Перейти на главную страницу
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
Соединения тяжелых металлов часто становятся причиной острых и хронических отравлений и поэтому возникает потребность в выделении этих ядов из биологического материала и их открытии. Некоторые из них входят в состав клеток живых организмов и потому необходимо проводить также количественное определение открытых элементов.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Физическое и химическое свойства соединений тяжелых металлов (курс неорганической химии).
2. Реакции открытия ионов „металлических” ядов (курсы аналитической и токсикологической химии).
3. Применение экстракции в химическом анализе (курсы аналитической химии).
4. Применение органических реагентов в анализе (курсы неорганической, органической, аналитической химии).
5. Использование соединений Бария, Плюмбума, Мангана, Купрума, Цинка, Бисмута и т.п. в медицинской практике (курс фармакологии).
6. Спектрофотометрические методы анализа (курсы аналитической, фармацевтической химии).
7. Микроэлементы организма и их содержание в разных органах и тканях организма (курс биологической химии).
ПРОГРАММА САМОПОДГОТОВКИ
1. „Акт судебно-токсикологического исследования” и „Вывод эксперта”.
2. Дробный метод анализа „металлических” ядов.
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Исследование биологического материала (модельной задачи).
А. Деструкция биологического материала. По 20 г исследуемых объектов помещают в колбу Кельдаля и проводят деструкцию смесью нитратной и сульфатной кислот в присутствии этилового спирта (см. занятие № 6). Деструктат исследуют на наличие Меркурия с помощью реакций с дитизоном и с суспензией Купрум (І) йодида.
Б. Минерализация биологического материала (задачи). 100 г исследуемого биологического материала минерализуют смесью нитратной и сульфатной кислот, проводят денитрацию и доводят водой до объема, приблизительно 180 мл (см. занятие № 3).
Исследование минерализата
I. Органолептический контроль. Минерализат исследуют на наличие осадка и цвет. При наличии в исследуемом материале ионов Плюмбума и Бария в минерализате наблюдается белый осадок (сульфаты), при наличии ионов Купрума минерализат может приобретать голубой цвет, а при наличии ионов Хрома - зелено-фиолетового.
При наличии осадка, его отделяют (фильтруют, центрифугируют; см. занятие № 4).
1. Часть минерализата (по 1 мл) исследуют на ионы Мангана (с Калий перйодатом и с аммоний персульфатом).
2. Часть минерализата (по 1 мл) исследуют на ионы Хрома (с дифенилкарбазидом и реакцией образования надхромовой кислоты).
3. К 5 мл минерализата прибавляют раствор дитизона в хлороформе с целью образования Аргентум дитизоната. При положительном результате к 90 мл жидкой части минерализата (фильтрата) прибавляют хлориды для полноты осаждения Аргентум хлорида и исследуют отдельно осадок (на Аргентум) и фильтрат.
4. Исследуют 10 мл фильтрата (минерализата) на катион Купрума. Для этого экстрагируют Купрум в виде диэтилдитиокарбамата. Купрум диэтилдитиокарбамат разрушают Меркурий (II) хлоридом. При этом ионы Купрума переходят в водную фазу. В водной фазе проводят реакции открытия Купрума: с дитизоном, с аммоний тетрароданомеркуратом, с Калий гексацианоферратом (ІІ), с пиридин-роданидным реактивом.
5. Часть минерализата (по 1 мл) исследуют на Стибий (с малахитовым зеленым, с Натрий тиосульфатом).
6. По 2 мл минерализата используют для открытия Арсена (реакции Зангер-Блека и Марша, реакция с раствором Аргентум диэтилдитиокарбамата в пиридине).
7. Две порции минерализата (10 и 5 мл) исследуют на наличие Бисмута (с 8-оксихинолином и тиомочевиной). При положительном результате этих реакций Бисмут экстрагируют из минерализата в виде диэтилдитиокарбамата (при рН=14), или восстанавливают до металлического Бисмута. После реэкстракции Бисмута нитратной кислотой - проводят дополнительные реакции с тиомочевиной, с бруцином и Калий бромидом, с Цезий хлоридом и Калий йодидом.
8. 0,5 мл минерализата предварительно исследуют реакцией с дитизоном (при рН = 8,5). При отсутствии цвета слоя органического растворителя - дальнейшего исследования цинка не проводят. При наличии цвета - Цинк экстрагируют из 10 мл минерализата в виде диэтилдитиокарбамата, потом реэкстрагируют (1 моль/л хлоридной кислотой) в водную фазу и проводят реакции на Цинк (с аммоний тетрароданомеркуратом, с Калий гексацианоферратом (ІІ), с Натрий или аммоний сульфидом).
9. Кадмий экстрагируют из 10 мл минерализата в виде диэтилдитиокарбамата, потом реэкстрагируют (1 моль/л хлоридной кислотой) в водную фазу и проводят реакции на Кадмий (с Натрий или аммоний сульфидом, с бруцином и Калий бромидом, пиридином и Калий бромидом).
10. Две порции минерализата (по 5 мл) исследуют (используя маскирующие реагенты - цитратную кислоту, тиомочевину) на Талий: реакции с дитизоном и с малахитовым зеленым.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
1. Составлять схему химико-токсикологического анализа.
2. Выбрать метод выделения „металлического” яда из биологического материала.
3. Проводить выделение и открытие неизвестного „металлического” яда из биологического материала.
4. Проводить исследование осадка в минерализате.
5. Выбирать условия маскировки ионов, которые мешают исследованию.
6. Проводить количественное определение „металлических” ядов, выделенных из биологического материала, с помощью экстракционно-фотометрических методов анализа.
7. Правильно трактовать результаты проведенного исследования.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Основные: 1. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. - К.: Высшая школа, 1989. - С. 284-364.
2. Крамаренко В.Ф. Химико-токсикологический анализ. - К.: Высшая школа, 1982. - C. 26-30, 197-241.
3. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. - М.: Медицина, 1975. - С. 278-353.
Дополнительные: 1. Белова А.В. Руководство к практическим занятиям по токсикологической химии. - М.: Медицина, 1976. - С. 133-186.
2. Крылова А.Н. Исследование биологического материала на „металлические” яды дробным методом. - М.: Медицина, 1975. - 99 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
Соединения Бария, Плюмбума, Мангана, Хрома, Аргентума, Купрума, Цинка, Бисмута, Талия, Стибия, Кадмия, Арсена и Меркурия часто становятся причиной острых и хронических отравлений. Вероятно одновременное поступление соединений нескольких тяжелых металлов. Поэтому необходимо не только правильно проводить анализ, а и правильно трактовать полученные результаты и оформить их в виде акта судебно-токсикологического исследования.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
1. Физическое и химическое свойства соединений тяжелых металлов (курс неорганической химии).
2. Реакции открытия ионов „металлических” ядов (курсы аналитической и токсикологической химии).
3. Применение экстракции в химическом анализе (курсы аналитической химии).
4. Применение органических реагентов в анализе (курсы неорганической, органической, аналитической химии).
5. Использование соединений Бария, Плюмбума, Мангана, Купрума, Цинка, Бисмута и т.п. в медицинской практике (курс фармакологии).
6. Спектрофотометрические методы анализа (курсы аналитической, фармацевтической химии).
7. Микроэлементы организма и их содержание в разных органах и тканях организма (курс биологической химии).
ПРОГРАММА САМОПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
1. Оформить ”Акт судебно-токсикологического анализа”.
2. Выбирать условия проведения анализа.
3. Трактовать результаты проведенного исследования.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Основные: 1. Крамаренко В.Ф. Токсикологическая химия. - К.: Высшая школа, 1995. - С. 5-59, 77-94, 283-364.
2. Крамаренко В.Ф. Химико-токсикологический анализ. - К.: Высшая школа, 1982. - C. 26-30, 197-241.
3. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия. - М.: Медицина, 1975. - С. 5-8, 27-58, 278-353.
Дополнительные: 1. Белова А.В. Руководство к практическим занятиям по токсикологической химии. - М.: Медицина, 1976. - С. 133-186.
2. Крылова А.Н. Исследование биологического материала на „металлические” яды дробным методом. - М.: Медицина, 1975. - 99 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИМЕРНЫЙ АКТ СУДЕБНО-ХИМИЧЕСКОЙ
(ХИМИКО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ) ЭКСПЕРТИЗЫ
АКТ №
СУДЕБНО-ХИМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ТРУПА ГР. __________,
НАПРАВЛЕННЫХ СЛЕДОВАТЕЛЕМ
от , акт судебно-медицинского исследования трупа
от и другая переписка на листах.
Исследование производилось в химиком-экспертом .
На исследование доставлены: банка № 1 белого стекла емкостью 750 мл, покрыта пергаментом, сложенным вдвое, горло банки закрыто корковой пробкой, обернуто белой бумагой и обвязано куском бинта, концы которого опечатаны на картоне пластилиновой печатью светло-коричневого цвета с неясным оттиском " судеб.". На банке имеется бумажная этикетка с надписью фиолетовыми чернилами и печатью, оттиск которой неясен. Надпись на этикетке: "Банка № 1 – содержимое желудка трупа гр. Д.". Вес содержимого банки 500 г. Содержимое банки представляет собой кашицеобразную массу розовато-серого цвета. Реакция среды на лакмус кислая. Бумажка конго не окрашивается. Запах без особенностей.
Банка № 2. Банка белого стекла емкостью 1000 мл, покрыта пергаментом и белой писчей бумагой. Горло банки обвязано куском бинта, концы которого опечатаны на картоне пластилиновой печатью светло-коричневого цвета с неясным оттиском "след ". На банке имеется этикетка на белой бумаге с надписью чернилами фиолетового цвета: "Банка № 2 - куски печени и почек". Содержимое банки представляет собой куски указанных органов весом: печень - 500 г, почки - 300 г. Реакция содержимого банки на лакмус нейтральная. Запах без особенностей.
Пробирка емкостью 10 мл, закрытая пробкой и заполненная до пробки кровью. На пробирке имеется этикетка с надписью фиолетовыми чернилами: " Кровь из трупа гр. Д. "
I. 100 г содержимого банки, обозначенной нами под № 1, смешивали с дистиллированной водой до кашицеобразного состояния, подкисляя щавелевой кислотой до слабокислой реакции на лакмус и подвергали перегонке с водяным паром. Первую порцию дистиллята в количестве 3 мл собирали в 5 мл 1% раствора щелочи, последующие порции дистиллята по 25 мл - в два приемника без едкого натра.
II. 100 г содержимого банки, обозначенной нами под № 1, измельчали, соединяли вместе, заливали этиловым спиртом, подкисляли спиртовым раствором щавелевой кислоты до слабокислой реакции по лакмусу. На следующий день спирт сливали, а оставшийся объект снова заливали этиловым спиртом, слабо подкисляли спиртовым раствором оксалатной кислоты и оставляли на сутки при комнатной температуре. Такая операция повторялась еще раз. Затем все спиртовые извлечения соединяли вместе, упаривали при температуре 40° до сиропообразной жидкости, которую обрабатывали небольшим количеством спирта. Свернувшиеся белки отфильтровывали, а жидкость снова упаривали при температуре 40°, Такую операцию проделывали до тех пор, пока при добавлении спирта не наблюдалось образования хлопьев, После этого сиропообразный остаток обрабатывали 25 мл дистиллированной воды, и водный раствор повторно извлекали хлороформом. Хлороформные извлечения соединяли вместе, фильтровали и хлороформ удаляли при комнатной температуре. Остаток после удаления хлороформа из кислого хлороформного извлечения был буроватого цвета, маслянистый. После обработки этого остатка 20 мл горячей дистиллированной воды, подщелоченной натрий гидроксида, производили повторное извлечение хлороформом. Щелочные хлороформные извлечения соединяли вместе, хлороформ удаляли при комнатной температуре. К остатку, добавляли бромную воду; жидкость упаривали досуха на водяной бане. После упаривания сухой остаток смачивали каплей концентрированного раствора аммиака, по краям наблюдали пурпурно-красное окрашивание. Водную жидкость щелочной реакции, подкисляли сульфатной кислотой и повторно извлекали эфиром. Эфирные извлечения соединяли вместе, фильтровали и эфир удаляли при комнатной температуре. Остаток слегка буроватого цвета, маслянистый, растворяли в небольшом количестве эфира и распределяли на нескольких предметных стеклах. Эфир удаляли при комнатной температуре. С остатками были проделаны следующие реакции: 1) на остаток наносили каплю концентрированной сульфатной кислоты, а затем каплю дистиллированной воды. Появлялся белый аморфный осадок, который через час перешел в кристаллический, по краям капли образовались сферические сростки из игольчатых кристаллов; 2) на остаток наносили каплю аммиака, затем каплю 10 % раствора хлоридной кислоты. Появлялся белый аморфный осадок, кристаллизующийся через 30 минут с образованием аналогичных сростков по краю капли; 3) на остаток наносили каплю железойодидного реактива, через 20 минут по краям капли образовались сростки из игольчатых кристаллов темно-коричневого цвета; 4) на остаток наносили одну каплю концентрированной сульфатной кислоты и небольшой кристаллик бихромата калия. При движении кристалла наблюдали желто-зеленое окрашивание; 5) на остаток наносили каплю концентрированной нитратной кислоты - окрашивания не наблюдалось; 6) на остаток наносили каплю концентрированной сульфатной кислоты; содержащей формалин, - ни сразу, ни при стоянии окрашивания не появлялось.
Цель: Выучить правила работы и техники безопасности в лаборатории токсикологической химии, содержание и задачи токсикологической химии и химико-токсикологического анализа и их особ
14 10 2014
7 стр.
При выполнении практических занятий в лаборатории органической химии всегда нужно помнить, что органические соединения в той или иной мере ядовиты и многие из них огнеопасны и взры
25 12 2014
1 стр.
В лабораторный практикум. Строение, классификация и номенклатура органических соединений
12 10 2014
1 стр.
Задание: Прочитайте правила техники безопасности при выполнении технического обслуживания ходовой части автомобиля. Вставьте пропущенные буквы
17 12 2014
1 стр.
Охватывают все сферы деятельности человека
13 10 2014
1 стр.
Эти правила. 36. Спешиваясь, не оставляйте лошадь без присмотра. Не привязывайте лошадь с надетой уздечкой поводом к прутьям решетки, к стойкам препятствий, ограждениям манежа и т
01 10 2014
1 стр.
01 10 2014
1 стр.
Естественно, что каждый учитель информатики знакомит учащихся с правилами техники безопасности в кабинете каждое полугодие на первых уроках. Но вопрос, как сделать так, чтобы они э
30 09 2014
1 стр.