Перейти на главную страницу
Идея добровольчества наиболее успешно реализуется в среде молодежи, и поэтому особое внимание уделяется развитию волонтерского движения среди школьников и студентов, поскольку добровольчество является одной из удобных форм организации, активизации и самореализации молодежи.
На современном этапе развития казахстанского общества все большего признания получает добровольческая деятельность, основанная на добровольческих идеалах, способная внести существенный вклад в процесс социального развития и воспитания детей и молодежи, как ответственных членов общества, снижать барьеры разобщенности, укреплять доверие и сотрудничество между всеми секторами общества.
Актуальность молодежного добровольчества нашла свое подтверждение в программных материалах Организации Объединенных Наций3, в которых подчеркивается, что «работа на добровольных началах должна быть важным компонентом любой стратегии, нацеленной на решение проблем в таких областях, как уменьшение нищеты, устойчивое развитие, здравоохранение, предотвращение бедствий, реагирование на бедствия и социальная интеграция, и особенно на преодоление социального неравенства и дискриминации. Согласно Резолюции ООН A/RES/56/38 и специально выработанным к ней рекомендациям, Организацией Объединенных Наций рекомендовано правительствам всех стран включать добровольчество в национальные планы развития как компонент планов по достижению целей устойчивого развития.
Как отмечалось в предыдущем разделе данного пособия, добровольчество определяется как действие, осуществляемое на основе свободного и осознанного выбора, без принуждения, предпринимаемое по мотивам, исключающим финансовую выгоду, направленное на благо третьих лиц, общества в целом, а также приносящее пользу самому добровольцу. В данном определении, добровольческая деятельность молодежи является пространством социализации, развития профессиональных компетентностей молодых людей как будущих специалистов. В процессе волонтерской деятельности молодые люди осваивают способы социального и профессионального поведения, новые социальные роли, а также социальные и профессиональные виды деятельности.
При системной, целенаправленно организованной добровольческой деятельности в системе образования, в местах досуга, молодежных организациях создаются соответствующие условия и возможности для каждого молодого человека проявить свои лучшие качества и способности, появляется возможность оценить себя и результаты своей работы. Таким образом, включение в добровольческую деятельность способствует профессиональному становлению молодежи, формированию социально-активной жизненной позиции и ответственности. Принимая участие в добровольческом труде, молодежь приобретает знания и опыт, а также практические навыки и ценности, необходимые для активной и ответственной гражданственности.
Наиболее существенное воздействие на поведение молодого человека, как добровольца и, следовательно, на формирование жизненных навыков, необходимых для полноценной жизнедеятельности, оказывают три основных института: а) семья; б) школа; в) молодежные общественные организации.
Семья - особый институт, с которого начинается формирование ребенка как личности, его духовно нравственных ориентиров, семейных ценностей. Примеры родителей оказывают основополагающее воздействие на поведение молодого человека, сохраняющееся в нем на протяжении всей жизни. Таким образом, если в семье заложены традиции семейного добровольчества, то есть уверенность, что ребенок будет обеспечен позитивными примерами проявления доброты для подражания. Участие в добровольческой деятельности родителей существенно повысит вероятность того, что ребенок, усвоивший с детства привычку помогать, во взрослой жизни будет строить отношения с другими людьми с позиций высоких морально нравственных идеалов.
Школа - ключевая область для социализации молодого поколения, призванная создать такую институциональную среду, в которой у молодого поколения появляются и начинают развиваться межличностные отношения, ощущение коллектива, команды, возникает чувство сообщества, к которому принадлежит молодой человек.
Молодежные общественные организации наряду с семьей и школой образуют третью важнейшую институциональную среду, оказывающую существенное воздействие на участие молодежи в добровольческой деятельности. Через добровольческую работу в общественных организациях молодые люди принимают участие в решении проблем сообществ, принятии решений; Общественные организации - это также первичный уровень для самостоятельного участия в принятии решений, разработки и реализации собственных идей и проектов.
Таким образом, системное развитие и поддержка добровольчества, как общественной ценности и, одновременно, уникальной системы знаний и технологий в сфере развития людских ресурсов, выступает одним из действенных и эффективных инструментов решения задач по созданию условий для активного ответственного участия молодежи, граждан всех возрастов в решении социальных проблем общества. И это признанный во всем мире эффективный способ объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении социальных задач, мобилизации общественной инициативы, социальной консолидации общества, метод воздействия на повышение эффективности социальной политики и в целом - достижения благополучия населения.
Молодежные добровольческие программы
В последнее десятилетие в Казахстане активно развиваются программы молодежного добровольчества, реализуемые совместными усилиями органов государственной власти, молодежными организациями и образовательными учреждениями. Добровольческая деятельность молодежи охватывает множество типов активного участия молодежи в различных конкурсах, реализации социально значимых проектов, направленных на помощь своему сообществу, профилактику и предупреждение распространения ВИЧ инфекции и СПИДа среди подростков и молодежи, участие в дворовых спортивных мероприятиях и массовых соревнованиях, многое другое.
Примеры позитивной практики общественно-полезного вовлечения молодежи можно обнаружить практически во всех регионах Казахстана. При этом некоторые из программ развиваются как национальные инициативы. То есть начатые в одном из городов их развитие или повторение можно найти и в других городах.
Так, например, по инициативе Главы государства в 2005 году в Казахстане была широко развернута программа «Жасыл Ел», администрируемая Республиканским штабом молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел» в 14 областях республики и в городах Алматы и Астана.
По итогам трех лет число бойцов отрядов «Жасыл Ел» по всей республике составило более 180 тыс. человек. Отрядами «Жасыл Ел» было высажено более 25 млн. деревьев, проведены работы по расчистке горельников, посадке саженцев в парках, вдоль железных и автомобильных дорог. По всей стране благоустраивались парки и скверы на территории общей площадью 38 тыс. га. Волонтеры приняли участие в крупномасштабных экологических акциях «Таза Әлем», «Мое именное дерево», «Жасыл күн», «Менің жасыл қалам», «Зеленый сад - чистый город», «Ел болашағы тазалықта».
Ежегодно филиалами «Жасыл Ел» под руководством республиканского штаба проводятся крупномасштабные мероприятия по популяризации молодежной инициативы «Жасыл ел». Стало традицией широко праздновать День рождения «Жасыл Ел», открытие трудового сезона, проводить турниры, КВН, летние дискотеки и другие досуговые мероприятия для молодежи.
Программа «Жасыл Ел» активно освещается республиканскими и региональными средствами массовой информации. Опубликовано и вышло в эфир более 2000 статей, интервью, фильмов, видеороликов о ходе реализации национальной программы.
Добровольцами «Жасыл Ел» стали студенты и учащиеся сотен высших и средних учебных заведений Казахстана. Бойцы «Жасыл Ел» проявляют свою жизненную и общественную позицию, активно участвуя в республиканских, областных и общегородских мероприятиях.
Под эгидой «Жасыл Ел» объединились все молодежные трудовые отряды (включая студенческие строительные отряды). Создаются новые направления деятельности "Жасыл ел" - железнодорожные, педагогические, экологические отряды и др. Добровольцы планируют участвовать в строительстве современных энергосберегающих объектов на селе и в городе: установке ветряных генераторов, солнечных батарей, энергоустановок на биотопливе. Бойцы зеленого фронта считают, что альтернативные технологии должны быть построены с участием активного подрастающего поколения нашей Республики.
Как отметил руководитель штаба "Жасыл Ел" Салиходжаев Искандир "Забота о настоящем и строительство основ здорового и чистого будущего – это мощная идеологическая позиция, несущая серьезную воспитательную функцию. Программа «Жасыл Ел» нацелена на воспитание нового поколения молодых граждан республики, ответственных не только за озеленение страны, но и за будущее процветание нашего общего дома – Казахстана".
Другим примером вовлечения молодежи в добровольческую деятельность может послужить клуб волонтеров «Өрлеу» при Конгрессе молодежи Казахстана. Основной целью клуба является непосредственное вовлечение волонтеров в реализацию государственной молодежной политики, развитие молодежных инициатив, творческих навыков и гражданской активности.
Важными мотивами молодежи для добровольческой молодежи являются: желание быть социально полезными людьми, способствовать позитивным изменениям в обществе, реализовать через добровольное действие свою собственную инициативу, найти единомышленников, получить новые знания и навыки, интересно провести досуг, найти друзей. Как отмечают представители добровольческого молодежного движения, задачей волонтерского движения является забота о ближнем и бескорыстная добровольная помощь другим. Взамен волонтер получает благодарность и признательность, полезные знания, новую профессию, избавление от одиночества, чувство своей полезности, возможность эффективно использовать свои знания, воплощать в жизнь проекты социальной направленности. Клуб «Өрлеу» призван поддержать и помочь осуществить социально значимые проекты, расширить круг общения, поддержать нуждающихся в помощи людей, научиться рассчитывать свои силы и возможности.
Таким образом, программы молодежного добровольчества реализуются через стимулирование интереса подростков и молодежи к участию в добровольческой деятельности и создание для них возможностей быть добровольцами в значимом для них поле добровольческой деятельности. Отличительной особенностью программ молодежного добровольчества, будь-то в образовательных учреждениях или по месту жительства является полное исключение любых принудительных или полупринудительных способов привлечения к добровольческой деятельности. Эффективность данных программ обусловлена наличием процесса администрирования, предусматривающего обеспечение необходимым инструментарием, тренингами, комплектом документов для получения молодежью навыков самостоятельной разработки своих собственных идей, реализации проектов, умения планировать, оценивать и доводить их до логического завершения.
Вместе с тем, как показывает анализ ситуации, реализуемые в регионах Казахстана акции и программы, вовлекают лишь ограниченное число подростков и молодежи. Слабое развитие эффективных программ молодежного добровольчества в образовательных учреждениях и центрах досуга, отсутствие для большинства молодежи прямого доступа к информации о возможностях участия в программах, создают серьезное препятствие для участия в общественно полезной деятельности, как значимого фактора позитивного развития молодежи.
В свою очередь, отсутствие условий общественно полезного досуга для значительной части молодежи создает высокую степень угрозы приобщения молодых людей к криминогенной среде, употреблению наркотиков, алкоголя, совершению антиобщественных поступков.
Эта чрезвычайно опасная ситуация выдвигает на повестку дня необходимость поиска новых методов и форм работы в образовательных учреждениях, способных изменить сложившуюся ситуацию. Речь идет, прежде всего, о нахождении таких путей и способов, применение которых может создать реальные условия для здорового образа жизни молодежи - полному антиподу социально-пассивному, потребительскому стилю жизни, ведущему к утрате духовно-нравственных ценностей и высших социальных ориентиров. Другими словами альтернативой саморазрушительному поведению (алкоголизму, наркомании, игромании и т.п.) должно стать позитивное, творческое отношение к действительности, общее созидательное дело, воспитывающее и поддерживающее в молодом человеке жизненную активность, позитивные жизненные навыки.
В то же время необходимо констатировать, что работа по вовлечению подростков и молодежи в добровольческую деятельность является сравнительно новой традицией в Казахстане, которая только начинает осознаваться на общественном и государственном уровнях, как одна из важных форм организации общественно полезного досуга детей и молодежи. С другой стороны, в Казахстане пока недостаточно опыта и знаний у специалистов, работающих с молодежью в сфере эффективного продвижения молодежного добровольчества, методов стимулирования интереса подростков и молодежи к участию в добровольческой деятельности и созданию для них возможностей быть добровольцами.
Все это делает чрезвычайно актуальным проблему широкого вовлечения молодежи в добровольческую деятельность, как эффективного способа расширения возможностей молодежи для получения новых знаний и навыков, подготовке к будущей профессии, раскрытия талантов, самореализации и лидерского роста. Для решения данной проблемы необходимо, чтобы работа по вовлечению молодежи в общественно полезную деятельность строилась на системной основе поддержки и развития молодежного добровольчества, как важного направления государственной молодежной политики.
Воспитание и социализация личности невозможны без включения индивида в различные социальные отношения, без осуществления им созидательной деятельности в рамках какого-либо значимого для индивида социального института, которым для подростка является круг сверстников, объединенных общими интересами. В детском коллективе он может найти опору и поддержку, почувствовать себя равным, нужным, ценным, что даст ему почву для самореализации и самоутверждения.
Наиболее благоприятными для развития личности подростка являются условия, создаваемые в процессе взаимодействия, осуществляемого в рамках коллектива, так как коллектив силен нравственной силой составляющих его личностей, их творческим потенциалом. В добровольном, самодеятельном коллективе школьник может стать творцом, субъектом образа жизни этого сообщества. Таким образом, для наиболее эффективного и гармоничного развития личности необходимо, чтобы ее воспитание и социализация осуществлялись в рамках коллектива сверстников и взрослых, объединенных на принципах сотрудничества едиными (в главном) целями, принципами, позициями, интересами и т.п., причем, важно также, чтобы условия, создаваемые в коллективе, способствовали формированию индивидуальности.
Конвенция о правах ребенка, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии, предусматривает совокупность прав детей на активное участие в жизни общества, что самым непосредственным образом связано с деятельностью различных социальных движений.
Любое социальное движение возникает, если есть слияние общественной проблемы, личной потребности и совместной деятельности субъектов, в ходе которой проблема разрешается, а потребность находит удовлетворение. Не являются исключением и детско-юношеские организации и движения: дети объединяются, стремясь удовлетворить естественную потребность в деятельности, общении, самоутверждении, базой для реализации которых нередко становятся общественные проблемы.
Детское движение - это демократическое социокультурное явление, направленное на содействие свободному развитию процесса самореализации и самоутверждения личности ребенка в комфортной для него среде ровесников и взрослых, объединяющих свои действия в целях освоения мира и воздействия на него. Пришедшее на смену единой массовой пионерской организации, детское движение сегодня представляет широкий спектр разнообразных формирований детей, подростков и молодежи.
Сегодня вряд ли найдется педагог, который не понимает исключительную роль, которую играют в социальном становлении подростков детские общественные организации. Однако, в жизни ряд сообществ, позиционирующих себя как общественные организации, практически мало чем отличаются от детских объединений учреждений дополнительного образования детей. В чем же заключается общие характерные черты детских общественных организаций (объединений)?
Характерные черты детских общественных организаций
В качестве первой характерной черты общественных организаций детей целесообразно выделить специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Включение в детскую общественную организацию является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Такой принцип комплектования воспитательной организации как добровольность создает необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся.
Особую роль играют мотивы, возникающие на основе потребности в общении, потребности в социальном статусе, в самореализации и самоутверждении, в стремлении чувствовать себя принятым сверстниками и ценимым ими. Не менее важна группа мотивов — стремление принести максимум пользы обществу, в частности, пытаясь воздействовать на него с преобразовательной целью. Определенную роль на этапе включения в жизнедеятельность детской общественной организации могут играть «желание чему-либо научиться, информационная потребность». Процесс включения подростков в деятельность общественной организации определяется не только начальными мотивами, но возможностью сообщества их поддерживать, что обеспечивается деятельностью, общением, отношениями, складывающимися в сообществе. С одной стороны, ребенок сам определяет меру своего участия. С другой — детская общественная организация задает некие писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение подростков и взрослых, обязательность участия в акциях и мероприятиях. В этом смысле существенным оказывается, насколько, организация остается для них референтной. А.В. Мудрик указывает, что «референтность — необходимое условие длительного вхождения человека в организацию».
Вторая характерная черта — назначение детских общественных организаций детей, которое можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в общую организацию; с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставит перед собой взрослое сообщество, создавшее эти организации для детей.
Задачи воспитания в детских общественных организациях могут рассматриваться как составляющие духовно-ценностной ориентации на:
Следует отметить, что многие вожатые детских общественных организаций зачастую не имеют профессионально-педагогической подготовки в качестве вожатого, поэтому решение ими задач воспитания происходит интуитивно. Даже если взрослый получил педагогическое образование, многие подходы, средства, способы, характерные для школьного учителя (а именно такой вариант подготовки преобладает) не работают. Взаимодействие взрослого и ребенка в детских общественных организациях и общеобразовательной школе различается как по своей сути, так и в восприятии ребенка. Педагог в глазах воспитанника является корпоративно близким, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ вожака детской общественной организации кардинально отличается от образа учителя школы.
При этом наиболее существенно, что процесс организации деятельности становится объектом совместного творчества подростков и взрослых. Оптимальная позиция взрослого при таком подходе — готовность идти на утрату качества ради сохранения детского авторства. Оптимальным путем педагогического взрослого участия в деятельности детских общественных организаций видится следующая формула: педагогическое сопровождение общественной самоорганизации (предоставление подросткам в открытом актуализирующем диалоге набора средств для решения актуальных задач). Деятельность вожатых целесообразно ориентировать на коучинг в детских общественных организациях, что означает:
Анализ литературы, по детским общественным организациям, позволяет заключить, что практически все авторы разделяют идею о вариативности детско-подростковых сообществ как необходимом условии социализации подростков. 4
К наиболее часто встречающимися формам детско-подростковых общественных организаций и объединений можно отнести:
Направленность общества любителей отличается сугубо внутренним характером, так как нацелена даже не на группу в целом, а на каждого ее члена. Провозглашаемой миссией такого объединения можно назвать оптимизацию занятий значимой деятельностью, индивидуальным мотивом участия для подростков становится объединение на основе сходного интереса. Общественная организация в этом случае становится условием для наиболее успешных занятий своим любимым делом.
Весьма распространены в таких объединениях так называемые «встречи знатоков» — ситуации обмена информацией о предмете хобби. В таких ситуациях для пополнения новыми знаниями, мнениями, оценками организуются обсуждения новинок литературы по профилю, спортивных соревнований, концертов и выставок. Содержание образования в подростковом общественном объединении любителей представляет собой расширение представлений о сфере увлечений, форма обучения — обмен опытом и знаниями друг с другом.
Характер деловых отношений в обществе любителей — либеральные, то есть отличающиеся высокой степенью свободы и независимости, социальная роль взрослого — компетентный специалист.
Рамкой для существования такого объединения (организации) становится изменение характера ситуации: как только любительство начинает приносить доход, а отношение преобразуется от хобби к профессии, общество любителей становится фирмой. Существует немало общественных организаций, находящихся на грани любительства и профессионализма.
Характерной чертой групп добровольцев, в которых преобладают старшие подростки, является потребность в совместной рефлексии экзистенциальных ценностей. Причем материалом для ценностного диалога о смыслах существования может стать как объединяющая деятельность (спектакль, книга, исторический факт), так и события повседневной жизни, поступки товарищей, газетная статья. Групповая рефлексия носит исповедальный характер. Важным элементом корпоративной культуры группы добровольцев является совокупность взглядов и идей о преобразовании окружающего мира.
Деловые отношения построены на идейном авторитете лидеров — вождей, тех, кто отражает, выражает и защищает идейные ценности группы.
Примером этой формы может служить Конгресс молодежи Казахстана, который является инициатором акций социальной помощи различным категориям нуждающимся, развития волонтерского движения, в основе идеологии организации — добровольческое служение молодежи в гражданском обществе. Данная организация видит свою миссию в том, чтобы содействовать:
- разработке и реализации эффективной государственной молодежной политики, совершенствованию законодательной деятельности по проблемам молодежи;
- усилению роли молодежи в разработке и реализации стратегии социально-экономического развития Каахстана;
- обеспечению прав молодежи на достойное место в жизни страны и достойную жизнь.
Третья форма детских общественных организаций - это разновидность детских общественных организаций, созданных в форме «отряда». Такое наименование связано с тем, что с одной стороны, явно проявляется военизированная стилистика таких объединений, а с другой в реалии жизнедеятельность таких организаций в большей степени лежит игра, имитация.
Провозглашаемая миссия и индивидуальный мотив. В таких объединениях цель всего объединения и цели каждого участника существенно расходятся. Для значительного числа подростков приход в отряд — испытание себя, самоутверждение, самореализация в ситуациях преодоления трудностей. А вот общие цели выглядят достаточно педагогизированными, например, «создание организации как воспитательной среды для развития достойного гражданина своей страны на основе скаутских ценностей».
Функции воспитания подростков в общественных организациях (форма «отряд») могут быть названы следующие:
Правила и этикет в условиях данной формы детской общественной организации определяются военизированной игрой, а социальными ролями взрослых и детей являются командиры и курсанты. Деловые отношения построены на авторитете педагогов, которые выступают в качестве компетентных специалистов, мастеров.
Отношение к обучению достаточно серьезное, нередко занятия связаны с определенным риском: обращение с оружием, преодоление опасностей, отсюда высока регламентированность обучения: четкий учебный план, наличие обязательных занятий, строгое расписание. В содержание обучения может, как уже указывалось, входить допрофессиональная подготовка по военно-прикладным видам спорта. Среди методов обучения доминируют объяснительно-иллюстративный и учебная практика. Специфика просвещения состоит в том, что оно организуется в соответствии с государственными праздниками. Для отрядной формы детско-подростковых общественных объединений важное место занимает самосовершенствование подростков в соответствии с идеалом.
Для четвертой формы детско-подростковой общественной организации такой как «коммуна», характерно, что участниками оно рассматривается в большей степени как способ совместного решения актуальных проблем. Такова провозглашаемая миссия объединения, индивидуальным мотивом становится — участвовать в обустройстве окружающей жизни.
Говоря о коммунальной форме детско-подростковых общественных организаций, необходимо подчеркнуть, что характер проблем, решаемых такими сообществами, может быть различен: от организации своего свободного времени до участия в решении важных социальных, экономических, культурных проблем своего микрорайона, улицы, двора.
Функции воспитания в детско-подростковых общественных организациях (форма «коммуна»):
В коммунах преобладает демократический стиль межличностных отношений, взрослые могут выполнять роли консультантов или руководителей отдельных проектов.
На первый взгляд может показаться, что в чистом виде формы детских общественных организаций не встречаются, однако это не совсем так, в каждом объединении можно обнаружить доминанты, определяющие ту или иную форму.
Информация о формах детско-подростковой общественной организации (объединения) дает возможность школьным администраторам и руководителям уточнить основные направления собственной деятельности для организации и развития добровольческой деятельности учащейся молодежи, выстроить жизнь сообщества более целостно, благодаря чему выиграют все: и взрослые, и дети.
До сих пор бытует мнение, что вопросы организации добровольческой или благотворительной деятельности являются проблемами, не требующими специальных профессиональных подходов, и могут быть разрешены в рамках общих профессиональных подходов.
Это утверждение справедливо только в отношении разовых добровольческих и благотворительных акций, не системной добровольческой деятельности.
Проведенные исследования по социальному служению, говорят о колоссальном потенциале добровольческого движения, социального служения в целом.
Этот потенциал может быть измерен экономически и при разумном профессиональном подходе он может дать эффект сродни открытию новых ресурсных месторождений. Но, что важнее, этот потенциал имеет нравственное измерение значение, которого для социального развития общества может сыграть определяющее значение.
В современных условиях крайне важно отходить от понимания общественной работы, как чего-то необязательного, малозначительного и непрофессионального.
Как показывает опыт развитых стран, организация современной добровольческой деятельности на качественном уровне и в масштабах позволяющих сделать добровольчество значимым фактором дальнейшего социально-экономического развития страны требует выполнения целого ряда требований, которые включают принятие Закона о добровольческой деятельности, определение гарантий и прав добровольцев, развитие законодательных инициатив, государственной поддержки волонтерской деятельности и т.п..
В целях развития добровольческой и благотворительной деятельности образование должно ориентироваться на социальное служение, как на важнейшую ценность в деле формирования современной развитой личности. Социальное служение придает процессам образования и воспитания личностное измерение, нравственную направленность, формирует социальную ответственность.
Во многих западных странах в школьное и университетское образование вводится предмет «Социальное служение молодежи», ориентирующий молодых людей в ценностях и современной практике активного участия в социальном, добровольческом служении.
Исходя из целей институтализации социального служения необходимо переходить от организации этой деятельности на общественных началах к профессиональному управлению добровольческой и благотворительной деятельностью. По оценкам специалистов Министерства труда США, в связи с развитием в стране добровольческого движения, в которое вовлечено более 50% граждан, государству в ближайшие пять лет потребуется 75 000 специалистов в сфере организации и управления добровольческой деятельностью.
Необходимо включать образовательный компонент «организация социального служения» в базовую подготовку бакалавров и специалистов социальной работы, развивать на базе направления «социальная работа» магистерские специальности, организовывать курсы повышения квалификации, отвечающие нуждам общественной политики, благотворительности, добровольческого служения, миротворческой и правозащитной деятельности6.
Также необходимо включать образовательный компонент «социальное служение в современном обществе» в подготовку специалистов по всем направлениям, связанным с социальным образованием.
Для многих западных университетов стало традицией создание школ общественной политики и социального служения, отвечающих потребностям социального служения7.
Подготовка кадров для нужд организации социального служения может вестись по следующим направлениям:
Необходимо создание в местных сообществах центров социального служения, аккумулирующих и направляющих потенциал добровольческого служения граждан.
Важнейшей задачей организации социального служения в местных сообществах должна стать организация молодежной добровольной деятельности по служению обществу. Рассмотрим формы и методы обучения служению обществу.
Формы и методы обучения Служению обществу
Развитие волонтерского движения будет более успешным при умелой организации обучения Служению обществу, обучения не только тому, что представляет собой волонтерская деятельность, но и тому, что надо делать в интересах Служения обществу. Цель обучения Служению обществу состоит в том, чтобы помочь понять, что такое Служение обществу, прочувствовать важность Служения обществу и необходимость участия в выявлении и решении общественных проблем.
Виды общественных проблем могут быть разными, к ним можно отнести:
Достижение этих целей обеспечивается в процессе обучения Служению обществу, используя инновационную методику, предусматривающую активное участие и взаимодействие самих обучаемых.
В процессе обучения следует всегда ориентироваться на эти взаимосвязанные и взаимообусловленные цели.
Рассмотрим понятийный аппарат, необходимый нам для работы по изучаемой проблеме.
В процессе обучения Служению в обществе целесообразно ориентироваться на следующие положения:
- Проблемный характер вопросов беседы.
- Внимательное, уважительное отношение к ответам детей. Поощрение участников беседы за активную работу.
- Стимулирование встречных вопросов учащихся, создание условий для диалога.
- Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с детьми при проведении тренингов, использовании упражнений, ролевых и деловых игр.
- Постоянное внимание учителя к эмоциональной атмосфере и взаимоотношениям детей.
- Воспитательная работа должна быть нацелена на личностное развитие учащихся.
- Ребенок должен почувствовать себя принятым и активно понимающим других.
- Необходимо создать атмосферу доверия, заботы и сотрудничества.
- Использование интерактивных методов в процессе обучения Служению обществу (тренингов, ролевых игр, работы в парах и группах, мозговой атаки, общей дискуссии в классе, использование вопросов, проектной работы, рисунков, картинок, фотографий) позволяет создать в аудитории особый климат, способствующий раскрепощению личности обучающегося и позволяющий ему выразить себя.
Рассмотрим формы воспитательной работы, способствующие развитию волонтерского движения и желание участвовать в общественно-полезных делах, в Служении обществу.
Охватывает множество типов активного участия молодежи в различных конкурсах, реализации социально значимых проектов, направленных на помощь своему сообществу
08 10 2014
7 стр.
«Мы любители природы» среди учащихся начальной школы. Школьная научно-практическая конференция является формой образовательной деятельности и способствует развитию проектного подхо
16 12 2014
1 стр.
Пособие по развитию коммуникативных навыков на экономических материалах (английский язык). – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 84 с
14 10 2014
16 стр.
Методическое пособие предназначено для специалистов учреждений дополнительного образования и молодежной политики, которые занимаются организацией досуговой деятельности подростков
16 12 2014
4 стр.
17 12 2014
1 стр.
Согласно концепции образования школа должна сформировать целостную систему универсальности знаний, навыков, умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственнос
25 12 2014
1 стр.
Данная комплексная система заданий предназначена для проверки усвоения знаний учащихся по творчеству А. П. Чехова, развитию творческих способностей и навыков исследовательской деят
17 12 2014
1 стр.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс
01 10 2014
1 стр.