Перейти на главную страницу
Вариативная часть, в т.ч. : |
__4___ зач. ед. |
Лекции |
__34___ часов |
Практические занятия |
__ 34___ часов |
Лабораторные работы |
__ нет ___ часов |
Индивидуальные занятия с преподавателем |
__нет___ часов |
Самостоятельные занятия |
__46__ часов |
Итоговая аттестация |
Экзамен - 9 семестр, |
ВСЕГО |
4 зач. ед. 100 час |
№ темы и название |
Количество часов |
1. Термодинамика плазмы в представлениях "химической модели” |
24 |
2. Структура термодинамических зависимостей газоплазменного состояния в представлении химической модели |
26 |
3. Описание эффектов неидеальности в термодинамике газоплазменных систем в формализме химической модели плазмы |
22 |
4. Проблема термодинамической устойчивости и фазовых переходов в неидеальной плазме в формализме химической модели. |
24 |
5. Общие сведения о методах расчета термодинамики сильно сжатой плазмы в подходах, альтернативных квазихимическому представлению. |
20 |
ВСЕГО (зач. ед.(часов)) |
114 (3) (зач.ед.) |
№ п.п. |
Темы |
Трудоёмкость в зач. ед. (количество часов) |
1 |
Термодинамика плазмы в представлениях "химической модели” |
8 |
2 |
Структура термодинамических зависимостей газоплазменного состояния в представлении химической модели. |
6 |
3 |
Описание эффектов неидеальности в термодинамике газоплазменных систем в формализме химической модели плазмы. |
6 |
4 |
Проблема термодинамической устойчивости и фазовых переходов в неидеальной плазме в формализме химической модели. |
4 |
5 |
Общие сведения о методах расчета термодинамики сильно сжатой плазмы в подходах, альтернативных квазихимическому представлению. |
4 |
|
|
8 |
ВСЕГО ( зач. ед.(часов)) |
32 час (2) (зач.ед.) |
№N п.п. |
Темы
|
Трудоёмкость в зач. ед. (количество часов) |
1 |
- изучение теоретического курса – выполняется самостоятельно каждым студентом по итогам каждой из лекций, результаты контролируются преподавателем на лекционных занятиях. Используются электронный конспект лекций, методические пособия, учебники и монографии, рекомендуемые данной программой. |
8 |
2 |
- решение задач и поиск ответа на теоретические вопросы по заданию преподавателя – решаются задачи, заданные преподавателем по итогам лекционных занятий совместно всеми студентами. |
10 |
3 |
- обсуждение со студентами тем их конкретных НИР и поиск ответа на теоретические вопросы по заданию преподавателя. Результаты обсуждаются преподавателем совместно всеми студентами. Используются конспект (электронный) лекций, учебники, рекомендуемые данной программой, включая электронные, учебно-методические пособия. |
8 |
4 |
- Подготовка к экзамену зачету с использованием электронного конспекта лекций, методических пособий, учебников и монографий, рекомендованных данной программой. |
20 |
ВСЕГО ( зач. ед.(часов)) |
46 час. + 1 зач.ед. |
№ п/п
|
Название модулей
|
Разделы и темы лекционных занятий |
Содержание |
Объем | |
Аудиторная работа (зачетные единицы/часы)
|
Самостоятельная работа (зачетные единицы/часы
| ||||
1 |
I Формализм квазихимического представления применительно к плотной неидеальной плазме _________
Неидеальность. Термодинамическая устойчивость. Фазовазовые переходы _________
Альтернативы квазихимического представления. |
Термодинамика плазмы в представлениях "химической модели” |
Понятие о «физическом» и квазихимическом представлениях (физической и химической моделях плазмы) в термодинамическом описании плотной, неидеальной, химически реагирующей и частично ионизованной плазмы. Варианты деления на идеальную часть и «поправки» на неидеальность. Совершенный газ, идеальный газ с внутренними степенями свободы, многокомпонентная идеальная смесь с взаимными превращениями. Выбор термодинамических переменных. Полное выражение для свободной энергии многосортовой системы. Структура идеальной части. Ноль отсчета энергии и учет термохимии взаимных превращений в квазихимическом представлении. Внутренняя статсумма комплексных частиц. Выделение статсуммы возбуждения. Проблема ограничения ("обрезания") статсумм возбуждения комплексных частиц в плазме. Краткий обзор исторических и современных подходов. Смысл и роль понятия равновесного состава. Минимизация свободной энергии. Центральная роль химических потенциалов в формулировке методики расчета. Полная система уравнений для расчета состава и термодинамических функции многокомпонентной неидеальной реагирующей плазмы с произвольной кратностью ионизации и структурой молекулярных реакций. Полная система уравнений для расчета состава и термодинамических функции многокомпонентной неидеальной реагирующей плазмы с произвольной кратностью ионизации и структурой молекулярных реакций. Формальная эквивалентность описания хим.реакций и реакций ионизации. |
14 |
12 |
2 |
Структура термодинамических зависимостей газоплазменного состояния в представлении химической модели. |
Термодинамика газоплазменного состояния в рамках приближения идеальной смеси с ионизацией и химическими превращениями. Понятие «полосы ионизации» и «полосы диссоциации» на примере ионизации и диссоциации водорода. Положение полос на фазовой диаграмме. Определяющие параметры. Структура термического и калорического уравнений состояния при пересечении изолированной «полосы» реакции. Фактор сжимаемости (PV/RT) и внепоступательная часть вн.энергии (U-3/2PV) как характеристики термического и калорического уравнений состояния. Обобщение на последовательные стадии полной ионизации. «Оболочечные» осцилляции и волны промежуточных кратностей ионизации. Термодинамика газоплазменного состояния в «вакуумном» пределе (Т 0, Rho 0). Химический потенциал как главный «управляющий параметр» в вакуумном пределе. Понятие о «лестнице» ионизации для давления и энергии. Понятие о «термодинамическом спектре» для дифференциальных термодинамических характеристик. Положение «линий» и потенциалы ионизации. Связь параметров лестницы ионизации с фундаментальными термохимическими константами вещества. Энергетическая Шкала вещества. Теплота сублимации как граница Шкалы. Структура лестницы ионизации в метастабильной области. Профили термодинамических зависимостей в газоплазменной области как суперпозиция полного набора полос диссоциации и всех ступеней ионизации. Общая панорама формы глобального уравнения состояния вещества от газовых до конденсированных плотностей. Понятие о «долине неидеальности» и ее газоплазменном и конденсированном «склонах». Связь с определяющими термохимическими параметрами. Триада: термическая ионизация, ионизация давлением и ионизация разрежением. Полосы реакций как «размытый» фазовый переход. Общее и различия.
|
16 |
10 | |
3 |
Описание эффектов неидеальности в термодинамике газоплазменных систем в формализме химической модели плазмы |
Терминология. "Поправки на неидеальность" и каналы их влияния на термодинамику системы в формализме «химической модели». Связь с дилеммой подходов «метод смеси» и «метод исходных атомов» в химической термодинамике неидеальных нейтральных реагирующих систем. Неидеальность в кулоновских системах. Определяющие безразмерные параметры неидеальности и вырождения. Стандартный вывод дебаевского приближение для многокомпонентной плазмы в химической модели. Простейшие коррекции дебаевского приближения. Проблема разделения степеней свободы на внутренние и поступательные. Проблема "обрезания" статсуммы. Краткий обзор подходов и результатов. Понятие эффективных взаимодействий свободных нейтральных и заряженных сортов частиц в формализме химической модели пламы. Эффективное короткодействующее отталкивание. Влияние кулоновских поправок на неидеальность на структуру и параметры «полос» ионизации и диссоциации. Строение полной N-Т диаграммы для водорода с газоплазменной и плотной областями. Взаимодействие заряд-нейтрал и нейтрал-нейтрал в терминах химической модели. Поляризационные и Ван дер Ваальсовы поправки на взаимодействие. |
14 |
8 | |
4 |
Проблема термодинамической устойчивости и фазовых переходов в неидеальной плазме в формализме химической модели. |
Сведения об общих свойствах выпуклости и вогнутости термодинамических потенциалов. Роль экстенсивных и интенсивных термодинамических переменных. Локальные (дифференциальные) и полные (интегральные) условия потери термодинамической устойчивости для термодинамических потенциалов и их производных. Традиционная форма записи и интерпретация. Исключительность энтропии. Условия термодинамической устойчивости в системе многих сортов частиц. Роль матрицы перехода d(i)/dn(j). Нарушение устойчивости в простейших приближениях. Дебаевское приближение. Разбавление нейтралами. Особенности проблемы устойчивости в случае многократной ионизации. Роль взаимодействия заряд-нейтрал и нейтрал-нейтрал. Понятие о гипотетических “плазменных фазовых переходах” (ПФП). История и современные поиски в плотной плазме водорода, благородных газах и металлах. Результаты экспериментальных поисков ПФП. "Плазменность" обычных переходов газ-жидкость и связь с проблемой перехода металл-диэлектрик в парах металлов. Условия одновременного химического, ионизационного и фазового равновесия в плотных нейтральных средах и неидеальной одноэлементной плазме и плазме химических смесей и компаундов. Правило Максвелла и правило двойной касательной. Условия Гиббса для нейтральных химически реагирующих смесей. Обобщенный (электрохимический) потенциал и условия Гиббса-Гуггенхейма для простой и многоэлементной плазмы в терминах квазихимического подхода. Неконгруэнтные фазовые переходы (НФП) в плазме смесей и химических соединений (компаундов). Особенности основных фазовых диаграмм НФП в интенсивных и экстенсивных термодинамических переменных. Разделение границ кипения жидкости и насыщения пара, границ плавления кристалла и замерзания жидкости. Фазовые переходы и полные фазовые диаграммы в уран-содержащих топливах современных и перспективных ядерных реакторов. Связь с проблемой безопасности ядерной энергетики. |
16 |
10 | |
5 |
Общие сведения о методах расчета термодинамики сильно сжатой плазмы в подходах, альтернативных квазихимическому представлению. |
Ячеечное приближение для описания плотной и сверхплотной плазмы. Связь с вариационным принципом статистической механики. Описание электронной компоненты: модель Томаса-Ферми, Хартри-Фока-Слетера, квазиклассическая модель. Описание вклада ядерных степеней свободы. Модернизации ячеечного подхода. Модель осциллирующей ячейки. Модель “ограниченного атома”. Возможности и перспективы методов ab initio в описании термодинамики плотной неидельной плазмы. Классический и квантовый метод Монте-Карло. Метод Молекулярной Динамики. Термодинамика плотного водорода в предсказании традиционных моделей и первопринципных подходов. |
8 |
6 |
№ п/п |
Вид занятия |
Форма проведения занятий |
Цель |
1 |
лекция |
Изложение теоретического материала |
получение теоретических знаний по дисциплине |
2 |
лекция |
Изложение теоретического материала с помощью презентаций |
повышение степени понимания материала |
3 |
лекция |
Решение задач по заданию (индивидуальному где требуется) преподавателя – готовится ответы на вопросы, выданные (индивидуально и коллективно) преподавателем в процессе лекционных занятий и обсуждаются с участием всех слушателей, используются конспект (электронный) лекций, учебники, рекомендуемые данной программой, а также учебно-методические пособия |
осознание связей между теорией и практикой, а также взаимозависимостей разных дисциплин |
4 |
самостоятельная работа студента |
Подготовка к применению полученных знаний в НИР студента, подготовка к экзамену |
повышение степени понимания материала |
Сон Э.Е. Теплофизические свойства высокотемпературных сред, Учебное пособие МФТИ, 2002.
профессор, д.ф.–м.н. И.Л.Иосилевский,
Цель курса – Целью курса является изучение теоретических основ и современной методики расчета химического, ионизационного и фазового равновесия состояния вещества с высокой концент
14 12 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу
09 10 2014
2 стр.
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 040400 Социальная работа
10 10 2014
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки
08 10 2014
4 стр.
Цель дисциплины – освоение студентами основных понятий и методов математической статистики
11 10 2014
1 стр.
«правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование» по циклу Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический
02 09 2014
4 стр.
14 09 2014
8 стр.
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссией по направлению
13 10 2014
1 стр.