4. Методы, технологии развития креативного мышления.
В рамках изучения вопроса «Развитие креативного мышления различными видами творчества» актуальным является вопрос: «Какие качества личности должен и может развивать педагог в детях в рамках формирования творческих способностей, и какие средства педагогической поддержки для этого наиболее эффективны?».
Первоначально отметим основные группы качеств личности, характеризующие творчество/креативность (которые обобщил на основе большого количества существующих признаков Davis, 1995 г., с. 426):
-
Осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
-
Оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
-
Независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
-
Склонность к риску – готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
-
Энергичность – поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
-
Артистичность – выразительность, эстетические интересы.
-
Заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
-
Чувство юмора – игривость.
-
Тяга к сложности – интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
-
Непредубежденность – восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
-
Потребность в одиночестве – самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
-
Интуитивность – проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
Помимо вышеперечисленных качеств, современные психологи указывают на то, что творчество/креативность требуют наличие еще одной характеристики личности:
-
Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.
Мы отдаем себе отчет в том, что:
-
сформировать все вышеперечисленные качества личности, характеризующие творческого/креативного воспитанника невозможно «одному» педагогу в рамках образовательно-воспитательного процесса;
-
а так же, что данные группы качеств, для каждой возрастной категории дифференцируются по содержанию, степени выраженности, возрастным особенностям, некоторые из них формируются только к концу окончания учебы в школе;
но определить возможные параметры развития творчества детей в своей направленности и сформировать качества приближенные к вышеуказанным параметрам, характеризующие творческую/креативную личность может каждый из педагогов. Подтверждает эту мысль и тот факт, что педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования наиболее эффективна, нежели в других образовательных учреждениях, поскольку именно здесь:
-
используются возможности дополнительного образования по творческому развитию, позволяющие учитывать как индивидуальные возможности, так и возрастные закономерности развития творческого мышления детей;
-
развивать творческое мышление, как в познавательной, так и в практической деятельности;
-
сочетать коллективное и индивидуальное творчество детей;
-
содержание и методическое обеспечение педагогической поддержки направлено на активизацию творческого мышления детей при развитии у них познавательных процессов;
-
развитие творческого мышления начинается в период подготовки детей к школе и происходит при активном взаимодействии в образовательном процессе педагога, детей и родителей.
Теперь обратим свое внимание на содержание деятельности ПДО. Какой уровень педагогической поддержки должен быть оказан ребенку, чтобы «на выходе» были сформированы творческие/креативные способности у детей, и умения их применять в нужной ситуации?
Для того чтобы креативность стала свойством личности, а не носила исключительно ситуативный характер, необходимы с одной стороны, систематические занятия в данном направлении, которые желательно начинать в раннем дошкольном возрасте, а с другой – создание творческой среды в семье и детском саду, учреждении дополнительного образования, школе через вовлечение родителей и педагогов в процесс развития творческого мышления детей.
Необходимыми
условиями организации образовательно-воспитательного процесса ПДО, ориентированными на развитие творческих/креативных способностей воспитанников, выступают:
-
Организация ПДО познавательной и практической деятельности детей на занятиях, при которой учитываются как индивидуальные, так и общие возрастные закономерности развития творческого мышления детей (индивидуальная динамика развития творческого мышления у каждого ребенка, наличие периодов снижения творческой активности у детей, влияние факторов среды, связь творческого мышления с познавательными процессами).
-
Разработка содержания и методического обеспечения развития творческого мышления детей:
-
Программа (как правило, состоящая из трех содержательных модулей: развитие познавательных процессов, творческого мышления, эмоционально-волевой сферы детей).
-
Методы, активизирующие творческое мышление детей при выполнении заданий, направленных на развитие восприятия, внимания памяти, воображения, мышления, речи.
-
Система заданий с использованием развивающих игр и дидактического материала, методика диагностики творческого мышления, адаптированная к региональным и возрастным особенностям детей.
-
Формы взаимодействия педагога, детей и их родителей в образовательно-воспитательном пространстве учреждения, обеспечивающие творческое мышление детей:
-
Индивидуальное собеседование с ребенком и родителями перед началом занятий.
-
Проведение занятий в форме сказок, путешествий и др. активных игровых форм.
-
Совместные занятия родителей и детей, или присутствие родителей на занятиях детей.
-
Система «домашних заданий» активизирующих творческое мышление всей семьи.
-
Проведение в течение учебного года серии творческих мероприятий.
-
Групповые тематические занятия для родителей с привлечением узкоспециализированных специалистов (педагога-психолога).
Какие методы, технологии позволяют формировать креативность у детей?
Официально одобрено две программы Министерством общего образования и науки РФ: Программа для детей дошкольного возраста и Программа для школьников. Педагогической основой данных программ является технология развития креативного мышления, которая направлена на поддержку познавательного потенциала каждого ребенка. Технология включает:
-
Нетрадиционные формы проведений занятий.
-
Организацию «креативных минуток» на каждом занятии.
-
Исследовательскую, проектную деятельность воспитанников.
-
Модульные, элективные курсы, ориентированные на развитие творческих способностей.
-
Систему внеурочной деятельности.
-
Просвещение родителей, приобщение семьи к развитию творческого потенциала ребенка.
-
Использование специальных методов творческого мышления:
№
|
Наименование метода
|
Краткое содержание
|
1.
|
ТРИЗ / теория решения изобретательских задач
|
Алгоритмизированный подход к изобретательству, творчеству + желание и чувства ребенка
|
2.
|
Система творческих заданий
|
Все виды игровых методик
|
3.
|
Моделирование
|
Создание проблемной ситуации, ее разрешение; анализ + сопоставление
|
4.
|
Синектика
|
Решение с помощью аналогий
|
5.
|
Алгоритмизация
|
Опора, блок информации, алгоритм
|
6.
|
Мозговой штурм / решение проблемы по этапам
|
1.Максимальное количество решений поставленной задачи – даже абсурдные, критика не допускается; 2.Колическтвенный анализ предложенных решений, выбор «+», «-»; 3.Отбор самых интересных и реальных
|
7.
|
Эвристика / эвристическая беседа
|
Цепь вопросов и ответов, дающих возможность строить диалог на определенную тему
|
8.
|
КТД / коллективно творческое дело
|
|
9.
|
Метод аналогий и альтернатив
|
Спонтанное мышление в разных направлениях без попыток выбрать лучший вариант решения и без детальной проработки отдельных вариантов
|
10.
|
Метод образно-понятийного мышления
|
Метод образно-понятийного мышления направлен на развитие воображения, умение работать с образами в воображении
|
11.
|
Метод угадывания
|
К методу угадывания нам приходится прибегать в ситуации неопределенности, где нет возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение
|
12.
|
Метод заметок
|
Фарадей использовал метод, который условно называется методом портативного банка памяти. Это очень просто. Вы покупаете маленький блокнот и носите его с собой повсюду, как это делали молодой Эйнштейн и Фарадей.
Метод работает, потому что удовлетворяет первому закону поведенческой психологии: как только вы записываете впечатление или мысль, вы формируете особый тип творческого поведения.
|
13.
|
Mindmapping / интеллект-карты, ментальные карты
|
Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще
|
5. Все, что можно взять на вооружение педагогу: игры-тренинги, практикумы, тесты, упражнения для развития творческого мышления и пр.
Задания для воспитанников дошкольного возраста:
-
«Креативная палка». Выбираем какой-нибудь предмет и придумываем, что с ним можно сделать. Например, палка. Ей можно копать землю, опираться на нее, подарить или просто выбросить. Нужно придумать как можно больше разных, а главное, необычных вариантов.
-
«Как пахнет радуга?». Нарисуем, как пахнет радуга. Можно придумать кучу подобных вопросов: нарисуй, какое на ощупь облако…; нарисуй, какой вкус у бабушкиных котлет…; нарисуй, о чем мечтают звезды.
-
«Цифры в образе» (ассоциация, цифровая азбука). Каждую цифру надо представить в виде какого-то предмета, а потом предметы связать одной логической цепочкой. (например: 1-палка, 2-лебедь, 3-забор, 4-антенна, 5-толстяк, 6-бабушка, 7-кочерга, 8-матрешка, 9-жучок, 0-лужа). Задача: 8, 3, 9, 0. Для этих цифр, согласно придуманной азбуке, можно придумать такую ассоциацию: «Матрешка стояла у забора, а рядом в луже плавал жучок». Чем больше цифровой ряд, тем длиннее и интереснее истории. Попробуйте составить свою!
-
«Тепло-красная улыбка» (игра в ассоциации). Называем ребенку слова, он придумывает к ним прилагательные, запоминаем их, потом играем наоборот: называем ребенку его прилагательные, а он по ним вспоминает слова, которые мы назвали (например: Пароход- Большой и быстрый, Клубника - Сладкая и сочная, Улыбка- Теплая и красная, Башмак- Рваный и грязный. Во второй части игры меняемся: Теплая и сладкая, Сладкая и сочная?).
-
«История грузовика». Придумать историю корабля. В каком городе и на каком заводе его сделали, по каким морям он плавал, что видел, как избежал пиратского нападения. Потом такую же штуку проделать и с грузовиком, с шишкой и даже с медведем, что важно сидит на полке в магазине.
Упражнения для развития творческого мышления:
-
Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.
-
Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуйте склеить как можно больше фигурок людей и животных.
-
Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Коллаж можно поворачивать как угодно.
-
Найдите как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое. На выполнение этого задания отводится обычно 5-6 минут.
-
Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.) Например: Свет – яркий, ласковый, живой; Солнце - …, Утро - …, Темнота – закрытый, ночной; Ночь - …, Вечер - …, Пещера - …
-
Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов: Колодец – паркет; Бревно – коробка; Облако – дверь; Кукла – снег.
-
Дивергентные задачи (на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько ответов). Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
-
Утром Дима проснулся раньше обычного.
-
Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
-
Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
- Подумайте, что может произойти, если…
1. «…дождь будет идти, не переставая».
2. «…люди научатся летать, как птицы».
3. «…собаки начнут разговаривать человеческим голосом».
4. «…оживут все сказочные герои».
5. «…из водопроводного крана польется апельсиновый сок».
-
Игра «Муха» (позволяет тренировать способность длительно удерживать в сознании зрительный образ). Рисуется квадрат 3 х 3. В центре - сидит «муха». Она движется на одну клетку вправо, влево, вверх, вниз. Обратные действия совершать нельзя. Главное – не выпустить «муху» с поля. В игре участвуют 2-3 человека. Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Вначале игра «идёт с полем», пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Далее игра продолжается, и игроки ориентируются на своё зрительное представление.
-
Упражнение «Назови всё круглое … (в этой комнате, на улице и т.д.).
-
Упражнение «Назови по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названные признака. Например: яркий, жёлтый (свет, солнце, лампа). Варианты заданий: пушистый – зелёный, прозрачный – голубой, сильный – добрый, звонкий – громкий, сладкий – лёгкий.
-
Упражнение «Отгадывание загадок».
-
Игра «Лишнее слово». Назови лишнее слово. Щука, карась, окунь, рак. Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик. Саша, Коля, Маша, Лена, Егорова. Заяц, лось, кабан, волк, овца. Ухо, лицо, нос, рот, глаз.
-
Игра «Назови отличие». Найти как можно больше отличий: шкаф – телевизор, магнитофон – собака, книга – машина, звонок – карандаш, птица – самолёт.
-
Игра «Поиск общего». Найти общие признаки: Телевизор – шкаф (и т.д.).
-
Игра «Группировка слов». Сгруппировать слова и объяснить почему стрела, пчела, бабочка, - летающие объекты, коршун, воробей – птицы, пчела, бабочка – насекомые.
-
Составление рассказа по картинкам. Примерная схема: - Что произошло до события, изображённого на картинке? Что думают нарисованные герои? Что будет дальше? Чем всё закончится?
-
Задачка-шутка: Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана, чем бы ты стал отмерять следующие продукты: мука для оладий, молоко для питья, масло для оладий, сироп, яйца, соль, перец. Сколько бы ты взял каждого продукта?
-
Придумывание окончания сказки. (Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).
-
Игра «Вывод». Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший? Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый, самый худой?
Упражнения на развитие творческих способностей с помощью активизации фантазии:
-
Расскажите детям следующую историю. Однажды маленький мальчик шел из школы домой. Ступая по тротуару, он очень внимательно смотрел себе под ноги, чтобы быть уверенным, что не наступает ни на одну букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинять вреда. Неожиданно он остановился. Прямо у его ног лежала, сверкая в лучах солнца, абсолютно новая монета. «Ух ты!» - воскликнул мальчик и поднял монету. «Сегодня, должно быть, счастливый день», - подумал он. А монета была действительно очень красивой: на одной ее стороне было изображено дерево, а на другой – диковинная птица. На самом деле это была волшебная монета, но мальчик, конечно же, об этом не знал. Как только он опустил монету себе в карман, он почувствовал что – то весьма странное. Ему показалось, что он становится все меньше и меньше, и это чувство не покидало его, пока он не сделался совсем крошечным человечком.
-
Спросите: «Если бы ты был (а) этим маленьким мальчиком, о чем бы сразу подумал (а)?»
-
Продолжите таким образом: «Ты предложил (а) очень интересные догадки, сейчас я расскажу о том, что же подумал мальчик на самом деле. Мальчик начал думать прежде всего о том, как же он теперь будет добираться домой. Но так как в этой истории ничего не говорится о том, что предпринял этот мальчик, ты можешь рассказать об этом сам (а). Итак, каким образом он может добраться до своего дома? Не забудь, что мальчик очень маленького роста».
-
Задайте вопрос относительно последствий, с которыми может столкнуться наш герой, вообще человек, имеющий такой рост. Что произойдет, когда мальчик попадет домой? Что подумают его родители? Что подумают его братья и сестры, а также его собака и кошка? Что изменится, когда он будет есть? Какую разницу он почувствует в ночное время и когда проснется утром?
-
Продолжите рассуждение: «Ты высказал (а) достаточно много интересных предложений. А теперь подумай, как будут обстоять дела мальчика в детском саду?».
-
Неожиданный поворот событий. Напомните ребенку о содержании рассказанной вами истории. Затем скажите: «Итак, после того как мальчик стал маленьким, прошли целые дни и ночи. И он решил опять стать таким, каким был раньше. Он решил положить волшебную монету обратно на тротуар в надежде снова вырасти и стать прежним. Он положил монету вверх той стороной, на которой было изображено дерево. В тот момент, когда монета коснулась земли, мальчик почувствовал, что становится все больше и больше. Но волшебная монета не знала, какого роста должен быть нормальный мальчик, а потому он рос, пока его рост не стал больше высоты потолка в этой комнате». Попросите детей перечислить проблемы, с которыми может столкнуться человек, имеющий такой рост. Постарайтесь сделать так, чтобы ответов было как можно больше.
-
Заключение. «Ясно, что мальчику не хотелось быть великаном, точно так же как не хотелось быть совсем крошечным. Он очень хотел быть обычным мальчиком его возраста. В нашей истории мальчик решил снова вернуться на то место, где он нашел волшебную монету. На этот раз он положил ее на землю той стороной вверх, на которой была изображена птица. Как только он это сделал, он почувствовал, что быстро уменьшается в размерах. Вдруг настал момент, когда он перестал уменьшаться. Он оглянулся вокруг и заметил, что снова стал обычного роста». В заключение попросите ребенка высказать свое предложение о том, по его мнению, закончилась эта история. Таким образом, можно стимулировать ребенка к поиску самых разных путей развития ситуации.
Активизация творческого мышления в различных видах деятельности:
Познавательная деятельность:
-
Расскажи о всех возможных вариантах использования воды. Постарайся назвать максимальное количество предметов, работающих на электричестве.
-
Назови всех людей, которые помогают нам совершать путешествия, предохраняют нас от заболеваний, обеспечивают всем необходимым для жизни, строят для нас дома и т.д.
-
Подумай, что общего у следующих предметов (форма, цвет, размер и т.д.). Назови предметы, которые существуют парами. Сколько, по-твоему, мячей вместиться в корзину? Дай столько фигурок, сколько лап у кошки и т.д. Что будет, если исчезнут все зонтики? А если перестанет идти дождь? Составь историю про мячик, зайчика и солнце. Как можно использовать пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от карандашей и т.п.?
Речевая деятельность:
-
Опиши, как выглядит попавший на Землю инопланетянин, во что одет, какой у него корабль и т.д. Расскажи историю о том, что бы ты увидел(а), если бы прокатился(лась) по радуге: что видно сверху, какие ощущения – радостно или страшно, кого хотел(а) бы с собой взять и т.д. Превратись в маму (папу и т.д.). Как ты будешь теперь разговаривать? Попроси меня о чем-нибудь, будто ты воспитатель. Представь, что ты телеведущий(ая) программы о животных. Что ты можешь рассказать зрителям?
Творческая деятельность:
-
Музыка: как ты думаешь, о чем может рассказать эта мелодия? Какая она – грустная или веселая? Хочется танцевать или прыгать, двигаться на цыпочках или просто полежать?
-
Художественное творчество: Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, тряпочки, картон, пластилин и т.п.). Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина. А теперь аппликацию из картона и цветной бумаги. Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила. Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?
<предыдущая страница | следующая страница>