Перейти на главную страницу
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД
Составитель: Волкова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Дворец детского творчества
им. Ю.А. Гагарина»
г. Прокопьевск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театральное искусство - одно, из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школьника. Осуществление этой работы является одним из направлений формирования художественной культуры у школьников.
Театр - искусство синтетическое, он воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление и музыка. Важнейшим фактором становления личности является чрезвычайно яркая, положительно эмоционально окрашенная тенденция к овладению новым миром. Такая тенденция может быть сформирована в процессе организации музыкально-театрального воспитания. Музыка и театр обладают огромной силой эмоционального воздействия. Театр способен вовлечь ребенка в новое пространство, в котором школьник становиться самостоятельно и активно действующей личностью, что для него чрезвычайно важно в современном мире.
Опыт показывает, что театр в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и развивающих целях плодотворно как для старшеклассников, так и для младших школьников. Театрализованная деятельность предполагает всемирное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.
Театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие и воспитание каждого школьника, его нравственное здоровье, решение проблем социальной адаптации и приобщение их к общечеловеческим ценностям.
Исходя из вышеизложенного, задача эстетического воспитания средствами театра имеет сегодня чрезвычайную значимость и актуальность.
Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия театрального кружка с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий.
Развивая у школьников такие умения, как способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, во времени, пространстве, умение быстро овладевать новым движением, темпом, ритмом, упражнения способствуют формированию внутренней собранности, готовности активно включиться в творческий процесс.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование и становление гармонично развитой личности средствами театральной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Образовательные задачи:
Расширение, обогащение художественного кругозора, знакомство с элементами сценической грамоты, словарь театральных терминов.
Развитие познавательных процессов памяти внимания, мышления, воображения, развитие речевого аппарата, пластической выразительности.
Формирование детского коллектива, воспитание трудолюбия, чувства коллективности, взаимовыручки.
у обучающихся сформирован устойчивый интерес к театральному искусству, обучающиеся владеют знанием театральной терминологии, умеют использовать театральные игры, умеют согласовывать свои действия с действиями партнёра, знают основные правила поведения в театре, доброжелательно относятся друг к другу и ответственно подходят к работе в коллективе.
№ |
разделы программы |
темы занятий |
кол-во часов | ||
1.
|
Организационные занятия.
|
Беседа «Культура зрителя». Театральные игры на знакомство. Беседа «Истоки театрального искусства». |
всего |
теория |
практика |
2
|
1
|
1
| |||
2.
|
Внимание. |
Азбука театра (знакомство с театральной терминологией). Организация произвольного внимания. Концентрация внимания на узком круге объектов. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Снятие психофизических зажимов (освобождение мышц). Многообразие выразительных средств в театре. Вспомогательная роль этих выразительных средств.
|
5
|
1
|
4
|
3.
|
Воображение. |
Роль воображения и фантазии в творчестве актёра. Азбука театра (знакомство с театральной терминологией). Обучение театральным играм. Что такое «предлагаемые обстоятельства»? Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Этюды на предлагаемые обстоятельства. |
5
|
1
|
4
|
4.
|
Сценическая речь.
|
Азбука театра (знакомство с театральной терминологией). Знакомство с технологией формирования речи. Разогревающий массаж. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Привитие навыков выразительного чтения. Отработка логического ударения и логических пауз в тексте. Работа над улучшением дикции с использованием скороговорок.
|
5
|
1
|
4
|
5.
|
Ритмопластика.
|
Пластика, как элемент оздоровления. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Развитие пластической выразительности движений. Развитие способности к пластической импровизации: |
4
|
|
4
|
6.
|
Этюды.
|
Что такое «этюд»? Правдивое существование на сцене. Магическое «если бы». Предлагаемые обстоятельства. Этюды: а) «на память физических действий»; б) «органическое молчание». |
3
|
|
3
|
7.
|
Работа со сказкой |
Сказка – средство развития творческого воображения. Учимся сочинять сказки. Сказкотерапия. Этюды по мотивам известных сказок. Инсценирование русских народных сказок. Инсценирование сказок народов мира.
|
10
|
1
|
9
|
|
|
Итого
|
34
|
ЦЕЛЬ: Развитие воображения обучающихся при помощи специальных игр и упражнений.
ЗАДАЧИ:
1.Формировать у обучающихся устойчивый интерес к сценическому искусству.
2.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
3. Развивать воображение обучающихся при помощи специальных упражнений.
План занятия:
Ход занятия:
Необходимо организовать произвольное внимание обучающихся. Делаем это при помощи упражнения «Круги внимания»:
Внимание имеет три круга: малый, средний, большой. Малый круг –
слушаем комнату, средний – полностью здание, большой – улицу.
Стараемся различить малейшие шумы.
2. Сообщение темы, цели, задач занятия, мотивации обучения.
3.Театральная азбука. ( театральные термины )
Повторение изученных театральных терминов. Знакомство с новыми театральными терминами.
«Балет» - вид театрального искусства, где содержание передаётся зрите-
лям без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
«Балетмейстер» - постановщик балета.
«Бенефис» - спектакль, денежный сбор с которого целиком или частично
идёт в пользу актёра, «бенефицианта».
«Бутафория»- предметы, употребляемые в театральных постановках
вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения, оружие, части кос-
тюма.
«Воображение» - представление образов, событий, действий на основе
реально существующих. Воображение – умение видеть целое, раньше
частей и способность переносить функции с одного предмета на дру-
гой, который подобными функциями не обладает.
5. Тренинг на развитие воображения.
1.«Превращение предмета».
Предмет передаётся по кругу от одного ребёнка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения.
Варианты превращений:
Карандаш – ключ, отвёртка, вилка, ложка, шприц, градусник, расчёска и т.д.
Мячик – яблоко, камень, снежок, картошка, ёжик, ракушка, цыплёнок и т.д.
Каждый участник изображает с помощью жестов, мимики, звуков какой-либо предмет (чайник, торшер, миксер, пылесос и т.д.), остальные должны угадать, что это за предмет.
Каждый участник задумывает птицу или животное, в которое он хочет превратиться, а затем показывает в виде пантомимы. Животные обязательно заняты чем-либо: ищут еду, спасаются от врагов, играют.
Задача педагога – отметить все положительные моменты усвоения материала, а также неудачи и промахи, над которыми ещё необходимо работать.
1. «Эстафета»
Слева направо нужно быстро встать, чётко назвать имя и фамилию, сесть. Как только первый ученик коснётся сиденья, встаёт следующий и т.д. Нельзя вставать раньше и делать ненужные паузы.
2. « Знакомство-дразнилка»
Все участники стоят в общем кругу. Первый участник делает шаг в центр круга и называет своё имя, затем возвращается на своё место. Весь круг повторяет его действия. Далее каждый участник проделывает то же самое, а остальные повторяют. На следующем этапе участники вместо имени могут использовать вымышленные прозвища (театральные псевдонимы). Необходимо добиться точности в манере подачи звука и синхронности исполнения упражнения.
3.«Переходы».
Педагог предлагает по сигналу поменяться местами так, чтобы справа оказались участники с самыми светлыми волосами, далее темнее, а слева с самыми тёмными. Действовать молча, предварительно не советоваться и не обсуждать.(Варианты продолжения: сесть в алфавитном порядке имён, фамилий, по цвету глаз, по росту и т.д.)
4. «Как один».
Все становятся в строй. Ученики должны быть предельно внимательны и мгновенно повторить движения ведущего «как один». (Пример: выбросить руку вверх, вторую руку, хлопок и т.д.)
Тема: «Внимание».
Организация произвольного внимания.
Примеры упражнений:
1. «Круги внимания».
Внимание имеет три круга: малый, средний, большой. Малый круг – слушаем комнату, средний – полностью здание, большой – улицу. Стараем-
ся различить малейшие шумы.
2. «Кинолента видений».
Участники сидят в полукруге. Педагог предлагает подробно мысленно вспомнить путь от дома до школы. Вспомнить всё, что встречается по дороге: дома, деревья, магазины и т.д. Прокрутить, таким образом, «киноленту».
3. «Хлопки».
Участники встают в круг и передают друг другу хлопки по часовой стрелке. После первого круга любой из участников может поменять направление движения хлопков на противоположное. Передавая хлопок, участник поворачивается лицом к тому, кому передаёт хлопок.
4. «Весёлые обезьянки».
Участники стоят врассыпную – это обезьянки. Лицом к ним - ведущий – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая точно повторяют всё за ним.
5 «Фотографы».
Все участники внимательно рассматривают трёх человек. Затем они выходят за дверь, меняют что-то в своём облике. Могут меняться одеждой или обувью. После этого все остальные должны восстановить их прежний облик.
6. «Радиограмма».
Две группы по 5-6 человек. Одна группа «дикторы», другая – «слушатели». Каждый из «дикторов» придумывает для себя короткую фразу. Затем все «дикторы» одновременно произносят несколько раз каждый свою фразу. Задача « слушателей» уловить в общем хоре фразу, стоящего напротив «диктора».
7.«Мешаем читать».
Один человек читает определённый текст. Остальные задают ему самые разные вопросы. Он должен быстро и чётко на них отвечать. После 1-2 минут такого «перекрёстного допроса» книга закрывается с просьбой пересказать прочитанное.
1. «Пляж».
Участники ложатся на пол. Надо постараться «растечься» на полу так, чтобы на «песке» остался отпечаток твоего тела. Потом, по команде
руководителя, подставляем солнцу правый бок, левый бок, правую ногу, левую ногу, правую руку, левую руку, спину, живот. Голова не должна
отрываться от пола.
2. «Мокрые котята».
Участники двигаются по залу произвольно мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» участники садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой «лапки», «головы», «хвоста», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи, корпуса.
3. «Снежная королева».
Ведущий («Снежная королева») постепенно «замораживает» участников: называет при этом определённые части тела. Соответствующие мышцы напрягаются. Участники превращаются в ледяную скульптуру, которая затем начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются руки, шея, корпус, ноги), участники сначала опускаются на корточки, затем полностью расслабляются и ложатся на пол.
4. «Надувная игрушка».
Участники работают в парах. Один человек – надувная кукла, из которой выпущен воздух. Он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены. Второй человек – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперёд, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с», при вдохе – выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивая пробку. Воздух выходит со звуком «ш-ш-ш». Кукла опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем участники меняются ролями.
5. «Штангист».
Участники, изображая штангистов, поднимают «тяжёлую штангу», напрягая все мышцы. Затем бросают «штангу» и расслабляют мышцы.
Тема: «Воображение».
Обучение театральным играм.
Примеры упражнений:
Варианты превращений:
Карандаш – ключ, отвёртка, вилка, ложка, шприц, градусник, расчёска и т.д.
Мячик – яблоко, камень, снежок, картошка, ёжик, ракушка, цыплёнок и т.д.
2. «Ожившие предметы».
Каждый участник изображает с помощью жестов, мимики, звуков какой-либо предмет (чайник, торшер, миксер, пылесос и т.д.), остальные должны
угадать, что это за предмет.
3. «Птица или животное».
Каждый участник задумывает птицу или животное, в которое он хочет превратиться, а затем показывает в виде пантомимы. Животные обязательно заняты чем-либо: ищут еду, спасаются от врагов, играют.
4. «Скульптор».
Руководитель предлагает представить, что один из участников скульптор, а другой «глина».Скульптор лепит из глины образ человека определённой профессии. «Глина» не знает, что из неё хотят слепить. После того, как скульптура готова, она оживает и пытается изобразить движения, которые ей кажутся соответствующими образу.
5.« Продолжи сказку».
Каждый из участников произносит по одной фразе, выстраивая таким образом сюжет сказки. В результате такого коллективного творчества должна появиться совершенно новая сказка.
Предлагаемые обстоятельства.
Примеры упражнений:
1. «День рождения».
С помощью считалки выбирается участник, который приглашает остальных на «день рождения».Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных жестов, условных игровых действий гость должен показать, что именно он дарит. Хозяин пытается угадать, что это за подарок.
2. «Воображаемое путешествие».
Руководитель предлагает отправиться в воображаемое путешествие. Он начинает описывать место, где оказываются участники. Например: поляна с большим количеством цветов и ягод. Участники стараются мысленно представить это и действовать, то есть делать то, что подсказывает сознание. Причём необходимо стараться детально представлять место действия. Какой цветок срываем, какую едим ягоду?
3. «Театр-экспромт».
Выбирается короткая сказка или история, где действие происходит в одном месте, и прочитывается вслух 1-2 раза. Распределяются роли, и исполнители приглашаются на сцену. Рассказчик произносит текст, несущий информацию о действиях героев. Актёры последовательно появляются на сцене и исполняют всё о чём говорится.
4. «Цирковое представление».
Участники придумывают для себя цирковые номера и исполняют на сцене. Это могут быть канатоходцы, жонглёры, фокусники, наездники, клоуны, акробаты, дрессировщики. Причём действовать можно как с воображаемыми предметами, так и с настоящими. Главное, чтобы участники поверили, что это настоящий цирк.
5. «Импровизация на тему известной сказки».
Участники делятся на группы по 5-6 человек, выбирают себе режиссёра и решают какую сказку они будут инсценировать. Можно изображать и неодушевлённые предметы. Требуется говорить своими словами, а главное - сохранять сюжетную линию.
Сценическая речь.
Разогревающий массаж.
Разогревающий массаж начинают с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом нужно потереть ладони, чтобы они стали тёплыми, а затем с лёгким усилием проводить подушечками пальцев от переносицы к вискам.
После этого проводится массаж верхнечелюстных мышц от носа к ушам.
аналогично логично верхнечелюстных мышц от носа к ушам. Постукивание подушечками пальцев проводится таким же способом. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивание также по губам со звуком «з-з-з».
Упражнения на дыхание:
1. «Свеча».
Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается дыхание, после чего воздух тоненькой струйкой выпускается так, чтобы пламя свечи не колыхнулось.
2. «Мяч – насос».
Участники разбиваются на пары, один из пары – мяч, второй – насос. Вначале мяч сдут, то есть человек в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу.«Насос» со звуком «пс» и сгибаясь в пояснице до прямого угла «накачивает» «мяч». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мяч» постепенно «надувается», при этом воздух набирается порциями. Когда мяч надут, насос прекращает работу и мяч со звуком «ш-ш-ш» сдувается.
3. «Цветочный магазин».
Представляем, что вошли в цветочный магазин и с удовольствием вдыхаем через нос ароматы цветов. Если участник точно выполняет задание, то он автоматически пропускает воздух в диафрагму. Выдыхаем через рот, как бы беззвучно произнося «ха».
4. «Львёнок греется».
Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произнося слог «ха»), который называется «тёплым дыханием», греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, хвост.
Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. 8 пар движений.
2. «Часы».
Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить взять вытянутыми вперёд губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.
3. «Уколы».
Делаем «уколы» напряжённым языком попеременно в правую и левую щёки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
4. «Змеиный язычок».
Высовываем язык вперёд и, как змея, делаем быстрые уколы.
5. «Чаша».
Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, затем в таком виде убираем его в рот.
1. «Ударение».
Поставь правильно ударение и правильно услышь его. Задаётся три вопроса с разным логическим ударением, и надо дать ответы именно на эти вопросы.
« Добыл бобыль бобы?»
« Добыл бобыль бобы.»
« Добыл бобыль бобы?»
« Добыл бобыль бобы.»
« Добыл бобыль бобы?»
« Добыл бобыль бобы. »
Фраза окрашивается отношением к ударному слову: какой этот бобыль умница;
и зачем ему эти бобы; да не добыл, а украл и т.д.
2. «Игра в откровенность».
Выбирается скороговорка и её текстом высказывается отношение к чему-либо или к кому-либо.
3. «Поговорили».
Предлагается сделать этюд на тему фраз: «Не хотите ли чаю? – «Спасибо, я уже пил». Первой фразой надо:
а) Пригласить на чай.
б) Прогнать из дома.
в) Обслужить в ресторане.
Партнёр на это должен соответственно:
а) Отказаться от чая.
б) Согласиться на чай.
в) Охарактеризовать качество чая.
1. «Разминка».
Разминка включает два компонента: первый – разогрев всего тела, подготовка его к дальнейшим упражнениям, второй – концентрация внимания. При разогреве мышц разогревают последовательно каждую группу мышц. Начинают с пальцев, потом кисти рук, локтевой сустав, предплечье, плечи, голова, грудь, живот, таз, голеностопный сустав, стопа. Разогрев пальцев, кистей, локтя и предплечья. Руки подняты вверх и согнуты в локтях. Подушечками четырёх пальцев попеременно касаемся подушечки большого пальца. Постепенно ускоряется темп касаний. После этого начинаем вращения: одна рука в сторону, в другую сторону, другая рука в одну сторону, в другую сторону, вращаем обе руки. Одно плечо вверх, вниз, другое плечо вверх, вниз, поочерёдно поднимаем то одно, то другое плечо, оба плеча одновременно.
После каждого упражнения на разогрев необходимо сбросить напряжение. Для этого нужно резко бросить руки вниз. Тело сгибается в пояснице, повисите 5 секунд, потрясите кистями, выпрямитесь, подёргайте ступнями ног.
2. «Тюльпан».
Утром тюльпан раскрывается. Соединяя ладони, поднять руки к подбородку,раскрыть ладони, локти соединить.
На ночь тюльпан закрывается. Соединяя ладони, опустить руки вниз. Тюльпанное дерево. Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой. Руки раскинуть в стороны, ладонями вверх. Повернуть ладони вниз и мягко опускать руки чуть перебирая пальцами.
3. «Змеи».
Участники садятся по-турецки, руки в стороны, ладони вниз, спина прямая. Текст произносят, выполняя при этом движения.
На охоту собираясь,
На каждый слог плавными движением приблизить
тыльные стороны ладоней к плечам и обратно, как
бы отталкиваясь от плеча.
На каждый слог то же движение, но поднимая
руки вверх и опуская вниз.
4. «Заколдованный лес».
Участники, изображая заколдованные деревья, как бы пытаются заманить путников в самую чащу. Ветви «деревьев» шевелятся, медленно извиваясь.
5. «Осенние листья».
Участники изображают осенние листья. Они кружатся в причудливом танце и медленно опускаются на землю.
6. «Город роботов».
Роботы вышли на улицы города. Они сделаны из металла и пластика. Движения участников резкие и упругие.
Этюды.
Этюды – это, собственно говоря, небольшие сценки, которые играются в режиме импровизации. В них проверяется освоенность тех навыков, которые были даны в процессе занятий. Этюды могут являться методом работы над спектаклем.
С воображаемыми предметами пришить пуговицу, поджарить яичницу, собрать чемодан и т. д. Особенно внимательно необходимо следить за тем, чтобы у актёров всё время оставалось ощущение формы, объёма, веса воображаемого предмета.
Актёры взаимодействуют на сцене без возможности говорить. Невозможность говорить обеспечивается местом действия: шум на станции или в вагоне метро, по разные стороны магазинной витрины, зрительный зал театра во время действия и т. д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра [Текст] / Ю.Л. Алянский. - М. : Детская литература, 1998.- 143с.
2. Гольдин В.Е.Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин. - М. : Просвещение,1983.-109с.
3.Данилков,А.А.Играем с пользой [Текст] /А.А.Данилков, Н.С.Данилкова.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2005. – 144с.
4.Данилков, А.А. Игры на каждый день [Текст] / А.А.Данилков, Н.С.Данилкова. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. - 144с.
5. Захава, Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра [Текст] / Б.Е. Захава.- М.: Искусство, 1978.- 334с.
6. Колчеев, Ю.В. Театрализованные игры в школе [Текст] / Ю.В.Колчеев, Н.М. Колчеева.- М.: Школьная пресса, 2000.- 96с.
7. Козлов,Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] /Н.И. Козлов. - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998.- 144с.
8. Нахимовский, А.М. Театральное действо от А до Я [Текст] / А.М. Нахимовский. - М.: Аркти, 2002. – 120с.
9. Немирович-Данченко, В.И. Рождение театра [Текст] / В.И. Немирович-Данченко. - М.: Правда, 1989. - 576с.
10. Никитина, А.Б. Театр, где играют дети [Текст]: учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов / А.Б. Никитина. - М.: Владос, 2001. – 288с.
11.Поламишев,А.М. Мастерство режиссёра. Действенный анализ пьесы [Текст] / А.М. Поламишев. - М.: Просвещение, 1982.- 224с.
12. Рутберг, И.Г. Пантомима. Первые опыты. [Текст] / И.Г. Рутберг.- М.: Советская Россия, 1972.- 96с.
13. Родари, Дж. Грамматика фантазии [Текст] / Дж. Родари.- М.: Просвеще-
ние, 1978.-182с.
14. Савкова, З.В. Как сделать голос сценическим [Текст] / З.В. Савкова.- М.:
Искусство, 1968.- 128с.
15. Сазонов, Е.Ю. Город мастеров [Текст] / Е.Ю. Сазонов.- М.: Педагогика,
1984.- 128с.
16. Станиславский, К.С. Работа актёра над собой [Текст] / К.С. Станислав-
ский. - М.: Искусство, 1961.
17. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве [Текст] / К.С. Станиславский.- М.: Искусство, 1979.
18. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятель-
ности [Текст] / Э.Г. Чурилова. - М.: Владос, 2004.-160с.стоит в центре без
вкруг попарно друг за другомыми. от груди к груди
19. Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу-программ [Текст] / И.Б. Шубина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 352с.
20. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой [Текст] /
М.Н. Щетинин. - М.: Метафора, 2006.- 128с.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра [Текст] / Ю.Л. Алянский. - М. : Детская литература, 1998.- 143с.
2. Белянская,Л.Б. Хочу на сцену! [Текст] / Л.Б. Белянская.- Донецк: ИКФ Сталкер, 1997.- 448с.
3. Гвоздева, Т. Праздничные наряды и маскарадные костюмы для детей [Текст] / Т. Гвоздева. - М.: Астрель, 2001. - 104с.
4. Гибсон, Р. Кем я наряжусь [Текст] / Р. Гибсон. - М.: Росмэн, 1998.- 33с.
Театральное искусство одно, из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школьника. Осуществление этой работы является одним из направлений формиров
15 10 2014
1 стр.
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн
13 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Детям, сидящим за школьной партой, радиолюбительство помогает закреплять на практике знания, получаемые в школе, приобщает к общественно-полезному труду, расширяет их технический к
02 10 2014
1 стр.
Санкт-Петербургское государственное учреждение Дом молодежи Выборгского района
02 09 2014
1 стр.
Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятся в том возрасте, ког
27 09 2014
5 стр.
Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности
16 12 2014
1 стр.
И молодая потому, что правила игры в шашки претерпевали с течением времени изменения и стабилизировались, установились в их современном виде сравнительно недавно
16 12 2014
1 стр.