Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» п. Аджером



Урок

внеклассного чтения

во 2 классе

«Пера - богатырь – любимый герой коми народа».

Урок с применением технологии критического мышления.

Забоева Валентина Леонидовна

учитель начальных классов

2011 год.


Цели урока: Познакомить с коми сказкой « Как Пера – богатырь на войну ходил ». т Пера – положительный герой народа коми. Учить работать с текстом. Уметь оценить свои знания и незнания, искать ответы, доказывать. Развивать речь, уметь классифицировать имеющиеся знания и т.д.

Ощущать себя гражданином России и частью своей малой Родины - Республики Коми. Знать историю, быт, занятия народов коми, через знакомство со сказками и т.д.


Оборудование: Выставка детских книг, сборники коми сказок, отдельно иллюстрации - картинки героев коми сказок, мультимедийный проектор, презентация по уроку, конверты с заданиями для групповой и индивидуальной работы, тексты сказки «Как Пера – богатырь на войну ходил», толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, картинки-памятки для поощрения учащихся в конце урока всем.
Ход урока.
1.Вызов.

А) - Ребята, сегодня тема урока «Пера – богатырь – любимый герой коми сказок».

- Давайте с вами сначала вспомним всё, что мы знаем уже о сказках вообще.
( Метод: составление списка известной информации).

На доске по ходу ответов детей появляются слова, уже оформленные учителем на карточках. В виде кластера (приём систематизации материала):



волшебные бытовые о животных



авторские СКАЗКИ народные

Баба - Яга Серый Волк Змей – Горыныч Леший Кощей – бессмертный


- Какие сказки называем волшебными? ( В которых есть волшебство, например: «Сивка – Бурка», «Сказка о Иване – царевиче и Сером Волке», все сказки о Елене прекрасной).

- Бытовые? (О жизни людей, например: «Каша из топора»)

- О животных? (« Волк и Лиса», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят).

- Что значит авторские сказки? (Даль, Ершов, Пушкин, Пьеро, бр. Гримм идр.).


(карточки располагаются в порядке, изображённом выше)
Б) - Обратим внимание на тему сегодняшнего урока. Есть слово «коми». Значит, давайте вспомним и то, что знаем о сказках коми народа, героях коми сказок и добавим слова к нашему кластеру (пучку, созвездию).

( Добавляем слова: Пера – богатырь, Яг – морт, Ёма – баба, Вőрса, Чукля, Гундыр, Йиркап на карточках под русскими героям).


В) - А теперь попробуем найти пары, т.к. некоторые герои русских сказок и коми сказок очень похожи.

(Дети говорят, а учитель соединяет стрелками пары: Баба – Яга – Ёма – баба, Леший – Вőрса или Чукля, Лешак или Яг морт, Змей – Горыныч – Гундыр)


- А попробуйте ответить, почему у русского Лешего так много коми аналогов?

( Ответ: У коми народа лес - источник жизни, он их кормил. Коми мужчины были охотниками и рыболовами. С лесом была связана вся жизнь людей, поэтому такое внимание к лесу, к его обитателям: реальным и вымышленным. Коми люди верили в духов: добрых и злых. Долгое время коми народ был язычником. Отсюда и сказки и такое количество различных леших.)


Г) - А на какие ещё группы можно разделить всех этих героев? ( Если не смогут ответить подсказка: по их поступкам)

( На положительных героев и отрицательных)


Д) - Посмотрите на иллюстрации, кого из героев вы узнали? (Показ картинок)
Е) - В конвертиках у вас лежат слова – характеристики героев, отметьте, пожалуйста, зелёным цветом характеристику положительного героя, синим – отрицательного.

(добрый, злой, сильный, добродушный, справедливый, любит природу, любит лесные просторы, хитрый, смекалистый, прозорливый, находчивый, коварный, изворотливый)

- Кому могут принадлежать положительные характеристики? Можно добавить свои.

- Кому отрицательные?

( Здесь нужно подвести детей к тому, что некоторые характеристики подходят обоим. В сказках встречаются по силе часто равные противники, но Добро побеждает Зло). Дискуссия.

- А разве Леший не силён, не находчивый, не смекалистый? Вот с этим нужно разобраться.

- Сегодня продолжим знакомиться с коми сказками.

- Что бы вы хотели узнать на уроке? Исходя из сказанного выше?

( Может быть использован приём предположения).

-Почему же при равных возможностях побеждает Пера? И что значит слово «Богатырь»? (здесь дети могут ответить, что богатырь - это человек очень большой силы. Это они знают по первой сказке «Пера – богатырь»).


2.Осмысление содержания.

А) – Вы уже знакомы со сказкой «Пера – богатырь». Сегодня познакомимся с ещё одной сказкой про Перу. Называется «Как Пера – богатырь на войну ходил».

- Я буду читать текст сказки. Ваша задача сложная: и слушать и при этом думать. Думать, примечать, отмечать карандашом те места, где услышите перечисленные выше характеристики героя Перы – богатыря. Я буду делать остановки (приём: чтение с остановками). (Возможна работа в парах).
(Здесь можно заготовить и вывести на экран весь текст или куски текста с нужными местами, когда будет проверка. Проверяем сразу после каждой остановки)

- Почему же победил Пера? (Он сражался за правое дело, за Родину)

- Что же значит слово богатырь?

- Вы уже ответили на этот вопрос, а сейчас проверим правильность ответа. По толковому словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

БОГАТЫРЬ. 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. переносное. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

- Второе определение больше подходило к первой сказке, а к сегодняшней первое прямое значение.



3.Рефлексия.

А) – Сегодня я вас познакомлю с интересным видом работы. Называется он «Синквэйн» ( от французского «пять») – стихотворение из пяти строк.

(На доске уже записаны слева 5 строк оформления синквэйна, справа появится пример: вторые пять строк о сказке. Они тоже были записаны)
1. Тема. Обычно одним словом. Существительное.

2. Описание темы в 2х словах. 2 прилагательных.

3.Действия в рамках темы. 3 глагола.

4.Фраза из 4х слов, показывающая отношение к теме.

5. Синоним из 1го слова, который повторяет суть темы.
Например: 1.Сказка.

2. Волшебная, бытовая.

3.Читать, пересказывать, учить.

4.Сказка – ложь, да в ней намёк.

5. Выдумка.
- А теперь попробуем вместе придумать синквэйн на тему сегодняшнего урока.

( Работа коллективная, т.к. работа встречается впервые).

1.Пера.

2.Сильный, бескорыстный.



3. Любит, борется, охотится.

4. Любимый герой коми народа.

5. Богатырь.
Б) - Пера борется в сказке, мы это слово отметили в синквэйне. А с кем он борется? ( Внимание обратить на 1). подвиг Перы – победу над чужеземным врагом, владеющим чудесным колесом. Можно указать, что здесь отразились реальные исторические события – борьба Московской Руси с Казанским ханством. 2). Поединок Перы с Лешим – Вőрсой. Здесь реальная историческая основа события – борьба предков коми с зауральскими племенами).

(Внимание ещё раз на слово богатырь.)


В)- В конверте лежит текст викторины по двум сказкам. Работать можно в паре или индивидуально.
Викторина.

1.Сколько братьев было у Перы? Как их звали? (Антипа и Мизя).

2.Антипа был воином, Мизя пахал землю, а кем был Пера?

3.От каких наград отказался Пера за свои подвиги? (от мехов, золота и половины царства).

4.Чем князь наградил Перу? (шёлковой сетью для ловли куниц и грамотой).

5.С кем встретился Пера в лесу?

6.Чем был недоволен Вőрса? (тем, что Пера охотится в его владениях. Вőрса не знал о грамоте, а когда узнал, вызвал Перу на состязание).

7.Как Пера перехитрил Лешего?

8.Сколько лет жил Пера?

Г) Итог урока. Оформлен в виде презентации. Показ.


1.Тема на фоне карты Республики Коми.

«Пера – богатырь – любимый герой коми народа».

2. Портрет Перы – богатыря. Картинка.

3.Кластер (см. 1 часть урока Вызов)

4. Баба- Яга Ёма- баба.

Вőрса

Леший Чукля

Яг-морт


Лешак

Змей Горыныч Гундыр

5.картинки героев коми сказок. Друг за другом. Веером.

6.Эпитеты к Пере: сильный, добродушный, справедливый, Любит природу, лесные просторы, смекалистый прозорливый, находчивый, патриот.

7.синквэйн.


4.Домашняя работа. Ответить на вопросы викторины, если не смогли на все ответить, для этого сами прочитайте обе сказки ещё раз.

Презентация по уроку, конверты с заданиями для групповой и индивидуальной работы, тексты сказки «Как Пера богатырь на войну ходил»

Цели урока: Познакомить с коми сказкой «Как Пера – богатырь на войну ходил». т Пера – положительный герой народа коми. Учить работать с текстом. Уметь оценить свои знания и незнани

59.25kb.

16 12 2014
1 стр.


Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, листы с заданиями для индивидуальной работы, тест, презентация к уроку, притча «Не обманывай»

40.31kb.

02 09 2014
1 стр.


Урок №3 Тема урока: «Культура и мораль» Цель: расширение представлений о понятиях культура и мораль

Оборудование: электронное приложение к учебному пособию, листы с заданиями для индивидуальной работы, тест, презентация к уроку, притча «Не обманывай»

34.46kb.

02 09 2014
1 стр.


«Как построить новый дом?»

Оборудование: компьютерная техника; презентация (слайды с изображением строительной техники, стройматериалов, строителей); бланки с заданиями для детей; набор деталей для аппликаци

62.53kb.

12 09 2014
1 стр.


Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

В начальной школе все шире применяются информационно- компьютерные технологии (икт) : для повышения мотивации учащихся, организации индивидуальной и групповой работы, диагностики и

15.25kb.

11 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"

К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал

200.69kb.

01 10 2014
1 стр.


Методические рекомендации к проведению тренинга представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера"

К. С. Станиславского и М. А. Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуал

189.12kb.

01 10 2014
1 стр.


Математические сказки

Сказки любят все, но особенно дети. Их можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. Именно для такой рабо

58.37kb.

12 09 2014
1 стр.