Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский физико-технический институт (государственный университет)»

МФТИ(ГУ)

Кафедра «Физика и химия наноструктур»
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе
Ю.Н. Волков

2012 г.

.


Рабочая УЧЕБНАЯ Программа
по дисциплине: Модели расчета химического и ионизационного равновесия

по направлению: 010900 Прикладные математика и физика

профиль подготовки: Физика высоких плотностей энергии

факультеты: ФПФЭ

кафедра Физика высоких плотностей энергии

курс: 5 (бакалавриат)

семестры: осенний и весенний экзамен 8 семестр

Трудоёмкость в зач. ед.: вариативная часть – 3 зач. ед.;

в т.ч.:

лекции: вариативная часть – 34 час.,

практические (семинарские) занятия:34 час.,

лабораторные занятия: нет

мастер классы, индивид. и групповые консультации: нет

самостоятельная работа: вариативная часть – 48 час.

курсовые работы: нет

подготовка к экзамену: вариативная часть – 1 зач.ед.

ВСЕГО Аудиторных часов 68
Программу составил доцент, д.ф.-м.н., Иосилевский И.Л.

Программа обсуждена на заседании кафедры Физика высоких плотностей энергии
«____» _______________2012 г.
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., чл.-коррр РАН, проф. О.Ф. Петров


ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.


Вариативная часть, в т.ч. :

__4___ зач. ед.


Лекции

__34___ часов


Практические занятия

__ 34___ часов


Лабораторные работы

__ нет ___ часов


Индивидуальные занятия с преподавателем

__нет___ часов


Самостоятельные занятия

__46__ часов

Итоговая аттестация

Экзамен - 9 семестр,


ВСЕГО

4 зач. ед. 100 час




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель курса Целью курса является изучение теоретических основ и современной методики расчета химического, ионизационного и фазового равновесия состояния вещества с высокой концентрацией энергии и способами учета эффектов кулоновской неидеальности

Задачами данного курса являются:

  • освоение студентами базовых знаний в области термодинамики неидеальных систем;

  • приобретение теоретических знаний, являющихся фундаментом современной методики расчета химического, ионизационного и фазового равновесия вещества с высокой концентрацией энергии;

  • оказание консультаций и помощи студентам в проведении ими собственных исследований в рамках НИР в аспектах, связанных с термодинамикой неидеальной плазмы;




  1. Место дисциплины в структуре ООП МАГИСТРАТУРЫ


Дисциплина Модели расчета химического и ионизационного равновесия включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к вариативным части цикла М.2 кода УЦ ООП.

Дисциплина “Модели расчета химического и ионизационного равновесия базируется на материалах курсов бакалавриата: базовая и вариативная часть кода УЦ ООП Б.2 (математический естественнонаучный блок) по дисциплинам «Высшая математика», блока «Общая физика» и «Статистическая физика» и относится к профессиональному циклу.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Освоение дисциплиныМодели расчета химического и ионизационного равновесия направлено на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных интегральных компетенций магистра:

а) общекультурные (ОК):

  • способность анализировать научные проблемы и физические процессы, использовать на практике фундаментальные знания, полученные в области естественных и гуманитарных наук (ОК-1);

  • способность осваивать новые проблематику, терминологию, методологию и овладевать научными знаниями, владеть навыками самостоятельного обучения (ОК-2);

  • способность логически точно, аргументировано и ясно формулировать свою точку зрения, владеть навыками научной и общекультурной дискуссией (ОК-3);

  • готовность к творческому взаимодействию с коллегами по работе и научным коллективом, способность и умение выстраивать межличностное взаимодействие, соблюдая уважение к товарищам и проявляя терпимость к иным точкам зрения (ОК-4);

б) профессиональные (ПК):

  • способность применять в своей профессиональной деятельности знания, полученные в области физических и математических дисциплин, включая дисциплины: общая физика, теоретическая физика, термодинамика, квантовая механика, статистическая физика, высшая математика (ПК-1);

  • способность применять различные методы физических исследований в избранной предметной области:, статистические методы описания свойств плазмы, вычислительные методы, методы математического и компьютерного моделирования объектов и процессов (ПК-2);

  • способность понимать сущность задач, поставленных в ходе профессиональной деятельности, использовать соответствующий физико-математический аппарат для их описания и решения (ПК-3);

  • способность использовать знания в области физических и математических дисциплин для дальнейшего освоения дисциплин в соответствии с профилем подготовки (ПК-4);

  • способность работать с современным программным обеспечением, приборами и установками в избранной области (ПК-5);

  • способность представлять результаты собственной деятельности с использованием современных средств, ориентируясь на потребности аудитории, в том числе в форме отчетов, презентаций, докладов (ПК-6);

  • готовность работать с исследовательским оборудованием, приборами и установками в избранной предметной области (ПК-7);




  1. конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины Модели расчета химического и ионизационного равновесияобучающийся должен:


    1. Знать:

  • фундаментальные понятия, законы, теории классической и современной физики плазмы и химической термодинамики;

  • порядки фундаментальных физических величин, характерных для термодинамики вещества с высокой концентрацией энергии в состоянии многофазной, многокомпонентной химически активной плазмы;

  • расширить понимание современных проблем физики и химии вещества с высокой концентрацией энергии, и сопутствующих вычислительных математических проблем;

  • понимать формы проявления различных фазовых превращений в термодинамике вещества с высокой концентрацией энергии;




    1. Уметь:

  • абстрагироваться от несущественного при моделировании реальных физических ситуаций в проблемах энергетики и физики высоких плотностей энергии;

  • пользоваться своими знаниями для решения фундаментальных и прикладных задач в области физики высоких плотностей энергии;

  • делать правильные выводы из сопоставления результатов теории и эксперимента;

  • производить численные оценки по порядку величины;

  • делать качественные выводы при переходе к предельным условиям в изучаемых проблемах;

  • видеть в прикладных задачах энергетики их главное физическое содержание;

  • осваивать новые предметные области, теоретические подходы и вычислительные методики в термодинамике реагирующих кулоновских систем и вещества в экстремальных состояниях;

  • эффективно использовать информационные технологии и компьютерную технику для достижения необходимых теоретических и прикладных результатов.




    1. Владеть:

  • навыками освоения большого объема информации;

  • навыками самостоятельной работы в лаборатории и Интернете;

  • культурой постановки и численного моделирования задач в физике высоких плотностей энергии;

  • практикой расчетно-теоретического метода исследования и решения теоретических и прикладных задач в физике высоких плотностей энергии;



  1. Структура и содержание дисциплины



Структура дисциплины Модели расчета химического и ионизационного равновесия

Перечень разделов дисциплины и распределение времени по темам



№ темы и название

Количество часов

1. Термодинамика плазмы в представлениях "химической модели”

24

2. Структура термодинамических зависимостей газоплазменного состояния в представлении химической модели

26

3. Описание эффектов неидеальности в термодинамике газоплазменных систем в формализме химической модели плазмы

22

4. Проблема термодинамической устойчивости и фазовых переходов в неидеальной плазме в формализме химической модели.

24

5. Общие сведения о методах расчета термодинамики сильно сжатой плазмы в подходах, альтернативных квазихимическому представлению.

20

ВСЕГО (зач. ед.(часов))

114 (3) (зач.ед.)


Вид занятий

ЛЕКЦИИ:

№ п.п.

Темы

Трудоёмкость в зач. ед.

(количество часов)



1

Термодинамика плазмы в представлениях "химической модели”

8

2

Структура термодинамических зависимостей газоплазменного состояния в представлении химической модели.

6

3

Описание эффектов неидеальности в термодинамике газоплазменных систем в формализме химической модели плазмы.

6

4

Проблема термодинамической устойчивости и фазовых переходов в неидеальной плазме в формализме химической модели.

4

5

Общие сведения о методах расчета термодинамики сильно сжатой плазмы в подходах, альтернативных квазихимическому представлению.

4







8

ВСЕГО ( зач. ед.(часов))

32 час (2) (зач.ед.)


ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ – нет
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№N п.п.

Темы


Трудоёмкость в зач. ед.

(количество часов)



1

- изучение теоретического курса – выполняется самостоятельно каждым студентом по итогам каждой из лекций, результаты контролируются преподавателем на лекционных занятиях. Используются электронный конспект лекций, методические пособия, учебники и монографии, рекомендуемые данной программой.

8

2

- решение задач и поиск ответа на теоретические вопросы по заданию преподавателя – решаются задачи, заданные преподавателем по итогам лекционных занятий совместно всеми студентами.

10

3

- обсуждение со студентами тем их конкретных НИР и поиск ответа на теоретические вопросы по заданию преподавателя. Результаты обсуждаются преподавателем совместно всеми студентами. Используются конспект (электронный) лекций, учебники, рекомендуемые данной программой, включая электронные, учебно-методические пособия.

8

4

- Подготовка к экзамену зачету с использованием электронного конспекта лекций, методических пособий, учебников и монографий, рекомендованных данной программой.

20

ВСЕГО ( зач. ед.(часов))

46 час.

+ 1 зач.ед.





Содержание дисциплины

п/п


Название

модулей


Разделы и темы лекционных занятий

Содержание

Объем

Аудиторная работа

(зачетные

единицы/часы)


Самостоятельная работа

(зачетные

единицы/часы


1

I

Формализм квазихимического представления применительно к плотной неидеальной плазме

_________

II

Неидеальность. Термодинамическая устойчивость. Фазовазовые переходы

_________

III

Альтернативы квазихимического представления.



Термодинамика плазмы в представлениях "химической модели”

Понятие о «физическом» и квазихимическом представлениях (физической и химической моделях плазмы) в термодинамическом описании плотной, неидеальной, химически реагирующей и частично ионизованной плазмы. Варианты деления на идеальную часть и «поправки» на неидеальность. Совершенный газ, идеальный газ с внутренними степенями свободы, многокомпонентная идеальная смесь с взаимными превращениями.

Выбор термодинамических переменных. Полное выражение для свободной энергии многосортовой системы. Структура идеальной части. Ноль отсчета энергии и учет термохимии взаимных превращений в квазихимическом представлении. Внутренняя статсумма комплексных частиц. Выделение статсуммы возбуждения. Проблема ограничения ("обрезания") статсумм возбуждения комплексных частиц в плазме. Краткий обзор исторических и современных подходов.

Смысл и роль понятия равновесного состава. Минимизация свободной энергии. Центральная роль химических потенциалов в формулировке методики расчета.

Полная система уравнений для расчета состава и термодинамических функции многокомпонентной неидеальной реагирующей плазмы с произвольной кратностью ионизации и структурой молекулярных реакций. Полная система уравнений для расчета состава и термодинамических функции многокомпонентной неидеальной реагирующей плазмы с произвольной кратностью ионизации и структурой молекулярных реакций. Формальная эквивалентность описания хим.реакций и реакций ионизации.



14

12

2

Структура термодинамических зависимостей газоплазменного состояния в представлении химической модели.

Термодинамика газоплазменного состояния в рамках приближения идеальной смеси с ионизацией и химическими превращениями. Понятие «полосы ионизации» и «полосы диссоциации» на примере ионизации и диссоциации водорода. Положение полос на фазовой диаграмме. Определяющие параметры. Структура термического и калорического уравнений состояния при пересечении изолированной «полосы» реакции. Фактор сжимаемости (PV/RT) и внепоступательная часть вн.энергии (U-3/2PV) как характеристики термического и калорического уравнений состояния. Обобщение на последовательные стадии полной ионизации. «Оболочечные» осцилляции и волны промежуточных кратностей ионизации.

Термодинамика газоплазменного состояния в «вакуумном» пределе (Т 0, Rho 0). Химический потенциал как главный «управляющий параметр» в вакуумном пределе. Понятие о «лестнице» ионизации для давления и энергии. Понятие о «термодинамическом спектре» для дифференциальных термодинамических характеристик. Положение «линий» и потенциалы ионизации. Связь параметров лестницы ионизации с фундаментальными термохимическими константами вещества. Энергетическая Шкала вещества. Теплота сублимации как граница Шкалы. Структура лестницы ионизации в метастабильной области.

Профили термодинамических зависимостей в газоплазменной области как суперпозиция полного набора полос диссоциации и всех ступеней ионизации. Общая панорама формы глобального уравнения состояния вещества от газовых до конденсированных плотностей. Понятие о «долине неидеальности» и ее газоплазменном и конденсированном «склонах». Связь с определяющими термохимическими параметрами. Триада: термическая ионизация, ионизация давлением и ионизация разрежением. Полосы реакций как «размытый» фазовый переход. Общее и различия.


16

10

3

Описание эффектов неидеальности в термодинамике газоплазменных систем в формализме химической модели плазмы

Терминология. "Поправки на неидеальность" и каналы их влияния на термодинамику системы в формализме «химической модели». Связь с дилеммой подходов «метод смеси» и «метод исходных атомов» в химической термодинамике неидеальных нейтральных реагирующих систем. Неидеальность в кулоновских системах. Определяющие безразмерные параметры неидеальности и вырождения. Стандартный вывод дебаевского приближение для многокомпонентной плазмы в химической модели. Простейшие коррекции дебаевского приближения.

Проблема разделения степеней свободы на внутренние и поступательные. Проблема "обрезания" статсуммы. Краткий обзор подходов и результатов. Понятие эффективных взаимодействий свободных нейтральных и заряженных сортов частиц в формализме химической модели пламы. Эффективное короткодействующее отталкивание. Влияние кулоновских поправок на неидеальность на структуру и параметры «полос» ионизации и диссоциации. Строение полной N-Т диаграммы для водорода с газоплазменной и плотной областями. Взаимодействие заряд-нейтрал и нейтрал-нейтрал в терминах химической модели. Поляризационные и Ван дер Ваальсовы поправки на взаимодействие.



14

8

4

Проблема термодинамической устойчивости и фазовых переходов в неидеальной плазме в формализме химической модели.

Сведения об общих свойствах выпуклости и вогнутости термодинамических потенциалов. Роль экстенсивных и интенсивных термодинамических переменных. Локальные (дифференциальные) и полные (интегральные) условия потери термодинамической устойчивости для термодинамических потенциалов и их производных. Традиционная форма записи и интерпретация. Исключительность энтропии. Условия термодинамической устойчивости в системе многих сортов частиц. Роль матрицы перехода d(i)/dn(j). Нарушение устойчивости в простейших приближениях. Дебаевское приближение. Разбавление нейтралами. Особенности проблемы устойчивости в случае многократной ионизации. Роль взаимодействия заряд-нейтрал и нейтрал-нейтрал.

Понятие о гипотетических “плазменных фазовых переходах” (ПФП). История и современные поиски в плотной плазме водорода, благородных газах и металлах. Результаты экспериментальных поисков ПФП. "Плазменность" обычных переходов газ-жидкость и связь с проблемой перехода металл-диэлектрик в парах металлов.

Условия одновременного химического, ионизационного и фазового равновесия в плотных нейтральных средах и неидеальной одноэлементной плазме и плазме химических смесей и компаундов. Правило Максвелла и правило двойной касательной. Условия Гиббса для нейтральных химически реагирующих смесей. Обобщенный (электрохимический) потенциал и условия Гиббса-Гуггенхейма для простой и многоэлементной плазмы в терминах квазихимического подхода.

Неконгруэнтные фазовые переходы (НФП) в плазме смесей и химических соединений (компаундов). Особенности основных фазовых диаграмм НФП в интенсивных и экстенсивных термодинамических переменных. Разделение границ кипения жидкости и насыщения пара, границ плавления кристалла и замерзания жидкости. Фазовые переходы и полные фазовые диаграммы в уран-содержащих топливах современных и перспективных ядерных реакторов. Связь с проблемой безопасности ядерной энергетики.




16

10

5

Общие сведения о методах расчета термодинамики сильно сжатой плазмы в подходах, альтернативных квазихимическому представлению.

Ячеечное приближение для описания плотной и сверхплотной плазмы. Связь с вариационным принципом статистической механики. Описание электронной компоненты: модель Томаса-Ферми, Хартри-Фока-Слетера, квазиклассическая модель. Описание вклада ядерных степеней свободы. Модернизации ячеечного подхода. Модель осциллирующей ячейки. Модель “ограниченного атома”.

Возможности и перспективы методов ab initio в описании термодинамики плотной неидельной плазмы. Классический и квантовый метод Монте-Карло. Метод Молекулярной Динамики. Термодинамика плотного водорода в предсказании традиционных моделей и первопринципных подходов.




8

6



  1. Образовательные технологии

№ п/п

Вид занятия

Форма проведения занятий

Цель

1

лекция

Изложение теоретического материала

получение теоретических знаний по дисциплине

2

лекция

Изложение теоретического материала с помощью презентаций

повышение степени понимания материала

3

лекция

Решение задач по заданию (индивидуальному где требуется) преподавателя – готовится ответы на вопросы, выданные (индивидуально и коллективно) преподавателем в процессе лекционных занятий и обсуждаются с участием всех слушателей, используются конспект (электронный) лекций, учебники, рекомендуемые данной программой, а также учебно-методические пособия

осознание связей между теорией и практикой, а также взаимозависимостей разных дисциплин

4

самостоятельная работа студента

Подготовка к применению полученных знаний в НИР студента, подготовка к экзамену

повышение степени понимания материала




  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов


Перечень контрольных вопросов для сдачи дифференцированного зачета в 7-ом семестре.

  1. Физическая и Химическая модели плазмы. Смысл термина. Примеры. Смысл идеальности и неидеальности в обоих случаях.

  2. Термодинамические параметры и функции. Терминология. Классификация. Экстенсивные и интенсивные, удельные, сопряженные. Термодинамические ("производящие") потенциалы и их собственные переменные. Термодинамические потенциалы. Безразмерные комплексы (PV/RT, U/RT, U/PV, Cp/R, Cv/R и др.). Их предельные значения для идеального газа.

  3. Уравнения Состояния (УРС). Термическое и калорическое. "Усеченное" калорическое УРС. Связь показателя изэнтропы и уравнения ударной адиабаты с усеченным калорическим УРС.

  4. Полное и частичное термодинамическое равновесие. Локальное термодинамическое равновесие (ЛТР). Двухтемпературная плазма.

  5. Идеальный газ. Смысл термина. Разновидности. Совершенный газ. Квазиидеальный газ. Идеальная смесь. Примеры. Различие системы без взаимодейс­твия и системы без корреляций. Идеальный газ со статистикой Больцмана, Ферми, Бозе. УРС идеального ферми-газа при T = 0 и при Т > 0.

  6. Структура фазовой диаграммы идеальной частично ионизованной невырожденной плазмы (включая области плавления и испарения): "Полосы" ионизации (ПИ) и диссоциации (ПД). Границы, форма и расположение полос в ПИ и ПМ в координатах -T, U-T и P-T.

  7. Ход термодинамических зависимостей при пересечении полос ионизации и диссоциации. Поведение безразмерных комплексов PV/RT и U-3/2PV на изолиниях. Искажения изоэнтропы и ударной адиабаты, пересекающих ПИ. Понятие об "оболочечных" осцилляциях.

  8. Стандартная процедура расчета химического и ионизационного равновесия. Полная система уравнений. Роль поправок на неидеальность. Каналы их влияния на термодинамику системы. Понятие о возможных процедурах решения системы.

  9. Виды межчастичных взаимодействий. Смысл терминов - короткодействие и дальнодействие. Условия "малости" взаимодействия. Взаимодействия парные и непарные, аддитивные и не..., насыщаемые и бинарно-аддитивные. Термодинамические проявления межчастичного притяжения и отталкивания. Образование ассоциатов, фазовые переходы, жесткость УРС вещества в конденсированном состоянии, "холодная кривая".

  10. Виды взаимодействия в физ. и хим. моделях. Параметры неидеальности. Границы со стороны классической и вырожденной плазмы. Параметр квантовости взаимодействия.

  11. Дебаевское приближение. Стандартный вывод и объяснение. Область применимости. Дебаевский радиус rD. Формулы для rD, F, P, U, , I, g(r) в случае одно- и многократной ионизации. Различие между радиусом экранирования и дебаевским радиусом. Смысл условия локальной электронейтральности.

  12. Примеры простейших моделей неидеальных систем с короткодействием и дальнодействием. Выражение для параметра неидеальности.






  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    1. Необходимое оборудование для лекций и практических занятий: компьютер и мультимедийное оборудование (проектор, звуковая система)

    2. Необходимое программное обеспечение: Стандартные пакеты Оффиса: PPT, WORD etc.

    3. Обеспечение самостоятельной работы Электронные ресурсы, включая доступ к базам данных

https://www.ihed.ras.ru/rusbank/

www.chem.msu.su/rus/handbook/ivtan/welcome.html

https://www.nist.gov/pml/data/index.cfm

https://www.americanelements.com/

Обеспечение образовательного процесса лабораторным оборудование – нет


  1. Наименование возможных тем курсовых работ –учебным планом не предусмотрены

  2. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ учебным планом не предусмотрены

  3. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ учебным планом не предусмотрены

  4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература.

  1. Грязнов В.К, Иосилевский И.Л., Фортов В.Е., Термодинамика ударно-сжатой плазмы в квазихимическом представлении, Том III-1 приложений к Энциклопедии по физике низкотемпературной плазмы, «Термодинамические свойства низкотемпературной плазмы» М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. cc.111-139

  2. Иосилевский И.Л. Общая характеристика термодинамического описания низкотемпературной плазмы, Энциклопедия Низкотемпературной Плазмы, т.I (Под ред. В.Е.Фортова) (М.: Наука, 2000) с.275. (См файлы)

  3. Иосилевский И.Л. Старостин А.Н. Проблема термодинамической устойчивости в низкотемпературной плазме, "Энциклопедия Низкотемпературной Плазмы", т.I ( Под ред. В.Е.Фортова) (М.: Наука, 2000) с.327.

  4. Фортов В.Е., Якубов И.Т., Храпак А.Г. - Физика Неидеальной Плазмы, ИХФ Черноголовка, 1984. Энергоатомиздат, 1994.

  5. Эбелинг В., Крефт В., Кремп Д. - Теория связанных состояний и ионизационного равновесия в плазме, МИР, Москва, 1979.

  6. Иосилевский И.Л. Эффекты неидеальности в низкотемпературной плазме, Энциклопедия низкотемпературной плазмы, Том приложений III-1, Ред. А.Н. Старостин и И..Л. Иосилевский / М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004, сс.349-428.


Дополнительная литература.

  1. Статистическая физика - учебники: Ландау и Лифшиц; Квасников, МГУ, 1991; Р.Кубо; Р.Фейнман, Уленбек и Форд, Т.Хилл, К.Хуанг (1966), А.Исихара (1973) и др.)

  2. Термодинамика - учебники: Базаров И.П. (1976), Кубо (1970)

  3. Теплофизика рабочих сред газофазного ядерного реактора /ред. В.М.Иевлев/, Атомиздат, Москва, 1980. (авторы: - Грязнов В.К., Иосилевский И.Л., Красников Ю.Г., Кузнецова Н.И., Кучеренко В.И., Лаппо Г.Б., Павлов Г.А., Сон Э.Е., Фортов В.Е.)


Пособия и методические указания.

Сон Э.Е. Теплофизические свойства высокотемпературных сред, Учебное пособие МФТИ, 2002.


Программу составил

профессор, д.ф.–м.н. И.Л.Иосилевский,



«_14__»_октября__2012 г.

Рабочая учебная программа по дисциплине: Модели расчета химического и ионизационного равновесия по направлению

Цель курса – Целью курса является изучение теоретических основ и современной методики расчета химического, ионизационного и фазового равновесия состояния вещества с высокой концент

239.64kb.

14 12 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «лексикология» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение»

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры перевода и переводоведения иия ургпу

491.48kb.

09 10 2014
2 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине анатомия по направлению подготовки 040400«социальная работа»

Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 040400 Социальная работа

215.69kb.

10 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Мировая художественная культура» по специальности «050403. 65 Культурология» по циклу дпп. Ф. 11дисциплины предметной подготовки

730.69kb.

08 10 2014
4 стр.


Рабочая учебная программа По дисциплине: Математическая статистика По направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»

Цель дисциплины – освоение студентами основных понятий и методов математической статистики

115.25kb.

11 10 2014
1 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине «правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование»

«правоведение» по направлению «050100 Педагогическое образование» по циклу Б. 1 Гуманитарный, социальный и экономический

857.72kb.

02 09 2014
4 стр.


Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
1809.72kb.

14 09 2014
8 стр.


Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 09 Основы токсикологии Наименование дисциплины Для специальности 280201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссией по направлению

228.54kb.

13 10 2014
1 стр.