Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Вместо введения:
Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.


А.Шершунович, Т.Чукасова


  • Материалы практикума-семинара по теме: «Развитие креативного мышления средствами различных видов творчества» адресованы методистам, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, в целом, всем тем, кто стремится выявлять, развивать, стимулировать, формировать уникальные способности детей.




  • Креативных людей много!!! Вы считаете себя креативным? Приведем небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).



  • Творчество, креативность, одаренность: мы сделали попытку практически подойти к систематизации существующего материала по данным вопросам, и оформить его в конкретное практическое пособие, с помощью которого Вы можете даже на бытовом уровне стимулировать интерес детей к новому, посредством извлечения уже известного.



  • Данные материалы подготовлены специалистами Центра «Созвездие»: методистами Екимовой О.В., Сысоевой Ю.В., зав. отделами Мамаевой С.В., Сухневой О.С., зам. директора Плотниковой Л.А., под руководством директора Колмогоровой Л.Г.



О чем мы будем говорить:


Страница

Программа практикума-семинара


2-3

1.

Все о креативности: сущность, понятия, гипотезы, критерии.

4-5

2.

Творчество, креативность, одаренность?

6-8

3.

Условия развития креативного мышления.

9-11

4.

Методы, технологии развития креативного мышления.

12-14

5.

Все, что можно взять на вооружение педагогу: игры-тренинги, практикумы, тесты, упражнения для развития творческого мышления и пр.

15-29

Программа проведения семинара-практикума

по теме: «Развитие креативного мышления средствами различных видов творчества»

Дата проведения: 26.10.12 г.

Место проведения: Центр «Созвездие», г. Советский
















Время проведения:







Организаторы: методический отдел, отдел психолого-педагогического сопровождения МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие».




10.45-11.00

- встреча участников семинара-практикума




Участники:




11.00-12.00

- теоретическая часть




  • ПДО Центра «Созвездие», ОУ, ДОУ Советского района (г. Советский).




12.00-12.10

- перерыв




  • ПДО «Станции юных натуралистов «Амарант», «ДЮЦ «Прометей» (г. Югорск).




12.10-13.30

- секционная работа










13.30-14.00

- чайная пауза










14.00-15.30

- секционная работа

подведение итогов семинара-практикума












Повестка семинара-практикума:



Тема

Время

Ответственные / докладчики

Вступительное слово.

11.00-11.05

  • Колмогорова Л.Г., директор Центра «Созвездие».

1.

Креативное мышление: сущность, понятия, гипотезы, критерии.

11.05-11.30

  • Мамаева С.В., заведующий методическим отделом Центра «Созвездие».

2.

Психодиагностика креативного мышления.

11.30-11.45

  • Сухнева О.С., заведующий отделом психолого-педагогического сопровождения Центра «Созвездие».

3.

Содержание работы ПДО: методы, технологии развития креативного мышления.

11.45-12.00

  • Екимова О.В., методист Центра «Созвездие».

Перерыв

12.00-12.10

Перерыв, расходимся по секциям

4. Секционная работа:

4.1.

ФГОС как инструмент развития креативного мышления.

12.10-13.30

  • Колмогорова Л.Г., директор Центра «Созвездие».

  • Екимова О.В., методист Центра «Созвездие».

4.1.1. Проблемы и перспективы введения ФГОС при реализации программ дополнительного образования.

  • Косякова Л.А., заместитель директора «Станции юных натуралистов «Амарант».

4.1.2. Специфика работы ПДО при внедрении ФГОС на занятиях внеурочной деятельности.

  • Володина Л.Ф., педагог-совместитель Центра «Созвездие».

  • Бастракова Н.В., педагог-совместитель Центра «Созвездие».

4.1.3. Критерии отслеживания формирования у воспитанников креативного мышления в рамках реализации программы дополнительного образования (ФГОС).

  • Дерун Н.Б., педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

4.1.4. Активные формы и методы развития творческих способностей средствами театральной деятельности в рамках внедрения ФГОС.

  • Сидорова О.Г., педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

4.2.

Развитие творческих способностей на занятиях эколого-биологической направленности.

  • Тренинг «Креативность».




12.10-13.30

  • Ботяновская Г.А., заместитель директора Центра «Созвездие».

  • Мамаева С.В., заведующий методическим отделом Центра «Созвездие».

4.2.1. Развитие креативного мышления посредством исследовательской деятельности на индивидуальных занятиях с детьми.

  • Сивакова О.В., заведующий зоологической секции, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

4.2.2. Разнообразие форм эколого-биологической деятельности, ориентированной на развитие творческих способностей детей.

  • Резниченко Л.М., педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

4.2.3. Развитие креативного мышления посредством «Экотеатра».

  • Чащихина Е.Е, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

4.2.4. Виртуальная экскурсия как средство развития творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

  • Гущина Т.А., педагог дополнительного образования «Станции юных натуралистов «Амарант».

4.2.5. Мастер-класс по изготовлению «Флориков».

  • Краткова Т.В., педагог дополнительного образования «Станции юных натуралистов «Амарант».

4.3.

Виды творчества декоративно-прикладного и изобразительного искусства ориентированные на развитие креативного мышления у детей.

12.10-13.30

  • Ильина Е.В., заместитель директора Центра «Созвездие».

  • Жгунова., заместитель директора Центра «Созвездие».

4.3.1. Современные тенденции декоративно - прикладного творчества: «Айрисхолдинг».

  • Пастухова Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

4.3.2. Современные тенденции декоративно - прикладного творчества: «Бумагопластика».

  • Самошкина Светлана Григорьевна, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие»

4.3.3. Современные тенденции декоративно - прикладного творчества: «Папье-маше».

  • Гнатюк Наталья Александровна, учитель ИЗО МБОУ СОШ №2 г. Югорск

4.3.4. Техника «Коллаж» как средство развития креативного мышления.

  • Гилева Алла Викторовна, учитель технологии МБОУ СОШ №2, г. Югорск.

4.3.5. Техника «Канзаши» как средство развития креативного мышления детей младшего школьного возраста»

  • Титова Наталья Гайнановна, педагог дополнительного образования «ДЮЦ «Прометей».

4.3.6. Идеи для творчества: аксессуары из органзы.

  • Каюмова Ризида Завдатовна, заведующий отделом, педагог дополнительного образования.

4.3.7. Современные тенденции декоративно - прикладного творчества: уроки флористики.

  • Гарбер Илона Анатольевна, учитель изобразительного искусства лицей Г.П. Атякшева.

4.3.8. Современные тенденции декоративно -прикладного творчества: рисуем шоколадом.

  • Долганова Альбина Федоровна, преподаватель Детской школы искусств, г. Советский.

4.3.9. Современные тенденции декоративно - прикладного творчества: мозаика из стекла.

  • Федорова Татьяна Геннадьевна, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

4.3.10. Современные тенденции декоративно - прикладного творчества: карвинг.

  • Зыкова Любовь Владимировна, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

4.3.11. Современные тенденции декоративно - прикладного творчества: свит –дизайн.

  • Власова Наталья Васильевна, педагог дополнительного образования Центра «Созвездие».

4.4.

Перерыв

13.30-14.00

  • Чайная пауза

4.5.

Продолжение работы секций

14.00-15.30

  • Руководители секций: Екимова О.В., Ботяновская Г.А., Мамаева С.В., Жгунова О.А.

4.6.

Подведение итогов семинара, работы секций

15.30-15.40

  • Руководители секций: Екимова О.В., Ботяновская Г.А., Мамаева С.В., Жгунова О.А.

1. Все о креативности: сущность, понятия, гипотезы, критерии измерения.

Понимание сущности креативности и лежащих в его основе способностей – вопрос, по которому существует множество разноречивых психологических, педагогических и философских теорий, мнений и концепций. Не претендуя на полноту изложения, предлагаем некоторые из них.

В переводе с английского «креативность» (create) обозначает - творить, создавать. Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей, и рассматривается в психологии в нескольких ракурсах:

  • А. Маслоу (1950 г.), считает, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

  • Э. Торренс, Дж. Гилфорд (1946 г.), креативность рассматривали как самобытную разновидность мышления - так называемое дивергентное (расходящееся, идущее в разных направлениях) мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

  • Г. Айзенк (1992 г.), под креативностью понимал характеристику интеллектуальной сферы.

  • Я. Понамарев (1973 г.), считает, что креативность – это самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании.

  • Олах (1998 г.), видел в креативности систему личностных качеств.

Несмотря на различия во взглядах авторов, креативность связывается с созданием чего-то нового для личности или общества. Существуют различные определения креативности, в которых акцент делается:

  • на продукты, создаваемые благодаря ей: креативность как способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное;

  • процессы: креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие и т.д.;

  • личностные качества: креативность как открытость новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности;

  • внешние условия: креативность как способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху.

В современной психологии тоже нет единого определения термина «креативность». Приведем наиболее распространенные понятия, креативность это:

  • способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем (в этом смысле креативность является полной противоположностью шаблонного мышления);

  • творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем;

  • способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.

Так или иначе, под креативностью понимается некая противоположность обыденности, стандартности, комфортности (податливости внешнему влиянию). Таким образом, креативность включает:

  1. Интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющие создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а так же предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать.

  2. Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность.

  3. «Метатворчество» - жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.

«Итак, креативность представляет как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон, 1997 г.).

В целом, креативность можно определить как комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем.

Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей:

  • Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путем сложения способностей самых умных и одаренных особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.

  • По второй гипотезе, высказанной в 2002 году (антропологом Р. Клайном) появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тыс. лет назад.


Как измерить творчество/креативность?

Наиболее известные в психологической практике критерии креативности Торренса и Ранко.




Торренс

Ранко

Критерии креативности


  • Беглость (способность продуцировать большое количество идей).

  • Беглость (количество идей, возникающих в единицу времени).

  • Гибкость (способность применять разнообразные стратегии при решении проблем).

  • Гибкость (индивиды, которые проявляют гибкость и оригинальность в процессе решения проблемы).

  • Оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи).

  • Оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых).

  • Разработанность (способность детально разрабатывать возникшие идеи).

  • Восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую).

  • Сопротивление замыканию (способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем).

  • Метафоричность (готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном – простое).

  • Абстрактность названия (понимание сути проблемы того, что действительно существенно; процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму)

  • Удовлетворенность (итог проявления креативности; при негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства).

следующая страница>


Практикума-семинара по теме: «Развитие креативного мышления средствами различных видов творчества»

«Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, написа

711.46kb.

06 10 2014
5 стр.


Развитие креативного мышления будущих педагогов-психологов в процессе обучения в вузе
358.74kb.

14 10 2014
1 стр.


Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-4 класса (по художественно-эстетическому направлению) «Волшебная мастерская»

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию

296.45kb.

04 09 2014
1 стр.


Правое полушарие мозга считается источником креативного мышления человек
49.85kb.

11 10 2014
1 стр.


Создание географического образа территории

Увц: Развитие творческого (самостоятельного мышления; развитие познавательного творческого интереса учащихся к изучаемой теме; обобщение знаний, их систематизация, проверка; воспит

53.74kb.

26 09 2014
1 стр.


«Технологии традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Творческий проект»

Место урока в теме: 55-56 урок изучения программы «Народное искусство России в образовательной области «Технология»

169.49kb.

06 10 2014
1 стр.


Название мероприятия

Проект направлен на повышение профессионального мастерства участников (студенты и молодежь); расширение общего кругозора личности на основе творческой интеграции различных видов де

67.33kb.

23 09 2014
1 стр.


Конкурса детского творчества «Зеркало природы»

Цель конкурса: привлечение внимания учащихся к проблеме охраны окружающей среды, воспитание бережного, внимательного отношения к природе средствами художественного творчества, раск

470.98kb.

16 12 2014
5 стр.