Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
В соответствии с периодизацией дошкольным детством счи­тается период от 3-х до 7-ми лет. Пред­шествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду ран­него детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.



Усвоение предметных действий про­исходит в 3 этапа.

I этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением (ложка чтобы брать из тарелки еду и нести в рот).

II этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению (ложкой только едят).

III этап. На основе знания назначения предме­та происходит более свободное его использование, употребление для других целей (ложкой можно играть в песке, разливать воду по чашкам, подбрасывать и т. д.).

Для того чтобы предметная деятельность носи­ла развивающий характер, необходимо, чтобы ре­бенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом (из кубиков строят башни, гараж, паровоз, на них расставляют животных, машины, считать у кого больше, делают дорогу, пишут слова, складывают картинки и т. д.). Поэтому предметно-развиваю­щая среда, окружающая ребенка, не должна пере­гружаться большим количеством игрушек (игрушки надо менять и убирать).

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продук­тивной (рисование, лепка, конструирование) дея­тельности.

В этот период жизни у ребенка происходит ин­тенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрос­лым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимули­ровать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Развивать словарный запас (читать стихи, сказки, потешки, просить рассказать сказку, событие).

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства позна­ния действительности, как способа регуляции пове­дения и деятельности ребенка со стороны взрослого. В этом возрасте важно обращаться к ребенку вежливо и уважительно (принеси, пожалуйста, спасибо, извини мама нечайно, здравствуй, спокойной ночи и т.д.) тем самым формируются и закладываются нравственные качества ребенка.



Восприятие ребенка этого возраста носит непро­извольный характер, он может выделить в пред­мете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными (цвет, размер). Развитие восприя­тия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при не­посредственном соотношении и сравнении предме­тов. Задача взрослого — правильно назвать при­знаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактичес­кие) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометри­ческие фигуры), с размером и качеством (большой – маленький, холодный – горячий, и т. д.).
Малыш в возрасте 2—3-х лет спо­собен:

  • Различать 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоу­гольник, овал);

  • Различать 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

  • Считать до 3 и показывать на пальцах рук.

  • Владеть понятиями: один – много, больше – меньше, широкий – узкий, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, добрый – злой, веселый – грустный и т. д.

  • Сравнивать предметы по количеству, величине, форме, цвету.

  • Подбирать пару к предмету с заданным признаком.

  • Знать и называть окружающие предметы: мебель, посуда, игрушки, одежды и т. д.

  • Знать название основных действий (бегать, прыгать и т. д.)

  • Повторять за взрослым стишки и песенки.

  • Запоминать 2 -3 картинки, 3 – 4 слова (после повторения).

  • Запомнить и повторить движение

  • Складывать разрезные картинки из 2 – 4 частей.

  • Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

  • Находить лишний предмет и объяснять свой выбор.

  • Находить сходства и различия между предметами.

  • Уметь разрезать ножницами бумагу.

  • Лепить колбаски и шарики из пластилина.

  • Рисовать кружки, точки, линии.

  • Повторять движения пальчиковой гимнастики

  • Знать названия и иметь представление о домашних животных и диких

  • Знать названия трех – четырех птиц (воробей, сорока, голубь), рыб (щука, сом, акула), насекомых (муха, комар, оса, паук), деревьев (дуб, береза, ель, береза), цветов (ромашка, роза, колокольчик).

  • Иметь представление об овощах, фруктах, ягодах, грибах.

  • Иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы (стеклянный, деревянный, железный).

  • Знать части суток (утро, день, вечер, ночь).

  • Уметь называть явления природы (дождь, снег, ветер, радуга).

  • Уметь прыгать на двух ногах.

  • Бросать и ловить мяч.

  • Знать основные правила личной гигиены.

  • Ритмично двигаться под музыку.

  • Копировать звуки.

  • Управлять силой голоса, говорить громко - тихо


Основной способ познания ребенком окружаю­щего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке ка­кой-либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмо­циональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту зараже­ния»: если один начнет радостно скакать по груп­пе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического ком­форта или его отсутствия (шарф может «кусать­ся», а колготки — «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребен­ка — это систематичность, ритмичность и повторяе­мость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2—3-х лет являют­ся открытость, честность и искренность. Он про­сто не умеет скрывать свои симпатии или антипа­тии к кому или чему бы то ни было. Чувства ре­бенка неустойчивы и противоречивы, а настрое­ние подвержено частой смене.

Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

В этом возрасте возможно появление страшных сновидений со сказочным Волком. Волк снится тем детям, которые боятся наказания со стороны отца. Волк ассоциируется с физической болью. Ближе к 3 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказать. Уносящая к себе «плохих детей» и расправляющаяся с ними Баба Яга приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие. Вот почему дети иногда просят родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров.



Проблемы с детьми не существуют у тех родителей, которые уверенно и гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я», не ведут «войну» с упрямством, где доминирует отец, а мать всегда рядом с ребенком.

КРИЗИС 3-х ЛЕТ.

В течение первых трех лет жизни ребенок меня­ется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуаль­ное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается оп­ределенное отношение к себе



Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная от­делять себя от близких взрослых, ребенок прояв­ляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее уп­рямство.

«Кризис 3-х лет» — определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У од­них детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других — в три с половиной года.

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрос­лых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний — тен­денция прогрессивная. Но с другой, при объектив­ном отсутствии умения высказать свое мнение, ма­лыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней счи­таться.

Далее к самостоятельности и негативизму при­бавляются другие кризисные симптомы. Для ребен­ка становится важна его успешность или не успешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оце­нивать результаты своей деятельности. Он стано­вится злопамятным и обидчивым, начинает хит­рить. Ребенок начинает претендовать на равнопра­вие со взрослым. Огромное желание получить по­ложительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.



Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если малыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых, не следует «раскручивать» ма­ленького фантазера, стараться уличить во лжи, во что бы то ни стало.

Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрос­лым. Возможны два варианта:

а) если взрослый в целом позитивно оценивал лич­ность ребенка, тактично и аргументированно указы­вал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребе­нок научится гордиться собой и своими успехами;

б) если взрослый стремится добиться подчине­ния любой ценой, наказывает за своеволие, стре­мится подловить на обмане, то, скорее всего, у ре­бенка разовьется желание противостоять взросло­му, победить его и ответно добиться своего.



Во втором случае гневливость, раздражитель­ность и упрямство укореняются, становятся чер­тами характера.

Психическое развитие детей 2-3 лет

В соответствии с периодизацией дошкольным детством счи­тается период от 3-х до 7-ми лет. Пред­шествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста

73.45kb.

12 09 2014
1 стр.


«Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению средствами фольклора»

В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и свер

95.35kb.

01 10 2014
1 стр.


Коррекционно-педагогические задачи Психическое и физическое развитие

«Перфокарты» – соединить линиями: животные-детеныши, дары осени, геометрические фигуры

30.03kb.

14 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет с учетом возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей и направлена на формирование общей

А также обеспечивает разностороннее развитие детей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа об

4614.97kb.

14 09 2014
25 стр.


Программа дополнительного образования по футболу (для детей 12-17 лет) Алтынцев Александр Юрьевич

Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности

182.39kb.

16 12 2014
1 стр.


Информирование обучающихся о тоталитарных сектах, методах вербовки, способах психологического воздействия для удержания в секте, о влиянии сект на психическое и физическое здоровье человека

Профилактика вовлечения детей и подростков в деструктивные религиозные организации и культы

154.74kb.

09 10 2014
1 стр.


Очень распространённая инфекция в любом детском саду Риновирусная инфекция

Риновирусы провоцируют развитие у детей и взрослых ринитов, фарингитов и бронхитов. Более серьезные заболевания глубоких отделов дыхательных путей наблюдаются редко. Риновирусы мог

20.92kb.

07 10 2014
1 стр.


Коклюш Содержание: Причины коклюша Кто болеет коклюшем Симптомы коклюша Развитие коклюша Осложнения Лечение коклюша а народные средства; б травяные сборы; в лечение коклюша у детей; Профилактика коклюша Диета от коклюша Коклюш

Опасное инфекционное заболевание дыхательных путей. Очень опасен для детей младше 2 лет. Путь распространения коклюша — воздушно-капельный, он передается от больного или здорового

100.64kb.

25 09 2014
1 стр.