Перейти на главную страницу
Указом Президента ЧР Николая Федорова от 20 ноября 2006 года этот 2007 год объявлен Годом ребенка. Сегодня мы рады нашим родителям, всем кто присутствует на нашем уроке. Нам будет очень приятно и в дальнейшем часто видеть вас в стенах нашей школы: и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. Мы постараемся оправдать ваши доверия. Спасибо».
Герберта Спенсера:
Это значит, что мы должны отложить полученные знания крепко в памяти так, чтобы в любое время могли вспомнить и применить их в практике.
На доске незаконченные равенства свойств степеней и корня п-ой степени. Надо дописать равенства. (Работают 2 ученика у доски)
Ответить на вопросы.
1. Какая функция называется показательной?
2. Перечислите свойства показательной функции?
3. Какое уравнение называется показательным?
4. Какие виды показательных уравнений вы знаете?
5. При каких значениях b уравнение ах = b имеет корень?
6. Сколько корней имеет уравнение ах = b?
7. Какова алгебраическая связь между выражениями у1= ах и у2= акх?
8. На доске построены схематически графики функций. Найдите соответствия между функциями и их графиками.
а) у = 3׀х׀
б) у = -2۰3 х (ответ с полным объяснением)
в) у = 2 ׀х-1׀
г) у = 1
д) у = 2х-1
ж) у = 2-х
з) у = 1
и) у = 3х ۰ 4х
3-х
а) у = 5х на [-2;2]
б) у = 5-х на [0;3]
в) у = 3х + 4х на [-1;1] (ответ с полным объяснением)
г) у = -2۰ 3х на [-1;1] .
III. Решение уравнений.
4 ученика приглашаются работать на компьютере. Надо выполнить тестовые задания. Если почувствуете затруднения, то можете попросить помощь зала. Пока еще не экзамен, вы только учитесь. (Выяснить, кому кто будет помогать в случае необходимости). Остальные ученики работают вместе с учителем.
а) 2007х = -1
б) 99х = 0
д) 1 = 36
6х
м) 27 х = 3 4-х
и) 7х = 72-х
ж) 3х =_1_
з) 0,3х = 1000
27
и) 7х = 72-х
л) 2 х۰3 х+1 = 108
Простейшие показательные уравнения ах = b, где а ›0, а ≠0
решаются методом уравнивания показателей степеней с одинаковыми основаниями. Уравнение аf (x) = аg (x) равносильно уравнению f (x) = g (x) при а ›0, а≠0 .
( Два ученика решают на доске уравнения л, м. Остальные устно решают уравнения а, б, ж, и, н, о.
2) (На экране уравнения) К какому типу показательных уравнений относится эта группа уравнений? Как решаются такие уравнения?
а) 7х+2 –1/7 ۰ 7х+1+14 ۰ 7х-1 = 350
б) 5 ۰2√x–3·2√x-1=56
в) 2x+2x+1+2x+2+2x+3=30
г) 7·5x+90=5x+2
д) 4x+3+22x+2=34
Вынести за скобки степень с наименьшим показателем. Разделить обе части уравнения на общий числовой множитель и уравнение приводится к простейшему виду.
а) 2 х-1 – 3х = 3х-1 – 2х+2
б) 4x+1–3x=3x+2–4x
в) 4x ۰52x+1=6·10x
г) 23х ۰3х – 23х-2 ۰ 3х+1 = - 228
(Один ученик решает на доске пункт а с комментированием).
Показательные уравнения, линейные относительно двух показательных функций с основаниями, не выражающиеся «удобно» друг через друга.
Привести уравнение к виду аf (x) = b f (x)
и разделить обе части уравнения на b f (x)
4) (На экране уравнения) К какому типу показательных уравнений относится эта группа уравнений? Как решаются такие уравнения?
а) 72х – 6 ۰7х + 5=0
б) 4х – 10 ۰2х-2 = 24
в) 3х + 31-х = 28
3
г) ﴾3x+3-x)/(3x–3-x)=2
Ввести новую переменную. Но некоторые уравнения надо преобразовать, прежде чем оно приобретет вид квадратного уравнения. Пусть ах = m, то а2х = m2 .
(Лучше латинские буквы a, b, c, x, y, z не использовать, потому что они часто используются при работе с функциями и решении уравнений).
5) Определите тип показательного уравнения.
2
11) 2х + 12 ۰ 2-х = 9,5
13) 52х-3 = 2 ۰ 5х-2 + 3
Решите уравнения.
1) 3х+1 = 9
2) 3х +4 ۰ 3х+1 = 13
3) 32х+ 3 ۰ 3х -18 = 0
б) Сильные ученики решают более сложные уравнения на доске с объяснением.
а) 2√х+1=16 √ 0,25 -х/4
б) 22х+1-3∙ 10х – 52х+1= 0
в) (5+ 2√6)х+(5- 2√6)х= 10
Какие типы показательных уравнений вы знаете?
Как решаются простейшие показательные уравнения?
Как решаются показательные уравнения, приводящиеся к линейному?
Как решаются показательные уравнения, линейные относительно двух показательных функций с основаниями, не выражающиеся «удобно» друг через друга?.
Как решаются показательные уравнения, приводящиеся к квадратному ?
«Выпускник, помни об экзаменах!»
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
В1 |
В2 |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
В1 |
В2 |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
В1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решите уравнения и ответы занесите в таблицу.
а) -3 б) 0 г) 3 в) -1
2х-1
а) 1 ы) 0 э) 2 ф) 0,2
А3. Найти корень уравнения, принадлежащий промежутку [0; 3).
5х - 5х + 8 = 25
ж) 2 м) 1 п) 2 э) 3
А4. 32х = 9
m) 0 с) 2 y) 1 к) 4
А5. 63х = 4√53
с) 0.25 в) другое решение ж) 1 n)0
В1. 2х+1 + 4 ۰ 2х – 2х+2 =8
к) 2 п) 3 с) 4 е) нет решений
В2. 3х - 3х + 4 = 0
А1 |
А 2 |
А3 |
А4 |
А5 |
В1 |
В2 |
|
|
|
|
|
|
|
ОТВЕТЫ: А1 А2 А3 А4 А5 В1 В2
1 компьютер в ы п у с к н
2 компьютер и к , п о м н
3 компьютер и о б э к з а
4 компьютер м е н а х !
Вступительное слово.
Слова «школа», «учение», «знание» неотделимы от понятия «мудрость». Сокровищницей народной мудрости, её драгоценными жемчужинами являются пословицы и поговорки – краткие суждения о различных проявлениях жизни, отличающиеся силой и глубиной смысла и особой образностью. Как точно отметил Н.В. Гоголь, в пословицах есть «издёвка, насмешка, попрёк, словом- всё шевелящее и задирающее за живое». А русский народ обобщил их достоинства по-своему: «каждая поговорка- цветочек, пословица- ягодка».
Сегодня в нашей игре принимают участие команды: …,… Каждое правильно выполненное задание приносит участникам определённое количество победных очков- «жемчужин». Чья нитка жемчуга окажется к концу игры самой длинной, та команда будет объявлена победительницей.
Интеллектуальная разминка. Продолжи пословицу.
Дёшево покупается- … …недолго носиться.
В избе драка- … …народ у ворот.
Где прошла свинья- … …там и почесалась.
Любовь не картошка- … …в чугуне не сваришь.
Копейка скачет, … …а рубль плачет и т.д.
2 конкурс «Пословица к слову молвится»
Кольцевая дуэль( команды поочерёдно называют пословицы и поговорки).
Пословица будет молвиться к предмету. На столе предметы: пирог, ложка, камень, яйцо, деньги. Задача команд – вспомнить как можно больше пословиц, имеющих отношение к этим предметам. Время на подготовку – 2 минуты.
Пирог: Жаль дружка, да нет пирожка. В чужих руках пирог велик. Ешь пироги, а хлеб береги. Не красна изба углами, а красна пирогами.
Ложка: Одна ложка дёгтя портит бочку мёда. Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, а семеро с ложкой. Ложкой моря не вычерпаешь.
Камень: Под лежачий камень и вода не течёт. Капля и камень долбит. Камень на гору тащат, а вниз сам свалится.
Яйцо: Яйца курицу не учат. Не разбивши яйца не сделаешь яичницы. Снеси яйцо, а потом покудахтай.
Деньги: Деньги глаза слепят. Деньги счёт любят. Были бы деньги, а дыр-то много.
3 конкурс «Шифровка»
Каждая команда получает карточки с пословицами, записанными особым образом. Выигрывает та команда, которой удастся быстрее других восстановить привычный облик пословичных выражений.
Содержание пословиц «переведено» на наукообразный русский язык.
Задание: составить новые пословицы о школьной жизни по опорным схемам (3 мин.). Содержательная «начинка» будущих пословиц:
Каждая команда получает карточку с вариантами пословиц. По поводу одной из них участники разыгрывают без слов какую- либо ситуацию из школьной жизни, иллюстрирующую смысл избранной пословицы.
Варианты пословиц:
Команды получают карточки с тремя вариантами пословиц. Знатоки народной мудрости должны предложить свои варианты ситуаций, соотносимые с данными пословицами, или видоизменить их, «вписав» в контекст реальных сцен из жизни школьников. Например:
«Тише едешь- дальше будешь»,- утешил себя двоечник, узнав о решении оставить его в 5-м классе на второй год.
Варианты пословичных выражений и поговорок для интерпретации:
Составители: Иванова Н. В., Георгиева Н. Г., Николаева Е. Г., Кузьмина А. М., Тимофеева Л. Г., Ефимова Е. А., Николаева М. М., Кузьмина Ю. Н
12 09 2014
3 стр.
Перечислите элементы, названные в честь стран
14 12 2014
1 стр.
План-конспект открытого интегрированного урока география + английский язык по теме
11 10 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
Биология, 051107 мбд, 050608 Экология, 050609 География, 050112 Химия мамандыќттары ‰шін
14 12 2014
3 стр.
Данное пособие предназначено для студентов специальностей 050301 «Русский язык и литература» и 050303 «Иностранный язык (Английский)» и освещает одну из наиболее трудных тем из кур
14 10 2014
1 стр.
Нұра өзені алабының жел арқылы ластануы / Ж. А.Қанапин, А. М. Сүйімбаева // Қарму хабаршысы: Биология, медицина, география сер. = Вестник КарГУ: Сер биология, медицина, география.
09 10 2014
1 стр.
Оқу жылында Астана, Талдықорған, Көкшетау, Семей қалаларында физика-математика және Өскемен қаласындағы химия-биология бағытындағы Назарбаев Зияткерлік мектептерінің 12-сынып оқушы
14 12 2014
4 стр.