Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2 ... страница 6страница 7




ЗАНЯТИЕ № 1, 2.

ТЕМА: Правила техники безопасности в лаборатории токсикологической химии. Наружный осмотр и предварительные пробы объекта исследования.

ЦЕЛЬ: Выучить правила работы и техники безопасности в лаборатории токсикологической химии, содержание и задачи токсикологической химии и химико-токсикологического анализа и их особенности. Провести наружный осмотр и предварительные исследования биологических объектов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

В связи с ухудшением экологической ситуации человек все больше подвергается влиянию веществ, которые способны вызвать интоксикацию организма. В зависимости от определенных обстоятельств это влияние может сопровождаться острым или хроническим отравлениям. Большинство людей работают на предприятиях, где постоянно сталкиваются с веществами, содержащими ионы тяжелых металлов и другие токсичные вещества, которые вредно влияют на организм человека. С токсичными веществами человек встречается даже в быту (использование моющих средств, консервирование продуктов питания, употребление лекарства). Источником отравлений могут быть сточные воды и выбросы в атмосферу вредных веществ промышленными предприятиями. Много растений содержат вещества, токсично действующих на организм (наперстянка, белена, табак, чемерица, аконит, дурман, белладонна и прочие). Когда возникает потребность в установлении причины отравления, необходимо проводить химико-токсикологический анализ разных объектов.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ



  1. Правила работы и техника безопасности в химической лаборатории.

  2. Химическая посуда и работа с ней (курс неорганической химии).

  3. Определение рН растворов (курсы неорганической, физической и аналитической химии).

  4. Реакции открытия аммиака и сероводорода (курс аналитической химии).

  5. Определение понятий: окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительная реакция. Основные окислители и восстановители, которые используются в анализе (курсы неорганической и аналитической химии).

  6. Состав и свойства жидкостей организма - крови, плазмы, сыворотки, слюны, мочи (нормальная и патологическая физиология).

ПРОГРАММА САМОПОДГОТОВКИ

  1. Токсикологическая химия, ее содержание, задачи, разделы и связь с другими науками.

  2. Токсикология, ее содержание, задачи, разделы.

  3. Определение понятий „объект исследования” и „вещественное доказательство”.

  4. Нормативные документы при оформлении „вещественных доказательств”.

  5. Особенности химико-токсикологического анализа.

  6. Проведение наружного осмотра и предварительных испытаний объектов исследования.

  7. Консервирование биологического материала.

  8. Составление плана химико-токсикологического анализа.

  9. Организация судебно-медицинской и судебно-химической экспертизы.

  10. Особенности техники безопасности при работе с жидкостями организма живых лиц и жидкостями и тканями внутренних органов трупов, их сохранение?

  11. Правила нагревания реагирующей смеси в пробирке.

  12. Правила работы с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами (назвать вещества и смеси).

  13. Правила работы с концентрированными кислотами, щелочами, аммиаком, галогенами.

  14. Правила работы с центрифугой.

  15. Работа с агрессивными и токсичными веществами и соединениями Аргентума и Меркурия?

  16. Первая медпомощь при попадании щелочей и кислот на кожу или слизистые оболочки.

  17. Первая помощь при загорании одежды.

  18. Ликвидация пожаров.

  19. Первая медпомощь при поражении электрическим током.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

  1. При осмотре содержимого желудка были найдены кусочки растений. Ваши дальнейшие действия?

  2. При осмотре содержимого желудка было отмечено, что оно: а) желтого цвета; б) синего цвета. На какое вещество следует проводить исследование, относительно возможного отравления?

  3. При проведении предварительных исследований содержимого желудка на наличие аммиака и сероводорода были получены следующие результаты: а) положительная реакция на аммиак, отрицательная - на сероводород; б) положительная реакция на аммиак и на сероводород. Какой можно сделать вывод?

  4. Проведение предварительных исследований содержимого желудка дало положительную реакцию с плюмбум ацетатным, лакмусовым индикатором и бумажкой, смоченной щелочным раствором купрум сульфата. Можем ли мы проводить исследование на аммиак?

  5. При проведении предварительных исследований содержимого желудка рН его водной вытяжки равно 9-10. При добавлении к водной вытяжке 10 % раствора барий нитрата или барий хлорида образовался осадок белого цвета. Какой можно сделать вывод? Напишите соответствующие уравнения реакций.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Проведение наружного осмотра объектов исследования и предварительных исследований

Наличие посторонних включений. При осмотре содержимого желудка могут быть выявлены посторонние включения, которые необходимо исследовать отдельно.

рис.1. Кристаллы арсен (ІІІ) рис.2. Семена

оксида чилибухи

рис. 3. Смола конопли индийской. 1- железистые волоски с одноклеточной головкой; 2 - многоклеточные ножки; 3 - волоски со вздутым основанием; 4 - круглые сидячие железки; 5 - обрывок сосуда с млечниками; 6 - бородавчатые волоски эпидермиса стебля; 7 - обрывок мезофилла с друзами кальций оксалата; 8 - простые короткие волоски со вздутым основанием; 9 - обрывок механического слоя плода; 10 - пыльник.



рис. 4. Корневище рис.5. Корневище веха рис.6. Клубни аконита джунгарского



веха ядовитого веха в разрезе
Запах объектов исследования. Специфический запах содержимого желудка (при отсутствии процессов гниения объекта) может свидетельствовать о наличии определенного вещества.

Цвет объекта исследования. Проводится определение цвета желудка и его содержимого. Он может быть характерен для некоторых ядов.

Определение рН среды. Кислотность и щелочность водных вытяжек объектов исследования определяют с помощью универсальных индикаторных бумажек и бумажек, пропитанных растворами индикаторов: лакмуса (интервал рН перехода красного цвета в синий - 5,0-8,0), конго красный (интервал рН перехода сине-фиолетового цвета в красный - 3,0-5,2), фенолфталеин (интервал рН перехода бесцветного раствора в красный - 8,2-10,0).

Методика выполнения. Небольшое количество измельченного твердого объекта исследования (внутренние органы, содержимое желудка) смешивают в пробирке с небольшим количеством дистиллированной воды. Часть водной вытяжки стеклянной палочкой переносят на универсальную индикаторную бумагу, рядом проводят контрольный опыт с дистиллированной водой.

Открытие аммиака и сероводорода.

Методика выполнения. В коническую колбу вместительностью 50 мл вносят небольшое количество исследуемого объекта и закрывают пробкой, к нижней поверхности которой прикреплены три индикаторные бумажки: І - лакмусовая бумага (смоченная водой), II - бумажка, смоченная щелочным раствором купрум сульфата, III - бумажка, смоченная щелочным раствором плюмбум ацетата. Колбу с бумажками оставляют на 30 мин. При наличии аммиака наблюдается посинение бумажек І и II. При наличии сероводорода наблюдается почернение бумажки III. Одновременное присутствие в объекте и аммиака и сероводорода свидетельствует о процессах гниения - такой объект исследовать на наличие аммиака (экзогенного происхождения) невозможно.

Открытие окислителей.

Методика выполнения. 10 г содержимого желудка вносят в колбу, заливают водой, покрывая твердые частицы, настаивают 30 мин и водную вытяжку сливают. В фарфоровую чашку вносят 2-4 капли вытяжки, прибавляют 1 мл 1 % раствора дифениламина в концентрированной сульфатной кислоте и наблюдают за изменением окраски. Положительные результаты могут дать: нитраты, нитриты, хлораты, гипохлориты, броматы, йодаты и т.п..

Открытие летучих восстановителей.

Методика выполнения. В пробирку вносят 1 мл мочи и накрывают стеклом с висящей каплей 2,5 % раствора калия дихромата в 50% растворе сульфатной кислоты. Содержимое пробирки нагревают на кипящем водном нагревателе 2 мин и наблюдают за изменением цвета висящей капли.

Установление наличия консервантов. В некоторых случаях объекты исследования консервируются веществами, которые могут иметь определенное влияние на ход и результаты анализа. Это необходимо учитывать при составлении плана химико-токсикологического анализа

Составление плана химико-токсикологического анализа: учитывая результаты наружного осмотра и предварительных исследований составить план дальнейшего химико-токсикологического анализа.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ


  1. Правила техники безопасности при работе в химико-токсикологической лаборатории.

  2. Способы оказания первой медпомощи.

  3. Разделы, содержание и задачи токсикологии и токсикологической химии.

  4. Перечень объектов исследования.

  5. Вещества для консервирования объектов исследования.

  6. Особенности судебно-токсикологического исследования биологического материала.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ

  1. Проводить осмотр и описание объектов исследования.

  2. Проводить предварительные пробы на наличие отдельных токсичных веществ в объектах исследования.

  3. Составлять план судебно-токсикологического анализа.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

Основные: 1. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. - К.: Высшая школа, 1989. - С. 5-31.

2. Крамаренко В.Ф. Химико-токсикологический анализ. - К.: Высшая школа, 1982. - C. 5-8.

3. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. - М.: Медицина, 1975. - С. 5-8, 27-63.

Дополнительные: 1. Лужников Э.А. Клиническая токсикология. - М.: Медицина, 1982. - 368 с.

2. Гадаскина И.Д., Толоконцев Н.А. Яды и противоядия. Очерки по истории ядов. - Л.: 1988. - 204 с.


ЗАНЯТИЕ № 3.

ТЕМА: Исследование группы веществ, которые изолируются из биологического материала методом минерализации. Минерализация биологического материала смесью нитратной и сульфатной кислот.

ЦЕЛЬ: Выучить разные методы проведения минерализации биологического материала. Научиться проводить выделение „металлических” ядов из органов трупов путем минерализации биологического материала смесью нитратной и сульфатной кислот.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ

Рост масштабов производства приводит к увеличению загрязнения окружающей среды (почвы, воды, воздуха) солями тяжелых металлов. В зависимости от их концентрации они могут положительно или отрицательно влиять на организм человека и животных. В низких концентрациях они содержатся в организме и являются жизненно необходимыми, а при высоких концентрациях они ведут себя, как ядовитые вещества.

При подозрении на отравление „металлическими” ядами возникает необходимость в проведении судебно-токсикологического анализа. Выделение этих ядов из объектов исследования является необходимым этапом при проведении судебно-токсикологического анализа.



БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

  1. Правила работы и техника безопасности при работе с минеральными кислотами.

  2. Окислительные свойства нитратной, сульфатной и хлорной (перхлоратной) кислот (курс общей и неорганической химии).

  3. Понятие о хелатах и внутрикомплексных соединения (курс аналитической химии).

  4. Механизм связывания ионов металлов белками в организме (курс биохимии).

  5. Места накопления неорганических элементов в организме и пути их выведения из организма (курс фармакологии и физиологии).

ПРОГРАММА САМОПОДГОТОВКИ

  1. Определение понятий „отравление” и „яд”. Классификация отравлений.

  2. Пути поступления ядовитых веществ в организм.

  3. Всасывание ядовитых веществ, их распределение и пути выведения.

  4. Методы детоксикации ядов в организме.

  5. Соединения, относящиеся к группе „металлических” ядов. Минерализация биологического материала при подозрении на отравление „металлическими” ядами.

  6. Типы связей (ионные, ковалентные и т.п.), образующиеся при взаимодействии „металлических” ядов с белками, пептидами и аминокислотами в организме. Привести примеры и написать уравнение соответствующих реакций.

  7. Основные недостатки сухой минерализации и методов минерализации биологического материала кислотами.

  8. Методы разрушения биологического материала смесью нитратной и сульфатной кислот; смесью нитратной, сульфатной и перхлоратной кислот; сульфатной кислотой и пергидролем.

  9. Основные этапы проведения минерализации: деструкция, минерализация, денитрация.

  10. Отбор и подготовка проб биологического материала для исследования его на наличие „металлических” ядов.

  11. Ядохимикаты, содержащие неорганические элементы.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

  1. Минерализацию биологического материала проводят нитратной, смесью нитратной и сульфатной кислотами. Напишите уравнения реакций, которые при этом проходят.

  2. Во время проведения минерализации биологического объекта образуется нитрозилсульфатная кислота, которая при нагревании в водной среде разлагается. Подтвердите это соответствующими уравнениями реакции.

  3. Для денитрации минерализатов используют гидроген пероксид, мочевину, формальдегид. Напишите соответствующие уравнения реакции, которые проходят при действии этих веществ на минерализат.

  4. При наружном осмотре содержимого желудка было отмечено, что он желтого цвета. На какое вещество может быть проведено исследование? Есть ли необходимость проведения минерализации.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

следующая страница>


Правила техники безопасности в лаборатории токсикологической химии. Наружный осмотр и предварительные пробы объекта исследования

Цель: Выучить правила работы и техники безопасности в лаборатории токсикологической химии, содержание и задачи токсикологической химии и химико-токсикологического анализа и их особ

1364.66kb.

14 10 2014
7 стр.


Правила техники безопасности при работе в лаборатории и первая помощь при несчастных случаях

При выполнении практических занятий в лаборатории органической химии всегда нужно помнить, что органические соединения в той или иной мере ядовиты и многие из них огнеопасны и взры

36.33kb.

25 12 2014
1 стр.


Правила по технике безопасности при работе в лаборатории органической химии. Классификация органических соединений.

В лабораторный практикум. Строение, классификация и номенклатура органических соединений

112.16kb.

12 10 2014
1 стр.


Правила техники безопасности при выполнении технического обслуживания ходовой части автомобиля Пр…вести в порядок (спец)одежду

Задание: Прочитайте правила техники безопасности при выполнении технического обслуживания ходовой части автомобиля. Вставьте пропущенные буквы

19.79kb.

17 12 2014
1 стр.


Правила техники безопасности использования средств икт; История развития вычислительной техники, поколения эвм; Типы компьютеров и области их использования

Охватывают все сферы деятельности человека

37.01kb.

13 10 2014
1 стр.


Правила техники безопасности при работе с лошадьми в конюшне

Эти правила. 36. Спешиваясь, не оставляйте лошадь без присмотра. Не привязывайте лошадь с надетой уздечкой поводом к прутьям решетки, к стойкам препятствий, ограждениям манежа и т

285.68kb.

01 10 2014
1 стр.


Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ Опасности во время работы
18kb.

01 10 2014
1 стр.


Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики

Естественно, что каждый учитель информатики знакомит учащихся с правилами техники безопасности в кабинете каждое полугодие на первых уроках. Но вопрос, как сделать так, чтобы они э

26.25kb.

30 09 2014
1 стр.