Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
Раздел 6. Программа курса "Служение обществу"

Обучающая программа «Служение обществу» может быть использована как в ходе проведения факультативных занятий, так и в процессе преподавания обществоведческих курсов, таких как граждановедение, социология, психология, экономика, право, социальное проектирование, обществознание, ОБЖ и других предметов, изучаемых в 5-10 классах средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Курс «Служение обществу» предполагает применение учителем эффективных методик гражданского образования, связывающих школьный учебный процесс с участием молодежи в общественно полезной деятельности. Курс способствует овладению учащимися умениями получать и критически осмысливать информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, активно участвовать в общественной жизни. Работа по программе способствует освоению учащимися способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в социально-экономической жизни гражданского общества и государства; воспитанию патриотизма, ответственности, уважения к труду, формированию опыта применения полученных знаний в исследовательской деятельности, в жизни.

Участие в программе «Служение обществу» способствует формированию духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, воспитанию у школьников казахстанской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Республики Казахстан.

Служение обществу - это образовательная программа, которая обогащает и улучшает образование посредством вовлечения молодежи в оказание помощи их школам и сообществам. Программа "Служение обществу" направлена на воспитание гражданской ответственности, долга, объединяет в единое целое, усиливает образовательные компоненты и программы помощи сообществу и обеспечивает организацию проектной деятельности, направленной на осуществление участия в жизни общества.

Материалы данного учебного курса включает разработки планов 9 уроков, которые нацелены на вовлечение школьников к участию в общественно-полезной деятельности.


Урок 1 : Как мы понимаем "Служение обществу"

На данном уроке учащиеся узнают, что такое общественно полезная деятельность? Что такое сообщество? Что такое «Обучение действием»? Будут раскрыты преимущества оказания и получения помощи, определены причины, почему они помогают. Учащиеся обсудят, как они могут помочь другим в сообществе, что позволит понять концепцию общественно полезной деятельности и ее взаимосвязь с тем, чему они научились в школе.



Цель изучения: учащиеся поймут концепцию общественно полезной деятельности и предложат свое определение понятия "Служение обществу.

Задание: «Выберите общественное дело»

Необходимые материалы:

  • Доска или большие листы ватмана для отображения высказываний и мнения школьников

  • Листы бумаги, маркеры, цветные карандаши и художественные принадлежности (материалы повторного использования, ткани, старые журналы, рулоны материи, клей и т.д.)

Введение урока:

Начните обсуждение важности осуществления общественно полезной деятельности и предложите учащимся рассмотреть примеры общественно полезной деятельности, в которых они участвовали. Положите начало планированию и реализации проектов.



Указания:

1. Предлагается поразмыслить над словом «общество» и «сообщество», что бы учащиеся предпочли, и почему? Что бы им хотелось создать. Напишите на доске слово «Сообщество».

Произнесите его вслух и опросите участников: «Что мы имеем в виду, произнося слово «сообщество»?» Предложите им подумать над различными сообществами, в которых они состоят (таких как класс, школа, округ, район, соседство, город, страна, нация, мир, клубы и т.д.). Запишите их ответы на доске (на ватмане). Затем напишите «Общественно полезная деятельность» и задайте участникам вопрос: «Что мы понимаем под этой фразой?» Предложите школьникам подумать над различными видами общественно полезной деятельности, которую они осуществляли или были свидетелями.

2. Оживите дискуссию, чтобы определить, к какому сообществу они примкнут. В процессе обсуждения участники могут делиться на малые и большие группы. Затем из малых групп они перейдут в более крупные. Преподаватель должен содействовать участникам в выборе сообщества, на котором они затем сфокусируются.

3. Раздайте листы бумаги, маркеры, фломастеры. Разделите школьников на небольшие группы (по 4-5 человек). Предложите им подумать над тем, какую пользу они могут и какую хотят принести своему сообществу. Предложите молодым людям представить ее при помощи рисунков/символов. (Они также могут разделиться на микрогруппы и представить свои идеи в шутливой пьесе.)

4. Участники остаются в небольших группах. Предложите учащимся привести примеры, когда общественно полезные мероприятия связаны с учебными программами. Познакомьте их с понятиями "служение обществу", "волонтерство", "добровольчество".

5. Обсудите три основные задачи Всемирного Дня Молодежного Служения:


  • Призывайте молодежь и взрослых выявлять и решать проблемы сообщества, заниматься общественно полезной деятельностью.

  • Привлекайте новое поколение добровольцев.

  • Проинформируйте всех о заслугах и достижениях лидеров добровольческой деятельности молодежи, признанных сообществом.

Поговорите с учащимися о том, как участие в проекте помогает им и другим людям развивать свои сообщества.

Рефлексия проводится на протяжении всех занятий.

Письменные задания

Предложите учащимся ответить на следующие вопросы:

- Чем вы занимаетесь, являясь членом сообщества?

- Какие способности необходимы для служения обществу?

- Чем вы можете помочь своему сообществу?

- Чему вы учитесь, когда помогаете кому-нибудь?

Предложите школьникам написать:

- краткую биографию человека, значимого в вашем сообществе;

- статью об ответственных и отзывчивых людях, работающих вместе с вами в сообществе.

Обсуждение

Предложите учащимся:



  • рассказать о том, как лично он или она могут быть полезны сообществу;

  • поделиться информацией о том, как члены его семьи, родственники или соседи помогают сообществу.

Действие

Предложите учащимся:



  • Проиллюстрировать пример общественно полезной деятельности в сообществе.

  • Разыграть различные постановки об общественно полезной деятельности людей вашего сообщества.

  • Прочесть высказывания молодежи и обсудить их:

  1. Служение обществу – это исполнение важных обязанностей; социальная работа для нуждающихся; стремление работать на пользу кого-либо. Обучение служению обществу – это целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков с целью приобщения к общественно полезной деятельности.

  2. Служение обществу - это выполнение определенных действий по улучшению жизни общества. Не только говорить, утверждать некие истины, но и осуществлять их на деле, познавать, совершенствоваться и помогать другим.

  3. Служение обществу обогащает интеллект, приучает трудиться. Всю дальнейшую жизнь работа (служба) будет занимать половину нашего свободного времени. И счастлив тот, кому работа приносит моральное удовлетворение.

Советы:

Концепцию общественно полезной деятельности и определения роли каждого человека в делах сообщества раскрывать для учащихся лучше на примерах школьного коллектива. Такая форма работы как групповое обсуждение проблемы и ее коллективное представление достаточно хорошо знакома ребятам и ими освоена, однако постановка вопроса должна быть конкретна.

Одним из заданий, помогающим лучше понять характер поставленной проблемы, может быть составление денотатного графа. Ученикам предлагается понятие «Сообщество», к нему подбирается максимальное количество глаголов, раскрывающих суть, затем к ним дополняются предложения, которые описывают содержание.

Например, СООБЩЕСТВО:



  • служит - развитию людей;

  • определяет - моральные нормы;

  • помогает - решать общественные проблемы;

  • развивает - культуру людей;

  • ограничивает - произвол и антиобщественное поведение.

Рефлексию на первом занятии лучше провести в виде обмена мнениями и самооценки работы своих сменных групп. Например, одним словом оценить свое настроение и свою работу, поместить некий предмет в один из предложенных секторов:

1."Было занимательно и полезно. Я доволен своим участием"

2."Есть интересные моменты, но не все, что я хотел, у меня получилось"

3. "Занятие было малоинтересным, но я знаю, что можно было сделать по-другому".

Варианты формулировок могут быть различными.
Урок 2 : Планирование служения обществу

На данном уроке учащиеся узнают, что у каждого сообщества (организации, класса, группы) имеются свои планы и возможности. Планирование деятельности сообщества характеризует само сообщество и определяет, где общественно полезные мероприятия будут наиболее полезны. Планирование деятельности помогает учащимся определить широту тематики, затронутой данным проектом. За дополнительной информацией по теме этого урока можно обратиться к представителю местной общественной, некоммерческой, благотворительной организации.



Цель изучения: Учащиеся определят планы и возможности сообщества, направленность проекта, по которому будут работать.

Задание «Планирование деятельности сообщества»

Необходимые материалы:

  • Доска или диапроектор со словом «СООБЩЕСТВО» в качестве заголовка.

  • Большие листы ватмана

  • Листы бумаги, маркеры, цветные карандаши и наборы для рисования.

Введение урока:

Предложите участникам составить план деятельности их сообщества, чтобы определить его возможности и потребности. Школьники смогут определить программу, которую они представят на Всемирном Дне Молодежного Служения или Весенней Неделе Добра.



Указания:

1. Разбейте команду на небольшие группы из 3-5 человек.

Вспомните с участниками определение слова «сообщество», и на какое сообщество направлено их внимание.

2. Раздайте каждой группе по листу диаграммной бумаги. Вы можете предложить каждой группе свой цветной лист бумаги. Предложите каждой группе разделить свои листы пополам. Вверху левого столбика участники должны написать слово «Активы», а правого - «Нужды».

3. Определите «активы» сообщества.

а. Определите активы как положительные аспекты в вашем сообществе.

б. Предложите участникам подумать над перечнем активов в малых группах и изобразить эти в активы на первой половине листа (не подписывая их).

4. Определите «нужды» сообщества.

а. Определите «нужды» как аспекты, которые нужно усовершенствовать, нужно улучшить, нужно изменить.

б. Предложите школьникам подумать над списком нужд и изобразить их на другой половине листа.

5. По завершению отведенного времени, соберите участников и попросите каждую группу представить свои списки. (Помочь им вы можете, показав местную газету с нуждами и проблемами сообществ, проекты и программы некоммерческих организаций).

6. Начните дискуссию, предложив участникам подумать над следующим вопросом: Какие общие идеи выделяются в рисунках групп?

7. Продолжите дискуссию, представив к обсуждению в малых группах дополнительные вопросы:


  • Что бы вы хотели еще добавить в колонку «активы», чего пока недостает в вашем сообществе? (Больше цветов, чистые улицы и т.д.)

  • Можете ли вы способствовать появлению этих активов? Как?

8. Раздайте каждой группе лист бумаги и предложите каждому члену группы индивидуально изобразить или описать, как они могут способствовать появлению недостающих положительных активов.

9. Соберите у участников листы бумаги. Сохраните их до следующего урока.



Рефлексия проводится на протяжении всего процесса. Выберите некоторые из предложенных ниже заданий.

Письменные задания

  • Предложите каждому участнику урока ответить на следующие вопросы:

  • Какое определение сообщества он предпочитает?

  • Чем его определение отличается от остальных?

  • Какая, по его мнению, самая важная потребность сообщества?

  • Как он может способствовать решению проблем вашего сообщества?

  • Предложите написать участникам урока эссе об одном из активов и об одной из потребностей сообщества.

Чтение

Участники урока могут прочитать статьи о местных общественно полезных добровольческих проектах, способствующих решению проблем сообщества. Молодежь может познакомиться с общественно полезными проектами - победителями муниципальных грантов, изучить информацию о проектах, представленных в вашем регионе.



Общение

  • Можно предложить 3-4 участникам урока провести 3-минутную презентацию самой важной проблемы сообщества.

  • Каждый участник может выбрать две из проблем сообщества и обсудить с другом, какая из них наиболее важная.

Действия

Предложите каждому участнику урока:



  • Нарисовать совершенное (идеальное) сообщество.

  • Создать коллаж, иллюстрирующий важнейшие достижения сообщества.

Советы:

Большой акцент на первых занятиях необходимо делать на развитие мотивации у подростков. Так же с помощью тренинговых упражнений ведущему или преподавателю легче увидеть социальную обстановку в классе, выявить лидеров и аутсайдеров группы, настроить подростков на рабочий лад. В некоторых случаях письменные вопросы в конце занятий заменены на устные для экономии времени.


Урок 3 : Выбор проекта и стратегия класса

На данном уроке учащиеся узнают, что планирование событий нуждается в систематизации, которая помогает организаторам определить их миссии, видение, цели и стратегии. В равной степени важно затем набросать четкий план руководящих ролей на каждом этапе процесса. Этот урок направляет участников на выбор проблемы разработку стратегии класса, которая дает возможность выбрать путь к переменам: увидеть, поверить, разработать, создать.



Цель изучения:

Участники выберут проект, который они осуществят во Всемирный День Молодежного Служения или Весеннюю Неделю Добра, вместе разработают этапы, необходимые для планирования организации и проведения.



Задание «Путь к переменам»

- это форма стратегического планирования, которую молодые люди используют для воплощения своих идей в конкретные действия. Она была разработана организацией «Do something», поддерживающей молодежное лидерство в американских школах. И состоит из четырех основных компонентов:



Увидеть! Поставьте конкретную цель изменить сообщество. Как вы хотите, чтобы изменилась ваша школа, ваш район?

Поверить! Осознайте необходимость перемен. Как достижение цели улучшит ваше сообщество?

Построить! Составьте план. С чего вы начнете? Каковы этапы?

Что делать?

Начинайте действовать! Следуйте своему плану, по ходу можно что-то менять, воплотите план в жизнь.



Необходимые материалы:

  • Рисунки из урока 2.

  • По одному листу ватмана с заголовком «Путь к Переменам» на каждую группу (Образец в Приложении А к уроку 3).

  • Разноцветная самоклеящаяся бумага в форме круга (стикеры).

  • Бумага, маркеры, цветные карандаши.

Введение урока:

На предыдущем уроке участники предложили несколько вариантов возможных проектов служения сообществу для ВДМС и ВНД. Используя рисунки Урока 2, решите большинством голосов, какие проекты хотите продолжать.

В зависимости от объема каждого проекта и числа участников, вы сможете выбрать несколько малых проектов или один большой для ВДМС и ВНД. Плакат «Путь к Переменам» понадобится на протяжении остальных уроков для формирования их идей и этапов процесса планирования.

Указания:


  • Вывесите (расклейте) рисунки участников.

  • Вместе с участниками определите общие темы рисунков и идеи группы.

  • Обратитесь к плакату «Путь к Переменам», вывешенному в центре комнаты. Объясните его основную мысль и составляющие (как описано во «Введении урока»). Предложите участникам пройти четыре этапа, используя группу в качестве сообщества в следующем задании. Выполните с участниками задание, используя процесс «Путь к Переменам». Примером может быть Приложение А к уроку 3.

Увидеть! Наша долгосрочная цель – использовать организованно часть комнаты, заполненную книгами.

Поверить! Мы хотим достичь этой цели, потому что мы хотим использовать пространство эффективнее, и путаница (беспорядок) данных ресурсов затрудняет поиск информации для исследовательских документов.

Построить! Разделитесь на команды из 4 человек. К концу каждого дня одна команда будет реорганизовывать пространство, заполненное ресурсами. Каждый день будет новая команда, и ответственность будет перемещаться между командами.

Сделать что-нибудь! Участники реорганизуют пространство, заполненное данными ресурсами.

Указания:

  • Разделите школьников на группы. Теперь раздайте каждой группе плакат «Путь к Переменам», чтобы участники заполнили каждый этап по одной из тем, отраженных в их рисунках. Помогите продвижению задания, сделав следующее заявление: «Теперь нам нужно подумать над тем, какие шаги нам нужно предпринять, чтобы определить, какой проект мы хотим реализовывать».

  • Предложите участникам закончить свой «Путь к Переменам» по выбранной ими теме. (Примечание: Таблицу «Ресурсы/Источники» оставьте незаполненной, т.к. она будет закончена позднее.)

  • Предложите участникам представить свои результаты и повесить их плакаты по всей комнате.

  • Раздайте каждому участнику по листику самоклеящейся бумаги (стикеры). Предложите каждому из них подойти к доске и наклеить стикер рядом с проектом, в котором они бы хотели принимать участие. Подведите итог и огласите лучший проект(ы).

  • Основываясь на результатах голосования, предложите участникам согласиться на какой-либо проект(ы).

Рефлексия проводится на протяжении всего процесса.

Выберите некоторые из предложенных ниже заданий.



Письменно

  • Предложите школьникам ответить на следующие вопросы:

- Какие знания они привносят в проект?

- Каковы их опасения относительно проекта?

- На кого из сообщества повлияет ваш проект?

- Как они сами смогут подготовиться к решению проблемы сообщества, затронутой проектом?



  • Предложите школьникам написать письмо самому себе, затрагивающее его надежды и опасения относительно проекта.

Чтение

  • Прочитайте статьи о похожих проектах общественно полезной деятельности, проводимых другими группами по всему миру, на сайте www.GYSD.net

  • Прочитайте о задачах Всемирного Дня Молодежного Служения и преимуществах участия в этом событии (Приложение Б к уроку 3).

Обсуждение

Предложите каждому участнику урока:



  • Провести презентацию его идей по поводу общественно полезного проекта.

  • Обсудить с разными людьми в его районе их мнение по поводу идей по проекту.

Действия

Предложите каждому участнику урока обсудить возможные реакции на проект с остальными участниками сообщества.



Советы:

  1. Важно, чтобы в рамках работы проявилось сотрудничество детей и взрослых, возможность свободно проявить способности.


Урок 4 : Стратегическое планирование: сотрудничество в пользу сообщества

На данном уроке учащиеся узнают, что участие в сообществе требует информирования людей о ваших проектах и принятия помощи от всего сообщества. Этот урок исследует некоторые аспекты привлечения сообщества: проницательность, лидерство, творчество, принятие решений, презентации. Ключевым моментом планирования и реализации проекта помощи сообществу является необходимость признать и использовать знания других людей и набираться опыта у них.



Цель изучения:

Участникам будет легче осознать преимущества совместной работы. Они будут искать партнеров в сообществе, которые смогут содействовать их проекту ВДМС.



Задание «Построить!» (потребуется 30-60 минут).

Необходимые для каждой малой группы материалы:

  • 2 тарелки и 5 чашек

  • 1 штрих

  • 2 карточки 5х7 и один большой лист бумаги

  • 2 длинные и 5 стандартных зубочисток

  • Копии задания «Построение башни» (Инструкция в пункте 3 данного урока)

  • Записанный на доске список следующих заданий:

1. Обсуждение и планирование

2. Строительство (сооружение) скульптуры

3. Период осмотра (обследования) скульптуры

4. Присваивание имени

6. Презентация группы

7. Рефлексия



Введение урока:

Навыки, применяемые в этом командном задании, пригодятся во время планирования общественно полезных проектов, в становлении лидерских качеств школьников. Пока каждая группа представляет свою башню, воспользуйтесь возможностью и обсудите с участниками необходимое умение выступать публично для более широкого вовлечения членов сообщества.



Указания:

  1. Объявите задание и обратитесь к «Списку заданий», написанному на доске. Школьники старших классов сами могут распределить свое время (возможно, назначить школьника – «хранителя времени»). Со школьниками младших классов вы можете пройти через ниже перечисленные этапы.

  2. Разделите школьников на три малые группы, чтобы они вместе спроектировали свои конструкции.

  3. В рамках отведенного времени все три группы должны соорудить свои башни, следуя Инструкции:

- Ваша задача: Построить самую высокую свободно стоящую башню, которая устоит (не упадет), даже если кто-нибудь подует на нее.

- Отведенное время: На это задание у вас будет 10 минут.

- Предостережение: Вы не можете использовать клейкую ленту и любые другие предметы, не указанные в задании.

- Вам также нельзя прикреплять вашу башню к полу, потолку, стене, стулу или столу.



- Запомните: Это командное усилие, и в случае неудачи, попробуйте снова.

- По истечении времени остановите постройку и попросите малые группы назвать свои конструкции.

Предложите ученикам осмотреть башни других групп.


  1. Соберите все группы и предложите им провести презентации их башен и убедить остальных в прочности, стабильности и креативности построек.

  2. После презентации вместе с группой большинством голосов решите, чья постройка лучшего качества. Далее предложите каждой группе обсудить следующие вопросы:

- Считаете ли вы вашу группу «успешной»? Считаете ли вы, что другие группы «успешнее» вашей?

- Какая отличительная черта делает некоторые группы более преуспевающими, чем другие?

- Что бы вы изменили, если бы мы повторили задание?

6. Соберите все группы и предложите каждой из них поделиться мыслями по следующим вопросам:



  • Как работала ваша группа: как команда и как партнеры?

  • Когда, по-вашему, началось сотрудничество, и как оно проходило?

  • Какие навыки вы приобрели, выполняя это задание, и как они помогут вам преуспеть в проекте помощи сообществу?

7. Способность смотреть дальше собственного успеха и создавать выигрышную ситуацию для всех участников является важной частью ВДМС и проекта «Служение обществу». Обсудите следующие вопросы со школьниками (вы можете сделать выводы на основании их групповой активности):

  • Что нового вы узнали о сотрудничестве, партнерстве и командной работе?

  • Как это задание может помочь нам преуспеть в нашем ВДМС проекте?

  • Сравните ваше поведение во время выполнения этого упражнения с тем, как вы вели себя в начале работы над ВДМС проектами?

8. Определение потенциальных партнеров сообщества является решающим моментом в вопросе успеха сообщества. Партнеры могут:

  • Обучить школьников навыкам и информации, необходимым для завершения проекта (местные НКО - предоставить информацию, детский психолог может просветить школьников в вопросе детского развития и тем самым подготовить их к работе в местном интернате).

  • Обеспечить материалами для проекта (владелец местного сада может подарить растения для общественного сада). Обеспечить местом проведения проекта (директор детского дома может предложить учащимся проводить занятия с детьми и подростками, организовывать игры в детском доме).

  • Принимать участие в проекте (плотник может помочь школьникам построить лестницу для местного общественного центра).

9. Сосредоточение внимания на выбранном вами специальном проекте позволяет школьникам составить список партнеров, которые могут быть полезны в его выполнении. Вы можете предложить школьникам местный телефонный справочник для поиска ресурсов, список местных общественных организаций, и род их занятий, фирм и компаний, магазинов, предприятий, общественных организаций, местных образовательных учреждений и ВУЗов, гражданских групп и т.д. Сохраните этот список до следующего урока.

Рефлексия проводится на протяжении всего процесса.

Выберите некоторые из предложенных ниже заданий.



Письменно

  • Предложите школьникам ответить на следующие вопросы:

- Какие знания, полученные в этом уроке, помогут им достичь успеха в общественно полезном проекте?

- Какие ощущения (чувства) у них возникают, когда они говорят о своем проекте, находясь в центре внимания группы?

- Какие различные роли они готовы взять на себя, представляя всему городу свой проект?

- Какие сильные стороны появлялись в работе в командах с их участием?



  • Предложите участникам подготовить сообщение по радио, рекламирующее их проект.

Чтение

Посоветуйте школьникам:



  • Прочитать о заинтересованных в проекте сторонах сообщества?. Чем они могут помочь в ваших усилиях?

  • Прочитать о проектах помощи сообществу, включающих в себя совместную работу (сотрудничество) партнеров сообщества.

Обсуждение

Предложите участникам уроков:



  • Обсудить между собой лучший способ вовлечения остальных членов сообщества в проект.

  • Поделиться друг с другом опытом работы в качестве добровольца.

Действия

Предложите участникам уроков:



  • Разыграть (поставить, провести) презентацию проекта различным партнерам сообщества.

  • Поупражняться в презентации своего проекта всей группе, предложить друзьям оценить вас в качестве оратора.

Советы:

Некоторые задания на этих уроках могут быть абстрактными, и на первый взгляд кажутся не связанными с реальной общественной деятельностью. Например, построить башню из одноразовой посуды и зубочисток, дать ей название и определить ее назначение; или собрать головоломку, выбрав нужные пазлы из общей массы – эти задания никак не связаны с социальным проектированием, общественно полезной деятельностью. Однако, выполняя такие «непростые» задачи, ребята просто учатся коллективной работе, проявляют фантазию, творчески применяют свои знания и навыки.



Урок 5 : Стратегическое планирование: определение ресурсов и завершение плана

На данном уроке учащиеся исследуют различные стороны (аспекты) определения и сбора ресурсов, включая приобретение необходимых материалов.



Цель изучения:

Участники определят:



  • Материалы и ресурсы, необходимые для проведения их ВДМС проекта.

  • Наилучшие источники получения (приобретения) необходимых ресурсов.

При необходимости, участники определят методы (способы) получения денежных средств для проекта. Кроме того, участники доработают план проекта.

Задание «ресурсы/источники»

Необходимые материалы:

  • Плакат(ы) «Путь к Переменам» с надписью «Ресурсы/Источники» на обороте (смотрите пример в уроке 3).

  • Большие листы ватмана.

  • Маркеры, ручки или цветные карандаши.

Введение урока:

Данный урок делает акцент на понимании важности нахождения ресурсов и умении привлечь средства.



Указания:

1. Просмотрите плакат «Путь к Переменам» и доработайте оставшуюся часть плана проекта, включающую в себя популяризацию события, подготовку проекта, построение временного графика реализации и определение помощников среди взрослых.

2. Обращаясь к плану проекта на плакате, предложите участникам ответить на следующие вопросы:

- Какие вещи, материалы и ресурсы нам понадобятся при выполнении проекта?

- Где мы возьмем необходимые вещи и средства?

- Кто может обеспечить нас необходимыми ресурсами и почему?

3. Начиная с левой колонки (Что Нам Понадобится?), предложите группам подумать над тем, что им необходимо для завершения каждого этапа проекта(ов). Некоторые из идей могут полностью совпадать с пунктом «Задача» таблицы «Путь к Переменам».

4. Далее, предложите каждой группе заполнить следующую колонку: «Кого мы можем попросить?» о поддержке какой-то части проекта. Например, если вам нужны художественные принадлежности, возможно местная фирма (предприятие) подарит (пожертвует) их. Воспользуйтесь списком из урока 4.

5. В заключение предложите группам заполнить последнюю колонку: «Как мы это добудем?» Помните о необходимости транспортировки и, возможно, хранении материалов.

6. Соберите участников и предложите каждой группе представить свои нужды и потребности в ресурсах для выполнения проекта. Зафиксируйте их ответы на плакате.



Рефлексия проводится на протяжении всего урока.

Выберите некоторые из предложенных ниже заданий на размышление.



Письменно

  • Предложите школьникам ответить на следующие вопросы:

- Как они могут обратиться к членам сообщества с просьбой о необходимых ресурсах?

- Какие еще ресурсы, кроме денег, могут помочь проекту?



  • Предложите школьникам составить список необходимых для проекта материалов.

Чтение

Посоветуйте участникам уроков:



  • Прочитать объявления о местных мероприятиях по сбору денег для общественно полезных, благотворительных проектов.

  • В местной прессе найти информацию о фирмах (предприятиях), которые смогут помочь в реализации проекта.

Обсуждение

Рекомендуйте участникам:



  • Обратиться к члену группы и потренироваться в подаче прошения о ресурсах.

  • Поговорить с местным бизнесменом по поводу усилий в сборе денег для проекта.

Действия

  • Можно разыграть среди школьников по ролям телемарафон для повышения эффективности сбора средств для проекта.

Советы:

Помимо заданий урока, важно провести коммуникативный тренинг, позволяющий ученикам психологически настроиться на межличностное взаимодействие, вспомнить приемы проведения беседы, роль жестов и мимики. Поэтому хороший результат дает упражнение на проведение беседы по ролям, использование различной интонации и т.д.

Особенно интересно проходит часть урока в виде воображаемого обращения участников проекта к предполагаемым партнерам в виде ролевой игры.
Урок 6 : Вовлечение сообщества в действия

На этом уроке усиливаются (укрепляются) стратегии получения поддержки проекта и его руководства. Выделяют 3 ключевых действия для успешного рекрутирования людей: 1) предоставление деталей о событии; 2) поддержание позитивной беседы; 3) гарантированное обеспечение работой каждого добровольца на всем протяжении планирования и реализации проекта.



Цель изучения:

Участники поймут концепцию коллективной работы и полного использования всех доступных ресурсов в группе или сообществе.



Задание «сбор пазлов»

Необходимые материалы:

4 небольших простых пазла (головоломки) одинакового размера и тематики (например, все на «кошачью» тему или на тему мультиков). Перемешайте их так, чтобы ни одна коробка не содержала только свои составляющие.



Ведение урока:

1. Разделите участников на три или четыре малые группы и раздайте каждой группе по коробке со смешанными частями пазлов.

2. Объясните участникам их задание - собрать всем вместе пазл, используя следующие правила:


  • У каждой группы будет 10 минут на сборку своих пазлов.

  • Общение между группами запрещено во время выполнения задания.

  • Если группам нужно вступить в контакт с другими группами, они могут послать своего представителя в центр комнаты. За один заход представители могут взять с собой только три ячейки пазла.

  • Те же самые участники не могут выступать в качестве представителей два раза подряд. Все члены группы должны по очереди побывать в центре комнаты.

3. Наблюдайте за выполнением задания. Вначале участники могут ходить по всему пространству комнаты, кроме центра для обмена. В какой-то момент участники поймут, что они могут принести все части головоломки в центр комнаты по три за раз. А представители могут там закончить головоломки.

4. Закончите игру и соберите группы для размышления.



  • Что произошло?

  • Как вы отреагировали на решение проблемы?

  • Как это связано с нашим дальнейшим занятием?

Пока участники делятся своим опытом, установите отношения между значительностью коллективной работы, открытостью к общению и тем, как сила и идеи других ведут их к командному успеху. Коллективная работа, восприимчивость (чувствительность) к нуждам окружающих и подключение к работе всех членов сообщества – ключ к успешному и приятному опыту в проектах «Обучение действием».

5. Теперь подходящее время обратиться к плану и предложить участникам распределить конкретные роли группам на определенный срок.

Во время выполнения этого задания необходимо принимать во внимание следующее:


  • Что нам еще нужно запланировать (спроектировать) для нашего проекта?

  • Что нам нужно знать, чтобы привести наш проект в действие?

  • Опираясь на знания участников команды, решить, кто из них будет участвовать и на каком этапе данного проекта. (Не все будут рисовать плакаты, не все будут произносить речь (выступать), не все будут координировать партнеров сообщества и т.д.)

6. Используйте следующие вопросы для привлечения участников и начните проект:

  • Какие меры мы должны принять, чтобы начать наш проект?

  • Кого и как мы должны привлечь в наше сообщество для нашего проекта? На плакате «Путь к Переменам» отразите список действий, которые вы собираетесь предпринять, чтобы начать проект? Составьте список общественных групп, которым вы предложите принять участие, как вы с ними свяжетесь, и кто будет за это отвечать.

  • Начинайте проект.

Рефлексия проводится на протяжении всего процесса.

Выберите некоторые из предложенных ниже заданий.



Письменно

  • Предложите школьникам ответить на следующие вопросы:

- Опишите установленное в прошлом партнерство с сообществом.

- Какие лучшие способы распространения информации в сообществе о проекте?

- Перечислить трех потенциальных партнеров сообщества, и чем они смогут помочь проекту?

- В чем заключаются преимущества командной (коллективной) работы?

- Как коллективная работа может быть применима к сотрудничеству с сообществом?


  • Школьники могут написать письмо местной организации, которая может быть заинтересована в проекте.

Чтение

Расскажите школьникам о возможности:

  • Прочитать местный телефонный справочник и рекламные проспекты и найти людей и организации, которых может заинтересовать проект.

Обсуждение

  • Предложите каждому участнику уроков поговорить, по меньшей мере, с тремя представителями вашего района и выяснить, знают ли они кого-нибудь, кто будет заинтересован в решении проблем сообщества.

Действия

  • Школьники могут составить справочник (указатель) со списком местных жителей и организаций, которые смогут помочь с реализацией проекта. Можно включить в него их телефонные номера и подробное описание их услуг и пользы, которые они могут принести.

Советы:

Проведение данного урока возможно дополнить упражнением «Я – доброволец!», материалы которого даны в Приложении к уроку 6. Упражнение помогает понять те причины, которые побуждают людей заниматься добровольческой деятельностью. В упражнении имеются элементы физической активности.



Урок 7 : Реклама и гласность (публичность)

На этом уроке учащиеся узнают, что в рекламе социального проекта нужно показать усилия и достижения вашей группы. Местные газеты, телевидение и радиостанции должны быть оповещены, но важнее всего, когда молодые люди информируют о своих проектах ровесников, семью и сообщество. В Приложениях к уроку 7 содержатся материалы для составления пресс-релизов, примерные информационные выпуски, которые можно использовать в качестве образца.



Цель изучения:

Участники определят различные информационные источники для рекламирования своих проектов. Основные элементы их проекта должны быть включены в письменные и устные объявления, рекламу.



Задание «Мероприятие по рекламе»

Необходимые материалы:

  • Большие листы ватмана.

  • Маркеры, ручки, цветные карандаши и другие художественные принадлежности, такие как клей, материя, краски, старые журналы и т.д.

  • Копии образцов писем, пресс-релизов и другие информационные материалы, найденные в Приложении к 7 уроку.

Введение урока:

С приближением Всемирного Дня Молодежного Служения участники захотят «создать рекламу» своих проектов. Реклама также может быть средством привлечения спонсоров и добровольцев.



Указания:

  1. Сделайте резюме планов событий проектов по ответам участников на вопрос: «Что самое важное в проекте?» Ответы зафиксируйте на доске. Задайте им следующие вопросы:

    • Как мы донесем другим информацию о том, чем мы занимаемся?

    • Какую информацию мы должны включить в объявление или плакат (афишу)? (Описание события, контактные телефоны, дату и время и т.д.)

  2. Составьте перечень информационных источников – реклама и статьи в газете, объявления по радио, телевизионная реклама и т.д.

  3. Предложите участникам самим разделиться на малые группы.

  4. Участники должны выбрать способ, каким их группа будет рекламировать проект, включая разработку дизайна объявлений, составление писем и объявлений по радио или другим источникам информации.

  5. По истечении отведенного времени, соберите участников и предложите каждой группе поделиться результатами проделанной работы с остальными и решить, какими способами они будут рекламировать свои проекты.

  6. Назначьте ответственных за рекламу и удостоверьтесь, что у них есть все принадлежности, необходимые для выпуска пресс-релизов, распространения информации т.д.

Рефлексия проводится на протяжении всего процесса.

Выберите некоторые из предложенных ниже заданий.



Письменно

  • Попросите школьников ответить на следующие вопросы:

- Какая телевизионная реклама им нравится?

- Чем она больше всего запомнилась?

- Назовите семь различных источников, куда можно поместить рекламу проекта.

Какие самые лучшие источники для рекламы? Почему?

- Как можно осветить проект по радио или телевидению?


  • Рекомендуйте составить рекламное объявление проекта для газеты или журнала.

Чтение

Посоветуйте школьникам:



  • Прочитать различные рекламные объявления об общественных событиях.

  • Прочитать статьи в журналах о бизнесе или в Интернете об успешных маркетинговых стратегиях.

Обсуждение

  • Предложите 4-5 участникам представить 30-секундную радио рекламу проекта дикторским голосом.

  • Предложите участникам поговорить о проекте с кем-нибудь, связанным с школьной или местной газетой.

Действия

Рекомендуйте школьникам:



  • Вместе с другом попрактиковаться в интервью о проекте для телевидения.

  • Развесить рекламные плакаты (афиши) проекта по всему сообществу.

Советы:

Составленные на этом уроке образцы социальной рекламы, пресс-релизы и радио ролики произвели большое впечатление на школьную и родительскую общественность и дали желаемый результат. Это оказалось дополнительным стимулирующим фактором, который помог школьникам обрести единомышленников и выполнить задачу этого этапа проекта.


Урок 8 : Заключительные приготовления ко Всемирному дню молодежного служения и Весенней неделе добра (общественно полезному добровольческому проекту)

На этом уроке учащиеся сделают презентацию своих общественно полезных проектов. Они обсудят детали и представят план действий. Заключительные приготовления ко Всемирному Дню Молодежного Служения и Весенней Неделе Добра должны включать подробное обсуждение вопросов об ответственном добровольчестве. Лидеры команд расскажут о своих возможностях.



Цель изучения:

Участники определят, что еще нужно доработать по проекту. Участники будут понимать, что ожидается от их проекта. Участники разработают подробный план и программу действий.

Следующее задание "Простое задание" представляет собой краткое введение в урок (можно использовать обычную местную или национальную еду):

Необходимые материалы:


  • Вареный рис.

  • Кусочек рыбы, мяса или овоща.

  • Небольшое количество листового салата или тонкий лаваш.

Введение урока:

Предложите участникам внимательно рассмотреть планы своих проектов, определить ключевые пункты плана дня и составить план реализации проекта, чтобы убедиться в его успешности.



Указания:

1. Расположитесь в центре группы и спросите участников: «Кто приготовит рисовый рулет с овощами (рыбой, мясом)?»

2. Предложите участникам руководить вами во время приготовления рисового рулета. Вы должны будете делать все в точности, как они скажут.

3. Начните упражнение. Скорее всего, участники дадут несколько указаний. «Возьмите немного риса!» «Придайте ему форму!» В точности следуйте указаниям. Если они сказали придать форму рису, но не объяснили как, возьмите ложку и размажьте рис по столу. Если же они скажут добавить кусочек овоща (рыба, мяса), посмотрите смущенно, так как не было указания отрезать кусочек. По существу ваши действия должны быть чрезмерно драматичными и акцентировать внимание на том, что их указания не точные. Несмотря на то, что участники будут кричать одновременно, не просите их говорить по очереди, так как задачей урока является понимание, что у каждого есть возможность высказаться и быть услышанным.



Задание «Распределение времени»

Необходимые материалы:

  • Плакат(ы) «Путь к Переменам».

  • Один длинный лист бумаги с названием проекта сверху и расписанием времени на каждый день (т.е. 8.00, 10.00 и т.д.), оставляя пространство между интервалами времени для рисунков или записей школьников. (Должно выглядеть, как схема временной последовательности.) На каждый реализованный проект вам понадобится одна временная последовательность.

  • Маркеры, ручки или цветные карандаши.

Введение урока:

Сегодня участники внимательно рассмотрят свои планы проектов, определят ключевые пункты плана дня, составят временной график, иллюстрирующий мероприятия каждого дня, чтобы убедиться в успешной работе.



Указания:

1. Обратите внимание участников на плакат(ы) «Путь к Переменам», в котором(ых) зафиксированы проекты.

2. Дайте им понять, что одним из необходимых ключевых моментов успешного проведения проектов является отлаженная разработка плана.

3. Предложите участникам составить список ключевых дел проекта. Убедитесь, что сюда включены регистрация волонтеров, сбор и распределение материалов, уборка, перерыв на обед и другие важные дела дня. Зафиксируйте список на доске.

4. Предложите участникам расположить эти дела в определенном порядке и зафиксируйте их на доске.

5. Затем предложите участникам продумать, когда эти события будут происходить. Будет ли регистрация в 8.00, обед в полдень и т.д.?

6. Предложите участникам зафиксировать собранную информацию (см. пункт 5) в плакате(ах) с временными последовательностями и завершить широкомасштабный, пояснительный план (расписание) дня, который может быть изменен в течение события.


  1. Начните обсуждение темы «Как мы узнаем, насколько успешны мы в этот день?» Пересмотрите каждое событие, отображенное на временной схеме, и задайте учащимся следующие вопросы:

  • Как будет выглядеть их участие в этом событии? Чем они будут заниматься? (если это кампания по благоустройству, добровольцы должны быть заняты сбором мусора, а не болтаться вокруг без дела и разговаривать).

  • Как будет звучать их участие в этом событии? Какие слова мы услышим? Например, «Этот мешок для мусора переполнен; я возьму новый и очищу этот участок». (Акцентируйте внимание на подходящих способах взаимодействия с окружающими, участвуя в проектах).

Ответы на вопрос «Как будет выглядеть…» зафиксируйте под нарисованным большим глазом, а на вопрос «Как будет звучать…» - под большим ухом.

  1. Обсудите место проведения проекта, особые мнения по поводу людей, которым оказывают помощь, подготовьте участников к тому, с чем они могут столкнуться на месте проведения мероприятия.

Рефлексия проводится на протяжении всего процесса.

Выберите некоторые из предложенных ниже заданий.



Письменно

  • Предложите участникам ответить на следующие вопросы:

- Почему необходимо заранее составлять план проекта?

- С какими трудностями они столкнулись, завершая план проекта?

- Какие навыки они приобрели, разрабатывая план проекта?


  • Каждый участник должен составить список заданий проекта, за которые лично он несет ответственность.

Обсуждение

  • Предложите 2-3 участникам провести 3-минутную презентацию навыков, которые они приобрели, участвуя в проекте «Обучение действием».

  • Каждый участник может обратиться друг к другу и рассказать о самой захватывающей, по его мнению, части проекта.

Действия

  • Участники могут составить план своего проекта на всем плакатном листе.

  • Поделиться ощущениями по поводу проекта в форме пьесы.

Советы:

Во время урока целесообразно рассказать об уже имеющемся опыте организации акций, при этом акцентировать внимание учеников на положительных и отрицательных организационных и процедурных моментах. Они сами должны выделить и зафиксировать перечень вопросов, на которые нужно обратить внимание во время работы, предложить различные сценарии и способы разрешения возможных проблем. Информация записывается, систематизируется и предлагается другим группам для обсуждения. По итогам совместной работы формируется бланк.

Теория лучше усваивается с помощью практики. Если перед глазами хороший пример взрослого, который пытается обучить тебя всему тому, что он знает, то такой пример лучше всяких слов. Кто-то из мудрых сказал: «Долог путь наставлений, краток путь практики».

Урок 9: Подведение итогов, оценка проектов

На этом уроке учащиеся будут размышлять о результатах участия в общественно полезной добровольческой деятельности, подводить итоги проектной деятельности.



Цель изучения:

Участники определят различные информационные источники, в которые они могут поместить информацию об итогах проекта, подумают о том, как отметить завершение проектов, обсудят дальнейшее развитие.



Задание «Завершение»

Необходимые материалы:

  • Цветные листы диаграммной бумаги, чистые листы в линейку и другие материалы, которые вам понадобятся для благодарственных писем.

  • Маркеры, ручки, цветные карандаши и другие художественные принадлежности.

Введение урока:

Вы можете завершить проекты различными способами. Очень важно отметить коллективную работу и поддержать участие в общественном служении. Вместе с молодыми людьми подумайте над потенциальными вариантами празднования, такими как вечеринка или Церемония общественного награждения.



Указания:

1. Составьте благодарственные открытки и письма для всех участников, включая добровольцев, координаторов сайта и остальных, кто внес вклад в проект. В Приложении к уроку 9 вы найдете образец письма.

2. Нарисуйте плакат, посвященный реализованному проекту: используйте большой лист бумаги, добавьте слова и фразы, характеризующие проект.

3. Составьте перечень «наград», которые вы хотите подарить участникам и членам сообщества, вовлеченным в ваш проект. При помощи художественных принадлежностей сделайте награды и вручите их на церемонии награждения.

4. Участники должны с гордостью прокомментировать свои проекты общественно полезной деятельности. Признание участников сообщества и остальных, вовлеченных в событие, - ключевой фактор завершения события, так что удостоверьтесь в этой возможности.

Предоставьте участникам возможность обдумать проект, приспособиться к различным стилям обучения, выберите (или предложите участникам выбрать) некоторые из перечисленных заданий на размышление.



Рефлексия проводится на протяжении всего процесса.

Выберите некоторые из предложенных ниже заданий на размышление.



Письменно

Предложите участникам проектов:

- Описать их ощущения в начале проекта, и что они думали о том, как смогут завершить его.

- Описать реакцию сообщества на проект.



  1. Предложите участникам ответить на вопросы:

- Как проект изменил их отношение к помощи другим людям?

- Как они думают, проект внес какие-либо изменения в их сообщество?

- Чему они научились, участвуя в этом проекте?

- Какие препятствия они преодолели?

Предложите написать статью об итогах реализованных проектов в школьную и местную газеты.

Чтение

Прочитайте о других мероприятиях, организованных во Всемирный День Молодежного Служения на сайтах Интернета.

Прочитайте статьи о других проектах, организованных в вашем сообществе.

Советы:

Помните, что эффективность реализации программы зависит от осуществления комплексного подхода: формирования команды единомышленников в лице администрации, учителей, учеников и родителей, доступности информации о проекте, материальной и моральной поддержки участников.


Приложения к уроку 3

ОБРАЗЕЦ ПЛАКАТА

Название проекта: Проект по очистке местного парка

Увидеть! [миссия]

Наша долгосрочная цель…

Собрать группу учащихся и организовать день очистки парка от мусора.

Поверить! [видение]

Мы хотим достичь цели, потому что…

Вся молодежь нашего сообщества верит, что местный парк должен стать чистым и спокойным местом для всех жителей нашего района.

Построить! [задачи]

Краткое описание нашего проекта (одно предложение):

Мы разобьемся на команды и приведем в порядок местный парк, развесим плакаты и поставим урны для мусора.

Сделать что-нибудь! [осуществление]

Краткое пояснение проведенного проекта (одно предложение):

Мы очистили парк в день нашего события и использовали плакаты и урны, чтобы убедиться, что парк останется чистым.

Этап 1: Поставьте перед собой краткосрочные цели.

Цель 1: Соберите, по крайней мере, 20-25 школьников и подходящих местных лидеров.

Цель 2: Ознакомьте школьников и взрослых с проблемами по очистке парка до события.

Цель 3: Распределите четкие роли молодых людей и взрослых в организации и проведении мероприятия.

Этап 2: Разработайте стратегии (для каждой поставленной цели

Для достижения цели нам нужно:



Цель 1: Составить объявления для привлечения молодых людей. Сообщить о мероприятии по очистке в местные информационные источники. Послать письма местным руководителям.

Цель 2: Пригласить представителей НКО, фирм, банков для информирования участников о проблемах парка.

Цель 3: Распределить роли между школьниками и взрослыми.

Этап 3: Определите роли и ответственность

Таблица заданий и ответственных

Задание

ЦЕЛЬ 1:


Составить объявления для привлечения школьников.

Поместить объявление о мероприятии

Послать письма местным руководителям


Ответственные
Алия

Данияр
Гульнара



Дата
10 марта

15 марта
20 марта





















Этап 4: Определите ресурсы, источники

Таблица «Ресурсы/Источники»

Что нам нужно?


К кому мы можем обратиться?

Как добудем необходимое?

Принадлежности для рекламы (бумага, маркеры, клей)


В местные магазины художественных принадлежностей, в фирмы за бумагой и печатью

Попросите Сакен Умбетовича привезти необходимое

Еда и напитки для мероприятия


В местные рестораны, к

родителям и другим взрослым



Обратиться в службу доставки

Место проведения мероприятия

Школа может предоставить место





Этап 5: Оценка

Наш план будет успешным, когда….

Мы соберем команду учащихся и взрослых, проинформированных и заинтересованных в мероприятии по очистке парка, а также участвующих в мероприятии. К тому же, у нас есть план, как сохранить парк чистым.

Этап 6: Размышление/Решение Проблем

Мы повлияем на наш план, размышляя над следующими вопросами…

Что может не получиться в нашем проекте?

С какими трудностями мы можем столкнуться? Как мы справимся с ними?


ФОРМА ПЛАКАТА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Название проекта:

Увидеть! [миссия]

Наша долгосрочная цель…



Поверить! [видение]

Мы хотим достичь цели, потому что…



Построить! [задачи]

Краткое описание нашего проекта (одно предложение):



Сделать что-нибудь! [осуществление]

Краткое пояснение проведенного проекта (одно предложение):



Этап 1: Поставьте перед собой краткосрочные цели:

Этап 2: Разработайте стратегии (для каждой поставленной цели) Для достижения цели нам нужно:

Этап 3: Определите задания и ответственных

Таблица "Роли и Ответственность" (для каждой цели)

Задание


Ответственный


Дата



















Этап 4:

Таблица «Ресурсы/Источники»

Что нам нужно?


К кому мы можем обратиться?

Как мы добудем необходимое?




















Этап 5: Оценка

Наш план будет успешным, когда….



Этап 6:

Размышление/Решение Проблем

Мы повлияем на наш план, размышляя над следующими вопросами…

Что может не получиться в нашем проекте?

С какими трудностями мы можем столкнуться? Как мы справимся с ними?


          1. Приложения к уроку 6


Вовлечение добровольцев, сообщества в Действия

Ключевые понятия:

Добровольчество, гражданская активность, активная гражданская позиция, управление человеческими ресурсами, привлечение людей к добровольческой деятельности самореализация, помощь людям и обществу.



Упражнение «Я – доброволец!»

Это упражнение помогает понять те причины, которые побуждают людей заниматься добровольческой деятельностью. В упражнении имеются элементы физической активности.



Время: 60 минут.

Дополнительные материалы: карточки с ролями для каждого участника.

    1. <предыдущая страница | следующая страница>


Пособие по развитию волонтерской деятельности учащихся организаций образования Алматы, 2009

Охватывает множество типов активного участия молодежи в различных конкурсах, реализации социально значимых проектов, направленных на помощь своему сообществу

1712.33kb.

08 10 2014
7 стр.


Вторая научно-практическая конференция в первой школе. Вот уже второй год в нашей школе проходит научно практическая конференция «Мы любители природы»

«Мы любители природы» среди учащихся начальной школы. Школьная научно-практическая конференция является формой образовательной деятельности и способствует развитию проектного подхо

29.16kb.

16 12 2014
1 стр.


Economics пособие по развитию коммуникативных навыков

Пособие по развитию коммуникативных навыков на экономических материалах (английский язык). – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 84 с

1002.91kb.

14 10 2014
16 стр.


Методическое пособие по организации и проведению интеллектуальных игр среди школьников. /Д. Б. Кукулин:- тюмень: гау дод то «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи»

Методическое пособие предназначено для специалистов учреждений дополнительного образования и молодежной политики, которые занимаются организацией досуговой деятельности подростков

611.27kb.

16 12 2014
4 стр.


Развитие профессионально важных качеств студентов посредством волонтерской деятельности
63.3kb.

17 12 2014
1 стр.


Организация внеурочной деятельности учащихся, как фактор повышения качества образования

Согласно концепции образования школа должна сформировать целостную систему универсальности знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственнос

177.18kb.

25 12 2014
1 стр.


А. П. Чехова «Товстий і тонкий» Розробили вчителі російської мови та літератури Цюнько Н. В., Білова В. В. Маріуполь, 2012

Данная комплексная система заданий предназначена для проверки усвоения знаний учащихся по творчеству А. П. Чехова, развитию творческих способностей и навыков исследовательской деят

88.13kb.

17 12 2014
1 стр.


Конкурс методических разработок, номинация «Программа для организации внеурочной деятельности»

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс

235.95kb.

01 10 2014
1 стр.