Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
_
Рассказ Л.Н. Андреева «Кусака»

(Тема урока)


  1. ФИО (полностью) Максиева Лилия Илгатовна;

  2. Место работы МБОУ «Тюндюковская СОШ» Бардымского района Пермского края;

  3. Должность Учитель;

  4. Предмет Русский язык и литература;

  5. Класс 7;

  6. Тема и номер урока Рассказ Л.Н. Андреева «Кусака», урок №48;

  7. Базовый учебник Коровин В.И. «Литература» 7 класс, часть 2;

  8. Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах;

9. Задачи: - обучающие: Формировать в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения;

-развивающие: Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли;

-воспитательные: Cодействовать нравственному воспитанию учащихся;

10. Тип урока: комбинированный;

11. Использованная технология: технологии критического мышления через чтение и письмо;

12. Формы работы учащихся: самостоятельная, групповая, индивидуальная, фронтальная;

13. Необходимое оборудование: компьютер, проектор,,портрет Л.Н. Андреева;

14. Эпиграф к уроку:

Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми,

А по тому, как ведем себя с животными.

Чак Паланик

15. Структура и ход урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время (в минутах)

1

2

4

5

6




Орг. момент  

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.



-Здравствуйте.







Вызов

На доске записан эпиграф к сегодняшнему уроку. Прочитайте:

«Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми,

А по тому, как ведем себя с животными.»

Чак Паланик

- А что такое человечность? Как вы это слово понимаете. В словаре Ожегова дается так.

- И правда, Андреев один из самых ярких, своеобразных писателей. В его произведениях можно найти ответы на многие и многие вопросы. Недаром Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».

- каким же он в жизни был человеком? Прочитайте статью Чуковского «Люди и книги» и найдите ответы на следующие вопросы:

1. Чем интересен характер писателя?

2. О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщил нам Корней Иванович Чуковский?



Ребята читают эпиграф (один ученик на весь класс).

Один ученик читает, и все записывают в тетради.

- Достойный человека, отзывчивый, гуманный.











- Доброту и сострадание к слабым и беспомощным Андреева можно увидеть и в его рассказах. Вы это почувствовали? Мы сегодня с вами постараемся увидеть это в рассказе «Кусака».










Осмысление содержания

Анализ произведения. В течение урока дети заполняют карту деятельности.

- Каков жанр «Кусаки»? по каким признакам можно его определить?

- Почему рассказ называется «Кусака?»

- Значит, какова тема рассказа?

- Какова композиция рассказа?

- Как вы поняли авторскую мысль?

- А все ли вы заботитесь о животных?

- Какие еще произведения о животных вы знаете?



- Рассказ. Один главный герой, описан один эпизод из его жизни…

- Собака, измученная от человеческой жестокости, стала злой и кусачей.

- тема взаимоотношения собаки и людей.

- рассказ поделен на пять частей. Каждую главу можно озаглавить. В рассказе есть завязка, кульминация и развязка. Ребята находят и называют. Начало и конец произведения очень похожи.

- нужно беречь животных, заботиться о них, жалеть и ласкать.








1 глава

- как можно озаглавить 1 часть?

Прием «Концептуальная таблица» Рабтаем в группах

1) Какие чувства копила собака в одиночестве? Как она выглядела?

2) Как относились люди к Кусаке? Какую роль в жизни собаки сыграл эпизод с пьяным мужиком?

3) Какую роль в передаче настроения Кусаки играет природа? Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?



- Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».

- в одиночестве «копила она страх и злобу

- с тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобы набрасывалась и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалось отогнать её.

- зима долгая, морозная, голодная; «зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад.









2 глава

- Как озаглавили?

- Какую кличку и почему дали собаке? Почему они её не истребили?

- Как вы понимаете слова: «ей было больно от непривычной ласки, словно от удара»?

- Что произошло со злобой Кусаки?



- Как Кусака получила своё имя.








3 группа

- Как озаглавили главу?

-как вы понимаете метафору «всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

- Как реагировала собака на ласки окружающих? Почему собака была такая неловкая?



- Что же нужно было собаке для счастья?

- Как вы думаете, чем была Кусака для Лели и других детей? Докажите текстом.



Вопросы для групп по 2 и 3 главам:

1) Как изменилась внешность Кусаки и её привычки? Почему?

2) Почему Кусака полюбила Лёлю? Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после всех перемен с нею?

3) Какие изменения происходят в природе. Какое настроение она вызывает?



- Дружба Кусаки с Лёлей и другими детьми.

- она расцвела всей своей собачей душою. У неё было имя» Она могла служить людям. Это самое главное для счастья собаки. «Изменилась до неузнаваемости длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

- Да, теперь никому и в голову не приходило дразнить её или бросать в неё камень

- Пьянящий весенний воздух, тепло и свет, трава, горящее солнце









4 группа

- Какое название можно дать четвертой главе?

Прием «Толстые и тонкие вопросы»


- Отъезд дачников.

Примерные вопросы детей:

- Какое чувство вызывает описание осенней природы?

- Почему Кусаку не взяли в город?

- Как это характеризует Лёлю?

-Попрощалась ли Лёля с собакой?








5 группа

- Как назвали главу?

Вопросы для групп по 4 и 5 главам:

1)Изменилась ли внешность собаки? Найдите слово, точно характеризующее ее душевное состояние

2) Как прощается Леля с Кусакой? Почему?

- Для чего, по-вашему, вставлен эпизод про дурочка Илюшу

3) Как природа усугубляет состояние собаки?


- Кусака снова одна.

- Промокшая, грязная









Беседа со всем классом.

- А теперь посмотрин на таблицу, и что у нас получилось?

- Какую роль в передаче настроения собаки играет пейзаж?

- Как кусака выражает свою ненависть и любовь?

- Кусака опять стала такой же, как и в начале?

- Почему кусака боялась людей?

- Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Кусака по Леле или Леля по Кусаке?

- Давайте обсудим поступок. Понравилась ли вам девочка? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу?

- А как бы вы поступили в таком случае?

- Итак, какой вывод следует сделать из прочитанного?

- Давайте запишем в мысль - слова героя сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили».

- Эта мысль похожа с мыслью, которую мы записали в начале урока?


- Когда Кусака одинока – в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Зачитать отрывки: «Наступила весна…гл. 2; «Поднялся часты дождь…» гл. 5

- Зачитать отрывки «С тех пор собака не доверяла людям…»; «И в ту же минуту подкравшаяся собака…»; «Единственное, что могла Кусака…»)

- Она имеет чёрствую душу и равнодушна к судьбе одинокого животного.

- Нельзя обижать и бросать животных, которых ты приручил.

- Нет. Не похожа.








Рефлексия

- Вернемся к началу урока и подумаем. И правда ли животные- доказательство нашей человечности?

- Нам постоянно приходится встречать на улицах бездомных собак и кошек. А ведь все они когда-то жили с людьми в тепле, были сытыми. А главное, их любили и лелеяли. А когда животные или стареют, или кому-то просто надоедают, то они оказываются на улице. После такого отношения, конечно, животные уже никогда людям не доверяют.

Поэтому, прежде чем взять в дом щенка, да и любое другое животное, надо задать себе вопрос: «Смогу ли я воспитать его, любить его, отвечать за его проступки, если таковые случатся, смогу ли стать ему настоящим другом?» Но если вы все-таки решились, то поверьте, вы никогда не пожалеете об этом и приобретете преданного, бескорыстного друга.

- Сейчас раздам вам листочки, вы должны Леле написать сообщение. Вам известно, что SMS много писать невозможно. Напишите коротко и ясно, что бы вы хотели ей передать.



Дети дают свои ответы.

дети по очереди читают и клеят сообщения на большой «телефон» на доске









Домашнее задание

- Дома вы напишете, сочинение-миниатюру на тему: «Над чем я сегодня впервые задумался?»

(5-6 предложений)










Карта деятельности.

Ученика (цы)__________________ 7 «____» класса



  1. а) Жанр ________________________________________________________________

б) Тема _________________________________________________________________

в)Идея_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Концептуальная таблица

Собака

Люди

Природа




























Над чем я сегодня впервые задумался?

Рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» (Тема урока) фио (полностью) Максиева Лилия Илгатовна; Место работы

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах

82.9kb.

16 12 2014
1 стр.


Конспект урока Тема урока: Стороны горизонта фио (полностью) Есикова Татьяна Викторовнна
95.21kb.

14 10 2014
1 стр.


План-конспект урока человек: информация и информационные процессы (Тема урока) фио (полностью) Филиппов Олег Павлович

Цель урока: формировать понятие о роли информации и информационных процессов в жизни человека

70.15kb.

13 10 2014
1 стр.


План-конспект урока фосфор (Тема урока) фио: Кудрина Татьяна Ивановна (полностью)

Необходимое техническое оборудование: компьютер для каждого учащегося и учителя, проектор

76.28kb.

14 12 2014
1 стр.


Любителям детектива Андреева, В

Андреева, В. Кошмар на улице с вязом: роман /Валентини Андреева. – М.: Астрель: аст, 2009. 318,[2]с

47.81kb.

10 10 2014
1 стр.


Конспект урока для 6 класса

Феофана Грека и Андрея Рублева. В процессе работы происходит смена деятельности – проведение опроса, рассказ учителя, сообщения учащихся, просмотр видеофильма, анализ документов. В

161.34kb.

29 09 2014
1 стр.


Тема урока: Пиксель. Цели урока

Соблюдать допустимое количество времени работы за компьютерами учениками 5 класса

66.07kb.

26 09 2014
1 стр.


№ урока Тема урока Учащиеся должны Средства обучения Новые понятия Практические работы

Нанесение границ района на контур-шаблон

159.24kb.

13 10 2014
1 стр.