12.00.01
история учений о праве и государстве
доктора юридических наук
Саратов – 2007
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении
высшего профессионального образования
«Саратовская государственная академия права»
доктор юридических наук, профессор
доктор юридических наук, профессор
доктор юридических наук, доцент
Ведущая организация ГОУ ВПО «Поволжская академия государственной службы им. П.А. Сто-лыпина»
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».
Ученый секретарь
диссертационного совета Морозова И.С.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей».1
Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них – права ребенка и их защита. История показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида, и что лозунги о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями.
Зарубежная мысль по сравнению с российской раньше осознала важность проблемы прав детей, и международное право тоже раньше стало предусматривать меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. В первую очередь к данной категории относятся дети. Сразу же после первой мировой войны в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях. В 1924 г. принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1959 г. ООН провозглашена Декларация прав ребенка.
Причем, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то в Декларации прав ребенка 1959 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют ее отдельные положения. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. Представляет интерес высказанное в связи с этим мнение, что «никто из современных … правоведов не оспаривает более тот факт, что ребенок является самостоятельным носителем прав – специальным субъектом права».1
Конвенция о правах ребенка, в которой Россия участвует в порядке правопреемства после СССР, имеет прямое действие на территории нашего государства, и Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме. Поэтому сейчас в стране проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих, таким образом, требования Конвенции о правах ребенка. Иначе говоря, наступило время, когда стало крайне важно воплотить в нормах права идею последовательной, основанной на принципах подлинного человеколюбия защиты прав несовершеннолетних, составляющих в Российской Федерации четверть всего населения. Мало того, необходимо усилить правовые гарантии подобного рода защиты.
История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Подобная ситуация характерна сегодня для России. Сохраняется высокий уровень дифференциации доходов населения, ухудшились показатели здоровья новорожденных и подростков 15–17 лет. Особую тревогу вызывает степень распространения среди несовершеннолетних алкоголизма, проституции, ВИЧ–инфекции. Растет число больных туберкулезом. Усиливается жестокость и общественная опасность преступлений, совершаемых подростками. Все чаще выявляются факты использования подростков различными преступными группировками. Семейное неблагополучие способствует росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, числа детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, за счет детей, родители которых лишены родительских прав. Нуждается в улучшении положение детей–инвалидов.
Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие – таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, т. к. Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу.
Нарушения прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. По словам Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, «сейчас в России, какую сферу ни возьми, везде нарушаются права ребенка… Мы столкнулись с чудовищным парадоксом: детей приходится защищать от их же защитников».1
Еще одна «самая острая проблема современной России» отмечена в Послании Президента Федеральному Собранию РФ2, прозвучавшем 10 мая 2006 г., главной формулой которого является сбережение народа, и прежде всего поддержка детей и их родителей.
Констатировав, что «в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тыс. человек», Президент обозначил демографию как своего рода национальный мегапроект, основной приоритет социально–экономической политики на ближайшее десятилетие, ибо «положение в этой сфере критическое». Он предложил целый комплекс административных, финансовых, социальных мер, связанных с улучшением жизни детей и повышением рождаемости.
Все это говорит об особой остроте и запущенности в государственном масштабе проблем, связанных с положением детей в обществе, о крайне серьезном противоречии между стремлением укрепить правовой статус ребенка и реальными условиями его существования – без всякого преувеличения гибельными.
Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью всестороннего и комплексного теоретико–правового исследования проблемы прав ребенка и их защиты в современной юридической науке, анализа их законодательного закрепления, определения роли составных элементов механизма защиты прав ребенка как инструментов укрепления его правового статуса и выработки научных и практических рекомендаций по повышению в новых общественных условиях эффективности обеспечения прав ребенка как основы будущего поколения.
Определенный вклад в развитие теории прав ребенка внесли защищенные в последующие годы кандидатские диссертации, написанные с общетеоретических правовых позиций (О.В. Бутько, Л.Ю. Голышева, В.В. Кулапов, Е.А. Лактюнкина, Е.В. Марковичева, Ю.И. Стародубцев) и раскрывающие отдельные аспекты проблемы прав ребенка и их защиты.
Однако условия в стране изменились, что в свою очередь повлекло за собой изменения законодательства в данной области, что, безусловно, требует его осмысления и комплексного анализа.
Многочисленные публикации в современных средствах массовой информации и научной литературе о бедственном положении детей и нарушениях их прав свидетельствуют о настоящей национальной катастрофе, которая носит затяжной характер. Поэтому актуальной задачей являются сегодня обобщение теоретических положений и выработка на их основе рекомендаций по практической реализации принятых законов и намеченных государством мер.
Отрадно, что за последнее десятилетие защищены три докторских диссертации по проблемам, связанным с правами ребенка. Однако они выполнены в рамках отдельных отраслевых дисциплин: по семейному (Ю.Ф. Беспалов, А.М. Нечаева) и конституционному (Н.Е. Борисова) праву, т. е. права ребенка и их защита не стали предметом комплексного общетеоретического анализа. Такое исследование впервые предпринято в настоящей работе.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией и обеспечением прав ребенка в России.
Предмет исследования – права ребенка и их защита как правовые явления в современном научном понимании; законодательное закрепление прав ребенка в российском и международном праве и их соотношение; ювенальная правовая политика и механизм защиты прав ребенка в России.
Целью диссертационного исследования является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в российском и международном праве, эффективности механизма их защиты, а также выработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование предпринимаемых Российским государством и обществом в этом направлении мер, имеющих важное социально–культурное значение.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, отражающие основные идеи и аспекты исследования:
Специально изучалась деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел различного уровня. Важная информация об отдельных сторонах, касающихся прав ребенка, почерпнута из докладов Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам ребенка в субъектах России, иных государственных и альтернативных им докладов, а также из публикаций фактического, статистического и социологического характера в различных средствах массовой информации.
Большое методологическое значение для исследования прав ребенка имели работы отечественных ученых – теоретиков права, специалистов в области прав человека: В.Д. Ардашкина, А.Г. Бережнова, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, С.А. Глотова, Л.И. Глухаревой, В.А. Карташкина, С.А. Комарова, В.А. Кучинского, Е.А. Лукашевой, В.Д. Мазаева, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, Р.А. Мюллерсона, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, А.В. Стремоухова, Б.С. Эбзеева и др.
Базой для выполнения многих разделов работы послужили публикации ученых–теоретиков права и специалистов отраслевых юридических дисциплин: Д.А. Авдеева, С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, Е.А. Баллаевой, В.П. Беляева, В.М. Ведяхина, А.А. Воротникова, А.С. Гавердовского, В.Д. Горобца, В.Т. Кабышева, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.Л. Кулапова, Д.А. Липинского, А.Б. Лисюткина, А.В. Малько, Т.Д. Матвеевой, А.В. Мицкевича, В.С. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, С.В. Полениной, А.Х. Саидова, В.А. Сапуна, И.Н. Сенякина, В.Н. Синюкова, В.М. Сырыха, В.А. Туманова, Р.Л. Хачатурова, О.И. Цыбулевской, В.М. Шафирова и др.
Особо значимыми в процессе исследования истории регулирования отношений в сфере детства были труды российских ученых-юристов конца 19 – середины 20 в.в.: М.М. Агаркова, П.В. Гидулянова, С. Григоровского, М.Ф. Владимирского–Буданова, Д.А. Дриля, А.И. Загоровского, В. Зензинова, С.Е. Копелянской, Н.М. Коркунова, А.А. Котляровского, П.И. Люблинского, Д.И. Мейера, К. Неволина, И.Б. Новицкого, А.И. Пергамент, К. Победоносцева, Н.В. Рабинович, Г.М. Свердлова, В.И. Семеновского, В. Сергеевича, В.С. Тадевосяна, Б.Н. Чичерина, Н.В. Яблокова и др.
Весьма плодотворным явилось обращение к отдельным аспектам прав ребенка, проанализированным в научных исследованиях по отраслям российского права такими учеными, как О.С. Антюфеева, Г.В. Богданова, Б.А. Булаевский, О.И. Величко, С.А. Возмилова, С.В. Волкова, Ю.А. Дмитриев, Т.И. Дружинина, Н.М. Ершова, В.В. Иванов, О.А. Кашанина, Е.А. Кондратьева, Н.В. Кравчук, Е.И. Куприянова, В.А. Лазарева, Ю.Е. Лапин, А.З. Лысова, Г.П. Макаров, М.М. Махмутова, Е.В. Микитова, Л.Ю. Михеева, М.А. Морозова, Р.В. Морозова, М.В. Немытина, Л.М. Пчелинцева, A.M. Рабец, В.Д. Рузанова, Н.М. Савельева, Н.Н. Савельева, М.Н. Садовникова, Е.Э. Терещенко, Т.В. Ткаченко, А.Ю. Томилов, Е.В. Тресцова, Н.И. Туктарова, О.А. Федорова, Б.Т. Худояров, А.Ю. Чапышкин, Г.Ш. Чернова, Е.А. Чефранова, А.М. Эрделевский, Н.Г. Яковлева и др.
При рассмотрении истории создания и перспектив развития в России ювенальной юстиции ценными оказались публикации О. Ведерниковой, Е.А. Великовой, Г.Н. Ветровой, Л.М. Карнозовой, А.В. Кирнос, Р. Максудова, Э.Б. Мельниковой, Ю.Е. Пудовочкина, В.В. Ткачева, М.Ю. Флямера, Н.Л. Хананашвили и др.
Общее представление о правовом статусе ребенка, в том числе и о его правах, в различных правовых системах было почерпнуто в работах следующих зарубежных авторов: Б. Барбары, Ж. Баттогтоха, М. Блэка, Н. Кантвелла, Б. Кларка, Л. Лейбланка, М. Пайса, Т. Плата, Д. Старма, Д. Тодреса, X. Трипеля, Ф. Фабрициуса, Е. Ферхеллена, Т. Хаммарберга, С. Харта, Э. Цоллера, Ш. Шабо, Р. Шельдена, М. Шийко–Окруха, Д. Штурма, М. Эрли, а также российских авторов по международному праву: А.Я. Азарова, В.В. Бойцовой, Н.В. Гариной, С.А. Кобиловой, С.Ю. Колосовой, Ю.М. Колосова, Е.А. Леонтьевой, М.Н. Малеина, Т.А. Титовой, О.И. Тиунова и др.
Однако следует заметить, что многие из исследований названных ученых проводились в советский период развития нашей страны применительно к тем общественным условиям и требованиям официальной идеологии. Поэтому в новой исторической обстановке необходимо переосмысление некоторых теоретических положений в соответствии с современными российскими реалиями.
Проанализированы и сформулированы новые либо уточненные определения основных социально–правовых категорий, используемых в юридической науке и относящихся к предмету исследования, нетрадиционные подходы по отдельным научным позициям. Впервые заявлено о выделении ювенального права как комплексной отрасли современного российского законодательства. Предложена авторская концептуальная модель деятельности Российского государства и общества по решению проблемы обеспечения прав ребенка и их защиты на законодательном, программном, управленческом, исполнительском, просвещенческом уровнях.
Впервые осуществлен полный системный анализ имплементации в российское законодательство норм Конвенции ООН о правах ребенка как основного международного правового акта о правах ребенка и их защите. Сделаны теоретически значимые выводы по ряду частных вопросов, недостаточно изученных либо не являвшихся ранее предметом научного анализа; сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного закрепления и практического обеспечения реализации прав ребенка и их защиты в России.
Выводы и положения, выносимые на защиту:
1. На основе анализа многочисленных источников научной литературы и нормативных правовых актов автором установлено, что права ребенка как ценность и юридическая категория в России оформились лишь в 90–х г.г. минувшего столетия. В досоветский период ее развития ребенок был объектом родительской власти, в советской России – объектом государственной политики. И только после принятия Конвенции ООН о правах ребенка, закрепившей его в качестве субъекта прав, в нашей стране начался процесс приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов в данной области.
2. Диссертант предлагает для определения правового статуса особого субъекта права, каковым является лицо до достижения им возраста 18 лет, использовать универсальную категорию «ребенок» (во множественном числе «дети»). Употребляемые в российском законодательстве категории «малолетний» и «новорожденный», «ребенок до 1 года», «ребенок до 5 лет», «подросток», «несовершеннолетний» и другие охватываются этим общим понятием «ребенок».
3. По мнению соискателя, положения ст. 17 Конституции РФ позволяют сделать вывод о том, что правовой статус ребенка вытекает из правового статуса человека и гражданина с учетом возрастных ограничений. В таком контексте под правовым статусом ребенка автор понимает совокупность его прав и обязанностей, зафиксированных государством в юридической форме. Ребенок обладает общим (конституционным), отраслевым, специальным (родовым) и индивидуальным правовыми статусами.
Выделяя традиционно общий (конституционный) статус ребенка, мы тем не менее видим его известную условность из–за отождествления конституционных прав взрослых граждан и детей (в Конституции РФ практически отсутствуют, за некоторым исключением, нормы о правах ребенка), поэтому полагаем, что корректнее было бы говорить о конституционных основах прав ребенка в России.
4. Права ребенка определяются в диссертации как права человека применительно к детям. Понимая, что такое краткое определение не раскрывает всей сущности прав детей, достоинство данной формулировки автор видит в том, что она позволяет признаки, характерные для субъективных прав личности вообще, перенести на признаки прав ребенка с учетом его возрастного фактора – несовершеннолетия.
5. Дефиниция термина «защита прав» также отсутствует в российском законодательстве, хотя оно использует его довольно часто. Диссертант понимает под защитой прав ребенка комплексную систему мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации его субъективных прав, включающую судебную защиту, законодательные, экономические, организационно–технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданских прав.
6. Соискатель определяет правовую политику в области прав детей и их защиты как научно обоснованную, нормативно закрепленную и последовательно осуществляемую деятельность государственных и муниципальных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением и защитой прав детей.
По мнению автора, в цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях должны решаться государством и обществом, по крайней мере, на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просвещенческом, которые предполагают определенные конкретные правовые механизмы.
7. В условиях отсутствия в России специального ФЗ «О правах ребенка» (а ребенок – существо специфическое и в материальном, и в процессуальном плане) необходим специальный механизм правового закрепления и регулирования его прав и их защиты – ФЗ «О правах ребенка». В результате анализа отраслевого законодательства, закрепляющего права ребенка и их защиту в России, представляется чрезвычайно важным:
Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел – основного субъекта правовой защиты прав ребенка по линии милиции общественной безопасности регулируется Инструкцией по организации работы ПДН ОВД, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569, которая не содержит обособленной нормы о функциях ПДН. Необходимо поэтому разработать новый статутный нормативный акт по линии МВД – Положение о милиции общественной безопасности, в котором ликвидировать указанный изъян.
Российская Федерация является членом Совета Европы с 28 февраля 1996 г. Однако до сих пор, к сожалению, она не ратифицировала ни один из договоров Совета Европы, касающихся проблем ребенка. Полагаем, что последовательная ратификация стандартов Совета Европы в области прав ребенка должна стать одним из приоритетов российской политики в ближайшее время. Диссертант вносит и другие законодательные предложения в п. 9, 13, 14 положений, вынесенных на защиту.
8. В исследовании доказывается, что ювенальное право – это комплексная отрасль современного российского законодательства как совокупность нормативных правовых актов, относящихся к одному предмету правового регулирования – отношения с участием детей.
9. Обосновывается положение о необходимости создания ювенальной юстиции как подсистемы общего правосудия, как наиболее эффективной формы судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей. А для этого следует принять пакет законов по ювенальной юстиции (ФКЗ «О внесении дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов, ФКЗ «О ювенальных судах в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции»).
10. По мнению автора, действие Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 г.г. как плана намеченной деятельности для всех заинтересованных органов власти необходимо продлить, усилив ее социально–экономическую составляющую в свете программных положений, содержащихся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г.
11. Диссертант полагает, что под механизмом защиты прав ребенка следует понимать систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав. Другими словами, речь идет о системе средств социальной и правовой защиты прав ребенка. При этом социальная защита – это система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих детям условия для преодоления трудной жизненной ситуации. А понятие правовой защиты можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами.
12. Обеспечение функционирования данного механизма в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту прав ребенка, и реализуемых ими форм. Сложность проблемы здесь состоит, во–первых, в том, что нет единой системы субъектов, ориентированной только на решение этой социально важной задачи. Вторая проблема заключается в отсутствии взаимодействия между органами, призванными защищать права ребенка, в том, что не удается объединить звенья единого механизма защиты в одну цепочку и распределить между ними компетенцию в соответствии с ветвями и уровнями власти, исключив одновременно дублирование и параллелизм в работе.
13. Координирующим органом, по нашему мнению, могла бы стать Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а контролирующими институтами – Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и аналогичные Уполномоченные в каждом ее субъекте, о необходимости учреждения должностей которых мы говорим далеко не первыми. В таком случае необходимо принятие соответствующего федерального закона. Не лишними оказались бы и специальные независимые центры общественного контроля за обеспечением прав ребенка в регионах и федеральный Общественный совет при Президенте РФ по проблемам детства.
14. Позитивно оценивая деятельность неправительственных правозащитных организаций по защите прав ребенка, мы считаем, что для российских правозащитников остается проблематичным вопрос взаимодействия их с государственными учреждениям из–за отсутствия качественно новой парадигмы отношения государства к правозащитным организациям, предполагающей стабильные и профессионально построенные правовые механизмы сотрудничества. А для этого необходимо принятие ФЗ «Об основах системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными правозащитными организациями».
15. Обучать школьников правам человека и правам ребенка, как этого требует жизнь, должны выпускники педагогических вузов, колледжей и училищ с привлечением юридических кадров. А будущие учителя права человека и права ребенка не изучают. Поэтому необходимо ввести в учебные планы школы и профессиональных педагогических и юридических образовательных учреждений курсы «Права человека» и «Права ребенка», внеся коррективы в действующий ГОСТ.
16. Проведенный нами анализ имлементации в российское законодательство норм Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. как основного международного документа в исследуемой области позволяет сделать следующие выводы:
Таким образом, при анализе общетеоретических аспектов темы автор опирался на отраслевые юридические науки, использовал их опыт правоприменительной и правозащитной практики, законодательство, ибо многие права граждан, в том числе детей, носят междисциплинарный характер, они изучаются и реализуются во всех отраслях права, имея при этом свою специфику.
Здесь диссертант исходил из всеми признанного положения о том, что общая теория государства и права не только не должна отрываться от отраслевых дисциплин, а, напротив, базироваться на них, использовать их фактические данные, эмпирический материал, конкретику. В свою очередь, последние обязаны руководствоваться выводами и категориями общей теории. Налицо взаимная, двухсторонняя связь и взаимодействие.
В диссертации системно изложено функционирование механизма защиты прав ребенка в России, определены составляющие его элементы, проанализирована их деятельность и выдвинуты предложения по совершенствованию и координации усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в сфере защиты прав детей, которые могут иметь важное социально–культурное значение. В работе значительное внимание уделено формированию и уточнению понятийного аппарата исследуемой проблемы.
Материалы диссертации могут служить основой для последующего научного поиска в данной гуманитарной области и тем самым способствовать интенсификации решения проблем, связанных с реализацией прав ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при формировании дальнейших мер российской правовой и государственной политики в области прав ребенка и их защиты, приняты во внимание в правотворчестве при разработке и совершенствовании российского законодательства.
Сформулированные в работе выводы и предложения могут найти практическое воплощение в правоприменении, в деятельности работников государственных и муниципальных специализированных детских учреждений, социальных работников, правозащитников и других заинтересованных лиц.
Материалы диссертации могут быть востребованы в процессе профессиональной подготовки кадров юристов, государственных служащих, педагогов, социальных работников и других специалистов, в научно–исследовательской работе, в преподавании юридических учебных предметов (теория государства и права и др.), а также спецкурсов по проблемам прав человека и прав ребенка.
Результаты исследования могут быть применены в системе правового образования в современной российской школе при изучении прав ребенка, при формировании у широких слоев населения культуры прав человека и прав ребенка и предполагают привлечение внимания научной общественности к вопросу о необходимости включения в государственные образовательные стандарты школ и профессиональных юридических и педагогических образовательных учреждений разного уровня самостоятельных учебных предметов «Права человека» и «Права ребенка».
С наиболее важными выводами, сделанными в исследовании, соискатель выступал на международной научно–практической конференции «21 век: Россия и Запад в поисках духовности» (Пенза, 2003 г.); всероссийском научно–практическом симпозиуме «Проблемы социализации в нестабильном обществе» (Пенза, 1995 г.); всероссийских научно–практических конференциях: «Региональные программы развития образовательных систем» (Пенза, 1992 г.), «Общество. Государство. Личность» (Пенза, 2004 г.), «Профессиональная подготовка учительства: история, современность, перспективы» (Пенза, 2005 г.), «Профессиональная подготовка учительства: история, теория, практика» (Пенза, 2006 г.); региональной научно–практической конференции «Вуз и школа: новые направления взаимодействия» (Пенза, 1995 г.); областных научно–практических конференциях: «Дети Пензенской области» (Пенза, 2001 г.), «Дети, семья, общество – проблемы духовности» (Пенза, 2004 г.); городской научно–практической конференции «Социальная среда и воспитание школьников: проблемы, поиски, опыт» (Пенза, 1995 г.); вузовской научной конференции «Человек и его права в современном мире» (Пенза: ПФ МНЭПУ, 1998 г.); «круглом столе» «Правовая политика: концепция и реальность» (Саратов: СФ ИГП РАН, 2004 г.).
Материалы диссертационного исследования используются автором в преподавательской работе при чтении лекций и ведении семинарских занятий по курсам «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Философия права», «Семейное право», «Право социального обеспечения» в вузах г. Пензы.
Основные идеи работы докладывались на семинарах–практикумах, организуемых Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Пензенской области для работников районных и городских комиссий и внедряются в практику функционирования Пензенского регионального отделения Международной общественной организации «Союз социальной защиты детей» и Пензенского областного отделения Общероссийского общественного фонда «Российский Детский Фонд» как институтов гражданского общества.
11 09 2014
3 стр.
29 09 2014
4 стр.
17 12 2014
3 стр.
17 12 2014
1 стр.
14 12 2014
3 стр.
06 10 2014
1 стр.
10 10 2014
6 стр.
26 09 2014
1 стр.