Перейти на главную страницу
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Руководитель ШМО _________/ Хафизова М.В./ Протокол №______ от « __» августа 201 2г |
Согласовано заместитель директора по УВР МОУ «ИСОШ» ________________ЗиятдиноваФ.Ф. «___ » августа 201 2г.
|
Утверждено Директор МБОУ «ИСОШ » ____________/ Шаймухаметова А.М./ Приказ №______ от « ____» августа 201 2г.
|
Составил:Зиганьшин Мударис Минниярович –
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2012-2013 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия творческого объединения позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Творческое объединение «Мастерок» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели творческого объединения:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6,6-11 лет.
Программа творческого объединения« Волшебная мастерская»
1 год (33 ч)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (1 час).
Знакомство с техникой торцевания. Это мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
Примечания |
1 |
Вводная беседа
|
1 |
1 |
- |
|
2 |
Работа с природным материалом. Флористика-это искусство создания композиций или букетов из срезанных цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов, декоративных трав в вазах, шарах, корзинах и других сосудах. Натуральные растения можно дополнить искусственными (самодельными) цветами и растениями, использовать для создания композиции камни, ткань, металл, пластик и другие материалы. |
4 |
|
4 |
|
3. |
Работа с бумагой. Ладошковая аппликация. Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей можно показать. |
6 |
|
6 |
|
4. |
Торцевание. Этот вид бумажного творчества увлекает и завораживает. |
6 |
|
6 |
|
5. |
Пластилин. Аппликация (обратная) из пластилина |
5 |
|
5 |
|
6. |
Работа с бумагой. Оригами из кругов. |
4 |
|
4 |
|
6 |
Работа с тканью. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. |
6 |
|
6 |
|
7 |
Подведение итогов |
1 |
1 |
- |
|
|
Итого |
33 |
2 |
31 |
|
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края – сувениры из меха.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
Вводная беседа (1час). Правила техники безопасности
Работа с природным материалом. Отпечатки листьев.(5 часов)
Материал:гербарий листьев, картон, клей, ножницы, подручный материал.
- Объёмная аппликация.
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
Примечания |
1. |
Вводная беседа |
1 |
1 |
- |
|
2. |
Работа с природным материалом. Отпечатки листьев |
5 |
|
5 |
|
3.
|
Работа с бумагой и картоном. Ассамбляж.(разновидность коллажа) |
6 |
|
6 |
|
4 |
Работа с гофрированной бумагой (торцевание) |
3 |
|
3 |
|
5 |
Работа с нитью в технике «изонить» |
5 |
|
5 |
|
6 |
Работа с пластилином |
5 |
|
5 |
|
7 |
Художественное творчество Поделки из ватных дисков |
5 |
|
5 |
|
8 |
Украшение интерьера |
3 |
|
3 |
|
9 |
Подведение итогов Итого : |
1 34 |
1 2 |
32 |
|
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
Примечания |
1 |
Вводная беседа
|
1 |
1 |
- |
|
2 |
Работа с бумагой. Айрис фолдинг (радужное складывание) |
4 |
|
4 |
|
3 |
Работа с солью. |
4 |
|
4 |
|
4 |
Работа с картоном. Бумажный туннель «сквозное отверстие» |
4 |
|
4 |
|
5 |
Работа с помпонами – элемент декора |
4 |
|
4 |
|
6 |
Художественное творчество. Свит- дизайн(композиции из конфет) |
5 |
|
5 |
|
7 |
Работа с бисером |
5 |
|
5 |
|
8 |
Игра по скетчу. (эскиз, зарисовки) |
5 |
|
5 |
|
9 |
Подведение итогов работы. Выставка работ учащихся. |
2 |
2 |
|
|
|
Итого: |
34 |
3 |
31 |
|
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.
Четвероклассники составляют план работы самостоятельно. Учатся работать коллективно.
При организации коллективной работы необходимо вовлекать в процесс все стороны. Это позволяет лучше учитывать индивидуальные особенности детей, способствует развитию творческого мышления, помогает наиболее эффективно и качественно осуществлять работа. Коллективная работа - это такая форма организации учебно-образовательного процесса, которая позволяет целесообразно распределить обязанности и взаимоконтроль, это общение и коммуникабельность, это сотрудничество, которое обеспечивает активность учебного процесса и высокий уровень усвоения материала. Коллективная деятельность даёт мощный толчок, стимулирующий дальнейшее развитие детей во взаимном обогащении знаниями в своей группе. Коллективная деятельность даёт возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может и умеет делать в сотрудничестве.
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
Примечания |
1 |
Вводная беседа
|
1 |
1 |
- |
|
2 |
Коллективная работа «Очей, очарованье!» |
4 |
|
4 |
|
3 |
Работа с коктейльными трубочками. |
4 |
|
4 |
|
4 |
Работа с бумагой. Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. |
4 |
|
4 |
|
5 |
Работа с бумагой. Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. |
4 |
|
4 |
|
6 |
Вязание крючком —процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. |
4 |
|
4 |
|
7 |
Моделирование Модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. |
5 |
|
5 |
|
8 |
Квиллинг-искусство бумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). |
3 |
|
3 |
|
9. 10
|
Украшение интерьера. Подведение итогов. |
4 1
|
1 |
4 |
|
|
Итого |
34 |
2 |
32 |
|
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные, окружные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию
04 09 2014
1 стр.
Данная программа составлялась на основе методической разработки для преподавателей хореографии дши (начальное обучение) Певхенен Э. Н. (Санкт-Петербург), рабочей программы «Совреме
15 12 2014
1 стр.
«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся»
04 09 2014
1 стр.
Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
08 10 2014
1 стр.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс
01 10 2014
1 стр.
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразитель-ному искусству для 6 класса составлена на основе
15 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и на основе программы Г. Я. Мякишева для 10 класса общеобразовательных учреждений
18 12 2014
5 стр.