Перейти на главную страницу
педагог дополнительного образования
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
центр детского творчества
«Кежемский районный центр детского творчества»
г. Кодинск, Красноярский край
«КЛУБ – 64. Подготовка юных шашистов»
Программа дополнительного образования
для детей 7-14 лет
Пояснительная записка
Шашки – игра одновременно и древняя и молодая. Древняя потому, что принадлежности для игры в шашки найдены еще в египетских гробницах. И молодая потому, что правила игры в шашки претерпевали с течением времени изменения и стабилизировались, установились в их современном виде сравнительно недавно, в середине века. Тысячелетия существования шашечной игры – лучшее свидетельство ее полезности людям.
Автор программы относится к шашкам не как к простой и увлекательной игре и даже, не как к спортивному единоборству.
Шашки – часть мировой культуры. И приобщение к явлению с 5-тысячелетней историей само по себе имеет благотворное влияние на детей. Кроме того, шашки – наиболее простая и одновременно увлекательная модель обучения логике, абструктивному мышлению и математическому расчету одновременно. Ведь в каждой партии решается несколько задач:
Задача преподавателя состоит в том, чтобы дети постоянно получали новые цели и ориентиры и прилагали адекватные усилия для их достижения. Пусть воспитанники движутся вперед с разной скоростью, но движутся постоянно.
Исходя из этой разности в скорости обучения, учитывая разные природные способности детей, программа обучения двухуровневая.
I уровень (7 – 9 лет): шашечный всеобуч. Предусматривает 12 часовое обучение основным правилам игры, истории шашек. По окончании обучения проводится квалификационный турнир. Программа всеобуча помимо обучения основам игры имеет и другое предназначение. Всеобуч является тем ситом, которое позволяет выявить тех детей, кто хочет и может заниматься шашками углубленно.
II уровень (7 – 14 лет): предполагает 2-х годичную систему занятий, во время которых дети изучают теорию и практику дебютов, основы тактики и стратегии, теорию шашечных окончаний, участвуют в соревнованиях и по окончании занятий имеют спортивный разряд не ниже 2-го.
Кроме этого, дети, выполнившие к концу курса занятий 1-й спортивный разряд, могут заниматься в дальнейшем по индивидуальным планам занятий.
Основой высоких спортивных достижений учащихся являются наличие и уровень развития таких личностных качеств как воля, целеустремленность, самоконтроль, трудолюбие, умение достойно проигрывать, оценивать ситуацию проигрыша, делать выводы, стремление к самосовершенствованию. А также практических умений: расчет возможных вариантов, выбор оптимального из них, моделирование ситуаций и поиск нестандартных решений.
Оценивание перечисленных личностных качеств и практических умений возможно по методам М.И.Шиловой (7, стр.19) и А.В. Баранникова (1, стр. 9). Полученные данные позволяют педагогу выстраивать процесс индивидуального роста каждого члена клуба.
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (2 раза по 45 мин с 15- минутным перерывом).
Формы тренировочных занятий могут быть разнообразными. Из-за разного уровня подготовки, неодинаковых способностей воспитанников на каждом занятии педагог применяет индивидуальный подход, используя при этом различные карточки с заданиями, дает разный объем работы в соответствии с индивидуальными возможностями воспитанников. Кроме того, подобная организация занятий самым благоприятным образом отражается на дисциплине, а также выделяется свободное время в течение 30-40 минут для работы с перспективными воспитанниками.
Структуру занятия следует варьировать, комбинировать из отдельных элементов:
Участие в турнирах на первых порах осуществляется внутри тренировочной группы: классификационные турниры, матчи и т. д. В рамках районной целевой программы «Чудо-шашки» Сферной организации воспитательной работы со школьниками проводится городской турнир по шашкам.
Поскольку в настоящее время современных методик преподавания шашек и учебников по шашкам, структурно и содержательно ориентированных на обучение шашкам в детско-юношеском возрасте практически не существует, программа структурно создана на основании тематических разделов из книги А.Я. Вирного (3), содержательно – исходя из собственного опыта автора и рекомендаций тренера высшей категории Красноярской ДЮСШ Полиновского И.Ф.
Программа двухгодичной подготовки
Первый год обучения
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов | ||
Всего |
Теория |
Практика | ||
1. |
История шашек. Доска |
2 |
2 |
- |
2. |
Правила игры. Ходы простые и ударные |
4 |
2 |
2 |
3. |
Важнейшие компоненты игры в дебюте, размен и темп |
6 |
4 |
2 |
4. |
Рожон, кол и тычок, любки |
8 |
4 |
4 |
5. |
Оппозиция 1х1, 2х2, главные принципы игры в окончании |
10 |
4 |
6 |
6. |
Запись партии и условные обозначения |
2 |
2 |
- |
7. |
Треугольник Петрова. Общий план треугольника |
12 |
4 |
8 |
8. |
Основы тактики |
36 |
20 |
16 |
9. |
Основы позиционной игры |
44 |
24 |
20 |
10. |
Квалификационные турниры и тестирования |
8 |
- |
8 |
11. |
Организация и проведение соревнований |
12 |
- |
12 |
|
Всего: |
144 |
66 |
78 |
- совместное (групповое) решение простых позиций путем совершения одного-двух ходов и достижения тематического положения, фиксация наименования типового удара;
- розыгрыш партий с установочных позиций.
Тема 9. Основы позиционной игры
Теория: Последовательность – основа позиции. Основы позиционной игры. Сильные (тычок, рожон) и слабые (изолированные, бортовые) шашки. Сильный и слабый центр, как оценить позицию. Упор и его значение, своевременность построения упора. Угроза, связка, окружение и прорыв – как элементы стратегии.
Практика: Групповое изучение 5-6 позиций с небольшим количеством шашек и ярко выраженным позиционным перевесом за счет сильного центра. Групповое изучение качеств сильных шашек на примере позиций с малым количеством материала, необходимость точного расчета постановки сильных шашек в сложных позициях. Групповое изучение слабых пешек на простых позициях как пример отсутствия центра. Групповое изучение элементов стратегии (угроза, связка, окружение и прорыв) на простых позициях, парный розыгрыш позиций с использованием элементов стратегии.
Тема 10. Квалификационные турниры и тестирования
Практика: Индивидуальное решение постановочных позиций (не менее 16), из них 6 – на типовые тактические удары, 10-на элементы позиционной борьбы.
Тема 11. Организация и проведение соревнований
Практика: Двухкруговой массовый турнир, приуроченный к знаменательной дате, игра без лимита времени с присуждением партий при необходимости.
Второй год обучения
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов | ||
Всего |
Теория |
Практика | ||
Теория начал | ||||
1. |
Городская партия |
6 |
4 |
2 |
2. |
«Отыгрыш» |
6 |
4 |
2 |
3. |
«Кол», старая партия |
14 |
8 |
6 |
4. |
Перекресток, косяк |
22 |
14 |
8 |
5. |
Важнейшие окончания |
24 |
18 |
6 |
Стратегия | ||||
6. |
Связи, взаимные связки в центре и на флангах |
12 |
8 |
4 |
7. |
Самозажим, окружение и охват центра |
12 |
8 |
4 |
8. |
Прорыв, прорыв на флангах |
12 |
10 |
2 |
9. |
Угроза и жертва |
12 |
10 |
2 |
10. |
Симметричные позиции |
12 |
8 |
4 |
11. |
Тестирование |
4 |
4 |
- |
12. |
Квалификационные турниры |
8 |
- |
8 |
|
Всего: |
144 |
96 |
48 |
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов | ||
Всего |
Теория |
Практика | ||
1. |
История шашек. Доска, начальная позиция. |
1 |
1 |
- |
2. |
Правила игры. Ходы простые и ударные. |
2 |
1 |
1 |
3. |
Размен как неотъемлемый элемент партии |
2 |
1 |
1 |
4. |
Рожон, кол и тычок, любки |
2 |
1 |
1 |
5. |
Основы тактики (лестница, рикошет) |
3 |
2 |
1 |
6. |
Основы позиционной игры |
2 |
1 |
1 |
7. |
Квалификационный турнир |
2 |
- |
2 |
|
Всего: |
14 |
7 |
7 |
Собственно обучение шашечной теории следует структуре объекта изучения. Основные компоненты теории: тактика, стратегия, дебют, эндшпиль.
Каждое из правил следует доступно обосновать и проиллюстрировать. Этот «кодекс новичка» у многих учеников дает заметное улучшение качества игры.
Начинающие особенно беспомощны в завершающей стадии партии. В начальный период мы учим только строить четырьмя дамками против одной «квадрат», а также ловить четырьмя отрезанными единицами (на двойнике, тройнике, большой дороге) дамку с помощью петли.
В процессе совершенствования комбинационной техники следует обращать внимание воспитанника на характерные финальные удары, механизмы комбинаций. Наиболее полезные позиции они должны записывать в тетрадь и уметь впоследствии поставить на доске.
Воспитанники решают комбинации на тренировке в виде «разминки». Но этой нагрузки недостаточно. Следует приучить их работать дома. В зависимости от технической оснащенности педагога можно давать для домашнего решения карточки-дубликаты, подшивки листов с комбинациями — или заставлять учеников переписывать комбинации в тетрадь для домашних заданий.
Как и все другие формы занятий, решение комбинаций не должно становиться однообразным, утомительным — об этом особенно следует помнить в начальный период,
когда крайне важно сохранять у детей интерес к шашкам! Можно применять конкурсы решений — можно из нескольких туров, с общим зачетом. Это вызывает у детей повышенный интерес, азарт. Иногда для усиления спортивного элемента применяем «матчи»: разделившись на команды, ученики решают задания, добывая очки для командной копилки.
Стимулирование комбинационного мышления, особенно тактической бдительности — труднейшая задача педагога. Тут требуется не только «тренаж», но и воспитательная работа, постоянное напоминание воспитанникам о значении тактики. Возможны различные стимулирующие средства, например: тематические сеансы одновременной игры (учеников предупреждают, что они смогут провести тренеру комбинации, для чего всю партию надо искать удары). Естественно, квалифицированному шашисту нетрудно «попасться» на комбинацию, а у учеников акцентируется нацеленность на удар. Другая форма — турниры, в которых к набранным очкам добавляются дополнительные очки за проведенные комбинации и отнимаются за пропущенные.
Перечень основных тем:
- Шашки в центре d4, f4 (c5, e5);
- Кол, тычок;
- Рожон;
- Роль колонн;
- Отсталые шашки;
- Изолированные шашки;
- Последовательность захвата центральных полей;
- Роль разменов в борьбе за центр;
- Простейшие правила разыгрывания коловых позиций;
- Количество нападений и защит;
- Борьба против центра;
- Роль колонны gi, f2, еЗ (Ь8, с7, d6) для размена центральных шашек противника; Значение в этой связи шашки д1 (Ь8), нежелательность оголения этого поля в первой половине партии;
- Шашка е5. Опасность вторжения на это поле в начале партии; Активность этого пункта в конце партии;
- Начальное представление о связках.
Показываем 7 - 8 ходов, объясняя план игры за обе стороны.
Показываем также вариант Городской партии, получающийся, если белые первыми двумя ходами занимают поля d4 и f4:
1. cd4 dc5 2. gf4 fg5 3. bс3 gh4 4. cb4 bа5 и т. д. Объясняем на этом примере, что в дебюте делать ход gf4 не следует, из-за этого возникают проблемы: вот и в этом варианте черные ставят рожон, избавиться от которого не так просто (для начинающих).
Кол и Тычок и их обратные системы показываем только для того, чтобы воспитанники запомнили, как захватить эти поля уже в начале партии. Для стимулирования тактического подхода к игре можно показать несколько дебютных ловушек. Мы часто показываем, как проигрывает уже третий ход белых: 1. cb4 de5 2. bа5 bс5 3. bс3?? (или dc3).
Анализ может быть с одним воспитанником или всей группой. В обоих случаях различные моменты партии, в которых возникала возможность форсированной игры, можно использовать для тренировки расчета учеников. Отдельные интересные моменты можно не анализировать на тренировке, а дать ученику в качестве домашнего задания.
― |
тихий ход |
|
ударный ход |
∽ |
любой возможный ход |
|
хороший ход |
|
очень хороший ход |
|
плохой ход |
|
очень плохой ход |
|
ход с неясными последствиями |
Х |
выигрыш |
|
равная позиция |
|
преимущество у белых |
|
преимущество у черных |
|
большое преимущество у черных |
|
большое преимущество у белых |
Настоящая программа является годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы дюц социально-педагогической направленн
13 10 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
Санкт-Петербургское государственное учреждение Дом молодежи Выборгского района
02 09 2014
1 стр.
Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности
16 12 2014
1 стр.
И молодая потому, что правила игры в шашки претерпевали с течением времени изменения и стабилизировались, установились в их современном виде сравнительно недавно
16 12 2014
1 стр.
Театральное искусство одно, из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школьника. Осуществление этой работы является одним из направлений формиров
15 10 2014
1 стр.
Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка
14 12 2014
1 стр.
Преподавателя моудод г. Шумерля «Центр дополнительного образования для детей» Поляковой А. В. проведенный 16. 04. 2010 г
24 09 2014
1 стр.