Прощай, азбука!
(утренник в 1 классе)
Праздник начинается с песни «Азбука»
Ученик 1.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик 2.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3.Почему не на уроках первоклассники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с «Азбуки» обложки и закладок нет…
Все взволнованы немножко… В чем секрет?
4. Дочитали эту книжку мы еще вчера,
А сегодня- день прощанья, праздник Букваря..
3. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
«Азбуку» - для всех подарок-
Родители нам принесли.
5. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
5. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
6. Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
7Внимание!Внимание!
Последняястраница:
Азбукакончается,
Пора с ней распроститься!
Учитель: Действительно, сегодня чудесный праздник – мы прощаемся с нашей Азбукой. Сколько нового, увлекательного, загадочного она приносила на уроки, сколько радости нам дарила. Но вот пришла пора расставаться, и мы с благодарностью говорим: “Спасибо, Азбука”.
(Раздается стук.)
Учитель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится?
Входит “Печкин” с велосипедом, на багажнике – посылка.
Печкин: Это я, почтальон Печкин, принес посылку для ребят 1 класса.
Учитель: Ой, мы так рады, нам еще никогда не присылали посылок!
Печкин: Только я вам ее не отдам!
Учитель: Это почему же? На посылке написано: “Бродовская школа, 1 классу”. Значит нам!
Печкин: А потому, что у вас документов нету. Почем я знаю, может это2 или 3 класс?
Учитель: Ребята, есть у вас с собой документы? У меня тоже нет... Ой, я вспомнила! Есть у нас документ! Один на всех! “Журнал” называется. Здесь и печать есть, и все фамилии детей в алфавитном порядке, и моя фамилия и всех учителей!
(Показывают журнал, Печкин внимательно изучает.)
Печкин: Все равно не отдам. Потому что за посылку расписываться надо, а вы еще маленькие, неграмотные.
Учитель: Да как это неграмотные? Да мы всю Азбуку закончили, все изучили. Все ребята научились писать, хорошо читать. Правда ребята? Кто возьмет на себя такую ответственность, кто распишется в извещении у Печкина?
Один ребенок расписывается.
Печкин: Ну, теперь все. Вот вам ваша посылка, а мне по делам надо, в Простоквашино. До свидания!
Печкин уезжает.
Учитель (рассматривает посылку): Интересно, что же в ней такое? Откроем, ребята?
Открывают, а там объемные буквы.
Учитель: Посмотрите, ребята! Буквы! Но что они здесь делают? Как они сюда попали? А вот и письмо какое-то. Сейчас мы все узнаем. Ребята, кто нам прочитает письмо?
Текст письма: Помогите, ребята! Мы – буквы алфавита из королевства Азбуки. Мы спешили переселиться в новую книгу для чтения “Литературное чтение”, но Баба Яга и Кощей Бессмертный выкрали Чтение и спрятали у Кощея в замке. Умоляем, помогите!
Учитель: Вы все поняли, ребята ? Буквы нас просят о помощи. И надо им помочь. Но мы-то знаем что замок Кощея находится в тридевятом царстве в тридесятом государстве. Но как нам туда попасть? Кто нам поможет?
Звучит “волшебная” музыка. Появляется Старик Хоттабыч.
Хоттабыч: О, отроки, о, многоуважаемые Отроки! Кажется, я могу вам помочь.
Долго-долго, как известно,
Жил я в темном кувшине,
Было там ужасно тесно
И довольно скучно мне.
Из кувшина мне когда-то
Волька выбраться помог.
С Вами я теперь, ребята,
И готов вам всем помочь.
Говорит волшебные слова: “Трах-бах-тибедох” и выдергивает волос из бороды. Из-за кулис падает к ногам детей ковер. Дети рассаживаются на ковре, но он не взлетает.
Учитель: Ой, ребята, ковер-то волшебный! Нужно заклинание сказать, кто из вас помнит?
Все дети хором говорят заклинание, звучит музыка, имитирующая взлет, шум мотора. Ковер “взлетает”.
Учитель: Ребята, путь неблизкий, чтоб нам не скучно было лететь, споем веселую песню.
Исполняется песня на мотив песни “День рождения”.
Пусть бегут в книге строчки,
Буквы, слоги и точки,
Мы уже научились читать.
Книги все мы узнаем,
Просто перечитаем,
И учиться мы будем на “5”.
Припев:
Полетели в чудо-сказку,
В чудо верим мы теперь.
Знаем буквы без подсказки,
Все прочтем, поверь!
На ковре-самолете
Интересно в полете
Посмотреть, что узнали, прочли.
И на крыльях уменья,
Знания, веры, терпенья
До небес мы взлетим от земли.
Припев.
Усаживаются. Звучит музыка взлета.
Учитель: А пока мы с вами летим, я загадаю загадки про сказочных героев, только будьте очень внимательны!
ЗАГАДКИ.
1. В Новый год до объеденья
Он ел конфеты и варенье.
Жил на крыше он бедняжка,
Его звали ...
2. Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке
Музыканта знает всяк
Его имя....
3. С голубого ручейка
Начинается река
Эту песню пели звонко
Три веселых ...
4. Был он тучкой дождевой,
С Пятачком ходил домой,
И, конечно, мед любил,
Это – Гена ...
: Многим долго неизвестный,
Стал он каждому знаком.
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Очень просто и не длинно
Он зовётся … (Чипполино)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же.
Учитель: Ребята, я вижу на зеленой поляне Буратино, а с ним Мальвина. Давайте приземлимся, может они нам чем-нибудь помогут? Чем они там занимаются?
Буратино пишет, а Мальвина диктует.
Мальвина: Буратино, пишите! “Мыши живут в норках”. Буратино, сколько вам повторять – “жи” и “ши” пишется с буквой “и”, а вы опять написали неправильно. Несносный мальчишка!
( дети пишут предложения на доске)
Среди зрителей в 1 ряду шум. Незнайка вертится на стуле, то встает, то садится, возмущенно ворчит.
Незнайка: Мне плохо видно!
Ведущий: Кто там шумит? Мальчик, ты нам мешаешь!
Незнайка: А мне плохо видно!
Ведущий: Так пересядь!
Незнайка: А тут везде все занято!
Начинает толкать рядом сидящих ребят.
Ведущий: Да что это за мальчик?
Дети: Незнайка!
Учитель: О. да у тебя в руках книга Ты любишь читать?
Незнайка: Я люблю читать только свои собственные стихи.
Учитель: А я вот смотрю у тебя в книжке закладка...
Незнайка: Да это я сравнивал, чем у Пушкина стихи лучше, чем мои. Сколько книг я прочитал, мои стихи не хуже!
Мальчик из зала: Да не читал Незнайка книг!
Незнайка (возмущенно):
Кто сказал такую бяку:
“He читал Незнайка книг”
Это враки! Просто враки!
Заявляю напрямик!
(Хвастливо)
Я читаю без запинки
10 000 книжек в год –
От картинки до картинки,
А потом – наоборот.
А про дедушку Мазая
Я запомнил с детских лет:
Он в трамваи залезая,
Забывал купить билет.
А курносый Буратино
Дружит с Бабою Ягой!
Буратино (испуганно): Что ты такое говоришь? Когда это я с Бабою Ягою дружил? Я знаешь, как их всех боюсь – Бармалеев, Кощеев! А Бабу Ягу я только видел на картинке у Мальвины в книжке!
Незнайка: А я никого не боюсь!
Учитель: Тогда полетим с нами к Бабе Яге. Мы как раз летим в Тридевятое царство-тридесятое государство к Кощею Бессмертному. Может ты, такой храбрый, нам поможешь. Буратино! А мы тебе частушки споем. Хочешь ребята споют?
(“дети поют частушки.)
Мы ребята-семилетки,
Вам частушки пропоем.
Мы в своей любимой школе
Очень весело живем.
Эх, топни, нога,
Топни правенькая,
В школу я пришла учиться,
Хоть и маленькая.
Разбудите меня ночью,
В. самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем
Эти буквы мы поем!
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про мышей.
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтобы нам похлопали.
Учитель: Ребята! Вам не кажется, что слишком жарко стало? Ой! Да мы с вами над Африкой летим! А вон и лечебница Доктора Айболита! Снижаемся!
Айболит сидит за столом. В больших флаконах с этикетками таблетки – маленькие конфетки “горошек”. Айболит что-то пересыпает, смешивает.
Все: Здравствуйте, Доктор Айболит!
Айболит: А-а, мои милые друзья! Здравствуйте, здравствуйте!
Учитель: Доктор Айболит! А чем это вы тут занимаетесь? Вроде бы уже всех вылечили?
Айболит: К счастью, все мои друзья здоровы. Но я получил тревожный сигнал из королевства Азбуковедения: там случилась большая беда!
Учитель: Но вы ведь совсем недавно были в этой стране и вылечили все буквы, чтобы они были ровными, стройными и прямыми. У буквы Л одна нога была короче другой, буква Ф так растолстела, что едва помещалась на строке. Буква Я была такая любопытная, все выглядывала и постоянно вертелась по сторонам и была кривобокая и косая. Теперь все буквы здоровы, можешь посмотреть в тетрадях у ребят.
Буквы в их тетради
Стоят как на параде
Игра “Буквы-человечки”
Ребята имитируют буквы.
Айболит: Что-то они обратно не превращаются в человечков. Нужно дать им новые таблетки.
(Дает детям по “таблетке” и они оживают.)Ну вот. Теперь все в порядке.
Учитель: Доктор Айболит! Так что же все-таки у вас случилось?
Айболит: А случилось у меня вот что. Некоторые буквы не хотят быть маленькими. Им почему-то нужно срочно вырасти, стать главными-заглавными. Вот полюбуйтесь на эту букву А. Эта вредная буква Непременно хочет стать большой. Вот я готовлю ей Микстуру.
(Переливает микстуру из пузырька в пузырек). Кажется готово. Ну-ка иди ко мне, красавица, открывай ротик.
(Доктор подходит к маленькой букве А и дает лекарство. Буква начинает “расти”. Это девочка, которая сидит на плечах у папы, а папа сидит на стульчике. На девочке длинный сарафан из занавески. Папа встает – сарафан опускается.)
Буква А (кричит): Я расту! Расту!
Айболит: Ну вот, кажется, получилось.
Буква А (гордо):
Вот я какая!
Теперь-то я совсем большая!
Ставится буква большая в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк,
В букве большой – уважения знак!
Учитель: А если ей понадобится опять стать маленькой?
Айболит: Я ей дам вот эту микстуру, и она снова станет маленькой.
Учитель: Мы очень рады, Доктор Айболит, что все ваши проблемы решились, удачи Вам! А нам пора в путь-дорогу. До свидания!
(Взлетают.)
Учитель: Я вижу замок Кощея Бессмертного! Приземляемся, ребята!
Тут же вылетает Баба Яга на метле, а сзади Кощей.
Баба Яга: Гляди-ка, Кощеюшка, кто к нам пожаловал: девочки-первоклашечки.
Кощей: И мальчики-первокласснички!
Баба Яга: Да неправильно, черт ты лысый! Мальчики первоклассники!
Кощей: Ладно! Ладно! Все равно как!
(В сторону) Все равно съедим! Посмотри, какие они молоденькие, румяненькие, толстенькие.
Баба Яга: Сами с неба свалились! У нас сегодня неплохой обед будет: жареные гимназистики!
Кощей: С кетчупом! Пальчики оближешь!
Баба Яга: Давай, лови их скорей!
(Пытаются поймать детей.)
Учитель: Стойте! Стойте! Так не честно! Вы даже не знаете, зачем мы к вам пожаловали!
Яга: Да знаем, знаем! Только книжку я вам все равно не отдам, а вас всех съем!
Учитель: Да что ж ты такая вредная, Баба Яга!
Яга: А чегой-то мне доброй быть? 330 лет и 3 года живу на белом свете и только одни гадости и слышу про себя.
(Всплакнула.) Да может я в молодости первой красавицей была, да пакостнее в целом лесу меня не было! Да я в бабеягинской школе отличницей была! А теперь....Теперь я на всех обиделась! Не отдам книжки!
Учитель: Ты понимаешь, Баба Яга, что никак нельзя ребятам без этой книги.
Яга: А нам с Кощеюшкой она тоже нужна!
Учитель: Зачем?
Баба Яга: Как это зачем? Печь топить! Или вот захочет Кощеюшка узнать, как писать “Баба Ига” или “Eгa”, посмотрит в книжку и узнает, там все-ё-е написано!
Учитель: Да неужели Кощей не знает, как пишется Баба Яга? Наши ребята и то знают! Ребята! Как правильно писать “Баба Ига” или “Баба Eгa”?
Дети отвечают (часто неправильно).
Учитель: Видишь, Баба Яга, нам еще самим нужна эта книга!
Баба Яга: Какие хитренькие! Мы ее так спрятали, что вы ее никогда не найдете!
Кощей: Да, никогда не найдете, потому, что мы ее спрятали вот за этой дверью!
Баба Яга: Ну что же ты проговорился, Кощеюшка! Теперь они книжку свою найдут.
На двери большой картонный замок, а на нем красочный кроссворд. Дети разгадывают кроссворд, замок открывается, выносят книги. Звучит “волшебная” музыка. Появляется Королева Книга.
Учитель: Кто вы?
Книга :
Все ваши горести узнать
Смогла в теченье мига
И стоит мне себя назвать:
Я – Королева Книга
Ведущий: Откуда вы прилетели?
Королева Книга:
Есть страна Италия!
Есть земля Австралия!
А еще на свете есть
Вот такое чудо:
Вовсе не Австралия!
Вовсе не Италия!
Есть стран Читалия!
Я как раз оттуда!
Я прилетела поздравить Вас.
Вы прочли букварь до корки
Вам по чтению – пятерки!
Позади нелегкий труд
Медленного чтения:
Вам сегодня выдаю
Удо-сто-ве-рения!
В том, что вы букварь прочли
Полный курс наук прошли
И теперь без передышки
Прочитаете все книжки!
Королева вручает удостоверения. Звучит финальная песня композитора Шаинского “Чему учат в школе”.
!
Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься…
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним,
Грустит весь класс.
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут, друзья!
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
Нам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
До свидания, учебник!
А на следующий год
ты других читать научишь,
Тех кто в первый класс придет.