Перейти на главную страницу
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Программа клуба юных журналистов)
Н.А. Страхова, учитель начальных классов МОУ «Новинская СОШ» Богородского района
Пояснительная записка.
С поступлением в школу ребёнок начинает заниматься социально значимой деятельностью. С первых дней необходимо помочь младшему школьнику реализовать его общественную активность. Создание условий для активного включения детей в окружающую их социальную среду является главным направлением школьной газеты.
В программе предусматривается развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, готовность слышать и слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Программа опирается на коллективные способы обучения, на передачу полученных знаний и взаимопомощь. Младшие школьники учатся рассуждать, доказывать, взаимодействовать. Организация выполнения практических заданий предполагает использование коллективных способов работы.
Программа ориентирована на личностный подход, способствующий становлению, самоопределению, выявлению и развитию способностей младшего школьника. Содержательные аспекты личностно ориентированного подхода прежде всего акцентируют внимание на развитие личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в сфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний.
Программа не только позволяет познакомить с процессом создания газеты, но так же, направлена на развитие речевых умений учеников, необходимых для написания творческих работ. Именно творческая деятельность позволяет самим ученикам активно добывать знания.
В ходе работы решаются межпредметные задачи, а именно - сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, как показателя общей культуры и гражданской позиции человека.
Программа направлена на развитие выразительной, воздействующей на ум и на чувства читателя и слушателя речи. Такая работа будет содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
Курс разработан на основе требований Федерального общегосударственного стандарта и предназначен для использования во внеурочной деятельности для учеников 1-4 классов начальной школы по 1-2 часа в неделю (34-68 часов в год)
Школьная пресса в отечественном образовании всегда занимала определённое место. Выпускались тематические стенгазеты, газеты к праздникам. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ. Именно школьные газеты позволяют подросткам высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, окружающий мир. Кроме того в процессе совместной деятельности по созданию газеты представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания , т. к. журналистика это труд совместной деятельности ярких личностей, но и в тоже время коллективный.
Реализация программы способствует развитию интереса к этой профессиональной сфере у учащихся начальной школы, поэтому ребёнок должен продемонстрировать свои умения, своё дарование, наглядно увидеть результат своей деятельности через активное участие в выпуске классных и школьных газет.
Цель программы
Развитие социальных умений младших школьников в процессе освоения ими основ журналистской деятельности, через проявление гражданской активности, воспитание ответственности за реализацию гражданской позиции, имеющей общественную значимость
Сформировать информационную компетенцию, т.е. научить учащихся использовать все возможные источники информации (книги, журналы, интернет, интервью и т.д.)
Познакомить учащихся с ролью журналиста в современном мире
Создать условия для развития успешной личности, самоутверждение каждого учащегося, развитие творческих способностей с учётом их индивидуальных особенностей, сохранение и поддержка индивидуальности каждого школьника.
Развивать коммуникативную культуру личности, умения общаться, вести диалог, аргументировать свою точку зрения Развитие коммуникативных учебных действий, навыков учебного сотрудничества
Развивать речевые умения у учащихся, необходимые для формирования социально -активной личности.
Воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки.
Научить создавать публицистические тексты разных типов и жанров, адекватные намерению, сфере и ситуации общения, через создание публикаций развивать способность выражать тончайшие оттенки мыслей и чувств, чётко и стилистически точно аргументировать свою точку зрения.
Принципы: демократизации (учащиеся сами определяют темы публикаций, название рубрик).
Принцип индивидуализации (одни учащиеся ищут текстовый материал для своих рубрик. Содержание программы предполагает работу с различными источниками. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых ученик может выполнить как индивидуальную, творческую работу так и принять участие в работе группы.
Принцип сотрудничества (учащиеся могут работать в группах, объединяться в тройк, пары.)
Работа по программе опирается на деятельностный подход, который предполагает:
-речевую активность,
-самостоятельность в выборе речевого поведения.
В плане реализации программа ориентирована на личностный подход, способствующий становлению, самоопределению самоутверждению человека, выявлению и развитию его способностей и возможностей.
Реализация программы способствует развитию интереса к этой профессиональной сфере у учащихся школы, поэтому ребёнок должен продемонстрировать свои умения, своё дарование, наглядно продемонстрировать результат.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций, важную роль имеет умение писать на определённую тему и подчинять свои высказывании определённой мысли собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное.
Достижению поставленных целей поможет способствовать составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические словосочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заголовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Учащиеся должны помнить о том, что существуют газетные жанры, с которыми необходимо познакомиться, непосредственно изучая программу. Это жанры информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчёт, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юным журналистам возможность представления одного и того же материала в разных жанрах.
В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащихся приобретают на занятиях. Особенностью проведения занятий по программе является объединение практической и теоретической частей. Это метод проектов, ролевых игр, решение проблемных ситуаций,
Организация выполнения практических заданий предполагает использование коллективных способов работы, ролевых игр, методов проектов.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения
В основе лежит педагогика сотрудничества. Работа по программе строится на основе познавательной инициативы ребёнка диспуты, поисковые и научные исследования, сбор информации, её обработка, обсуждение индивидуальный и групповые способы обучения групповой способ обучения. На практических занятиях происходит закрепление полученных знаний, выполняются упражнения, проводятся дидактические игры, помогающие группам приготовить свою творческую работу.
Работа в парах сменного состава, когда ученик, владея материалом, умеет его рассказывать, отвечать на вопросы.
Рекомендуемая структура занятий.
Разминка (упражнения для настроя) – 5 минут
Завязка (проблемная ситуация) – 5 минут
Основная часть (работа с основным материалом, практические навыки) – 20 минут
Подведение итогов. Рефлексия. – 5 минут
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основные понятия |
Основные виды деятельности |
Планируемые результаты |
Какие трудные слова – средства массовой информации! |
2 |
Телевидение, радио, газеты, журналы, интернет |
Беседа Практическая групповая работа. |
Знакомство со СМИ |
Радио и телепередачи для детей |
8 |
Передачи для детей Диктор
|
Беседа Практическая групповая работа. |
Знакомство с популярными детскими передачами. |
Мы идём в газетный киоск. Моя любимая газета. |
12 |
Газета, журнал. Обложка, содержание, оформление газеты и журнала. |
Беседа Практическая групповая работа. |
Знакомство с популярными детскими изданиями |
Давайте познакомимся! Я – Мурзилка! Мой любимый журнал.
|
10 |
Обложка, содержание, авторы, оформление журнала |
Рассказы детей. Практическая групповая работа. |
Ученики знакомят с детскими журналами |
Комиксы |
5 |
Комикс. Кадр, сюжет комикса. |
Групповая работа |
Знакомство с комиксами |
Мы – авторы комиксов! |
4 |
Комикс. Кадр, сюжет комикса. |
Групповая и индивидуальная работа |
Творческая работа учеников. Конкурс на самый интересный комикс |
Создаём классный журнал. Как он называется? |
1 |
Название журнала. Обложка, содержание, авторы, оформление журнала |
Мозговой штурм |
Творческая работа учеников. |
Великая сила обложки! |
4 |
Обложка, содержание, авторы, оформление журнала |
Групповая и индивидуальная работа по созданию обложки журнала |
Творческая работа учеников. Конкурс на самую интересную обложку. |
Наш журнал. Сказки-комиксы. |
4 |
Сказка. Особенности сказок. Комикс. |
Групповая, индивидуальная работа |
Творческая работа учеников. |
Наш журнал. Портрет моего одноклассника. |
2 |
Портрет. Журнал. Журналист. |
Групповая, индивидуальная работа |
Творческая работа учеников. |
Наш журнал. Расписание работы солнышка (рисуем времена года)
|
4 |
Журнал. Журналист. |
Групповая, индивидуальная работа |
Творческая работа учеников. |
Наш журнал. Заключительная работа по созданию и оформлению журнала |
5 |
Журнал. Журналист. |
Групповая, индивидуальная работа |
Творческая работа учеников. |
Коллективная итоговая работа по созданию первой стенной классной газеты |
7 |
Заметка. Фоторепортаж. |
Групповая, творческая работа |
Выпуск первого номера классной газеты. Презентация на празднике «День рождения классной газеты» |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основные понятия |
Формы работы |
Планируемые результаты |
Вспомним! Что такое СМИ? |
3 |
Телевидение, радио, газеты, журналы, интернет |
Беседа. Перекрёстная дискуссия. |
Повторение определения СМИ |
Послушай эту передачу! |
3 |
Радио, передача |
Беседа. Перекрёстная дискуссия. |
|
Посмотри эту передачу! |
3 |
Телепередача. Ведущие передачи. Дикторы. |
Беседа. Перекрёстная дискуссия. |
Знание передач для детей. |
Мир газет и журналов. |
3 |
Газета, журнал. Обложка. Содержание. Оформление. Редакция газеты и журнала. Главный редактор. |
Беседа. Практическое занятие. |
Знание элементов структуры газеты. |
Знакомьтесь - моя любимая газета! |
3 |
Газета. Содержание газеты. |
Выступления детей. Беседа. Практическое занятие. |
Знание детских газет. |
Викторина «Газеты для детей» |
2 |
Газета. Содержание газеты. |
Викторина. Работа в группах. |
Знание детских газет |
Знакомьтесь- мой любимый журнал! |
3 |
Журнал. Содержание журнала. |
Выступления детей. Беседа. Практическое занятие. |
Знание детских журналов. |
Викторина «А вы знаете журналы для детей?» |
2 |
Журналист. Журнал. Автор. |
Викторина |
Знание детских журналов |
Конкурс «СМИ- это не трудно!» |
2 |
Телевидение, радио, газеты, журналы, интернет |
СМИ, телевидение, радио, передачи |
Повторение материала |
Напишем заметку «Самый настоящий друг» |
3 |
Заметка. Основная мысль заметки. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Написание заметки. |
Напишем заметку «Люблю я это время года!» |
3 |
Заметка. Основная мысль заметки. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Написание заметки |
Мы- художники-иллюстраторы на тему «Времена года» |
3 |
Иллюстрация. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Иллюстрирование произведения. |
Напишем заметку «Я люблю мою школу!» |
3 |
Заметка. Основная мысль заметки. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Написание заметки |
Мы- художники-иллюстраторы на тему «Моя школа!» |
3 |
Иллюстрация. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Иллюстрирование произведения. |
Секреты такого умного лида! |
12 |
лид – вопрос, лид-восклицание, лид-цитата,лид- умалчивание, лид-резюме |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Знать общее значение лида. |
Первые знания об интервью |
4 |
Интервью. Правила вопроса. |
Практическое занятие. Игра «Вопросы-крючочки» |
Умение задавать вопросы. |
Я смогу сделать фоторепортаж? |
3 |
Газета. Содержание газеты. |
Знание основ фоторепортажа. |
Знание основ фоторепортажа. |
Идём в библиотеку |
4 |
Информация |
Практическая работа со справочниками, со словарями |
Заложение умения работать со справочной литературой |
Деловая игра «Мы выпускаем стенную газету!» |
4 |
Газета. Содержание газеты. |
Практическое занятие по выпуску стенной газеты. Работа в группах. |
Выпуск тематической стенной газеты. |
Презентация газеты «Да здравствует, газета!» |
2 |
Газета. |
|
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основные понятия |
Формы работы |
Планируемые результаты |
Вспомним! Что такое СМИ? Мои любимые передачи телевидения, радио для детей.
|
4 |
Телевидение, радио, газеты, журналы, интернет |
Беседа. Перекрёстная дискуссия |
Знание передач для детей. |
Мои любимые периодические издания. Детские газеты и журналы. |
4 |
Журналы. Газеты. Редактор. Содержание. |
Беседа. |
Знание детских газет. |
Маленькая история большой газеты. |
2 |
Первые газеты нашей страны |
Беседа |
Знание истории газет |
Его величество- Газета! |
2 |
Обложка, содержание, авторы, оформление газеты. |
Беседа. Практическая групповая работа с газетным материалом Рассказы детей о газетах. |
Знание структурных единиц газеты. |
Газеты и журналы в школьной библиотеке |
4 |
Газета Журнал |
Экскурсия Беседа |
Знакомство с газетами и журналами |
Блокнот «Золотые правила юного журналиста» |
6 |
Правила поведения культурного человека |
Диспут Беседа. |
Усвоение норм поведения культурного человека |
Правильно собери информацию! |
7 |
Источники информации: интервью, документы, записи личные наблюдения ,справочная литература. |
Практические занятия. Сбор информации. |
Умение пользоваться информацией из разных источников. |
Что поможет интересно написать? |
7 |
Пословицы. Поговорки. Фразеологизмы. Крылатые выражения. |
Практическое занятие. |
Тематический подбор пословиц, поговорок ит.д.. |
Заголовок. Это важно? |
3 |
Заголовок. Идея публикации. Главная мысль. Игра слов. |
Практическое занятие. Мозговой штурм. |
Умение подбирать заголовок. |
Что такое жанры журналистики? Давайте вместе подумаем! |
4 |
Жанр. Статья. Заметка. Очерк. Интервью. Эссе. Репортаж. |
Коллективная исследовательская работа-дискуссия |
Знание основных жанров журналистики. |
Заметка маленькая, да удаленькая. |
4 |
Заметка |
Практическое занятие Творческая работа. |
Первые знания о статье |
Раз-вопросик, два - вопросик! |
4 |
Интервью. Вопрос. |
Практическое занятие Творческая работа. |
Первые знания об интервью |
Очерк об интересном человеке |
4 |
Очерк. План очерка. |
Практическое занятие Творческая работа. |
Первые знания о портретном очерке. |
Зарисовка «Любимый уголок малой родины» |
4 |
Зарисовка. |
Практическое занятие Творческая работа. |
Первые знания о зарисовке. |
Презентации зарисовок |
1 |
Зарисовка |
Практическая работа |
Первые знания о зарисовке. |
Деловая игра «Мы выпускаем стенную газету!» Презентация газеты. |
8 |
Газета. Содержание газеты. |
Практическое занятие Творческая коллективная работа. Мозговой штурм. |
Применение полученных знаний. |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Основные понятия |
Формы работы |
Планируемые результаты |
Всё о СМИ |
2 |
Телевидение, радио, газеты, журналы, интернет |
Коллективная исследовательская работа-дискуссия |
Повторение определения СМИ. |
Путешествие в глубь веков. Тайна крылатых сандалий Гермеса. |
1 |
Меркурий - Гермес. Мифология. Первые журналисты. Бюллетень. |
Беседа. Работа с литературой по теме. |
Знакомство с историей журналистики. |
Путешествие в глубь веков. Какие они- древние газеты? |
1 |
Писатель новостей. Бюро по сбору информации. |
Беседа. Доклады, сообщения учащихся. Работа с литературой по теме. |
Знакомство с историей журналистики. |
Путешествие в глубь веков. Первые газеты на Руси.
|
2 |
«Ведомости» Газета
при Петре первом |
Беседа. Доклады, сообщения учащихся. Работа с литературой по теме. |
Знакомство с историей журналистики. |
Макет номера газеты |
3 |
Макет. Столбцы. Разворот. |
Коллективная работа над вариантами расположения заголовков к статьям. |
Знакомство с макетом газеты |
Что такое вёрстка газеты? |
2 |
Вёрстка. Правила вёрстки. Выворотка. Отбивка. Стиль. |
Мозговой штурм «Как будем делать газету?» |
Знакомство с вёрсткой газеты. |
Что такое жанры журналистики? Давайте вспомним! |
4 |
Журналистика. Жанр журналистики. |
Доклады учащихся. Работа с литературой по теме. |
Повторение жанров журналистики. |
Где взять тему? |
2 |
Источники информации журналиста. Документы. Записи. Интервью. Личные наблюдения. Рубрика. |
Беседа. Мозговой штурм. Практическое занятие с газетным материалом. |
Умение выбирать тему, название рубрики |
Жанры журналистики. |
|
Жанр. Статья. Заметка. Очерк. Интервью. Эссе. Репортаж. |
Практическое занятие с газетным материалом. |
Знание жанров журналистики. |
Информационные жанры. |
4 |
Информация. Заметка. Отчёт. Репортаж. Интервью. |
Практическое занятие с газетным материалом. |
Подготовка выпуска классной газеты с репортажами, интервью |
Какая важная информация! |
|
Источники информации : интервью, документы, записи личные наблюдения, справочная литература. |
Практическое занятие |
Умение работать с источниками информации. |
Мы–авторы репортажа! Репортаж «Пришел, увидел- написал!» |
3 |
Репортаж. Событие. Ответы на вопросы - Что? Где? Когда? Как? |
Написание репортажа. Конкурс «Прекрасный материал! Поздравляем!» |
Подготовка выпуска классной газеты с репортажами, интервью |
Формы интервью. Интервью « Раз-вопрос, два-вопрос!» |
4 |
Интервью- монолог, интервью- диалог, «круглый стол», пресс-конференция |
Практическое занятие |
Выпуск классной газеты с репортажами, интервью |
Интервью не просто беседа. «Правила речевого этикета или что мы можем себе позволить ? |
3 |
Внимание к собеседнику. Доброжелательность, умение слушать и слышать. Словесный портрет.
|
Практическое занятие |
Умение брать интервью. |
Конкурс на лучшее интервью. |
3 |
Определение наиболее удачных работ с точки зрения воплощения идеи, замысла, удачного использования изобразительно- выразительных средств языка |
Практическое занятие |
Умение брать интервью. |
Литературно-художественные жанры |
4 |
Зарисовка. Пейзажная зарисовка. Литературный портрет. Очерк |
Практическое занятие с газетным материалом |
Знание литературно-художественных жанров |
Портретный очерк. |
2 |
Очерк. Портрет. Характеристика главного героя. |
Практическое занятие с газетным материалом. Творческая работа. |
Написание портретного очерка. |
Путевой очерк |
2 |
Очерк. Путешествие. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Написание путевого очерка. |
Основные публицистические жанры. Заметка |
3 |
Заметка. Тема заметки. |
Практическое занятие Творческая работа.. |
Написание заметки. |
Статья. - Всем обо всём! |
3 |
Статья. Тема статьи. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Написание статьи. |
Эссе. |
4 |
Эссе. |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Написание эссе. |
Такой интересный лид! |
2 |
Лид (лид -вопрос, лид-восклицание, лид-цитата, лид-временное умалчивание, лид-резюме) |
Практическое занятие. Творческая работа. |
Написание лида. |
Редактирование текста |
6 |
Редактор. Правила редактора. |
Практическое занятие. |
Умение редактировать текст. |
Защита и презентация творческой работы |
3 |
Газетная журналистика. Жанры (статья, заметка, репортаж и т.д.) |
Индивидуальные и групповые отчёты |
Умение защищать творческую работу. |
Выпуск итоговой газеты по курсу Презентация газеты. |
4 |
Этапы создания газеты (определение участников, сроков создания, распределение поручений между участниками выпуска |
Практическое занятие Мозговой штурм. Творческая работа.
|
Умение защищать творческую работу |
- приобретение школьниками социальных умений, уметь общаться, вести диалог, знать правила вежливого общения со сверстниками и со взрослыми, аргументировать свою точку зрения, не бояться выступать перед аудиторией
-знать основы истории журналистики
-отбирать, систематизировать, сравнивать информацию из различных источников и работать с ней, выявлять интересные события и явления в повседневной жизни
-знать и различать основные газетные жанры (заметка, статья, репортаж, интервью и др.), грамотно излагать информацию в этих жанрах, знать основные правила редактирования текстов, публикация работ в школьных и районных газетах, на школьном сайте
опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в группах, парах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи.
Способы контроля результатов: наблюдение, защита творческих работ в различных формах, написание работ различных газетных жанров, ведение «Блокнота журналиста»
Литература:
Агафонова Ю.А. Методы профильной подготовки будущих журналистов
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. 2003
Ворошилов В.В. Журналистика. 2000
Кашлева Н.В. «Пресс-клуб и школьная газета» 2009
Спирина Н.А. «Журналистика в школе» 2010
Якимович Ю.К. Мир печати 2000
Детская и юношеская самодеятельная пресса ( теория и практика ) –сборник
Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. 2001
Гринёва Л.Н. Как организовать в школе выпуск газеты 2004
С первых дней необходимо помочь младшему школьнику реализовать его общественную активность. Создание условий для активного включения детей в окружающую их социальную среду является
17 12 2014
1 стр.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности учащихся начальных классов «Дорогою добра» (в рамках введения фгос ноо) 1-4 класс
01 10 2014
1 стр.
«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся»
04 09 2014
1 стр.
Как разработать программы внеурочной деятельности? Какими они должны быть? Постараемся рассмотреть процесс написания таких программ и предложить некоторые рекомендации по каждому и
10 09 2014
1 стр.
Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов
14 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
12 10 2014
2 стр.