Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А. Шолохова



ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Программа по дисциплине по выбору
по специальности - 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования

Всего учебных часов - 72 (2 ЗЕТ)

Всего аудиторных занятий (в час.) - 18

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта - 54

МОСКВА 2011

  1. Распределение часов учебных занятий

Очная форма обучения

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры
















1

2

3

Аудиторные занятия (всего)

18







В том числе:









Лекции

18









Практические занятия (ПЗ)












Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)









Самостоятельная работа (всего)

54








2. Содержание дисциплины

Наименование дисциплины

Содержание разделов дисциплины

История педагогики и образования

Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Происхождение воспитания, его связь с трудовой деятельностью людей. Характер воспитания в первобытном обществе. Социальное расслоение общества и возникновение неравенства в воспитании в период разложения первобытнообщинного строя. Возникновение организованных форм воспитания и обучения.

Воспитание и школа в античном мире. (спартанское и афинское воспитание). Гераклит, Демокрит, Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель, их осмысление целей и содержания школьного образования. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

Возникновение и становление средневекового образования. Развитие церковной культуры и ее роль в обществе. Школы средней и высшей ступени при монастырях. Фома Аквинский, Томас Мор, Эразм Роттердамский об образовании.

Образование и педагогическая мысль Западной Европы в новое время. Педагогическое учение Я.А. Коменского. Развитие образования и ведущих педагогических идей в Западной Европе XIX в. Реформаторская педагогика. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики («метод проектов» американского педагога и психолога У.Х.Килпатрика, «Вальдорфская школа» и др. ). Общая характеристика современной зарубежной школы. Развитие школы в ХIХ в. (до 80-х годов). Принятие законов об обязательном начальном образовании. Расширение его содержания. Увеличение сети средних учебных заведений: гимназии в Германии, лицеи во Франции, грамматические школы в Англии. Представители феноменологического направления (А. Маслоу). Основные направления инновации педагогического процесса за рубежом в конце ХХ - начале XXI века.

Воспитание и обучение в Киевской Руси X–XIII в. и в Средневековье. Воспитание и обучение в Киевской Руси и в Средневековье. Приобщение Руси к мировой цивилизации. Семейное воспитание детей в Древней Руси на основе народно-педагогических традиций. Начало развития образования. Воспитание и обучение в московском Русском государстве XIV–XVII вв.

Развитие школы и становление школьной системы. Приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Распространение идеи европейского просвещения. Создание школ для крестьянских детей. Открытие специальных высших школ. Различные типы школ в первой половине XIX в. и содержание образования в них. Реформа системы начального и среднего образования.

Развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. о разумном и добром воспитании. Педагогическая деятельность и взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого и др. за реформу школьного дела в России.

Отечественная школа и школьная политика в XX в.

Народное образование в России в конце ХIХ-начале ХХ в. и проблемы его преобразования. Сельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища.

Классическая гимназия как главный тип средней школы в России в конце ХIХ–начале ХХ в. Воспитание социальной элиты, занимающие должности в государственном аппарате.

Развитие женского образования. Расширение сети женских воскресных школ, женских гимназий. Система детских учреждений: детский сад, начальная школа, детский клуб, различные мастерские.

Педагогическая мысль в России в конце ХIХ–начале ХХ в. Представители концепции свободного воспитания – К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий. Роль П.Ф. Лесгафта, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.И. Гессен, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, Г.В .Флоровского и др. в развитии отечественной педагогики. А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский – деятели народного просвещения. Содержание новых форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Единая Трудовая школа. Создание профессиональных школ-техникумов. Организация девятилетней общеобразовательной школы. Принятие учебных планов и программ. Политехническое обучение и трудовое воспитание.

Советская школа и педагогика в годы ВОВ и в послевоенные годы.(1941–1960). Советская школа и педагогическая наука в период с 1961 г. по 1992 г.

Российская школа и педагогика в новой экономической ситуации. Современные педагогические теории и концепции. Школа и педагогика в СССР и России во второй половине ХХ – начале XXI века. Позитивный потенциал советской школы и ее негативные черты. Гуманистические подходы в отечественной педагогике ХХ века.Принципы устройства системы образования в XXI веке.








3. Лекционные занятия, их содержание и объем в часах

№ темы занятия

Содержание

Кол-во часов

1.

2.



3.
4.

5.


Раздел 1. Развитие образования зарубежом
1.1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечестваи в Средневековье. Происхождение воспитания, его связь с трудовой деятельностью людей. Характер воспитания в первобытном обществе. Социальное расслоение общества и возникновение неравенства в воспитании в период разложения первобытнообщинного строя. Возникновение организованных форм воспитания и обучения. Воспитание и школа в античном мире. (спартанское и афинское воспитание). Гераклит, Демокрит, Сократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель, их осмысление целей и содержания школьного образования. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.Возникновение и становление средневекового образования. Развитие церковной культуры и ее роль в обществе. Фома Аквинский. Школы средней и высшей ступени при монастырях. Томас Мор о производительном труде и соединении его с всеобщим образованием. Эразм Роттердамский о народном образовании.
1.2. Образование и педагогическая мысль Западной Европы в новое время. Педагогическое учение Я.А. Коменского. Развитие образования и ведущих педагогических идей в Западной Европе XIX века. Реформаторская педагогика. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики («метод проектов» американского педагога и психолога У.Х.Килпатрика, «Вальдорфская школа» и др. ). Общая характеристика современной зарубежной школы. Развитие школы в ХIХ в. (до 80-х годов). Принятие законов об обязательном начальном образовании. Расширение его содержания. Увеличение сети средних учебных заведений: гимназии в Германии, лицеи во Франции, грамматические школы в Англии. Представители феноменологического направления (А. Маслоу). Новая система образования – «инновационное обучение».
Раздел 2. Росийское образование.
2.1.Воспитание и обучение в Киевской Руси и в Средневековье. Приобщение Руси к мировой цивилизации. Семейное воспитание детей в Древней Руси на основе народно-педагогических традиций. Начало развития образования. Крещение Руси и начало развития школ. Воспитание и обучение в московском Русском государстве XIV–XVII вв.
2.2.Система образования России в XIX в. Развитие школы и становление школьной системы. Приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Распространение идеи европейского просвещения. Создание школ для крестьянских детей. Открытие специальных высших школ. Различные типы школ в первой половине XIX в. и содержание образования в них. Реформа системы начального и среднего образования. Развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. о разумном и добром воспитании. Педагогическая деятельность и взгляды В.Г. Белинского, А.И. Герцена. Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, Н.А. Корфа, Н.Ф. Бунакова, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого и др. за реформу школьного дела в России.
2.3. Отечественная школа и школьная политика в XX-XXI вв. Народное образование в России в конце ХIХ-начале ХХ в. и проблемы его преобразования. Сельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища, классическая гимназия как главный тип средней школы.. Женское образование. Система детских учреждений: детский сад, начальная школа, детский клуб, различные мастерские. Представители концепции свободного воспитания – К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий.Роль П.Ф. Лесгафта, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.И. Гессен, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, И.А. Ильина, Г.В. Флоровского и др. в развитии отечественной педагогики. А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и другие деятели народного просвещения. Содержание новых форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Единая Трудоваяй школа. Создание профессиональных школ-техникумов. Организация девятилетней общеобразовательной школы. Принятие учебных планов и программ. Политехническое обучение и трудовое воспитание.Советская школа и педагогика в годы ВОВ и в послевоенные годы. Советская школа и педагогическая наука в период с 1961 г. по 1992 г. Российская школа и педагогика в новой экономической ситуации. Современные педагогические теории и концепции.

4

4


2
4


4


4. Семинарские занятия

Тематика и содержание семинарских занятий

Кол-во часов

Раздел 1. Развитие образования зарубежом
1.1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечестваи в Средневековье.
1.2. Образование и педагогическая мысль Западной Европы в новое время.

Раздел 2. Росийское образование.
2.1. Воспитание и обучение в Киевской Руси и в Средневековье.
2.2. Система образования России в XIX в.
2.3. Отечественная школа и школьная политика в XX-XXI вв.
2.4. Принципы устройства системы образования в XIX веке.



5. Самостоятельная работа аспирантов


Тема

Письменные, устные, домашние задания

Творчес-кие задания

Коли-чество часов

Раздел 1. Развитие образования зарубежом
1.1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечестваи в Средневековье.
1.2. Образование и педагогическая мысль Западной Европы в новое время.
Раздел 2. Росийское образование.
2.1.Воспитание и обучение в Киевской Руси и в Средневековье.
2.2. Система образования России в XIX в.
2.3. Отечественная школа и школьная политика в XX-XXI вв.




















10


10

10


10
14

6. Учебно-методические материалы

6.1. Основная литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие. – М., 1999.

  2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие /Под ред З.И. Васильевой. – М., 2005.

  3. История отечественного образования (IX-XIX вв.): Учеб. пособие /Под ред. Д.М. Забродина. - М., 2002.

  4. История педагогики в России: Хрестоматия/ Сост. С.Ф. Егоров. – М., 2000.

  5. История педагогики и образования: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. академика РАО Н.Д. Никандрова. – М., 2007.

  6. История педагогики и образования: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2004.


6.2. Дополнительная литература

  1. Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1922–1927 гг.: становление «нового человека». – СПб., 2003.

  2. Богуславский М.В. XX век российского образования. – М., 2002.

  3. История педагогики и образования: Учеб. пособие для вузов /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2009.

  4. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. – СПб., 2004.

  5. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учеб. пособие. – М., 2003.

  6. Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М., 2003.

  7. Попов В.А. История педагогики и образования: Учеб. пособие для вузов /Под ред. В.А. Сластенина. - М., 2010.

  8. Дальман С.В. Развитие системы управления народным образованием в России во второй половине XIX века. – СПб., 2007.

  9. Домострой. Юности честное зерцало. – М., 2007.

  10. История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения: Учеб. пособие / Под ред. Т.Н. Маргулис. – М., 2004.

  11. Краткая хрестоматия по истории зарубежной и отечественной педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. И.П. Андриади. – М., 2007.

  12. Образование в Москве: История и современность/ Авт. кол.: И.Ф. Юшин и др. Ред. кол.: Л.И. Кезина. – М., 2006.

  13. Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3-х тт. – М., 2002.

  14. Пономарёва В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII - начало XX века. – М., 2006.

  15. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории отечественной педагогики. – СПб., 2003.

  16. Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: Учеб. пособие. – М.; Ставрополь, 2003.

При подготовке к кандидатскому экзамену рекомендуется также ознакомиться со статьями, опубликованными в последние годы в журналах: «Педагогика», «Народное образование», «Известия Российской Академии Образования», «Профессионал», «Профессиональное образование», «Специалист», «Среднее специальное образование», «Высшее образование в России», «Магистр», «Высшее образование в Европе» и др.

6.3. Перечень методических указаний к проведению учебных занятий и самостоятельной работы аспирантов

Средства учебного обеспечения

Программы, учебная и учебно-методическая литература.



Материально–техническое обеспечение дисциплины

Оборудованные аудитории; наглядные пособия; различные технические средства обучения.



Основные формы организации учебного процесса:

Лекции, семинары, самостоятельная работа аспирантов, занятия по методикам активного обучения.

В качестве учебно-методического обеспечения самостоятельной работы аспирантов выступают учебные элементы, блоки диагностических заданий, которые служат ориентиром для подготовки аспирантов.
7. Вопросы для самоконтроля

После изучения курса проверьте себя, отвечая на вопросы, приведенные ниже. Это поможет: а) закрепить полученные знания; б) подготовиться к написанию тестового задания.

1. Предмет и задачи курса «История педагогики и образования».

2. Социальная природа образования, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер.

3. Возникновение воспитания. Концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности. Возникновение семейного воспитания. Появление организованных форм воспитания.

4. Воспитание и школа в Древней Греции. Педагогические идеи в наследии философов Древней Греции.

5. Воспитание и школа в Древнем Риме. Педагогические идеи Древнего Рима.

6. Влияние христианского мировоззрения на педагогическую мысль и школьное обучение в эпоху Средневековья. Рыцарское воспитание.

7. Педагогические идеи гуманистов эпохи Возрождения (Т. Мор, Э. Роттердамский, М. Монтень, Ф. Рабле).

8. Педагогическая система непрерывного образования Я.А. Коменского.

9. Принцип природосообразности как основа педагогической концепции Я. А. Коменского.

10. Концепция естественного воспитания Ж.Ж. Руссо.

11. Социально-реформаторские идеалы И.Г. Песталоцци, основные принципы созданной им модели народной школы.

12. Теория элементарного обучения И. Песталоцци.

13. Дидактика немецкого Просвещения в трудах И.Ф. Гербарта. Обоснование им единства формального и материального образования, воспитывающего обучения, роли интереса в обучении.

14. Теория развивающего обучения А. Дистервега.

15. Развитие принципа природосообразности в западноевропейской педагогической мысли XVII - XIX вв. (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег).

16. Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX - начала XX века и ее основные направления (М. Монтессори, Д. Дьюи, В. Лай и др.)

17. Основные направления модернизации образования в современной зарубежной школе.

18. Развитие педагогической мысли в Киевской Руси (Х-ХIV вв.)

19. Возникновение отечественной системы образования в XIX - XVII вв. Братские школы.

20. Восемнадцатый век в истории российского просвещения.

21. Общественно-педагогическое движение в России 60-х гг. XIX века (Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.).

22. Принцип народности как основополагающий принцип педагогического наследия К.Д. Ушинского.

23. К.Д. Ушинский как основоположник отечественной научной педагогики.

24. Реформирование процесса обучения в отечественной школе второй половины XIX века (Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, Н.Ф. Бунаков и др.)

25. Педагогическое наследие Л.Н.Толстого, Яснополянская школа как образец воспитательной гуманистической системы свободного воспитания.

26. Антрополого-гуманистические традиции в отечественной педагогике конца XIX -начала XX века (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт и др.)

27. Педологическая концепция П.П. Блонского.

28. Педагогическое творчество С.Т. Шацкого в колонии «Бодрая жизнь».

29. Идеалы социалистического воспитания и гуманистическая педагогика «школы труда» в 20-е гг. XX века (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др.)

30. Проблемы взаимодействия коллектива и личности в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

31. Воспитательная система Павлышской школы как образец гуманистической педагогики.

32. Особенности развития отечественной педагогической мысли в 30–80-е гг. XX века.

33. Основные принципы «педагогики сотрудничества» 80-х гг. XX века.

34. Основные направления развития российского образования и педагогической мысли на рубеже ХХ–ХХI вв.


Дополнения и изменения в рабочей программе

за ________/________ учебный год

В рабочую программу ________________________________________________________

(наименование дисциплины)

для специальности 13.00.01 — «Общая педагогика, история педагогики и образования:



Программа по дисциплине по выбору по специальности 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
159.1kb.

13 10 2014
1 стр.


В современной китайской семье на основе народной педагогики 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Работа выполнена на кафедре педагогики фгбоу впо «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»

370.04kb.

16 12 2014
1 стр.


Особенности системы высшего образования США 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

465.82kb.

17 12 2014
3 стр.


Психолого-педагогические основы воспитательной работы с осужденными 13. 00. 01. Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Казахского национального педагогического университета имени Абая

701.41kb.

25 12 2014
4 стр.


Развитие способностей учащихся к гуманитарному творчеству в условиях общеобразовательных школ 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре педагогики Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова

455.56kb.

25 12 2014
3 стр.


Научно-педагогические основы формирования ответственности подростков в воспитательном процессе общеобразовательной школы 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Павлодарского государственного педагогического института

394.45kb.

25 12 2014
2 стр.


Педагогическая готовность учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности в условиях диверсификации образования (в системе «вуз интернатура») 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
710.1kb.

15 12 2014
4 стр.


Гендерные идеи в истории педагогической мысли Казахстана 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика
418.21kb.

17 12 2014
3 стр.