Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3
Несторенко Татьяна Петровна,

кандидат экономических наук

Академия управления и информационных технологий «АРИУ»,

г.Бердянск


Пенсионная реформа в Украине и Польше: сравнительный анализ

и оценка перспектив
Пенсионное обеспечение является одним из основных элементов социальной политики государства. Пенсионные системы существуют почти во всех странах мира. При этом важную роль в пенсионном обеспечении принадлежит государству. Вместе с тем, пенсионные системы имеют существенные отличия, которые обуславливаются экономическими условиями, политической структурой, особенностями разделения ответственности между государственным и частным секторами, а также историческими традициями каждой страны. Поэтому невозможно определить универсальный подход к реформированию пенсионной системы.

Пенсионная система государства должна обеспечивать минимальные пенсии, адекватные черте бедности, размеры пенсий, соответствующие величине уплаченных взносов. Она должна быть финансово сбалансированной в краткосрочной и долгосрочной перспективе; администрирование пенсий должно быть эффективным относительно привлечения средств и выплаты пенсий, минимизации затрат и злоупотреблений. Пенсионное законодательство должно гарантировать стабильность системы, тогда удастся избежать нежелательных частых изменений. Действовавшая во времена административно-командной экономики в странах Восточной Европы пенсионная система не соответствовала перечисленным выше требованиям.

Пенсионная система, существовавшая в Польше до 1999 г., равно как и в Украине до 2004 г., в рыночных условиях показала свою несостоятельность. Это обусловило необходимость проведения пенсионной реформы в этих странах.

В Польше низкий возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), изменение возрастной структуры населения в сторону увеличения доли лиц преклонного возраста (табл.1) требовали увеличения расходов из пенсионного фонда.


Таблица 1

Возрастная структура населения Польши, %



Возраст

0-17 лет

18-64 лет (мужчины)

18-59 лет (женщины)



Свыше 65 лет (мужчины)

Свыше 60 лет (женщины)



1990

< 30,0

57,5

< 13

2002

22,0

< 63,0

> 15

По прогнозам Главного статистического управления Польши, в стране в 2030 г. по сравнению с 2002 г. снизится рождаемость и возрастет средний возраст жителей (с 37 до 45 лет) и эта тенденция сохранится в будущем (приложение 1). Будет наблюдаться уменьшение численности возрастной группы (16-24 года) с 6 млн. (2002 г.) до 4 млн. в 2015 г. и 3 млн. в 2030 г. Существенно изменится численность населения в репродуктивном возрасте (с 24 млн. в 2002 г. до 25 млн. в 2010 г. и 20,8 млн. в 2030 г.). Численность населения в послепродуктивном возрасте увеличится с 5,8 млн. (2002 г.) до 6,4 млн. (2010 г.) и 9,6 млн.(2030 г.). Все это приведет к увеличению показателя экономической нагрузки (число лиц непродуктивного возраста на 100 лиц в продуктивном возрасте) – с 60 до 72. Несоответствие размеров пенсий отчислениям в пенсионный фонд при действовавшей до 1999 г. пенсионной модели приводило к несоблюдению принципа социальной справедливости.

В Украине, как впрочем и в Польше, на последнее десятилетие ХХ столетия пришлось падение, вызванное так называемой демографической волной – последствием малого числа новорожденных в годы Второй мировой войны, усугубившееся экономическим кризисом 90-х гг. (табл.2), что привело к изменению демографической структуры населения.
Таблица 2

Возрастная структура населения Украины



Годы

В том числе в возрасте (%)

0-14 лет

15-24 лет

25-44 лет

45-64 лет

65 лет и старше

1990

21,3

13,6

28,6

24,1

12,4

1991

21,2

13,7

28,8

23,7

12,6

1992

21,0

13,9

28,9

23,3

12,9

1993

20,8

14,0

28,9

23,0

13,3

1994

20,5

14,2

28,7

23,0

13,6

1995

20,1

14,4

28,6

23,1

13,8

1996

19,8

14,4

28,7

23,2

13,9

1997

19,2

14,5

28,8

23,5

14,0

1998

18,5

14,7

28,9

24,0

13,9

1999

17,9

14,9

29,0

24,4

13,8

2000

17,2

15,1

29,1

24,6

14,0

2001

16,5

15,3

28,7

25,0

14,5

2002

15,8

15,6

28,7

24,8

15,1

2003

15,3

15,8

28,6

24,8

15,5

Это породило следующую цепочку причинно-следственных связей: падение рождаемости и экономический спад – уменьшение числа браков и снижение рождаемости – отсутствие ожидаемого числа новорожденных в конце ХХ – начале XXI в., когда впадина демографической волны миновала, – снижение через 15-20 лет числа трудоспособных, что сократит в дальнейшем численность трудящихся и приведет к ухудшению структуры населения – росту числа пенсионеров по отношению к лицам трудоспособного возраста (рис.1).


Рис. 1 Прогнозирование доли пенсионеров в численности населения Украины, %


В стране коэффициент нагрузки как соотношение между получателями пенсий и плательщиками взносов в Пенсионный фонд Украины (ПФУ) один из самых высоких в мире – 0,85. По данным персонифицированного учета, выплаты 14 миллионам пенсионеров финансируются 16,5 миллионами работающих. Прогнозируется, что доля пенсионеров в общей численности населения будет расти, тем самым увеличивая нагрузку на Пенсионный фонд. Вместе с тем, низкие размеры пенсий не обеспечивают данной категории граждан достойной старости (приложение 2).

Необходимость проведения пенсионной реформы в Украине была обусловлена целым рядом причин. Основным являлось наличие существенных недостатков, которые в значительной степени обусловлены следующими факторами:

слишком низкий возраст выхода на пенсию;

слишком большое число привилегированных пенсионеров;

диспропорционально низкие пенсии высокооплачиваемым работникам;

порядок пенсионной отчетности (до 2000 г.) делал возможным злоупотребления при учете трудового стажа;

было достаточно легко получить пенсию по инвалидности;

ПФУ мог принимать и выплачивать пенсию в неденежной форме;

Пенсионному фонду не возмещали затрат на выполнение не свойственных ему функций.

При выборе модели пенсионной системы как Польша, так и Украина учитывали опыт других стран. В различных странах используются различные модели, которые можно сгруппировать по таким типам.

1. Пенсионная реформа по образцу чилийской системы. Эту модель использовал Казахстан, где пенсионный взносы платятся только работниками.

2. Венгерская модель, в которой в дополнении к взносам, которые платятся в сокращенную солидарную систему, также перечисляются средства в частную пенсионную систему с определенными взносами. В последней проводится инвестирование взносов от имени их плательщиков. И из нее будут выплачиваться дополнительные ануитетные выплаты за счет средств на накопительных счетах.

3. Латвийская система, в которой были введены условно-накопительные счета. В соответствии с этой моделью, при выходе на пенсию выплаты должны складываться из остаточной суммы взносов и начисленного на них инвестиционного дохода.

Существуют также различные схемы уплаты взносов в зависимости от распределения ставок взносов между работниками и работодателями. Распределение может быть паритетным. Другой вариант – когда большую часть платит работодатель, а меньшую – работник, либо же наоборот.

Однако невозможно определить оптимальную схему уплаты взносов. Это в значительной мере зависит от ситуации в стране. Например, в Австралии работник не обязан ничего платить в виде взносов на пенсионное обеспечение. Все взносы платит работодатель. Похожая схема используется и в Дании. Но все-таки работники платят взносы опосредованно, поскольку государственные пенсии в полном объеме финансируются из государственного бюджета, в который и перечисляются налоги работников. Совсем противоположной является ситуация в Чили и Казахстане, где ответственность за уплату взносов возложена на работников. При переходе на такую систему уплаты взносов предполагалось, что работодатели увеличат своим работникам заработную плату, чтобы величина их чистого дохода осталась неизменной. Однако это произошло только там, где правительство могло осуществить контроль (в частности, на предприятиях государственной формы собственности).

Однако изменение структуры уплачиваемого взноса не всегда помогает работодателю. Его интересует лишь величина общих затрат на социальное страхование. Хотя процент, который следует заплатить работодателю в Пенсионный фонд, может уменьшиться, общая величина фактически уплачиваемой суммы может существенно вырасти, если увеличивается заработная плата работника (например, при законодательном повышении уровня минимальной заработной платы). Кроме того, существенный рост заработной платы может увеличить затраты государства на финансирование будущих пенсий, особенно для лиц предпенсионного возраста. Пенсионному фонду придется выделять значительно больше средств на пенсионное обеспечение, одновременно не получая больших поступлений от взносов, что в результате может привести к бюджетному дефициту.

До 1999 года в Польше существовала солидарная система формирования и выплаты пенсий, образованная по окончании Второй мировой войны. Новая пенсионная система вступила в действие 1 января 1999 года. Важным аспектом польской реформы пенсионной системы является аннулирование широкого списка профессиональных привилегий.

Основной идеей реформы в Польше стал тезис о необходимости диверсификации, что достигается путем базирования пенсионной системы на трех независимых компонентах (рис.2). Новое пенсионное обеспечение заменило прежнее пособие, начислявшееся по распределительной схеме, на пенсию с элементами накопления. Из трех уровней системы два обязательные и один добровольный. Обязательный пенсионный компонент составляет 19,52 % от основы начисления (заработной платы). В Польше было принято решение о паритетном участии работников и работодателей в оплате взносов, в связи с чем возникла проблемы при корригировании заработной платы для работников частного сектора, похожие на те, что возникли в Казахстане.


Рис.2 Концепция пенсионной реформы в Польше


Первый уровень, находящийся в ведении Управления социального страхования (ZUS – Zakład Ubezpieczeń Społecznych), составляет 12,22% от основы начисления. Это распределительный элемент системы. Размер взносов начисляется в пропорции от заработной платы. Размер будущей пенсии зависит от общей суммы уплаченных взносов, которая является производной от размера зарплаты, так и от среднестатистического показателя продолжительности жизни. Таким образом, чем выше продолжительность трудового стажа, тем больше будет размер выплачиваемого пособия.

Второй компонент пенсионной системы открытые пенсионные фонды (OFE – Otwarte Funduszy Emerytalne) составляет 7,3% от основы начислений и является накопительным элементом. Его обслуживают открытые пенсионные фонды, созданные как акционерные общества.

Управление соцстраха сначала взимает полный взнос в размере 19,52% от заработков трудящихся, а затем перечисляет 7,3% от этой суммы на счет открытых пенсионных фондов. Пенсионные фонды находятся в ведении пенсионных обществ, которые инвестируют полученные ресурсы на фондовых рынках согласно предписаниям закона. Работники могут свободно выбрать любой (только один) из списка прошедших регистрацию фондов. Выбранный однажды фонд можно поменять на другой. Доходность пенсионных вкладов работников гарантирует специально образованное государственное Управление надзора над пенсионными фондами (UNFE – Urząd Nadzoru nad Funduszami Emerytalnymi). С 1 апреля 2002 г. его функции были переданы новообразованной Комиссии надзора страхования и пенсионных фондов.

На начало 2004 г. в Польше было 16 пенсионных фондов, управлявших капиталом в объеме около 45,44 млрд. злотых. Большая часть этих средств была вложена в государственные облигации (61,6%), хотя доля акций в инвестиционных портфелях была также велика и превышала 32,4% от инвестированных активов.

Новая пенсионная система вводилась постепенно. Все трудящиеся, родившиеся в 1969 году или позже, были обязаны присоединиться ко второму компоненту (избрав пенсионный фонд) до конца сентября 1999 года. Родившимся между 1949 и 1969 гг. было предоставлено право выбора: остаться в старой системе или присоединиться к новой. Данное решение надлежало окончательно принять до конца декабря 1999 года. Лица, родившиеся в 1949 году и ранее, оставались в старой системе.

Оба обязательных компонента во многом подобны: тот же принцип отчисления взносов в установленной законом пропорции, те же личные счета, тот же пенсионный возраст, пенсии в форме ежегодных выплат и гарантированное минимальное пособие.

В этой связи третий компонент – производственные пенсионные программы PPЕ (Przemysłowe Programy Emerytalne) – позволяет внести разнообразие в организационные принципы и формы участия и более гибко приспособиться к личным предпочтениям граждан. Здесь задействован принцип накопления будущего пособия путем взносов в страхование жизни, пенсионные, инвестиционные и трудовые фонды. Работодатели имеют право создавать трудовые пенсионные фонды и фонды взаимного страхования на основе полной добровольности. Взносы производятся после вычета налогов, а выплачиваемые пособия свободны от налогообложения. На май 2004 года в РРЕ было зарегистрировано свыше 235 трудовых пенсионных планов. Для снижения рисков доли инвестирования средств РРЕ по каждому направлению лимитированы (табл.3).

Таблица 3

Лимиты инвестирования пенсионных активов НПФ Польши

Объект инвестирования активов НПФ



Максимальный процент инвестирования активов НПФ (% от общей стоимости активов фонда)

Банковские депозитные счета и сберегательные сертификаты банков

20

Государственные ценные бумаги

40

Акции национальных инвестиционных фондов

40

Акции отечетственных компаний

15

Облигации и акции иностранных эмитентов

5


следующая страница>


Пенсионная реформа в Украине и Польше: сравнительный анализ и оценка перспектив

Поэтому невозможно определить универсальный подход к реформированию пенсионной системы

389.07kb.

12 10 2014
3 стр.


Ольга Голодец: пенсионная система должна стать простой и понятной

Главное мерило эффективности всей политики — пенсионная реформа. Президент Путин заявил, что компромисс по будущему пенсионной системы может быть выработан на площадке Общероссийск

61.04kb.

25 09 2014
1 стр.


Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем

Энд 64 Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем. Эффектив­ность осуществления политического курса и социальные преобразования. Пер с англ. М.: Издательский дом «

6064.23kb.

16 12 2014
19 стр.


Н. К. Рериха и «Гитанджали» Р. Тагора: сравнительный анализ некоторых аспектов. Эта небольшая статья

«Цветы Мории» Н. К. Рериха и «Гитанджали» Р. Тагора: сравнительный анализ некоторых аспектов

104.77kb.

12 10 2014
1 стр.


33. Денежная реформа, результаты ее проведения Денежная реформа

Денежная реформа — это преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения страны

39.86kb.

12 09 2014
1 стр.


Анализ перспектив хромитоносности массива сыум-кеу
291.13kb.

17 12 2014
1 стр.


Сравнительный анализ портретов Ф. И шаляпина. Работы Б. М кустодиева и К. А коровина
131.48kb.

16 12 2014
1 стр.


Средства выражения оценки в текстах газетно-публицистического стиля Актуальность

Цель исследования – выявление способов языкового выражения оценочности. Методы исследования – теоретический анализ научной литературы; текстологический и сравнительный анализ газет

70.92kb.

17 12 2014
1 стр.