1. Единое понимание цели деятельности коллективами УВК «детский сад – школа»; |
анкетирование, ранжирование, наблюдение, изучение и анализ документации педагогов и администрации, индивидуальные и групповые беседы
|
+ |
+ |
- |
- |
1.1.2. Обеспеченность высокого уровня управления взаимодействием коллективов в организации единого педагогического пространства УВК «детский сад – школа»; |
+ |
+ |
- |
- | |||
1.1.3. Взаимодействие всех уровней организационных структур при принятии и выполнении решений, совместная выработка стратегии развития деятельности УВК «детский сад – школа». |
+ |
+ |
- |
- | |||
1.2. Мотиви-рованность |
1.2.1. Личностная направленность педагогов УВК «детский сад – школа» на деловое сотрудничество; |
тестовая методика (Р. Римская, С. Римский), анкетирование (Т.В. Морозова, В.Г. Казанская) |
+ |
+ |
- |
- | |
1.2.2. Степень удовлетворённости педагогов участием в совместной деятельности. |
+ |
+ |
+ |
- | |||
1.3. Уровень сформированных систем отношений, существующих в коллективе УВК «детский сад – школа» |
1.3.1. Психологический климат коллектива УВК «детский сад – школа»; |
Опросник экспресс-методики М.Ю. Шейнис, тестирование, методика социально-психологической самоаттестации коллектива (Р.С. Немов) |
+ |
+ |
+ |
+ | |
1.3.2. Организованность коллективов УВК «детский сад – школа»; |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
1.3.3. Информированность коллективов; |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
1.3.4. Сплоченность педагогического коллектива УВК «детский сад – школа»; |
+ |
- |
+ |
- | |||
1.3.5. Открытость педагогических коллективов. |
+ |
- |
+ |
+ |
Компоненты |
Критерии |
Показатель |
Метод |
Уровень | |||
высокий |
достаточный |
средний |
низкий | ||||
Содержательный |
2.1. Знание нормативно-правовой базы и путей совершенствования современной системы непрерывного образования в РК |
2.1.1. Знание Закона «Об образовании» РК, Типовых Правил организации деятельности организаций образования, санитарно-гигиенических требований организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования. |
тестирование на определение уровня знаний документов: о защите прав ребёнка, Закона «Об образовании» РК, Государственные общеобязательные стандарты дошколь-ного воспитания и обучения, начального образования. |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.1.2. Знание Государственных стандартов, Программ воспитания и обучения дошкольной и начальной ступеней системы непрерывного образования РК; |
+ |
+ |
- |
- | |||
2.2. Научно-теоретическая подготовка в общепедагогическом и конкретном плане |
2.2.1. Знание возрастной и педагогической психологии; |
тестирование «Знаете ли вы теорию?» Г.М. Коджаспи-ровой, тестирование «Психологическая компетентность учителя» Л.Г. Федоренко, О.Б. Дарвиш, метод самооценки «Диагностика научно-теоретической подготовленности пед. коллективов» |
+ |
+ |
- |
- | |
2.2.2. Знание теории и технологии реализации ЦПП УВК «детский сад – школа». |
+ |
+ |
- |
- | |||
Операционный |
3.1. Умения и навыки педагогических коллективов в реализации основных функций по управлению ЦПП УВК |
3.1.1. Умение педагогов диагностировать (изучать, оценивать), состояние педагогического процесса как целостной системы во взаимосвязи всех компонентов; |
посещение и анализ уроков (занятий), картограмма оценок умений учителя и ученика (П.И. Третьяков), опрос-анкетирование (Ю.В. Атемаскина), анкетирование (Т.В. Морозова).
|
+ |
+ |
+ |
- |
3.1.2. Умение педагогов осуществлять корректировку педагогического процесса УВК «детский сад – школа»; |
+ |
- |
+ |
- | |||
3.1.3. Умение педагогических коллективов координировать совместную деятельность в управлении ЦПП УВК (умение использовать педагогами различных форм и методов совместной деятельности в процессе непрерывного взаимодействия); |
+ |
- |
- |
- |
Компоненты |
Критерии |
Показатель |
Метод |
Уровень | |||
высокий |
достаточный |
средний |
низкий | ||||
|
|
3.1.4. Умение педагогических коллективов прогнозировать, моделировать развитие ЦПП УВК «детский сад – школа» (планирование перспективных задач, содержания, программы предстоящей работы, нацеленной на конкретный педагогический результат, опережающего характера в процессе совместной деятельности). |
|
+ |
- |
+ |
- |
Итоговый |
4.1. Обеспеченность высокого уровня эффективного взаимодействия педагогических коллективов в ЦПП УВК «детский сад – школа» |
4.1.1. Высокий уровень взаимодействия педагогических коллективов в условиях единого методического пространства УВК «детский сад – школа»: - согласованность, гармоничное сочетание членов коллектива УВК; - организация оптимальной системы самоуправления: результативность работы МО по управлению ЦПП УВК как одного из ведущих элементов коллегиального управления ЦПП (информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная деятельность); |
анкетирование, ранжирование; изучение и анализ документации педагогов, протоколов заседаний МО, анкетирование родителей (И.А. Колесникова, Н.М. Борытко), индивидуальные и групповые беседы с детьми, педагогами, психологами, медработниками, изучение и анализ продуктов деятельности детей. |
+ |
+ |
- |
- |
4.1.2. Высокий уровень взаимодействия коллективов в условиях единого образовательного и воспитательного пространства: - гармоничное развитие ребёнка в период пребывания его в УВК «детский сад – школа» и благоприятная адаптация при переходе из дошкольной ступени в начальное звено системы непрерывного образования. |
+ |
+ |
- |
- |
На основе разработанной нами модели была проведена диагностика по определению исходного уровня готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа». Результаты констатирующего этапа исследования показали, что преобладает низкий уровень готовности коллективов к взаимодействию.
На основании нашего теоретического анализа проблемы изучения возможностей структурных элементов управления УВК «детский сад – школа» нами разработана пошаговая методика формирования готовности коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа». Все этапы методики строго последовательны по своему содержанию и тесно взаимосвязаны между собой. Опытно-педагогическая работа, проведённая на основании пошаговой методики формирования готовности коллективов к взаимодействию в ЦПП, реализована в соответствии с поставленной целью и решением конкретных задач, при последовательном решении которых происходит непрерывный процесс формирования мотивационных, содержательных и операционных компонентов их готовности. Материалы констатирующего этапа легли в основу разработки формирования готовности педагогических коллективов к взаимодействию в ЦПП УВК «детский сад – школа».
Д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алм
18 12 2014
3 стр.
Педагогические условия формирования правовой культуры учащихся в целостном педагогическом процессе школы
18 12 2014
3 стр.
«27» января 2010 г в 10-00 часов на заседании диссертационного совета д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национа
25 12 2014
2 стр.
Д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алм
25 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Павлодарского государственного педагогического института
25 12 2014
2 стр.
Д 14. 05. 01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г. Алм
23 09 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
17 12 2014
3 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая
25 12 2014
4 стр.