№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время (в минутах)
|
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
|
Орг. момент
|
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь.
|
-Здравствуйте.
|
|
|
Вызов
|
На доске записан эпиграф к сегодняшнему уроку. Прочитайте:
«Человечность определяется не по тому, как мы общаемся с людьми,
А по тому, как ведем себя с животными.»
Чак Паланик
- А что такое человечность? Как вы это слово понимаете. В словаре Ожегова дается так.
- И правда, Андреев один из самых ярких, своеобразных писателей. В его произведениях можно найти ответы на многие и многие вопросы. Недаром Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».
- каким же он в жизни был человеком? Прочитайте статью Чуковского «Люди и книги» и найдите ответы на следующие вопросы:
1. Чем интересен характер писателя?
2. О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщил нам Корней Иванович Чуковский?
|
Ребята читают эпиграф (один ученик на весь класс).
Один ученик читает, и все записывают в тетради.
- Достойный человека, отзывчивый, гуманный.
|
|
|
|
- Доброту и сострадание к слабым и беспомощным Андреева можно увидеть и в его рассказах. Вы это почувствовали? Мы сегодня с вами постараемся увидеть это в рассказе «Кусака».
|
|
|
|
Осмысление содержания
|
Анализ произведения. В течение урока дети заполняют карту деятельности.
- Каков жанр «Кусаки»? по каким признакам можно его определить?
- Почему рассказ называется «Кусака?»
- Значит, какова тема рассказа?
- Какова композиция рассказа?
- Как вы поняли авторскую мысль?
- А все ли вы заботитесь о животных?
- Какие еще произведения о животных вы знаете?
|
- Рассказ. Один главный герой, описан один эпизод из его жизни…
- Собака, измученная от человеческой жестокости, стала злой и кусачей.
- тема взаимоотношения собаки и людей.
- рассказ поделен на пять частей. Каждую главу можно озаглавить. В рассказе есть завязка, кульминация и развязка. Ребята находят и называют. Начало и конец произведения очень похожи.
- нужно беречь животных, заботиться о них, жалеть и ласкать.
|
|
|
1 глава
|
- как можно озаглавить 1 часть?
Прием «Концептуальная таблица» Рабтаем в группах
1) Какие чувства копила собака в одиночестве? Как она выглядела?
2) Как относились люди к Кусаке? Какую роль в жизни собаки сыграл эпизод с пьяным мужиком?
3) Какую роль в передаче настроения Кусаки играет природа? Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?
|
- Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».
- в одиночестве «копила она страх и злобу
- с тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобы набрасывалась и пыталась укусить, пока камнями и палками не удавалось отогнать её.
- зима долгая, морозная, голодная; «зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад.
|
|
|
2 глава
|
- Как озаглавили?
- Какую кличку и почему дали собаке? Почему они её не истребили?
- Как вы понимаете слова: «ей было больно от непривычной ласки, словно от удара»?
- Что произошло со злобой Кусаки?
|
- Как Кусака получила своё имя.
|
|
|
3 группа
|
- Как озаглавили главу?
-как вы понимаете метафору «всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?
- Как реагировала собака на ласки окружающих? Почему собака была такая неловкая?
- Что же нужно было собаке для счастья?
- Как вы думаете, чем была Кусака для Лели и других детей? Докажите текстом.
Вопросы для групп по 2 и 3 главам:
1) Как изменилась внешность Кусаки и её привычки? Почему?
2) Почему Кусака полюбила Лёлю? Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после всех перемен с нею?
3) Какие изменения происходят в природе. Какое настроение она вызывает?
|
- Дружба Кусаки с Лёлей и другими детьми.
- она расцвела всей своей собачей душою. У неё было имя» Она могла служить людям. Это самое главное для счастья собаки. «Изменилась до неузнаваемости длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.
- Да, теперь никому и в голову не приходило дразнить её или бросать в неё камень
- Пьянящий весенний воздух, тепло и свет, трава, горящее солнце
|
|
|
4 группа
|
- Какое название можно дать четвертой главе?
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
|
- Отъезд дачников.
Примерные вопросы детей:
- Какое чувство вызывает описание осенней природы?
- Почему Кусаку не взяли в город?
- Как это характеризует Лёлю?
-Попрощалась ли Лёля с собакой?
|
|
|
5 группа
|
- Как назвали главу?
Вопросы для групп по 4 и 5 главам:
1)Изменилась ли внешность собаки? Найдите слово, точно характеризующее ее душевное состояние
2) Как прощается Леля с Кусакой? Почему?
- Для чего, по-вашему, вставлен эпизод про дурочка Илюшу
3) Как природа усугубляет состояние собаки?
|
- Кусака снова одна.
- Промокшая, грязная
|
|
|
Беседа со всем классом.
|
- А теперь посмотрин на таблицу, и что у нас получилось?
- Какую роль в передаче настроения собаки играет пейзаж?
- Как кусака выражает свою ненависть и любовь?
- Кусака опять стала такой же, как и в начале?
- Почему кусака боялась людей?
- Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему: Кусака по Леле или Леля по Кусаке?
- Давайте обсудим поступок. Понравилась ли вам девочка? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу?
- А как бы вы поступили в таком случае?
- Итак, какой вывод следует сделать из прочитанного?
- Давайте запишем в мысль - слова героя сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили».
- Эта мысль похожа с мыслью, которую мы записали в начале урока?
|
- Когда Кусака одинока – в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Зачитать отрывки: «Наступила весна…гл. 2; «Поднялся часты дождь…» гл. 5
- Зачитать отрывки «С тех пор собака не доверяла людям…»; «И в ту же минуту подкравшаяся собака…»; «Единственное, что могла Кусака…»)
- Она имеет чёрствую душу и равнодушна к судьбе одинокого животного.
- Нельзя обижать и бросать животных, которых ты приручил.
- Нет. Не похожа.
|
|
|
Рефлексия
|
- Вернемся к началу урока и подумаем. И правда ли животные- доказательство нашей человечности?
- Нам постоянно приходится встречать на улицах бездомных собак и кошек. А ведь все они когда-то жили с людьми в тепле, были сытыми. А главное, их любили и лелеяли. А когда животные или стареют, или кому-то просто надоедают, то они оказываются на улице. После такого отношения, конечно, животные уже никогда людям не доверяют.
Поэтому, прежде чем взять в дом щенка, да и любое другое животное, надо задать себе вопрос: «Смогу ли я воспитать его, любить его, отвечать за его проступки, если таковые случатся, смогу ли стать ему настоящим другом?» Но если вы все-таки решились, то поверьте, вы никогда не пожалеете об этом и приобретете преданного, бескорыстного друга.
- Сейчас раздам вам листочки, вы должны Леле написать сообщение. Вам известно, что SMS много писать невозможно. Напишите коротко и ясно, что бы вы хотели ей передать.
|
Дети дают свои ответы.
дети по очереди читают и клеят сообщения на большой «телефон» на доске
|
|
|
Домашнее задание
|
- Дома вы напишете, сочинение-миниатюру на тему: «Над чем я сегодня впервые задумался?»
(5-6 предложений)
|
|
|
в)Идея_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________