Директор МОУ «Салбинская Исполнительный директор ФСК «ЛУЧ»
средняя общеобразовательная школа» при МОУ «Салбинская средняя
__________ О. А. Бурминова общеобразовательная школа»
«____» _______________2010 г. __________А. Ю. Алтынцев
«_____»_______________2010 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Салбинская средняя общеобразовательная школа»
Ермаковского района
Программа
дополнительного
образования
по футболу
(для детей 12-17 лет)
Алтынцев Александр Юрьевич
педагог дополнительного образования
высшая квалификационная категория
срок реализации: 3 года
Салба
2010 год
Основная цель подготовки юных спортсменов – формирование у них социальной компетентности, активных строителей и защитников нашей Родины.
Программа последовательно решает основные задачи:
- укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- проведение здорового досуга;
- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по футболу;
- развитие двигательных качеств.
Комплектование в футбольную секцию принимаются все желающие с 12 лет.
Учебный материал в программе рассчитан на 3 года обучения для учащихся средних общеобразовательных учреждений. Первый год обучения 12-13 лет (3 часа в неделю). Второй год обучения 14-15 лет (6 часов в неделю). Третий год обучения 16-17 лет (6 часов в неделю). Наполняемость групп от 10 до 15 человек. Занятия проходят 3 раза в неделю по 1,5 часа.
Ниже приводится примерный план работы (в часах) в секциях школы, на весь курс обучения (3 года)
В программе дан учебный материал теоретических и практических занятий по физической подготовке. В связи с этим тренеру представляется возможность в зависимости от подготовленности учащихся самостоятельно с учетом возраста футболистов и целевой направленности занятий подбирать необходимый материал.
Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение теоретических и практических занятий, контрольных упражнений, регулярный режим тренировочного процесса и соревнований.
Успеваемость футболистов оценивается по результатам освоения программного материала (теоретического) по овладению практическими навыками выполнения технических приемов и сдачи нормативов, а также участие в различных соревнованиях.
Ожидаемый результат: снижение уровня заболеваемости детей, формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных районных и краевых мероприятиях, умение учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Учебно-тематический план
Темы
|
Всего
|
1 год обучения
|
2 год обучения |
3 год обучения
|
1.Общая физическая подготовка |
140 |
40 |
50 |
50 |
2.Специальная физическая подготовка |
30 |
6 |
10 |
14 |
3.Техническая подготовка |
160 |
20 |
70 |
70 |
4.Тактическая подготовка |
26 |
4 |
8 |
14 |
5.Теоретическая подготовка |
10 |
6 |
2 |
2 |
6.Приемные и переводные нормативы |
6 |
2 |
2 |
2 |
7.Учебные и тренировочные игры |
180 |
34 |
80 |
66 |
8.Участие в соревнованиях |
6 |
- |
2 |
4 |
9.Инструкторская судейская практика |
2 |
- |
- |
2 |
Общее количество часов |
560 |
112 |
224 |
224 |
Общая физическая подготовка для всех возрастных групп (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости). Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Акробатические упражнения. Подвижные игры и эстафеты.
Легкоатлетические упражнения. Спортивные игры. Лыжная подготовка.
Утренняя зарядка, индивидуальные занятия, разминка, перед тренировкой и игрой.
Основные требования по физической подготовке, предъявляемые к юным футболистам различного возраста. Контрольные упражнения и нормативы по общей подготовке для юных футболистов.
Общая физическая подготовка для всех возрастных групп
(развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости)
2.Специальная физическая подготовка
Значение специальной физической подготовки – повышения функциональных возможностей органов и систем воспитания двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена.
Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий с юными футболистами.
Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств.
Техника передвижения. Удары по мячу ногой. Удары по мячу головой. Остановка и ведение мяча. Обманные движения (финты). Отбор мяча. Вбрасывание мяча. Техника игры вратаря.
Тактика нападения и защиты.
Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия. Тактика вратаря.
5.Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России. Развитие футбола в России и за рубежом. Сведения о строении и функциях организма человека.
Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи.
Нормативы
Упражнения |
12 лет |
13 лет |
14 лет |
15 лет |
16 лет |
17 лет |
Бег 30м (сек) |
5,3 |
5,1 |
4,9 |
4,7 |
46 |
4,4 |
Бег 400м (сек) |
|
|
|
67,0 |
65,0 |
64,0 |
6-минутный бег (м) |
|
|
1400 |
1500 |
|
|
Прыжок в длину с/м (см) |
160 |
170 |
180 |
200 |
220 |
225 |
Бег 30м с ведением мяча (сек) |
6,4 |
6,2 |
6,0 |
5,8 |
5,4 |
5,2 |
Бег 5х30м с ведением мяча (сек) |
|
|
|
30,0 |
28,0 |
27,0 |
Удар по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой (м) |
|
|
45 |
55 |
65 |
75 |
Удар по мячу ногой на точность (число попаданий) |
6 |
7 |
8 |
6 |
7 |
8 |
Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек) |
|
|
|
10,0 |
9,5 |
9,0 |
Жонглирование мячом (кол-во раз) |
8 |
10 |
12 |
20 |
25 |
|
Удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м) |
|
|
|
30 |
34 |
38 |
Доставание подвешенного мяча кулаком в прыжке (см) |
|
|
|
45 |
50 |
55 |
Бросок мяча на дальность (м) |
|
|
|
20 |
24 |
26 |
Переключение в тактических действиях с одной системы игры в нападении и защите на другую с применением характерных для этой системы групповых действий.
В качестве помощника тренера умение показать и объяснить выполнение отдельных общеразвивающих упражнений, технических приемов, простейших тактических комбинаций.
Составление комплекса упражнений утренней зарядки, подбор упражнений для разминки и их проведение самостоятельно.
Практика судейства на соревнованиях внутри школы
Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости).
Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колоне, флангах, интервале, дистанции, направления, замыканием, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колоны по одному в колоны по два. Перемена направления движения строем. Обозначение шага на месте. Переходы с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения, повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, сведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях (наклоны, повороты, вращения туловища) в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибания и разгибания рук, приволакивание, приседание с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другу перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах, с вращением скакалки вперед, назад: прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.
Упражнения с малыми мячами – броски и ловли мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену, ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении.
Акробатические упражнения.
Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега, длинный кувырок вперед. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. Упражнения на батуте.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию.
Эстафеты встречные и круговые, с преодоление полосы препятствий и гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100,800 метров. Кроссы от 1000 до 3000 метров (в зависимости от возраста), 6-ти минутный и 12-ти минутный.
Русская лапта.
Лыжи. Передвижение на лыжах основными способами, подъемы, спуски, повороты, торможения. Прогулки и прохождение дистанций от 2 до 6 км на время.
Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 метров из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивание или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов в номер», «Рывок за мячом» и т.д.
Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, соревнования с партнером за овладение мячом.
Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорение под уклон 3-50. бег змейкой между расставленными в различном положении стойками: неподвижными или медленно передвигающимися партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий (на скорость). Переменный бег на дистанции 100-150 метров (15-20м с максимальной скоростью, 10-15м медленно и т.д.). То же с ведением мяча. Подвижные игры типа «Салки по кругу», «Бегуны», «Сумей догнать».
Упражнения для развития скорости, переключение от одного действия на другое. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед и т.п.)
Бег с изменением направления до 1800. бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить его или остановиться, затем выполнить новый рывок в том или ином направлении и т.д. «Челночный бег» (туда и обратно): 2х10, 4х5, 4х10, 2х15 и т.п. «Челночный бег», но в начале отрезок пробегается лицом вперед, обратно спиной вперед и т.д.
Бег «с тенью» (повторении движений партнера, который выполняет бег с максимальной скоростью с изменением направления). То же, но с ведением мяча.
Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп весом от40 до 70 % веса спортсменов) с последующим быстрым выпрямлением, подскоки и прыжки после присяда без отягощения и с отягощением. Прыжки на одной и на обеих ногах и с продвижением, и с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину, спрыгивание (высота 40-80см), с последующим прыжком вверх на 7-10м. беговые прыжковые упражнения, выполняемые в гору по песку, опилками, эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжести. Подвижные игры типа «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны», «Прыжковая эстафета» и т.д.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку, батут и ворота: удары на дальность, толчки плечом партнера.
Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений в серии). Кроссы с переменной скоростью.
Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек, с ударами по воротам: с увеличением длины рывка, количество повторений и сокращения интервалов отдыха между рывками.
Игровые упражнения с мячом большой интенсивности, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшением по численности состава.
Для вратарей. Повторное, непрерывное выполнение в течение 5-12 мин ловлей с отбиванием мяча: ловля мяча с падением при выполнении ударов по воротам с минимальными интервалами 3-5 игроками.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной или обеими ногами, доставая высоко подвешенный мяч головой, ногой, руками: то же, выполняя в прыжке поворот на 90-1800. прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередую удары различными частями стопы, бедром, головы: ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведение мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры типа «Живая цепь», «Салки мячом», «Ловля парами» и др.
Для вратарей. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками, кулаком: то же с поворотом до 1800. Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой. Прыжки с поворотами, используя подкидной трамплин. Переворот в сторону с места и с разбега. Стойка на руках из стойки на руках кувырок вперед. Кувырок назад через стойку на руках. Переворот вперед с разбега. Управление на батуте: прыжки на обеих ногах, сальто вперед и назад согнувшись, сальто назад прогнувшись.
Тема 3.Техническая подготовка
Техника передвижения. Различные сочетания приемов бега с прыжками, поворотами и резкими остановками.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней, средней, внешней частями подъема, внутренней стопы по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Разные удары по неподвижному и катящемуся мячу. Удары носком и пяткой. Удары с полулета. Удары правой и левой ногой.
Выполнение ударов на точность и силу после остановки, ведения и рывков на короткое, среднее и дальнее расстояние (с различным направлением и траекторией пролета). Удары по мячу ногой в единоборстве, с пассивным и активным сопротивлением.
Остановка изученными способами мячей, катящихся или летящих с различной скоростью и траекторией, с разных расстояний и направлений, на высокой скорости с последующим ударом или рывком.
Ведение всеми изученными способами с увеличением скорости, с выполнением рывков и одновременно контролируя мяч, с обводкой движущихся и противодействующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.
Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Отбивание ладонями и пальцами мячей, катящихся и летящих в стороне от вратаря без падения и с падением. Отбивание мяча кулаком на выходе, без прыжка и в прыжке.
Перевод мяча через перекладину ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой сверху, снизу на точность и дальность.
Выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.
Тема 4.Тактическая подготовка
Тактика нападения
Тактика защиты.
Физическая культура и спорт в России. Спорт в России. Массовый народный характер спорта. Физическая культура в системе народного образования.
Международное спортивное движение, международные связи российских спортсменов. Олимпийские игры. Выступление российских спортсменов на олимпийских играх.
Развитие футбола в России и за рубежом.
Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания.
Российские соревнования по футболу: чемпионат и кубок России. Участие российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, мира, олимпийские игры). Российские международные юношеские соревнования (чемпионат и кубок России, «Юность», чемпионат Европы и мира).
Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз ФИФА, УЕФА, лучшие российские команды, тренеры, игроки.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.
Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся, совершенствование функций мышечной системы, органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями для закрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна.
Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима дня для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятия по футболу.
Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнце, воздуха и воды) для закаливания организма.
Питание. Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Применяемые суточные пищевые нормы футболистов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.
Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Субъективные данные: самочувствие, сон, работоспособность, настроение.
Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомление, переутомление. Меры предупреждения переутомления, значение активного отдыха для спортсменов.
Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Оказание первой помощи (до врача).
Обязательное применение в играх изученного программного материала (для данного года обучения) по технической и тактической подготовке.
Участие во внутришкольных, районных и краевых соревнованиях.
В качестве помощника тренера умение показать и объяснить выполнение отдельных общеразвивающих упражнений, технических приемов, простейших тактических комбинаций.
Составление комплекса упражнений утренней зарядки, подбор упражнений для разминки и их проведение самостоятельно.
Практика судейства на соревнованиях внутри школы.
16 12 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
02 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.